УДК 368.914; 35.087.43
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Родь Ю.С.
В статье дан анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов Уральского федерального округа. Предлагаются мероприятия по повышению эффективности реализации пенсионной реформы и дальнейшего развития данной сферы.
Цель: Исследование тенденций и проблем, характеризующих
деятельность негосударственных пенсионных фондов в Уральском федеральном округе на современном этапе.
Метод и методология проведения работы: Использовались
общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода. В процессе исследования фактического материала использовались методы экономико-статистического анализа.
Результаты: Выделены основные тенденции в механизме
функционирования негосударственных пенсионных фондов, предложены мероприятия по повышению эффективности реализации пенсионной реформы и дальнейшего развития данной сферы.
Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, собственное имущество, пенсионные резервы, пенсионные накопления,
ANALYSIS OF PPF URAL REGION
Rod J.S.
The article analyzes the activities of non-state pension funds of the Urals Federal District. Some measures to improve implementation of the pension reform and the further development of such a sector.
Purpose: To study the trends and challenges that characterize the activities of non-state pension funds in the Urals Federal District, at the present stage.
The method and methodology of work: scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison, generalization, systematic approach. The study used the methods of factual economic and statistical analysis.
Results: The basic trends in the mechanism of functioning of private pension funds, the measures to improve the effectiveness of the implementation of the pension reform and the further development of this sector.
Keywords: private pension fund, own property, pension reserves, retirement savings.
Трудности реформирования пенсионной системы привлекают всеобщее внимание и являются предметом оживленных дискуссий.
Пенсионные системы в большинстве стран мира устроены таким образом, что государственные пенсионные фонды решают вопросы обеспечения пенсионеров минимально гарантированными пенсиями. В свою очередь частные пенсионные системы являются проводником трудовых и профессиональных пенсий, зависящих от заработка человека, и обеспечивают в совокупности с государственными институтами, достаточный уровень достойного размера пенсии, а также финансовую стабильность пенсионной системы. Основным институтом таких частных систем в России являются негосударственные пенсионные фонды.
Стоит отметить, что привлечение средств граждан в систему добровольного пенсионного обеспечения и страхования должно сопровождаться повышением сохранности таких накоплений, которые предполагают как введение гарантий обеспечения сохранности пенсионных накоплений граждан, так и дальнейшее повышение надежности негосударственных пенсионных фондов.
Кроме того, большую роль в повышении доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам становится реализация положений Федерального Закона № 334-ф3, установившего дополнительные требования к надежности негосударственных пенсионных фондов, их открытости и прозрачности.
Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Уральском федеральном округе в настоящее время, представлена 10 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (табл.1).
Механизм функционирования НПФ включает в себя несколько этапов, в частности - формирование ресурсов НПФ. Существует несколько показателей, характеризующих результаты деятельности НПФ на данном этапе:
-собственное имущество фонда;
-пенсионные резервы;
-пенсионные накопления.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Сверловская Челябинская ХМАО-Югры область область
□ Участники
□ Пенсионные резервы
□ Пенсионные накопления
Рис. 1. Основные параметры НПФ по УрФО на 01.01.2012 по субъектам,
%
Таблица 1
Основные показатели деятельности НПФ УрФО на 01.01.2012
№ Наименование Собственное Пенсионные резервы Пенсионные Количество Выплаты
имущество (тыс.руб.) накопления (тыс.руб) участников (человек) пенсий по НПО (тыс.руб.) ИОУД (тыс.руб)
Свердловская область
1. НПФ «Семейный» - - - - - -
2. НПФ «Уралоборонзаводский» 951,5 73,9 782416,27 24700 5739 79653,0
3. НПФ «УГМК-Перспектива» 4 327,1 1 177,0 2726930,75 68371 54747,58 410898,0
4. НПФ «Образование» 2 301,3 164,8 1892940,84 23992 13554,0 262264,0
Челябинская область
5. НПФ «Пенсион-Инвест» 419,6 206,3 154871,49 13722 11966,39 57370,0
6. НПФ «Социальная защита старости» 5 233,8 2 306,6 2834645,00 99257 172967,0 89042,00
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
7. НПФ «Сургутнефтегаз» 19 054,3 3 878,4 740612,85 22421 250432,7 14408077
8. «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» 23 129,1 16 233,2 6653720,36 236717 1956081,3 230967,0
9. НПФ «Мега» 772,6 716,3 0,0 4527 112020,0 53746
10 НПФ «Профессиональный» 4 239,3 3 080,6 149357,85 35632 155960,05 994936,0
Итого по УрФо: 60 428,6 27 837,1 15935495,41 529339 2733468,02 16586953
Итого по России: 1200000012 700313841,83 393710862,58 6595994 131304948,09 99182192,4
Наибольший объем пенсионных резервов по УрФО привлекли фонды ХМАО-Югры-85,89% (рис.1.). Крупнейшим по размеру пенсионных резервов среди фондов являются: Ханты-Мансийский НПФ (ХМАО-Югра), НПФ «Сургутнефтегаз» (ХМАО-Югра), НПФ «Профессиональный» (ХМАО-Югра), НПФ «Социальная защита старости» (Челябинская область). Наименьший объем пенсионных резервов привлек НПФ «Уралоборонзаводский».
Количество участников НПФ, получающие пенсию на 01.01.2012 года составляют 243149 человек, что составляет более 12% занятого в экономике Уральского федерального округа населения. А количество участников негосударственных пенсионных фондов, которые доверили уральским НПФ пенсионные накопления 529,3 тыс. человек (прирост 11,1%) по сравнению с 2010 годом.
Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах УрФО получают 243149 человек (в среднем по УрФО это каждый 20 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости). При этом, например, в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре пенсию из НПФ получают 67% пенсионеров, а в ряде отраслей (железнодорожный транспорт, нефтяная и газовая промышленность) каждый работник, уходящий на пенсию, получает дополнительно к трудовой пенсию в НПФ.
Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления. В добавление к сказанному, уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время, как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 30%.
В ряде субъектов Уральского региона негосударственные институты не получили развития. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе, Курганской и Тюменской областях НПФ до сих пор не созданы (табл. 2, рис.1).
По состоянию на 1 января 2012 года собственное имущество негосударственных пенсионных фондов, расположенных на территории УрФО, составило 60,4 млрд. руб., что на 4% больше, чем на 01.10.2011 года; пенсионные резервы НПФ - 27,8 млрд. руб., по сравнению с 01.10.2011 года снизились на 1%; количество участников НПФ составило 529 339, данный показатель снизился на 2 %. ( табл. 1,рис.2).
Наибольшая доля пенсионных резервов (58%) и количество участников (45%) по региону у НПФ - «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» (табл. 2, рис.1)
Таблица 2
Данные по НПФ в разрезе субъектов УрФо
Наименование Пенсионные резервы, млн. руб. Количество участников, шт.
01.01. 2011 01.01 2012 Изменение, % 01.01. 2011 01.01 2012 Изменение, %
Свердловская область 1 760,0 1 415,7 -20 137 084 117 063 -15
Челябинская область 2 392,9 2 512,9 +5 119 108 112 979 -5
Тюменская область - - - - - -
ХМАО-Югра 24 104,9 23 908,5 -1 284 546 299 297 +5
ЯНАО - - - - - -
Курганская область - - - - - -
Всего по УрФО 28 257,8 27 837,1 -1 540 738 529 339 -2
1200
1000
800
600
400
200
0
□ Фонды УрФО
□ Фонды РФ
2009 2010 2011
Рис.2. Размер собственного имущества фондов, млрд.руб.
Сравним основные показатели негосударственных пенсионных фондов, в общем по стране, с фондами Уральского федерального округа (табл.1). Как видно из рисунка 2, прирост размера собственного имущества региональных фондов УрФО происходит гораздо меньшими темпами, чем в целом по стране. Так, в 2011 году размер собственного имущества НПФ УрФО увеличилось на 8%, хотя размер собственного имущества НПФ по России в целом увеличился на 32 %.
Иная тенденция прослеживается в динамике за последние 3 года по размерам имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) фондов Уральского федерального округа и России в целом (рис.3).
1001
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
□ Фонды УрФо
□ Фонды РФ
2009
2010
2011
Рис.3. Размер имущества для обеспечения уставной деятельности фондов,
млрд.руб.
Так, прирост имущества для осуществления уставной деятельности (ИОУД) увеличилось до 16,6 млрд рублей (прирост за год 3%), для сравнения: по итогам 2010 года прирост составлял 14,4%. Как и в 2010 году, большинство уральских фондов имело ИОУД на уровне 50 - 90 млн рублей
(НПФ«Уралоборонзаводский», НПФ «Социальная защита стар ости», НПФ «Мега», НПФ «Пенсион-Инвест»). Причем два преодолели планку в 200 млн рублей («Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд», НПФ «Образование»), один перешагнул за 400 млн рублей (НПФ «УГМК-Перспектива»), чуть потерял позиции и немного недотянул до 1 млрд рублей НПФ «Профессиональный» (ИОУД - 994,9 млн рублей). Крупнейшим же по итогом 2011 года остался НПФ «Сургутнефтегаз» - 14,4 млрд рублей. (табл.1, рис.3). Стоит отметить, что доля имущества для осуществления уставной деятельности в Уральском федеральном округе составляет 16,72% от общероссийского.
Пенсионные резервы, упав в 2011 году на 12,9%, составили более 30,5 млрд. рублей в 2010 году. В абсолютном выражении лидирующее положение сохранил Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд с результатом более 16 млрд рублей, хотя в относительном выражении значение самого показателя снизилось более чем на 24%. (рис.4.).
Одновременно, с решением важнейших социальных задач, негосударственные пенсионные фонды являются одними из наиболее динамично развивающихся финансовых институтов. Общая сумма средств, подлежащих инвестированию в УрФО на 01.01.2012, составила - 43,7 млрд. руб., в том числе:
средства пенсионных резервов - 27,8 млрд. руб.;
средства пенсионных накоплений - 15,9 млрд. руб.
—Пенсионные резервы по УрФО
Пенсионные накопления по РФ
Рис.4. Общие объемы пенсионных накоплений и резервов по НПФ УрФО
Однако, долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере - фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы. 69,3% активов НПФ размещены на срок менее 1 года, что является следствием отсутствия надежных долгосрочных инструментов инвестирования и принятым количественным методом регулирования инвестиционного портфеля фондов.
В то же время, потребность в долгосрочных инструментах испытывают и компании, нуждающиеся в долгосрочных средствах для реализации крупных инфраструктурных проектов, а также негосударственные пенсионные фонды, нуждающиеся в надежном долгосрочном размещении средств.
Анализ деятельности НПФ позволяет сделать ряд выводов, основной из которых состоит в том, что рынок НПФ в УрФО развивается планомерно. Тем не менее, НПФ еще не обрели такой значимости, как во многих развитых странам с более длительной традицией негосударственных пенсионных фондов. Большинство граждан в уральском федеральном округе, как и в России оставляют право распоряжаться своими накоплениями государству.
Успешная реализация пенсионной реформы и дальнейшее развитие сферы негосударственного пенсионного обеспечения связаны с решением следующих основных вопросов.
1) Разработать требования к минимальной государственной пенсии по старости, которая будет служить базовым нормативом для установления минимального размера негосударственной пенсии, являющейся гарантией социальной обеспеченности населения в пенсионном возрасте.
2) Дальнейшее повышение требований к надежности негосударственных пенсионных фондов, в том числе:
• путем установления нормативов соотношения имущества для обеспечения уставной деятельности и объема привлеченных средств вкладчиков и застрахованных лиц.
• путем создания системы государственного страхования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию по аналогии со страхованием банковских вкладов.
• развитием системы объединенных гарантийных фондов для накоплений граждан по добровольному негосударственному пенсионному обеспечению.
• обеспечением права доступа к информации обо всех аспектах отношений между вкладчиком и фондом, установление обязанности фонда либо вкладчика информировать участников о возможных изменениях пенсионного договора или дополнительного акта вкладчика (нормативного правового акта, если вкладчиком выступает публичное образование) и об их последствиях.
3) Расширение перечня инструментов для инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов как за счет разработки и выведения на финансовые рынки надежных долгосрочных инструментов, так и путем введения дополнительных показателей, характеризующих качество активов.
4) Придание негосударственным пенсионным фондам статуса квалифицированного инвестора позволяет ставить вопрос о переходе от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов к широко распространенному в мире принципу «разумного инвестора». Данный принцип позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций, с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития.
5) Создание условий для развития инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования, в том числе за счет развития института администраторов НПФ, которые должны способствовать постепенному разделению некоммерческой составляющей (социальных функций) и бизнес-функций негосударственного пенсионного обеспечения.
Список литературы
1. Жарков А.А. Анализ деятельности российских негосударственных
пенсионных фондов // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 4.
http://auditfin.eom/fin/2008/4/Jarkov/Jarkov%20.pdf
2. Отчет национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов // НП Национальная ассоциация НПФ, 2010.
References
1. Zharkov A.A. Audit i finansovyj analiz, no. 4 (2008).
http ://auditfin.com/fin/2008/4/Jarkov/Jarkov%20.pdf
2. Otchet nacional'noj associacii negosudarstvennyh pensionnyh fondov. NP
Nacional'naja associacija NPF, 2010.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Родь Юлия Степановна, заведующая кафедрой Экономики, кандидат
экономических наук, доцент
Югорский государственный университет
ул. Чехова, 16, г. Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область, 628012, Россия
e-mail: juliax1977@mail. ru DATA ABOUT THE AUTHOR
Rod Julia Stepanovna, Head of the Department of Economics, candidate of economic Sciences, Associate Professor
Ugra State University
16, Chekhov str, Khanty-Mansiysk- Yugra, Tyumen Region, 628012, Russia e-mail: juliax1977@mail. ru
Рецензент:
Белов В.В., д-р экон. наук