Научная статья на тему 'Трансформации в польском сельском хозяйстве'

Трансформации в польском сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЬСКОЕ CЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКAЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПОЛЬШЕ / АГРАРНAЯ ПОЛИТИКA В ПОЛЬШЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / POLISH FARM / ECONOMIC TRANSFORMATION IN POLAND / AGRICULTURAL POLICY IN POLAND / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисель Роман, Маркс-Бельска Рената

Сельское хозяйство испокон веков являлось в Польше исключительно важной отраслью экономики; оно выступало в роли стабилизатора экономических колебаний, источника основных потребительских благ и сырья для других отраслей в периоды нестабильности, гарантируя самообеспечение и продовольственную безопасность страны, выполняло роли, связанные с охраной природной среды, служило источником рабочей силы и давало работу, наконец, оказывало существенное влияние на формирование национальной идентичности и культуры. Занимая почти половину общей площади страны, сельскохозяйственное производство определяет на протяжении всей истории Польши основные способы использования земли, формирует природную среду и ландшафт. Тем не менее оно испытывает на протяжении многих лет политическое, экономическое, экологическое давление, под воздействием которого в национальном сельском хозяйстве произошли многочисленные преобразования. В статье рассматриваются ключевые изменения, связанные с экономической трансформацией сельской Польши. Особое внимание уделяется изменениям в системе собственности в польском сельском хозяйстве в начале процессов политической и экономической трансформации. Дается оценка роли польского сельского хозяйства, его производственному потенциалу в целом, национальной экономике. Особое внимание уделяется анализу поддержки польского сельского хозяйства из бюджета Европейского союза. Цель настоящей статьи-на основе научных публикаций статистических данных Главного статистического управления и Агентства аграрной недвижимости проанализировать все эти изменения, сделав упор на трансформации сельских территорий, оставшихся после бывших совхозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations of the Polish agriculture

Agriculture has always been an extremely important branch of the Polish economy as a stabilizer of economic fluctuations, a source of basic consumer goods and raw materials for other branches of economy in the periods of instability, a guarantee of self-sufficiency and food security of the country, a protector of natural environment, a source of labor and an employer, and finally a significant factor of national identity and culture. Agricultural production occupies almost half of the Polish territory, and has always determined the main ways of using land and influencing natural environment and landscape. At the same time, for many years the Polish agriculture has been under political, economic, and environmental pressure that determined its numerous transformations. The article considers key changes of rural Poland under the economic transformations focusing on the ownership system at the start of political and economic reforms. The author assesses the role of Polish agriculture and its production potential within the national economy paying particular attention to the European Union budgetary support. Thus, the author aims to analyze all these changes on the basis of statistical data of the Main Statistical Office and Agrarian Property Agency focusing on the transformations of rural areas of former state farms.

Текст научной работы на тему «Трансформации в польском сельском хозяйстве»

Трансформации в польском сельском хозяйстве

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска

Роман Кисель, профессор экономики Департамента экономики и региональной политики экономического факультета Варминьско-Мазурского университета в Ольштыне, Польша. 10-719 Olsztyn, ul. Oczapowskiego 4. E-mail: kisiel@uwm.edu.pl

Рената Маркс-Бельска, профессор экономики Департамента экономики и региональной политики экономического факультета Варминьско-Мазурского университета в Ольштыне, Польша 10-719 Olsztyn, ul. Oczapowskiego 4. E-mail: renatam@uwm.edu.pl

Сельское хозяйство испокон веков являлось в Польше исключительно важной отраслью экономики; оно выступало в роли стабилизатора экономических колебаний, источника основных потребительских благ и сырья для других отраслей в периоды нестабильности, гарантируя самообеспечение и продовольственную безопасность страны, выполняло роли, связанные с охраной природной среды, служило источником рабочей силы и давало работу, наконец, оказывало существенное влияние на формирование национальной идентичности и культуры. Занимая почти половину общей площади страны, сельскохозяйственное производство определяет на протяжении всей истории Польши основные способы использования земли, формирует природную среду и ландшафт. Тем не менее оно испытывает на протяжении многих лет политическое, экономическое, экологическое давление, под воздействием которого в национальном сельском хозяйстве произошли многочисленные преобразования.

В статье рассматриваются ключевые изменения, связанные с экономической трансформацией сельской Польши. Особое внимание уделяется изменениям в системе собственности в польском сельском хозяйстве в начале процессов политической и экономической трансформации. Дается оценка роли польского сельского хозяйства, его производственному потенциалу в целом, национальной экономике. Особое внимание уделяется анализу поддержки польского сельского хозяйства из бюджета Европейского союза. Цель настоящей статьи — на основе научных публикаций статистических данных Главного статистического управления и Агентства аграрной недвижимости проанализировать все эти изменения, сделав упор на трансформации сельских территорий, оставшихся после бывших совхозов.

Ключевые слова: польское cельское хозяйство, экономичесгая трансформация в Польше, аграрнaя политига в Польше, Европейский союз

DOI: 10.22394/2500-1809-2017-2-3-108-119

Ключевые изменения, связанные с экономической трансформацией

Под экономической трансформацией подразумевается, как правило, переход от централизованной экономики, основанной на государственной собственности на большинство средств производства, к рыночной, в которой преобладают индивидуальные хозяйственные субъекты с частной собственностью. Речь обычно идет о политически и экономически обусловленном системном изменении, в результате которого формируется качественно новый системный порядок или экономический строй. В данном процессе каждая страна представляет собой уникальный случай, несмотря на одни и те же системные основания. Опыт стран, в которых этот процесс длится уже свыше 20 лет, весьма разнообразен и обусловлен, как правило, различиями в политическом управлении.

Сельское хозяйство Польши в послевоенный период производило 30% (данные за 1950 г.) ВВП (Marks-Bielska, 2010). Снижение количества лиц, занятых в этой отрасли экономики, а также естественное снижение удельного веса сельского хозяйства в ВВП — результат развития общества, однако это не говорит о снижении значения данной отрасли экономики.

На продуктивность сельского хозяйства и его конкурентные возможности огромное влияние оказывают структура хозяйств и их обеспеченность средствами производства. От предыдущих исторических периодов мы унаследовали значительный разброс в их размерах. Так, в 1989 году лишь 25% земли принадлежало большим коллективным хозяйствам. Главным образом на их основе впоследствии формировались крупные частные фермерские хозяйства. Однако большинство сельскохозяйственных территорий все еще находятся во владении небольших ЛПХ (Wilkin, 2016).

Политические и экономические трансформации, начавшиеся в сельском хозяйстве 1 августа 1989 года в связи с либерализацией цен на сельскохозяйственные продукты, выявили потребность в существенных изменениях в экономической и законодательной базе функционирования всех видов фермерских хозяйств, в том числе и совхозов. Введение свободных цен и реальных процентных ставок по кредитам, а также почти полное прекращение государственного субсидирования выявили слабые стороны этих хозяйств. Способом улучшения ситуации должны были стать реструктуризация, приватизация и изменение системы собственности. Кроме экономических предпосылок решающими при принятии решения о приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий оказались также и политические мотивы (Marks-Bielska, Kisiel 2003).

Сельское хозяйство в настоящее время остается одной из ведущих отраслей национальной экономики, хотя его роль постоянно меняется под влиянием других факторов, например, индустриализации или развития сферы услуг. Основной задачей сельскохозяйственно-

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации в польском сельском хозяйстве

_ 110 го производства является, как и в прошлом, снабжение продуктами

питания населения и сырьем сельскохозяйственного происхождения современность промышленности. Дискуссия о будущем польских сельских территорий включает широкий диапазон проблем, среди которых по крайней мере часть выходит за пределы вопросов, связанных с их развитием. Трудности возникают уже с толкованием самого понятия «сельские территории». Раньше этот термин ассоциировался исключительно с сельским хозяйством. Сегодня понятие «деревня» подразумевает пространство, в котором живут люди, а также общественную среду и образ жизни. Термин становится все более многозначным, размытым, ему начинают придавать идеологические коннотации.

В зависимости от толкования и содержания термина «деревня» мы можем рассматривать совершенно разные проблемы и предлагать разнообразные методы их решения. В настоящее время невозможно воспринимать деревню лишь с точки зрения ее аграрности либо сельского хозяйства, поскольку это не приведет к разработке эффективной стратегии развития сельских территорий. Сейчас сельское хозяйство не является уже единственным фактором, формирующим общественную структуру, экономическую жизнь или поведение людей, которые там живут. К сельскохозяйственному производителю не может относиться каждый пользователь участка площадью свыше 1 га, необходима более сложная идентификация. Проведенные исследования подтверждают, что доходы преимущественно от сельского хозяйства получает все меньшее число людей, а в начале XXI века это были около половины тогдашних производителей. В случае более широкого толкования сельского хозяйства, включающего его социальные аспекты, совсем по-другому формулируются и его функции (Кз1е1, 2013).

Система собственности в польском сельском хозяйстве в начале процессов политической и экономической трансформации

До 1989 года в польской экономике доминировала государственная собственность (около 80%) с централизованной системой планирования. Для этого периода были характерны высокая стоимость производства, низкая производительность и эффективность, относительно низкое качество изделий и устаревшая система передачи и обработки информации. Все это способствовало инертности системы в целом и впоследствии привело к ее падению.

Сельское хозяйство представляло собой специфическую отрасль национальной экономики. Хотя государственный сектор никогда не был здесь преобладающим, однако в послевоенной истории польского сельского хозяйства он сыграл существенную производительную и политическую роль. В конце 1980-х годов в его распоряжении находилось всего около 19% сельскохозяйственных территорий,

и в нем производилось 18% валового производства всего сельского хозяйства, 19% конечного продукта, 21% товарного производства (Marks-Bielska, Kisiel, 2003).

Размещение совхозов (государственные фермерские хозяйства/ Panstwowе Gospodarstwа RolM — PGR) в отдельных регионах Польши было весьма неравномерным (Olko-Bagienska и др., 1992). В воеводствах, расположенных в северной и западной Польше, в период функционирования командно-административной экономики, они занимали свыше 50% аграрных территорий, в четверти воеводств совхозам принадлежали около 60% земель сельскохозяйственного назначения (в том числе ресурсы Государственного земельного фонда). В то же время в 17 центральных и северных воеводствах совхозные владения не превышали 5% от общей площади сельскохозяйственного назначения (см. рис. 1).

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации в польском сельском хозяйстве

Трансформация рынка земли в Польше

В соответствии с законом от 19 октября 1991 года «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения Государственной казны» («Вестник законов» за 1991 г., № 107, поз. 465 с посл. изм.) совхозы были ликвидированы, а их земли включены в состав ресурсов сельскохозяйственной собственности Государственной казны. К ним были также присоединены земли из Государственного земельного фонда (Panstwowу Fundusz Ziemi — PFZ). Этими землями управляет созданное в Польше на основании указанного закона государственное учреждение — Агентство сельскохозяйственной недвижимости (Agencja Nieruchomosci Rolnych — ANR), которое до 2003 года носило название Агентство сельскохозяйственной собственности Государственной казны (Agenj Wlasnosci Rolnej Skarbu Panstwa — AWRSP) (Marks-Bielska, 2012). Основной задачей Агентства является приватизация бывшего государственного имущества в секторе сельского хозяйства и рациональное управление порученным ему имуществом Государственной казны.

В Агентство поступили 4,7 млн га земель, которые в прошлом принадлежали государству (все государственные земельные участки были включены в Ресурсы сельскохозяйственной собственности Государственной казны), которыми оно управляет различным образом (продажа, аренда, администрирование, временное управление). По состоянию на 31 декабря 2015 года картина распоряжения земельной недвижимостью выглядела следующим образом: в Ресурсах сельскохозяйственной собственности Государственной казны оставалось 1 406,4 тыс. га, в том числе в аренде — 1 023,9 тыс. га, в постоянном управлении 20,2 тыс. га, в долговременном пользовании — 52,3 тыс. га, другие виды «непостоянного» распоряжения (пожизненное пользование, бездоговорное пользование и др.) — 15,2 тыс. га, «чужие участки» (земельные участки, которые

- 112 Рис. 1. Удельный вес совхозных владений землями

сельскохозяйственного назначения в Польше СОВРЕМЕННОСТЬ (по состоянию на 1991 г.)

> 40 0 о 30 - 40 20 - 30 0 о 10-20% < 10%

Источник: Marks-Bielska, 2010: 119

по закону перешли под управление других субъектов, но остаются на учете Ресурсов сельскохозяйственной собственности Государственной казны до момента их официальной передачи этим субъектам) — 45 тыс. га. Для распределения оставались лишь 249,7 тыс. га, причем это земли относительно низкого качества и небольшие по площади (Карой z dzia^a1nosci ЛКИ, 2015).

Деятельность Агентства способствовала улучшению территориальной структуры польских фермерских хозяйств и рациональному использованию земли в Польше. Это государственное учреждение ведет активную политику на рынке земель сельскохозяйственного назначения в Польше.

Согласно данным последней сельскохозяйственной переписи (2010), в Польше увеличилась средняя общая площадь хозяйств с 6,59 га в 2002 году до 7,93 га. Таким образом, наблюдается тен-

денция роста площади хозяйств, прежде всего путем приобретения или аренды земли. Одновременно сохраняется региональное разнообразие структуры хозяйств. Значительное число небольших по площади хозяйств расположено в южно-восточных воеводствах, тогда как крупные хозяйства — в северной части страны (рис. 2).

Роль польского сельского хозяйства в национальной экономике и его производственный потенциал

Анализ показателей, определяющих роль польского сельского хозяйства в национальной экономике, а также производственный потенциал этого сектора за 2002-2014 годы, проведенный Баэр-Навроцкой и Почтой (2016), показал, в числе прочего, что систематически уменьшается удельный вес сельского хозяйства в глобальном производстве и ВВП (в течение двух последних анализированных лет он снизился до 4% и 3%) (табл. 1).

Одновременно снижается удельный вес сельскохозяйственного сектора во владении основными производственными фондами — с 8% в 2002 году до 5% в 2014-м. Этому способствовал низкий (приблизительно на уровне около 2%) удельный вес сельского хозяйства в восстановлении и увеличении фондов путем инвестиционных вложений. Начиная с 2010 года растет удельный вес лиц, работающих в сельском хозяйстве, среди всех занятых, а также количество работающих на 100 га ЗХН. В 2014 году в сельскохозяйственном секторе были заняты 2 332,5 тыс. человек, т. е. 16% от общего числа занятых.

В 2002-2014 годы площадь земель сельскохозяйственного назначения, остающихся во владении фермерских и подсобных хозяйств, уменьшилась с 16 899 тыс. га до 14 558 тыс. га, т. е. более чем на 2,3 млн га (почти на 14%), что вызвано главным образом выводом этих участков за пределы хозяйств.

Среди всех видов земель сельскохозяйственного назначения наиболее существенные изменения произошли в отношении пастбищ, площадь которых уменьшилась почти на 53% (545 тыс. га), положительным фактом в течение последних пяти лет является сохранение относительно стабильного размера площади посевов, садов и лугов, систематически растет стоимость основных средств основных фондов в сельском хозяйстве. Значительно увеличился уровень инвестиций (до 5,2 млрд зл. в 2014-м по сравнению с 2,2 млрд зл. в 2002 году), в основном благодаря поддержке из средств программы Совместной аграрной политики (Ваег-Ка"№госка, Poczta, 2016).

В Польше лишь 30% земель сельскохозяйственного назначения находятся в относительно крупных (свыше 50 га) хозяйствах, в то время как во многих странах ЕС данный показатель составляет 80-90%. Следует отметить, что в структуре польских хозяйств происходят положительные изменения, но процесс идет слишком медленно. В рассматриваемый период — 2002-2014 годы — уменьша-

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации в польском сельском хозяйстве

Рис. 2. Средняя общая площадь [га] подсобного хозяйства по воеводствам в 2010 г.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Средний размер в Польше 7,93 га

Источник: Подсчитано авторами на основании данных Главного статистического управления

лось количество хозяйств площадью до 30 га, особенно совсем небольших 1-10 га. В свою очередь, растет количество хозяйств площадью 30 га и больше. Именно они производят в настоящее время большинство товарной продукции сельского хозяйства. Тревожит, однако, быстрое выпадение земель из сельскохозяйственного пользования. В 2002-2014 годы площадь земель сельскохозяйственного назначения в хозяйствах уменьшилась на 2,3 млн га. Исследователь Я. Вилькин (2016) отмечает, что для польского сельского хозяйства угрозу представляет не выкуп земель иностранцами, а нерациональное управление землей, чему способствуют недостатки как сельскохозяйственной политики, так и политики территориального планирования в стране. Земли сельскохозяйственного назначения плохо охраняются и часто используются ненадлежащим образом. Быстрой утере земель сопутствует высокий уровень занятости в сельском хозяйстве, в результате людям не хватает ни зем-

Таблица 1. Сельское хозяйствоa в национальной экономике, %

115

Годы Глобальное производство ВВП Инвестиционные вложения1 Основные средства брутто1 Работающие0 Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации

2002 4,9 4,0 2,1 8,2 15,6 в польском сельском хозяйстве

2003 4,7 3,9 2,0 8,2 15,7

2004 5,0 4,5 2,2 7,9 15,6

2005 4,5 4,0 1,8 7,1 15,5

2006 4,2 3,7 1,9 7,6 15,3

2007 4,0 4,3 1,9 6,8 14,8

2008 4,0 3,7 1,8 6,4 14,2

2009 3,9 3,6 1, 6,2 14,2

2010 3,8 3,3 1,7 5,9 14,6

2011 4,1 3,6 1,8 5,6 14,4

2012 4,1 3,5 1,9 5,4 14,9

2013 3,7 2,9 2,1 5,2 16,3

2014 3,6 2,6 2,1 5,0 16,0

" Данные для сельского хозяйства с лесным хозяйством, охотничьим и рыбным хозяйством; ь Данные для сельскохозяйственной культуры, выведение и выращивание животных и охота, без жилых построек; с Согласно секциям, в среднем в год

Источник: Baer-Nawrocka, Poczta, 2016

ли, ни капиталов. И действительно, эти показатели в 2-3 раза ниже, чем в среднем в ЕС. Производительность труда в польском сельском хозяйстве составляет лишь около 30% от среднего уровня в ЕС-28. Ситуацию усугубляет низкий удельный вес затрат на исследования, связанные с сельским хозяйством, от общих затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D) в Польше.

Несмотря на эти неблагоприятные тенденции, сельскохозяйственная и пищевая отрасли в Польше развиваются относительно быстро и отличаются значительным уровнем конкурентоспособности. Наиболее динамичную роль играют компании пищевой промышленности и компании, занимающиеся торговлей сельскохозяйственной и пищевой продукцией (Wilkin, 2016).

- 116 Поддержка польского сельского хозяйства из бюджета

Европейского союза

СОВРЕМЕННОСТЬ

Польша, став полноправным членом ЕС, начала получить поддержку благодаря реализации Совместной аграрной политики и Региональной политики Европейского союза (политики сплочения). В частности, Польша получила доступ к источнику финансирования социальных и экономических трансформаций, что послужило серьезным стимулом к росту спроса и предложения. Фонды стали существенным дополнением внутренних инвестиций, инвестиции из ЕС увеличились с 9% в 2004 году до 25% в 2014-м.

В 2007 году в Европейском союзе появился новый инструмент: Европейский аграрный фонд развития сельских районов (ЕАФРСР), из которого Польше была предоставлена самая крупная из стран — членов ЕС сумма в 13,2 млрд евро (табл. 2).

В 2004-2015 годы Польша также стала бенефициаром средств ЕС в 83,57 млрд евро. В рамках реализации программ Совместной аграрной политики страна получила 39 млрд евро (треть от всей суммы трансферов), эти средства стали существенным источником финансирования структурных изменений сельских территорий, а также аграрной и пищевой отраслей. Основную роль в трансферах САП играют прямые доплаты и программы развития сельских регионов (соответственно, 54,7% и 41,2%). Прямые доплаты стали весьма существенным средством поддержки доходов сельскохозяйственных семей.

Однако Единая система отраслевых платежей (SAPS) и прямые доплаты привели к замедлению процесса аграрных трансформаций в Польше, ограничив переход земель сельскохозяйственного назначения от мелких и менее производительных хозяйств к структурам, отличающимся более высокой эффективностью. Одновременно происходит углубление неравенства в доходах сельскохозяйственных семей, что в дальнейшем может привести к неблагоприятным с точки зрения общественной стабильности последствиям. Существенным инструментом поддержки структурных трансформаций оказываются программы развития сельских регионов: в 2007-2013 годов масштаб государственной поддержки составил 74,2 млрд зл.

В 2014-2020 годах Польша продолжает реализовывать прежнюю стратегию использования средств Региональной политики Европейского союза, направляя свыше четверти средств Фондов сплочения на инвестиции в сетевую транспортную и энергетическую инфраструктуры. Наряду с очевидными финансовыми выгодами, которые принесло членство в ЕС, более чем десятилетний опыт показал необходимость координации действий по развитию сельских регионов в рамках национальной региональной политики и Региональной политики Европейского союза. В то же время стало понятно, что отраслевой характер политики в отношении сельских территорий и сельского хозяйства осложняет преодоление барье-

Таблица 2. Средства из бюджета ЕС, направленные в Польшу в 2000-2020 гг. (млн EUR)

Средства для Польши из бюджета ЕС

Бюджетная перспектива ЕС

Структурные фонды и Региональный фонд, в том числе финансирующие сельское хозяйство и сельские территории:

Аграрные фонды, в том числе финансирующие:

2000-2006 (постоянные цены за 2004 год)*

12,8 млрд евро, в том числе Секторная оперативная аграрная программа 20042006 (1,19 млрд евро)

5,3 млрд евро, в том числе Программа развития сельских районов (ПРСР) 2004-2006 (2,8 млрд евро) и прямые доплаты (2, млрд евро)

67,2 млрд евро

2007-2013 (постоянные цены за 2007 год)

28,2 млрд евро, в том числе ПРСР 2007-2013 (13,2 млрд евро) и прямые доплаты (15 млрд евро)

72,6 млрд евро

2014-2020 (постоянные цены за 2011 г.)

32,0 млрд евро, в том числе ПРСР 2014-2020 (10,9 млрд евро) и прямые доплаты (21,1 млрд евро)

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации в польском сельском хозяйстве

Источник: Nurzynska, 2016

ров развития в Польше. Это существенное качественное изменение в государственной политике по отношению к польскому селу (КигеуЙБка, 2016).

Итоги

Удельный вес сельского хозяйства в создании валового внутреннего продукта составляет в настоящее время в Польше лишь 2,6%. Впрочем, в некоторых высокоразвитых странах ЕС этот показатель ниже 1%. Невозможно, однако, на основании простых показателей утверждать, что роль сельского хозяйства в экономике становится маргинальной, поскольку сельское хозяйство продолжает играть ключевую роль в производстве наиболее важного в жизни человека продукта, а именно продуктов питания.

Польское сельское хозяйство отличается от других стран Центральной и Восточной Европы, что обусловлено в какой-то мере

СОВРЕМЕННОСТЬ

Библиография

Baer-Nawrocka A., Poczta W. (2016). Polskie rolnictwo na tle rolnictwa Unii Europejskiej. Polska wies 2016 — raport o stanie wsi. /eds. J. Wilkin, I. Nurzynska. Wyd. Scholar.

Kisiel R. (2013). Przemiany w polskim rolnictwie i na obszarach wiejskich. Rola Agencji Nieruchomosci Rolnych w unowoczesnianiu rolnictwa i obszarow wiejskich. /eds. R. Marks-Bielska i R. Kisiel. Wyd. UWM w Olsztynie, Olsztyn Р. 11-24.

Kisiel R., Marks R., Wojarska M. (2000). Процесс имущественных преобразований в Польше с учетом оссбенностей сельского хозяйства [Proces przeksztatcen wtasnosciowych w Polsce z uwzgl§dnieniem specyfiki rolnictwa]. Biuletyn Naukowy Uniwersytetu Rolniczego w Omsku, ВЕСТНИК, Омский государственный аграрный университет, Omsk. Р. 37-40.

Marks-Bielska R. (2010). Rynek ziemi rolniczej в Польше — uwarunkowania i tendencje rozwoju, Olsztyn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marks-Bielska R. (2004).. Situation of Polish Agricultural Sector before Ownership Transformations. Wypisk socjalno-ekonomicznych dostidzen. Sbornik naukowych prac. Odeskij Derzawnyj Ekonomicznyj Uniwersitet, Odessa. № 18. Р 236-242.

Marks-Bielska R. (2012). Przeksztatcenia wtasnosciowe w rolnictwie w uj^ciu regionalnym // Przemiany w rolnictwie i na obszarach wiejskich z udziatem Agencji Nieruchomosci Rolnych na przyktadzie wojewodztwa warminsko-mazurskiego / eds. R. Kisiel i R. Marks-Bielska). Wyd. UWM w Olsztynie, Olsztyn. Р 11-31.

Marks-Bielska R. (2013). Factors shaping the agricultural land market in Poland // Land Use Policy. ELSEVIER. Vol. 30. P.791-799 http://dx.doi.org/10.1016/j. lanusepol.2012.06.003.

Marks-Bielska R., Kisiel R. (2003). Wies i rolnictwo w okresie transformacji systemowej (19892000) ze szczegolnym uwzgl^dnieniem przeksztatcen rolnictwa panstwowego. MALART-GRAF Jezierski, Olsztyn.

Nurzynska I. (2016). Polska wies i rolnictwo jako beneficjenci funduszy Unii Europejskiej. Polska wies 2016 — raport o stanie wsi /eds. J. Wilkin i I. Nurzynska. Wyd. Scholar, P 107-128.

Olko-Bagienska T., Pyrgies J., Gajda J. (1992). Przeksztatcenia wtasnosciowe panstwowych gospodarstw rolnych w Polsce // Polityka ekonomiczna i spoleczna. Fundacja im. Eberta wPolsce. Warszawa.

Raport z dziatalnosci Agencji Nieruchomosci Rolnych na Zasobie Wtasnosci Rolnej Skarbu Panstwa w 2015 r. (2016). Warszawa.

Wilkin J. (2016). Polska wies na tle kraju i Europy—synteza raportu//Polska wies 2016 — raport o stanie wsi. J. Wilkin i I. Nurzynska. Wyd. Scholar. P 11-20.

исторически. Так, в Польше всегда преобладала частная собственность на землю. Ликвидация государственного сектора в сельском хозяйстве лишь в незначительной степени способствовала улучшению территориальной структуры подсобных хозяйств, а на базе бывших совхозов образовались крупные хозяйства.

Ситуация в польском сельском хозяйстве улучшается, хотя изменения проходят медленнее, чем хотелось бы. На структурные трансформации польского сельского хозяйства оказывают, несомненно, положительное влияние финансовые средства из бюджета Европейского союза, например, при реализации Единой аграрной политики.

Transformations of the Polish agriculture

119

Roman Kisiel, Professor of Economic Science at University of Warmia and Mazury in Olsztyn, Poland. Faculty of Economic Science, Department of Economic and Regional Policy. 10-719 Olsztyn, ul. Oczapowskiego 4. E-mail: kisiel@uwm.edu.pl.

Renata Marks-Bielska, Professor of Economic Science at University of Warmia and Mazury in Olsztyn, Poland. Faculty of Economic Science, Department of Economic and Regional Policy. 10-719 Olsztyn, ul. Oczapowskiego 4. E-mail: renatam@uwm.edu.pl

Agriculture has always been an extremely important branch of the Polish economy as a stabilizer of economic fluctuations, a source of basic consumer goods and raw materials for other branches of economy in the periods of instability, a guarantee of self-suf-flciency and food security of the country, a protector of natural environment, a source of labor and an employer, and finally a significant factor of national identity and culture. Agricultural production occupies almost half of the Polish territory, and has always determined the main ways of using land and influencing natural environment and landscape. At the same time, for many years the Polish agriculture has been under political, economic, and environmental pressure that determined its numerous transformations. The article considers key changes of rural Poland under the economic transformations focusing on the ownership system at the start of political and economic reforms. The author assesses the role of Polish agriculture and its production potential within the national economy paying particular attention to the European Union budgetary support. Thus, the author aims to analyze all these changes on the basis of statistical data of the Main Statistical Office and Agrarian Property Agency focusing on the transformations of rural areas of former state farms.

Keywords: polish farm, economic transformation in Poland, agricultural policy in Poland, European Union

Р. Кисель, Р. Маркс-Бельска Трансформации в польском сельском хозяйстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.