УДК631.1:061.1ЕС(438)
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПОЛЬШИ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Б. МИЦКЕВИЧ, кандидат сельскохозяйственных наук Сельскохозяйственная академия в Щецине, Польша
PROMINENT FEATURES OF DEVELOPMENT OF
AGRICULTURE OF POLAND AFTER THE INTRODUCTION INTO THE EUROPEAN UNION
B. MICKIEWICZ, the candidate of agricultural science The Agricultural Academy in Szczecin, Poland
В статье дана комплексная оценка влияния процессов интеграции в рамках Европейского союза на развитие польского сельского хозяйства. Установлено, что после вступления в ЕС Польша стала значительно больше средств направлять на помощь сельскому хозяйству и развитие сельских территорий. Врезультате этого экономика в целом и в том числе сельского хозяйства стабилизировалась и получила дальнейшее устойчивое развитие. Сохранилась высокая динамика экспорта сельскохозяйственной продукции. Значительно изменился баланс во внешней торговле, которыйувеличил-ся в 2006г. по сравнению с 2003 г. в 4,7 раза и составил плюс 2091 млн евро.
The article presents the complex estimation of influence of processes of integration within EU on the development of the Polish agriculture. It is established after the introduction into EU Poland became to direct much more means to the aid of the agriculture and development of rural territories. As a result the economy as a whole and including the agriculture has stabilized and received the further steady development. High dynamics changes of export of agriculturalproduction were kept. The balance in the foreign trade has considerably changed, increased in 2006in comparison with 2003 in 4,7 times and made plus 2091 million euro.
Введение. Вступление Польши в Европейский союз (ЕС) означало существенное изменение экономических условий ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с действующими едиными союзными стандартами (нормами) и требованиями. При этом кардинально изменились способы поддержки аграрного сектора, начали действовать совершенно иные принципы интервенции и закупок, появились новые инструменты модернизации сельскохозяйственных предприятий, был снят ряд ограничений и препятствий во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами со странами ЕС. Это вызвало значительное оживление инвестиционной деятельности и положительно сказалось в целом на росте экономики страны.
Материалы и методы. Методологической основой при изучении характерных особенностей развития сельского хозяйства Польши после вступления в Европейский союз послужили имеющиеся базовые наработки по данной проблеме, а также проведенные дополнительные углубленные исследования.
Результаты и предложения. С целью выявления характерных особенностей функционирования сельского хозяйства Польши после вступления в ЕС, нами проведен комплексный анализ влияния процессов интеграции на его развитие и социально-демографическую ситуацию на селе. Так, например, одним из важнейших макроэкономических показателей, характеризующих современное состояние экономики, является достигнутый размер валового внутреннего продукта (ВВП). В таблице 1 представлена динамика темпов его роста за 2005-2007 гг. Приведенные данные свидетельствуют, что темпы роста ВВП в 2007 г. достигли уровня 1997 г. и составили 7,1 %. Заметим, что, начиная с 2002 г., темпы экономического развития Польши (в среднем за 2002-2007 гг. - 3,9 %) в 2 раза выше среднего по ЕС-25 (соответственно - 1,9 %), но медленнее, чем в странах Средней и Восточной Европы - новых членов ЕС, от 4 % - в Словении до 9 % - в Эстонии и Латвии.
В целом можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде наблюдался значительный рост инвестиционной активности в стране. При этом затраты на средства производства возросли на 25,3 % по сравнению со средним показателем в размере 5,2 % в ЕС-25.
Проведенный анализ численности населения Польши показал, что по состоянию на 31.12.2006 г. она составила 38125 тыс. чел. Причем в сельской местности в 2006 г. проживало 38,6 % общей численности насе-
Таблица 1 - Динамика темпов роста внутреннего валового продукта (среднегодовые цены предыдущего года = 100) за 2005-2007 гг.
Показатели Год
2005 2006 2007
Валовой внутренний продукт 103,6 106,1 107,1
Прибавочная стоимость: в промышленности 103,5 109,2 107,7
строительстве 107,8 114,7 126,1
рыночных услугах 103,6 104,9 106,7
Внутренний спрос - всего 102,4 106,6 109,0
В том числе: индивидуальное потребление 102,0 105,2 106,0
затраты на средства производства 106,5 116,5 125,3
Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши
ления, то есть 14716 тыс. чел. (рис. 1). При этом характерной особенностью является то, что, начиная с 2003 г., происходит постоянный рост сельского населения в стране. Так, в 2007 г. его численность возросла на 26,3 тыс. чел., или увеличилась на 0,18 % по сравнению с 2006 г. Наибольшие темпы роста сельского населения наблюдались в Поморском и Велико-польском воеводствах, которые соответственно были равны 1,03 % и 0,63 %. В то же время больше всего выбыло населения, проживающего в сельской местности, в Свентокрыжском (0,63 %) и Подляском (0,45 %) воеводствах.
Необходимо отметить, что наиболее густо заселенными являются в настоящее время сельские территории в Малопольском и Шленском воеводствах соответственно 122 и 117 человек на 1 км2, а менее всего заселены Варминско-Мазурское и Западнопоморское воеводства (24 чел/км2).
Что касается естественного прироста, то, начиная с 2004 г., наблюдается рост данного показателя. К примеру, в 2006 г. в сельской местности его рост составил 0,6 %, а в городе соответственно - 0,2 %. Подчеркнем, что положительным явлением является факт увеличения рождаемости. Так, в 2006 г. этот показатель на селе составил 1,41 по сравнению с 1,18 в городе и оказался выше на 0,23 (16,3 %), чем в 2005 г.
Проведенные исследования показали, что после 2000 г. в Польше происходит процесс миграции городского населения для проживания в сельской местности. При этом общее сальдо миграции из города в село стало положительным, особенно в 2004-2005 гг. В 2006 г., например, оно составило 35,1 тыс. чел. (рост на 2,5 тыс. чел.).
Следует сказать, что в ближайшей перспективе данная тенденция сохранится, и в целом доля городского населения Польши будет уменьшаться, а число сельских жителей наоборот станет увеличиваться, что
Польши в 2002-2007 гг. Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши.
объясняется следующими обстоятельствами. Именно сельские территории в настоящее время получают значительную поддержку из бюджета ЕС. Это позволило осуществить реализацию многих инвестиционных проектов, направленных на охрану окружающей среды, развитие дорожной инфраструктуры, создание зон отдыха, учитывая пожелания городского населения. К примеру, в 2000-2006 гг. за счет выделяемых в качестве помощи средств Европейского союза (8АРАЯБ СОП) был реализован 2041 проект, связанный с агротуризмом, туризмом и отдыхом при дополнительном финансировании в размере 120,6 млн злотых. Кроме того, были подписаны договоры на дальнейшее дополнительное финансирование еще 1161 проекта на общую сумму 77,7 млн злотых.
Определенное влияние на направление миграции имеет также более высокая и быстрорастущая стоимость уровня жизни в городе. В се эти составляющие приводят к значительному росту привлекательности села как места проживания. Все более четко прослеживается тенденция, когда перемещение основной части городского населения в сельскую местность происходит преимущественно вокруг городов. В то же время нельзя забывать и о возрастающей миграции населения за границу с сельских территорий, особенно, где наблюдается высокий уровень безработицы. При этом озабоченность вызывает тот факт, что уезжают в основном люди молодые и высокообразованные.
Изучение показывает, что уровень образования сельскохозяйственных работников и сельского населения постоянно повышается, однако он по-прежнему является более низким по сравнению с городским населением. Так, высшее образование имеют только 5,3 % общей численности сельских жителей, а среди занятых непосредственно в сельском хозяйстве высшее образование имеют всего лишь 2,2 %. Необходимо подчеркнуть, что высокий процент сельского населения составляют, как правило, люди с начальным, неполным средним и профессиональным образованием (рис. 2).
Проведенные нами исследования профессиональной активности населения указывают на систематический ежегодный рост числа лиц, получивших трудоустройство как в городах, так и на селе. Например, в 2003-2006 гг. уровень трудоустройства в целом по населению Польши повысился на 3,3 % (с 44,2 % до 47,5 %). По-прежнему в сельской местности данный показатель выше, чем в городе.
В таблице 2 приведен уровень трудоустройства в возрастных группах населения, проживающего в селах. Из данных видно, что самый высокий процент трудоустройства в возрастных группах 25-29 и 30-49 лет. Причем в группах сельского населения данный показатель имеет постоянную динамику повышения (в отличие от других) и его значения в исследуемом периоде варьируют от 65,7 до 70,5 % и от 73,5 до 77,8 %. В региональном аспекте самый высокий уровень трудоустройства в сельской местности наблюдает-
Рисунок 2 - Структура образования сельского населения Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши. ся в тех воеводствах, где важное значение имеет сельское хозяйство (Лю-белькое и Малопольское), а также в экономически развитых воеводствах (Лодьское, Великопольское и Поморское).
Наряду с этим, как показывает анализ, уровень безработицы в Польше снижается, что является, прежде всего, результатом создания новых рабочих мест, а также в связи с миграцией поляков за границу, связанной с их желанием заработать. Необходимо отметить, что число зарегистрированных безработных в конце июня 2007 г. составило 1895,1 тыс. чел., в том числе зарегистрированных безработных, проживающих на селе, - 816,5 тыс. чел. (43,1%), из которых 42,4 тыс. чел. имеют свое хозяйство (5,2 %) (рис. 3). В то же время число зарегистрированных работников среди жителей села в конце 2007 г. стало ниже на 188,1 тыс. чел. и на 234 тыс. чел. меньше по сравнению с июнем 2006 г.
Следует подчеркнуть, что в 2006 г. в общей площади страны, составляющей 31,3 млн га, сельскохозяйственные угодья занимали 15957 тыс. га (51,5 %), или на 51 тыс. га больше, чем в 2005 г. (табл. 3). При этом площадь пахотных земель увеличилась на 1,9 % и составила 78 % от площади сельскохозяйственных угодий.
Необходимо подчеркнуть, что в частном секторе в 2006 г. находилось 15343 тыс. га, то есть более 96 % сельскохозяйственных угодий. Из них 88,6 % принадлежали частным хозяйствам. В 2006 г. в Польше насчитывалось 1806,4 тыс. таких хозяйств с площадью сельскохозяйственных угодий более 1 га, при этом по сравнению с 2005 г. их число увеличилось на 24,1 тыс. единиц.
Таблица 2 - Уровень трудоустройства в возрастных группах на селе за 2003-2006 гг., в %
Возрастные группы Год
2003 2004 2005 2006
18-19 лет 15,8 16,4 12,9 14,6
20-24 года 44,9 44,4 46,9 48,5
25-29 лет 65,7 66,2 68,1 70,5
30-49 лет 73,5 74,2 74,7 77,8
50--64 года 43,9 43,7 43,6 44,9
Примечание. Собственные исследования автора.
3500
500 --
0 -|-,-,-,-,-,-,-,-
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Годы
Безработных в целом -Безработных на селе----Безработные имеющие хозяйство
Рисунок 3 - Динамика уровня безработицы в Польше Примечание. Собственные исследования автора.
Таблица 3 - Структура использования сельскохозяйственных угодий в 2006 г., тыс. га
Наименование сельскохозяйственных угодий Сельскохозяйственные предприятия в целом В том числе индивидуальные хозяйства
Сельскохозяйственные угодья - всего 15957 14139
В том числе: пахотные земли 12449 10966
земли, занятые под садами 292 285
луга 2390 2177
пастбища 826 711
В целом в 2000-2006 гг. в структуре использования сельскохозяйственных земель принципиальных изменений не произошло. Среди частных хозяйств с площадью сельскохозяйственных угодий выше 1га по-прежнему доминируют малые хозяйства с площадью 1-5 га, которые составляют 57 % от общего количества таких хозяйств. Хозяйства с площадью выше 15 га занимают 10,6 % от общей численности этой группы хозяйств, а в их использовании находится 45,3 % сельскохозяйственных земель. Что касается средней площади одного сельскохозяйственного предприятия с площадью выше 1 га, то она по отношению к 2005 г. не изменилась и составила в 2006 г. 8,4 га в целом и 7,6 га сельскохозяйственных угодий.
Вместе с тем необходимо заострить внимание на том, что в исследуемом периоде производственно-экономическая ситуация в польском сельском хозяйстве формировалась, прежде всего, под влиянием снижения потребности в растениеводческом сырье и высокого спроса на животноводческую продукцию. Поэтому в 2006 г. объем валовой сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2005 г. снизился на 1,4 % и, аналогично как и в 2005 г., это явилось следствием значительного снижения производства продукции растениеводства (на 5,5 %). В свою очередь такое положение можно объяснить и сложившимися крайне неблагоприятными погодными условиями. В то же время в 2006 г. продукции животноводства было произведено на 2,5 % больше, чем в 2005 г. (рис. 4).
Год
Животноводческая продукция — — В целом--Растениеводческая продукция
Рис. 4. Динамика объемов валовой сельскохозяйственной продукции (1995 г. = 100) за 2000-2006 гг., % Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши.
Следует отметить, что аналогично, как и в предыдущие годы, в 2006 г. как в целом по сельскому хозяйству, так и в индивидуальных сельскохозяйственных предприятиях выросла доля товарной продукции в валовом производстве. В этой связи сельскохозяйственная продукция, проданная оптом и в розницу, впервые составила 70 % стоимости всей валовой сельскохозяйственной продукции. При этом доля закупок сельскохозяйственной продукции в валовом обороте снизилась незначительно и составила 48,2 % по сравнению с 48,9 % в 2005 г. Вместе с тем значительно увеличился удельный вес проданных продуктов питания в рыночном обороте, который составил 18,1 %. Этому способствовал значительный рост цен и, прежде всего, на все виды зерновых, картофель, овощи и фрукты (табл. 4).
Необходимо подчеркнуть, что при росте цен на сельскохозяйственные продукты питания, продаваемые в 2006 г. индивидуальными хозяйствами (в среднем на 2,6%), цены товаров и услуг, приобретаемых сельскохозяйственными работниками на потребительские, производственные и инвестиционные цели, возросли в среднем на 0,6 %. В результате показатель соотношения цен (ножницы цен) вырос по отношению к 2005 г., неблагоприятному по климатическим условиям для сельского хозяйства, на 2 процентных пункта.
Проведенный анализ показал, что в 2007 г. объем экспорта сельскохозяйственных потребительских товаров составил6240 млн евро и был на 15 % выше, чем в аналогичном периоде 2006 г. Объем импорта возрос более чем на 22 % и установился на уровне 4947 млн евро. Общая доля сельскохозяйственных продовольственных продуктов в экспорте составила 9,7 %, а в импорте - 6,6 %. При этом товарооборот имел положительное сальдо, хотя по сравнению с тем же периодом прошлого года был ниже на 6,1% (рис. 5).
Таблица 4 - Динамика изменения цен на продукты, проданные и купленные сельскохозяйственными предприятиями в 2002-2006 гг., %
Виды цен Год
2000 2002 2003 2004 2005 2006
Предыдущий год = 100
Цены: на продаваемые сельскохозяйственные продукты 114,7 92,6 99,5 111,4 97,9 102,6
на приобретаемые товары и услуги 111,4 101,9 102,1 108,6 102,0 100,6
Показатель соотношения цен продаваемых сельхозпродуктов к ценам приобретаемых товаров и услуг (ножницы цен) 103,0 90,9 97,5 102,6 96,0 102,0
Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши.
Рисунок 5 - Сальдо внешней торговли сельскохозяйственными потребительскими товарами в 2004-2007 гг., млн евро Примечание. Рассчитано автором на основе данных Главного статистического управления Польши.
Следует отметить, что в перспективе сохранится доминирующее превосходство в торговле сельскохозяйственными потребительскими товарами с Германией (около 25 % в экспорте и почти 19 % в импорте). В 2007 г. наблюдался значительный рост экспорта в Германию (21 %), Чешскую республику (11 %) и в Великобританию (30 %). Вместе с тем в последнее время больше всего сельскохозяйственных потребительских товаров Польша импортировала из Германии, Голландии, Испании, Аргентины, Италии, Дании, Чешской республики и Франции.
В структуре экспорта по стоимости хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия составляли 324,8 млн евро, мясо птицы и фруктовые соки -соответственно 303,1 и 262,1 млн евро. Необходимо подчеркнуть, что более 80 % польских продуктов питания в настоящее время экспортируется в переработанном виде. В то же время в 2007 г. Польша импортировала соевый жмых на сумму 255,8 млн евро, мясо свинины и пшеницу -соответственно на 220,7 и 168,2 млн евро.
Что касается использования помощи Европейского союза, то компания прямых выплат на сельскохозяйственные земли в 2006 г. включала в себя:
единую погектарную выплату (ЕПВ), финансируемую в размере 100 % из бюджета ЕС (276,28 зл/га);
дополнительные погектарные выплаты (ДВП):
на площади семеноводческих культур, финансируемые из национального и союзного бюджетов (313,45 зл/га);
выращивание хмеля, финансируемые в размере 100 % из национального бюджета (962,75 зл/т );
картофельный крахмал, финансируемые в размере 100 % из национального бюджета (236,72 зл/т );
табак, финансируемые в размере 100 % из национального бюджета (табак гр. А - 7556,66 зл/т , гр. В - 6065,28 зл/т );
энергетические культуры (рапс, сахарная свекла, кукуруза и др.), финансируемые в размере 100 % из национального бюджета (276,28 зл/га);
отдельная выплата на сахар, финансируемая в размере 100 % из союзного бюджета (33,94 зл/т ).
Кроме указанных выше непосредственных выплат на сельскохозяйственные земли в рамках средств Европейского союза в исследуемом периоде был реализован ряд программ, касающихся как текущей всеобщей помощи для сельского хозяйства, так и помощи конкретного отраслевого (структурного) характера (табл. 5). Приведенные данные свидетельствуют, что объем выделяемых средств из Европейского союза на реализацию таких программ, как "План развития сельских районов", секторная оперативная программа (СОП) "Реструктуризация и модернизация продовольственного сектора" и других с каждым годом значи-
Таблица 5 - Программы, реализованные за счет средств Европейского союза в 2005-2006 гг., млн зл.
Наименование программ 2005 г. 2006 г. 2006
2005=100
Phare 192 139 72,4
Sapard 1 154 2084 180,6
ISPA - 234 -
Отраслевые (структурные) программы
ПРСР - План развития сельских районов. 2 975 3008 101,1
В том числе: финансирование УНУ (участков с неблагоприятными условиями) 1652 1672 101,2
СОП - Реструктуризация и модернизация продовольственного сектора 2 345 2084 88,9
Выплаты на реализацию ССП (совместной сельскохозяйственной политики) 5029,4 8578,9 170,6
В том числе: прямые выплаты 3465 3696 106,7
перераспределение средств из ПРСР (План развития сельских районов) 1044 752 72,0
рыночная интервенция 1575 1508 95,7
Средства из Европейского союза - всего 10350 15894 153,6
Примечание. Рассчитано автором на основе данных Европейской комиссии и Министерства сельского хозяйства и развития села.
тельно увеличивается. Так, если в 2005 г. на эти цели из средств ЕС было выделено почти 10,4 млрд злотых, то уже в 2006 г. - соответственно 15,9 млрд злотых, или в 1,5 раза больше.
Таким образом, проведенная комплексная оценка влияния процессов интеграции в рамках Европейского союза на развитие польского сельского хозяйства позволяет сделать следующие основные выводы:
после вступления в Европейский союз Польша стала значительно больше средств направлять на помощь сельскому хозяйству и развитию сельских территорий. Это стала возможным благодаря получению значительных финансовых ресурсов из бюджета ЕС на реализацию совместной сельскохозяйственной политики и отраслевых (структурных) программ. Так, в 2004-2006 гг. внутренние бюджетные средства и средства, полученные от Европейского союза, составили в общей сложности 89,8 млрд злотых, в том числе без доплат на социальное страхование сельским товаропроизводителям - 45,2 млрд злотых;
в настоящее время Польша может участвовать во всех программах помощи, финансируемых из средств Европейского союза. В этой связи является чрезвычайно важным полное и рациональное использование фондов, выделяемых из бюджета Европейского союза, к которым она имеет прямой доступ. Следует отметить, что только программа развития сельских районов на 2007-2013 гг. является одной из крупнейших из всех действующих программ стран Европейского союза. В соответствии с этой программой Польше в течение 7 лет предстоит освоить 13,2 млрд евро из бюджета Союза, что значительно позволит ускорить процесс приводимых социально-экономических преобразований в национальном сельском хозяйстве;
установлено, что после трехлетнего периода, прошедшего с момента вступления Польши в Европейский союз, экономика в целом и в том числе сельского хозяйства стабилизировалась и получила дальнейшее устойчивое развитие. Сохранилась высокая динамика экспорта. Увеличение экспорта явилось в значительной мере результатом проведенной в прошлые годы реструктуризации народного хозяйства, что повлияло на рост конкурентности польских товаров народного потребления и продуктов питания на зарубежных рынках. В этой связи уже в 2004 г. по сравнению с 2003 г. произошел 30 %-й рост стоимости польского экспорта и примерно 24 %-й рост стоимости импорта. При этом следует отметить, что экспорт сельскохозяйственных продуктов в страны ЕС увеличился более чем на 43 %, а импорт -на 26 %. В течение 3-х лет, то есть с 2003 по 2006 е, стоимость экспорта увеличилась с 4003 млн евро до 8577 млн евро, или более чем в 2 раза, а стоимость импорта за это же время возросла с 3557 млн евро до 6486 млн евро, или более чем на 80 %. Значительно изменился баланс во внешней торговле, который
увеличился с +446 млн евро до +2091 млн евро, или рост составил 4,7 раза;
специфика польского сельского хозяйства в перспективе на 2007-2013 гг. в значительной степени будет определяться ролью совместной сельскохозяйственной политики (ССП) в развитии сельскохозяйственного производства и сельских территорий. При этом новая ССП углубит преобразования в структуре сельскохозяйственного производства, связанные с присоединением к единому рынку, а это, в свою очередь, может повысить потребность в необходимых инвестициях (на структурные изменения) в аграрном секторе. Внедрение требований ряда стандартов в области охраны окружающей среды, условий содержания животных и продовольственной безопасности является весьма важной предпосылкой для дальнейшего повышения эффективности функционирования сельского хозяйства. Не в меньшей мере это будет означать и обязательность поддержки процессов адаптации на уровне конкретных сельскохозяйственных предприятий;
принимая во внимание задачи, стоящие перед польским сельским хозяйством, его структуру, изменяющиеся предпосылки, связанные с единым рынком, а также с развивающимся процессом глобализации, можно утверждать, что новая совместная сельскохозяйственная политика будет выгодна для Польши и польского сельского хозяйства. Реформа ССП вызвала существенные изменения этой политики, с чем связаны более низкие административные расходы и более легкий доступ хозяйствующих субъектов к отдельным инструментам поддержки. Очевидно и то, что система универсальных территориальных выплат, которая выбрана Польшей как переходное решение, может быть в большинстве своем предложена и после 2008 г., тем самым возможность полного использования принятых и действующих в настоящее время непосредственных выплат будет иметь постоянный характер.
Литература
1. Мицкевич, Б. Функционирование рынка зерна в Польше после вступления в ЕС / Б. Мицкевич // Агроэкономика, 2004. - № 10. - С. 46-47.
2. Mickiewicz, B. Analiza wybranych mozliwosci zwiekszania dochodow w gospodarstwach rolnych w Polsce / B. Mickiewicz // Rozwoj lokalny - wykorzystanie instrumentow unijnych i regionalnych. - AR Szczecin, 2005. - Tom I. - S. 625-631.
3. Mickiewicz, B. Stan infrastructury technicznej w rolnictwie i na abszarach wiej skich w Polsce w momencie wejscia w structury Unii Europejskiej / B. Mickiewicz // Rozwoj lokalny - wykorzystanie instrumentow unijnych i regionalnych. - AR Szczecin, 2005. -Tom I. - S. 129-135.
Информация об авторе
Мицкевич Бартош - заместитель декана экономического факультета Сельскохозяйственной академии в Щецине (Польше). Информация для контактов: тел.: (раб.) 8 (104891) 4-87-69-50, (дом.) 8 (104891) 4-21-50-68.
Дата поступления статьи -28 марта 2008 г.