Научная статья на тему 'Анализ уровня бедности пенсионеров: региональные аспекты'

Анализ уровня бедности пенсионеров: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРА / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ / АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / SUBSISTENCE LEVEL / RELATIVE POVERTY / ABSOLUTE POVERTY / LIVING STANDARD / REPLACEMENT RATE / RETIREMENT PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев А. К.

В исследовании впервые анализируются условия и факторы материального обеспечения пенсионеров как неотъемлемого элемента человеческого капитала. Исходными предпосылками принимаются базовые принципы функционирования государственной системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом страховые взносы в систему ОПС рассматриваются не как «нагрузка на бизнес» и нерациональные «расходы федерального бюджета», а как «эффективное инвестирование в человеческий капитал» [1]. Результаты исследования используются для обоснования комплекса мер социальной поддержки пенсионеров в целях поддержания их материального уровня и объема расходов на эти нужды, а также для уточнения направлений реформирования отечественной пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study first analyses the conditions and factors of material support for pensioners as an integral part of human capital. The starting assumptions are accepted the basic principles of functioning of the state system of mandatory pension insurance (OPS). The insurance contributions to the system OPS are not seen as a "burden on business" and irrational "Federal spending" and as "effective investment in human capital" [1]. The results of the study are used for validation of measures of social support of pensioners to maintain their financial levels and expenditure on these needs, and also to specify the directions of reforming the national pension system.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня бедности пенсионеров: региональные аспекты»

Соловьев А.К.,

д.э.н., заслуженный экономист России, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ1

В исследовании впервые анализируются условия и факторы материального обеспечения пенсионеров как неотъемлемого элемента человеческого капитала. Исходными предпосылками принимаются базовые принципы функционирования государственной системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом страховые взносы в систему ОПС рассматриваются не как «нагрузка на бизнес» и нерациональные «расходы федерального бюджета», а как «эффективное инвестирование в человеческий капитал» [1].

Результаты исследования используются для обоснования комплекса мер социальной поддержки пенсионеров в целях поддержания их материального уровня и объема расходов на эти нужды, а также для уточнения направлений реформирования отечественной пенсионной системы.

Ключевые слова: прожиточный минимум пенсионера, относительная бедность, абсолютная бедность, уровень жизни, коэффициент замещения, трудовая пенсия.

Solovyov A.K.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF POVERTY AMONG PENSIONERS: REGIONAL ASPECTS

The study first analyses the conditions andfactors of material support for pensioners as an integral part of human capital. The starting assumptions are accepted the basic principles of functioning of the state system of mandatory pension insurance (OPS). The insurance contributions to the system OPS

1 Исследование выполнено по бюджетному плану Финансового университета на 2016 г.

are not seen as a "burden on business" and irrational "Federal spending" and as "effective investment in human capital" [1].

The results of the study are used for validation of measures of social support of pensioners to maintain their financial levels and expenditure on these needs, and also to specify the directions of reforming the national pension system.

Keywords: subsistence level, relative poverty, absolute poverty, living standard, replacement rate, retirement pension.

Проблема роста абсолютной бедности пенсионеров

Пенсионеры составляют практически третью часть населения нашей страны, и их доля продолжает расти. Основным источником их материального существования являются пенсии: страховая (до 2015 г. трудовая), накопительная и/или пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

Именно бедность пенсионеров, обусловленная крайне низким уровнем пенсий, стала одним из главных катализаторов пенсионной реформы 2002 года. Но первые годы после начала реформы ситуация изменялась крайне медленно.

К концу 2002 г. соотношение среднего размера трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца с ПМП оставалось неприемлемо низким: 84% и 57%соответственно. Лишь средний размер пенсий по старости превышал величину ПМП - их соотношение составляло115,3%. К концу пятого года реформы уровень пенсий по инвалидности и по старости оказался даже ниже, чем в начале реформы - 80% и113,5% ПМП соответственно, лишь по случаю потери кормильца вырос до 62% ПМП (табл. 1).

Лишь после того как в 2007-2009 гг. были предприняты меры по опережающему увеличению размера базовой части трудовой пенсии в целях ее приближения к величине ПМП (в декабре 2007 г. размер базовой части был повышен на 24%, в де-кабре2009 г. - на 31,4%), средняя пенсия по старости достигла 161,7% ПМП, пенсия по инвалидности - 116%, а пенсия по случаю потери кормильца приблизилась к границе абсолютной бедности (91% ПМП).

Таблица 1 - Соотношение средних размеров трудовой (страховой) пенсии и прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2002-2015 гг.

Годы Величина ПМП в среднем на душу населения, рублей Соотношение среднего размера трудовой (страховой) пенсии с ПМП, % Соотношение среднего размера трудовой (страховой) пенсии по старости с ПМП, % Соотношение среднего размера трудовой (страховой) пенсии по инвалидности с ПМП, % Соотношение среднего размера трудовой (страховой) пенсии по случаю потери кормильца с ПМП, %

2002 1 379 107,5 115,3 83,7 57,2

2003 1 605 110,5 118,9 84,8 62,8

2004 1 801 114,4 123,1 87,4 67,6

2005 2 418 106,5 114,3 81,8 61,6

2006 2 731 106,0 113,5 79,8 61,9

2007 3 065 121,9 129,6 93,4 68,9

2008 3 644 127,7 134,7 95,5 75,6

2009 4 100 154,0 161,7 116,3 90,9

2010 4 521 172,8 180,6 112,8 106,4

2011 5 032 169,1 176,4 109,2 105,8

2012 5 123 183,6 191,1 118,2 116,1

2013 5 998 171,9 178,7 110,4 109,9

2014 6 617 169,0 175,3 108,7 108,8

2015 7 965 155,5 161,1 100,0 99,4

Благодаря реализованным в 2010 году мерам по валоризации (повышению) пенсионных прав граждан, приобретенных до 01.01.2002 с учетом советского стажа до 1991 года, соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и ПМП выросло до 180,6%, а по случаю потери кормильца - до 106,4%. У получателей пенсий по инвалидности такого роста не произошло вследствие отсутствия «советского» стажа, наоборот, соотношение их пенсии с ПМП потеряло 3,5 п.п. от уровня 2009 года.

Тем не менее в 2010 году впервые средние размеры всех трех видов трудовой пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца) превысили черту абсолютной бедности, установленную в целом для Российской Федерации.

Максимальные значения соотношения средних размеров трудовых пенсий с ПМП были достигнуты в 2012 г. (по старости - 191%, по инвалидности - 118%, по случаю потери кормильца - 116%), но удержать достигнутый уровень не удалось, в чем в значительной мере виноват начавшийся экономический кризис. К кон-цу2015 г. значение соотношения снизилось: у получателей пенсий по старости -до 161,1%, по инвалидности - до 100,0% и по случаю потери кормильца - до 99,4%.

В 2010 г. была решена также проблема абсолютной бедности для каждого пенсионера в отдельности. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введена норма, согласно которой общая сумма материального обеспечения (далее - СМО) неработающего пенсионера не может быть меньше величины ПМП в субъекте Российской Федерации. Тем пенсионерам, СМО которых не достигают регионального ПМП, осуществляется социальная доплата до его уровня.

В 2010 г. после введения этой нормы среднегодовая численность получателей федеральной социальной доплаты (далее -ФСД) составила2522,9 тыс. человек.

В 2013 году она составляла2644,7 тыс. человек в 67 регионах, в 2014 году -2482,5 тыс. человек в 66 регионах (это на 162,2 тыс. человек, или на 6,1%, меньше). Наибольшее ее сокращение (от 30 до 70%) отмечено в Чеченской Республике, Астраханской и Саратовской областях.

В 2015 г., напротив, наблюдался рост числа получателей ФСД к пенсии. Ее выплата производилась в 67 субъектах Российской Федерации, на территории которых величина ПМП была установлена в размере, не превышающем величины ПМП по Российской Федерации (7161 рубль), установленного Федеральным законом от

01.12.2014 №384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Численность получателей ФСД к пенсии в целом по стране в начале 2015 года составляла 2859,2 тыс. человек, а к концу года увеличилась на 853,3 тыс. человек, или на 29,8%, и составила 3712,5 тыс. человек. Более 6% всех пенсионеров России получали в 2015 году указанную доплату. Средний размер доплаты в целом по Российской Федерации варьировался от 1487 руб. в январе до 1250 руб. в декабре. В среднегодовом исчислении численность получателей ФСД составила 2539,7 тыс. человек (больше, чем в 2014 г., но меньше, чем в 2013 г.), размер доплаты - 1327,2 рубля.

Региональная социальная доплата (далее - РСД) к пенсии в 2015 году выплачивалась в 18 субъектах Российской Федерации (северные регионы, г. Москва и Московская область, Еврейская автономная область). Средний размер доплаты за 6 лет вырос на 14% (в 2010 г. он составлял 3354 рубля, в 2014 г. - 3796 руб., в 2015 г. - 3819 руб.).

Численность получателей РСД с момента ее установления остается примерно на одном уровне, несмотря на кризисные явления последних 2-х лет: в 2015 г. в

среднем за год она составила 2447,2 тыс. человек, в 2014 г. - 2460,9 тыс. человек, в 2010 г. - 2435,3 тыс. человек.

Таким образом, и в 2010 г., и в 2015 г. в России насчитывалось 5 млн. человек абсолютно бедных пенсионеров (в 2015 г. это составляло 12% от общего числа получателей пенсий). У этих людей общая сумма материального обеспечения, а следовательно, и размер пенсии были ниже ПМП в регионе проживания. Выплата им ФСД или РСД увеличивает их индивидуальный доход до уровня абсолютной бедности, но не выводит из нее. На домохо-зяйственном уровне, когда среднедушевой доход определяется с учетом состава семьи и доходов всех ее членов, число абсолютно бедных пенсионеров в стране еще выше.

Дифференциация пенсионеров по уровню пенсий остается стабильной и не столь высокой, как у наемных работников: на 20% самых бедных получателей страховых пенсий приходится 10,6% расходов, на 20% самых обеспеченных - 30%. По сравнению с 2007 г. картина практически не изменилась (рисунок 1). Таким образом, сложившееся значительное расслоение работников по уровню зарплаты не получает в пенсиях адекватного отражения.

Рисунок 1 - Распределение пенсионеров по уровню страховых пенсий в 2007 и 2015 годах

С одной стороны, это плохо, поскольку означает, что пенсии неадекватны вкладу работников в их формирование (выражающемуся в виде продолжительности стажа и размеров внесенных за застрахованное лицо страховых взносов).

С другой стороны, низкая дифференциация пенсий является отражением вводившихся в разные годы реформы явных и косвенных ограничений на уплату взносов (ограничения на верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы (введено с 2010 г.), регрессивная шкала, действовавшая в 2001-2009 гг.),

Таблица 2 - Распределение численности получателей страховой пенсии по старости по отдельным размерам пенсии в Российской Федерации

целью которых и являлось недопущение формирования сверхвысоких пенсий; выплата их вела бы к росту государственных пенсионных обязательств, который было бы невозможно финансово обеспечить.

Средний размер страховой пенсии по старости на 01.04.2015 (дата установленного законодательством ежегодного повышения стоимости ИПК) составил 12862 рубля (таблица 2), медианный размер - 12395 рублей, т.е. 96,4% от среднего (аналогичный показатель по заработной плате составил 73,

Размер назначенной пенсии, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. Соотношение среднего размера пенсии в группе со средним размером пенсии, % Численность группы, тыс. чел. Удельный вес группы в общей численности, % Удельный вес нарастающим итогом, %

до 4000 1875 14,58 4,1 0,01 0,01

от 4001 до 5500 5128 39,87 244,8 0,7 0,71

от 5501 до 7000 6332 49,23 2412,7 6,87 7,58

от 7001 до 8500 7785 60,53 2533,4 7,21 14,79

от 8501 до 10000 9302 72,32 3143,2 8,95 23,74

от 10001 до 11500 10805 84,01 5104,4 14,53 38,27

от 11501 до 13000 12276 95,44 6381,7 18,17 56,44

от 13001 до 14500 13702 106,53 5592,1 15,92 72,36

от 14501 до 16000 15215 118,29 2995,4 8,53 80,89

от 16001 до 17500 16739 130,14 2109,1 6 86,89

от 17501 до 19000 18236 141,78 1820,6 5,18 92,07

от 19001 до 20500 19664 152,88 1301,3 3,7 95,77

от 20501 и выше 24634 191,53 1481,5 4,22 99,99

Всего 12862 100 35124,5 100

Среднестатистический пенсионер по старости получал пенсию, равную 38,1% средней зарплаты, т.е. доход от пенсии у него в 2,6 раза ниже, чем доход от зарплаты у среднестатистического наемного работника. Соотношение медианных значений пенсии и зарплаты составило 49,8%, т.е. уровень пенсии у получателя медианного ее размера ниже, чем уровень зарплаты у работника с медианной зарплатой, в 2 раза.

В качестве минимального размера страховой пенсии по старости для основной массы ее получателей может рассматриваться размер фиксированной выплаты без предусмотренных законом повышений. По состоянию на 01.04.2015 он законодательно установлен равным 3935 руб. Ниже этого

размера страховую пенсию могут получать несколько категорий лиц: граждане, выехавшие на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации, по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, а также получатели доли страховой части трудовой пенсии (государственные служащие) или страховой пенсии без фиксированной выплаты (военнослужащие). Доля лиц, получавших страховую пенсию по старости в размере, не превышаю-щем4000 руб., составила 0,01% (т.е. 4 тыс. чел.). Самый низкий средний размер начисленной пенсии в первой группе, до 4000 руб., был в Чувашской Республике - 1190 руб., а самый высокий в последней группе, от 20501 рубля и выше, в Республике Крым

- 28522 рубля. Половина пенсионеров (48,62%) получают пенсию в размере от 10 до 14,5 тыс. рублей.

Кривая Лоренца для пенсионеров по старости фактически совпадает с аналогичной кривой для всех получателей страховой пенсии, поскольку старость - самая

массовая категория. На конец 2015 г. удельный вес пенсионеров по старости в численности получателей страховых пенсий составлял 90,8% (35,5 млн. человек из 39,1 млн. человек). Распределение пенсионеров по старости по уровню пенсий близко к равномерному (рисунок 2).

■ "П +

з| я

1 Е ;;

л £ • - ¡1 г- ■-

3 Ё ..

а* "

И

» . , ЗВ.4-

= Кг ■ ■ о и,и

1Е ""

. г и : -1 а ЙИ 1

Рисунок 2 - Распределение получателей страховых пенсий по старости по уровню пенсий на 01.04.2015

Расходы на выплату пенсий 20% самых обеспеченных пенсионеров по старости в 2,5 раза выше расходов на выплату пенсий 20% самых малообеспеченных.

Динамика соотношения пенсий с ПМП в регионе проживания пенсионера свидетельствует о снижении уровня жизни пенсионеров в последние год-два. На рассматриваемую дату (1 апреля) 3596,6 тыс. человек, или 10,2%, получателей страховой пенсии по старости (для сравнения: в 2013 г. - 1669 тыс. человек, или 5%) имели пенсию, размер которой был ниже или равен ПМП в регионе проживания. В Уральском федеральном округе удельный вес таких пенсионеров был самым низким -5,6%, в Северо-Кавказском федеральном округе - самым высоким - 14,4%.

2972 тыс. пенсионеров по старости (т.е. 83% тех, у кого пенсия не достигала ПМП) являлись получателями социальных доплат - федеральных и региональных.

Одновременно у 7932,5 тыс., или у 22,6%, пенсионеров по старости размер пенсии составлял 2 и более ПМП в регионе (таблица 3). Это в 1,7 раза меньше, чем в2013 г. - тогда численность получавших пенсию в размере 2 и более ПМП в регионе составляла13739,9 тыс. человек, а их удельный вес был выше в 1,8 раза - 40,9%.

Минимальный удельный вес пенсионеров по старости с высоким, 2 и более ПМП в регионе, уровнем пенсий был в Еврейской автономной области - 5,03%, г. Москве -5,09%, Приморском крае - 6,5%, максимальный - в Мурманской области - 86,7% и в Ненецком а.о. - 91,8%. По введенной ранее градации уровня ПМП все названные регионы относились к группе дорогих для проживания пенсионеров регионов (причем Ненецкий а.о. является самым дорогим).

В федеральных округах удельный вес «обеспеченных» пенсионеров по старости, с пенсией 2 и более региональных ПМП, варьировался от 17,9% в Дальневосточном ФО до 41,4% - в Северо-Западном ФО.

По состоянию на ту же отчетную дату средний размер страховой пенсии по инвалидности в целом по стране составил 7959 рублей (таблица 4), или 62%, среднего размера страховой пенсии по старости. Медианный размер пенсии по инвалидности -7449 рубля - равнялся 93,6% среднего значения. Отношение среднего размера страховой пенсии по инвалидности к средней зарплате составило 23,5% (т.е. средняя пенсия по инвалидности ниже средней зарплаты в 4,2 раза). Медианный размер пенсии по инвалидности равнялся 30% медианной зарплаты (22% средней зарплаты).

Таблица 3 - Распределение численности получателей страховой пенсии по старости

в федеральных округах Российской Федерации по размерам пенсии _относительно ПМП в регионе_

Численность, тыс. чел.: Удельный вес, %

в том

ниже числе: ниже

Регион Всего или рав- выше выше или выше в том числе: выше

ная ПМП ПМП или равная 2 ПМП равная ПМП ПМП или равная 2 ПМП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация 35124,5 3596,6 31527,9 7932,5 10,2 89,8 22,6

в том числе:

Центральный ФО 9427,1 1148,6 8278,6 1552,6 12,2 87,8 16,5

Северо-Западный ФО 3644,5 388,1 3256,4 1508,8 10,6 89,4 41,4

Южный ФО 3356,0 449,8 2906,1 487,2 13,4 86,6 14,5

Северо-Кавказский ФО 1548,8 223,7 1325,1 344,6 14,4 85,6 22,2

Приволжский ФО 7439,4 554,8 6884,6 1944,3 7,5 92,5 26,1

Уральский ФО 3011,2 168,0 2843,3 751,6 5,6 94,4 25,0

Сибирский ФО 4622,1 469,9 4152,2 955,0 10,2 89,8 20,7

Дальневосточный ФО 1505,6 193,8 1311,8 269,7 12,9 87,1 17,9

Крымский ФО 565,6 0,0 565,6 114,4 0,0 100,0 20,2

Таблица 4 - Распределение численности получателей страховой пенсии по инвалидности по отдельным размерам пенсии в Российской Федерации

Размер назначенной пенсии, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. Соотношение среднего размера пенсии в группе со средним размером пенсии,% Численность группы, тыс. чел. Удельный вес группы в общей численности, % Удельный вес нарастающим итогом, %

до 4000 3324 41,76 108,8 4,78 4,8

от 4001 до 5500 4902 61,59 345 15,15 19,9

от 5501 до 7000 6220 78,15 555,5 24,39 44,3

от 7001 до 8500 7720 97,00 432,9 19,01 63,3

от 8501 до 10000 9223 115,88 325,9 14,31 77,6

от 10001 до 11500 10615 133,37 236,2 10,37 88,0

от 11501 до 13000 12107 152,12 131,7 5,78 93,8

от 13001 до 14500 13652 171,53 69,7 3,06 96,8

от 14501 до 16000 15125 190,04 34,8 1,53 98,4

от 16001 до 17500 16678 209,55 17,3 0,76 99,1

от 17501 до 19000 18166 228,24 8,7 0,38 99,5

от 19001 до 20500 19667 247,10 4,9 0,22 99,7

от 20501 и выше 24035 301,99 6,2 0,27 100,0

Всего 7959 100 2277,5 100

Несмотря на значительно более низкие размеры пенсий по инвалидности по сравнению с пенсиями по старости, кривые Лоренца для них выглядят практически идентично, что свидетельствует об одинаково низкой дифференциации получателей. На долю 20% самых бедных пенсионеров по инвалидности приходится 11,4% объема выплат пенсий, на долю20% самых обеспеченных - 31,4% (для пенсионеров по старости соответственно 11,8% и 30%) (рисунок 3).

К апрелю 2015 г. 1170,5 тыс., или 51,4%, получателей страховой пенсии по инвалидности формально находились за чертой абсолютной бедности, т.е. имели пенсию, размер которой был ниже или равным ПМП в субъекте проживания. Только 237 тысяч (т.е. 20%) из них являлись получателями федеральной или региональной социальной доплаты, соответственно, у остальных 933 тыс. человек общая сумма материального обеспечения превышала ПМП благодаря наличию ЕДВ по инвалидности.

Рисунок 3 - Распределение пенсионеров по инвалидности по уровню страховых пенсий по инвалидности на 01.04.2015

Наибольший удельный вес пенсионеров по инвалидности, у которых размер пенсии не достигал регионального ПМП - 63,0% - отмечен в Дальневосточном федеральном округе, наименьший - 35,2% - в СевероКавказском федеральном округе. В Крымском ФО такие пенсионеры отсутствовали.

Пенсию в размере 2 региональных ПМП или выше получали всего 48,7 тыс. человек, или 2,1%, от численности пенсионеров по инвалидности: удельный вес таких получателей было меньше всего в Центральном ФО - 1,0%, больше всего -6,0% - в Крымском ФО (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение численности получателей страховой пенсии по инвалидности в федеральных округах Российской Федерации по размерам пенсии _относительно ПМП в регионе_

Регион Численность, тыс. чел.: Удельный вес, %

Всего ниже или равная 1.0 ПМП выше 1.0 ПМП в том числе: выше или равная 2,0 ПМП ниже или равная 1.0 ПМП выше ПМП в том числе: выше или равная 2.0 ПМП

Российская Федерация 2277,5 1170,5 1107,0 48,7 51,4 48,6 2,1

в том числе:

Центральный ФО 641,2 391,3 249,9 6,4 61,0 39,0 1,0

Северо-Западный ФО 177,3 104,4 72,9 7,8 58,9 41,1 4,4

Южный ФО 237,2 126,8 110,4 2,0 53,5 46,5 0,8

Северо-Кавказский ФО 338,9 119,4 219,5 6,5 35,2 64,8 1,9

Приволжский ФО 421,2 206,2 215,0 12,5 48,9 51,1 3,0

Уральский ФО 129,2 61,6 67,7 3,9 47,6 52,4 3,0

Сибирский ФО 233,1 118,5 114,6 6,2 50,8 49,2 2,6

Дальневосточный ФО 67,3 42,4 24,9 1,2 63,0 37,0 1,9

Крымский ФО 31,8 0,0 31,8 1,9 0,0 100,0 6,0

Пенсионеры по случаю потери кормильца - самая «низкооплачиваемая» категория получателей страховых пенсий, хотя средний размер их пенсий выше, чем пенсий по инвалидности.

Средний размер страховой пенсии по случаю потери кормильца на 01.04.2015 составил 7976 рублей (на 17 руб. выше, чем средний размер пенсии по инвалидности, но в 1,6 раза ниже среднего размера пенсии по

старости). Солидарный коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) равен 23,6%, отношение медианной пенсии к медианной зарплате - 32,5%. Это приблизительно на уровне аналогичных показателей пенсий по инвалидности и значительно ниже, чем по старости.

У 21% пенсионеров по случаю потери кормильца размер пенсии не достигает 4000 рублей. Для сравнения, среди пенси-

онеров по инвалидности удельный вес та- превышавшую 8085 рублей (медианный

ких получателей равен 4,78%, по старости размер), в том числе 38,7% - не более

- 0,01%. Половина пенсионеров по случаю 5500 руб. (таблица 6). потери кормильца получали пенсию, не

Таблица 6 - Распределение численности получателей страховой пенсии по случаю потери _кормильца по отдельным размерам пенсии в Российской Федерации_

Размер назначенной пенсии, руб. Средний размер пенсии в группе, руб. Соотношение среднего размера пенсии в группе со средним размером пенсии,% Численность группы, тыс. чел. Удельный вес группы в общей численности, % Удельный вес нарастающим итогом, %

до 4000 2887 36,20 290,4 21,38 21,38

от 4001 до 5500 4811 60,32 234,6 17,28 38,66

от 5501 до 7000 6215 77,92 85,2 6,27 44,93

от 7001 до 8500 7799 97,78 95,1 7,00 51,94

от 8501 до 10000 9299 116,59 137 10,09 62,03

от 10001 до 11500 10784 135,21 207,6 15,29 77,31

от 11501 до 13000 12129 152,07 170,7 12,57 89,88

от 13001 до 14500 13544 169,81 96,3 7,09 96,97

от 14501 до 16000 15142 189,84 19,3 1,42 98,39

от 16001 до 17500 16657 208,84 9,8 0,72 99,12

от 17501 до 19000 18181 227,95 5,3 0,39 99,51

от 19001 до 20500 19655 246,43 3 0,22 99,73

от 20501 и выше 25784 323,27 3,8 0,28 100,01

Всего 7976 1358 100,00

Кривая Лоренца для пенсий по случаю потери кормильца существенно отличается от аналогичных кривых для пенсий по старости и по инвалидности именно из-за смещения основной массы получателей в низкодоходные группы. На долю 20% самых бедных пенсионеров по случаю потери кормильца приходится лишь 7% объема выплат пенсий (для старости и инвалидности более 11%), на долю следующей 20-процентной группы - 12% выплат (для старости и инвалидности соответственно 16,6% и 15,6%). Отставание сохраняется и в следующей группе, и только в пятой квинтильной группе - для 20% самых обеспеченных - удельный вес выплат пенсий примерно одинаков по всем трем видам страховой пенсии (для старости - 30%, для инвалидности - 31,4%, для потери кормильца - 33,6%) (рисунок 4).

За чертой абсолютной бедности на 01.04.2015 находились 646,5 тыс., или 47,6%, получателей пенсии по случаю потери кормильца (их пенсия была ниже или равна ПМП в субъекте проживания). В Южном ФО удельный вес таких получателей был самым низким - 33,7%, в Северо-

Кавказском ФО самым высоким - 65,4% (таблица 7). При этом получателями федеральных и региональных социальных доплат являлись 556 тыс. пенсионеров по случаю потери кормильца, т.е. 86% из числа тех, у кого пенсия не достигала уровня ПМП, и 41% от общей численности пенсионеров по случаю потери кормильца. А к началу следующего года их численность возросла до 593 тыс. человек.

Столь высокий удельный вес получателей социальных доплат среди «низкодоходных» пенсионеров по случаю потери кормильца связан с отсутствием у подавляющего большинства из них, в отличие от пенсионеров по инвалидности, федеральных и региональных выплат, учитываемых в составе общей суммы материального обеспечения помимо пенсии.

Так же как среди пенсионеров по инвалидности, лишь у 2% пенсионеров по случаю потери кормильца пенсия (33,3 тыс. человек) достигала 2 и более региональных ПМП. Их удельный вес варьировался по федеральным округам от 0,8% в СевероКавказском ФО до 9,2% - в Крымском ФО.

.

1 Эь' - гп.в

1 АЛ.Ь аа.4

<3 Г-ЙЁ !: е ? | чк V ii-i.fi

И :ид 14

А

1 ИЛ к 192

? г1,'4

. 8 1 -1 -И ПИ РГ

— —

Рисунок 4 - Кривые Лоренца для страховых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца на 01.04.2015

Таблица 7 - Распределение численности получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца в федеральных округах Российской Федерации по размерам пенсии относительно ПМП в регионе по состоянию на 01.04.2015

Регион Численность, тыс. чел.: Удельный вес, %

Всего ниже или равная ПМП выше ПМП в том числе: выше или равная 2 ПМП ниже или равная ПМП выше ПМП в том числе: выше или равная 2 ПМП

Российская Федерация 1 358,0 646,5 711,5 33,3 47,6 52,4 2,4

в том числе:

Центральный ФО 304,9 175,0 129,9 5,0 57,4 42,6 1,6

Северо-Западный ФО 76,8 42,7 34,1 4,5 55,6 44,4 5,9

Южный ФО 179,1 60,3 118,8 2,6 33,7 66,3 1,4

Северо-Кавказский ФО 132,5 86,7 45,8 1,1 65,4 34,6 0,8

Приволжский ФО 320,8 124,0 196,8 11,2 38,7 61,3 3,5

Уральский ФО 106,8 53,0 53,8 2,7 49,6 50,4 2,5

Сибирский ФО 175,2 76,6 98,5 3,8 43,7 56,3 2,2

Дальневосточный ФО 45,1 28,1 17,0 0,6 62,3 37,7 1,4

Крымский ФО 16,9 0,0 16,9 1,5 0,0 100,0 9,2

Факторы роста относительной бедности пенсионеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки уровня относительной бедности пенсионеров - доходов от пенсии в сравнении с доходами от зарплаты ныне работающего населения - удобно использовать так называемый солидарный коэффициент замещения (КЗсол), рассчитываемый как отношение среднего размера пенсии по стране к среднемесячной заработной плате в экономике.

Рассматривать данный показатель предлагается в двух видах, принятых для различных разновидностей коэффициента замещения в международной практике: брутто- и нетто-. Для расчета первого используются размеры пенсии и заработной

платы до налогообложения, второго - после (что в российских условиях означает уменьшение на величину НДФЛ по ставке 13% только номинально начисленной заработной платы, поскольку пенсии данным налогом не облагаются).

Использование брутто-коэффициента замещения в общем случае позволяет оценить, в какой мере пенсия замещает заработную плату, с которой уплачивались взносы, нетто-коэффициента - в какой мере пенсия соответствует заработной плате, которую работник получает на руки и может распоряжаться. В случае использования солидарного коэффициента замещения указанные сравнения будут производиться не с собственной зарплатой пенсионера,

которую он имел в период трудовой деятельности, а с зарплатой нынешних работников, что значительно более важно для человека, вышедшего на пенсию.

После продолжительного периода снижения в 2010 г. в результате мер по валоризации пенсионных прав, заработанных в советский период, соотношение среднего размера трудовой пенсии и средней номинально начисленной заработной платы в

стране - солидарный брутто-коэффициент замещения - достигло своего максимума -37,3% (рисунок 5). Для новых назначений трудовой пенсии 2010 г. также был пиком максимума брутто-коэффициента замещения - его величина составила 30,7% (на 6,6 п.п. ниже). Нетто-коэффициент замещения был еще выше - соответственно 42,8% и 35,3% для получателей трудовых пенсий всего и для новых назначений.

Рисунок 5 - Динамика солидарного брутто-коэффициента замещения среднего размера

трудовой пенсии (на конец года), %

2010 год стал годом максимальных значений солидарного коэффициента замещения для всех видов трудовых пенсий. В этот год нетто-коэффициент замещения для среднего размера трудовой пенсии по старости достиг 44,8%, превысив уровень 40%, считающийся минимальным нормативом в Конвенции МОТ №102 для обеспечения по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца типового получателя (рассчитываемого по иным правилам, нежели солидарный коэффициент замещения) и установленный в качестве такового для индивидуального коэффициента замещения трудовой пенсии по старости в КДР-2020. Для средних размеров трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца величина коэффициента замещения составила в 2010 г.:

- по инвалидности: брутто - 24,3% и нетто - 28,0% (всего) (24,3% и 27,9% - для новых назначений);

- по случаю потери кормильца: брутто - 23,0% и нетто - 26,4% (всего) (20,6% и 23,7% - для новых назначений).

В последующие годы тенденция его постепенного снижения возобновилась. К концу 2014 г. значения солидарного брутто- и нетто-коэффициентов замещения среднего размера трудовой пенсии по старости составили соответственно 35,6% и 40,9% (новые назначения - 28,4% и 32,6%). У получателей трудовой пенсии по инвалидности коэффициент замещения был значительно ниже и составлял 22,0% и 25,3% (новые назначения - 21,7% и 25,0%). На этом же уровне находился коэффициент замещения у получателей пенсии по случаю потери кормильца - 22,1% и 25,4%, однако для новых назначений он

был ниже, чем по инвалидности - 19,0% и 21,8%).

К концу 2015 г. в связи с опережающим темпом роста средних размеров страховых пенсий относительно средней заработной платы (111,0% и 104,8% соответственно) наблюдался рост значений солидарного брутто- / нетто-коэффициентов по всем видам пенсий, которые составили:

- пенсии по старости - 37,8% и 43,4% (новые назначения - 30,2% и 34,7%) соответственно;

- пенсии по инвалидности - 23,4% и 26,9% (новые назначения - 23,4% и 26,9%);

- пенсии по случаю потери кормильца - 24,4% и 26,8% (новые назначения -22,8% и 20,4%).

Более 11 млн. человек получают страховую (трудовую) пенсию по старости, назначенную им в различные годы со снижением общеустановленного пенсионного возраста - так называемые досрочные пенсии по старости. Средний размер досрочных пенсий значительно выше размера пенсий, установленных на общих основаниях, особенно за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На 01.01.2016 средний размер досрочной пенсии составлял 110,2% пенсии по старости и 115,8% пенсии по старости, установленной на общих основаниях (для сравнения: в 2010 г. - 107,2% и 111,2%, в 2014 г. - 109,5% и 114,8% соответственно), а за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 132,7% и 139,4% (в 2010 г. - 130,7% и 135,5%, в 2014 г. - 132,2% и 136,6%) соответственно. Исключение составляют так называемые пенсии «за выслугу лет» (термин, оставшийся от советского периода) - за педагогическую и медицинскую деятельность.

Более высокие размеры досрочных пенсий по старости (для большинства оснований их назначения) по сравнению с пенсиями на общих основаниях обусловлены тремя основными факторами:

более высокой заработной платой работающих в неблагоприятных производ-

ственных или природно-климатических условиях;

продолжением большинством застрахованных лиц трудовой деятельности после выхода на досрочную пенсию по старости, что в условиях действия условно-накопительной пенсионной модели и отсутствия ограничений на выплату пенсий работающим пенсионерам приводило к значительному повышению размеров их пенсий по сравнению с первичным назначением;

одинаковой ожидаемой продолжительностью периода выплаты как досрочной пенсии, так и пенсии на общих основаниях - только с 2013 г. вступила в действие норма, по которой ожидаемая продолжительность периода выплаты для досрочных пенсий по старости стала увеличиваться ежегодно на год.

В связи с этим солидарный коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии по старости в целом по Российской Федерации для получателей досрочных пенсий составил на 01.01.2016 года 41,6% (брутто) и 47,8% (нетто), тогда как на общих основаниях - 35,9% и 41,3%.

Для досрочных пенсий по условиям труда показатель был еще выше: по списку №1 - 41,5% (брутто) и 47,8% (нетто), по Списку №2 и малым спискам - 40,1 и 46,1% соответственно, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выше всего - 50,1% и 57,6%.

Уровень замещения средней зарплаты в экономике у новых назначений гораздо ниже (поскольку у них нет прибавки к пенсии, заработанной после ее назначения и исчисленной со снижением ожидаемой продолжительности периода выплаты, а также отсутствуют повышения фиксированного базового размера пенсии, в первую очередь, за достижение 80 лет -это второй по значимости после занятости пенсионеров фактор увеличения среднего размера пенсии по старости при рассмотрении его в целом по стране). Не только у пенсионеров на общих основаниях средняя пенсия не дотягивает до 40% средней зарплаты в экономике - нехватка составляет 9-13 п.п. - т.е. коэффициент замещения

равен 27,1% (брутто) и31,1% (нетто), но и новые назначения досрочных пенсий ни по одной из категорий (кроме пенсий за работу на Крайнем Севере) не достигают указанного норматива:

в среднем по досрочным пенсиям коэффициент замещения для новых назначений составляет 34,4% (брутто) и 39,5% (нетто);

по Списку № 1 - 32,9% и 37,8%, по Списку №2 и «малым спискам» -34,3% и39,4%;

за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 40,9% и 47,0%.

Анализ динамики показывает снижение размера показателя по всем видам пенсий как на общих основаниях, так и досрочных в 2014 году по сравнению с 2010 годом. Повышение в 2015 году связано не столько с увеличением среднего размера пенсий, сколько с замедлением темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Для субъектов Федерации солидарный коэффициент замещения рассчитывается как отношение среднего размера трудовой пенсии к средней номинально начисленной заработной плате в регионе.

По итогам 2015 года 68 субъектов Российской Федерации во всех федеральных округах имели уровень солидарного коэффициента замещения пенсий по старости - 40% и выше. В 2010 году таких регионов было 65 - во всех федеральных округах страны.

По состоянию на 01.01.2016 самый высокий уровень коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости был в Орловской области -58,2%, а самый низкий в г. Москве - 21,4 процента.

Коэффициент замещения от 30,01% до 40% имели 13 регионов во всех федеральных округах, кроме Южного, СевероКавказского и Приволжского.

Из них 10 приходилось на северные регионы: 1 - в Северо-Западном ФО (Мурманская область), 1 - в Уральском ФО (Ханты-Мансийский а.о. - Югра), 2 - в Сибирском ФО (Забайкальский и Красно-

ярский края), 6 - в Дальневосточном ФО, (Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Магаданская область, Республика Саха (Якутия) и Чукотский а.о.

Остальные приходились на центральные регионы, включая регионы, не входящие в состав южных и северных территорий: 1 - в Центральном ФО (Московская область), 2 - в Северо-Западном ФО (Ленинградская область и г. Санкт-Петербург). В 2010 году таких субъектов было 13.

В 4 субъектах Российской Федерации солидарный коэффициент замещения не достигал и 30 процентов. На конец 2015 года такими регионами являлись: Ненецкий (28,7%) и Ямало-Ненецкий (25,3%) автономные округа, Сахалинская (27,9,0%) область и г. Москва (21,4%). Низкий коэффициент замещения обусловлен высоким уровнем заработной платы и стоимости жизни в районах Крайнего Севера и г. Москве.

Коэффициент замещения ниже 30% имели 59 субъектов по трудовой пенсии по инвалидности и 48 - по потере кормильца, от 30 до 40% - соответственно 39 и 41 регион, а выше 40% - по 3 региона.

Уровень коэффициента замещения пенсий по старости, назначенных в отчетном году, значительно ниже, чем у пенсионеров всех лет назначения. По состоянию на 01.01.2016 только 29 субъектов Российской Федерации имели необходимый в соответствии с методологией МОТ уровень коэффициента замещения утраченного заработка пенсией по старости. По другим видам пенсий только в 3 субъектах был достигнут такой уровень: по пенсиям по инвалидности - в Республиках Дагестан, Ингушетии и Чеченской Республике, по пенсиям по случаю потери кормильца - в Республиках Калмыкии и Хакасии и г. Севастополе.

Приблизительно одинаковый рост доходов трудоспособного населения и пенсионеров в абсолютном выражении за указанный период не привел к существенному сокращению разрыва соотношения доходов указанных категорий к прожиточному минимуму.

Переход на индексацию по прогнозируемой инфляции вместо фактической неизбежно приведет к дальнейшему снижению реального размера страховой пенсий и ухудшению материального обеспечения пенсионеров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики № 10. 2016. С. 5-29.

2. Аналитический доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса». МЗСР - 2012.

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция). Утверждены 14 мая 2015 года Правительством Российской Федерации.

4. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Дело, РАНХиГС, 2013. - 430 с.

5. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. № 26 (часть I), ст. 3378.

7. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. № 3. 2012.

8. Соловьев А.К. Коэффициент замещения: проблемы теории и практики. М.: Вариант, 2014. 304 с.

9. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность (учебное пособие). М.: Проспект, 2015. 300 с.

10. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. 2016. №6. С. 5-35.

11. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. № 11. 2015. С. 5-29.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Medvedev D. Socio-economic development of Russia: finding new dynamics // problems of Economics No. 10. 2016. S. 5-29.

2. Analytical report "the Results of the pension reform and long-term prospects of the pension system of the Russian Federation taking into account the impact of the global financial crisis." MHSD - 2012.

3. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period till 2018 (new version). Approved may 14, 2015 the government of the Russian Federation.

4. Strategy-2020: New model of the roSTA - new social policy. Total-new report on the results of expert work on actual problems of social and economic strategy of Russia for the period up to 2020. Book 1; under scientific. edited by V. A. Mau, Ya. I. Kuzminov. - M.: Business, Ranepa, 2013. -430 p.

5. A long-term strategy of development of pension system of the Russian Federation" approved by Order of the Government of the Russian Federation from 25.12.2012 № 2524-R.

6. On strategic planning in the Russian Federation: Federal for con from 28.06.2014 № 172-FZ // collected legislation of the Russian Federation. 30.06.2014. No. 26 (part I), art 3378.

7. Kudrin A., Gurvich E. population Aging and the threat of a fiscal crisis // Voprosy ekonomiki. No. 3. 2012.

8. Solovyov A.K. the Coefficient for location: problems of theory and practice. M.: Variant, 2014. 304 p.

9. A. K. Solovyev, Pension reform: illusions and reality (study guide). M.: Prospect, 2015. 300 S.

10. Akindinova N., Kuzminov Y., Yasin E. Russia's Economy: prepare for a long transition // economic Issues. 2016. No. 6. S. 5-35.

11. Medvedev D. the New reality: Russia and global challenges / Issues of economy. No. 11. 2015. S. 5-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.