Научная статья на тему 'Институциональная поддержка развития сельских территорий в Польше и Англии'

Институциональная поддержка развития сельских территорий в Польше и Англии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная поддержка развития сельских территорий в Польше и Англии»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭКОНОМИКИ

М. КЛОДЗИНЬСКИ, доктор экономических наук, профессор Заведующий отделом аграрной экономики Института развития села и сельского хозяйства ПАН, Председатель Правления Европейского фонда развития польского села

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ПОЛЬШЕ И АНГЛИИ

За последние десятилетия в Польше реализуется множество программ, нацеленных на многофункциональное развитие сельских территорий. Такое развитие заключается главным образом в значительно большей, чем прежде, дифференциации сельской экономики, т.е. в отходе от монофункциональности, традиционно основывавшейся на производстве сельскохозяйственного сырья.

Многофункциональное развитие - это умелое включение в аграрное пространство все новых несельскохозяйственных функций. Многофункциональное развитие - понятие очень широкое. Оно подразумевает как развитие инфраструктуры и малого бизнеса на селе, привлечение на сельские территории инвесторов, создание новых рабочих мест, так и формирование общественного капитала, восстановление связей между людьми, создание малых локальных объединений, которые предпринимают «инициативы снизу» по развитию данной местности или региона, по поддержке развития школьного образования и т. д. Выполнением разнообразных программ, ориентированных на развитие села, занимаются различные институты, созданные именно для таких целей.

В Польше институциональная проблематика приобрела новое значение и стала популярной в связи с осуществленной системной трансформацией. Наряду с различными агентствами,

подведомственными Министерству сельского хозяйства и развития села, так называемый «третий сектор», т.е. не ориентированные на прибыль неправительственные организации и фонды, превратились в постоянный и очень важный фактор, поддерживающий все преобразования в польской деревне.

Цель данной статьи - показать российскому читателю несколько конкретных примеров действующих в Польше фондов и реализуемых ими специальных программ, нацеленных на сокращение отставания польского села от сел высокоразвитых стран Европейского Союза.

1. Программа активизации сельских территорий

Программа активизации сельских территорий (ПАСТ) в 2000 - 2004 гг. финансировалась из кредитных средств в сумме 118,8 млн. евро, полученных польским правительством от Всемирного банка. Примерно такую же сумму Польша выделила из собственных средств, так что общий бюджет ПАСТ превысил 259 млн. евро. Целью программы была поддержка понимаемого в широком смысле экономического развития сельских территорий. Структура ПАСТ включала три базовых компонента:

- Компонент А - микрокредиты, непосредственно предназначенные для создания рабочих мест вне сельского хозяйства через поддержку существующих хозяйствующих субъектов или создание новых;

- Компонент В - активизация человеческих ресурсов через повышение квалификации, образование и создание институционального потенциала администрации на локальном и региональном уровнях;

- Компонент С - связанный с инфраструктурой и ориентированный на инвестиции, способствующие привлечению капитала на село.

Результаты ПАСТ следует оценивать в двух плоскостях. Первая -поддающаяся измерению в виде новых рабочих мест, новых хозяйствующих субъектов, протяженности отремонтированных дорог или построенных канализационных сетей, отремонтированных школ, числа занятий и курсов. Вторая - трудная для непосредственной оценки, выражающаяся в эффекте обучения сотен чиновников (прежде всего локального уровня), вовлеченных в реализацию программы, часто в сотрудничестве с государственной администрацией разного уровня и неправительственными организациями. Нередко подобные контакты впервые налаживались именно в ходе реализации ПАСТ. Региональные управляющие комитеты, принимавшие решения по реализации программы в конкретных воеводствах, состояли из представителей госадминистрации, органов самоуправления, общественных и хозяйственных организаций. Это обеспечивало не только децентрализацию принятия решений, но и выбор таких приоритетов, которые были связаны со стратегией развития региона.

В рамках первой сферы были пре

доставлены 4655 миникредитов и 2944 дотации для крестьян и мелких предпринимателей, начинающих хозяйственную деятельность. По имеющимся оценкам, ПАСТ способствовала трудоустройству 23 тыс. чел. и созданию 3 тыс. малых фирм. Предложениями по переквалификации воспользовались 73 тыс. чел. Эти предложения включали и услуги, ориентированные на трудоустройство безработных. Например, 18 тыс. чел. окончили курсы профессиональной подготовки, 15 тыс. воспользовались помощью центров поддержки предпринимательства. Благодаря ПАСТ отремонтированы 2018 школ и 269 клубов. Оборудованы 750 клубов и дооснащены 629 школьных

классов. Дидактическую подготовку прошли 8979 учителей, что безусловно отразится на повышении эффективности обучения в сельских школах. Дотации в рамках ПАСТ содействовали строительству 734 км местных дорог, 14 станций улучшения качества воды, 923 км. водопроводной сети. Были сооружены 23 станции очистки стоков, 1023 км канализационной сети, 4 новые современные мусорные свалки, рассчитанные на несколько общин.

Наряду с инвестициями осуществлялась программа технического содействия в подготовке заявок на софинансирование проектов из национальных или «евросоюзных» средств. В рамках второй сферы, в частности, подготовлены 642 группы слушателей из представителей территориального самоуправления, т.е. почти 5 тыс. чел. получили знания по современной теории управления. При выполнении программы были, конечно, и промахи. Однако эксперты Всемирного Банка оценивают результаты ПАСТ позитивно, а выводы и опыт из ее реализации считают пригодными для других стран, намеревающихся предпринимать подобные инициативы.

ПАСТ, безусловно, является крупнейшей программой, многосторонне поддерживающей развитие сельских территорий в Польше. Предыдущие программы нередко имели слишком «секторальный» характер, будучи нацеленными главным образом на развитие сельскохозяйственного производства. Поскольку ПАСТ была нацелена на развитие конкретной территории, ее реализация сопровождалась значительной мобилизацией местных общественных сил, что позитивно сказывается на осуществлении других подобных программ ЕС, например, программы ЛИДЕР (LEADER). По мнению Е. Вилькина, ориентация на «инициативу снизу» (bottom-up approach) была отличительной и позитивной чертой программы.

2. Программа «Агролиния»

Программа «Импортная кредитная линия для аграрного сектора -Агролиния» была запущена в рамках первого транша помощи, который Польша получила в начале экономических преобразований в 1991 г. Источником финансирования были средства Еврокомиссии на основе программы ФАРЕ (PHARE). Реализатором программы стал Фонд сотрудничества, который осуществлял и осуществляет еще много других программ содействия, поддерживающих как частный сектор, так и местные инициативы.

Программа «Агролиния» состояла из двух элементов:

- кредитной линии, предназначенной для частных инвесторов в области производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и услуг для сельского хозяйства;

- технической помощи, охватывающей обучение,

консультирование и информационную деятельность, обеспечивающую инвестиционный процесс в сельском хозяйстве и в связанных с ним областях.

В рамках выделенной кредитной линии в 1991 - 1996 гг. был предоставлен 971 кредит на общую сумму 71 млн. злотых 1.

1 Примерно 39 млн. долл. США, по официальному курсу 1993 г. (прим. перев.).

Обновленная версия этой программы - «Агролиния 2000» продолжает реализацию преференциальной кредитной линии. В ее рамках 2534 хозяйствующим субъектам выделена сумма в 149 млн. зл. 2. Больше всего кредитов получил сектор переработки, на втором месте было растениеводство, на третьем - животноводство и услуги, где доминировали кредиты на агротуристическую деятельность.

Дополнительной миссией «Агролинии 2000» становится подготовка «сельских лидеров» и софинансирование местных инициатив. В этих целях организованы 158 подготовительных курсов для 5968 слушателей, а также 13 заграничных стажировок для 318 слушателей. Кроме того, выделены 120 дотаций на реализацию лучших проектов, предложенных участниками подготовки, на общую сумму 950 тыс. зл.3. Подготовка была адресована людям, активным в своей среде, и имела целью содействие процессу самоорганизации сельских жителей и решению местных проблем. Одним из направлений программы была помощь кооперативным банкам, предоставляющим кредиты в рамках «Агролинии», путем обучения их сотрудников. Целью этой помощи было приспособление кооперативного банковского сектора к финансовым потребностям польского села и банковским стандартам Евросоюза. В 1991 - 1996 гг. подготовку прошли 8340, а в 1997 - 2001 гг. -уже 12700 сотрудников и членов наблюдательных советов кооперативных банков.

В рамках программы «Агролиния» предоставлялись также небольшие гранты для инициатив, выдвигавшихся местной общественностью. Выделены 81 дотация на общую сумму почти 1,98 млн. зл. 4 для дофинансирования обучения, публикаций, сельских мини-инвестиций, проектов, содействующих созданию несельскохозяйственных рабочих мест (например, в агротуризме). «Агролиния 2000» поддерживала также сельское предпринимательство через обучение в области переработки и общественного питания. Это обучение, конкурсы и публикации содействовали продвижению регионального сырья и продуктов его переработки на локальный рынок, а также возрождению и распространению традиционных региональных продовольственных продуктов. Поддержкой стремления крестьян к получению доходов от несельскохозяйственной деятельности служила и база данных АГРИНПОЛЬ о реализованных и эффективных несельскохозяйственных предпринимательских проектах на селе, включая интернет -сайты для контактов и обмена опытом. В задачи третьей версии программы «Агролиния» наряду с актуализацией и пополнением этой базы данных входит также подготовка сельских сообществ к деятельности типа ЛИДЕР (начатая в 2007 г. программа Евросоюза). Именно заблаговременная помощь в организации местных партнерств и в разработке локальных стратегий развития (от них зависит возможность изыскания средств) значительно способствовала

2 Более 36 млн. долл. США, по официальному курсу 2001 г. (прим. перев.).

3 Более 232 тыс. долл. США, по официальному курсу 2001 г. (прим. перев.).

4 Примерно 484 тыс. долл. США по официальному курсу 2001 г. (прим. перев.).

появлению в Польше десятков локальных групп в рамках программы ЛИДЕР.

Реализация при посредстве «Агролинии» кредитной, образовательной, информационной и организационной деятельности (в рамках подготовки сельских лидеров, развития предприимчивости, помощи для кооперативных банков) исходила из идеи взаимодополнения отдельных элементов программы и эластичного реагирования на нужды села путем поддержки локальных инициатив и формирования устойчивых структур, способных функционировать и после завершения программы.

3. Европейский фонд развития польского села

«Европейский фонд развития польского села» (ЕФРПС),

действующий с 1990 г., является неправительственной организацией. Основателем фонда была Комиссия ЕС. Его финансовые ресурсы первоначально формировались за счет ее средств, а именно из доходов от продажи товаров (бесплатно предоставленных в рамках продовольственной помощи Евросоюза) на польском рынке в 1989 -1990 гг. На начальном этапе фонд контролировался Еврокомиссией, однако с 1997 г. она прекратила надзор за его работой и передала имеющиеся в фонде средства в полное распоряжение его Правления.

В течение 15 лет деятельности фонда его цели модифицировались и продолжают модифицироваться. В первые годы акцент делался на развитие сельского хозяйства, затем (особенно в последние годы) главными целями фонда стали развитие инженерной и социальной инфраструктуры сельских территорий, а также поддержка малого и среднего несельскохозяйственного предпринимательства. Руководство фонда, учитывая, что прежняя аграрная политика государства концентрировалась на вопросах сельского хозяйства, а проблемы несельскохозяйственного развития сельских регионов трактовались как маргинальные, избрало главным направлением своей деятельности содействие многофункциональному развитию сельских территорий.

Средства, полученные ЕФРПС от Евросоюза, были уже многократно использованы, благодаря им проложены тысячи километров водопроводов, сельских дорог, телефонных линий, подключений к газовым сетям. Построены или отремонтированы многочисленные объекты образования, здравоохранения, утилизации отходов и т.д. В малых сельских фирмах, поддержанных фондом, созданы тысячи новых рабочих мест. За время своего существования фонд из собственных средств предоставил 18,3 тыс. льготных кредитов, а также дотации на сумму 909,5 млн. зл. 5. Льготные кредиты выдаются при посредничестве банков в соответствии с установленным в фонде порядком кредитования. Кредитное предложение фонда адресовано как единицам территориального самоуправления, так и малым и средним предпринимателям и физическим лицам, ведущим или намеревающимся вести хозяйственную деятельность на сельских территориях или в малых городах. В настоящее время реализуются кредитные линии, содействующие инициативам в следующих областях:

5 Примерно 222 млн. долл. США, по официальному курсу 2001 г. (прим. перев.).

- образование на селе,

- строительство сельских дорог,

- водоснабжение села,

- развитие информационного общества,

- здравоохранение (медучреждения и аптеки),

- ветеринария,

- агротуризм,

- развитие несельскохозяйственного малого и среднего

предпринимательства.

Преференциальные кредитные линии ориентированы прежде всего на содействие развитию инфраструктуры и предпринимательства. Больным местом развития сектора малых и средних предприятий является отсутствие собственного капитала. Привлечение фирмами капитала из банковского сектора связано с необходимостью получения гарантий, что создает труднопреодолимый барьер для их развития. Поэтому ЕФРПС учредил общество с ограниченной ответственностью «Кредитные поручительства». Общество выдает предприятиям

поручительства, которые представляют для банков надежное

обеспечение выделяемого кредита или займа. В связи с этим оно получило значительную финансовую поддержку из средств Евросоюза, находящихся в распоряжении Польского агентства по развитию

предпринимательства.

Дотации, реализуемые непосредственно через фонд, сыграли и продолжают играть важную роль в стимулировании и побуждении к действию местной общественности во многих сельских общинах (гминах). В прошлом ЕФРПС дотировал общественные комитеты, создававшиеся для реализации проектов газификации и телефонизации деревень. Довольно значительными средствами он поддерживает сельское здравоохранение, образование, упорядочение складирования отходов в гминах. В настоящее время дотации выделяются в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым гминами из средств банков на инвестиции на эти цели, а также строительство сельских дорог. Периодически ЕФРПС осуществляет экстренные программы, например, дотирование восстановления в сельских гминах инфраструктуры, пострадавшей из-за наводнений 1997 и 2001 гг. Совместно с Фондом «Центр гражданского образования» была реализована программа малых грантов для сельских школ - «Школа высокого класса». ЕФРПС завершил выполнение двухлетней дотационной программы по поддержке инициатив сельских неправительственных организаций. В сельских условиях относительно небольшая дотация в 10-20 тыс. зл. стимулирует вклад в проект собственного труда жителей села, намного превосходящий стоимость дотации. В рамках программы предоставлено дофинансирование на общую сумму 4,5 млн. зл. 6.

В огромных усилиях, предпринятых в последние 20 лет органами самоуправления сельских гмин и малых городов по созданию новой инфраструктуры, вклад ЕФРПС весьма значителен. В рамках

6 Около 2,2 млн. долл. США, по официальному курсу на август 2008 г. (прим. перев.).

6

кредитования образования на селе фонд способствовал строительству 295 новых средних школ, 44 новых гимназий и 272 физкультурных залов, ремонту и модернизации 233 средних школ и 45 гимназий, 2 комплексов сельскохозяйственных школ, а также организации 2 центров сельскохозяйственного консультирования. На поддержку сельского просвещения фонд выделил также дотации в размере 31 млн.зл., что наряду с кредитами содействовало модернизации или строительству 2200 школьных объектов. В сельском дорожном строительстве дотации (29 млн. зл.) и кредиты (206 млн. зл.) ЕФРПС помогли построить и модернизировать свыше 2225 км гминных и районных дорог. Кредиты фонда в сфере водоснабжения способствовали сооружению 1772 км водопроводных сетей, что дало возможность подключить к ним 16400 крестьянских хозяйств и другие объекты. Фонд внес вклад в строительство или модернизацию 11 водопроводных станций, а также в сооружение 281 км канализационной сети и подключение к ней 3779 хозяйств.

В сфере сельского туризма фонд способствовал организации 3697 новых мест для ночлега и 160 новых объектов общепита на селе. Это позволило создать 90 новых рабочих мест и диверсифицировать доходы многих крестьян, дополнительно занявшихся

агротуристической деятельностью. ЕФРПС удалось также создать 2094 новых и сохранить 6030 имевшихся рабочих мест благодаря выделению микрокредитов на налаживание новой или развитие существующей деятельности в производстве, торговле и сфере услуг на сельских территориях. За 2000 - 2005 гг. были заключены 3760 договоров микрокредитования на общую сумму 64 млн. зл. 7. В рамках новой кредитной линии «Надежный партнер», предоставляемой с 2006 г. сельским предпринимателям, можно получить кредит до 1 млн. зл. 8, гарантируемый ООО «Кредитные поручительства».

Инициативы ЕФРПС вписываются в решение самых существенных проблем польской деревни - создание новой инфраструктуры, активизация местной общественности и борьба с безработицей. Следует отдавать себе отчет в том, что польское село в нынешней ситуации, после многолетнего пренебрежения его проблемами, в области создания новых рабочих мест и новой инфраструктуры обречено на развитие «малыми шагами».

В отличие от ряда других организаций, ЕФРПС не только «не проедал» полученные от Евросоюза средства, но и преумножал их. Финансовые выигрыши от текущей операционной деятельности (кредитов) использовались на выдачу дотаций. Руководство фонда внимательно наблюдает за переменами, происходящими в польском селе, актуализируя круг деятельности в зависимости от появляющихся потребностей. Главный принцип, которым руководствуется фонд, это помощь гминному самоуправлению, все лучше использующему находящиеся в его распоряжении средства. ЕФРПС ежегодно организует встречи со старостами гмин, получающими его помощь,

7 Около 16 млн. долл. США, по официальному курсу на 2001 г. (прим. перев).

8 Свыше 480 тыс. долл. США, по официальному курсу на август 2008 г. (прим. перев).

чтобы вносить в свои программы необходимые коррективы. «Мысли глобально - действуй локально!» - такому принципу отвечают большинство начинаний фонда, направленных на

многофункциональное развитие сельских территорий в Польше.

4. Фонд помощи селу

Одной из важнейших целей «Фонда помощи селу» (ФПС) является поддержка хозяйственных инициатив жителей деревни и малых городов, в т.ч. путем создания новых рабочих мест вне сельского хозяйства. Реализация этой цели осуществляется через программы микрозаймов, малых дотаций, обучения, консультаций.

Фонд осуществляет 4 программы микроссуд в зависимости от источников финансирования: из средств уже завершенной Программы активизации сельских территорий; из собственных средств; из средств Агентства сельскохозяйственной недвижимости госказны (занимающегося реализацией имущества бывших госхозов) и средств Польского агентства развития предпринимательства. Выполнение этих программ обеспечивают 20 сотрудников фонда и 18 консультантов по займам, выбранных и подготовленных в регионах действия программ. В декабре 2004 г. в ФПС были зарегистрированы 5932 договора о займе, на основе которых реализовались 3033 новых хозяйственных проекта.

Наряду с программами микроссуд ФПС осуществляет программу «Построение информационного общества - e- Vita» 9 . Ее цель -популяризация применения современных информационных технологий среди сельской общественности , а также практическая подготовка избранных сообществ (гмин) к использованию возможностей социально -экономического прогресса, которые дают эти технологии. Программа ориентирована на органы самоуправления, на предпринимателей, неправительственные организации и молодежь и реализуется совместно с «Польско-американским фондом свободы» и американской корпорацией СИСКО (CISCO). Американская сторона внесла 1 млн. долл., главным образом, на закупку и установку компьютерного оборудования, а также на обучение жителей нескольких гмин применению интернет-технологий. Интернет значительно смягчает эффект отдаленности сельских территорий и связанное с ним отсутствие коммуникаций. С его помощью жители получают быстрый доступ к знаниям, информации, образованию и занятости. Во всех участвующих в программе гминах проведены занятия по вопросам стратегического планирования. В рамках программы подготовлен специальный интернет-сервис «Сельская витрина», содержащий ресурс знаний, необходимых для применения информационных технологий, а также доступ к консультациям в области поиска трудоустройства в интернете и организации интернет-магазинов.

Другой важной инициативой ФПС являются различные виды обучения и подготовки. Так, в 2004 г. были организованы 22 курса (в которых участвовали 542 чел.) по вопросам повышения качества

9 «e-Vita» - это аббревиатура от «Village in Transition» ( «Село в процессе перемен»), буква «е» указывает на использование электроники в сельских преобразованиях.

агротуризма, организации собственной хозяйственной деятельности, охраны окружающей среды. Фонд также проводит рабочие группы для действующих на селе неправительственных организаций и конкурсы, в которых через выделение дотаций поощряет деятельность деревенских жителей в целях локального развития. Тематика конкурсов разнообразна - от «Нашего способа борьбы с сельской бедностью» через «Культуру в провинции» до интернет-конкурсов «Познай Польшу» или «Познай Америку». Возможность получения даже небольших дотаций на реализацию их проектов активизирует местные таланты, стремления, знания в целях решения либо смягчения остроты той или иной проблемы. Программы такого типа являются хорошей школой для местных активистов, например, в области борьбы с бедностью, охраны культурного наследия, организации обучения, эффективного поиска работы. Это способствует постепенному развитию человеческого капитала на селе.

ФПС осуществляет и малые программы, такие как программа «Молодежь - гмина - окружающая среда», направленная на развитие предприимчивости гимназистов, выявление среди них группы лидеров и привлечение их к проблемам охраны среды, например, через исследование степени загрязнения вод на территории гмины и подготовку сельской общественности к внесению соответствующих предложений. В 2001 г. программа охватывала 8 гмин, а еще 28 подали заявки на участие в ней. В ее рамках молодежь учится работать в группе, руководить, планировать, собирать информацию и принимать решения, составлять бюджет. За 9 лет программа дала определенные результаты. Так, участвовавшая в ней молодежь лучше устраивается в жизни, обладая качествами, в которых заинтересованы работодатели.

В рамках «Программы сельских инициатив», реализованной ФПС в 2001 -2002 гг. с участием «Польско-американского фонда свободы», были израсходованы 500 тыс.долл., в т.ч. 430 тыс. долл. на дотации участникам. Целью программы была подготовка малоактивных сельских сообществ к умелому и эффективному использованию как внутреннего потенциала, так и внешних ресурсов. Все программные проекты разрабатывались по единой схеме: передача информации о программе и описание принципов активного участия в ней, подготовка и консультирование участников, реализация конкретных локальных мероприятий, составление планов на будущее. Адресатами были сельские организации и физические лица, вокруг которых объединяется местная общественность. Особое внимание обращалось на расширение сотрудничества и обмена опытом между сельскими организациями. Все начинания ФПС нацелены на повышение социальноэкономической активности, необходимой для дальнейшего развития сельских территорий.

5. Английская Комиссия по вопросам развития сельских

территорий

В современной Польше функционируют намного больше различного типа фондов, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. Осуществляемые ими программы по поддержке различных направлений развития сельских территорий

привнесли в «систему финансового кровообращения» польской деревни значительные средства. Эффекты этого теперь видны невооруженным глазом. Например, спасены от ликвидации сотни малых сельских школ, построены водопроводы в большинстве деревень, сооружены новые дороги, медицинские пункты, сельские клубы. Многие сельские сообщества начали осознавать, что никто извне не заменит их в усилиях по улучшению условий жизни. Тем не менее в Польше есть еще много регионов, где развитие сельских территорий наталкивается на различные барьеры. Развитием периферийных регионов должно заниматься специально созданное для этих целей новое агентство, организованное по образцу действовавшей до недавнего времени в Англии «Комиссии по вопросам развития сельских территорий» (Rural Development Commission).

Деятельность данной Комиссии распространялась на 35% территории Англии (сельские районы с неблагоприятными условиями) с 6% ее населения ( 3 млн. чел.). Эти районы с самым высоким уровнем безработицы нуждались в социальной и экономической помощи. Комиссия располагала годовым бюджетом в 44 млн. ф.ст. и 350 сотрудниками, занятыми в нескольких территориальных отделениях. В начальной фазе ее деятельность сосредоточивалась прежде всего на поддержке традиционных промыслов на сельских территориях и в малых городах. Позднее она приняла стратегию строительства малых промышленных предприятий. В 1974 г. был опубликован правительственный доклад, посвященный депопуляции села. Он способствовал повышению роли Комиссии и увеличению выделяемых ей средств. Был организован специальный орган Комиссии - Совет по вопросам развития производства на сельских территориях - для содействия предприятиям производства и сферы услуг, имеющим менее 20 работников (в т.ч. в городах с населением ниже 10 тыс. жителей). Эта помощь включала рационализацию управления предприятием, техническое и финансовое консультирование, подготовку работников, что позволяло улучшать экономическую конъюнктуру для малых и средних фирм на сельских территориях.

Вся деятельность Комиссии, нацеленная на улучшение условий жизни на селе и поддержку малого сельского бизнеса, осуществлялась в полном согласии с местными властями и общественными организациями. Инициативы, исходящие от локальных сообществ, имеют гораздо большую силу и шансы для реализации, чем навязанные извне. Независимо от того, кто финансирует начинание, и кто автор замысла, его не удастся осуществить, если местное сообщество не признает эту инициативу своей. Поэтому Комиссия в каждом районе сотрудничала и софинансировала Советы сельских общин (Rural Community Councils), образующих локальные объединения общественных организаций.

Советы сельских общин (ССО) определяют стратегические направления, которые должны получить финансовую поддержку из правительственных средств, находящихся в распоряжении Комиссии, а также отвечают за самоуправленческие инициативы на своей территории. Комиссия оказывала достаточно сильное влияние на

работу ССО в целях интеграции локальных программ развития как в экономическом, так и в социальном аспектах. Так же действует сейчас ее наследник и аналог - Агентство по вопросам села (The Countryside Agency).

После экономического оживления в малых городах в 1970-х годах Комиссия начала интересоваться малыми поселениями и их проблемами. Развернулся процесс более свободного и смелого размещения промышленности на типично сельских территориях. Это было нелегко, поскольку в подсознании англичан глубоко укоренилась идея защиты сельского ландшафта. Для реализации таких целей необходимо сотрудничество с местными властями, которые обязаны готовить локальные планы развития. В этих планах указываются местности, которые могут рассчитывать на улучшение экономической ситуации в случае размещения в них новых инвестиций. Новые помещения для будущей деятельности в промышленности и сфере услуг строились благодаря усилиям не только Комиссии по вопросам развития сельских территорий, но и других организаций, например, «Английская промышленная недвижимость» (English Industrial Estates), банков, а также местных властей. Вновь построенные готовые помещения в большинстве случаев достаточно легко находят арендаторов, поскольку получение соответствующего участка и инвестиционные затраты часто превышают финансовые возможности многих фирм и физических лиц, желающих начать деятельность за свой счет.

Наличие большого выбора объектов по размеру и расположению позволяет уже действующим фирмам развернуть производственную деятельность в сельской местности. Важным этапом в привлечении инвесторов является также строительство жилых домов для будущих работников. Практически каждая фирма, заинтересованная в перемещении на село либо открытии там своего филиала, забирает с собой основные управленческие кадры. Таким образом, условием привлечения капитала извне является создание не только соответствующей технической, но и социальной инфраструктуры.

Одним из существенных направлений работы Комиссии была помощь малому сельскому бизнесу. Она принимала различные формы, например, консультационных услуг, маркетингового содействия в увеличении продаж продуктов фирмы путем их правильного продвижения, участия в ярмарках и выставках, организации необходимого обучения.

Консультационные услуги оказывались специалистами Комиссии либо нанятыми ею частными консультационными фирмами. В Англии в сфере консалтинга она является элементом более широкой системы, складывающейся из нескольких крупных организаций,

специализирующихся на консультировании бизнеса.

Консультационная активность Комиссии ограничивается сельскими территориями с большими проблемами развития, а также уже действующими хозяйственными субъектами, значимыми для локальной экономики, и предприятиями с большим потенциалом развития. В то же время Комиссия старалась поощрять местные

агентства по развитию оказывать консультационную помощь тем, кто только собирается начать собственное дело. В 1994 г. Комиссия выделила на консультационную помощь 180 тыс. ф.ст., а ее консультанты 19031 раз посетили различные малые сельские фирмы. Еженедельно в среднем 300 хозяйственных субъектов контактируют с консультационными службами Комиссии или при ее посредничестве пользуются услугами других консалтинговых фирм. Проведенные исследования показали, что 90% советов были оценены клиентами как правильные и выгодные для фирм.

Малые фирмы поддерживаются также путем помощи в маркетинге и участия в выставках. Дотации Комиссии на эти цели составили 501 тыс. ф.ст. В 1994 г. на 22 выставках продемонстрировала свои товары 221 фирма. Участием были удовлетворены 91% экспонентов, собравшие заказов на сумму почти 500 тыс. ф.ст. 10. В г. Солсбери Комиссия создала Центр, помощью которого пользуются фирмы, имеющие технические проблемы в производстве, например, при освоении новой продукции и создании прототипов. Он прекрасно технически оснащен и только в 1994 г. помог 248 предприятиям.

Важной областью, субсидированной Комиссией, была помощь в адаптации неиспользуемых и пустующих помещений к целям производства и оказания услуг. На эти цели в 1994 г. было выделено 2,9 млн. ф.ст. В том же году были завершены 230 таких проектов и созданы 2 тыс. новых рабочих мест, что значительно способствовало диверсификации экономики в сельских районах. Доля Комиссии в покрытии расходов на перестройку доходила до 50%.

В 1994 г. Комиссия предоставила займы на общую сумму 2,3 млн. ф.ст. Для малых фирм эти ссуды обычно не превышали 5 тыс. ф.ст. Для инвесторов, создающих новые рабочие места, они были гораздо больше.

Комиссия содействовала также развитию социальной и культурной сферы на селе. Чаще всего это происходило в форме покрытия финансовых дефицитов локальных программ, нацеленных на повышение общественной активности местных жителей, создание инфраструктуры культуры (модернизация библиотек, строительство общественных центров для собраний местных жителей), улучшение работы общественного транспорта, уход за детьми и престарелыми, на поддержку молодежных клубов, содержание и развитие сети сельских магазинов.

Влияние Комиссии на локальном уровне было весьма значительным. Она способствовала росту самосознания в сельских сообществах и динамизации экономического развития сельских районов. Программы развития на селе современной многоотраслевой промышленности (фабрик будущего), а также налаживание в широких масштабах обучения и возвращение в производственный оборот запущенных пустующих строений подтолкнули развитие местной предприимчивости. Сохраняется стремление к созданию на селе более разнообразных возможностей занятости (многофункциональное развитие), с тем чтобы малые городки и деревни могли развиваться, а

10 Одна из фирм на ярмарке наладила контакты с 30 странами, значительно расширив производство и занятость.

их жители не были вынуждены искать работу и жилье в других частях страны. Помощь в реализации локальных инициатив и осуществление разнообразных социальных проектов за короткий срок улучшили качество жизни, создали мотивацию для развития местных навыков и подключения к долгосрочным проектам развития. В сельских регионах Англии инициативы Комиссии не только стимулировали местные власти активизировать экономический прогресс на своей территории, но и способствовали назначению специальных чиновников, отвечающих за вопросы села (countryside officers).

В Англии критически оценивалось слишком скромное финансирование Комиссии а также то, что Министерство сельского хозяйства занималось прежде всего фермерами и сельскохозяйственным производством и уделяло мало внимания развитию самих сельских территорий. Высказываются мнения, что в нынешней ситуации не должно быть деления на экономику сельского хозяйства, которую представляет Министерство, и экономику сельских территорий, сбалансированным развитием которых занимается кто-то другой. Отдельные министерства проводят обособленные политики, в которых часто выявляются противоположные цели. В Англии это называют «раскрошенная политика в отношении села». В английской литературе можно найти и критические замечания, связанные с тем, что ответственность за развитие сельских территорий разделена между слишком большим числом локальных и центральных институтов, в правах и компетенциях которых трудно сориентироваться. Правда, очередные правительственные документы, посвященные развитию сельских регионов (Белые книги вельская Англия» - White papers «Rural England»), несколько упорядочивают и проясняют политику правительства и других институтов и организаций, связанных с проблематикой села. Однако, и их критикуют за слишком оптимистический взгляд на ситуацию с развитием сельских территорий и за отсутствие четко сформулированной стратегии. бедует, однако, констатировать, что за развитие сельских территорий все большую ответственность несут окружные советы, советы графств, советы сельских общин, которые намного лучше знают, какие направления развития желательны и как использовать локальный потенциал. Кроме того, разнородность институциональной инфраструктуры в сфере развития сельских территорий следует признать сильным оружием в противодействии сельскохозяйственному лобби, стремящемуся как можно больше средств направить на дотации фермерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.