Научная статья на тему 'ЕС и экономика Польши: от адаптации к интеграции'

ЕС и экономика Польши: от адаптации к интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕС и экономика Польши: от адаптации к интеграции»

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАН ЦВЕ

Ирина СИНИЦИНА, Наталия ЧУДАКОВА

ЕС И ЭКОНОМИКА ПОЛЬШИ: ОТ АДАПТАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ

В 1989-2005 годах в польской экономике произошли фундаментальные изменения. Системная трансформация означала радикальные сдвиги в политическом и социально-экономическом устройстве страны. После распада мировой социалистической системы страна начала искать партнёров, сотрудничество с которыми могло бы способствовать быстрому преодолению глубокого экономического кризиса, развивавшегося в стране в течение всего периода 1980-х годов. Подключение к западным структурам и экономическим организациям было признано наиболее эффективным способом преодоления цивилизационного и технико-технологического отставания, а также одной из самых существенных предпосылок устойчивого экономического роста. В основе стремления Республики Польши (РП) интегрироваться в Евросоюз лежали не только экономические, но и политические мотивы, в частности поиск гарантов политической независимости в условиях непредсказуемости развития событий в странах бывшего СССР.

Создание основ рыночной экономики в Польше, как и в других странах ЦВЕ, происходило под непосредственным воздействием процессов подготовки к вступлению в ЕС. Ориентация на вступление в ЕС позволила чётко сформулировать цели развития, определить его направления и временные рамки, то есть упорядочить процесс рыночной трансформации.

Включение Польши в процесс европейской интеграции воспринималось обществом как единственный шанс быстро преодолеть экономические и политические деформации, сложившиеся в социалистической экономике; эта идея стала движущей силой проводимых реформ. Консолидирующей общество "национальной идеей" стало повышение материального и цивилизационного уровня

© Синицина Ирина Сергеевна - к.э.н., ведущий научный сотрудник

ИМЭПИ РАН (ИЭ РАН). © Чудакова Наталия Алексеевна - старший научный сотрудник

ИМЭПИ РАН (ИЭ РАН).

жизни граждан страны до общеевропейского. В июне 2003 года в Польше был проведён референдум по поводу вступления в ЕС, в котором приняло участие 58,85% всех граждан, имеющих право голоса. За вступление в ЕС высказалось 77,45% всех принявших участие в референдуме.

Основные итоги развития страны

Главный итог развития Польши за годы трансформации - создание рыночной экономики, в основе которой лежит изменение отношений собственности и формирование широкомасштабного частного сектора. На решение этих задач было ориентировано реформирование системы государственного управления и государственных финансов, возрождение местного самоуправления и создание рыночной инфраструктуры, а также института защиты прав собственности.

Одним из наиболее существенных элементов развития рыночных отношений в стране можно считать формирование "среды обитания" предприятий, способствующей развитию предпринимательства. Речь идёт о законодательно-нормативном обеспечении хозяйственной деятельности, стимулирующем развитие конкурентной среды, в том числе привлечение в страну иностранного финансового капитала, расширение импорта товаров и услуг, а также противодействие монополизму собственных производителей. Одновременно создавалась широкая система поддержки предпринимательства. Основным ориентиром в развитии этих процессов были системы, созданные и функционирующие в ЕС.

Важным элементом преобразований стала широкая поддержка народа, а также решимость политических властей не только начать реформы, но и довести их до конца. Свою роль сыграли и сохранившееся в обществе уважение к частной собственности, и живые носители традиций частного предпринимательства.

Кредит доверия населения оказался достаточным для проведения глубоких реформ, имеющих серьёзные социальные последствия, и в первую очередь либерализации цен и реформы ЖКХ. При этом предпринимались меры по смягчению для населения негативных последствий преобразований. Наиболее действенной формой защиты населения стало стимулирование развития частного предпринимательства, что создавало для значительной части граждан возможность выжить в условиях переходного периода. В результате уже в 1993 году удалось восстановить дореформенный уровень реальной заработной платы, а средней реальной пенсии и текущих пособий - в 1997-1998 годах.

Избрание курса на жёсткое и максимально быстрое решение задач финансовой стабилизации и либерализации экономики позволило Польше быстро преодолеть трансформационный спад. Так, уже на рубеже 1995-1996 годов Польша первой среди европейских стран с переходной экономикой восстановила предкризисный уровень производства, а к концу 2005 года (при всей условности таких сопоставлений) он был превышен на 67%. Совокупный объём капиталовложений в экономику возрос к началу 2006 года более чем вдвое, объём реализованной продукции промышленности - более чем в 2,2 раза, рост реальной заработной платы составил 138,4%, а реальной пенсии - более чем 135%. Средняя заработная плата по стране достигла 737 долларов, в том числе в бюджетной сфере 774 доллара, средняя пенсия по старости - 404 доллара, и пенсия крестьян

- 235 долларов (в расчёте по среднегодовому курсу 2005 года)1.

О высокой динамике развития свидетельствует рост производства ВВП на душу населения (за 1995-2005 годы - почти на 52%). Соответствующие показатели, рассчитываемые Евростатом по паритету покупательной способности для всех стран ЕС, свидетельствуют, что разрыв в уровнях развития между старыми и новыми членами ЕС постепенно сокращается. Так, если в 1995 году этот показатель для Польши составлял 40% от среднего уровня по ЕС-25, то к 2005 году он возрос до 50%; при сопоставлении со средним уровнем по ЕС-15 соответствующие показатели составляют 36 и 44%2.

Системные преобразования в Польше, как и в других странах ЦВЕ, принципиально изменили роль государства в хозяйственной жизни страны. Оно во всё меньшей степени выступает в роли субъекта хозяйственной деятельности, переориентировавшись на выполнение функций регулирования и установления "правил игры" для многочисленных хозяйствующих юридических и физических лиц. Тем не менее в Польше доля расходов консолидированного бюджета в ВВП составляет около 44%, что лишь на 3-4 процентных пункта ниже средних показателей по ЕС-15. Характерно, что в Польше за последнее десятилетие доля публичных финансов в ВВП несколько (примерно на 7 процентных пунктов) сократилась.

В ходе реформы публичных финансов после 1998 года роль центрального бюджета в решении народнохозяйственных задач снижается: если в первой половине 1990-х годов доля центрального бюджета во всех расходах системы составляла 40-44%, то в настоящее время она уменьшилась примерно до 25%. Это сокращение было связано с возрастанием роли страховых внебюджетных фондов и бюджетов местного самоуправления. Одним из основных инструментов перераспределения публичных средств стали государственные целевые фонды (в том числе фонды медицинского и социального страхования), на которые приходится 42% всех публичных расходов. Через органы местного самоуправления перераспределяется до 24% публичных средств с перспективой дальнейшего увеличения этой доли3.

Либерализация хозяйственной деятельности и широкомасштабная приватизация позволили создать основы рыночной экономики, базирующейся на частной собственности: если в 1989 году в частном секторе производилось около 20% ВВП, то в 2004 году - уже 79,2%. В 2004 году в нём работало около 71% всех занятых в народном хозяйстве (в 1990 году - 49%). Частная форма собственности господствует в промышленности (80,9% реализованной продукции), в сельском хозяйстве, розничной торговле (98,4% товарооборота) и строительстве (96,8%). На частный сектор приходилось почти 58% основных народнохозяйственных фондов. В экспорте и импорте доля частных предприятий составила в 2004 году соответственно 88,1% и 91,7%4.

1 Рассчитано по данным Государственного статистического управления РП.

2 Eurostat data: http://epp.eurostat.cec.eu.int/pls/portal/; EC Economic Data Pocket Book. Quarterly. European Communities, 2005, No. 3.

3 Polarczyk K. Budzet panstwa w finansach publicznych. Polska na tle innych krajow. Kancelaria Sejma RP; Bioro Studiow i Ekspertyz. Informacja nr 1172 (IP-108G), 2005.

Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М., 2000. С. 86; Rocznik Statystyczny Polski 2005. Warszawa, 2005.

Основой развития частного сектора стали динамичный рост малых и средних предприятий (МСП), традиционно существовавшего в Польше городского частного сектора, а также приватизация государственных предприятий. За 1993-2005 годы количество частных хозяйствующих субъектов возросло с 1,9 млн до 3,5 млн, в их числе почти 2,8 млн физических лиц, ведущих регистрируемую хозяйственную деятельность. В этот период принципиально изменилась и структура предприятий по числу занятых. Среди хозяйствующих субъектов преобладают (95,1%) микропредприятия (до девяти человек). Малые предприятия с занятостью до 50 человек составляют 3,9%, средние с занятостью до 250 человек - 0,8% и крупные - лишь 0,2% всех хозяйствующих субъектов. МСП становятся основой экономики страны: на их долю приходится преобладающая часть ВВП, создаваемого в частном секторе1.

Претерпела изменения и структура производства, в кратчайшие сроки приблизившись к пропорциям, сложившимся в развитых европейских странах: если в 1989 году доля промышленности в производстве ВВП составляла 44,1%, строительства - 8,3%, сферы услуг - 35,8%, сельского хозяйства - 11,8%2, то в 2004 году основную роль в производстве ВВП взял на себя широко понимаемый сектор предоставления услуг населению и обслуживания общественных потребностей - 45%, доля промышленности сократилась до 22,5%, сельского, лесного и охотхозяйства -4,5%, строительства - 4,9%, торговли и ремонтного обслуживания - 16,8%, сектора транспорта, связи и складского хозяйства - 6,3%3.

Решение более сложной задачи - достижения уровня конкурентоспособности развитых европейских стран - остаётся пока для новых членов ЕС делом будущего, поскольку связано с преодолением значительного отставания в степени устойчивости экономического и институционального развития, в уровне его эффективности и инновационности и т. д. В Польше это, как и в других новых членах ЕС, связано с этапом конвергенции, то есть с углублением интеграционного взаимодействия с другими членами ЕС. О масштабах отставания Польши от среднеевропейского уровня можно судить даже по далеко не полному перечню стоящих перед страной проблем: высокая безработица и низкая производительность труда, незавершённость структурной перестройки экономики и приватизации, сохранение низкопроизводительного отсталого сельского хозяйства и высокой доли государственного сектора в слабо реформированных и нереструктурированных так называемых базисных отраслях, значительные диспропорции в уровнях развития регионов, низкая конкурентоспособность польских предприятий, нестабильность их финансово-экономического положения, напряжённость системы публичных финансов, низкая степень иннова-ционности экономики и т. д.

По оценкам Евростата, в Польше производительность труда, измеряемая производством ВВП (по ППС) на одного занятого, в 2005 году составляла лишь около 57% от средней по ЕС-15. Показатель производительности труда в расчёте на один час рабочего времени выглядит значительно скромнее: в 2003 году

1 По данным Государственного статистического управления РП.

2 Подсчитано по: Rocznik Б1а1у81усту 1991. Warszawa, 1991. Б.118.

3 Rocznik Statystyczny 2005.Warszawa, 2005.

он составлял для Польши всего 42,6% от уровня ЕС-151.

Наиболее яркий пример - ситуация в сельском хозяйстве, где около 17% занятых в народном хозяйстве производит менее 5% ВВП, в то время как в сфере обслуживания 54% занятых производит свыше 65%. Сложившиеся соотношения в производительности труда предопределяют и существенные отличия структуры занятости населения в Польше и в развитых странах Европы. Столь же высокую занятость в сельском хозяйстве из новых стран-членов ЕС сохранили только Литва и Латвия соответственно 16 и 12,5% занятых, а, например, в Чехии и Словакии эти показатели близки к уровню ЕС-15 (около 4%).

Узким местом остаётся инновационность экономики. Расходы на НИОКР в Польше значительно отстают от средних по ЕС-25. Так, если в 2004 году в среднем по ЕС-25 эти расходы составляли 1,9% ВВП, в Польше они были значительно ниже - 0,58% ВВП. Из новых стран-членов ЕС эти расходы ниже только в Латвии - 0,42% ВВП. Ещё хуже обстоит в Польше дело с инновационными расходами на предприятиях: если в среднем по ЕС-25 эти расходы составляли 1,22% ВВП, то в Польше - всего 0,17%2. Низкой является также доля расходов на НИОКР в совокупном объёме финансирования технического прогресса в стране. В Польше в 2000 году эта доля составляла лишь 12,7%, тогда как в странах ЕС -в среднем около 62% всех затрат на инновации. Причём если в странах Западной Европы главным источником инноваций на предприятиях являются их собственные исследования, то в Польше исследовательская база предприятий недостаточна для обслуживания потребностей техпрогресса, в результате чего предприятия

3

вынуждены закупать лицензии на новую технику и технологии .

Преобладание публичных средств в финансировании НИОКР заметно снижает эффективность их использования, поскольку не обеспечивает соответствия структуры исследований потребностям экономики. В Польше же доля бюджетных средств в финансировании НИОКР возрастает (в 2003 году она достигла почти 63%), а доля хозяйствующих субъектов снижается. В странах ОЭСР и ЕС эти пропорции складываются обратным образом: в 2002 году в среднем по странам ОЭСР доля предприятий в финансировании НИОКР составляла 62,3%4.

В обрабатывающей промышленности Польши в секторе высоких технологий работает около 0,5% занятых, в то время как в среднем по ЕС-25 - 1,2%, а в секторе средне-высоких технологий занято 4,4% работников отрасли (в среднем по ЕС-25 - 5,7%). Аналогично складывается положение в сфере услуг. Так, если в среднем по ЕС-25 в сфере обслуживания, требующего специальных знаний и подготовки, в 2004 году трудилось свыше 33% всех занятых в народном хозяйстве, то в Польше этот показатель был существенно ниже - 24,3%, в том числе высокотехнологичным обслуживанием в ЕС-25 занимались 3,3% всех работающих, а в Польше - 2,1%5.

1 EC Economic Data Pocket Book. Quarterly. European Communities, 2005, No. 3.

2 Statistics in Focus. Science and Technology, 2006, No. 6.

3 Kierunki niezb^dnych zmian gospodarczych w Polsce. Raport Syntetyczny. Blaszczyk B. (red.) Warszawa, 2005.

4 Ibid.

Statistics in Focus. Science and Technology, 2006, No. 1.

Польская экономика характеризуется слабым использованием знаний, научных исследований и разработок как фактора роста. По основным показателям, определяющим инновационный потенциал польской экономики (например, развитие рационализаторства и изобретательской деятельности, патентования изобретений, доля инновационных предприятий в производстве, доля экспорта товаров высокого технологического уровня, объём финансирования НИОКР), Польша находится на одном из последних мест среди стран ОЭСР1.

Особенно неблагоприятно складывается в Польше ситуация в промышленности, где объём финансирования НИОКР составляет лишь 0,21% ВВП, тогда как в странах ЕС этот показатель более чем в четыре раза, а в странах ОЭСР -почти в семь раз выше. За счёт собственных средств промышленных предприятий финансируется лишь около 31%, а за счёт бюджетных средств - около 65% этих расходов. Для сравнения: в странах с высоким уровнем финансирования НИОКР (Япония, США, Швеция, Финляндия, Ирландия и Германия) средства бюджета составляют лишь 20-30%.

Низкий инновационный потенциал в конечном счёте определяет и конкурентоспособность национальных производителей на внешнем рынке. До настоящего времени ситуация складывается не в пользу Польши. Если в 2004 году доля высокотехнологичных товаров и услуг в общем объёме экспорта стран ЕС-25 составляла 18,2%, то в Польше соответствующий показатель составлял лишь 2,7%. Из новых членов ЕС ближе всего к среднеевропейскому показателю оказались Чехия (13,5%) и Эстония (9,9%)2.

Несмотря на то что в стране за годы трансформации была практически заново создана система хозяйственного законодательства, среда для развития бизнеса пока находится в процессе становления и далеко не все её параметры можно назвать благоприятными. Так, по качеству конкурентной среды, в итоге предопределяющему конкурентоспособность национальных хозяйствующих субъектов, в исследовании Всемирного банка в 2004-2006 годах (Doing business) Польша оказалась на 54-м месте среди 156 обследованных стран мира, пропустив вперёд почти все страны - новые члены ЕС (за исключением Слове-нии)3. При этом в стране сложились более благоприятные условия в отношении таких параметров бизнес-климата, как открытость экономики и "проницаемость" границ (34-е место), по уровню защиты инвесторов (22-е место), по от-лаженности процедур закрытия бизнеса (23-е место).

Проблемы и опасения, связанные с членством в ЕС

Вступление страны в ЕС (1 мая 2004 года) с формально-правовой точки зрения означало переход к этапу интеграции. После этого начала действовать законодательная система, адаптированная к нормативам ЕС, а та её часть, в которой правовые нормы определяются едиными для Содружества положениями, приобрела на территории Польши прямое действие. Одновременно для Польши

1 Polska 2004: Raport o stanie gospodarki. Warszawa, MGiP, 2004.

2 Statistics in Focus. Science and Technology, 2005, No. 9.

3 http://www.doingbusiness.org/ExploreEconomies/

стали обязательными и решения коллективных органов ЕС. Изменилась также система финансовых взаимоотношений Польши и Евросоюза: если раньше Польша лишь получала средства ЕС в виде прямой помощи для подготовки к вступлению, то теперь страна своими взносами участвует в формировании бюджета и фондов ЕС и в полном объёме может использовать выделяемые ей средства структурных фондов для повышения конкурентоспособности, обеспечения стабильного экономического развития и на этой основе сближения уровней развития национальной и среднеевропейской экономик.

Хотя степень открытости экономики Польши к моменту вступления была довольно высокой, и в экспертном сообществе, и в некоторых общественных слоях высказывались опасения, что этот шаг чреват для страны серьёзными опасностями. В частности, речь шла о возможной угрозе повышения цен до европейского уровня, о возможных последствиях квотирования экспорта польской, особенно сельскохозяйственной, продукции, о жёсткой конкуренции со стороны западного рынка, о банкротствах предприятий, увеличении безработицы и т.д.

Итоги социально-экономического развития страны в 2004-2005 годах свидетельствуют, что ситуация в стране не только не ухудшилась, но, напротив, наблюдается оживление экономики. Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, рост инвестиций и экспорта, некоторое снижение безработицы и другие позитивные процессы польские эксперты связывают как с эффектами от вступления в ЕС, так и улучшением экономической конъюнктуры в стране и на внешних рынках. Так, в 2004 году ВВП Польши увеличился на 5,4% (против 3,8 % в 2003 г.), а в 2005 году - на 3,2%. Эти показатели в два раза выше среднеевропейских темпов роста, соответственно в среднем по ЕС-25 в 2004 году - 2,4% и в 2005 - 1,6%.

Оживление в экономике и улучшение положения хозяйствующих субъектов оказали воздействие на рынок труда. Впервые за несколько последних лет в стране наметился рост численности занятых (почти на 130 тыс. человек, или на 1,3%). Одновременно несколько сократилась безработица: с 20,4% в I квартале 2004 года до 17,6% в IV квартале 2005-го. Рост численности занятых отмечался прежде всего в отраслях, где особенно высокими темпами рос экспорт в ЕС (производство автомобилей, бытовой техники, мебели), что свидетельствует о постепенных структурных изменениях на рынке труда.

В 2004-2005 годах была преодолена тенденция к снижению объёма капиталовложений: если в 2003 году они сократились на 0,2% , то в 2004 году уже возросли на 5,3%, а в 2005 году - на 7,8%. Инвестиционное оживление явилось прежде всего следствием благоприятной хозяйственной конъюнктуры и начала фазы экономического роста, и в меньшей степени - результатом вступления в ЕС.

Со вступлением в ЕС непосредственно связано оживление фондового рынка Польши. Рост доверия иностранных инвесторов, укрепление злотого относительно евро и доллара повысили заинтересованность инвесторов в приобретении акций польских предприятий и государственных ценных бумаг. Капитализация Варшавской биржи (ВБ) выросла в 2004 году до 33% ВВП против 20,6% в 2003 году. В 2005-м отмечался уже бурный рост капитализации биржи (почти на 46% при расчёте в злотых и на 53% - в евро), за один год доля Варшавской биржи в сово-

купной капитализации бирж стран ЕС возросла с 0,75% до 0,93%\

После значительного снижения объёма прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2001-2002 годах - они возросли с 6,42 млрд долларов в 2003 году почти до 8 млрд долларов в 2004 году, то есть на 23%, и составили 3,25% ВВП . В последние годы Польша активно использует возможности, открывающиеся с приходом на её рынок иностранных фирм и капиталов, для стимулирования развития экономики страны, расширения связей науки и бизнеса и налаживания комплексного сотрудничества между всеми инвесторами, с одной стороны, и инвесторами и государством - с другой.

Вступление в ЕС не принесло принципиальных изменений на валютном рынке страны. С апреля 2004 года по март 2005-го наблюдалось быстрое укрепление национальной валюты - злотого. За этот период злотый подорожал относительно евро на 18% и доллара - почти на 30%. Ощутимому укреплению злотого способствовали в первую очередь позитивные тенденции в экономике: рост ВВП и производительности труда, безопасный уровень отрицательного сальдо текущих платежей, а также снижение политических рисков.

Одним из наиболее часто высказывавшихся и имевших широкий социальный резонанс было опасение, что вступление в ЕС может привести к резкому скачку потребительских цен. Эти опасения подстегнули инфляционные ожидания населения, что вылилось в покупательский бум в первой половине 2004 года. В результате в целом за год розничный товарооборот увеличился на 7,9%, в том числе реализация продовольственных товаров - на 7,3% и непродовольственных - на 10,5%, тогда как в 2001-2003 годах среднегодовые темпы роста розничного товарооборота составляли соответственно 3,7%, 3,8 и 3,9%. И хотя годовой показатель инфляции значительно превысил уровень предыдущего года (3,5% против 0,8%), однако он не вышел за заложенные в бюджетном плане рамки (2,5% ±1 п.п.). В 2005 году ситуация в этой сфере постепенно стабилизировалась: если в январе 2005 года по сравнению с декабрем 2004 рост цен составил 3,7%, то в декабре - уже лишь 0,7%, а в среднем за год - 2,1%.

Вступление в ЕС, хотя и дало некоторый импульс к повышению цен, не было единственным фактором этого роста. Факторами повышения цен стали прежде всего рост цен продовольствия на внутреннем рынке вследствие низких сборов основных сельскохозяйственных культур в 2003 году, снижения поголовья свиней, а также возросшего внешнего спроса на польское продовольствие, особенно на мясо, молоко и молочные продукты; инфляционные ожидания первой половины 2004 года; повышение НДС до среднеевропейского уровня (с 7 до 22%); рост мировых цен на энергоносители и ряд сырьевых товаров.

Завершение этапа адаптации в Польше сопровождалось ростом несбалансированности публичных финансов. Эта проблема, как показывает опыт трансформации, стоит и в других странах ЦВЕ и связана как с собственно трудностями системных изменений в народном хозяйстве, так и со сложностями реформирования государственных бюджетных систем, взаимоотношений бюдже-

1 Kachniewski M. Polski rynek kapitalowy w dwa lata po wejsciu Polski do Unii Europejskiej. Komisja Papierow Wartosciowych i Gield, 26 kwietnia 2006.

2 Polska 2005: Raport o stanie Gospodarki. Warszawa, MGiP, 2005.

тов различных уровней государственных администраций, а также со многими другими нерешёнными вопросами.

После непродолжительного периода относительной сбалансированности, когда показатели дефицитности финансовой системы в Польше укладывались в маастрихтские критерии (3% ВВП), в начале текущего десятилетия ситуация в стране начала ухудшаться. В 1999 и 2000 годах дефицит составлял (-) 3,1 и (-) 2,9% ВВП; в 2001 году произошло скачкообразное его увеличение до (-) 5,0% и в 2002-м (-) 5,9% ВВП; в 2004-2005 годах его удалось несколько сократить соответственно до 4,7 и 3,4% ВВП. Однако эти показатели по-прежнему значительно превышают международные критерии безопасности1 , что свидетельствует о серьёзном дисбалансе в системе. Особое беспокойство экспертов вызывает тот факт, что начиная с 2000 года бюджет имеет отрицательное первичное сальдо, рассчитываемое без учёта затрат на обслуживание публичного долга.

Углубление несбалансированности публичных финансов в Польше связано со снижением средних темпов экономического роста и соответственно сокращением бюджетных поступлений. Сократились и поступления от налогообложения доходов физических и юридических лиц, что было связано с реформой системы налогообложения, преследовавшей цель снижения налоговой нагрузки на предпринимателей. Кроме того, нарастание дефицита объяснялось тем, что в доходную часть бюджета перестали включать доходы от приватизации.

Причины нарастания несбалансированности публичных финансов в Польше обусловлены прежде всего ростом расходов социального характера. Так, в 2004 году на статьи, связанные с собственно социальной защитой населения, приходилась значительная часть бюджетных расходов (17,4% ВВП), а в 2005 году их доля возросла до 18,5% ВВП. Кроме того, за счёт публичных средств поддерживается проведение "дорогих" реформ социальной сферы - пенсионного и медицинского обеспечения, которые начали реализовываться в Польше с 1999 года. Дополнительной нагрузкой на публичные финансы стало проведение в стране реформы образования. Однако, признавая роль проводимых в Польше социальных реформ в углублении текущей несбалансированности публичных финансов, польские аналитики считают, что в средне- и особенно долгосрочной перспективе эти реформы станут источником стабилизации финансовой системы страны.

Высокая социальная нагрузка на бюджетную систему характерна для всех европейских стран. Так, в среднем по ЕС-25 в 2003 году на эти цели было предназначено 65% расходов, в Польше же - 67%. Значительную долю в них составляли расходы на социальное страхование и социальную защиту: в среднем по странам ЕС -40%, а в Польше - 44%. Существенную роль играют также расходы на образование (в ЕС - 11%, а в Польше - 13%) и здравоохранение (14 и 10% соответственно)2.

Значительные государственные средства поглощает поддержание на плаву неприватизированных предприятий отраслей добывающей промышленности и транспорта. На хозяйственные цели в современной Польше расходуется 7,4% публичных средств (в среднем по ЕС - 8,7%). Величина расходов на функцио-

1 Ustawa ЬЫге1о-№а па гак 2006, Ша8а^еше. МБ. Warszawa 2005.

2 Polarczyk К. Budzet panstwa w finansach publicznych. Polska м йе ¡ппусЬ kraj6w. Kancelaria Sejma ИР; Bi6ro Studi6w i Ekspertyz. Informacja пг 1172 (1Р-1080), 2005.

нирование государственных институтов (18% расходов) в Польше примерно соответствует среднеевропейскому уровню (21%)1. Преобладающую часть бюджетных расходов (по оценкам, около 71%), таким образом, представляют собой жёсткие расходы, которые с трудом поддаются сокращению в процессе упорядочения системы публичных финансов.

В 2004 году в госбюджете Польши, как и других стран - новых членов ЕС, появляется статья "Ежегодный взнос в бюджет ЕС". Первоначальный взнос Польши составил более 1 млрд евро, в 2005 году он возрос примерно до 2,5 млрд евро, а в 2006 году достигнет 4-х миллиардов.

В связи с членством в ЕС государственный бюджет обязан осуществить авансовое финансирование части мероприятий, предусмотренных к реализации с привлечением средств структурных фондов. И хотя эти средства подлежат по закону возвращению в бюджет, из-за значительного разрыва во времени задача балансирования расходов и доходов осложняется. Кроме того, значительная часть средств, поступающих по линии структурных фондов, реализуется органами местного самоуправления для решения проблем регионального развития. В этом случае национальная квота финансирования проектов покрывается непосредственно за счёт публичных средств2. Совокупные расходы из госбюджета, связанные с членством Польши в ЕС, возросли в 2005 году по сравнению с 2004-м на 20% и составили около 4 млрд евро, а их доля в совокупных расходах достигла примерно 6,5%.

Со вступлением Польши в ЕС общее финансовое состояние государства улучшилось, что связано с поступлением средств из структурных фондов ЕС. Благодаря высокой степени институциональной подготовленности к получению и освоению выделяемых средств Польша стала седьмой среди стран ЕС и одним из крупнейших среди новых членов ЕС получателей этих средств. При этом совокупное положительное для Польши сальдо расчётов с ЕС составило в 2004-2005 годах примерно по 1,5 млрд евро в год.

Объём средств, поступающих в Польшу по линии различных фондов ЕС, выглядит внушительно. Польша получала средства из фондов ЕС ещё на этапе подготовки к вступлению. Так, в рамках программы ФАРЕ в Польшу было инвестировано 3,9 млрд евро, по программе САПАРД - 1,1 млрд евро и ИСПА - 1 млрд евро, то есть - 6 млрд евро. После вступления расширились возможности Польши в получении финансовой помощи от ЕС. В 2004-2006 годах по линии структурных фондов будет выделен 8631 млн евро. Ожидается, что уже в 2005-2006 годах объём поступающих в Польшу средств ЕС будет эквивалентен примерно 2% ВВП. В 2005 году Польша получила из бюджета ЕС 3,9 млрд евро (в том числе 20% за счёт средств структурных фондов) и внесла в него около 2,5 млрд евро. За 20072013 годы, по прогнозам экспертов, поступления составят около 120 млрд евро.

Польские предприниматели готовы активно использовать средства из фондов ЕС; более того, спрос на них стабильно превышает объёмы финансирования

1 ша.

2 Лааш1ее I 2оЬст^2аша i -№уаа1к1 гт^апе z funduszami 81гик1ига1пуш1, Funduszem Бро^щова i Inicjatywami wsp61notowymi. Бш1е!уп Studiow i Ekspertyz Sejmu ЯР. 2005 Ыогшаф пг 1171 (1Р-108С)

совместных программ. Так, уже к началу октября 2005 года спрос на финансирование более чем на 40% превысил объём средств, предусмотренных в структурных фондах для Польши на весь период 2004-2006 годов. Наиболее высокий спрос "потребители" предъявляли на средства, выделяемые по программам повышения конкурентоспособности (208,4% от совокупного объёма выделенных средств) и развития регионов (178,4%).

Ограничение расходов публичных средств и прежде всего изменение структуры этих расходов становится необходимым в связи с постоянным нарастанием в последние годы совокупной задолженности государства: с 39,7% ВВП в 2001 году до 48,4% в 2004-м (без учёта гарантий государства по кредитам предприятий). По маастрихтским соглашениям допустимой является задолженность на уровне до 60% ВВП. В этой сфере ситуация в Польше не выглядит катастрофической, однако сам по себе рост задолженности внушает определённые опасения, поскольку только в 2004 году совокупный долг страны увеличился примерно на 16,3%. Финансирование публичного долга осуществляется преимущественно неинфляционными методами, то есть путём выпуска государственных ценных бумаг и ценных бумаг местных органов власти.

Внешняя задолженность Польши в конце 2004 года составила около 94 млрд евро, причем на долг собственно государства приходится свыше 43% этой суммы, на долги предприятий - 44,6%, банков - 10,6%, и на задолженность Центрального банка Польши - около 1,5%1.

Большую часть внешней задолженности предприятий (38,4%) составляют банковские кредиты. Кредиты предприятиям предоставляются в основном прямыми иностранными инвесторами - материнскими фирмами. Поэтому высокая внешняя задолженность предприятий в настоящее время не представляет серьёзной опасности для государственных финансов, поскольку значительная её часть приходится на кредитоспособные предприятия, занимающие прочные позиции на внутреннем и внешних финансовых рынках. Большая часть этих предприятий работает в динамично развивающихся отраслях - телекоммуникационной, нефтеперерабатывающей и транспортной.

Несбалансированность публичных финансов страны непосредственно связана с дефицитностью баланса текущих платежей. Однако в последние годы ситуация в этой сфере постепенно нормализуется: после 1999 года, когда сложился почти катастрофический уровень дисбаланса (-7,5%), наблюдается заметное снижение дефицита текущих платежей (до -1,6% ВВП в 2005 году)2. Уменьшение дефицитности баланса текущих платежей свидетельствует о постепенном смягчении внутренней несбалансированности финансовой системы страны. Поступление средств из фондов ЕС с точки зрения формального статистического учёта увеличивает дефицит платежного баланса. Так, в 2004 году с учётом средств ЕС он достиг 4,2% ВВП. Однако с точки зрения народнохозяйственной эффективности эти средства, несомненно, следует считать существенным дополнительным фактором экономического роста.

1 Ibid.

2 Polska 2004: Raport o stanie gospodarki. MGiP. Warszawa, 2004; GUS - Komunikaty.

February 14, 2005.

В последние годы положительную роль в смягчении финансовой и экономической несбалансированности играет динамично развивающийся экспорт. Ещё накануне вступления в ЕС высказывались серьёзные опасения относительно конкурентоспособности польской продукции на мировых рынках и, соответственно, возможного сокращения объёмов экспорта. Практика показала, что открытие границ и ликвидация таможенных барьеров облегчили польским производителям и экспортёрам доступ на рынки стран ЕС, а также привели к снижению торговых и транспортных издержек.

Уже первые годы членства Польши в ЕС показали, что вопреки опасениям польский экспорт во все группы стран растёт высокими темпами. Объём экспорта, рассчитываемый в долларах, увеличился в 2004 году на 37,7% (в 2005 г. - 21,1%), а в евро - на 25,6% (19,6%). В 2004 году темпы роста экспорта в 2,2 раза превысили средний показатель за 2001-2003 годы (при расчёте в евро).

В польском экспорте растёт доля современной, технологически продвинутой продукции (в частности, автомобилей и запасных частей к ним, электроники, бытовой техники, мебели и некоторых других). Так, в 1994-2005 годах доля этой товарной группы в общем объёме польского экспорта возросла с 19,7% до 41%. Особенно динамично рос экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров (овощи, фрукты, говядина, мясо птицы, молочные продукты), в результате чего торговое сальдо в этой товарной группе впервые за многие годы стало положительным. В основе высокой динамики экспорта этих товаров лежат их высокое качество и конкурентная цена.

В 2004 году на рынках стран ЕС было реализовано почти 80% польской экспортной продукции; на эти страны пришлось около 68% совокупного импорта. Весьма примечателен факт беспрецедентного роста в новых условиях польского экспорта в Россию (на 89% в 2004 году и на 25% в 2005 году), объём которого впервые превысил уровень 1997 года, то есть года, предшествовавшего российскому кризису. Под влиянием вступления в ЕС, а также изменений спроса на российском внутреннем рынке произошли заметные изменения в структуре польского экспорта в Россию: поставки машин и оборудования вышли на первое место (около 27% от общего объёма экспорта). Одновременно существенно (на 40%) увеличился экспорт в Россию сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Опасения, которые высказывались в России относительно ухудшения условий доступа на польский рынок, оказались сильно преувеличенными. На сегодня 91,5% общего объёма российского экспорта в Польшу (в том числе нефти и газа) не облагается таможенными пошлинами. После вступления Польши в ЕС остались неизменными таможенные тарифы товаров, составляющих подавляющую часть (83,5%) объёма российского экспорта в Польшу. На 11,5% общего объёма экспортных поставок тарифы таможенных пошлин были снижены, и лишь на 5% поставок тарифы возросли. В настоящее время антидемпинговые процедуры распространяются менее чем на 1% валового импорта Польши из России.

На протяжении всего периода подготовки к вступлению в ЕС польские специалисты высказывали тревогу, что полное открытие внутреннего рынка приведёт к резкому усилению конкуренции со стороны западных фирм (то есть негативно скажется на положении польских предприятий), к вытеснению национального производителя с внутреннего рынка и перенасыщению этого рынка импортными товарами.

Однако многие фирмы смогли продемонстрировать вполне приемлемый уровень конкурентоспособности на внешнем рынке, поскольку, по оценкам Министерства экономики РП, в период подготовки к вступлению в ЕС конкуренция польской продукции с продукцией фирм ЕС стала импульсом к модернизации и повышению инновационности польских фирм и способствовала снижению издержек производства.

Опрос, проведённый среди руководителей 500 крупнейших польских предприятий в 2004 году, показал, что они оценивали этот год как наиболее удачный в истории страны. На этих предприятиях значительно возрос объём продукции, реализованной как на внутреннем, так и на внешнем (в основном европейском) рынке. Более половины этих предприятий начали в 2004 году новые инвестиционные программы, а часть фирм запланировала их на 2005 год. Многие фирмы заявили о внедрении инноваций, к чему их вынудила усилившаяся конкуренция. Часть фирм увеличила занятость. Всё это свидетельствует о том, что крупнейшие польские предприятия чувствуют себя на едином европейском рынке вполне уверенно. Аналогичные результаты были получены в ходе опроса руководителей 100 предприятий, проводившегося по инициативе Комитета европейской интеграции, с целью выяснить, как изменилось положение польских предприятий после 1 мая 2004 года. Из всех опрошенных 84% заявили, что после вступления они не испытывали трудностей в реализации продукции на едином рынке ЕС; 48% фирм указывало на то, что унификация и стандартизация норм на едином рынке "очень выгодна" или "скорее выгодна" для их деятельности; 49% фирм считают, что баланс членства в ЕС для них однозначно выгоден, и лишь 19% - что он скорее или абсолютно невыгоден.

Много дебатов вызывало опасение, высказывавшееся со стороны старых членов ЕС, что приток трудовых мигрантов из новых членов разрушит рынки рабочей силы ЕС-15 и подорвёт стабильность их систем социального обеспечения. Однако вопреки ожиданиям открытие рынков труда не привело к широкомасштабной трудовой миграции. В Польше она сдерживалась недостаточным уровнем квалификации, слабым владением иностранными языками и знакомством с культурными традициями принимающих стран, а также спецификой спроса на труд в Польше.

Дело в том, что безработица в Польше носит в основном структурный характер, и лица, не имеющие возможности трудоустроиться в стране, не могут найти работу и в странах ЕС-15. Те же категории занятых, которые востребованы на рынках ЕС, в Польше также обеспечены рабочими местами. Опросы, проведённые спустя год после вступления страны в ЕС, показали, что лишь 22% опрошенных были заинтересованы в трудоустройстве в странах "старого" ЕС. По оценкам Министерства экономики РП, специфика свободной рабочей силы в Польше, с одной стороны, и спроса на трудовые ресурсы в ЕС-15 - с другой такова, что для поляков наиболее приемлема сезонная работа за границей. Объём такой трудовой миграции в 2004 году хотя и возрос, не может существенно повлиять на ситуацию на внутреннем рынке. Так, например, в 2004 году на сезонные работы в Германию выезжало примерно 324 тыс. поляков, значительное число трудовых мигрантов нашли работу в Великобритании, Ирландии, Италии, Голландии, Норвегии и Испании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественной группой, которая больше всего опасалась негативных последст-

вий вступления в ЕС и которая активнее других общественных групп выступала против него, были крестьяне. Однако на практике именно они и выиграли больше всех, что выразилось в росте их доходов. Он был связан, в первую очередь, с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию. Распространение норм единой аграрной политики на производителей в сельском хозяйстве в Польше привело к росту цен на основные виды продукции (зерно, сахар, молоко). Повышение цен на эту продукцию на внутреннем рынке было связано также с заметным ростом спроса на продовольственные товары из Польши на внешнем рынке. Введение прямых форм поддержки производителя, улучшение условий функционирования на рынке сельскохозяйственной продукции также помогали быстрому росту доходов товарных крестьянских хозяйств. Повышению их доходности способствовало также выделение из фонда САППАРД средств на приобретение сельскохозяйственных машин (обычно хозяйствам оплачивается половина стоимости приобретённой новой техники). В 2004 году на эти цели было выделено 172 млн евро; финансирование за счёт средств САППАРД продолжилось и в 2005, и в 2006 году.

Рост доходов крестьян связан также с тем, что на них распространена система прямых доплат и доплат на поддержание сельскохозяйственной деятельности на территориях с неблагоприятными условиями хозяйствования. В 2004 году доплаты из фондов ЕС на одно хозяйство в среднем составили 3,7 тыс. злотых (около 1 тыс. долл.). Уровень этих доплат в Польше составлял в среднем 55% от выплачиваемых в странах ЕС, тогда как первоначально предполагалось, что он составит только 25%. Ожидается, что эти выплаты достигнут в 2006 году 65% уровня доплат в ЕС. Кроме того, польское сельское хозяйство получает из фондов ЕС финансовую поддержку для хозяйств молодых крестьян, на цели реструктуризации и модернизации продовольственного сектора и для развития инфраструктуры.

Владельцы хозяйств, расположенных в зонах с неблагоприятными условиями хозяйствования (а такие земли в Польше составляют примерно половину всех сельскохозяйственных угодий), получают дополнительные выплаты. Кроме того, в 2004-2006 годах в соответствии с отраслевой оперативной программой "Реструктуризация и модернизация продовольственного сектора и развитие сельских территорий" владельцы хозяйств получили поддержку в размере 1,8 млрд евро. На реализацию плана развития сельской местности в этот же период предусмотрено более 3,6 млрд евро, в том числе из фондов ЕС - 2,9 млрд евро.

Крестьяне получили возможность пользоваться финансируемыми за счёт средств ЕС так называемыми структурными текущими пособиями, предполагающими возможность выхода на пенсию по достижении 55 лет при условии передачи хозяйства более молодому наследнику. На эти цели в 2004-2006 годах из фондов ЕС выделено 640 млн евро. Величина пособия колеблется от 324 до 678 долл. (от 1181 до 2475 злотых), то есть она в 2-4,4 раза превышает размер минимальной пенсии в сельском хозяйстве. В 2004 году такими пособиями воспользовалась 21 тыс., а в 2005-м - уже 32 тыс. польских крестьян. Программа выплаты структурных текущих пособий призвана стимулировать сельскохозяйственное производство, повысить жизнеспособность крестьянских хозяйств, а также обеспечить крестьянам достаточные доходы после прекращения ими трудовой деятельности.

В Польше по-прежнему преобладают малотоварные и низкопроизводительные хозяйства: в конце 1990-х годов производительность труда французского крестьянина была в 13,6 раза, немецкого - в 20,4 раза, английского - в 18,2 раза, греческого - в 8,2 раза, испанского - в 6,9 раз выше, чем польского крестьянина. Один занятый в сельском хозяйстве кормил в Польше девять, а в ЕЭС - 38 человек1. В преодолении этого отставания значительную роль могут сыграть средства структурных фондов ЕС. Только в 2006 году на поддержку развития сельского хозяйства Польши будет направлено 4,6% общего объёма финансовой помощи для страны2.

Перспективы интеграции Польши в ЕС

Вступление страны в ЕС в мае 2004 года - это лишь начало продолжительного и многоступенчатого процесса создания современной экономической системы в Польше, на основе которой завершится уже не формально-правовая, а фактическая интеграция страны в общеевропейскую экономику. Подключение к процессам европейской интеграции открывает перед РП возможность перехода к новому этапу развития, в ходе которого произойдёт активное включение в общеевропейский воспроизводственный процесс и принципиальное повышение конкурентоспособности страны, подтягивание объёма ВВП в расчёте на душу населения до среднеевропейского уровня, а на этой основе - достижение европейских стандартов уровня жизни населения.

Реализуемая в Польше перестройка экономического механизма и углубление либерализации экономики отвечают принципам лиссабонской стратегии (2000 года), которая охватывает проблематику от реформы публичных финансов, рынка труда и социальной помощи до завершения структурных реформ и формирования полнокровной рыночной системы управления экономикой.

На пути "догоняющего" развития Польша имеет существенные преимущества, поскольку (а) она может опираться на опыт и помощь ЕС, (б) она находится в стадии глубокого реформирования своей экономической и политической системы и потому процесс интеграции в европейскую систему будет развиваться не слишком болезненно и (в) Польша способна формулировать свою позицию по предлагаемым изменениям и исходя из своих внутренних условий, нерешённых проблем и текущих задач, она определяет приоритеты и последовательность действий. Практика показывает, что Польша не только формулирует свои национальные интересы, но и отстаивает их и в Совете Европы, и в Евро-комиссии, и других руководящих органах ЕС, выступает с имеющими общеевропейское значение инициативами (например, в 2006 году с предложением о разработке единой энергетической политики стран ЕС).

Лиссабонская стратегия предполагает разработку во всех странах ЕС национальных программ реформ (National Reform Programes), в которых каждая страна определяет собственную стратегию реализации общеевропейских целей

1 Konkurencyjnosc gospodarki Polski w dobie integracji z Uni^. Europejsk^. i globalizacji. W-wa, 2000, cz. II. s. 225; Правила игры, 1994, № 3. С. 96.

2 Biuletyn informacyjny. Ministerstwo Rolnictwa i Rozwoju Wsi, Agencja Restrukturyzacji i Modernizacji Rolnictwa. 2006, Nr 1-2/(102).

и принципов, а также национальные приоритеты1. Таким образом, новые члены ЕС, в том числе и Польша, получили возможность подключения своих программ реформирования государства и экономики к лиссабонскому процессу. Основные положения лиссабонской стратегии были учтены при разработке в Польше как национального плана реформ (2004-2006), так и национальных планов развития2 на 2004-2006 годы и 2007-2013 годы .

На сегодняшний день интеграция в ЕС и необходимость придерживаться стратегии и тактики Евросоюза не вызывает сомнений ни у властных структур, ни в предпринимательской среде, ни у большинства граждан страны. Дискуссии разворачиваются относительно последовательности и методов решения национальных проблем. Социологические исследования показывают, что с течением времени число сторонников европейской интеграции возрастает.

а А А

Подводя итог, можно констатировать, что в долгосрочной перспективе членство в ЕС создаёт для Польши возможности принципиального повышения международной конкурентоспособности экономики и уменьшения отставания от более развитых стран ЕС. Действующие в ЕС инструменты интеграции позволяют обеспечить повышение эффективности хозяйствования в странах, а совместные программы развития и структурные фонды поддерживают эти процессы. Однако помощь Евросоюза может быть лишь дополнением и стимулом, но не может заменить внутренних интеллектуальных и инновационных усилий, предпринимательской активности в стране, интенсификации процесса накопления национального капитала.

1 Министерство экономики труда РП подготовило и опубликовало национальную программу реформ на 2005-2008 гг. Krajowy Program Reform na lata 2005-2008. Warszawa, 2005.

В 2005 г. был принят закон о порядке и принципах разработки национальных планов развития. Ustawa z dnia 20 kwietnia 2004 o Narodowym Planie Rozwoju (Dz.U. Nr 116, poz. 1206 oraz z 2005 Nr 90, poz. 759).

3 Окончательный вариант Национального плана развития на 2004-2006 гг. (Narodowy Plan Rozwoju na lata 2004-2006) принят в 2004 г.

http://www.funduszestrukturalne.gov.pl/Wiadomosci/Narodowy+Plan+Rozwoiu/

4 Narodowy Plan Rozwoju 2007-2013. www.npr.gov.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.