Научная статья на тему 'Направления формирования системы многофункционального развития в сельских районах республики Дагестан'

Направления формирования системы многофункционального развития в сельских районах республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления формирования системы многофункционального развития в сельских районах республики Дагестан»

Омаров Нюсрет Магомедович

соискатель

Дагестанский государственный университет

nusret@mail.ru

Направления формирования системы многофункционального развития в сельских районах Республики Дагестан

Аннотация: В статье анализируются направления, способствующие многофункциональному развитию села. Приводятся необходимые меры способные стимулировать новые трансформационные, нередко и институциональные, перемены в сельских районах региона. Большое внимание уделяется проблеме экономической активизации сельских территорий республики и их экономического развития

Ключевые слова: многофункциональное развитие села, сельские территории, региональное развитие

В общественном мнении, государственной политике и науке, к сожалению, доминирует узкий подход к определению роли и значения развития сельских территорий. Общепринятым в настоящее время считается отождествлять термины «сельское хозяйство» и «аграрное производство». В то же время смысловое значение словосочетания «сельское хозяйство» предполагают возможность его толкования, как сферы в которой задействована вся экономическая жизнь села во всей многоотраслевой совокупности. Вместе с тем, в современном же значении сельское хозяйство является лишь одной из производственных основ многофункциональной сельской экономики. Термин «многофункциональное сельское хозяйство» направлен на демонстрацию широты воздействия аграрного производства на разные стороны жизни человека, но вносит путаницу в терминологию. В частности размывается предмет исследования при научных изысканиях, а также межведомственное разграничение сфер ответственности. Полная синонимичность терминов «аграрное производство» и «сельское хозяйство» на практике зачастую приводит к ошибочному стиранию различий между терминами «сельские территории» и «сельскохозяйственные территории (угодья)», а также между «устойчивое развитие сельских территорий» и «устойчивое развитие сельского хозяйства». В свою очередь это приводит к ошибочным управленческим решениям.

В современных условиях, по нашему мнению, это недопустимо вследствие объектив-

ного характера многофункциональности сельских территорий и особой значимости их для политического и социальноэкономического развития общества. При этом только понимание системной взаимосвязи всех функций в контексте развития сельских территорий позволит понять сущность каждой отдельной функции сельских территорий. Поэтому стратегический подход к решению хозяйственных проблем села может быть выработан лишь исходя из приоритетности развития сельских территорий в целом.

К примеру, традиционная форма хозяйствования присущая сельским районам характеризуется наличием целого ряда экономических предпосылок, действие которых дает эффект в культурном, социальном и демографическом развитии. Так, например, производственно-трудовая деятельность на селе предполагает активное вовлечение в нее детей и тем самым решает задачу социализации подрастающего поколения.

С раннего возраста оказавшись вовлеченными в работу в семейных хозяйствах, дети накапливают знания, умения и навыки, происходит формирование культуры трудовых отношений. В данном случае функция воспроизводства трудового потенциала села тесно связана, с функцией формирования человеческого капитала страны. Наличие добросовестных и профессионально подготовленных работников с хозяйской мотивацией и хозяйским отношением к труду, имуществу, животным и наследников, способных достойно продолжить семейное дело.

Чем больше таких хозяйств на селе, тем лучше демографическая ситуация в стране. Отсюда проистекает и очевидная взаимосвязь между функцией расширенного воспроизводства населения и функцией сохранения материальной и экономической культуры народа, его культурного наследия и национальной идентичности в целом.

Важнейшее значение имеют и такие тесно связанные между собой аспекты сельского развития, как рекреационный и экологический. Сельскохозяйственный труд является, особенно для горожан, разновидностью активного отдыха и укрепления здоровья, так как здесь имеет место перемена деятельности, общение с животными и природой, физическая работа на открытом воздухе. На сочетании сельскохозяйственной работы с активным отдыхом в деревенских условиях базируется такая быстроразвиваю-щаяся в мире разновидность туристического бизнеса, как сельский туризм. В некоторых регионах Северной Европы на него приходится до 60% работающих в местной экономике.

От успешного развития сельских территорий, непосредственно зависит и геополитическое положение страны, и ее роль в мировой экономической системе. Важным условием такого развития становится последовательное формирование институтов многофункционального развития сельской местности. Необходима глубокая институциональная реформа, направленная на создание социальных и экономических институтов, норм и правил.

В настоящее время, именно ухудшение «качества» экономических и социальных институтов, что является главной причиной деградации села. Отсутствие научно обоснованной концепции вывода села из социально-экономического кризиса и стратегия аграрных преобразований приводит к укреплению теневой экономики, архаизации хозяйственной жизни, росту бюрократизации и произвола местных, региональных властей.

Хозяйственную деятельность сельского жителя нельзя рассматривать вне общей системы его социальных связей. Воздействие на хозяйственное поведение крестьян происходит через совокупность социальных отношений и норм, составляющих институциональную структуру сельской экономики. Институты, взаимодействуя с экономическими

интересами и мотивационными установками, предопределяют характер и направленность хозяйственных решений. Это и является причиной невозможности интерпретации и решение проблем сельской экономики вне тесной связи ее с факторами и условиями, определяемыми явлениями из других сфер жизни села.

Многофункциональное развитие сельских территорий при условии существования эффективной доминирующей отрасли - залог устойчивости экономики всего региона, что несомненно способствует задействованию не используемого потенциала и способствует появлению новых рабочих мест во всех сферах экономики региона.

Именно поэтому следует различать развитие сельских территорий, основанное на отдельной отрасли и долгосрочное развитие, основанное на вовлечении всех отраслей связанных не только с сельскохозяйственной деятельностью, но и строительством, туризмом и предоставлении различного рода услуг.

Не случайно, что даже наиболее обеспеченные, но монопродуктовые регионы, имеющие нефтегазовую специализацию, предвидя истощение природно-ресурсной базы своего благополучия, начали разрабатывать программы, направленные на многофункциональное комплексное развитие сельских территорий.

Преодоление структурных, территориальных и отраслевых диспропорций повлечет за собой устойчивое развитие сельских сообществ и территорий.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, о том, что наиболее эффективная и устойчивая модель экономического роста отрасли выражается в синтезе высокоинтенсивного специализированного аграрного производства и малых диверсифицированных форм производства, включающих и несельскохозяйственные сферы сельской экономики. А к примеру такие сферы сельскохозяйственного производства как изготовление полуфабрикатов, готовой продукции для супермаркетов на основе некоммерческой кооперации наилучшим образом решают проблему занятости и существенным образом увеличивают ассортимент продукции. Такая модель не только обеспечивает эффективное производство продукции АПК, но и создает условия для комфортной жизни насе-

ления сельских районов. Кроме того решается целый ряд проблем присущих для сельской местности. Например, близость производства продукции к зонам ее потребления, способствует снижение затрат на транспортировку готовой продукции и следовательно последующему снижению ее себестоимости.

Все большую долю в экономической активности в сельских районах получает сфера услуг. Развитие услуг в сельской местности имеют хорошие перспективы. С учетом развития промышленности и других отраслей в сельских районах следует выделить услуги производственного характера, направленные на их обслуживание.

Помимо услуг общественного сектора (здравоохранение, образование и др.), при существовании благоприятных предпосылок получат возможность развития сельский туризм, охота и другие рекреационные услуги.

Другим видом экономической активности является создание предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. В тоже время развитие крупномасштабного производства в пищевой и перерабатывающей промышленности будет упираться на проблему удаленности от городских центров. В связи с чем, перспектива развития крупномасштабного развития имеется для тех районов, которые незначительно удалены от городов и имеют хорошую транспортную инфраструктуру.

Во многих случаях в сельской местности перспективно развитие других ресурсноориентированных отраслей. Прежде всего, имеется в виду лесное хозяйство, а также переработка древесины. В данном случае проявляется четкая сырьевая зависимость лесоперерабатывающих предприятий, экономящих издержки на близость к производству древесины как основного сырьевого ресурса.

К основным направлениям диверсификации сельской экономики предлагается отнести развитие водного и лесного хозяйства, промышленности, ремесел, строительства и туризма.

На региональном уровне одним из важных направлений несвязанной диверсификации сельской экономики является развитие сельского туризма. При этом использование природных, культурно-исторических, социальных и иных ресурсов поможет задействовать целый пласт источников комплексного

развития сельских территорий и населения.

В настоящее время процесс устойчивого многофункционального развития связан с тем, что организационное развитие сельских территорий, как правило, осуществляется в рамках соединения усилий различных участников процесса, принадлежащих разным отраслям.

Ощутимых позитивных результатов можно достичь только от консолидации усилий всех заинтересованных в развитии села сторон государственных органов власти и местного самоуправления, отраслевых управленческих структур, научных учреждений, сельскохозяйственных товаропроизводителей и деловых кругов. Только благодаря конкретным действиям, их последовательности и этапности, системному подходу в решении назревших проблем сельского развития, ответственности исполнителей возможно диверсифицировать производство и обеспечить развитие сельских территорий.

Учитывая необходимость активизации и выполнения многочисленных социальноэкономических функций села

(производственной, социально-

демографической, культурной, природоохранной, рекреационной и др.) целесообразно проведение научных исследований на основе анализа существующих концепций и с учетом современных мировых тенденций политики сельского развития.

На наш взгляд, не должно быть жестких правил и нормативов по формированию структуры деятельности в сельской местности, количеству и величине объектов. Построение системы организации людей в каждой конкретной местности имеет свои особенности и структуру. В современных рыночных условиях, когда по тем или иным соображениям здесь могут размещаться разнообразные виды деятельности понимание этого особенно важно.

Главным принципом при построение такой системы который, в конце концов, должен принести реальный экономический эффект в рамках определенных территорий и регионов должен оставаться принцип приоритетности интересов местного населения и использование местных природных ресурсов.

Экономическое положение сельских районов находится в кризисном положении. Село подвергается существенному снижению

численности населения, рабочих мест и финансовых поступлений. Необходимо акцентированное внимание на развитии сельских районов, многоцелевая и комплексная работа по улучшению уровня жизни и их социально-экономического положения. Поиск новых возможностей трудоустройства жителей села, расширение местных рынков, решение проблем налогообложения сельскохозяйственной деятельности является залогом экономического роста региона.

Для осуществления мер многофункционального развития села необходимо осуществление целого ряда мер стимулирующих новые трансформационные, нередко и институциональные, перемены в сельских районах региона. Одной из главных задач должна стать экономическая активизация сельских территорий республики и их экономическое развитие.

В целях реализации многофункционального развития сельских территорий необходимо осуществить систему мер государственной поддержки, предусматривающих:

- обеспечение занятости сельского населения и повышение его доходов на основе диверсификации сельской экономики и развития альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности на селе;

- улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, средств связи в сельской местности;

- преодоление информационной изолированности села, на основе формирования отвечающей современным требованиям системы информационноконсультационной поддержки сельских сообществ, обеспечивающей инновационный путь развития сельских территорий.

Структура таких мер должна включать как минимум три базовых компонента:

- микрокредиты, непосредственно

предназначенные для создания рабочих мест вне сельского хозяйства через поддержку существующих хозяйствую-

щих субъектов или создание новых;

- активизация человеческих ресурсов через повышение квалификации, образование и создание институционального потенциала администрации на локальном уровнях;

- создание инфраструктуры ориентированной на привлечение капитала на село.

В результате этих действий должны быть созданы новые рабочие места, новые хозяйствующие субъекты, протяженности отремонтированных дорог или построенных канализационных сетей, отремонтированные школы. Важнейшим этапом становится обучения чиновников локального уровня.

Программы нацеленные на развитие конкретной территории, а не отдельных отраслей или географических зон, должны сопровождаться значительной мобилизацией местных общественных сил, что несомненно позитивно скажется на осуществлении и других подобных программ.

При этом региональные управляющие органы, которые должны будут принимать решения по реализации программ развития в конкретных районах, должны состоять как из представителей госадминистрации, органов самоуправления, так и общественных и хозяйственных организаций. Такие условия обеспечат не только децентрализацию принятия решений, но и выбор таких приоритетов, которые были связаны со стратегией развития конкретного региона.

В тоже время необходимо понимать, что без развития агропромышленного сектора невозможно полноценное развитие сельских территорий. Основным рычагом реализации таких программ должны стать два направления:

1. Налаженная кредитная линия, предназначенная для частных инвесторов в области производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и услуг для сельского хозяйства.

2. Техническая помощь, охватывающая обучение, консультирование и информационную деятельность, обеспечивающую инвестиционный процесс в сельском хозяйстве и в связанных с ним областях. К примеру, поддержка сельского предпринимательства через обучение в области переработки и общественного питания.

Одним из направлений социальнообразовательных мероприятий должна стать деятельность в рамках подготовки сельских лидеров, развития предприимчивости и помощи для кредитных кооперативов с целью оперативного реагирования на нужды села путем поддержки локальных инициатив и формирования устойчивых структур, способных функционировать и после завершения программ.

Система конкурсов и публикаций участников этих мероприятий будут содействовать продвижению регионального сырья и продуктов его переработки на локальный рынок.

В целом же одним из эффектов таких мероприятий может стать возрождение и распространение традиционных региональных продовольственных продуктов.

Одна из первостепенных задач программ развития сельских территорий - развитие инженерной и социальной инфраструктуры, и поддержка малого и среднего несельскохозяйственного предпринимательства.

Именно их реализация станет локомотивом экономического и социального роста сельских территорий.

Для поддержания стремления у сельских жителей к получению доходов от несельскохозяйственной деятельности может стать развитие на сельских территориях современных телекоммуниционных сетей, которые позволят им пользоваться новыми информационными продуктами, такими как различные базы данных о реализованных и эффективных несельскохозяйственных предпринимательских проектах на селе, включая интернет-сайты для контактов и обмена опытом. Немаловажное значение при этом будет иметь помощь в организации местных частно-государственных партнерств и разработке локальных стратегий развития на местах.

Среди конкретных мер способствующих реализации этих задач можно выделить следующие:

- прокладка водопроводных сетей, сельских дорог, телефонных и интернет линий, подключений к газовым сетям;

- ремонт многочисленных объектов образования, здравоохранения, организация утилизации отходов;

- поддержка и стимулирование малых сельских фирм, которая способствует созданию тысячи новых рабочих мест.

При этом как уже отмечалось выше целевые кредитные линии должны стать главным инструментом реализации этих задач.

Кредитное предложение должно быть адресовано как единицам территориального самоуправления, так и малым и средним предпринимателям и физическим лицам, ведущим или намеревающимся вести хозяйственную деятельность на сельских территориях или в малых городах, содействующие инициативам в следующих областях:

- образование на селе;

- строительство сельских дорог;

- водоснабжение села;

- развитие информационного обеспечения;

- агротуризм;

- развитие несельскохозяйственного малого и среднего предпринимательства.

Преференциальные кредитные линии ориентированы, прежде всего, на содействие развитию инфраструктуры и предпринимательства. Больным местом развития сектора малых и средних предприятий является отсутствие собственного капитала. Привлечение фирмами капитала из банковского сектора связано с необходимостью получения гарантий, что создает труднопреодолимый барьер для их развития. Решением этой проблемы может стать создание и развитие системы кредитной кооперации, а также организации которая выступит поручителем, и станет для банков надежным гарантом выделяемого кредита или займа.

Во всем мире кредитная кооперация является одним из сегментов финансового рынка, обслуживающих категорию клиентов, традиционно непривлекательную для коммерческого банковского кредитования (клиенты, берущие потребительские кредиты и кредиты для развития малого предпринимательства). Кредитные кооперативы играют важную роль в объединении личных сбережений и реинвестировании их в экономику региона через индивидуальные личные займы и займы для вложения в производство.

Кредитные кооперативы, являясь некоммерческими организациями, в своей деятельности ориентируются не на получение прибыли, а на обеспечение доступа к кредитным ресурсам, прежде всего, малым

предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения. Кроме того, потребительским кооперативам принадлежит важная роль в решении социальных проблем, связанных с улучшением жизненного уровня сельских жителей.

Принципы кредитной кооперации были сформулированы еще в XIX в. и подверглись существенным трансформациям. Один из основоположников кредитной кооперации предложил следующие принципы:

1.Отсутствие паевых и вступительных взносов.

2.Отсутствие дивидендов.

3.Получение ссуды в банке или у помещика под солидарную ответственность и обеспечение всем имуществом членов товарищества.

4.Получаемая прибыль отчисляется в ре-

зервный и «учредительный» - неделимый фонд. Резервный фонд создавался для покрытия возможных убытков,

«учредительный», т.е. неделимый - для создания в перспективе собственного капитала, равного заемному, с тем, чтобы в дальнейшем сделать кредит более дешевым и доступным.

5.Выдача ссуд только членам товарищества и преимущественно на производственные нужды. Целевое использование ссуд проверял наблюдательный совет.

6.Упрощенная процедура предоставление ссуды под долговую расписку получателя. Ссуда выдается на основании личного доверия к заемщику и поручительства двух членов товарищества, но при условии, если заемщик докажет хозяйственную целесообразность использования кредита, т.е. предоставит убедительный бизнес-план.

7.Принцип локализации или небольшой район деятельности товарищества - один большой или несколько малых приходов с тем, чтобы правление товарищества могло знать лично всех членов и контролировать использование ссуд.

8.Своевременный, точно в назначенный срок, возврат ссуды, ее частей и процентов в кассу товарищества.

9.Дешевое управление. Труд членов правления кооператива должен рассматриваться как почетный и не оплачивается на постоянной основе. Зарплату получал только бухгалтер.

10. Выдача краткосрочных и долгосрочных ссуд в соответствии с особенностями сельскохозяйственного производства.

Кредитный кооператив, предоставляя финансовые средства, является наиболее приемлемым вариантом реализации идеи финансовой взаимопомощи в сравнении с такими кредитными финансовыми организациями, как, например, коммерческий банк или ломбард. Кредитные кооперативы имеют ряд преимуществ:

- надежность, основывающаяся на взаимном доверии членов друг к другу;

- неформальное и быстрое рассмотрение заявлений на выдачу займов;

- размещение средств в низкорискованных финансовых институтах;

- прозрачность работы;

- непосредственное и равноправное участие членов в управлении;

- независимость от Центрального банка РФ;

- открытость для новых членов;

- быстрое реагирование на изменение экономической конъюнтуры за счет объединения кредитных кооперативов в союзы (ассоциации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- локальный характер деятельности, проявляющийся в результате инвестирования собранных кредитным кооперативом средств в районе функционирования кооператива, т.е. денежные средства «работают» на местную экономику, а также легко доступны для сельских товаропроизводителей, жителей села и города.

Другим институтом, который должен будет помочь в реализации вышеперечисленных мер может стать такая институция, как например Фонд развития сельских территорий. Через такой Фонд и его представительства на местах должно происходить дотирование общественных комитетов, которые будут создаваться к примеру для реализации проектов газификации и прокладки оптиковолоконных сетей сел и районов, поддержка сельского здравоохранения, образования, упорядочение складирования отходов в сельских общинах.

Еще одним направлением дотирования может стать возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекае-

мым местными общинами из средств банков на инвестиции на эти цели, а также строительство сельских дорог.

К примеру, через отделения такого Фонда могут реализоваться экстренные программы, например, дотирование восстановления в сельских общинах инфраструктуры, пострадавшей из-за наводнений, оползней и т.п.

Одним из механизмов развития образования на селе может стать программа малых грантов для сельских школ, учрежденной Фондом.

Главный принцип, которым должен руководствуется такой Фонд, это помощь самоуправлению, все лучше использующему находящиеся в его распоряжении средства. Ежегодная организация встреч с активными членами местных сообществ, должна стать основополагающим элементом управления Фонда.

Дотационные программы также должны быть направлены на поддержку инициатив сельских неправительственных организаций. В сельских условиях относительно небольшая дотация в 100-200 тыс. руб. стимулирует вклад в проект собственного труда жителей села, намного превосходящий стоимость дотации.

Следует также отдавать себе отчет в том, что дагестанское село в нынешней ситуации, после многолетнего пренебрежения его проблемами, в области создания новых рабочих мест и новой инфраструктуры обречено на развитие «малыми шагами».

Только при условии создания структуры, которая будет стоять на принципах социального партнерства государственного и частного партнерства можно будет говорить об эффективности и реализации закладываемых социально-экономических задач многофункционального развития сельских территорий.

Только при активном участии общественных организаций и сельских общин такая система способна реализоваться.

Внимательный анализ за переменами на селе позволит актуализировать круг деятельности в зависимости от появляющихся потребностей, что в свою очередь невозможно без общественного участия в подобных институтах.

Инициативы, исходящие от локальных сообществ, имеют гораздо больше сил и шансов для реализации, чем навязанные извне. Независимо от того, кто финансирует

начинание, и кто автор замысла, его не удастся осуществить, если местное сообщество не признает эту инициативу своей.

Реализация любых программ развития сельских территорий нацелена на развитие конкретной территории, ее реализация должна сопровождаться значительной мобилизацией местных общественных сил, что должно позитивно сказаться на осуществлении других подобных программ. Ориентация на «инициативу снизу» должна стать приоритетным принципом в осуществлении всех программ развития сельских территорий.

В этой связи интересным представляется опыт других регионов России. Так попыткой претворения в реальность принципа пар-тисипативности (вовлечение работников в управление, решение проблем) в развитии сельских территорий явился пилотный проект «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России», реализованный Всемирным банком в Пензенской области, Пермском крае и Республике Адыгея в 2003-2006 гг.

Механизмами вовлечения населения в процессы местного самоуправления стало формирование информационной и консультационной сети, подготовка сельских муниципальных консультантов; обучение и активизация населения, создание рабочих групп; выявление приоритетов и проблем поселений и составление планов их решения совместно с населением; предоставление грантов для поддержки проектов развития территорий из фондов развития местных сообществ и пр.

Проект показал, что, несмотря на объективные трудности, активное участие сельского населения в бюджетном процессе, в выборе приоритетов развития и реализации планов развития поселений возможно. Сельчане успешно обучаются и используют на практике инструменты гражданского общества, что способствует консолидации и устойчивости сельских сообществ.

Как уже отмечалось одной из важнейших целей такого Фонда является поддержка хозяйственных инициатив жителей деревни и малых городов, в т.ч. путем создания новых рабочих мест вне сельского хозяйства. Реализация этой цели может осуществляться через программы микрозаймов, малых дотаций, обучения,консультаций.

При этом источниками финансирования

микроссуд могут стать:

- средства уже завершенных программ развития сельских территорий;

- бюджетных средств;

- средств Комитета развития предпринимательства.

При этом выполнение этих программ могут обеспечить чуть более 20 сотрудников Фонда и столько же консультантов по кредитам и займам.

Наряду с программами микроссуд Фондом может осуществляться программа развития информационного общества на селе, цель которой - популяризация применения современных информационных технологий среди сельской общественности, а также практическая подготовка избранных сельскими общинами членов к использованию возможностей социально-экономического прогресса, которые дают эти технологии.

Программа может быть ориентирована на органы самоуправления, на предпринимателей, неправительственные организации. Интернет значительно смягчает эффект отдаленности сельских территорий и связанное с ним отсутствие коммуникаций. С его помощью жители получают быстрый доступ к знаниям, информации, образованию и занятости.

Одним из существенных условий комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. В этих целях необходимо всемерно поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территории. Стратегические цели работы таких центров могут выражаться в содействии развитию малого и среднего сельского бизнеса, разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования, поддержке инициатив и оказанию информационно-

консультационной помощи субъектам предпринимательства и гражданам.

Образовательное направление Фонда может реализовываться в организации курсов по вопросам повышения качества агроту-

ризма, организации собственной хозяйственной деятельности, охраны окружающей среды. Проведение рабочих групп для действующих на селе неправительственных организаций и конкурсы, в которых через выделение дотаций поощряется деятельность сельских жителей в целях локального развития, должно стать неотъемлемым элементом программ осуществляемых Фондом.

Тематика таких конкурсов может быть довольна, разнообразна - от «Борьба с сельской бедностью» до интернет-конкурсов «Познай свой регион» и т.п. Возможность получения даже небольших дотаций на реализацию таких проектов активизирует местные таланты, стремления, знания в целях решения либо смягчения остроты той или иной проблемы. Программы такого типа являются хорошей школой для местных активистов, например, в области борьбы с бедностью, охраны культурного наследия, организации обучения, эффективного поиска работы. Это способствует постепенному развитию человеческого капитала на селе.

Программы также должны быть направлены на развитие предприимчивости школьников и молодежи, выявление среди них группы лидеров и привлечение их к проблемам охраны среды, например, через исследование степени загрязнения вод на территории и подготовку сельской общественности к внесению соответствующих предложений. В рамках таких программ молодежь учится работать в группе, руководить, планировать, собирать информацию и принимать решения, составлять бюджет.

Целью всех образовательных и социальных программ должна стать подготовка малоактивных сельских сообществ к умелому и эффективному использованию, как внутреннего потенциала, так и внешних ресурсов, повышение социально-экономической активности, необходимой для дальнейшего развития сельских территорий.

Адресатами таких программ являются сельские организации и физические лица, вокруг которых объединяется местная общественность. Особое внимание надо обращать на расширение сотрудничества и обмена опытом между сельскими организациями.

Комплексный подход к социальноэкономическому развитию сельских территорий предполагает решение целого спектра

вопросов, находящихся в ведении значительного числа заинтересованных министерств и ведомств.

Надо также четко осознавать, что более отдаленные сельские районы, часто характеризуются низкими темпами роста и низким уровнем заработной платы. Именно поэтому экономические выгоды от создания более прочных связей между городом и отдаленными сельскими районами позволило бы решить ряд проблем экономического и социального характера в регионе, которые мешают реализовать экономический потенциал этим районам и повысить качество жизни в регионе в целом.

Взаимосвязь между городскими районами, рынком услуг и товаров с близлежащими сельскими территориями является признаком единой экономической системы, позво-

ляющей последним достигать высоких показателей социально-экономического развития. Создание крупных городских и сельских агломераций на основе развитой рыночной и производственной инфраструктуры одно из направлений развития сельских районов региона.

В обществе осознана необходимость целенаправленного и комплексного развития сельской местности. Определены проблемы, сдерживающие устойчивое развитие сельских территорий, выработаны направления и механизмы их решения. Главная задача теперь состоит в эффективной реализации принятых решений на основе мониторинга происходящих изменений, оперативного реагирования на возникающие трудности и принятия, адекватных мер по их устранению.

Литература:

1. Чайка В. П. Устойчивое многофункциональное развитие сельских территорий: межотраслевые взаимодействия. Социально-экономические явления и процессы // Социальноэкономические явления и процессы, 2009, № 1. - С. 106-119

2. Чайка В.П., Исаев А.Г. Сельский туризм в устойчивом развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России, 2007, № 11. - С. 34-35.

3. Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России. Проект Всемирного банка реконструкции и развития // Отчет о реализации проекта. - М.: CAF Россия, 2007. - 84 с.

Omarov N. DESTINATIONS FORMATION OF MULTIDEVELOPMENT IN RURAL AREAS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article lists the direction of promoting multi-functional rural development.Given the necessary measures are able to stimulate new transformation, ofteninstitutional, changes in the rural areas of the region. Much attention is paid tothe economic revitalization of rural areas of the Republic and their economic development

Keywords: multifunctional development, rural areas, regional development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.