УДК 369:65.290-2
Э. Я. Вафин
ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2009 ГОДА
Ключевые слова: государственное пенсионное обеспечение, прожиточный минимум, индексация, трудовая пенсия, смертность рождаемость. state pension support, living wage,
indexation, labour pension, death rate, birth rate
Статья содержит основные показатели пенсионного обеспечения по Республике Татарстан, информацию по численности пенсионеров и средним размерам пенсий. Материалы сборника основаны на данных, полученных за 1 полугодие 2009 года.
The article contains general results of pension support in the Republic of Tatarstan, information about pensioners' number, average pension sum. The material of the article is based on the data over the period of the 1st half of2009.
Проведем анализ социально - экономического положения в области пенсионного обеспечения и иных социальных выплат по Республике Татарстан за 1 полугодие 2009 года.
Численность пенсионеров на 01.07.09 года составила 1001725 чел., (и возросла с началом года на 4552 человек или на 0,5%) в т.ч. работающих пенсионеров - 284670 чел. Доля работающих в общей численности пенсионеров равна 28,4% и возросла по сравнению с началом года на 10975 чел.(таблица 1)
Средний размер пенсий увеличился за данный период на 583,6 руб. и составил 4899,91 руб., в том числе за 1 квартал 2009 года увеличение составило 564,75 руб. Рост размеров пенсий обусловлен индексацией базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2009 года на 8,7%, страховой части трудовой пенсии с 01.04.2009 г. на 7,5%, в результате с марта по апрель текущего года средний размер пенсии увеличился на 371,36 руб. или на 7,6%, За 2 квартал средний размер пенсии изменился незначительно. Так средний размер базовой части пенсии увеличился всего на 0,05%, а страховой части - на 0,91%.
Прожиточный минимум пенсионера по Республике Татарстан на 1 квартал 2009 года установлен в размере 2901 руб. Соотношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума на 01.01.2009 г. составляло 159%. К 01.03.2009 г. данное соотношение снизилось до 155,5%. Но после проведения индексации страховой части пенсии с 01.04.2009 г. данный показатель повысился до 168,3%. Реагируя на повышение уровня инфляции, правительство регулирует соотношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера путем индексации. Прожиточный минимум пенсионера на 2 квартал установлен в размере 2985 руб. Соотношение среднего размера пенсии к величине ПМП понизилось до 164,2%.
В таблице 2 приведена информация о динамике средних размеров пенсий за 1 полугодие 2009 года по Республике Татарстан по состоянию на 01.07.09 г.
Таким образом, из таблицы видно, что средний размер трудовой пенсии по состоянию на 01.07.09 г. составил 5023,01 руб., и вырос за 1 полугодие на 606,49 руб., в том числе увеличение за 1 квартал 2009 года составило 588,26 руб.
Наибольшее увеличение пенсий произошло у пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости - на 626,96 руб., средний размер трудовой пенсии по старости соста-
вил на конец периода 5279,32 руб. Увеличение размеров пенсии произошло в связи с ее индексацией в марте и апреле 2009 года.
Таблица 1 - Основные показатели пенсионного обеспечения по Республике Татарстан за 1 полугодие 2009 года
Показатели 2008 г. 2009 г. Темп прироста Темп прироста
01.01.09 01.04.09 01.07.09 за 1 кв. за 2 кв.
1 2 3 4 5 % %
Численность пенсионеров 1 997173 1001349 1001725 4176 0,4 376 0,04
Численность работающих пенсионеров 2 273691 278378 284670 4687 1,7 6292 2,2
Отношение численности работающих пенсионеров к численности пенсионеров (%) 3 27,45 27,80 28,42 0,35 1,3 0,62 2,2
Размер базовой части пенсии 4 1943,17 2114,68 2115,66 172,49 8,8 0,98 0,05
Размер страховой части пенсии 5 2120,17 2495,06 2517,91 374,89 17,7 22,85 0,91
Средний размер пенсии 6 4316,34 4881,09 4899,91 564,75 13,1 18,82 0,38
Количество назначенных пенсий 7 18024 16850 17608 -1174 -6,5 758 4,5
Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера (%) 8 159 168,3 164,2 9,3 5,8 -4,1 -2,4
Прожиточный минимум пенсионера 9 2714 2901 2985 187 6,9 84 2,89
За 2 квартал 2009 года рост среднего размера пенсии не так интенсивен - и составил всего 0,4%. Уменьшился средний размер трудовой пенсии по инвалидности - на 0,2%.
Некоторые категории пенсионеров могут получать две пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Причем одна пенсия может быть трудовой, а вторая - пенсией по государственному пенсионному обеспечению. Самый высокий средний размер пенсии у пенсионеров, получающих две пенсии - инвалиды вследствие военной травмы и участ-
ники ВОВ. Он составляет по итогам 2 квартала 2009 года 12619,36 руб. и 12275,26 руб. соответственно.
Таблица 2 - Динамика среднего размера пенсий за 1 полугодие 2009 года
Наименование показателей Средний размер пенсии, руб. Темп прироста
2008 г. 2009 г. за 1 квартал за 2 квартал
01.01.09 01.04.09 01.07.09 руб. % руб. %
Всего пенсионеров из них: 4316,34 4881,09 4899,91 564,75 13,1 18,82 0,4
Трудовые пенсии в том числе: 4416,52 5004,78 5023,01 588,26 13,3 18,23 0,4
- по старости 4652,36 5270,20 5279,32 617,84 13,3 9,12 0,2
- по инвалидности 3400,87 3826,18 3820,02 425,31 12,5 -6,16 -0,2
- по случаю потери кормильца 2796,02 3206,21 3260,63 410,19 14,7 54,42 1,7
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению в том числе: 2893,1 3130,33 3133,81 237,23 8,2 3,48 0,1
Пенсии военнослужащих и их семей 3942,86 4301,98 4273,31 359,12 9,1 -28,67 -0,7
Социальные пенсии 2793,55 3023,56 3029,14 230,01 8,2 5,58 0,2
Справочно из данных строки 1:
Пенсионеры, получающие две пенсии
- инвалиды вследствие военной травмы 11424,42 12639,49 12619,36 1215,07 10,6 -20,13 -0,2
- участники ВОВ 11080,42 12304,56 12275,26 1224,14 11,1 -29,30 -0,2
- вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы 8095,32 8877,70 8887,45 782,38 9,7 9,75 0,1
- родители погибших военнослужащих 7473,6 8307,31 8311,40 833,71 11,1 4,09 0,0
С точки зрения демографии, изменение численности населения и его возрастной структуры является результатом эволюции режима воспроизводства населения. Численность населения меняется под влиянием:
- демографических причин - соотношение рождаемости и смертности, демографическое поведение;
- миграционного оттока или притока населения; социально-политических причин: изменение административных границ, войны и межнациональные конфликты, проводимая региональная политика, демографическая политика и т.д.;
- природных катастроф и вообще среды обитания;
- социально-экономических причин - роста уровня жизни, повышения благосостояния общества, развития социальных программ, здравоохранения, образования и т.д.
Все эти причины, вместе взятые, отражаются не только на численности населения, но и на его структуре и качестве. Главное эволюционное изменение возрастного состава населения России, как и всех стран, переживших демографический переход, - его старение. Для большинства развитых стран старение населения связано со снижением смертности и увеличением продолжительности жизни. В России же главная причина старения - это снижение рождаемости. Смертность же в нашей стране по-прежнему остается высокой.
Демографическая ситуация в республике в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров.
Общая численность населения Республики Татарстан на 01.01.2009 г. составляет 3768,6 тыс.чел. Доля пенсионеров на 01.01.2009 г. - 26,5% от общего населения республики, т.е. каждый четвертый житель.
За 1 квартал 2009 года число пенсионеров возросло на 4176 человек, или на 0,42%. Резкий рост численности пенсионеров наблюдается с марта по апрель. Среди пенсионеров получателей трудовой пенсии 93,4%, пенсии по государственному пенсионному обеспечению - 6,6%.
По итогам 1 квартала 2009 года доля получателей трудовой пенсии по старости составила 78,4%, по инвалидности -10,1%, по случаю потери кормильца - 5% в общей численности пенсионеров.
Численность получателей трудовой пенсии по старости за 1 квартал возросла на 4462 человека или на 0,6%. Количество получателей трудовых пенсий по инвалидности снизилось на 408 человек или на 0,4%. Число получателей пенсий по случаю потери кормильца сократилось на 380 человек или на 0,8%. Наибольшую долю от общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по старости, и их численность продолжает расти.
За 2 квартал 2009 года численность выросла всего на 376 человек, или на 0,04%. На первое июня численность пенсионеров выросла и составила 1004917 человек, но к 01.07.09г. снизилась на 3192 человека. Наибольшую долю в структуре пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии- 93,5%. Доля получателей трудовой пенсии по старости увеличилась на 0,4% и составила 78,8% в общей численности, по инвалидности составила 10,2% от общей численности пенсионеров. Доля получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца снизилась и составила 4,5%. Как и в 1 квартале текущего года, численность получателей пенсии по старости увеличилась на 0,6%, или на 4664 человек, по инвалидности на 853 человека или на 0,84%. Кроме того, наблюдается резкое снижение численности получателей трудовой пенсии по СПК - на 4339 человек или на 9,6%.
В Центре демографии и экологии человека рассматриваются три основных сценария старения населения страны - «быстрое старение», «вероятное старение» и «медленное старение». По данным Центра, если к 2055 г. реализуется сценарий быстрого старения,
средний возраст населения России увеличится до 57 лет, численность пенсионеров возрастет до 75 млн. человек и составит около 55% от всего населения.
По прогнозным оценкам, миграционный прирост населения до 2016 г. будет снижаться и в 2015 г. составит 2,9 тыс. человек. В условиях сохранения естественной убыли населения снижение миграционного прироста населения приведет к дальнейшему сокращению восполнения естественных потерь и, следовательно, сокращению численности населения республики. Положительную роль может сыграть разработка программы добровольного переселения соотечественников.
Кризис, поразивший экономику Российской Федерации, порожден сложной системной трансформацией, затронувшей все стороны и сферы социальной и экономической жизни. Одним из важнейших направлений выхода из кризиса является становление и развитие адекватных новой экономической системе социально-экономических институтов, присущих рыночной модели экономики.
Системам пенсионного обеспечения в этом ряду должно быть отведено особое место, как механизмам, способным обеспечить достижение социальной стабильности и необходимый инвестиционный потенциал для реформирования экономики.
© Э. Я. Вафин - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, [email protected]