Научная статья на тему 'Негосударственное пенсионное обеспечение: опыт последних лет'

Негосударственное пенсионное обеспечение: опыт последних лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева А.

Представлен опыт деятельности негосударственных пенсионных фондов, являющихся специализированными организациями социального страхования за последние пять лет. Рассматриваются проблемы негосударственного пенсионного страхования на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственное пенсионное обеспечение: опыт последних лет»

А. БАТАЕВА,

ст. преподаватель кафедры экономики и права Столичной финансово-гуманитарной академии

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ОПЫТ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Представлен опыт деятельности негосударственных пенсионных фондов, являющихся специализированными организациями социального страхования за последние пять лет. Рассматриваются проблемы негосударственного пенсионного страхования на региональном уровне.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, негосударственный пенсионный фонд, управляющие компании.

К настоящему времени в России сложилась система негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя: негосударственные пеншонные фонды и организации специализирующиеся на работе с ними, управляющие компании, коммерческие банки, страховые компании, специализированные депозитарии. Однако наибольшее распространение в нашей стране и законодательное оформление деятельности со средствами дополнительного пенсионного страхования получили негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в соответствии с указом Президента РФ от 16.09.92 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» и серии последующих постановлений Кабинета Министров РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ является ФЗ № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями и дополнениями)1.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)2 Я - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3 и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Следует отметить, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.

С одной стороны, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных

1 Указ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями и дополнениями) (в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 № 456) http://www.referent.ru/1/10186

2 Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 № 18-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 10.01.2003 № 14-ФЗ, от 02.12.2004 № 155-ФЗ, от 09.05.2005 № 48-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 182-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-Ф3, от 27.12.2009 № 378-Ф3, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

3 Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

членов общества. НПФ предоставляют людям возможность иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их будет способно обеспечить государство.

С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоёв населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные ресурсы работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надёжностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, т. к. их деятельность ограничена более жёсткими требованиями ликвидности активов.

Инвестируемые ресурсы, аккумулируемые НПФ, теоретически могут образовываться за счёт собственного имущества фондов, которое в соответствии с федеральным законодательством, подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ (ИОУД) и пенсионные резервы. ИОУД образуется за счёт совокупного вклада учредителей, целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда, а также благотворительных взносов. Наличие временного лага между поступлением взносов и пенсионными выплатами позволяет НПФ до завершения выплат использовать его для финансирования инвестиционных программ.

В этой связи большое значение имеет инвестиционная политика НПФ и управляющей компании, которая понимается как основные направления использования накопленных фондами финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. При этом компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках требований, определяемых Правительством РФ в виде ежегодно обновляемого постановления. Смысл этих правил исходит из природы и назначения средств НПФ и состоит в ряде ограничений, в идеале стремящихся достичь две цели: максимизация надёжности при минимальном риске.

Основным преимуществом негосударственных пенсионных фондов, бесспорно, является размер инвестиционного дохода. Эффективность управления пенсионными накоплениями в негосударственном фонде выше, чем в государственном. Это достигается за счет большей гибкости и подвижности в возможностях инвестиционного управления частной компании, более широкой, но при этом строго регламентированной законодательством, структурой инвестиционного портфеля, а также благодаря высоким корпоративным стандартам управления. Кроме того, деятельность негосударственного пенсионного фонда абсолютно прозрачна. Отношения между клиентом и негосударственным пенсионным фондом скреплены договором, т.е. документально закреплены условия и ответственность - то, чего не предусмотрено во взаимоотношениях с государственным фондом.

Можно сделать вывод, что работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд, также как и ПФР, аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату

накопительной части трудовой пенсии. При этом государство регулирует правовые стороны их деятельности и контролирует ее в рамках Инспекции негосударственных пенсионных фондов РФ.

По данным мониторинга Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), численность граждан, выбравших в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию негосударственные пенсионные фонды (НПФ), за 10 месяцев 2010 г. составила свыше 2,4 млн. человек. По прогнозам экспертов НАПФ, их численность в 2011 может превысить 10 млн. человек. После того, как в 2005 году 22,5 млн. человек старше 1967 г.р. лишили права на пенсионные накопления, лишь у 39 млн. человек осталась реальная возможность формирования накопительной части пенсии. Из 10 млн. человек, выбравших негосударственные пенсионные фонды (НПФ), 8,3 млн. моложе 1967 г.р. (свыше 20% или каждый пятый из работающих граждан России, имеющих реальную возможность формировать накопительную часть пенсии). Уверенный рост клиентской базы НПФ не просто восстановился после мирового финансового кризиса 2008 года, но в 2011 году превысит докризисные объемы.

Итоги работы Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) представлены в таблице.

Таблица

Накопленная доходность за 5 лет (2005 - 2009гг.) в системе НПФ

Доходность по пенсионным накоплениям Средняя - 94,6%

для сравнения

Доходность ГУК (Внешэкономбанк) 31,2%

Доходность по пенсионным резервам MAX - 113%

Средняя - 81,2%

Накопленная инфляция за 5 лет 67,7%

По степени открытости для работы со сторонними юридическими и физическими лицами все НПФ можно классифицировать как закрытые и открытые. В настоящее время ускоренную динамику демонстрируют корпоративные и отраслевые фонды, работающие с предприятиями тех отраслей, которые развиваются и функционируют стабильно. Часть крупнейших корпоративных фондов на сегодняшний день не предусматривает доступ участников, не имеющих отношения к учредителю.

Например, на большинстве крупных корпораций и предприятий, работающих на территории Югры, действуют свои корпоративные НПФ. Работники предприятий нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики формируют дополнительные пенсии с участием средств работодателя, что является реальным проявлением «социальной ответственности бизнеса».

НПФ «Сургутнефтегаз» - один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов как по размеру имущества для обеспечения уставной деятельности, так и по размеру сформированных пенсионных резервов, что позволяет Фонду гарантировать полное и своевременное исполнение взятых на себя обязательств по выплате пенсий. Система негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется по пожизненной пенсионной схеме с установленными гарантированными выплатами, зависящими от трудового стажа в ОАО «Сургутнефтегаз» и заработной платы.

В основе инвестиционной политики НПФ «Сургутнефтегаз» лежит стратегия сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Первоочередной задачей является недопущение обесценения пенсионных резервов и пенсионных накоплений, т.е.

превышение размера доходности от инвестирования пенсионных средств над инфляцией (рис.1, рис. 2).

Доходность от инвестирования средств пенсионных резервов (по договорам негосударственного пенсионного обеспечения) начисленная на счета Участников, составила 10%. Полученная НПФ «Сургутнефтегаз» доходность превысила инфляцию, тем самым Фонд выполнил главную задачу - обеспечение сохранности пенсионных средств от обесценения.

Необходимо отметить, что на основании договора о НПО работодатели имеют возможность: повышать уровень материального стимулирования сотрудников;

обеспечивать достаточный уровень содержания ветеранам предприятия; получать дополнительные источники инвестиций в свое предприятие. А действующее законодательство и технологии НПФ гарантируют полную возвратность средств вкладчика-работодателя.

Соотношение инфляции и доходности, начисленной на счете Участников физических 100,00 лиц НПФ "Сургутнефтегаз" с 2006г. по 2010г.

0,00

2006 2007 2008 2009 2010

Накопленная инфляция (кумулятивная инфляция)

Рис. 1. Динамика кумулятивных показателей соотношения инфляции и доходности за

2006 - 2010гг.

Соотношение инфляции, доходности ВЭБ и доходности, начисленной на счета 1ПП ■ 1ПЖ II ^ X II

0 застрахованных лиц пмф Сургутнефтегаз с 2009г. по 2010г. (кумулятивные показатели), % . 57,07 • 43,55 — • — ’ ' 17,87 8,8 —952

1 1 Накопленная инфляция (кумулятивная инфляция) Накопленная доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю Внешэкономбанка (кумулятивная доходность)

Рис. 2. Динамика кумулятивных показателей соотношения инфляции и доходности за

2009-2010гг.

Если говорить о деятельности открытых пенсионных фондов, работающих с физическими лицами, то следует отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе одна из самых развитых систем негосударственного обеспечения по сравнению с другими регионами России. Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд (НПФ), имеющий 7 филиалов и 14 представительств, входит в девятку самых известных негосударственных пенсионных фондов. По основным показателям он занимает 1-ое место в Уральском федеральном округе; 1-ое место среди НПФ России по числу получателей пожизненных пенсий; 4-ое место в РФ по величине пенсионных резервов -более 22,5 млрд. рублей; 5-ое место в РФ по величине собственного имущества - более 27 млрд. рублей.

Свыше 140 тыс. чел., проживающих в разных регионах России, получают пенсии из Ханты-Мансийского НПФ. Более 7000 работников бюджетной сферы округа участвуют в программе софинансирования дополнительной пенсии, 118 117 граждан России определили свои пенсионные накопления в НПФ.

Фонду присвоен исключительно высокий уровень надежности, оценка которого осуществлялась по следующим группам показателей:

- размерные характеристики;

- география деятельности фонда;

- клиентская база фонда;

- инвестиционный портфель фонда;

- профессионализм и деловой потенциал фонда.

В ХМАО реализуется программа дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы Югры, в рамках которой они имеют право на формирование дополнительной пенсии при помощи средств окружного бюджета 1:1. Одну часть работник перечисляет из своей заработной платы, и такая же сумма зачисляется на его счет из средств бюджета, что позволяет существенно повлиять на размер своей будущей пенсии4.

С начала 2011 года физические лица, формирующие в Ханты-Мансийском НПФ дополнительные пенсии за счет собственных средств, внесли в фонд 6,3 млн. рублей взносов, что на 16 процентов больше, чем за такой же период прошлого года. Возросшая активность граждан, опирающихся при формировании пенсионного будущего на свои возможности, проявляется именно в их участии в программе государственного софинансирования накопительной части будущей трудовой пенсии.

Привлекательность Ханты-Мансийского НПФ для граждан объясняется тем, что фонд успешно работает в системе негосударственного пенсионного обеспечения почти 16 лет. При этом за 2005-2011г.г. среднегодовой инвестиционный доход, начисленный на счета застрахованных лиц, составил 11,32%, а накопленная доходность - 67,95%. Для сравнения в государственной УК - «Внешэкономбанке», в которой находятся пенсионные накопления граждан, не заключивших договоры с НПФ, среднегодовой доход по пенсионным накоплениям за 6 лет - 6,25% (накопленная - 37,52%).

Такая высокая доходность объясняется тем, что значительная часть пенсионных резервов Ханты-Мансийского НПФ успешно инвестируется в жилищное строительство, а опыт вложения денег НПФ в строительство жилья был одним и «пионерных» для России. Строительство жилья - наиболее оптимальный сектор для инвестиций пенсионных денег

4 Федеральный закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

в экономику региона, что связано с реализацией национального проекта «Доступное жилье» и бумом ипотечного кредитования. Объем инвестиций Ханты-Мансийского НПФ в строительство жилья составил 4,5 млрд. рублей.

Еще один пример. Пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении государственной управляющей компании (ГУК, в настоящее время -Внешэкономбанк), инвестируются только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями. Сравнительные результаты инвестирования пенсионных накоплений отражают положительные результаты деятельности фонда. Размер дохода, подлежащего зачислению на счета вкладчиков - физических лиц, составляет 15%, а застрахованных лиц, заключивших с фондом договоры обязательного пенсионного страхования - 12,5% годовых. Среднегодовой инвестиционный доход вкладчиков физических лиц за последние 11 лет составляет 19,09%, а доход застрахованных лиц за 2005 - 2009 гг. - 11,43%.

В государственной управляющей компании - «Внешэкономбанке», который управляет пенсионными накоплениями граждан, не заключивших договоры обязательного пенсионного страхования, среднегодовой доход за 5 лет составил 5,98 %.

Вместе с тем следует отметить и проблемные вопросы, нерешенность которых создает препятствия для развития института добровольного формирования пенсионных накоплений и несет риски для устойчивого функционирования обязательного накопительного компонента пенсионной системы, участниками которого являются негосударственные пенсионные фонды. Очевидно, что для более высокой эффективности инвестирования пенсионных активов НПФ и УК должны быть разработаны региональные инвестиционные проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры, с определенными финансовыми гарантиями и поддержкой со стороны региональных властей.

При этом в качестве одного из возможных решений этой проблемы уже сегодня можно назвать Программу развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения ХМАО на 2002-2012 гг. Целями программы являются:

- обеспечение на комплексной основе достойного уровня доходов населения автономного округа после окончания периода активной трудовой деятельности и выхода на пенсию;

- создание устойчивой долгосрочной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения автономного округа;

- система предполагает накопительные принципы привлечения средств организаций различных отраслей экономики, бюджетных средств автономного округа и муниципальных образований, а также личных доходов населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.