УДК 63(438)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ЗАПАДНО-ПОМОРСКОМ ВОЕВОДСТВЕ ПОЛЬШИ
З. ИВАШКЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор Европейский институт экономики рынков в Щецине, Польша З. БОЧЕК, соискатель УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
MODERN CONDITION AND THE BASIC DIRECTIONS
OF PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN THE WESTERN PROVINCE OF POLAND
Z. IVASHKEVICH, the doctor of economics, the professor The European Institute of Market Economics in Szczecin, Poland Z. BOCHEK, the applicant The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"
В статье рассматриваются происходящие современные трансформационные процессы на сельских территориях Западного Поморья в условиях функционирования Польши в составе Европейского союза. Показано, что независимо от адаптации в процессе европейской интеграции сельские территории и сельское хозяйство Западно-Поморского воеводства нуждаются в дальнейшейрест-руктуризации, которая должна происходить параллельно с изменениями как в окружающей среде, так и вразвитии разнообразной несельскохозяйственной деятельности.
В этой связи в статьеразработа-ны конкретные рекомендации и предложения, направленные на активизацию местных возможностей данного региона. В частности, предлагается более быстрыми темпами развивать различные формы квалифицированного туризма, в том числе велосипедного, парусного, краеведческого, пешеходного, а также агротуризма и уик-эндовойрекреации и т.п.
In the article the authors consider occurring modern transformational processes in rural territories of the Western Pomorze in conditions of functioning of Poland in the structure of the European Union. It is shown that irrespective of adaptation during the European integration rural territories and agriculture of the Western Pomorze province require the further re-structuring which should occur in parallel to changes both in environment and in development of various not agricultural activity.
In this connection in the article concrete recommendations and offers directed on activization of local opportunities of given region are developed. In particular, it is offered to develop faster rates various forms of the qualified tourism including bicycle, sailing, study of local lore, foot, and also agrotourism and weekend recreations, etc.
Введение. Происходящий до настоящего времени процесс трансформации на сельских территориях Западного Поморья указывает не только на значительную динамику структурных перемен, но также на их большую стихийность и высокую пространственную дифференциацию. Переход от централизованной экономики к рыночной вызвал рост дифференциации сельских территорий как в хозяйственном, так и в общественном развитии, а также выявил их трудности в адаптации к новым формам хозяйствования [3].
Западно-Поморское воеводство принадлежит к тем территориям Польши, которые до 1989 г. характеризовались наибольшим участием в сельском хозяйстве общественного сектора - в целом 67,4 % площади сельскохозяйственных угодий при среднем показателе по стране - 23,7 %. Большая часть угодий общественного сектора принадлежала госхозам (около 58 %). В результате реструктуризации в настоящее время в частном секторе находится 87,1 % сельхозугодий, в том числе в индивидуальных хозяйствах - 62,1 %. В приспособлении польской экономики к условиям Европейского союза (ЕС) сельское хозяйство является одним из самых сложных элементов этого процесса [2].
Адаптация польского сельского хозяйства к требованиям ЕС в направлении улучшения эффективности ведения хозяйства и состояния конкурентоспособности на международном рынке сочетается с необходимостью структурных изменений, особенно в области модернизации сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, улучшения аграрной структуры, активизации сельских территорий в сторону многофункционального развития деревни, усовершенствования сферы институционального окружения сельского хозяйства, развития сельской инфраструктуры. В странах ЕС при реализации единой аграрной политики все больший акцент делается на поддержание доходов земледельцев на соответствующем уровне при одновременном снижении цен на сельскохозяйственное сырье. Учитывая это, необходимо было еще до вступления в ЕС произвести изменения в сельскохозяйственном производстве, отыскивая производственные (отечественные и зарубежные) ниши, а также возможности использования земель несельскохозяйственного назначения. Эти действия должны были быть направлены на многофункциональное развитие сельских территорий.
Материалы и методы. Методологической основой при изучении современного состояния и основных направлений развития сельских территорий в Западно-Поморском воеводстве Польши послужили имею-
щиеся базовые наработки по данной проблеме, а также проведенные дополнительные углубленные исследования.
Результаты и предложения. Западно-Поморское воеводство имеет в целом благоприятные и территориально-дифференцированные естественные условия для ведения сельскохозяйственного производства. Преобладают средние по плодородию почвы. Значительно лучшими почвами располагает западная часть воеводства. Сельскохозяйственные угодья занимают 48,4 % от общей площади земель, а на одного жителя их приходится 0,64 га (в среднем по стране - 0,48 га, а в ЕС - 0,37 га). Важным преимуществом сельского хозяйства этого региона является относительно выгодная территориальная структура хозяйств. Средний размер индивидуального хозяйства равен 16,8 га сельхозугодий, что почти в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране (7,0 га) и близок к среднему показателю в странах Евросоюза (18,7 га). Небольшие по размеру хозяйства (менее 5 га) составляют 42,3 % от общего их числа, большие (15-50 га) - 21,5 %, что в 3 раза больше среднего показателя по стране, а удельный вес хозяйств с площадью свыше 50 га, или так называемых фермерских, равен 3,4 % (при среднем по стране 0,5 %).
Необходимо подчеркнуть, что сельское хозяйство Западно-Поморского воеводства характеризуется относительно низкой занятостью. Всего в сельском и лесном хозяйствах, в звероводстве работает 14,6 % от всех занятых в воеводстве. Этот показатель значительно ниже, чем в среднем по стране (27,6 %), а в расчете на 100 га сельхозугодий равен 7,6 чел., что в 3 раза ниже среднего по стране. Относительно высокая производительность труда указывает на то, что в сельском хозяйстве этого региона нет в большом объеме роста занятости. Однако низкая продуктивность земель (около 83 % от средней по стране) свидетельствует об экстенсивном характере сельскохозяйственного производства. Заслуживает внимания и тот факт, что несмотря на высокий удельный вес индивидуального сельского хозяйства только 43 % сельского населения получают доходы от сельскохозяйственной деятельности, а 70 % занятых в сельском хозяйстве живут исключительно или главным образом за счет работы в своем хозяйстве (что на 17 % больше, чем в среднем по стране). Это в значительной степени оказывает влияние на невысокий уровень доходов сельского населения и одновременно на низкую товарность. Поэтому недостаточным является уровень связей сельскохозяйственных производителей с рынками сбыта, несмотря на благоприятную структуру по величине размера хозяйств.
Надо сказать, что в индивидуальных хозяйствах, а также в крупных по размерам сельскохозяйственных предприятиях преобладает отрасль ра-
стениеводства, причем высокий удельный вес в посевной площади занимают зерновые - 74,9 % (в 2006 г. было только 71,3 % от общей площади посевов), и это наиболее высокий показатель по стране (средний по стране - 69,1 %). Следовательно, несмотря на высокий удельный вес зерновых культур в посевах в этом регионе произошел их дальнейший рост (на 3,6 п.п.), что можно характеризовать как возделывание исключительно монокультуры.
Структура сельскохозяйственных угодий (высокий удельный вес лугов и пастбищ) указывает на значительные потенциальные возможности развития молочного и мясного скотоводства, а также овцеводства. В настоящее время показатели плотности скота составляют 13,9 гол. на 100 га сельхозугодий и производства молока - 252 л на 1 га (более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по стране - соответственно 36 гол/100 га и 646 л/га), и такое состояние следует воспринимать как значительные неиспользованные резервы. Анализ показывает, что в 2006 г., несмотря на низкий уровень, наступило дальнейшее значительное снижение поголовья скота, и показатель плотности на 100 га снизился с 16,2 до 13,9 гол. Эти процессы говорят об углубляющейся экстенсификации производства при одновременном процессе концентрации земель в частном секторе. Полученные урожаи по отношению к средним по стране более высокие, однако они еще сильно отстают от получаемых в ЕС.
В этой связи структурные изменения в сельском хозяйстве должны происходить на первоначальном этапе в направлении освоения излишков рабочей силы и роста производительности труда и доходов внутри самого хозяйства, а также путем ведения дополнительной несельскохозяйственной деятельности. В результате принятия сельскохозяйственными предприятиями разнородных действий они могли бы реализовать различные экономические функции дифференцированного профиля, например, сельскохозяйственно-перерабатывающую, сельскохозяйственно-обслуживающую, сельскохозяйственно-перерабатывающе-торговую, сельскохозяйственно-лесную, сельскохозяйственно-туристическую и т. п. Полученные таким путем доходы также могут стать одним из мотивационных факторов развития несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях, увеличивая спрос на местных рынках. Образование многопрофильных сельско -хозяйственных предприятий ведет к замещению монопрофессиональной структуры сельского населения многопрофессиональной. Это создает для молодежи возможности более полно использовать свою квалификацию и реализацию профессиональных стремлений в собственном хозяйстве.
Из опыта стран ЕС следует, что большинство даже крупных хозяйств ведет несколько направлений несельскохозяйственной деятельности.
Многие земледельцы Западно-Поморского воеводства, особенно трудоспособного возраста, начали кроме сельскохозяйственной деятельности дополнительно заниматься несельскохозяйственной: торговой (импорт и экспорт, торговля на рынках, торговое посредничество, розничная и оптовая торговля), или обслуживающей (строительные, автотракторные, транспортные услуги). Однако заметим, что развитие сельского предпринимательства происходило более динамично в первой, нежели во второй, половине 90-х гг. прошлого столетия. Заслуживает внимания тот факт, что склонность к предпринимательству обнаруживают, прежде всего, земледельцы крупных, экономически сильных хозяйств, владельцы которых имеют среднее или профессиональное образование. Особенно большую предприимчивость проявляет население гмин с относительно высоким инфраструктурным обеспечением.
Следует отметить, что по-прежнему важнейшей проблемой остается необходимость диверсификации аграрного производства, то есть внедрение различных направлений производства как в растениеводстве, так и в животноводстве с учетом спроса, при этом особенно важным является поиск рыночных ниш. В этой связи в растениеводстве заслуживает внимания возделывание так называемых энергетических культур, например, рапса, с использованием его в качестве сырья для производства экологического топлива - биодизеля. Отходы, остающиеся после выжимки зерна, являются хорошим кормом для животных, а солома может служить ценным энергетическим сырьем для теплоэлектроцентрали, находящейся по соседству. Топливо-биодизель уже много лет производится и используется в странах Западной Европы (ФРГ, Франция, Италия) и применяется чаще всего как добавка к традиционному моторному маслу. Это тем более существенно, что земледельцы в больших количествах используют моторное масло для тракторов, комбайнов и других машин. Большое значение может иметь такое энергетическое сырье, как зерно и картофель, из которого получают безводный спирт, используемый в качестве добавки (до 10 %) к бензину, или же при производстве биодизеля.
Заслуживает также внимания возможность возделывания (на худших почвах) пурпурной ивы и использования ее в качестве топлива для обогрева оранжерей, жилых домов. Следовало бы предусмотреть также выращивание льна и конопли.
Изучение показывает, что существует возможность развития экологического сельского хозяйства особенно в защитных зонах национальных парков и ландшафтных заповедников.
Большое значение может иметь возделывание клубники и растений, используемых в фармацевтической и косметической промышленности.
В животноводстве следует дифференцировать направления производства, учитывая возможности разведения различной домашней птицы (цыплята, гуси, индюки), а также таких животных, как страусы и кролики. Это даст возможность легче найти рыночные ниши в своей стране и в странах ЕС ввиду ограниченного спроса на говядину (коровье бешенство), а также расширения заболевания свиней ящуром. Однако, независимо от разнонаправленных действий в сельскохозяйственном производстве, следует использовать излишки рабочей силы в несельскохозяйственной деятельности.
Необходимой является диверсификация сельской экономики, направленная в сторону многофункционального развития. Органы территориального самоуправления, на которых в настоящее время лежит ответственность за судьбу гмин, не всегда способны увлечь местное общество, а без его активного участия не удается осуществить даже наиболее честолюбивые стратегии многофункционального развития. Важным аспектом стратегического развития гмин является необходимость концентрации действий на первом этапе в центрах хозяйственного развития (ключевых селах), которые чаще всего являются местопребыванием гмин. Выбор хозяйственных функций зависит от местных условий, то есть от имеющихся природных ресурсов, благоприятных условий для туристической деятельности, качества сельскохозяйственных угодий, а также местоположения (с точки зрения границ государства, путей сообщения и узлов коммуникаций), водных ресурсов, рабочей силы.
Органы самоуправления должны беспокоиться об улучшении инфраструктуры, имея в виду полное ее комплектование (на первом этапе) в центрах хозяйственного развития. Это является главным условием привлечения внешних инвесторов, в том числе из-за рубежа (приграничное местоположение региона создает для этого подходящие условия). При этом следует позаботиться о создании благоприятного климата для развития предпринимательства (подготовка предложений недвижимости, налоговые льготы, консалтинг, доброжелательность служащих).
Оценивая современную активизацию в несельскохозяйственной деятельности в этом регионе, надлежит обратить внимание на значительные территориальные различия: самый высокий уровень хозяйственной активности отмечается в приморских и пограничных гминах, а также вблизи наибольшей агломерации - Щецина. Самым низким уровнем хозяйственной активности характеризуются территории южной, восточной и центральной части региона, то есть территории с наибольшим участием до 1989 г. общественного сектора. Это указывает на то, что население госхозов проявляет значительно меньшую предприимчивость
в сравнении с другими группами сельского населения. Несомненно, это является одним из существенных препятствий происходящей хозяйственной трансформации и адаптации в процессе интеграции в ЕС. Соседство больших городов, особенно Щецина, а в западной части региона также и Берлина, оказывает существенное воздействие на значительную часть Западно-Поморского воеводства.
На сельских территориях этого региона соединилось много факторов, которые ограничивают их развитие. К ним можно отнести низкий уровень образования, который затрудняет развитие несельскохозяйственной деятельности, ограничивает предприимчивость, создает большие трудности с профессиональной переквалификацией. В результате возникают большие трудности в ликвидации безработицы, а также в активизации сельских территорий.
Необходимо подчеркнуть, что важным препятствием в хозяйственном развитии является отсутствие устойчивых интеграционных связей между сельхозпроизводителями и капиталом из сферы переработки и торговли. Среди наиболее чувствительных преград развития сельских территорий следует отметить также высокую структурную безработицу, сконцентрированную в бывших центрах госхозов, которая возникла главным образом из-за ликвидации рабочих мест, являвшихся единственным источником доходов для многих семей.
В большинстве гмин (особенно на территориях наиболее высокого уровня обобществления земель до 1989 г.) ощущается недостаток капитала, который мог быть вложен в какую-нибудь хозяйственную деятельность. В значительной части гмин не хватает также профессионально подготовленных людей, имеющих квалификацию, позволяющую предпринимать действия по открытию собственного дела. Низкий уровень производственной инфраструктуры, а также отсутствие институциональной инфраструктуры в большинстве гмин отбивает охоту у потенциальных инвесторов к развитию предпринимательства. Существенным тормозом в развитии производственной инфраструктуры является рассеянная сеть поселенцев, особенно в зоне поозерья, а также в восточной и южной частях региона. Серьезной преградой в активизации сельских территорий является позиция населения - традиционная, инертная, заключающаяся в недостатке инициативы и исполненная отсутствием веры в собственные силы, ожидающая автоматического решения проблем.
Приграничные территории имеют особый статус - торговый обмен, оказание услуг для населения, поэтому здесь в значительном объеме развернулись торговля и сфера обслуживания. Большинство гмин За-
падно-Поморского воеводства имеют высокие туристические достоинства (особенно приморская зона и поозерье), а также многие гмины обладают особенной туристической привлекательностью, которую составляют памятники, природные заповедники, национальные парки, территории охраняемого ландшафта. Промышленность развита слабо, поэтому нанесение вреда природной среде является незначительным.
Особенно высокие и неиспользованные туристические достоинства имеет зона передовых морен и зандров (поозерье), территория которой становится интересной площадкой для различных форм квалифицированного туризма, в том числе велосипедного, парусного, краеведческого, пешеходного, а также агротуризма и уик-эндовой рекреации для жителей больших городов (Щецина, Берлина, Кошалина). Большое значение, ввиду близкого соседства, может иметь развитие " сентиментального" туризма жителей Германии.
Существенным фактором этого региона является сельское хозяйство, которое характеризуется отчетливым изменением структуры размеров индивидуальных хозяйств, а также ростом крупных (фермерских) хозяйств, как и обществ торгового права. Это эффект реструктуризации, проведенной из-за несостоятельности госхозов, а также перехода государственных земель в частный сектор.
Дискуссионным является вопрос присутствия обществ с участием иностранного капитала в большинстве гмин этого региона. Несомненно, что рост хозяйственных связей со странами Евросоюза вызывает увеличение иностранных инвестиций в Польше, с чем следует согласиться и одобрить это. Значительная часть иностранных обществ ведет госхозы (чаще всего площадью 500-1500 га), среди них многие в прошлые годы не были благоустроены. Эти хозяйства, работающие в большинстве своем на высоком уровне, не только хорошо используют имущество, но и создают новые рабочие места, а также вносят значительный вклад в бюджет гмин. Наибольшее участие обществ торгового права с участием иностранного капитала имеет место в гминах, расположенных в западной части, вблизи Щецина (Добра, Степница, Липяны, Сухань, Бане, Козелице, Морынь, Машево), Кошалина (Бесекеж, Малехово, Полянув), а также в западной и южной части бывшего Кошалинского воеводства (Рымань, Барви-це, Борне Сулиново). Преобладает германский капитал, несколько меньше участие датского и голландского, а затем в очередности - шведский, норвежский, английский и швейцарский капиталы.
Средний размер индивидуальных хозяйств в Западно-Поморском воеводстве является одним из наибольших и составляет 16,8 га сельхозугодий при среднем по стране в 7,0 га. Во многих гминах этого региона
он превышает 25 га. Принимая во внимание значительное предложение земель из общественного сектора (АССГК - Агентство сельскохозяйственной собственности Государственной казны), существует возможность для дальнейшего улучшения структуры размеров хозяйств.
Особого внимания заслуживают крупные по размерам хозяйства (свыше 100 га) различных организационно-правовых форм. Большинство из них надлежащим образом использует производственный потенциал и, несомненно, их позиции прочны в существующей структуре сельского хозяйства, однако они требуют значительных инвестиций, а также улучшения аграрной конъюнктуры. Существуют значительные территории, где необходима дальнейшая реструктуризация земель АССГК.
Следует заметить, что доминирующее крупнотоварное сельское хозяйство создает благоприятные условия для сотрудничества с перерабатывающей промышленностью. Это делает возможным развитие специализированного сельского хозяйства, внедряющего прогрессивные технологии в аграрное производство. В свою очередь, развитие агропромышленного комплекса повлекло бы за собой создание новых рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, в частности, в сфере услуг. В Западно-Поморском регионе возможно также развитие промышленного производства, использующего непродовольственное сырье (лоза, кожа, лен, древесина, строительные материалы), на базе которого может развиваться значительное производство готовых изделий.
Особое значение имеет возможность производства в большом объеме " энергетического" сельскохозяйственного сырья: зерно, картофель, перерабатываемые на спирт, используемый в качестве добавки к топливу (бензину), рапс, перерабатываемый на экологическое моторное масло, а также возделывание пурпурной ивы (специальная разновидность), которая может использоваться как энергетическое, топливное сырье. Это создает возможность снижения издержек на обогрев оранжерей для выращивания овощей и цветов и улучшения их конкурентоспособности на отечественных и иностранных рынках (сбор ивы с 1 га угодий обеспечивает обогрев односемейного дома в течение года). Для этого могут использоваться почвы худшего качества, которые занимают в регионе около 50 % сельхозугодий, в том числе залежь и пар, которые составляют 20,1 % пахотных земель.
Сегодня в сельской местности еще слабо развита сфера услуг, в том числе производственных, а также бытовых и нематериальных для населения и хозяйственных субъектов (транспорт, художественные кузнецкие ремесла, ремонт механического оборудования, юридические и финансовые услуги). Сейчас многофункциональное развитие села являет-
ся не только актуальным, но велением времени и вызовом для органов власти и всего населения.
Реструктуризация сельского хозяйства должна происходить параллельно с изменениями в окружении сельского хозяйства и развитием разнообразной несельскохозяйственной деятельности. В освоении несельскохозяйственных функций, которые должны стать такими же важными, как и сельское хозяйство, село должно рассчитывать на свои силы и активизацию собственного потенциала. Активизация местных возможностей этого региона должна быть высшей целью, так как она создает основу хозяйственного оживления сельских территорий, однако, учитывая общественные и экономические условия, необходимым является процесс государственного вмешательства.
Инициатива должна быть снизу (местная), но требуются средства содействия из государственного бюджета, а также средства помощи из ЕС.
Заключение. Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы и предложения:
разнообразные естественные условия для ведения сельского хозяйства создают возможность и необходимость многостороннего развития производства;
благоприятные условия для отдыха и туризма в приморском поясе и в зоне поозерья предоставляют возможность развития разнообразных его форм, что может стать главным фактором хозяйственной активизации в большинстве гмин этого региона;
очень важной задачей в активизации региона является многофункциональное развитие сельских территорий, которое будет иметь особенно большое значение в крупных сельскохозяйственных предприятиях. По-прежнему значительной общественной и хозяйственной проблемой остается высокая безработица, особенно охватывающая крупные сельскохозяйственные предприятия. Должны быть предприняты немедленные усилия по организации в большом масштабе общественных работ (лесонасаждение, улучшение инфраструктуры) в качестве кратковременных задач независимо от необходимых действий в сфере многофункционального развития села;
относительно выгодная аграрная структура индивидуальных хозяйств (которая является эффектом большого трансферта государственных земель в индивидуальные хозяйства) является важным резервом в перспективе развития сельского хозяйства и интеграции в ЕС;
негативным показателем является низкая товарность сельскохозяйственного производства, несмотря на относительно хорошую структуру размеров хозяйств;
современное освоение земель Запаса АССГК указывает на то, что главенствует по-прежнему аренда (около 60 % от переданных в Запас земель), а продажа земель составляет только 19 %. К отрицательным моментам освоения земель АССГК следует отнести также ежегодные значительные возвраты арендованных земель (20-30 %);
в сельском хозяйстве этого региона важную роль играют крупные по размерам предприятия (как фермерские, так и предприятия обществ торгового права), которые при соответствующем содействии могут быть полностью конкурентоспособными в ЕС;
существует неотложная потребность альтернативного освоения (иного, чем сельскохозяйственное) большинства недвижимости АССГК, что увязывается с необходимостью изменений в местных планах территориального освоения;
запланированная полная инвентаризация строений, находящихся в Запасе АССГК, что сделает возможным принятие решений об их дальнейшей судьбе;
к важнейшим препятствиям развития сельских территорий Западно-Поморского воеводства следует отнести: низкий уровень образования, малую активность населения в сфере предпринимательства, высокую структурную безработицу с большой концентрацией в бывших центрах госхозов, отсутствие капитала, низкий уровень инфраструктуры и высокий уровень ее декапитализации, состояние населения, характеризующееся отсутствием инициативы, инертное и с низкими запросами;
в большом количестве имеются возможности и резервы этого региона, среди которых внимания заслуживают:
а) приграничные территории с большой динамикой хозяйственного развития в последние годы (развивается в основном торгово-обслужи-вающая функция);
б) благоприятные условия для туризма и отдыха (главным образом приморская зона и территория поозерья) создают возможность динамичного развития различных его форм;
в) сельское хозяйство, характеризующееся разнообразными природными условиями, имеет возможность многостороннего развития, а относительно благоприятная структура размеров хозяйств создает хорошие возможности конкурентоспособности в европейской интеграции;
г) занятость в сельском хозяйстве является относительно низкой в сравнении с другими регионами страны и переход сельского населения к несельскохозяйственной деятельности не составит большой проблемы;
д) необходимым будет использование всех сил, таящихся в местной среде (природных, общественных, инфраструктурного потенциала), так
как от их эффективного движения будет зависеть хозяйственное оживление сельских территорий;
е) независимо от адаптации в процессе европейской интеграции сельские территории и сельское хозяйство Западно-Поморского воеводства нуждаются в дальнейшей реструктуризации. Однако функционирование в составе Европейского союза требует ускорения темпов перемен, повышения эффективности и конкурентоспособности, а также создает необходимые предпосылки для эффективного использования средств помощи из источников ЕС [2].
Литература
1. Ивашкевич, З. Экологическое сельское хозяйство в Западно-Поморском воеводстве - его шансы и угрозы / З. Ивашкевич // Наука - производству: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конфер., Гродно, май 2001 г. / Мин-во сельск. х-ва и прод. Респ. Беларусь, Гродн. госуд. аграрный ун-т. - Гродно, 2001. - С. 200-203.
2. Ивашкевич, З. Источники финансирования польского сельского хозяйства Европейским союзом / З. Ивашкевич // Проблемы развития АПК России в условиях глобализации экономики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Санкт-Петербург, Пушкин, 2002. - С. 129 -132.
3. Ивашкевич, З. Социально-экономические проблемы трансформации сельского хозяйства Польши накануне вступления в Европейский союз: монография / З. Ивашкевич. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2003. - 139 с.
Информация об авторах
Ивашкевич Зенон - доктор экономических наук, профессор Европейского института экономики рынков в Щецине, Польша
Бочек Збигнев - директор Европейского института экономики рынков в Щецине, Польша. Информация для контактов: тел. (раб.)( 8-104891) 434-02-85.
Дата поступления статьи - 9 января 2009 г.