Научная статья на тему 'Северные пенсии в Российской Федерации'

Северные пенсии в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1447
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бровчак С.В.

В Российской Федерации 60% территории относится к районам Севера. Из 12 крупных городов, расположенных в районах Крайнего Севера, 11 находятся в России, где проживает и работает около 8% населения страны (более 11 млн чел.). Всего в этих районах проживает более 16% населения страны (24 млн чел.). Районы Крайнего Севера являются серьезной базой промышленного производства страны. В связи с этим вопрос обеспечения гарантиями и компенсациями граждан, трудящихся в сложных северных условиях, стал одним из социально и экономически значимых в нашем государстве. Начиная с 1930-х гг. эти вопросы решались на уровне государственной власти и только в последнее время стали частично решаться на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Одним из главных видов компенсации являются так называемые «северные пенсии», основанием для возникновения права на которые является трудовой стаж в районах Севера. Вопросы пенсионного обеспечения граждан, работающих на этих территориях в настоящий момент, имеют ряд особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северные пенсии в Российской Федерации»

Социальная сфера

СЕВЕРНЫЕ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

C.B. БРОВЧАК,

кандидат экономических наук, доцент, исполнительный директор НПФ «Участие» Государственный университет - Высшая школа экономики

В Российской Федерации 60 % территории относится к районам Севера. В мире из 12 крупных городов, расположенных в районах Крайнего Севера, 11 находятся в России, где проживает и работает около 8 % населения страны (более 11 млн чел.). Всего в этих районах проживает более 16 % населения страны (24 млн чел.). Районы Крайнего Севера являются серьезной базой промышленного производства страны.

В связи с этим вопрос обеспечения гарантиями и компенсациями граждан, трудящихся в сложных северных условиях, стал одним из социально и экономически значимых в нашем государстве.

Начиная с 1930-х гг. эти вопросы решались на уровне государственной власти и только в последнее время стали частично решаться на уровне зако-

нодательства субъектов Российской Федерации.

Одним из главных видов компенсации являются так называемые «северные пенсии», основанием для возникновения права на которые является трудовой стаж в районах Севера. Вопросы пенсионного обеспечения граждан, работающих на этих территориях в настоящий момент, имеют ряд особенностей. Распределение численности пенсионеров по районам Крайнего Севера и приравненным к ним и по видам пенсионного обеспечения показано в табл. 1.

Как мы видим из табл. 1, на рассматриваемых территориях проживают около 5,5 млн граждан-пенсионеров (23 % от общей численности населения территорий), причем 74 % из них относятся к пенсионерам по возрасту.

Таблица 1

Распределение численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения и регионам Российской Федерации в 2004 г., тыс. чел.1

В том числе получающих пенсии

Регион Всего пенсионеров По старости По инвалидности По случаю потери кормильца Социальные Госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности и за выслугу лет)

Республика Карелия 219 180 15 15 9 0,05

Республика Коми 274 217 24 19 14 0,05

Архангельская область, всего 408 335 29 29 15 0,23

В том числе Ненецкий автономный 11 8 1 1 1 0,00

округ

Мурманская область 237 208 9 12 8 0,06

Тюменская область, всего

В том числе: 636 472 65 62 37 0,18

Ханты Мансийский автономный 243 187 20 23 13 0,03

округ — Югра Ямало-Ненецкий автономный округ 82 61 6 10 5 0,02

Республика Алтай 51 30 8 6 7 0,04

Республика Бурятия 229 150 32 30 17 0,11

Республика Тыва 80 37 13 18 12 0,07

Окончание табл. 1

В том числе получающих пенсии

Регион Всего пенси- По ста- По инва- По случаю Соци- Госслужащие, получающие пенсию по старо-

онеров рости лидности потери кормильца альные сти (или по инвалидности и за выслугу лет)

Красноярский край 756 542 100 69 45 0,27

Таймырский (Долгано-Ненецкий) 8 5 1 1 1 0,00

автономный округ

Эвенкийский автономный округ 4 3 0 0 1 0,00

Иркутская область, всего 681 495 73 65 48 0,26

В том числе Усть-Ордынский Бурятс- 33 19 5 5 4 0,01

кий автономный округ

Томская область 252 195 23 19 15 0,13

Читинская область 266 173 37 37 19 0,15

Республика Саха (Якутия) 212 151 20 26 15 0,05

Приморский край 504 372 61 42 29 0,18

Хабаровский край 363 288 30 27 18 0,24

Амурская область 213 150 27 23 13 0,11

Камчатская область, всего 85 71 4 6 4 0,06

В том числе Корякский автономный 7 5 - 1 1 0,01

округ

Магаданская область 46 38 3 3 2 0,03

Сахалинская область 155 129 8 9 9 0,07

Чукотский автономный округ 12 9 1 1 1 0,01

1 Данные приведены по пенсионерам, состоящим на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как видно из табл. 2, уровень пенсии достаточно мал, что, учитывая сложные условия быта северян, вдвойне отрицательно сказывается на жизни пенсионеров.

Выплаты пенсий северянам осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях».

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять

месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Работающие на Крайнем Севере имеют преимущества по сравнению с другими гражданами по конвертации (преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002) пенсионных прав.

Районный коэффициент и процентная надбавка представляют собой два различных вида выплат, отличающихся друг от друга по целевому назначению и порядку определения размеров.

Районный коэффициент устанавливается для каждого конкретного района, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы и выплачивается независимо от стажа работы в целях компенсации гражданам расходов, обусловленных работой и проживанием в особых природно-климатических условиях.

Процентная надбавка, в отличие от районных коэффициентов, выполняет стимулирующие функции и начисляется в зависимости от непрерывного стажа работы в северных регионах.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ко-

Таблица 2

Номинальный и реальный размер назначенных месячных пенсий по регионам Российской Федерации (на конец года)

Регион Размер начисленных пенсий, руб.

2002 г. 2003 г. 2004 г.

Республика Карелия 1 669 2 002 2 434

Республика Коми 1 699 2 044 2 547

Архангельская область 1 680 2 016 2 483

в том числе Ненецкий автономный округ 1 890 2 318 3 041

Мурманская область 1 791 2 145 2 746

Тюменская область, всего 1 642 1 992 2 507

В том числе:

Ханты Мансийский автономный округ — Югра 1 914 2 315 3 034

Ямало-Ненецкий автономный округ 1 906 2 343 3 069

Республика Алтай 1 392 1 535 1 796

Республика Бурятия 1 393 1 659 1 908

Республика Тыва 1 233 1 462 1 869

Красноярский край 1 532 1 832 2 166

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 1 873 2 207 2 926

Эвенкийский автономный округ 1 621 1 954 2 522

Иркутская область, всего 1 487 1 778 2 089

В том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1 277 1 517 1 704

Томская область 1 547 1 860 2 218

Читинская область 1 363 1 626 1 867

Республика Саха (Якутия) 1 811 2 171 2 825

Приморский край 1 471 1 767 2 055

Хабаровский край 1 608 1 935 2 339

Амурская область 1 435 1 720 2 016

Камчатская область, всего 2 030 2 457 3 238

В том числе Корякский автономный округ 1 835 2 225 2 952

Магаданская область 2 013 2 444 3 286

Сахалинская область 1 763 2 112 2 724

Чукотский автономный округ 2 134 2 601 3 670

торых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

• не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

• не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

• не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 г. (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) не может быть менее 660 руб. и определяется по следующей формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РП = СК • ЗР / ЗП • СЗП, где ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

163

государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (2000—2001 гг. — 1494 руб. 50 коп.);

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (1 671 руб.) для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Как уже было отмечено, при конвертации пенсионных прав некоторым категориям северян предоставлена существенная льгота, заключающаяся в том, что они имеют право на более высокое отношение заработков — от 1,4 до 1,9. Указанное повышение заработков применяется:

• для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002г. в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;

• для лиц, независимо от места их жительства, — мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой страж соответственно не менее 25 и 20 лет.

При отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029.

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

Лицам, на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, т. е. за 2000 —

2001 гг., либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося за эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В случае, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработка учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется на общих основаниях.

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в действие с 1 января

2002 г., северянам возвращена часть ранее предоставленных государством, а затем ликвидированных льгот.

В частности, решен вопрос, волновавший особенно тех пенсионеров-северян, кто ранее выехал из северных регионов и теперь живет в других районах страны. Для этой категории пенсионеров отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в Российской Федерации теперь применяется с учетом районного коэффициента, действовавшего в том месте, где пенсия была начислена, независимо от места жительства этих лиц в настоящее время за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельностью вновь засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, а также период прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы Пенсионеры, имеющие стаж работы на Севере и выехавшие из районов Крайнего Севера до августа 2001 г., получили право на пересчет своей пенсии с учетом повышенного соотношения заработных плат в размере 1,4 — 1,9.

Малочисленные народы Севера находятся в числе получателей социальных пенсий. Социальную пенсию получают граждане из числа малочисленных народов Севера (менее 50 тыс. человек и сознающие себя самостоятельными этническими общностями), достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Существует вопрос пенсионного обеспечения северян, выехавших на постоянное место жительства в другие страны. В основном это касается граждан Украины.

Так, по информации Пенсионного фонда Украины, Законом Украины «О пенсионном обеспечении» назначение пенсий работникам Крайнего Севера на льготных условиях не предусмотрено. Но этот вопрос урегулирован Временным соглашением между правительствами Украины и Российской Федерации о гарантиях прав граждан, которые работали в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в области пенсионного обеспечения (заключено 15 января 1993 г.). В соответствии со ст. 1 Временного соглашения, лицам, проживающим на территории Украины и имеющим стаж работы 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу, пенсии

назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Мужчинам — по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 50 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет. При этом часть пенсии, соответствующая продолжительности стажа работы до 1 января 1991 г., исчисляется по нормам Закона Украины «О пенсионном обеспечении», если нет льготного стажа по списку № 1. А часть пенсии, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера, начиная с 1 января 1991 г. исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации. Обсуждается возможность компенсации российской стороной разницы между украинской и российской пенсиями.

Как мы видим из приведенного материала, в Российской Федерации существует развитая система гарантий пенсионного обеспечения для граждан, осваивающих северные территории. Однако уровень пенсионного обеспечения остается, как и в целом по стране, достаточно низким, к тому же многофакторным. Вопрос повышения пенсий северянам мог бы быть решен путем ввода системы дополнительного пенсионного обеспечения для этих категорий граждан. Эта система могла бы быть организована как на территориальном уровне, так и на уровне работающих на территориях Крайнего Севера предприятиях, а также за счет самих северян на добровольной основе. В настоящий момент в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера, уже работают негосударственные пенсионные фонды. Размер их совокупного пенсионного резерва на 2003 г. составлял около 4,5 млрд руб. В системе дополнительного пенсионного обеспечения в районах Крайнего Севера уже обслуживаются тысячи человек. Эта система могла бы стать гарантией повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, работающих на Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.