ЭКО. - 2012. - №4
ГАБДУЛХАКОВ P.P.
В статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения северян. Показаны условия жизнедеятельности населения северных территорий и проблемы его социальной защиты, основные параметры сложившейся в северных регионах пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров-северян, основные системные проблемы их пенсионного обеспечения и возможные пути решения назревших вопросов.
Ключевые слова: население северных территорий, пенсионное обеспечение, социальные риски, районы Крайнего Севера
Пенсионное обеспечение северян
Р.Р. ГАБДУЛХАКОВ, кандидат экономических наук, исполнительный директор НПФ «Сургутнефтегаз». E-mail: gabdulhacov@surgutneftegas.ru
Условия жизнедеятельности и социальной защиты населения северных территорий
Север занимает почти 65% территории Российской Федерации1, а его вклад в экономику является определяющим. При этом, по мнению большинства исследователей проблем Севера2, ситуацию в социальной сфере нельзя назвать благополучной.
Большая часть территории Севера относится к регионам с неблагоприятными, дискомфортными и экстремальными природно-климатическими условиями проживания. Длительные и холодные зимы, непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим и ряд других факторов крайне отрицательно воздействуют на здоровье населения, приводят к повышенной (в два раза и более) заболеваемости, сокращению продолжительности жизни (примерно на 3-4 года) и существенно снижают трудоспособность. Так, например, Таймырский АО (вместе с г. Норильском) по жесткости климата стоит на втором месте после Антарктиды;
1 К северным территориям (районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям) относятся: полностью 14 и частично 13 субъектов РФ; 503 города и поселка, при этом 16 городов - с численностью населения 100-400 тыс. чел., включая три города (Мурманск, Воркута и Норильск) за Северным полярным кругом (в высоких широтах).
2 См.: Районирование Севера России: колл. монография. - М.: Изд-во РАГС, 2010.- С. 14-49.
на территории Якутии зафиксирована самая низкая в Северном полушарии зимняя температура; Чукотка, Камчатка и Мурманское побережье отличаются не только морозами, но и сильными ветрами.
Усугубляет сложные условия проживания и характер труда значительной части северян. Многие населенные пункты Севера - по сути, моногорода, базирующиеся на работе одно-го-двух предприятий (Норильск, Сургут, Нерюнгри) или построенные вблизи электростанций с энергоемкими предприятиями (г. Братск - ГЭС, алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс), для которых характерны вредные условия труда и высокие риски производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости.
• Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Саха (Якутия);
• добыча угля - Республики Коми и Саха (Якутия);
• Мурманская область и район Норильска;
• добыча алмазов - Республика Саха (Якутия).
В организациях преобладающих на Севере добывающих отраслей (добыча нефти и газа, угля и алмазов, добыча и переработка цветных металлов) до 70-80%рабочих мест относится к производствам с тяжелыми и вредными условиями труда. Так, в организациях по добыче полезных ископаемых в 2008 г. почти 40% работников трудилось в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, а 25% работающих мужчин были заняты на тяжелых работах3.
Условия жизни и труда северян ухудшает недостаточная развитость транспортной и социально-бытовой инфраструктуры. Удорожающими факторами стоимости жизни являются необходимость досрочного завоза продовольственных и других потребительских товаров, высокая затратность и рискованный характер функционирования систем жизнеобеспечения.
Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность населения по действующему законодательству РФ применяется система компенсаций, основными элементами которой являются: дополнительный отпуск; надбавки к заработной плате; пенсии по
3 См.: Труд и занятость в России. 2009. - С. 313, 317, 465-533.
старости на льготных условиях; доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности; предоставление жилой площади в других районах страны; оплата проезда к месту использования отпуска.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста4. Общая численность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет около 16,5 млн чел. (11,63% населения РФ). Досрочную пенсию по территориальным (региональным) условиям проживания получают 2,5 млн чел. (8,21% от всех получателей пенсии по старости). Ежегодно появляется около 140 тыс. новых получателей досрочных пенсий, при этом 56% пенсионеров-«северян» продолжают работать на прежних местах. Столь высокая финансовая нагрузка не распределяется на всех работодателей и пенсионеров, что в рыночных условиях нельзя считать нормальной ситуацией.
Результаты изучения социально-экономического состояния северных регионов России учеными Института системного анализа РАН (Москва), Института труда и социального страхования, Института экономических проблем Кольского научного центра (Апатиты), Российской академии государственной службы при президенте РФ свидетельствуют о нарастании крупных и длительных противоречий во многих сферах жизнедеятельности населения на Севере.
С одной стороны, этот уникальный по природным ресурсам макрорегион не только не является дотационным, но и определяет устойчивость всей национальной экономики и благоприятные перспективы ее развития. С другой стороны, отсутствие государственной поддержки приводит к утрате гарантий социальной защиты и серьезным деструктивным последствиям в экономической и социальной жизни.
Советская система государственных гарантий (компенсаций и льгот) по материальному и социальному обеспечению работающих сегодня не соответствует самой природе новых
4 Мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
экономических отношений, поскольку для нее было характерно использование модели государственного патернализма и бюджетного финансирования всей социальной сферы. Сохранение архаичных институтов и механизмов социальной защиты в постсоветский период привело к кризису социальной сферы, существенному снижению уровня жизни населения, росту численности безработных, перенаселенности северных регионов пенсионерами, ухудшению здоровья населения.
Основные параметры пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров-северян
Важнейшим вопросом социальной политики государства для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является формирование справедливой и эффективной пенсионной системы для северян.
В северных регионах показатели продолжительности жизни в среднем на пять лет меньше, чем в среднем по России: у мужчин - 53 года (по РФ - 58 лет), а у женщин - 67 лет вместо 72 лет (у представителей коренных северных народов продолжительность жизни мужчин - 45 лет, женщин - 53 года)5. Некоторое увеличение продолжительности жизни россиян за последние три года не уменьшило отрыв в продолжительности жизни проживающих и работающих на Севере от средней по стране.
В соответствии с действующим законодательством расчет пенсий производится по показателю дожития, который на 5-6 лет больше фактических величин. В результате расчетный размер пенсий для северян (особенно мужчин) на 15-25% меньше, чем мог бы быть.
Существующая пенсионная система недостаточно учитывает более ранние сроки наступления нетрудоспособности работника в связи со старостью и серьезные нарушения его здоровья, что вызывает необходимость обеспечения более высоких размеров пенсий. Условия пенсионного обеспечения населения районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей менее благоприятны, чем в других регионах России, даже с относительно низким уровнем средней заработной платы.
5 См.: Российская Федерация сегодня. - 2004. - № 20. - С. 29.
Так, средний размер трудовой пенсии пенсионера-северянина в большинстве случаев незначительно превышает прожиточный минимум, в то время как у пенсионеров, проживающих в более благоприятных природно-климатических условиях, - на 25-35%. При этом прожиточный минимум на Севере в 1,5-2 раза выше (таблица). Скорее всего, такая диспропорция сохранится и в будущем, по меньшей мере, до 2020 г.
Соотношение средней трудовой пенсии в регионах и прожиточного минимума пенсионера
Регион Средний размер трудовой пенсии, руб. Прожиточный минимум пенсионера, руб. Соотношение среднего размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера,%
Северные регионы с высоким уровнем средней зарплаты
Kамчатский край 7192,5 8041 89,4
Магаданская область 7363,6 5722 128,7
Республика Саха (Якутия) 6387,1 6084 105,0
Тюменская область 5839,7 4110 107,3
Ханты-Мансийский АО 6956,4 6007 115,8
Ямало-Ненецкий АО 7031,1 6039 116,4
Чукотский АО 8594,0 8199 104,8
Регионы с невысоким уровнем средней зарплаты
Республика Марий Эл 4046,70 3052 132,6
Республика Мордовия 4090,4 3084 132,6
Чувашская Республика 4057,8 3145 129,0
Kарачаево-Черкесская Республика 4010,1 2869 139,8
Забайкальский край 4191,8 3518 119,2
Республика ^лмыкия 3971,1 3082 128,9
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. -С. 172,173, 186,187.
Отметим, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях проживает значительно меньший процент населения старше трудоспособного возраста, чем в среднем по РФ. Однако, как и в целом по стране, удельный вес населения старше трудоспособного возраста несколько возрос в период между переписями 1989 г. и 2002 г. При этом
во всех северных регионах (кроме Коми-Пермяцкого АО и Республики Алтай) его увеличение было намного выше, чем в среднем по стране. Особенно существенным (свыше 4%) оно было в Республиках Коми и Саха (Якутия), Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Корякском, Чукотском автономных округах, Приморском и Хабаровском краях, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Мурманской областях.
Важно отметить, что во всех северных регионах на протяжении последних 20 лет сохраняется устойчивая тенденция сокращения численности занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, однако во многих северных регионах этот показатель остается значительно выше, чем в среднем по РФ. Так, он составляет около двух в Республике Саха (Якутия), Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Камчатской, Магаданской областях, Корякском, Ненецком, Эвенкийском АО, свыше трех - в Тюменской области и Таймырском АО, более четырех - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО.
Быстрое увеличение среднего возраста проживающих в большей части северных регионов во многом объясняется более интенсивным оттоком населения трудоспособного возраста, переселением в другие районы страны с более благоприятным климатом значительного количества молодежи и квалифицированных работников среднего возраста. В соответствии с государственными программами планировалось переселить из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1,2 млн чел.
Прогнозировалось, что часть переселяющихся граждан составят пенсионеры. Во всяком случае, федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет преимущество граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, станций, а также инвалидов 1-й и 2-й групп, инвалидов с детства, пенсионеров, безработных (ст. 2). Однако из-за недостаточных объемов финансирования выехало менее 50 тыс. чел., а за собственный счет - более 1 млн северян, среди которых преобладали люди трудоспособного возраста, с высокой квалификацией и уровнем доходов.
В очереди на переезд остается около 800 тыс. чел., большинство из них - пенсионеры и люди предпенсионного возраста. В проекте федерального бюджета на 2012 г. запланировано увеличение на треть средств, выделяемых на переселение северян в районы с более благоприятным климатом. Но это не решит проблему в обозримом будущем: если финансовые ресурсы будут выделяться в прежних объемах, для переселения очередников потребуется не менее 100 лет6.
Системные проблемы пенсионного обеспечения северян
Принятие в 2003 г. и 2010 г. ряда федеральных законов позволило несколько улучшить пенсионное обеспечение северян. Однако пенсионная система не учитывает в должной мере специфику труда и проживания в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые обусловливают необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий.
Первой проблемой является низкий уровень пенсий северян, как по покупательной способности, так и по отношению к заработной плате, что характеризуется таким показателем, как коэффициент замещения.
Существующая структура пенсионных институтов (базовой, страховой и накопительной части пенсии) не позволяет существенно увеличить коэффициент замещения у работников с заработной платой, превышающей средний её размер. Коэффициент замещения средней назначаемой пенсии по стране за годы проведения пенсионной реформы снизился на 18 п. п. и составляет лишь 37% от заработной платы, а для работников, у которых заработная плата превышает средний уровень по стране в 2-3 раза, его величина составляет не более 12-18%. Так, например, в Ханты-Мансийском АО даже после индексаций пенсий в 2009-2010 гг. коэффициент замещения не превышает 19%.
Прогнозные оценки Пенсионного фонда РФ и Всемирного банка свидетельствуют о том, что к 2020 г. средняя величина коэффициента замещения существенно уменьшится и составит всего 30%, а для высокодоходных групп населения - не превысит 10-15% их заработков.
6 См.: Российский Север: экономический эффект и социальный аспект // Человек и закон. - 2004. - № 11. - С. 11.
Для высококвалифицированных работников, занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях, расположенных в северных регионах, такая ситуация не может быть признана нормальной и требует принятия системных и безотлагательных мер.
Вторая проблема пенсионного обеспечения северян связана с низкими размерами заработной платы у работников, занятых в сельском хозяйстве и бюджетной сфере, - 1-12 тыс. руб. Данные категории работников не могут заработать приемлемую по уровню покупательной способности пенсию. Решение проблемы требует более активной политики федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти в сфере доходов населения.
Третья проблема состоит в нормативно-методологическом несовершенстве определения прожиточного минимума пенсионера. В северных регионах затраты на воспроизводство индивида, поддержание его нормальной жизнедеятельности должны превышать в 2-3 раза среднероссийские уровни затрат. Как показывают расчеты, продукты питания стоят на Севере существенно дороже, чем в среднем по России. Из-за суровых климатических условий его жителям нужно гораздо больше жиров (мяса, масла и т.д.), витаминов, необходимы одежда и обувь из натурального меха и шерсти. Все это -значительные дополнительные затраты.
В то же время методология расчета прожиточного минимума все еще ориентирована на физиологическое выживание и не учитывает необходимые для нормального воспроизводства затраты на питание и товары непродовольственной группы. Существующие нормативы продовольственной группы существенно ниже рекомендованных нормативами Института питания РАМН, реальных показателей потребления развитых стран и существовавших в нашей стране 15 лет назад. Так, в потребительской корзине заложено потребление мяса на одного человека в год (по различным группам населения) 31,5-37,2 кг при нормативе Института питания - 78-80 кг (в 1990 г. по стране - 72 кг). Аналогичные разрывы в показателях (в 1,5 раза и более) наблюдаются и по другим группам с высокой пищевой и биологической ценностью - рыбопродуктам и молочным продуктам.
2 ЭКО №4, 2012
Для России, где значительная часть территорий находится в зоне Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для которых требуется высококалорийное питание, существующая потребительская корзина недостаточна на весьма значимую величину (на 50% и более). По этой причине суточный рацион большей части населения не отвечает энергетическим затратам и потребностям в биологически активных веществах.
Четвертой крупной проблемой является законодательная неурегулированность вопроса профессиональных пенсий за работу во вредных и опасных условиях труда. В соответствии с пунктом 3 ст. 27 федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что после 1 января 2003 г. для работников, занятых в производствах и на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, право на досрочные пенсии будет определяться в соответствии с законом о профессиональных пенсиях.
Такой закон до настоящего времени не принят. Это означает, что за период с 1 января 2003 г. по настоящее время работодатели (или государство) не производили уплату страховых взносов в систему профессиональных пенсий, что приводит к отсутствию пенсионных прав на этот вид досрочных пенсий для работников, занятых в соответствующих производствах. Возник правовой вакуум по вопросу назначения досрочных трудовых пенсий, что затронуло интересы значительного числа жителей Севера.
Пути совершенствования социальной защиты
и пенсионного обеспечения северян
Одним из важных направлений совершенствования законодательного регулирования социально-экономического развития территории и повышения социальной защиты его населения представляется государственная поддержка пенсионного обеспечения для лиц, работавших в традиционных отраслях производства (агропромышленный комплекс), в связи с экстремальностью природно-климатических особенностей Крайнего Севера. С этой целью необходимо внести соответствующие поправки в федеральные законы по вопросам пенсионного и социального страхования, обеспечения трудовых прав граждан, занятых в личных хозяйствах,
в первую очередь, в сельской местности. Дальнейшее их развитие позволит задействовать механизм самозанятости сельского населения и повышения доходности, а также решить одну из главных задач агропромышленного комплекса - формирование устойчивого продовольственного фонда страны. Назрела необходимость принятия федерального закона «О личных подсобных хозяйствах населения».
Таким образом, требуется незамедлительное реформирование оплаты труда и районных коэффициентов, пенсий и пособий, льгот и компенсаций7. Крупный масштаб проблем в данной сфере носит институциональный характер, требует применения современных социальных технологий и методологического инструментария.
В основу новой правовой модели компенсаций можно рекомендовать следующие компоненты:
• совершенствование методов районирования северных регионов по принципу объективного удорожания производства и удорожающих факторов по воспроизводству рабочей силы;
• повышение оплаты труда и принятие более высоких уровней социальных гарантий, включая защиту от повышенных уровней «северных» социальных рисков утраты трудоспособности и заболеваний;
• разделение гарантий на компенсацию и льготы: первые носят императивный характер и призваны возместить действие удорожающих факторов по воспроизводству рабочей силы на Севере, а вторые, выполняющие функции привлечения работников к профессиональной деятельности, целесообразно передать в сферу альтернативных, договорных отношений работодателя и наемного работника;
• разработка методики определения величины районных коэффициентов и других компенсационных факторов в зависимости от интегрального показателя дискомфортности. Важнейшим направлением совершенствования пенсионного обеспечения северян является формирование территориальной системы обязательного пенсионного страхования. С этой
7 См.: Районирование Севера России: колл. монография. - М.: Изд-во РАГС, 2010.- С. 14-49.
целью рядом экспертов предлагается организовать досрочное пенсионное обеспечение граждан РФ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем создания накопительных профессиональных пенсионных систем на базе негосударственных пенсионных фондов по аналогии с системами для досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда8. В настоящее время практически все крупнейшие компании, связанные с добычей, переработкой сырья и выработкой электроэнергии, имеют корпоративные пенсионные программы, реализуемые негосударственными пенсионными фондами. Однако государственную поддержку через экономическое стимулирование дополнительного пенсионного страхования необходимо существенно усилить.
Финансирование этих систем будет осуществляться за счет дополнительных страховых взносов работодателей, по тарифам, установленным федеральным законом. Субсидии государства могут также предусматриваться в виде надбавки к досрочным пенсиям, выплачиваемым из профессиональных пенсионных систем. Досрочные пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будут выплачиваться только до достижения общеустановленного пенсионного возраста, после этого трудовые пенсии будут назначаться и финансироваться на общих условиях.
Предлагаемый порядок будет касаться только работников, вновь приступающих к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для тех, кто уже работает, сохраняется действующий порядок.
Размер дополнительного страхового взноса работодателя для финансирования досрочных пенсий работников, впервые поступивших на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предлагается установить: для районов Крайнего Севера в размере 9%; в приравненных к районам крайнего Севера местностях - 7%.
При указанных тарифах финансирования предполагается обеспечить коэффициент замещения по досрочным пенсиям
8 См.: Предложения по развитию пенсионной системы в РФ / Экспертный совет при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при президенте РФ. - М., 2011. - С. 32,33.
в течение досрочного периода на уровне 30%. Рекомендованный общий страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для получения права на досрочные пенсии в полном объеме следует увеличить на пять лет по сравнению с нынешними нормами. В результате общий страховой стаж составит для мужчин 30 лет, для женщин - 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 20 лет, в районах, приравненных к ним, - 25 лет.
Тарифы дополнительных страховых взносов рассчитаны исходя из рекомендованного страхового стажа. При неполном страховом стаже величина коэффициента замещения досрочной пенсии будет ниже 30%.
За счет ограниченного досрочного пенсионного периода (пять лет), увеличения общего страхового стажа и применения профессиональных пенсионных систем только для граждан, вновь приступающих к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, потребность в субсидиях государства может не возникнуть. При этом совокупная нагрузка на фонд оплаты труда по обязательным взносам на пенсионное страхование всех работников предприятия, включая взносы в пенсионную систему, будут реально ниже существующего уровня по ставке 26%.
При создании профессиональных пенсионных систем для досрочного пенсионного обеспечения северян вопросы администрирования, сохранности и правопреемства (наследования) будут решаться по аналогии с системами для досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Кроме того, важно предусмотреть возможности для получения досрочных пенсий работникам бюджетной сферы в северных регионах. Из-за особенностей российского бюджетного законодательства их работодатели имеют ограниченные возможности создавать пенсионные планы в рамках дополнительного пенсионного обеспечения, а из-за низкого среднего уровня зарплат в этой сфере организация дополнительного пенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работников не имеет экономических перспектив, а они сами оказываются ущемлены в правах на дополнительное пенсионное обеспечение.
Для привлечения и закрепления квалифицированных кадров в таких социально значимых отраслях, как образование, здравоохранение и т.п., предлагаются следующие меры:
- создание для субъектов Федерации условий, позволяющих формировать пенсионные программы для работников бюджетной сферы и уплачивать взносы за этих работников;
- вовлечение в программы добровольного пенсионного обеспечения в НПФ работников бюджетной сферы в связи с расширением финансово-экономической самостоятельности этих учреждений;
- использование механизма региональных пенсионных программ для финансирования досрочных пенсий педагогов и врачей;
- развитие региональных пенсионных программ за счет средств, направляемых из бюджета на доплаты к государственным пенсиям до прожиточного минимума;
- организация пилотных проектов для муниципалитетов-доноров с целью отработки механизмов вовлечения в программы добровольного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, а впоследствии - жилищно-коммунального хозяйства, некоммерческих организаций, малых предприятий, не имеющих возможности создавать собственные программы дополнительного пенсионного обеспечения работников.
Региональные пенсионные системы призваны также обеспечить финансирование на накопительных принципах пенсий за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсий за выслугу лет.
Формирование территориальных пенсионных программ предполагает создание законодательной базы, включающей пакет федеральных законов - о территориальном обязательном пенсионном страховании, о персонифицированном учете при территориальном обязательном пенсионном страховании и другие нормативные акты. Упорядочение системы районирования территорий Севера будет иметь принципиальное значение для формирования территориальной системы пенсионного страхования, которое должно действовать на территориях с экстремальными и дискомфортными природно-климатическими условиями.
Поскольку нормы налогового, трудового и пенсионного законодательства противоречат закону «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», необходим пакет новых законов, включая пенсионный блок: «О размере районных коэффициентов к заработной плате и порядке его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; «О размере процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях и порядок ее выплаты».
***
Безусловно, необходима комплексная реализация предложенных мер, но при этом анализ функционирования пенсионных систем развитых стран показывает, что одним из важнейших направлений улучшения пенсионного обеспечения северян является вовлечение самих работников в процесс пенсионного страхования. В настоящее время в РФ только работодатель определяет процесс формирования пенсионного капитала работника, в том числе несет ответственность за своевременность и полноту внесения страховых взносов. Опыт разработки региональной пенсионной программы в Ханты-Мансийском АО показывает, что в условиях дефицита источников финансирования пенсионного капитала одним из наиболее эффективных способов реального увеличения коэффициента замещения является максимально широкое использование принципа софинансирова-ния. Бюджет, работодатель и работник должны солидарно формировать пенсионный капитал в рамках региональных, личных и корпоративных пенсионных программ.