ПОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ВЫБРАННЫХ ПРАВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ПОЛЬШЕ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
К. Женготаа
а Варминьско-Мазурский университет в Ольштыне, 10-719, Польша, Ольштын, ул. М. Очаповскего, 2.
Поступила в редакцию 28.05.2019 г. doi: 10.5922/2079-8555-2019-3-7 © Женгота К., 2019
Одним из важных элементов общественного дискурса являются программы, подготовленные политическими партиями. Цель статьи — представление результатов исследований в области определения места России и польско-российских отношений в программах основных правых политических партий, действующих в Польше. Автор пытался также сделать обзор политических программ с точки зрения их специфики, внутренней структуры и характера содержащихся в них требований. В результате проведения контент-анализа было установлено, что отношения с Российской Федерацией выступают неотъемлемой частью программ большинства правых политических партий. Качественный анализ позволил выделить правые партии, предлагающие уверенную и рассудительную политику в отношении России, партии, высказывающиеся о России нейтрально, и партии, предлагающие улучшение и прагматизацию двусторонних отношений. Важными выводами качественного анализа также представляются четко определенное влияние международных событий на программы политических партий и утверждение, что правые группировки, рассматриваемые в польском политическом дискурсе как пророссийские (например, «Национальное возрождение Польши» или «Национально-радикальный лагерь»), либо по сути такими не являются, либо российская проблематика составляет в их программах незначительную часть.
Ключевые слова:
Польша, политические программы, правые политические партии, польско-российские отношения
Введение
Основным источником и вдохновением общественного дискурса, относящегося к проблематике внутренней и международной политики государств, являются политические программы, сформулированные как в виде официальных документов, так и следующие из прагматики деятельности политических партий и их представителей. Политические программы — это выражение взглядов партий и их избирателей. С другой стороны, это основа политической конкуренции,
Для цитирования: Женгота К. Польско-российские отношения в программах выбранных правых политических партий в Польше. Количественный и качественный анализ // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 3. С. 125-141. doi: 10.5922/2079-8555-2019-3-7
БАЛТИЙСКИЙРЕГИОН ► 2019 ► Т.11 ► №3
происходящей между отдельными группами как в ходе избирательных кампаний, так и в периоды между выборами. Как отмечают ученые, политическая действительность генерирует значительное количество исследовательского материала, касающегося взглядов и программ политических партий, который становится потенциальным предметом политологических исследований и прямо или косвенно может быть источником информации о программах политических партий. Сформулированные политические программы, подготовленные, например, во время избирательных кампаний, представляют собой наиболее ощутимый и конкретный источник информации о политических взглядах и идеях, представленных отдельными группами, а также источник сравнительных анализов в политологических исследованиях [1, s. 41—42].
Политическая программа в научной литературе определяется как согласованный набор целей и планов политических партий и групп, главной целью которых является убеждение избирателей, а затем завоевание и удержание власти [2, s. 349]. Согласно интерпретации М. Хмая, политические программы выражают политические, экономические и идеологические интересы, адаптируя определенные политические доктрины для текущей ситуации и текущих ожиданий избирателей [3, s. 18]. В свою очередь, Д. Робертсон описывает политическую (партийную) программу как группу целей, которые партия предполагает реализовать после прихода к власти. Такой подход сужает значение политической программы только до инструментального в сущности использования оглашаемых требований для победы на выборах [4, s. 361; 5, s. 91]. Схоже интерпретирует политическую программу И. В. Смирнова, которая отмечает, что целью программы любой политической партии выступает обращение к избирателям и критика постулатов других партий, а в результате — приход к власти [6, с. 271].
Похожим термином является понятие предвыборной программы, которая интерпретируется как совокупность требований и планов политических партий, подготовленных для проведения избирательной кампании. Она обычно принимает форму документа, принятого компетентными партийными органами, цель которого — формулирование постулатов партии, предусмотренных для реализации в случае достижения власти. Избирательная программа, по крайней мере в заявлениях политиков, может быть своеобразным контрактом между партией и ее избирателями, обязывающим партию реализовать постулаты в обмен на голоса избирателей [7, s. 62]. По мнению З. М. Зотовой, предвыборная программа — это развернутый документ, определяющий политический курс, цели и задачи кандидата или партии, а также методы и способы реализации этих целей [8, с. 11].
Роль и значение программ партий и политических групп подчеркивает ряд исследователей, отметив при этом, что программы во все меньшей степени отражают взгляды и идеи, близкие избирателям, голосующим за отдельные партии18. С точки зрения П. Мэйра, современная либеральная демократия характеризуется отдалением политических партий от граждан таким образом, что программы партий во все меньшей степени отвечают социальным ожиданиям и все реже выражают взгляды избирателей [9, s. 361—367]. В этом контексте избирательный процесс все чаще заключается в инструментальном голосовании, то есть таком, целью которого является в основном выявление парламентского большинства и правительства, а не представление взглядов избирателей. Все еще можно наблюдать регресс значения экспрессивного голосования, основная цель которого — возможность выражения мнений избирателей посредством политических партий [7, s. 63].
18 См. обзор взглядов, который сделал М. Тырала [7, 8. 63—64].
Столь же критически о программах политических партий и их влиянии на начатые политические действия высказываются и другие исследователи. Я. Рачиборски отмечает, что в польской политической реальности партии распространяют свои программы не для их реализации, а в первую очередь для победы на выборах [10, 8. 208]. При этом стоит отметить, что в польской партийной системе разделение на «левых» и «правых» довольно условное и главным образом связано с историческими обстоятельствами и принятыми идеологическими принципами, что также искажает дискурс о программных концепциях отдельных партий [7, 8. 64]. Это оказало существенное влияние на выбор правых политических партий, рассматриваемых в настоящем исследовании.
Несмотря на критическое отношение ряда исследователей к важности политических программ для формирования политической действительности, следует подчеркнуть, что программы по-прежнему представляют собой основной источник знаний о намерениях, планах политических партий и предпосылку, позволяющую прогнозировать политические действия, предпринятые данной партией после прихода к власти (или получения влияния на нее). Они также выступают основным источником идентификации избирателей с политической партией. В оценке Г. Китшельта политические партии представляют собой своеобразные сообщества идей, которые позволяют избирателям приравниваться к ним и делать обоснованные политические выборы. Важным здесь является уровень согласованности программы политической партии с идеями, которые близки избирателям. Высокий уровень сплоченности позволяет улучшить связь партии с избирателями и представить в деятельности партий реальные политические убеждения граждан [11; 7, 8. 63].
Важность политических программ в качестве источника информации о потенциальных и реальных действиях политических партий также подчеркивают другие исследователи. Я. Бадж утверждает, что политические программы — это ключевые документы, позволяющие восстановить глобальное видение общественного и экономического порядка, предлагаемого данной партией. Это важный источник информации, потому что программы являются сформулированными документами, прошедшими конкретную процедуру утверждения руководством партии. В этом контексте политические программы следует рассматривать как своеобразный мост между партиями и их избирателями, а также как основной фактор дифференциации предложений отдельных партий [12; 13, р. XVI; 1, 8. 42]. Т. Рэпли подчеркивает роль документальных политических программ, отражающих изменения в публичном дискурсе как с точки зрения его интенсивности, так и тематики. Программные документы могут быть основой сравнительных исследований относительно изменений вопросов, затронутых в общественной жизни, а также проверки достоверности отдельных партий путем сравнения их программ с действиями, предпринятыми уже после прихода к власти [14, 8. 37—48].
Методология исследования
Указанные выше аргументы побудили автора попытаться оценить роль и важность политических программ отдельных правых политических групп, участвующих в польском общественном дискурсе, с точки зрения места России во внешней экономической политике и безопасности Польши. Целью данной статьи было представление результатов исследований в области определения роли России и
российско-польских отношений в программах политических групп, действующих в Польше, представляющих правую сторону политической сцены. Стоит подчеркнуть, что российская тематика появляется в программах польских политических партий в трех основных тематических областях: обусловленность польской внешней политики и безопасности, европейская политика и проблемы, стоящие перед евроатлантической интеграцией, и торговые отношения Польши с Востоком. Таким образом, русская проблематика рассматривалась как элемент более широкого контекста постулатов и программных заявлений, находящихся в программах отдельных партий. С этой точкой зрения был проведен сравнительный анализ программ различных политических партий. Автор решил сосредоточиться на программах правых партий, потому что в последние годы именно они представляют важные программные требования, относящиеся по существу к изменению двусторонних политических отношений с Российской Федерацией, а российская проблематика часто является значительным элементом, выделяющим ультраправые партии на польской политической сцене1.
Были поставлены следующие исследовательские вопросы: какое место в программах политических партий занимают отношения с Россией? Как часто эта проблематика появляется в программах партий? Как эта тематика отличает отдельные правые партии? Влияли ли на программы политических партий внутренние (рост соперничества партий, изменение экономической и социальной ситуации в Польше) и внешние факторы (рост значения России на международной арене, обострение отношений ЕС — Россия и НАТО — Россия) и каким образом?
В ходе изучения программ правых политических партий с точки зрения отношений с Россией применялся смешанный, количественный и качественный анализ документов, являющийся основой методологического исследования [18, s. 98 — 104]. Главной предпосылкой для такого подхода был характер указанных ранее целей и исследовательских вопросов: в первую очередь они касаются частоты, а во вторую — областей возникновения русской проблематики в партийных программах. В этом случае используется основное преимущество смешанного метода, это возможность нейтрализации существенных ограничений количественного и качественного подходов2. В рамках исследования был проведен контент-анализ содержания предвыборных программ партии в контексте отношений с Россией. С помощью контент-анализа можно анализировать такие элементы содержания политических программ, как официальные объявления предвыборных программ, декларации по-
1 Намерением автора был анализ значения отношений с Россией в программах правых политических партий, а не идентификация распределения программ политических партий в соответствии с классическим разделением «левые — правые». Поэтому не была применена методика, разработанная Я. Баджом и Д. Робертсоном в рамках действующего с 1989 года Comparative Manifesto Project (CMP). Более подробно на эту тему см.: [1, s. 44—45]. Аналогичная методология использовалась в работе, касающейся других политических партий в Польше (см.: [15, s. 157—183]). Также ученые указывают на методологию исследования политических партий, содержащуюся в проекте Manifesto (The Manifesto Data Collection) [16; 17, c. 80—81].
2 Одной из предпосылок использования смешанного метода является, среди прочего, необходимость принятия во внимание эксплорации, то есть действия по применению результатов количественного анализа для качественных исследований. В ходе исследования сначала указывается частота появления российских вопросов в программах партий правых, а затем акцент делается на качественном анализе только в отношении тех партийных программ, в которых присутствует российская проблематика (см.: [15, s. 163]).
литических лидеров. Предметом анализа в данной статье были частота и характер политических деклараций, касающихся российской проблематики, во внутренней и внешней политике Польши.
В исследовании также применен сравнительный анализ. Этот метод позволяет сравнивать силу и частоту возникновения явлений и процессов, что приводит к установлению сходств и различий между ними. Чаще всего сравнительный анализ используется для изучения явлений с точки зрения качества [19, s. 125]. В данной статье осуществлено сравнение присутствия русской проблематики в программах правых политических партий и характера требований, касающихся отношений с Россией.
Основной задачей был также подбор политических партий, программных документов и определение временных рамок исследования. Главной предпосылкой было желание включить в исследование все значимые правые политические партии, имеющие своих представителей в Сейме, Сенате и Европейском парламенте3, при этом требование владения клубом или парламентским кругом не являлось преградой участия в исследовании4. Второй предпосылкой было получение результата выборов в Сейм, проведенных 25 октября 2015 года, на уровне минимум 3 %5. Вместе с тем кроме необходимости демонстрации разнообразия взглядов, касающихся взаимоотношений с Россией, было решено расширить каталог партий и добавить внепарламентарные группы, которые участвуют в публичном дискурсе6.
В исследовании принимались во внимание те политические партии, которые декларируют в своих программах одновременно привязанность к консервативным, национальным или католическим ценностям7. В то же время не использовались вышеупомянутые механизмы определения партийных программ с точки зрения разделения на правых и левых. В результате в исследовании были учтены следующие партии и группы правых (в части, касающейся количественного анализа): «Конгресс новой правицы» (Kongres Nowej Prawicy), «Кукиз'15» (Kukiz'15), «Национальное возрождение Польши» (Narodowe Odrodzenie Polski), «Национально-радикальный лагерь» (Oboz Narodowo-Radykalny), «Лагерь великой Польши»
3 Основана на документе «Перечень партий, включенных в реестр политических партий (на основании законных положений в вопросах о включении в реестр переданных Государственной избирательной комиссии Окружным судом в Варшаве в порядке, определенном ст. 15 Закона о политических партиях)» доступным на сайте Государственной Избирательной Комиссии. Цит. по: Wykaz partii wpisanych do ewidencji partii politycznych (na podstawie prawomocnych postanowien w sprawach o wpis do ewidencji przekazanych Panstwowej Komisji Wyborczej przez Sgd Okr^gowy w Warszawie w trybie okreslonym art. 15 ustawy o partiach politycznych). URL: http://pkw.gov.pl/322_Wykaz_partii_politycznych (дата обращения: 22.11.2018).
4 Были рассмотрены партии, которые имеют в течение срока полномочий Сейма и Сената в 2015—2019 годах по крайней мере одного парламентария, даже когда присутствие данной группы в Парламенте является следствием раскола в уже существующей партии, а не участия в выборах.
5 Obwieszczenie Panstwowej Komisji Wyborczej z dnia 27 pazdziernika 2015 r. o wynikach wyborow do Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej przeprowadzonych w dniu 25 pazdziernika 2015 r. Dz. U. z dnia 28 pazdziernika 2015 r. poz. 1731. URL: http://parlament2015.pkw.gov.pl/pliki/1446212096_ obwieszczenie_Sejm. pdf (дата обращения: 26.11.2018).
6 В исследовании учитывались также те политические группы, которые участвуют в общественной жизни, хотя и не имеют официального статуса политических партий.
7 По этой причине не рассматривается в исследовании «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska), которая определяется как партия с консервативно-либеральной программой.
(Oboz Wielkiej Polski), «Республиканская партия» (Partia Republikanska), «Соглашение» (Porozumienie), «Правица Речи Посполитой» (Prawica Rzeczypospolitej), «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwosc), «Движение 11 Ноября» (Ruch 11 Listopada), «Национальное движение» (Ruch Narodowy), «Солидарная Польша» (Solidarna Polska), «Союз реальной политики» (Unia Polityki Realnej), «Свободные и солидарные» (Wolni i Solidarni) и «Свобода» (Wolnosc).
В рамках исследования принимались во внимание официальные программные документы, доступные на веб-сайтах партии, тройственного типа: избирательные программы, подготовленные для избирательных кампаний, программные и идейные декларации, а также позиции по конкретным вопросам, связанным с проблематикой, указанной в исследовании. Были учтены программные документы, опубликованные в период 2014—2018 годов, а при отсутствии текущего документа — также предыдущие публикации. Такие временные рамки обоснованы, с одной стороны, тем, что с 2014 года были опубликованы программы партий перед парламентскими выборами, проходящими в октябре 2015 года. С другой — ряд партий и политических групп, охваченных исследованием, создали или сформулировали свои избирательные программы в 2016 — 2018 годах8, то есть перед выборами в органы местного самоуправления, проходящими осенью 2018 года. Это обосновывает такие широкие временные рамки исследования.
При анализе основное внимание было уделено объему отдельных программных документов. Применение контент-анализа касалось частоты появления русской проблематики в политических программах партий. В дальнейшем основное внимание уделяется качественному анализу относительно наличия вопросов отношений с Россией в следующих тематических областях: внешняя политика и безопасность, экономическая политика и социальные вопросы.
Частота возникновения русской проблематики в программах исследуемых партий
Русская проблематика возникает с разной частотой в программах отдельных правых партий и политических групп. В количественный анализ включено более 20 программных документов партий, участвующих в исследовании. Анализу была подвергнута частота возникновения русской проблематики согласно схеме, в соответствии с которой было обнаружено: 1) отсутствие упоминаний об отношениях с Россией; 2) малая частота — в случае появления русской проблематики по одному или двум вопросам; 3) средняя — в случае трех-пяти вопросов; 4) высокая — при возникновении этой проблематики по шести или более тематическим вопросам. В результате была создана шкала оценки частоты возникновения данной проблематики в программах партий, которая представлена в таблице 1.
8 Стоит упомянуть хотя бы «Республиканскую партию», создание которой было объявлено 20 сентября 2017 года (Powstaje Partia Republikanska. B^dzie wspoltworzyc Zjednoczong Prawic§. URL: http://wiadomosci.dziennik.pl/polityka/artykuly/558616,partia-republikanska-zjedn oczona-prawica-pis-siarkowska.html (дата обращения: 26.11.2018)).
Таблица 1
Частота возникновения вопросов отношений с Россией в программах партий и политических групп
Партия/группа Программный документ (год публикации, если применимо) Частота возникновения русской проблематики
«Конгресс Новой правицы» (Kongres Nowej Prawicy) «Программа "Конгресса Новой Правицы", «Политическое ABC» Низкая — 1 упоминание
«Кукиз'15» (Kukiz'15) «Стратегия изменений. Ты можешь, Польша!» (2015) Низкая — 2
«Национальное Возрождение Польши» (Narodowe Odrodzenie Polski) «Правила программы NOP», «Современный национализм» Низкая — 1
«Национально-радикальный лагерь» (Oboz Narodowo-Radykalrty) «Польша завтра. Идейная декларация "Национально-радикального лагеря"» Низкая — 2
«Лагерь великой Польши» (Oboz Wielkiej Polski) «Идейные основоположения»10 Низкая — 2
«Республиканская партия» (Partia Republikarska) «Заявление о создании "Республиканской партии"» (2017) Отсутствие упоминаний
«Соглашение» (Porozumierie) «Великая Польша в маленьком Евросоюзе. Манифест польского еврореализма» (2014), «Путь к богатству» (2014)11 Низкая — 2
«Правица Речи Посполитой» (Prawica Rzeczypospolitej) «Сильная Польша для цивилизации жизни» (2009) Низкая — 2
«Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwosc) «Здоровье, работа, семья. Программа "Права и справедливости"» (2014), «Думая: Польша» (2015) Высокая — 22
«Движение 11 Ноября» (Ruch 11 Listopada) «Консерватизм = антикоммунизм, то есть 3*Р — сильный паспорт, сильный кошелек, заряженный пистолет...» Отсутствие упоминаний
«Национальное движение» (Ruch Narodowy) «Суверенный народ в XXI веке» (2016) Высокая — 13
«Солидарная Польша» (Solidarrta Polska) «Европейский диалог "Солидарной Польши"» Отсутствие упоминаний
«Союз реальной политики» (Uria Polityki Realrej) «Идейная декларация», «Программа» Отсутствие упоминаний
«Свободные и солидарные» (Wolri i Solidarri) «Программные сигналы партии "Свободные и солидарные"» (2016) Отсутствие упоминаний
«Свобода» (Wolrosc) «Гордая, богатая Польша. Программа Партии КОРВиН» (2015)12, «Идейная декларация партии "Свобода"» (2016) Низкая — 2
Источник: собственная разработка на основе программных документов партий и политических групп.
Представленные результаты демонстрируют разную частоту появления проблематики отношений с Россией в программах правых политических групп. При этом следует обратить внимание на большое разнообразие программных документов, что, несомненно, влияет на результаты количественного анализа. Характерной особенностью здесь является сосуществование сложных политических программ, подготовленных, как правило, в контексте парламентских выборов и характеризующихся многоидейной структурой (например, «Право и справедливость», «Свобода», «Национальное движение»), а также документов с лаконичным характером (например, «Свободные и солидарные», «Конгресс новой правицы»), что затрудняет проведение количественного и сравнительного анализа.
Исследуемые партийные программы следует с точки зрения количественного анализа разделить на три основные группы. К первой необходимо отнести документы, в которых не рассматриваются вопросы отношений с Россией. Это в основном касается программных документов с лаконичной формой, где внешняя политика или международные экономические отношения представлены поверхностно. Вторая группа программ — документы с низкой или средней частотой возникновения русской проблематики. Она находится в контексте польской внешней политики, безопасности или отношений с Европейским союзом и НАТО. Третья группа документов — это программы с высокой частотой возникновения русской проблематики. Что характерно, вопросы отношений с Россией являются одним из ключевых элементов программы внешней политики и безопасности главной польской партии правых — «Право и справедливость». Это связано с тем, что эта партия в последние несколько лет дважды была у власти, что, вероятно, вызвало большую ответственность за политическую программу и необходимость ответить на все детерминанты внешней политики, а также с тем, что программные документы, подготовленные «Правом и справедливостью», были самыми обширными.91011
Количественный анализ привел к еще двум важным наблюдениям. Во-первых, в программах большинства правых политических групп, которые в результате парламентских выборов в 2015 году получили мандаты в парламенте («Право и справедливость», «Соглашение», «Национальное движение»), российская проблематика присутствует в той или иной степени, что заставляет предположить, что она составляет важный элемент постулатов, касающихся, в частности, направлений внешней политики. Во-вторых, несмотря на наличие популярных мнений, в программах партий крайне правых, которые одновременно считаются пророссийскими, российская проблематика отсутствует или она минимальна. Это говорит о том, что вопреки распространенному мнению эти партии не основывают свои политические программы на постулате углубления сотрудничества с Россией.
Международная проблематика и отношения с Россией в программах правых партий
В дальнейшей части исследования качественному анализу подверглись только те программы правых партий и группировок, в которых рассматривались вопросы,
9 «Идейные предположения» «Лагеря великой Польши» в основном представляют собой набор из десятка свободно связанных статей, однако они отражают программу этой группы.
10 Оба документа были опубликованы под названием партии «Польша вместе» (Ро^ка Razem), формальным и политическим продолжением которой является партия «Соглашение» (Porozumienie).
11 К парламентским выборам в 2015 году партия приступила под названием «КОРВиН: Коалиция обновления Речи Посполитой "Свобода и Надежда"» (KORWiN: КоаНда Odnowy Rzeczypospolitej WolnosC i Nadzieja).
связанные с отношениями с Россией. В первую очередь были рассмотрены темы, касающиеся международных вопросов и проблематики безопасности. Здесь можно выделить три основных вопроса: 1) отношения с Россией в контексте глобальных и региональных условий (включая конфликт на востоке Украины); 2) двусторонние отношения; 3) политика безопасности, в том числе Россия как потенциальный источник угроз. Исследуемые партии выражают взгляды трех видов: негативные, стигматизирующие агрессивную политику России; нейтральные и постулирующие улучшение и прагматизацию отношений с Россией.
В вопросе двусторонних польско-российских отношений наиболее категоричные суждения формулируются в программах «Права и справедливости» (PiS), «Национального возрождения Польши» (NOP), «Правицы Речи Посполитой», а также «Соглашения». В программе PiS от 2014 года было установлено, что существуют явные противопоказания к сотрудничеству с Россией, связанные с несоблюдением этим государством элементарных принципов международного права12. За основу безопасности Польши признано членство в Организации Североатлантического договора (НАТО). Было отмечено также явное столкновение международных интересов Польши и России в контексте расширения НАТО на Восток: «концепция расширения НАТО на страны Восточной Европы и Южного Кавказа по-прежнему актуальна и должна разрабатываться в рамках создания сценариев будущего»13. Отмечается, что в будущем возможно улучшение отношений с Россией, но только на основе реального партнерства. Указано, что в случае продолжения поддержки Россией сепаратистов на Востоке Украины необходимо постоянно поддерживать власти в Киеве, в том числе с помощью действий на международной арене [20, s. 85]. Из программных документов PiS самым важным является постулат проведения последовательной жесткой политики в отношении России. Отмечается необходимость расширения польского оборонного потенциала, хотя указано, что конфликт с Россией не относится к реальным сценариям. При этом стоит отметить, что в программе PiS также подчеркиваются нерешенные вопросы в отношениях с Украиной, например рассмотрение польской исторической чувствительности, что кажется важным в контексте отношений с Россией.
В декларации «Современный национализм» «Национального возрождения Польши» представлена идея Европы наций и свобод, основывающаяся на гармоничном сотрудничестве суверенных государств и европейских народов. Однако в то же время Россия и Германия критикуются за значительные ревизионистские тенденции и «примитивный и архаичный империализм родом из XIX века». Противовесом для российских интересов должен быть Европейский национальный фронт, нейтрализирующий преимущество России в Центрально-Восточной Европе14.
В свою очередь, в программе «Правицы Речи Посполитой» подчеркивается укоренение Польши в западной цивилизации. В интересах страны лежит привлечение государств, возникших после распада Советского Союза, к сотрудничеству с Западом, а также продвижение на Востоке Европы политической свободы. В этом контексте «от России Польша должна ожидать решительного отказа от политики господства и вмешательства в дела государств нашего региона». Отношения с Россией должны строиться на равных и единых принципах сотрудничества России с остальной частью Европы15.
12 Zdrowie, Praca, Rodzina. Program Prawa i Sprawiedliwosci. Warszawa, 2014. S. 42.
13 Ibid. S. 153.
14 Nowoczesny nacjonalizm. URL: http://www.nop.org.pl/nowoczesny-nacjonalizm/ (дата обращения: 26.11.2018).
15 Silna Polska dla cywilizacji zycia. Zalozenia polityki Prawicy Rzeczypospolitej. Warszawa, 2009.
Партия «Соглашение» выступает — вопреки интересам России — за усиление сотрудничества с государствами Центрально-Восточной Европы, в том числе прежде всего с привлечением европейских государств, охваченных программой Восточного партнерства. Партия пропагандирует постулат «Европа целая и свободная», что означает более глубокое укрепление стран Восточной Европы в европейских и евроатлантических структурах. Соглашение постулирует, в частности, создание Университета Восточного партнерства и Черноморского коллегиума в качестве учреждений, развивающих социальные связи с государствами Восточной Европы16.
Ряд партий и групп правых в Польше занимает нейтральную позицию по вопросу отношений с Россией. В их политических программах не учитываются вопросы обострения политической ситуации или представлены требования равноправия или прагматизации политики, связанной с Россией. В программе «Кукиз'15» выражен постулат расширения прав и возможностей Польши в международных отношениях. Были выделены источники угроз, к которым относятся дестабилизация существующего международного порядка и риск военного конфликта в непосредственной близости от границ Польши. В программе партии сказано, что «предыдущее правительство не могло обеспечить для Польши лидирующие позиции в регионе», а «крупнейшие государства Европы проводят переговоры с Россией над нашими го-ловами»17. Одновременно партия «Кукиз'15» утверждает, что не выделяет кого-либо из иностранных партнеров с учетом баланса в отношениях с Востоком и Западом Европы: «Наше правительство будет гарантом реализации польских государственных интересов во внешней политике. Наше правительство будет заботиться исключительно только о польских интересах, а не немецких, русских, украинских или европейских»18.
В подобном тоне — показывающим равновесие в отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы — высказываются другие партии с правой стороны польской политической сцены. В программе «Конгресса новой правицы» отмечается, что в международной политике эта партия будет руководствоваться исключительно счетом выгод и потерь, а не идеологическими принципами, симпатиями или антипатиями19.
«Национально-радикальный лагерь» постулирует реализацию внешней политики, в которой польское государство должно опираться исключительно на стремление к осуществлению должным образом понятого национального интереса. Как читаем в программе: «Место, в котором находится Польша, на протяжении веков является показателем силы Нации. Положение между державами, с одной стороны Германией, а с другой — Россией, потребовало от поляков проявления невиданной воли к выживанию. В настоящее время пришло время, чтобы обеспечить политическую, экономическую и военную независимость Польши»20.
О расширении сотрудничества в бассейне Балтийского моря, в свою очередь, заявляет партия «Свобода», подчеркивая, в частности, необходимость развития отношений со скандинавскими государствами в контексте возникновения «иных сил на этой территории», что следует интерпретировать как восприятие российской угрозы21. С другой стороны, в программе партии четко обозначены постулаты
16 Wielka Polska w malej Unii. Manifest polskiego eurorealizmu. Warszawa, 2014.
17 Strategia zmiany. Potrafisz Polsko! Kukiz'15. Warszawa, 2015. S. 26.
18 Ibid.
19 Program Kongresu Nowej Prawicy. URL: https://knp.org.pl/program/#1447702361157-49a62f8b-83fd (дата обращения: 02.12.2018).
20 Polska Jutra. Deklaracja Ideowa Obozu Narodowo-Radykalnego. URL: https://www.onr.com.pl/ deklaracja-ideowa/ (дата обращения: 02.12.2018).
21 Dumna Bogata Polska. Program Partii KORWiN. Warszawa, 2015. S. 20.
уравнения отношений с Востоком и Западом Европы и отсутствия превосходства кого-либо из соседей: «Во внешней политике нельзя отвлечься от аспектов, связанных с положением. Польша на западе граничит с наиболее экономически сильным государством континента, а на севере — с самым сильным военным государством (Россией. — К.Ж.) континента». Далее постулируется сбалансированный и реалистичный подход к вопросу отношений с Востоком и Западом с учетом прибылей и убытков, а также принцип верховенства государственного интереса во внешней политике22.
Постулаты программы, связанные с улучшением отношений с Россией представляет, в свою очередь, «Национальное движение». Эта партия постулирует отход от «Ягеллонского мифа». Он основывается на поддержке государств, лежащих между Польшей и Россией, что было бы своеобразным продолжением Федерации наций, функционирующей в рамках I Речи Посполитой. По мнению авторов программы, национальные процессы и формирование независимых национальных государств привели к тому, что Польша не имеет никакого интереса к продвижению европейских ценностей на Востоке Европы и к созданию новой федерации государств Центрально-Восточной Европы, а более выгодным является установление двусторонних отношений с каждым государством по отдельности, в зависимости от существующих условий. Дополнительным негативным фактором выступает подчинение Европы экономическим и военным державам: Германии и США, что Польша должна компенсировать углублением сотрудничества с Китаем и Россией23. В двусторонних отношениях с Россией партия акцентирует восстановление экономических и политических отношений, констатируя, что, исходя из военного и экономического потенциала, Россия никоим образом не угрожает Польше, и, таким образом, не существует реальных противоречий интересов24.
Похожие постулаты выдвигает «Лагерь великой Польши». В статье «Польский народ должен стать владыкой в собственном государстве» было установлено, что с исторической и современной перспективы Германия является основным врагом Польши и польскости. Если до 1989 года Польшу защищало присутствие в Восточном блоке и Организации Варшавского договора, то в настоящее время ничто не защищает нас от строительства немецкой концепции Миттелевропы (Mitteleuropy). В этом контексте Россия должна стать протектором государств Центрально-Восточной Европы от немецкой экспансии [21]. Одновременно представители «Лагеря великой Польши» выступают в своих программных тезисах против постоянного присутствия американских войск в Польше, в том числе установки элементов противоракетного щита, что должно служить в первую очередь интересам США и Израиля, а не Польши. Дополнительным аргументом против установки щита является возражение Франции, Германии и России25.
Вопросы экономического и социального сотрудничества с Российской Федерацией
В программах правых политических партий также были затронуты — в контексте отношений с Россией — экономические и социальные вопросы. Содержание программ четко соответствует текущим событиям в международных отношени-
22 Dumna Bogata Polska. Program Partii KORWiN. Warszawa, 2015. S. 22.
23 Suwerenny narod w XXI wieku. Program Ruchu Narodowego. Warszawa, 2016. S. 22.
24 Ibid. S. 25.
25 Odezwa Przemyslawa Gornego. Zalozenia ideowe. URL: http://www.owp.org.pl/index.php/ zalozenia/655-odezwa-przemyslawa-gornego (дата обращения: 11.12.2018).
ях, поскольку предметом рассуждений были прежде всего торговые отношения с Россией, санкционная политика и вопросы, связанные с миграцией. Также в этих тематических областях наиболее критическую позицию в вопросах отношений с Россией выражала партия «Право и справедливость». В программе PiS рассматривался вопрос энергетической независимости от России. В вопросе безопасности поставок природного газа партия постулирует дальнейшее расширение газопорта в Свиноуйсьце и развитие инициатив, направленных на импорт газа из Скандинавии. Партия не исключает сотрудничества с Россией, откладывая вопрос продолжения «ямальского» контракта на время после расширения газопорта в Свиноуйсьце [22, s. 32]. В сфере импорта нефти поднимается проблема строительства трубопровода Одесса — Броды — Гданьск. Все эти мероприятия косвенно касаются торговых отношений с северным соседом, так как они идут в направлении диверсификации поставок энергоносителей и обретения независимости в этом плане от России26.
Еще одним постулатом, указанным в программе PiS, является восстановление морской экономики и развитие внешней торговли. Помимо строительства газопорта вопросом, прямо связанным с политикой с Россией, выступает заявленное партией PiS положение о строительстве судоходного канала через Вислинскую косу, чему противится российская сторона. Партия также настаивает на осуществлении защитных действий, относящихся к сектору сельскохозяйственного производства, который пострадал от ограничений в доступе к российскому рынку27. Основным требованием к России является также возвращение обломков самолета Ту-154, который потерпел крушение в Смоленске в апреле 2010 года.
«Правица Речи Посполитой» в вопросах отношений с Россией требует расширения прав Польши и отход от наблюдаемой асимметрии. В программе партии подчеркивается, что «экономические отношения России с Польшей и Центральной Европой (в частности, странами Балтии) должны быть основаны на принципах справедливого обмена и осуществляться в рамках единых принципов сотрудничества между Россией и Европой»28. В свою очередь, от Европейского союза нужно требовать солидарности в сфере товарооборота с Россией. Одним из проявлений отсутствия такой солидарности является — в соответствии с программой партии — развитие немецких энергетических мероприятий совместно с Россией, что оценивается однозначно плохо29.
Среди партий, выступающих за улучшение отношений с Россией, наиболее конкретную цель ставит «Национальное движение», которое требует «восстановления торговых отношений с Российской Федерацией и поиска новых возможностей польской экономической экспансии на российском рынке». В соответствии с программой партии в экономических вопросах необходимо отойти от представления интересов других, в том числе Европейского союза и Украины, и сосредоточиться на расширении перспектив для польских предпринимателей на российском рынке. Одновременно партия, понимая сырьевую зависимость от России, выступает за диверсификацию направлений поставок энергоносителей. В социальных вопросах «Национальное движение» заявляет о необходимости интенсификации репатриации поляков с Востока30.
26 Zdrowie, Praca, Rodzina. Program Prawa i Sprawiedliwosci. Warszawa, 2014.
27 Ibid. S. 101.
28 Silna Polska dla cywilizacji zycia. Zalozenia polityki Prawicy Rzeczypospolitej. Warszawa, 2009. S. 11.
29 Ibid. S. 14.
30 Suwerenny narod w XXI wieku. Program Ruchu Narodowego. Warszawa, 2016. S. 25, 37—49.
«Национально-радикальный лагерь» подчеркивает в своей программе необходимость поддержания польского культурного влияния на бывших польских Восточных Кресах, в настоящее время находящихся на территориях Литвы, Беларуси и Украины. Партия, в частности, заявляет, что не соглашается «на безусловное отречение Польши от своего наследия на Востоке, а такое отношение, которое в настоящее время форсируют левые и либеральные среды, мы считаем проявлением национальной измены и предательства»31. Хотя это не постулат, прямо относящийся к России, однако его реализация будет способствовать в какой-то степени ослаблению независимости и целостности государств, находящихся между Польшей и Россией, возникших после распада Советского Союза.
Заключение
Представленный анализ показывает существенное различие в программах правых партий и политических группировок в Польше с точки зрения значения и места проблематики отношений с Российской Федерацией. Важно отметить, что в исследовании рассматривается широкий спектр парламентских и внепарламентских групп, что позволило представить разнообразные взгляды и постулаты, присутствующие в польской правой политической мысли, связанные с российским вопросом. Следует также подчеркнуть, что основным критерием выбора партии было наличие представительства в Сейме, Сенате или Европейском парламенте, что отражается — в большей или меньшей степени — на участии в формировании польской внешней политики, а также во влиянии на нее, включая отношения с Россией. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время при видимом разделении польской политической сцены, учитывая правые партии, в основном наибольшее влияние на формирование польской внешней политики в последние годы имела партия «Право и справедливость».
Одновременно с целью представления полного спектра мнений и взглядов правой стороны политической сцены в Польше в анализе учитывались также партии и внепарламентальные группы. В этом контексте самым важным итогом контент-анализа и ответом на первый вопрос исследования следует считать утверждение, что именно партия «Право и справедливость» чаще всего занималась вопросом отношений с Россией, и это были, как правило, критические замечания, поэтому польско-российские отношения в последние годы переживают время своеобразной «заморозки». Вторым важным итогом является наличие российской проблематики в программах большинства правых партий, проявляющих активность на польской политической сцене. Это означает, что при низкой интенсивности развития отношений с Россией партии признают целесообразным обратиться к этой проблематике32.
Качественный анализ показал ответы на исследовательские вопросы по сравнению программ политических партий в контексте взглядов на форму отношений с Россией. Был выделен ряд вопросов, в контексте которых появляется российская проблематика. К ним относятся двусторонние политические отношения, международная безопасность, экономическое сотрудничество и торговые отношения, а также культурное и социальное сотрудничество. В результате проведения качественного анализа продемонстрировано наличие трех четко выделенных групп правых поли-
31 Polska Jutta. Deklaracja Ideowa Obozu Narodowo-Radykalnego. URL: https://www.onr.com.pl/ deklaracja-ideowa/ (дата обращения: 02.12.2018).
32 Важно отметить, что это не связано с соседством с Россией, потому что другим соседям не уделялось столько внимания.
тических партий. Первая группа, к которой отнесены «Право и справедливость» и «Национальное возрождение Польши», выдвигает постулаты, выражающие критический взгляд на внешнюю политику России и форму российско-польских отношений. Вторая группа партий показывает большее беспристрастие и прагматизм в польско-российских отношениях, выражая как критические отзывы, так и касающиеся необходимости улучшения отношений с Россией. К ней следует отнести следующие партии и группы: «Кукиз'15», «Конгресс новой правицы» и «Свобода». Третья группа: «Национальное движение», «Национально-радикальный лагерь» и «Лагерь великой Польши» — это партии, которые постулируют — по крайней мере в нескольких выделенных областях — улучшение польско-российских отношений и более тесное сотрудничество с Россией, даже при условии поддержания существующих приоритетов внешней политики обоих государств.
Важным результатом качественного анализа сталог выявленное четко определенное влияние международных событий на программы политических партий. Заметна значительная реакция на российскую политику, связанную с Украиной, которая провоцирует критическое соотношение частей правых партий в Польше33. Вторым основным выводом выступает утверждение, что правые группировки, рассматриваемые в польском политическом дискурсе как пророссийские, например «Национальное возрождение Польши» или «Национально-радикальный лагерь», по сути либо такими не являются, либо российская проблематика составляет в их программах незначительную часть. При этом стоит отметить, что на такое восприятие российской проблематики в программах по крайней мере части польских групп правых оказали влияние особенности внутренней политической борьбы в Польше. Одна из этих особенностей — опасение некоторых правых партий в обвинении в пророссийских настроениях. Надо подчеркнуть что такое обвинение касалось даже других, консервативных и аграрных, партий в Польше34.
Еще одним важным моментом, отмеченным в программах политических партий, являются экономические вопросы, в том числе проблематика российского фактора энергетической безопасности и санкционная политика Европейского союза, что также подтверждает влияние внешних факторов на программы политических партий. В этом контексте необходимо подтвердить полезность тезиса Т. Рэпли о документальной роли программ политических партий [14, s. 37—48]. Представленный анализ подтверждает влияние международных факторов на изменения в содержании программ политических партий в контексте отношений с Россией.
Список литературы
1. Wozniak W. Programy polskich partii politycznych jako material empiryczny w badaniach dyskursu politycznego // Srodkowoeuropejskie Studia Polityczne. 2017. № 2. S. 41—58.
2. Antoszewski A., Herbut R. Leksykon politologii. Wroclaw, 2004.
33 Изменение во взглядах политических партий, котороя произошло в 2014—2015 годах и соответствовало времени включения Крыма в состав Российской Федерации и активизации вооруженных действий на Донбассе, касалось в основном партий «Право и справедливость» и «Соглашение».
34 Одним из важных элементов политической программы консервативно-аграрной партии «Польская крестьянская партия» (Polskie Stronnictwo Ludowe — PSL) является постулат о прекращении экономических санкций против России, от которых теряет прибыль польский сельскохозяйственный сектор. В отношении к этой партии появлялись обвинения в пророс-сийскости (см.: [15, s. 171 — 172]).
3. Chmaj M., Soköl W., Zmigrodzki M. Teoria partii politycznych. Lublin, 1997.
4. Robertson D. Slownik polityki / przekl. M. Dera, M. Mlynarz, G. Polak, R. Wonicki. Warszawa, 2009.
5. Polniak L. Bezpieczenstwo energetyczne panstwa w programach polskich partii politycznych // Nauki Spoleczne. 2012. № 2. S. 89—104.
6. Смирнова И. В. Использование языковых средств речевой манипуляции в текстах программ испанских политических партий // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1 (34). C. 270—275.
7. Tyrata M. Wplyw postulatow programowych na sukces wyborczy — na przykladzie partii: PiS, PO, ZL w wyborach parlamentarnych w Polsce w 2015 roku // Srodkowoeuropejskie Studia Polityczne. 2018. № 1. S. 61—78.
8. Зотова З. М. Предвыборная программа — основной ресурс избирательной кампании. М., 2001.
9. Mair P. Rzgd reprezentatywny vs rzgd odpowiedzialny // Oblicza demokracji. Partie i systemy partyjne w uj^ciu Petera Maira / ed. by W. Gagatek, K. Walecka. Krakow, 2017. S. 357—380.
10. Raciborski J. Wybory i wyborcy // Demokratyzacja polska 1989—2003 / ed. by J. Wiatr, J. Raciborski, J. Bartkowski [et al.]. Warszawa, 2003. S. 207—240.
11. Kitschelt H. Post-communist party systems: competition, representation and inter-party cooperation. Cambridge, 1999.
12. Budge I. A New Spatial Theory of Party Competition: Uncertainty, Ideology and Policy Equilibria Viewed Comparatively and Temporally // British Journal of Political Science. 1994. Vol. 24 (4). P. 443—467.
13. Budge I., Klingemann H. D., Volkens A. et al. Mapping Policy Preferences: Estimates for Parties, Electors, and Governments in Eastern Europe, European Union and OECD 1990—2003. Oxford, 2006.
14. Rapley T. Analiza konwersacji, dyskursu i dokumentow. Warszawa, 2010.
15. Zggota K. Relacje z Federaj Rosyjskg w programach wybranych polskich ugrupowan politycznych — zarys analizy ilosciowej i jakosciowej // Mysl Ekonomiczna i Polityczna. 2018. № 4. S. 157 — 183.
16. Volkens A., Lacewell O., Lehmann P. et al. The Manifesto Data Collection. Manifesto Project. Berlin, 2011.
17. Корнилина Е. Д., Петров А. П. Латентно-семантический анализ предвыборных партийных программ на выборах в Государственную Думу 2007 и 2011 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2013. № 2. C. 80—88.
18. Bäcker R. et al. Metodologia badan politologicznych. Warszawa, 2016.
19. Chodubski A. Wst^p do badan politologicznych. Gdansk, 2004.
20. Dworczyk M. Polska polityka wschodnia // Myslgc Polska. Konwencja Programowa Prawa i Sprawiedliwosci oraz Zjednoczonej Prawicy. Katowice, 2015. S. 84—85.
21. Dzizynski J. Narod polski musi stac si§ suwerenem we wlasnym panstwie. Zalozenia ideowe. URL: http://www.owp.org.pl/index.php/zalozenia/677-narod-polski-musi-stac-sie-suwe renem-we-wlasnym-panstwie (дата обращения: 11.12.2018).
22. Naimski P. Energetyka i panstwo // Myslgc Polska. Konwencja Programowa Prawa i Sprawiedliwosci oraz zjednoczonej prawicy. Katowice, 2015. S. 31 — 33.
Об авторе
Кшиштоф Женгота, кандидат политических наук,
адъюнкт в Институте политических наук, Варминьско-Мазурский университет, Ольштын, Польша. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1925-197X
POLISH-RUSSIAN RELATIONS AS REFLECTED IN THE PROGRAMMES OF RIGHT-WING POLITICAL PARTIES IN POLAND: A QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ANALYSIS
K. Zçgotaa
Programmes of political parties are an important element of public discourse. In this article, I present the results of research aimed at defining the place of Russia and Polish-Russian relations in the programmes of several Polish right-wing political groups. I attempt an overview of the political programmes of the right-wing parties as regards their principal features, internal structure, and central postulates. Content analysis shows that relations with Russia are an impor tant element in most political programmes proposed by Poland's major right-wing political groups. Based on a qualitative analysis, I distinguish between parties that postulate a determined and assertive policy towards Russia, parties committed to a neutral position on Russia, and those that seek the improvement and pragmatisation of Polish-Russian relations. There are two important conclusions from the qualitative analysis. Firstly, international relations have a pronounced influence on the programmes of political parties. Secondly, as to the right-wing parties considered in the Polish political discourse as pro-Russian (the National Revival of Poland, the National Radical Camp), they are either far from being pro-Russian or Russia is quite low on their agenda.
Keywords:
Poland, political programmes, right-wing parties, Polish-Russian relations References
1. Wozniak, W. 2017, Programy polskich partii politycznych jako material empiryczny w bada-niach dyskursu politycznego, Srodkowoeuropejskie Studia Polityczne, no. 2, p. 41 — 58 (in Pol.).
2. Antoszewski, A., Herbut, R. 2004, Leksykon politologii, Wroclaw, 568 p. (in Pol.).
3. Chmaj, M., Sokol, W., Zmigrodzki, M. 1997, Teoria partii politycznych, Lublin, 175 p. (in Pol.).
4. Robertson, D. 2009, Slownik polityki, transl. M. Dera, M. Mlynarz, G. Polak, R. Wonicki, Warszawa, 531 p. (in Pol.).
5. Polniak, E. 2012, Bezpieczenstwo energetyczne panstwa w programach polskich partii politycznych, Nauki Spoleczne, no. 2, p. 89—104 (in Pol.).
6. Smirnova, I. V. 2014, The use of language means of speech manipulation in the texts of programs of Spanish political parties, Vestnik MGIMO-Universiteta [Bulletin of MGIMO-University], no. 1 (34), p. 270—275 (in Russ.).
7. Tyrala, M. 2018, Wplyw postulatow programowych na sukces wyborczy — na przykladzie partii: PiS, PO, ZL w wyborach parlamentarnych w Polsce w 2015 roku, Srodkowoeuropejskie Studia Polityczne, no. 1, p. 61 — 78 (in Pol.).
8. Zotova, Z. M. 2001, Predvybornaia programma — osnovnoi resurs izbiratelnoi kampanii [Pre-election program — main resource of the election campaign], Moscow (in Russ.).
a
University of Warmia and Mazury in Olsztyn, 10-719 Olsztyn, Oczapowskiego str. 2, Poland.
Received 28 May 2019
doi: 10.5922/2079-8555-2019-3-7
To cite this article: Zçgota K. 2019, Polish-Russian relations as reflected in the programmes of right-wing political parties in Poland: a quantitative and qualitative analysis, Balt. Reg., Vol. 11, no. 3, p. 125-141. doi: 10.5922/20798555-2019-3-7
9. Mair, P. 2017, Rzgd reprezentatywny vs rzgd odpowiedzialny. In: Gagatek, W., Walecka, K. (eds.) Oblicza demokracji. Partie i systemy partyjne w ujgciu Petera Maira [Faces of democracy. Parties and party systems in the perspective of Peter Mair], Krakow, Osrodek Mysli Politycznej, p. 357-380 (in Pol.).
10. Raciborski, J. 2003, Wybory i wyborcy. In: Wiatr, J., Raciborski, J., Bartkowski, J., Frgt-czak-Rudnicka, B., Kilian, J. (eds.) Demokratyzacja polska 1989— 2003, Warszawa, Scholar, p. 207-240 (in Pol.).
11. Kitschelt, H. 1999, Post-communist party systems: competition, representation and inter-party cooperation, Cambridge, Cambridge University Press.
12. Budge, I. 1994, A New Spatial Theory of Party Competition: Uncertainty, Ideology and Policy Equilibria Viewed Comparatively and Temporally, British Journal of Political Science, Vol. 24 (4), p. 443-467.
13. Budge, I., Klingemann, H. D., Volkens, A., Bara, J., McDonald, M. 2006, Mapping Policy Preferences: Estimates for Parties, Electors, and Governments in Eastern Europe, European Union and OECD 1990—2003, Oxford, Oxford University Press.
14. Rapley, T. 2010, Analiza konwersacji, dyskursu i dokumentow, Warszawa, PWN (in Pol.).
15. Z^gota, K. 2018, Relacje z Federacjg Rosyjskg w programach wybranych polskich ugru-powan politycznych — zarys analizy ilosciowej i jakosciowej, Mys'l Ekonomiczna i Polityczna, no. 4, p. 157 — 183 (in Pol.).
16. Volkens, A., Lacewell, O., Lehmann, P. et al. 2011, The Manifesto Data Collection. Manifesto Project, Berlin.
17. Kornilina, E. D., Petrov, A. P. 2013, Latent-semantic analysis of electoral party programs in the elections to the State Duma in 2007 and 2011, Vestnik Movskovskogo Univesiteta. Ser. 12. Politicheskie Nauki [Bulletin of Moscow University, Series 12. Political Science], no. 2, p. 80—88 (in Russ.).
18. Bäcker, R. 2016, Metodologia badan politologicznych, Warszawa, Polskie Towarzystwo Nauk Politycznych (in Pol.).
19. Chodubski, A. 2004, Wstqp do badan politologicznych, Gdansk, Wydawnictwo Uniwersy-tetu Gdanskiego (in Pol.).
20. Dworczyk M. 2015, Polska polityka wschodnia. In: Myslqc Polska. Konwencja Progra-mowa Prawa i Sprawiedliwosci oraz Zjednoczonej Prawicy, 3 — 5 July 2015, Katowice (in Pol.).
21. Dzizynski, J. 2015, Narod polski musi stac si§ suwerenem we wlasnym panstwie. Zalozenia ideowe, Oboz Wielkiej Polski, available at: http://www.owp.org.pl/index.php/zalozenia/677-narod-polski-musi-stac-sie-suwerenem-we-wlasnym-panstwie (accessed 11.12.2018) (in Pol.).
22. Naimski, P. 2015, Energetyka i panstwo. In: Myslqc Polska. Konwencja Programowa Prawa i Sprawiedliwosci oraz Zjednoczonej Prawicy, 3 — 5 July 2015, Katowice (in Pol.).
The author
Dr Krzysztof Z^gota, Assistant Professor, Institute of Political Science, University of Warmia and Mazury in Olsztyn, Poland. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1925-197X