Научная статья на тему 'Социально-экономические и территориальные аспекты интеграции Польши в Европейский союз'

Социально-экономические и территориальные аспекты интеграции Польши в Европейский союз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1740
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬШИ / POLAND''S INTEGRATION / ВВП / GDP / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC STRUCTURE / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАКРОРЕГИОНЫ ПОЛЬШИ / MACROREGIONS OF POLAND / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / TRADERELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленюк Юлия Михайловна

В последние годы Польша входит в число стран с наиболее динамично развивающейся экономикой. Ее достижения в значительной степени явились следствием включения страны в Европейский союз. Основными преимуществами данного события стали возможности привлечения иностранного капитала, свободное передвижение трудовых ресурсов, развитие инфраструктуры, расширение возможностей для экспортных отраслей экономики. Однако положительные аспекты евро-интеграции взаимосвязаны с отрицательными ее последствиями оттоком ресурсов в более развитые страны Европы, социально-экономическим расслоением населения, усилением экономической дифференциации регионов Польши.В данной работе представлен экономико-географический анализ основных показателей социально-экономического развития Польши с момента вступления в Европейский союз до 2015 г. Выделены основные тенденции в развитии национальной экономики, связанные с динамикой макроэкономических показателей, отраслевой структурой экономики, международной торговлей, притоком иностранных инвестиций и т. д. Рассмотрены территориальные аспекты интеграции Польши на уровне макрои мезорегионов (воеводств) и тенденции социально-экономической дифференциации регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social, Economic and Territorial Aspects of Poland''s Integration into the European Union

In recent years, Poland is among the countries with the most dynamically developing economy. Its achievements were largely the result of the country's inclusion in the European Union. The main advantages of this event were the opportunities for attracting foreign investments, free movement of labor resources, development of infrastructure, expansion of opportunities for export industries. However, the positive aspects of European integration are interlinked with its negative consequences: the outflow of resources to the more developed countries of Europe, the social stratification of the population, and the intensification of the economic differentiation of the regions of Poland.The paper presents the economic and geographical analysis of the basic indicators of the social and economic development of Poland from the time of joining the European Union until 2015. The main trends in the development of the national economy associated with the dynamics of macroeconomic indicators, the sectoral structure of the economy, international trade and the inflow of foreign investments, are determined. The territorial aspects of Poland's integration at the level of macroand meso-regions (voivodships) and the trends in social and economic differentiation of the country's regions, are considered.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и территориальные аспекты интеграции Польши в Европейский союз»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_geo.isu.ru/ru/index.html

Серия «Науки о Земле»

2017. Т. 21. С. 46-58

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 338:91(438)

Социально-экономические и территориальные аспекты интеграции Польши в Европейский союз

Ю. М. Зеленюк

Иркутский государственный университет

Аннотация. В последние годы Польша входит в число стран с наиболее динамично развивающейся экономикой. Ее достижения в значительной степени явились следствием включения страны в Европейский союз. Основными преимуществами данного события стали возможности привлечения иностранного капитала, свободное передвижение трудовых ресурсов, развитие инфраструктуры, расширение возможностей для экспортных отраслей экономики. Однако положительные аспекты евро-интеграции взаимосвязаны с отрицательными ее последствиями - оттоком ресурсов в более развитые страны Европы, социально-экономическим расслоением населения, усилением экономической дифференциации регионов Польши.

В данной работе представлен экономико-географический анализ основных показателей социально-экономического развития Польши с момента вступления в Европейский союз до 2015 г. Выделены основные тенденции в развитии национальной экономики, связанные с динамикой макроэкономических показателей, отраслевой структурой экономики, международной торговлей, притоком иностранных инвестиций и т. д. Рассмотрены территориальные аспекты интеграции Польши на уровне макро- и мезорегионов (воеводств) и тенденции социально-экономической дифференциации регионов страны.

Ключевые слова: Европейский союз, интеграция Польши, ВВП, структура экономики, торговые отношения, макрорегионы Польши, региональное развитие.

Введение

Экономическая интеграция - масштабный и интенсивно развивающийся процесс в мире. За последние десятилетия во всех регионах мира появились интеграционные объединения, однако большинство из них не отличается зрелыми формами многосторонних экономических отношений. Своеобразным исключением выступает Европейский союз (ЕС), имеющий наиболее высокую степень интеграции входящих в него экономик, связанную со свободным перемещением товаров, трудовых ресурсов, капиталов, а также проведением единой экономической политики. Однако региональная экономическая интеграция - неоднозначный процесс, и не всегда страны, вошедшие в ЕС, могут получить значительные социально-экономические выгоды. Положительного эффекта в реальных экономических условиях, когда мировая экономика подвержена периодическим экономическим кризисам, а Европейский союз, как никогда, разрываем политическими и со-

циально-экономическими противоречиями, достичь непросто, особенно в краткосрочной перспективе.

Страны Восточной Европы интегрируются в ЕС поэтапно, некоторые из них, вступившие в 2004 г., перешагнули десятилетний рубеж - период, достаточный для подведения итогов социально-экономического развития, источником которых стало вступление в ЕС.

Польша - одна из тех стран Восточной Европы, которая еще в 90-х гг. XX в. стала четко придерживаться курса на евроинтеграцию, что позволило ей уже в 1998 г. получить статус страны - кандидата на вступление в ЕС и провести ряд реформ в политической и социально-экономической сферах. Это потребовало приведения польского законодательства в соответствие с требованиями и правилами юридических актов, составляющих основу законов ЕС; осуществления интенсивной структурной реформы экономики, которая позволила добиться макроэкономической стабильности и роста; либерализации внешней торговли и других форм внешнеэкономического сотрудничества и т. д.

Польша смогла стать полноправным членом ЕС в 2004 г. наряду с такими странами Восточной Европы, как Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, и странами Прибалтики. При этом Польша с территорией 313 тыс. км2, 38-миллионным населением и валовым внутренним продуктом (ВВП) в 204 млрд евро стала крупнейшим государством постсоветского пространства, интегрировавшимся в ЕС. Польский опыт представляет большой интерес, поскольку позволяет проследить особенности социально-экономического развития страны из бывшего социалистического блока с индустриально-аграрным типом экономики в процессе интеграции в рыночное постиндустриальное пространство Евросоюза.

В данной статье Польша рассматривается преимущественно в период вступления в ЕС с 2004 г. по настоящее время, границы его определяются доступностью статистического материала (2013-2015 гг.), однако для понимания стартовых позиций страны и ее отдельных регионов на момент интеграции в анализ включен подготовительный этап (2000-2003 гг.).

Социально-экономическое развитие Польши

после вступления в Европейский союз

Международный опыт экономической интеграции показывает, что успешным может быть объединение стран, национальная экономика которых находится на подъеме или, по крайней мере, не в состоянии спада. Стартовые возможности Польши в целом можно назвать благоприятными, так как экономике Польши удалось достаточно быстро преодолеть период кризиса и непостоянного роста, вызванного осуществлением рыночных реформ, и стабилизировать основные макроэкономические показатели. Присоединение Польши к ЕС ускорило экономический рост страны. Уже к 2006-2007 гг. рост ВВП достиг максимальных значений 6,2 и 7 % в год (рис. 1). При этом темпы прироста ВВП за весь рассматриваемый период были выше среднеевропейских показателей.

годы

Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП Польши, % [8]

Вступление Польши в ЕС фактически означало окончание процесса трансформации плановой социально-экономической модели развития и установление рыночной экономики, что в свою очередь ставило Польшу в зависимость от мировых и региональных экономических циклов, а также динамики социально-экономического развития партнеров по интеграционному объединению ЕС. Анализируемый период (2000-2015 гг.) характеризуется несколькими изменениями, причинами которых стал экономический кризис 2008 г., последовавший за ним период рецессии в экономиках большинства развитых стран, в том числе в странах ЕС, политический и экономический кризис на Украине, отразившийся на внешнеэкономических партнерах Польши, включая Россию.

Экономический кризис 2008 г. продемонстрировал гибкость и конкурентоспособность польской экономики. Польша - одна из немногих стран ЕС, у которой темпы экономического роста на протяжении 2008-2009 гг. оставались положительными (4,2 и 2,8 %). В целом благоприятные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей позволили уменьшить разрыв в уровне экономического развития между Польшей и ЕС. Так, соотношение ВВП на душу населения между Польшей и ЕС в 2004 г. составляло 50/100 (индекс ЕС28), а в 2015 г. - 69/100 [7]. Кроме роста ВВП (с 6 тыс. до 11,2 тыс. евро на душу населения) [7], можно также отметить рост таких показателей, как экспорт (с 75 млрд до 200 млрд долл.), импорт (с 90 млрд до 200 млрд долл.), увеличение доли высокотехнологичного экспорта с 3,4 до 8,8 % [9] и др.

Достижение подобных положительных экономических результатов было бы невозможно без структурных изменений в экономике. Польша к моменту вступления в ЕС была индустриально-аграрной страной с развитой тяжелой индустрией, характеризующейся высокой энергоемкостью и материалоемкостью промышленности. В структуре ее экономически активного

Известия Иркутского государственного университета 2017. Т. 21. Серия «Науки о Земле». С. 46-58

населения (ЭАН) доля промышленности и сельского хозяйства были почти одинаковы (по 1/4), но роль первой в формировании ВВП была гораздо выше. Интеграция Польши с европейскими странами существенно изменила структуру экономики, особенно на мезо- и микроуровнях. Макроотраслевая же структура, отражающая внутренние пропорции между секторами экономики, изменилась слабо. Соотношение между секторами хозяйства (по ВВП): 3% (первичный сектор) - 32 % (вторичный) - 65 % (третичный) [10] с 2004 г. осталось на том же уровне. Поэтому утверждения некоторых исследователей о деиндустриализации экономики Польши преувеличены. Существенно изменилась только структура занятости ЭАН - снизилась доля первичного сектора в экономике до 12,6 %.

Экономическая реформа Польши была нацелена преимущественно на увеличение доли частного сектора в экономике, привлечение зарубежных инвестиций, использование новейших технологий, поэтому основные структурные изменения коснулись мезо- и микроуровня экономики. Доминировавшие ранее во вторичном секторе крупные предприятия тяжелого машиностроения, топливно-энергетической и металлургической промышленности сократили свою долю в стоимости продукции. Так, существенно уменьшилась добыча угля (с 162 млн т в 2004 г. до 135 млн т в 2015 г.) [6], что обусловлено переходом хозяйства на цены мирового рынка и постепенным закрытием нерентабельных шахт. Выплавка стали хоть и осталась на прежнем уровне - около 9 млн т в год (сокращение в 1,5 раза произошло еще в конце 90-х гг. XX в.), однако реструктуризация производства привела к переходу крупных предприятий под контроль иностранных корпораций. Смена собственников (в пользу западных транснациональных корпораций (ТНК)) и модернизация производства в других отраслях экономики (машиностроении, химической промышленности и т. д.) способствовали структурным изменениям в хозяйстве. В настоящее время, помимо традиционных отраслей, значительный вклад в ВВП вносят техноемкие и наукоемкие отрасли машиностроения, 1Т-индустрия, строительство, банковская сфера и др. Движущей силой польской экономики стали малые и средние предприятия, создающие более 70 % ВВП страны [1].

Снижение трудоемкости ряда отраслей экономики (сельского хозяйства, угольной промышленности, металлургии, тяжелого машиностроения) вывело на первый план социальные проблемы, прежде всего занятости населения и социального неравенства. Несмотря на рост макроэкономических показателей на момент вступления Польши в ЕС, спрос на рынке труда имел обратную тенденцию, что было вызвано совокупным влиянием демографических и экономических факторов: относительно высокой долей трудоспособного населения, низким ростом средней заработной платы, территориальными диспропорциями на региональных и локальных рынках труда и др. В современной экономике стран ЕС наиболее трудоемкие отрасли -сферы услуг, однако удельный вес этого сектора в Польше ниже, чем в интеграционном союзе, и растет достаточно медленно. К тому же территориально сфера услуг развивается быстрее в крупных городах, что улучшает

состояние рынка труда в экономически более развитых регионах и ослабляет в небольших промышленных центрах и сельскохозяйственных районах. Поэтому среди наиболее болезненных последствий структурной реформы следует отметить проблему безработицы.

Избыток трудовых ресурсов стал одной из причин активных миграций на запад, а вступление Польши в ЕС и открытие регионального рынка труда только усилило эмиграционные процессы (рис. 2). Количество выбывших из страны с 2004 по 2015 г. возросло в 10 раз. В совокупности с почти нулевым естественным приростом (в течение данного периода он колебался от 0 до 0,7 %) в стране наметилась депопуляционная тенденция. Массовая трудовая эмиграция и сокращение абсолютной численности населения - одна из основных демографических проблем современной Польши.

годы

Рис. 2. Динамика выбывших из Польши на постоянное место жительство [10]

Однако открытие рынка труда ЕС для Польши имело не только отрицательные следствия. Трудовая эмиграция несколько сгладила социально-экономические проблемы Польши за счет сокращения экономически активного населения и денежных переводов мигрантов. Уровень безработицы под влиянием экономического роста и оттока населения постепенно стал снижаться с 19-20 % в 2002-2004 гг. до 10 % (2015 г.) (рис. 3).

Экономический рост Польши обеспечивала не только дешевая квалифицированная рабочая сила, но и приток иностранного капитала и рост польского экспорта. Основу движения международного капитала составили прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), средства из структурных фондов ЕС, денежные трансферты граждан Польши, выехавших в ЕС как трудовые мигранты. Накануне вступления Польши в ЕС (2003 г.) международные инвестиционные позиции страны были невысоки: активы составляли 61 млрд долл., из них ПЗИ лишь 1,8 млрд долл. К 2013 г. ситуация стала иной: активы выросли до 233 млрд долл., из них ПЗИ составляли 69 млрд долл. [4]. В период

2003-2013 гг. Польша привлекла более 170 млрд долл. Явными преимуществами вступления Польши в ЕС можно считать рост реальных прямых зарубежных инвестиций, большинство из которых поступили от европейских и американских компаний, и прямых дотаций из бюджета ЕС, составивших с момента присоединения к ЕС почти 90 млрд евро. Значительный объем средств был направлен на модернизацию и развитие производства и инфраструктуры Польши, поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие малого и среднего бизнеса и т. д. и способствовал интеграции и повышению конкурентоспособности страны на региональном и мировом уровне. Однако, получая выгоды от тесных связей с более развитыми партнерами по ЕС, страна становится все более зависимой от Западной Европы в вопросах финансирования экономического роста, осуществления долгосрочных инвестиций и сбыта производимой продукции [2].

12

4 -

0 -I—

2000 2002 2004 2005 2006 2007 2009 2011 2013 2015

годы

Рис. 3. Удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения Польши в 2000-2015 гг., % [4; 5]

8

Широкие возможности для развития с помощью западного финансового капитала, повышение конкурентоспособности продукции и возможности ее сбыта вследствие снятия ограничений на движение факторов производства в рамках ЕС выразились и в быстром росте торговых взаимосвязей, результатом чего явился рост польского внешнеторгового оборота. С момента вступления Польши в 2004 г. в ЕС по 2015 г. объем польского экспорта увеличился в 2,7 раза, а импорта - в 2,2. В 2014 г. объем польского экспорта достиг самой высокой отметки в своей истории - 219,8 млрд долл. (рис. 4). Однако на протяжении многих лет торговое сальдо Польши оставалось отрицательным, лишь в 2015 г. удалось изменить эту тенденцию.

годы

-экспорт -----импорт

Рис. 4. Динамика показателей внешнеторгового оборота Польши [4; 5; 9]

ЕС стал крупнейшим торговым партнером Польши. На него приходится почти 78,8 % экспорта Польши и 58,9 % импорта [9]. Вопреки опасению некоторых экспертов, Польша не утратила тесных связей со странами Восточной Европы и Россией. Российский рынок является крупнейшим для Польши (доля экспорта - 2,9 %) вне зоны ЕС, особенно в области аграрного сектора и пищевой промышленности, а Россия, после Китая, остается одним из крупнейших партнеров по импорту (7,6 %) за пределами интеграционного пространства.

Не менее важным фактором, который существенно влияет на экономическое взаимодействие стран, выступает товарная структура торговли. Экспорт и импорт Польши отличается высокой степенью диверсифицированно-сти. Так, основу экспорта составляет продукция машиностроения, химической промышленности, продовольственные товары, металлы и продукция из них. В структуре импорта доминирует статья «машины и оборудование», далее идут химическая продукция, минеральное сырье, продукция металлургии, продовольственные товары.

Таким образом, Польша, вступив в 2004 г. в состав Европейского союза, смогла стать значимым экономическим партнером для стран ЕС. Основными тенденциями в социально-экономическом развитии страны за анализируемый период стали:

1) экономический рост, который позволил избежать серьезных последствий в период экономического кризиса и уменьшить разрыв в уровне экономического развития между Польшей и ЕС;

2) постепенное формирование более сбалансированной отраслевой структуры экономики: сокращается доля сельского хозяйства в занятости ЭАН, растет доля наукоемких и высокотехнологичных производств в промышленности; при этом высокая доля промышленности в ВВП и медленный рост сферы услуг свидетельствует о незавершенности стадии перехода экономики к постиндустриальной структуре;

3) повышение конкурентоспособности польской продукции вследствие усиления открытости экономики, внедрения современных технологий, интеграции промышленного сектора в производственные связи, прежде всего европейских ТНК;

4) наличие достаточно квалифицированной рабочей силы, существенное превышение спроса на рынке труда над предложением, высокий уровень безработицы, который наряду с другими социально-экономическими факторами способствует оттоку населения из страны;

5) импорт иностранного капитала в форме средств из структурных фондов ЕС, притока ПЗИ, денежных трансфертов от граждан Польши, эмигрировавших в другие страны ЕС;

6) либерализация торговых отношений со странами ЕС, увеличение регионального и международного товарообмена, изменение товарной структуры экспорта (рост доли наукоемких и высокотехнологичных товаров).

Развитие регионов Польши в составе Европейского союза

Экономическая интеграция - довольно противоречивый процесс, при общей успешности страны в интеграционном союзе не все регионы могут извлечь максимум преимуществ от тесного внешнеэкономического взаимодействия. Польша - одна из крупнейших стран Европы и на момент вступления в ЕС уже имела диспропорции в социально-экономическом развитии территорий. Возникают вопросы: способствовала ли интеграция Польши сглаживанию социально-экономических контрастов между ее регионами и соответствуют ли общенациональные тенденции в социально-экономическом развитии особенностям развития отдельных регионов страны?

Современное административно-территориальное деление Польши: высшая ступень - воеводства (их 16), средняя - повяты и города на правах повятов, низшая - гмины, с одной стороны, стало результатом реформ 1999 г., инициированных ЕС, с другой стороны, сокращение числа воеводств с 49 до 16 явилось фактически возвратом к территориальному устройству Польши до 1975 г. Чрезмерная дробность высшей ступени административно-территориальной системы затрудняла осуществление реформ по децентрализации власти и снижала эффективность интеграции на региональном уровне, поскольку мелкие воеводства в экономическом и административном отношении сильно зависели от центральных властей и не могли соответствовать принципу субсидиарности ЕС (перераспределению ответственности снизу вверх, развитию местного самоуправления).

В рамках данной статьи региональные особенности интеграционных процессов будут рассмотрены на мезоуровне - отдельных воеводств и групп воеводств - на макроуровне. На территории Польши шесть макрорегионов: Центральный (Мазовецкое и Лодзинское), Южный (Малопольское и Силез-ское воеводства), Юго-Западный (Нижнесилезское и Опольское), СевероЗападный (Великопольское, Западно-Поморское, Любушское), Северный (Поморское, Куявско-Поморское, Варминьско-Мазурское), Восточный (Подляш-ское, Люблинское, Свентокшиское, Подкарпатское воеводства) (рис. 5).

540

52°

50°

16° 18° 20° 22° Условные обозначения

Валовой региональный Годы Макрорегионы

продую-

2004 ЯНК Восточный

I 2010 \ 1 Северный

I 2015 [ \ Северо-Западный

] _1 Центральный

I------1 Юго-Западный

{.......Ю»ный

Рис. 5. Динамика ВРП регионов Польши, млн евро [7]

Главные территориальные социально-экономические различия Польши формировались под воздействием природно-ресурсного фактора, особенностей исторического развития отельных регионов, их места и роли во внутреннем и международном разделении труда. Анализ основных социально-экономических показателей обнаруживает неоднородность территориальной структуры на всех уровнях. К моменту вступления Польши в ЕС лидирующим регионом был Центральный, наименее развитыми - Северный и Восточный.

Центральный макрорегион не только занимает центральную, исторически важную часть Польши, но и концентрирует районы крупных агломераций - столичной и Лодзинской. Лидирующее положение регион сохранил и после вступления в ЕС благодаря быстро растущей Варшаве - финансовому,

Известия Иркутского государственного университета 2017. Т. 21. Серия «Науки о Земле». С. 46-58

научному и промышленному центру страны - и Мазовецкому воеводству в целом. Это макрорегион страны, где наблюдается положительная динамика роста численности населения, самый высокий показатель абсолютного и среднедушевого валового регионального продукта (ВРП) - 14,2 тыс. евро (см. рис. 5; табл.).

Таблица

Динамика ВРП польских макро- и мезорегионов на душу населения (тыс. евро, в текущих ценах) [7]

Макрорегионы и воеводства Польши Годы

2000 2002 2004 2006 2008 2009 2011 2013

Центральный 6,4 7,3 7,1 9,8 13,0 11,2 13,5 14,2

Мазовецкое 7,4 8,5 8,2 11,4 15,1 13,0 15,7

Лодзинское 4,3 5,0 4,9 6,6 8,8 7,5 8,9

Юго-Западный 4,7 5,3 5,2 7,1 9,7 8,3 10,1 10,7

Нижнесилезское 5,0 5,6 5,4 7,6 10,2 8,8 10,9

Опольское 4,0 4,4 4,6 5,7 8,0 6,8 7,7

Северо-Западный 4,9 5,4 5,3 7,0 9,3 7,9 9,2 10,0

Великопольское 5,2 5,7 5,7 7,5 9,9 8,7 10,0

Западно -Поморское 4,9 5,3 4,9 6,4 8,6 7,1 8,1

Любушское 4,3 4,8 4,7 6,3 8,2 6,9 8,0

Южный 4,8 5,5 5,4 7,0 9,4 8,1 9,5 10,0

Малопольское 4,2 4,7 4,6 6,7 8,2 7,0 8,3

Силезское 5,2 6,0 6,0 7,6 10,3 8,8 10,4

Северный 4,4 5,0 4,8 6,3 8,2 7,0 8,2 8,8

Поморское 4,8 5,5 5,2 7,0 9 7,8 9,2

Куявско -Поморское 4,4 5,0 4,8 6,2 8,2 6,9 7,9

Варминьско-Мазурское 3,8 4,2 4,1 5,4 7,0 6,0 6,9

Восточный 3,5 4,0 3,8 5,0 6,8 5,7 6,7 7,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подляшское 3,6 4,2 4,0 5,2 6,9 6,0 6,9

Люблинское 3,4 3,9 3,7 4,8 6,6 5,5 6,5

Свентокшиское 3,7 4,2 4,1 5,4 7,6 6,3 7,2

Подкарпатское 3,4 3,9 3,7 4,9 6,6 5,6 6,5

Наименее развитый регион - Восточный - преимущественно аграрный с небольшими центрами промышленности (Белосток, Люблин и т. д.), сохранил статус аутсайдера и после вступления в ЕС. Это нашло отражение в значительной дифференциации основных социально-экономических показателей, по сравнению с другими макрорегионами Польши: самый низкий показатель ВРП (7,4 тыс. евро на душу населения), самый высокий уровень безработицы (9,5 %) (рис. 6) и уровень бедности (27,6 %) в стране, при сокращении численности и оттоке населения. Еще одним аутсайдером является Северный регион страны. Несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, богатство рекреационных ресурсов, приморское положение, наличие двух крупных портово-промышленных агломераций - Гдыньской и Гданьской, регион заметно уступает другим макрорегионам Польши.

Близка к средним значениям группа из трех оставшихся макрорегионов - Южного, Юго-Западного, Северо-Западного. Южный регион - самый богатый минеральными ресурсами и индустриально наиболее развитый. Его экономический центр - Силезское воеводство, где находится основной район добычи угля (Верхнесилезский угольный бассейн), металлургические комбинаты, машиностроительные заводы и т. д., где сформировалась Като-вицкая агломерация, объединившая 15 больших и средних городов воеводства. Юго-Западный макрорегион на момент вступления Польши в ЕС уступал Северо-Западному и Южному регионам по уровню экономического развития, хотя и отличался разнообразием природных условий и ресурсов и диверсифицированной отраслевой структурой экономики.

20

15

10

I

I

Центральный Южный Восточный Северо-

Юго-

Западный Западный Макрорегионы Польши

I

Северный

□ 2004 г.

□ 2015 г.

Рис. 6. Удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения Польши в 2004, 2015 гг., % [7]

5

0

В 2005-2006 гг. соперничество между Южным и Северо-Западным регионами было нарушено вмешательством Юго-Западного макрорегиона, упрочившего свои позиции после рецессии 2009 г. Главной движущей силой для экономики Юго-Западного макрорегиона было динамичное развитие столицы Нижнесилезского воеводства - Вроцлава, который постепенно выигрывал борьбу за германские инвестиции у Познани (Великопольское воеводство) и Щецина (Западно-Поморское воеводство). Таким образом, расслоение между макрорегионами и воеводствами сохраняется. Так как рост любого региона в значительной степени зависит от притока иностранных инвестиций, то более развитые высокоурбанизированные территории имеют больше шансов привлечь дополнительный зарубежный капитал [3].

В целом можно констатировать, что на макро- и мезоуровнях проявляются те же тенденции социально-экономического развития, что и на национальном уровне:

1) рост ВРП в абсолютных значениях на душу населения и увеличение темпов роста ВРП по отношению к средним показателям ЕС, при этом ВРП снижался дважды на всех уровнях - в самом начале интеграционного процесса вследствие перестройки экономических механизмов и в 2009 г. в связи

с последствиями глобального экономического кризиса 2008 г., однако оба спада были непродолжительными и быстро сменились экономическим ростом;

2) положительная динамика социально-экономических показателей: снижение численности безработных, уровня бедности и т. д. при отрицательных демографических тенденциях - миграционного оттока и сокращения абсолютной численности населения (за исключением Центрального региона с Мазовецким воеводством и Северо-Западного с Великопольским воеводством).

Влияние интеграционных процессов на региональное развитие носит пока ограниченный характер. Социально-экономическая диспропорция между регионами как на макро-, так и на мезоуровне сохраняется. Интегрируются более успешно регионы с индустриальной или постиндустриальной структурой экономики, высоким уровнем урбанизации, способные к более тесному внешнеэкономическому сотрудничеству в инвестиционной сфере, торговле, технологическому взаимодействию. Аграрные и индустриально-аграрные районы в условиях европейской интеграции оказываются менее конкурентоспособными, так как идет приток основных ресурсов в регионы, обладающие сравнительными конкурентными преимуществами. Неравномерность в распределении выгод от интеграции может привести к усилению социально-экономических диспропорций внутри макрорегионов по уровню безработицы, нарастанию неравенства доходов населения, увеличению бедности, а на общенациональном уровне замедлить социально-экономическое развитие.

Список литературы

1. Габарта А. Социально-экономическое развитие Польши после ее вступления в Европейский союз [Электронный ресурс] / А. Габарта // Вишеградская Европа. - 2014. -№ 3. - URL: http://visegradeurope.ru.

2. Глинкина С. Евроинтеграционная модель постсоциалистической трансформации стран Центрально-Восточной Европы и их экономическая динамика / С. Глинкина, Н. Куликова // Рос. экон. журн. - 2016. - № 5. - С. 52-69.

3. Никитин Л. В. Интеграция Польши в Европейский союз. Региональный уровень: 1997-2013 гг. / Л. В. Никитин, А. А. Попов // Новая и новейшая история. - 2016. -№ 2. - С. 62-72.

4. Россия и страны - члены Европейского союза 2015 г. [Электронный ресурс] : стат. сб. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_65/Main.htm.

5. Россия и страны - члены Европейского союза 2009 г. [Электронный ресурс] : стат. сб.- URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_65/main.htm.

6. BP Statistical Review of World Energy, 2016 [Electronic resource]. - URL: http://www.bp.com/statisticalreview.

7. Eurostat. Data. Database [Electronic resource]. - URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ data/database.

8. The World Bank. Data [Электронный ресурс]. - URL: http://data.worldbank.org/.

9. The World Trade Organization. Statistics. Trade and tariff data [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm/.

10. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. International migration, 2016 [Electronic resource]. - URL: http://www.un.org/en/ develop-ment/desa/population/migration/data.

Social, Economic and Territorial Aspects of Poland's Integration into the European Union

J. M. Zelenyuk

Irkutsk State University

Abstract. In recent years, Poland is among the countries with the most dynamically developing economy. Its achievements were largely the result of the country's inclusion in the European Union. The main advantages of this event were the opportunities for attracting foreign investments, free movement of labor resources, development of infrastructure, expansion of opportunities for export industries. However, the positive aspects of European integration are interlinked with its negative consequences: the outflow of resources to the more developed countries of Europe, the social stratification of the population, and the intensification of the economic differentiation of the regions of Poland.

The paper presents the economic and geographical analysis of the basic indicators of the social and economic development of Poland from the time of joining the European Union until 2015. The main trends in the development of the national economy associated with the dynamics of macroeconomic indicators, the sectoral structure of the economy, international trade and the inflow of foreign investments, are determined. The territorial aspects of Poland's integration at the level of macro- and meso-regions (voivodships) and the trends in social and economic differentiation of the country's regions, are considered.

Keywords: the European Union, Poland's integration, GDP, economic structure, trade relations, macroregions of Poland, regional development.

References

1. Gabarta A. Social and economic development of Poland after its accession to the European Union. [Visegrad Europe], 2014, no 3. Available at: http://visegradeurope.ru (in Russian).

2. Glinkina S., Kulikova N. Eurointegration model of post-socialist transformation of the countries of Central-Eastern Europe and their economic dynamics [Russian economic journal], 2016, no 5, pp. 52-69 (in Russian).

3. Nikitin L.V., Popov A. A. Integration of Poland into the European Union. Regional level: 1997-2013 [Modern and Current History Journal], 2016, no 2, pp. 62-72 (in Russian).

4. Russia and the countries of the European Union in 2015. The statistical handbook. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_65/Main.htm. (in Russian).

5. Russia and the countries of the European Union in 2009. The statistical handbook. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_65/main.htm (in Russian).

6. BP Statistical Review of World Energy, 2016 Available at: http://www.bp.com/ statis-ticalreview.

7. Eurostat. Data. Database Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database.

8. The World Bank. Data. Available at: http://data.worldbank.org.

9. The World Trade Organization. Statistics. Trade and tariff data. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm/.

10. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. International migration, 2016. Available at: http://www.un.org/en/development/desa/ population/migration/data.

Зеленюк Юлия Михайловна Zelenyuk Julia Mikhailovna

кандидат географических наук, доцент Candidate of Science (Geography), Иркутский государственный университет Associate Professor 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 Irkutsk State University

тел.: (3952) 52-10-71 1, K. Marx st, Irkutsk, 664003

e-mail: zelenyuk.jm@yandex.ru tel.: (3952) 52-10-71

e-mail: zelenyuk.jm@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.