Научная статья на тему 'Бедность пенсионеров: социально-экономические причины и условия преодоления'

Бедность пенсионеров: социально-экономические причины и условия преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРА / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ / АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / SUBSISTENCE LEVEL / RELATIVE POVERTY / ABSOLUTE POVERTY / LIVING STANDARD / REPLACEMENT RATE / RETIREMENT PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев А. К.

В исследовании впервые анализируются условия и факторы материального обеспечения пенсионеров как неотъемлемого элемента человеческого капитала. Исходными предпосылками принимаются базовые принципы функционирования государственной системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом страховые взносы в систему ОПС рассматриваются не как нагрузка на бизнес и нерациональные расходы федерального бюджета, а как эффективное инвестирование в человеческий капитал [1]. Результаты исследования используются для обоснования комплекса мер социальной поддержки пенсионеров в целях поддержания их материального уровня и объема расходов на эти нужды, а также для уточнения направлений реформирования отечественной пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study first analyses the conditions and factors of material support for pensioners as an integral part of human capital. The starting assumptions are accepted the basic principles of functioning of the state system of mandatory pension insurance (OPS). The insurance contributions to the system OPS are not seen as a "burden on business" and irrational "Federal spending" and as "effective investment in human capital" [1]. The results of the study are used for validation of measures of social support of pensioners to maintain their financial levels and expenditure on these needs, and also to specify the directions of reforming the national pension system.

Текст научной работы на тему «Бедность пенсионеров: социально-экономические причины и условия преодоления»

Соловьев А.К.,

профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., заслуженный экономист России E-mail: [email protected]

БЕДНОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ1

В исследовании впервые анализируются условия и факторы материального обеспечения пенсионеров как неотъемлемого элемента человеческого капитала. Исходными предпосылками принимаются базовые принципы функционирования государственной системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом страховые взносы в систему ОПС рассматриваются не как нагрузка на бизнес и нерациональные расходы федерального бюджета, а как эффективное инвестирование в человеческий капитал [1].

Результаты исследования используются для обоснования комплекса мер социальной поддержки пенсионеров в целях поддержания их материального уровня и объема расходов на эти нужды, а также для уточнения направлений реформирования отечественной пенсионной системы.

Ключевые слова: прожиточный минимум пенсионера, относительная бедность, абсолютная бедность, уровень жизни, коэффициент замещения, трудовая пенсия.

Solovev A.K.

POVERTY OF PENSIONERS: A SOCIO-ECONOMIC CAUSES AND CONDITIONS FOR OVERCOMING

The study first analyses the conditions andfactors of material support for pensioners as an integral part of human capital.

1 Исследование выполнено по бюджетному плану Финансового университета на 2016.

The starting assumptions are accepted the basic principles of functioning of the state system of mandatory pension insurance (OPS). The insurance contributions to the system OPS are not seen as a "burden on business" and irrational "Federal spending" and as "effective investment in human capital" [1].

The results of the study are used for validation of measures of social support of pensioners to maintain their financial levels and expenditure on these needs, and also to specify the directions of reforming the national pension system.

Keywords: subsistence level, relative poverty, absolute poverty, living standard, replacement rate, retirement pension.

Пенсионеры составляют основную категорию постоянно растущего числа бедных граждан нашей страны. Хотя все государственные пенсионные программы в российской пенсионной системе полностью исключают выпадение пенсионеров в нищенское состояние, т.е. доходы менее 1.0 прожиточного минимума пенсионера (ПМП), реальный уровень их жизни неуклонно снижается в течение всего периода от «советской системы пенсионного обеспечения» до рыночной системы обязательного пенсионного страхования (ОПС).

В результате в 2015 году численность бедных пенсионеров превысила 19,1 млн чел., т.е. 13,3% от общей численности населения, которые имели доходы ниже прожиточного минимума (рис. 1).

Однако главной социально-экономической проблемой современного российского общества является не столько рост уровня абсолютной бедности, сколько растущая поляризация населения по уровню доходов: в 2015 г. 20% самых бедных располагали 5,3% общего объема денежных доходов, тогда как 20% самых богатых владели 47% доходов, в то время как в 2014 г. соответственно 5,2% и 47,4% (табл. 1).

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. чел.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к обшей численности населения

Рисунок 1 - Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Российской Федерации

В отношении к пенсионерам поляризация доходов проявляется в первую очередь в растущем разрыве между доходами человека в трудоспособный и нетрудоспособный период его жизни. Именно эта негативная тенденция является базовой задачей, которую предсто-

ит решить в рамках правительственной Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России (до 2030 г.), которая ориентирована на последовательное завершение страховой пенсионной реформы.

Таблица 1 - Распределение общего объема денежных доходов населения __ по 20-процентным группам населения, % __

1990 1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Денежные 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

доходы, всего

первая (с 9,8 6,1 5,9 5,4 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2 5,3

наименьшими

доходами)

вторая 14,9 10,7 10,4 10,1 9,8 9,8 9,9 9,8 9,8 9,9 10,0

третья 18,8 15,2 15,1 15,1 14,8 14,8 14,9 14,9 14,9 14,9 15,1

четвертая 23,8 21,7 21,9 22,7 22,5 22,5 22,6 22,5 22,5 22,6 22,6

пятая (с 32,7 46,3 46,7 46,7 47,7 47,7 47,4 47,6 47,6 47,4 47,0

наибольшими

доходами)

Источник: Россия в цифрах. 2016. С. 131.

Причем чрезмерная поляризация доходов населения насчитывает не 2 года, как рост уровня абсолютной бедности, а уже 25 лет. Она стала негативным социально-экономическим результатом начала рыночных преобразований в постсоветской России, и пере-

ломить эту тенденцию до сих пор не удается.

С началом рыночных реформ в общей структуре денежных доходов населения произошло резкое повышение удельного веса доходов богатых при еще более значительном сокраще-

нии удельного веса доходов малообеспеченных. В 1995 г. по сравнению с 1990 г. доля доходов 20% наиболее обеспеченного населения выросла в 1,4 раза (с 32,7% до 46,3%), а доходов 20% малообеспеченных снизилась в 1,6 раза (с 9,8% до 6,1%).

В 2009 г. доля денежных доходов двадцати процентов богатых превысила 47,7%, а двадцати процентов бедных -сократилась до 5,2%, и сложившийся разрыв сохраняется до настоящего времени. Рост коэффициента Джини с 0,397 в 2002 г. до 0,412 в 2015 г. (определяет степень отклонения фактиче-

В то же время усредненные показатели доходов различных групп населения свидетельствуют о росте благосостояния. Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 г. составили 30225 руб., что в 7,7 раза выше уровня 2002 г. (табл. 3). Их реальный рост составил 2,1 раза. Среднемесячная номи-

ского распределения общего объема доходов от их равномерного распределения) также свидетельствует о продолжающейся концентрации доходов в руках богатых (табл. 2). Отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных (коэффициент фондов) выросло с 8 в 1992 г. до 14,0 в 2002 г., а в 2015 г. составило15,6 (согласно принятой в мировой практике оценке, если соотношение наиболее и наименее обеспеченных групп населения превышает 10 раз, то стране присуща социальная нестабильность).

2015 0,412

15,6

нальная начисленная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с 2002 г. в 7,8 раза (при реальном росте в 2,2 раза), а средний размер назначенных пенсий - в 8,7 раза (в реальном выражении рост составил 2,5 раза).

Таблица 3 - Основные социально-экономические показатели уровня жизни _населения Российской Федерации за 2002-2015 гг. _

Показатель 2002 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Среднедушевые 3947 8088 16895 18958 20780 23221 25928 27767 30225

денежные доходы

населения, рублей

в % к величине 218 268 328 333 326 357 355 345 312

прожиточного ми-

нимума для всего

населения

Реальные распола- 111 112 103 106 100 105 104 99 96

гаемые денежные

доходы, в % к

предыдущему году

Среднемесячная 4360 8555 18638 20952 23369 26629 29792 32495 33981

номинальная

начисленная зара-

Таблица 2 - Коэффициент Джини и коэффициент фондов за 2002-2015 гг

Показатель

2002 2005 2009

2010 2011 2012 2013 2014

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,397

0,409

0,421

0,421

0,417

0,420

0,419

0,416

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов)_

14,0

15,2

16,6

16,6

16,2

16,4

16,3

16,0

Источник: Россия в цифрах. 2008. С. 118, с. 127; 2016. С. 121, с. 131.

ботная плата ра-

ботников организа-

ций, рублей

в % к величине про- 222 354 334 341 340 378 379 374 325

житочного миниму-

ма для трудоспособ-

ного населения

Реальная начислен- 121 113 97 105 103 108 105 101 91

ная заработная пла-

та, в % к предыду-

щему году

Средний размер 1379 2364 5191 7476 8203 9041 9918 10786 11986

назначенных пен-

сий, рублей

в % к величине 100 98 127 165 163 177 165 163 151

прожиточного ми-

нимума для пенси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онеров

Реальный размер 116 110 111 135 101 105 103 101 96

назначенных пен-

сий, в % к преды-

дущему году

Минимальный раз- 400,0 746,7 4330 4330 4471 4611 5205 5554 5965

мер оплаты труда

(в среднем за год), рублей

Реальный размер 138,2 110,4 168,6 93,6 95,2 98,1 105,7 99,0 93,0

минимальной опла-

ты труда, в % к

предыдущему году

Источник: Россия в цифрах. 2008. С. 115-118; 2016. С. 117-121.

Вследствие того что граница абсолютной бедности - прожиточный минимум - в среднегодовом исчислении выросла значительно меньше: для трудоспособного населения в 5,3 раза, а для пенсионеров в 5,8 раза (табл. 4), - соотношения средней заработной платы и назначенной пенсии к величине ПМ увеличились в 1,5 раза и составили соответственно 325% и 151%. В наиболее благоприятный интервал рассматриваемого периода (в 2012-2013 гг.) они достигали 379% и 177% соответственно, но экономический кризис вернул их к уровню середины 2000-х годов.

Для целей анализа подразделим все субъекты Федерации на две группы: дорогие для проживания и дешевые - в зависимости от величины регионально-

го ПМ. Регионы с величиной ПМ равной или ниже общероссийского уровня будут считаться дешевыми для проживания, с ПМ выше общероссийского уровня - дорогими. Кроме того, для наглядности представления аналитических результатов подразделим субъекты Российской Федерации на три группы по территориальным условиям:

группа 1 - северные регионы, в состав которых входят 24 субъекта Федерации, имеющие в своем составе районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

группа 2 - южные регионы -13 субъектов Федерации из состава Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (а с 2014 г. - 15, включая Республику Крым и г. Севастополь);

группа 3 - центральные регионы, включающие 46 регионов, входящие в Центральный федеральный округ, и остальные субъекты Федерации, не отнесенные в группы 1 и 2.

В 2014 г. дорогими для проживания трудоспособного населения были 28 субъектов Федерации (против 35 в 2002 г.), для пенсионеров - 29 субъектов (в 2004 г. таких регионов насчитывалось 33) (табл. 4).

Таблица 4 - Величина прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, установленная Правительством Российской Федерации

ПМТ ПМП

рублей1-1 в % к со- количество рублей1- в % к соответ- количество субъ-

ответ- субъектов ствующему пе- ектов РФ, имею-

ствующе- РФ, имею- риоду прошлого щих ПМП выше

му перио- щих ПМТ года общероссийского

ду про- выше обще-

шлого го- российского

да

2002 1968 Х 35 1379 Х 28

2003 2304 117,1 36 1605 116,4 31

2004 2602 113,0 35 1801 112,2 33

2005 3255 125,1 27 2418 134,2 19

2006 3695 113,5 30 2731 113,0 24

2007 4159 112,6 32 3065 112,2 26

2008 4971 119,5 28 3644 118,9 29

2009 5572 112,1 30 4100 112,5 31

2010 6138 110,2 26 4521 110,3 28

2011 6878 112,1 27 5032 111,3 29

2012 7049 102,5 30 5123 101,8 29

2013 7871 111,7 27 5998 117,1 23

2014 8683 110,3 28 6617 110,3 29

2015 10 455 120,4 28 7965 120,4 28

1) Оценка на основе данных, 1-ГУ кварталы

установленных Правительством Российской Федерации за

20 из 28 дорогих для проживания трудоспособного населения субъектов Федерации относились к северным регионам: 5 - к Северо-Западному ФО (Архангельская и Мурманская области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий а.о.), 2 - к Уральскому ФО (Ханты-Мансийский-Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа), 5 - к Сибирскому ФО (Томская и Иркутская области, Забайкальский и Красноярский края, Республика Тыва), 8 - все регионы Дальневосточного ФО, кроме Еврейской автономной области.

Для проживания пенсионеров дорогими оказались эти же северные регионы, за исключением Иркутской области (ее место заняла Кемеровская область), а также 1 регион Приволжского ФО (Пермский край).

Из остальных восьми дорогих для проживания трудоспособного населения регионов 3 относились к Центральному ФО (Московская и Смоленская области, г. Москва), 3 - к Северо-Западному ФО (Вологодская, Псковская области и г. Санкт-Петербург), 1 - к Сибирскому ФО (Новосибирская область), 1 - к Дальневосточному ФО (Еврейская автономная

область). Для пенсионеров дорогими являлись все перечисленные регионы (кроме г. Санкт-Петербурга), а также Тверская область (в Центральном ФО).

Самый высокий размер ПМТ в среднем за 2014 г. имел место в Ненецком автономном округе - 17226 руб., самый низкий - в г. Севастополе (6566 руб.). Разрыв между ними составил 2,6 раза. В этих же субъектах Федерации были установлены самый высокий и самый низкий размеры ПМП: в Ненецком а.о. - 13437 руб. (78% уровня ПМТ) и в г. Севастополе - 5058 руб. (77% уровня ПМТ) соответственно. Разрыв между ними также составил 2,6 раза.

В 2015 г. сохранилась прежняя структура дорогих для проживания трудоспособного населения субъектов РФ: 19 из 28 относились к северным регионам (за исключением Республики Тыва - Сибирский ФО). Эти же северные регионы оставались дорогими для проживания пенсионеров.

К числу дорогих для проживания трудоспособного населения регионов в 2015 г. добавился еще один субъект Центрального ФО - Тверская область. Таким образом, их число (дорогих для проживания регионов, не относящихся к северным) увеличилось до 9. Они же являлись дорогими для проживания субъектами РФ и для пенсионеров.

Самый высокий размер ПМТ в среднем за 2015 г., как и годом ранее, имел место в Ненецком автономном округе - 19340 руб., самый низкий - в

Республике Татарстан (8215 руб.). Разрыв между ними составил 2,4 раза. В этих же субъектах Федерации были установлены самый высокий и самый низкий размеры ПМП: в Ненецком а.о. - 15086 руб. (78% уровня ПМТ) и в Республике Татарстан - 6309 руб. (77% уровня ПМТ) соответственно. Разрыв между ними также составил 2,4 раза.

1. Анализ условий формирования пенсионных прав трудоспособным населением.

Основной источник доходов большинства трудоспособного населения - заработная плата, являющаяся одновременно и главным источником формирования пенсионных прав застрахованных лиц.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы, по данным Рос-стата, в 2015 г. составил 33981 рубль1, что выше уровня 2002 г. в 7,8 раза (в 2002 г. - 4360 руб.). Однако при этом произошло сокращение среднесписочной численности работников в 0,9 раза -с 50,6 млн чел. до 44,7 млн человек.

Данные выборочного обследования Росстата по заработной плате, распространявшегося в 2015 г. на 28,9 млн работников, т.е. на 63% их численности (в нем, однако, не учитываются работающие у субъектов малого предпринимательства), показывают несколько более высокий рост средней зарплаты в апреле 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, чем для всей экономики в среднем за год, - в 8,2 раза (табл. 5).

Таблица 5 - Сведения о средней заработной плате по 10-процентным группам работников в Российской Федерации (по данным за апрель соответствующего года)

Заработная 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2009 2011 2013 2015

плата

Всего, рублей 4108 5017 6351 7816 9847 12548 18287 22334 29453 33800

В том числе

по 10% груп-

пам работни-

ков:

Первая (с 495 611 853 1090 1366 1957 4136 4662 6183 7527

наименьшей

зарплатой)

Заработная 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2009 2011 2013 2015

плата

Вторая 1026 1220 1626 2100 2631 3631 5993 7097 9715 11781

Третья 1489 1775 2346 3012 3771 5049 7869 9504 12893 15440

Четвертая 1983 2328 3090 3918 4931 6481 9873 11969 16075 19019

Пятая 2491 2994 3937 4934 6209 8050 12028 14630 19456 22877

Шестая 3083 3746 4889 6118 7654 9858 14490 17635 23344 27244

Седьмая 3840 4768 6175 7584 9435 12047 17513 21314 28262 32637

Восьмая 4898 6128 7571 9449 11920 15036 21663 26471 35090 40033

Девятая 6699 8242 10509 12855 15971 20069 28673 34977 45934 52446

Десятая (с наибольшей зарплатой) 15078 18359 22512 27105 34582 43305 60631 75081 97576 108996

Соотношение 30,5 30,0 26,4 24,9 25,3 22,1 14,7 16,1 15,8 14,5

средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с

наименьшей

ее величи-

ной, раз

Коэффициент Джини 0,477 0,481 0,467 0,456 0,459 0,447 0,418 0,425 0,416 0,413

Источник: Результаты выборочного обследования организаций по распределению численности работников по размерам начисленной заработной платы за апрель соответствующего года (форма № 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы»).

Это же обследование показывает, что средняя зарплата 10% самых богатых работников выросла в 7,2 раза, тогда как 10% самых низкооплачиваемых - в 15 раз. Благодаря этому дифференциация между самыми богатыми и самыми бедными работниками (коэффициент фондов) по уровню средней зарплаты снизилась в 2 раза, с 30,5 раза в

2002 г. до 14,5 раза в 2015 году (для всего населения в начале периода она была существенно ниже (и составляла 14 раз), а в конце периода выше -15,6 раза).

Однако для трети видов экономической деятельности по-прежнему сохраняется запредельно высокая дифференциация (табл. 6).

Таблица 6 - Соотношение размеров средней заработной платы в Российской Федерации по видам экономической деятельности за апрель 2015 г.

Виды экономической деятельности Средняя заработная плата ра- Соотношение

ботников, рублей размеров средней

10% наименее 10% наиболее заработной платы

оплачиваемых оплачиваемых работников, раз

Всего 7526,5 108996,1 14,5

Сельское хозяйство, охота и лесное хо- 6224,5 51587,9 8,3

зяйство

Рыболовство, рыбоводство 6725,2 322525,5 48,0

Добыча полезных ископаемых 14927,5 171296,2 11,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обрабатывающие производства 9930,1 99607,8 10,0

Производство и распределение электро- 10063,1 96138,3 9,6

энергии, газа и воды

Строительство 9041,8 112580,9 12,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт 7804,6 128876,9 16,5

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

Гостиницы и рестораны 7331,8 90625,3 12,4

Транспорт и связь 8522,5 115837,5 13,6

Финансовая деятельность 13256,8 209302,3 15,8

Операции с недвижимым имуществом, 8099,9 152863,8 18,9

аренда и предоставление услуг

Государственное управление; обязательное социальное обеспечение; деятельность 9005,3 107758,4 12,0

экстерриториальных организаций

Образование 6101,9 69489,2 11,4

Здравоохранение и предоставление со- 7316,4 73810,6 10,1

циальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, 6306,0 114561,3 18,2

социальных и персональных услуг

Так, в сфере финансовой деятельности разрыв в оплате крайних 10%-ных групп работников в апреле 2015 г. составлял 15,8 раза, в оптовой и розничной торговле - 16,5 раза, в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 18,2 раза, в операциях с недвижимым имуществом -18,9 раза. В рыболовстве, рыбоводстве разрыв достигал 48 раз. Самый низкий уровень заработной платы и наименьший (менее 10 раз) разрыв в средней зарплате крайних 10%-ных групп работников наблюдался в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.

В региональном разрезе столь высоких, как по видам экономической деятельности, различий в уровне заработной платы нет. Коэффициент фондов в 88 субъектах Федерации не превышает 15 раз, в том числе в 40 не достигает и 10 раз (в 2013 г. таких регионов было всего лишь 17). При этом минимальное значение имела Белгородская область -7,2 раза. Разрыв между 10% высоко- и 10% низкооплачиваемых работников превышает 15 раз только в одном реги-

оне - Сахалинской области (15,4 раза), в 2013 г. таких регионов было 3.

По итогам выборочного обследования Росстата в апреле 2015 г. значение коэффициента Джини в целом по России составило 0,413 с минимальным значением -0,300 - в Белгородской области и максимальным -0,425 - в Сахалинской области.

Высокие значения коэффициента Джини (т.е. достаточно сильное отклонение распределения зарплат от равномерного) имеют и богатые регионы (г. Москва - 0,404, Сахалинская область -0,425) и относительно бедные (Республика Тыва - 0,415). Первые - в связи большим числом высокооплачиваемых работников. Так, в г. Москве 13%, а в Сахалинской области 10,9% общей численности обследованных наемных работников в апреле 2015 г. получали заработную плату свыше100 тыс. рублей. Заработную плату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) получало 0,25% и 0,11% численности работников соответственно. Напротив, Республика Тыва попала в число регионов с наивысшим неравенством зарплат из-за наличия боль-

шого числа низкооплачиваемых работников. По данным обследования Росстата, там 3,4% работников зарабатывало в месяц менее МРОТ в размере 5965 рублей и всего 2,1% имело заработную плату свыше 100 тыс. рублей.

Таким образом, принципиального улучшения ситуации с оплатой труда в сторону повышения равномерности ее распределения между богатыми и бедными в стране за рассматриваемые годы

не произошло (рис. 2): малооплачиваемая половина работников (1-5 дециль-ные группы) получила в 2015 г. на 4,5 п.п. большую долю фонда заработной платы: 22,7% против 18,2% в 2002 г. На эту же незначительную величину сократился удельный вес фонда заработной платы 50% более высокооплачиваемых работников (6-10 де-цильные группы) - с 81,8 до77,3%.

Рисунок 2 - Распределение наемных работников по уровню заработной платы

в 2002 и 2015 годах

Примерно по 50% фонда заработной платы получают и 20% наиболее высокооплачиваемых, и 80% остальных работников, хотя его доля, приходящаяся на высокооплачиваемых, медленно сокращается.

Коэффициент Джини снижением на 0,064 за 14 лет (с 0,477 до 0,413), т.е. в среднем на 0,0046 в год, подтверждает крайне медленное сокращение разрыва в доходах от работы по найму между бедными и богатыми.

В таких условиях для того, чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП на весь ожидаемый период ее выплаты (если тариф страховых взносов будет

равен установленному законодательно -26% - и полностью будет учитываться в пенсионных правах) самым низкооплачиваемым работникам - из группы, в которой средняя зарплата составляет 14% от средней в экономике - необходимо работать 125 лет, работникам с зарплатой, составляющей треть средней в экономике, - 54 года.

Работники же с зарплатой, равной медианной, должны работать примерно 25 лет, чтобы заработать тот же 1,0 ПМП, 50 лет - для пенсии в 2,0 ПМП и 75 лет -для пенсии в 3,0 ПМП.

По данным выборочного обследования организаций за апрель 2015 года,

проведенного Росстатом, медианная заработная плата (50% работников имеют заработную плату меньше этого значения и 50% работников - больше) составила 24868 рублей (рис. 2), т.е. 73,6% средней (в апреле 2013 г. - 72,2%, в апреле 2009 г. - 71,8%).

Только при зарплате, равной и выше средней в экономике (такую зарплату получают лишь 31% работников), человек может заработать пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано установление с 2015 г. нового минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП - за 33 года, т.е., по сути, за фактически сложившийся для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако, чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет (что на 9 лет больше, чем возможная максимальная продолжительность стажа с 20 лет до общеустановленного пенсионного возраста 60 лет).

Очевидно, что за годы, истекшие с начала пенсионной реформы, несмотря на определенную положительную динамику в уровне и дифференциации заработной платы, большая часть работающего по найму населения не имела возможности сформировать пенсионные права в объеме, обеспечивающем в будущем достойную пенсию, именно по причине низкой зарплаты. Это, безусловно, понижающим образом скажется на уровне будущих пенсий и наглядно проявляется в уровне пенсий по новым назначениям.

2. Причины занятости пенсионеров - низкие пенсии или высокая зарплата?

В течение 2015 г. в различные его периоды трудовой деятельностью занимались 11,8 млн получателей страховых пенсий (10,9 млн из них - пенсионеры по старости). На конец года работающими оставались 8,74 млн человек (в т.ч. 8,1 млн человек - пенсионеры по старости) при общей численности полу-

чателей страховой пенсии 39,1 млн человек. Т.е. уровень занятости получателей страховых пенсий на конец года составлял 22,3%.

У получателей досрочных пенсий, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, уровень занятости существенно выше - 41,7% (из 2,76 млн человек, получавших на конец 2015 г. страховую пенсию по старости и не достигших 55/60 лет, работающими являлись 1,15 млн человек). Основными финансовыми причинами занятости (помимо социальных, таких как интерес к работе) могут являться низкий размер пенсии, вынуждающий человека искать дополнительные средства для существования, и привлекательный уровень заработной платы, стимулирующий его к продолжению работы для сохранения достигнутого уровня материального обеспечения. Эти причины могут влиять на трудовое поведение пенсионеров как по отдельности, так и комплексно. Отчасти оценить их влияние позволяют статистические данные о размерах зарплаты и пенсий работающих пенсионеров.

По данным СПУ, 81% работавших в 2015 г. пенсионеров по старости получали пенсию в размере до 16 тыс. руб. (среди работавших получателей досрочных пенсий в возрасте до 55 лет таких 85,2%), в том числе 54,8% (67,4%) - до 13 тыс. руб. (рис. 3).

Таким образом, у половины работающих пенсионеров по старости, а среди досрочников - у двух третей, размер пенсии ниже среднего по стране (12,8 тыс. руб.). Еще у четверти он находится в пределах от 100 до 125% среднего размера, т.е. не превышает 2,0 ПМП по Российской Федерации.

88% работавших в 2015 г. пенсионеров по старости получали заработную плату до 50 тыс. руб. в месяц, причем у 64,3% она не достигала 30 тыс. руб., в т.ч. у 29,2% не превышала 10 тыс. руб. в месяц (рис. 4).

% 20 18 16 14 12 10

17,73

13,73 А 15,47

\

/ 10,69

7,87 9,24

^ \ 6,73 ч

4,01 / Л

1,3 1 2,92 -

1,57 - 0,63 ^^ 1-21 0.76 1.20

1 11111111111111

4 -г(

^ ^ л* л* ^ ^ л* .г*

^ ^ ^ л* ^ ^ л* А* </ /

^ # ^ ¿Г ^ ^ л* ^ л* # #

О о о о V V V V V1 V V V V V V * О^ «Л? ^ ^ ^

/ / <Ъ* ^ # ^ ^ ^ ^ ^ &

О" О" О" О" О" О" О" с? о4" о4

Рисунок 3 - Распределение пенсионеров по старости, работавших в 2015 году,

по размерам пенсий

Рисунок 4 - Распределение работающих пенсионеров по старости по размерам заработной платы

Среди работающих получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, 22,2% составляли лица, чей заработок не превышает 15 тыс. руб. в месяц, еще 25,2% - лица с зарплатой 15-25 тыс. руб., еще 34,4% имели зарплату 25-50 тыс. руб.

У 85% работающих пенсионеров по инвалидности пенсия не выше

Также подавляющее число работающих пенсионеров по случаю потери кормильца имеют крайне низкую пенсию: 82% из них получали пенсию до 10 тыс. руб. (1,3 ПМП), в том числе у 53,8% она не превышала 5,5 тыс. руб. (0,7 ПМП) (рис. 7).

Заработная плата 87,3% работающих пенсионеров по случаю потери кормильца варьировалась в пределах 15 тыс. руб. в месяц, в том числе у 77,3% ее размер не превышал 10 тыс. руб. в месяц (рис. 8).

Лишь у 13% пенсионеров по случаю потери кормильца, из числа получающих пенсию в размере не более 5,5 тыс. руб., заработная плата состав-

11,5 тыс. руб. (менее 1,5 ПМП), в том числе у 73,2% - не более 10 тыс. руб (1,3 ПМП), а у 55% ее размер не превышает 8,5 тыс. руб. (1,09 ПМП) (рис. 10).

Заработная плата подавляющего большинства работающих пенсионеров по инвалидности (75,5 %) не превышает 25 тыс. руб./месяц, причем у 40% не достигает и 10 тыс. руб. (рис. 5).

ляла 15 тыс. руб. и более. В основном бедные работающие пенсионеры по случаю потери кормильца получают низкую заработную плату. Эта же закономерность относится и к пенсионерам по инвалидности.

Таким образом, подавляющее большинство пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца после назначения пенсии продолжают работу по причине низких размеров и пенсии, и заработной платы, а в совокупности со страховой пенсией наличие заработка позволяет повысить им уровень жизни до 2,0-3,0 ПМП.

Рисунок 5 - Распределение пенсионеров по инвалидности, работавших в 2015 году,

по размерам пенсий

Рисунок 6 - Распределение работающих пенсионеров по случаю инвалидности

по размерам заработной платы

Рисунок 7 - Распределение пенсионеров по случаю потери кормильца, работавших в 2015 году, по размерам пенсий

Рисунок 8 - Распределение работающих пенсионеров по случаю потери кормильца

по размерам заработной платы

О продолжении работы по причине нежелания терять высокие заработки и связанный с ними уровень жизни можно говорить только применительно к 14% работающих пенсионеров по старости (1,28 млн человек). Но и среди них 14,8% (113 тыс. человек) получают пенсию в размере ниже среднего по стране. У остальных пенсия выше средней, причем у 22,5% она составляет 20,5 тыс. руб. и более. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 5-29.

2. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2015. - 300 с.

3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р.

4. Аналитический доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные

перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса». МЗСР - 2012.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция). Утверждены 14 мая 2015 года Правительством Российской Федерации.

6. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1 / под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Дело, РАН-ХиГС, 2013. - 430 с.

7. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -30.06.2014. - № 26 (часть Г). - Ст. 3378.

8. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. - 2012. - № 3.

9. Соловьев А.К. Коэффициент замещения: проблемы теории и практики. - М.: Вариант, 2014. - 304 с.

10. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. -2016. - № 6. - С. 5-35.

11. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. - 2015. - № 11. -С. 5-29.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Medvedev D. Socio-economic development of Russia: finding new dynamics // Problems of Economics. -2016. - № 10. - S. 5-29.

2. Solovyev A.K. Pension reform: illusion and reality: studies. in the expedient. - M.: Prospect, 2015. - 300 p.

3. A long-term strategy of development of pension system of the Russian Federation", approved the Disposal, eat of Government of the Russian Federation from 25.12.2012 № 2524-R.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Analytical report "the Results of the pension reform and long-term prospects of the pension system of the Russian Federation taking into account the impact of the global financial crisis." MHSD - 2012.

5. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period till 2018 (new version). Approved may 14, 2015 the government of the Russian Federation.

6. Strategy 2020: New growth model

- new social policy. Final report on the results according to expert work on actual problems of mothers socio-economic strategy of Russia for the period up to 2020. Book 1 / under scientific. edited by V.A. Mau, Ya.I. Kuzminov. - M.: Case, ran-Hicks 2013. - 430 p.

7. About the strategic planning Institute in the Russian Federation: Federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ // Collected legislation of the Russian Federation. -30.06.2014. - № 26 (part I). - S. 3378.

8. Kudrin A., Gurvich E. Population Aging and the threat of a fiscal crisis // Voprosy ekonomiki. - 2012. -№ 3.

9. Solovyov A.K. Factor substitution: theory and practice-key. - M.: Option, 2014. - 304 p.

10. Akindinova N., Kuzminov Y., Yasin E. Russia's Economy: prepare for a long transition // Economic Issues. - 2016.

- № 6. - S. 5-35.

11. Medvedev D. The new reality: Russia and global challenges / Issues of economy. - 2015. - № 11. - S. 5-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.