Научная статья на тему 'Традиционные ценности как предмет изучения в современной польской историографии'

Традиционные ценности как предмет изучения в современной польской историографии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
344
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / РЕЛИГИЯ / СЕМЬЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗМ / ГЕНДЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / POLAND / CONSERVATISM / LIBERALISM / RELIGION / FAMILY / NATIONAL IDENTITY / PERSONALISM / GENDER PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булахтин Максим Анатольевич, Тимофеева Ольга Валерьевна

Пристальное внимание в польских исследованиях уделяется анализу вызовов современной цивилизации. Среди них растущее влияние западной либеральной культуры на польское общество. Несмотря на процессы секуляризации, рост числа случаев отхода от модели традиционной семьи, индивидуализацию морали, распространение морального релятивизма, ценностей потребительского общества, утилитаризма и практицизма, отмечается приверженность большинства поляков традиционным представлениям о морали, человеке, семье, о необходимости сохранения польской национальной идентичности. В защиту традиционных ценностей выступают Римско-католическая церковь, представители интеллигенции, педагогического сообщества, публицисты и политики. Их мобилизация и активная деятельность привели к победе на парламентских и президентских выборах 2015 г. консервативной партии «Право и справедливость». Однако исследователи указывают на сохранение высокой напряженности в польском обществе, вызванной острой политической борьбой, имеющей серьезную ценностную подоплеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES AS A SUBJECT OF STUDY IN MODERN POLISH HISTORIOGRAPHY

Polish researchers pay special attention to the challenges for modern civilization. They note that Western liberal culture has a powerful influence on Polish society. Despite of the ongoing secularization, the increasing break with the model of traditional family, the relativistic morality, values of consumer society and, many Poles are still being conservative towards all these spheres and stand for the preservation of the Polish national identity. Traditional virtues have a lot of active advocates that include as the Polish clergy of the Roman Catholic Church as the scholars and teachers, publicists and politicians. A significant part of the Polish voters supported the conservative Law and Justice party (PiS) in the elections of 2015. Nevertheless, the researchers draw attention to the fact that the situation in Polish society remains tense. It is caused by an acute political struggle that derives from the clash of two value paradigms.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности как предмет изучения в современной польской историографии»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Булахтин М. А., Тимофеева О. В. Традиционные ценности как предмет изучения в современной польской историографии // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). С.117-126.

Bulakhtin M. A., Timofeeva O. V. Traditional values as a subject of study in modern Polish historiography. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 117-126. (In Russ.)

УДК 930.85(438)

М. А. Булахтин, О. В. Тимофеева

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Булахтин Максим Анатольевич - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории.

E-mail: bulachtin@yandex. ru

Тимофеева Ольга Валерьевна - старший преподаватель кафедры всеобщей истории.

E-mail: olga. timofiejewa@gmail com

Пристальное внимание в польских исследованиях уделяется анализу вызовов современной цивилизации. Среди них - растущее влияние западной либеральной культуры на польское общество. Несмотря на процессы секуляризации, рост числа случаев отхода от модели традиционной семьи, индивидуализацию морали, распространение морального релятивизма, ценностей потребительского общества, утилитаризма и практицизма, отмечается приверженность большинства поляков традиционным представлениям о морали, человеке, семье, о необходимости сохранения польской национальной идентичности. В защиту традиционных ценностей выступают Римско-католическая церковь, представители интеллигенции, педагогического сообщества, публицисты и политики. Их мобилизация и активная деятельность привели к победе на парламентских и президентских выборах 2015 г. консервативной партии «Право и справедливость». Однако исследователи указывают на сохранение высокой напряженности в польском обществе, вызванной острой политической борьбой, имеющей серьезную ценностную подоплеку.

Ключевые слова: Польша, консерватизм, либерализм, религия, семья, национальная идентичность, персонализм, гендерная концепция человека.

M. A. Bulakhtin, O. V. Timofeeva

Perm State University, Perm, Russia

TRADITIONAL VALUES AS A SUBJECT OF STUDY IN MODERN POLISH HISTORIOGRAPHY

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».

© Булахтин М. А., Тимофеева О. В., 2018

Bulakhtin Maxim A. - Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of General History.

E-mail: bulachtin@yandex. ru

Timofeeva Olga V. - Senior Lecturer at the Department of General History.

E-mail: olga. timofiejewa@gmail. com

Polish researchers pay special attention to the challenges for modern civilization. They note that Western liberal culture has a powerful influence on Polish society. Despite of the ongoing secularization, the increasing break with the model of traditional family, the relativistic morality, values of consumer society and, many Poles are still being conservative towards all these spheres and stand for the preservation of the Polish national identity. Traditional virtues have a lot of active advocates that include as the Polish clergy of the Roman Catholic Church as the scholars and teachers, publicists and politicians. A significant part of the Polish voters supported the conservative Law and Justice party (PiS) in the elections of 2015. Nevertheless, the researchers draw attention to the fact that the situation in Polish society remains tense. It is caused by an acute political struggle that derives from the clash of two value paradigms.

Key words: Poland, conservatism, liberalism, religion, family, national identity, personalism, gender perspective.

Система ценностей является сегодня одной из ключевых тем общественных дискуссий в России и за рубежом. Широкое распространение либеральных западных ценностей стало серьезным вызовом традиционной культуре целого ряда стран. Эта проблема является особенно актуальной для Польши - государства с глубокими католическими традициями. Роль Римско-католической церкви в демократическом транзите в Польше трудно переоценить. Борьба за демократию и либеральные ценности шла рука об руку с борьбой за право свободно исповедовать католичество и, соответственно, с возвратом к ценностям христианской морали. На сегодня Польша является одной из немногих европейских стран, где законодательно запрещены аборты, существуют ограничения на продажу определенных средств контрацепции, влияние священника в школе бывает выше, чем влияние директора школы. И именно в последние годы риторика, связанная с поддержкой или отказом от христианских, национальных ценностей, все ярче обозначается в политической повестке. Неслучайно по мере углубления интеграции Польши в европейские структуры, усиления влияния современной западной культуры на польское общество все большую популярность и поддержку в стране стали приобретать консерваторы. Доказательством этому может служить победа на парламентских и президентских выборах 2015 г. партии «Право и справедливость» («ПиС»), декларирующей свою приверженность традиционным ценностям польской культуры.

Общественные дискуссии и политическая борьба в Польше, в основе которых лежат серьезные ценностные разногласия, привлекают внимание исследователей из различных областей социогуманитарного знания. Так, доктор гуманитарных наук Катажина Завадская из Щецинского университета исследовала ценностные различия в идеологии левых и правых политических сил. Польские левые в своих программах часто затрагивают проблематику движения ЛГБТ, доброжелательно относятся к его постулатам, отстаивают необходимость борьбы с дискриминацией сексуальных меньшинств [15, с. 393]. Для консерваторов главным вопросом является развитие государственной семейной политики. Христианские ценности они считают важной основой для создания крепкой семьи. Деятели «ПиС» негативно относятся к идеологии «гендера» и объясняют ее широкое распространение в стране финансовой поддержкой из-за рубежа. Утверждается, что растущее влияние этой идеологии способствует популяризации поведения, не поощряющего создание семьи и заведение потомства [15, с. 399].

К. Завадская замечает, что своим партнером и союзником в борьбе за защиту семьи польские правые считают Римско-католическую церковь. Они выступают против введения в польские образовательные программы содержания, противоречащего национальным интересам и христианскому наследию. Воспитательная система в школе, по мнению правых, должна уважать христианские ценности и тысячелетнюю традицию польского народа и государства. «ПиС» подчеркивает также важную роль христианства в формировании морального и культурного облика Европы, призывает к «оживлению» западной цивилизации духом христианской солидарности [15, с. 406-408].

Глубокий анализ отношения польских правых к главному «разрушителю» традиционной системы ценностей - гендерному подходу - провел профессор Вальдемар Роговский из Высшей школы экономики в Варшаве. На основе изучения консервативной прессы исследователь пришел к выводу, что «гендер» воспринимается польской правицей как тоталитарная идеология, направленная на создание нового человека под прикрытием лозунга о необходимости освобождения человеческой личности. Консерваторы считают эту идеологию орудием революционного переустройства общества и указывают на ее родство с марксизмом [14, с. 33-34]. Правые говорят о стремлении ее апологетов «развратить», подчинить человеческое сознание, сделать человека зависимым и управляемым извне. Категорически отвергается утверждение о том, что «культурный пол» более существенен, чем биологический. Консерваторов возмущают также ссылки на то, что поддержка гендерных исследований позволяет получать значительные финансовые ресурсы из фондов Европейского союза [14, с. 39].

Самым опасным для польских правых, считает В. Роговский, является попытка «ген-деристов» вмешаться в процесс воспитания детей. Побуждение мальчиков в детском саду играть с куклами, надевать женскую одежду и парики, а девочек - играть с машинками и пистолетами, надевать одежду мальчиков ведет к моральной деградации с самых ранних лет, способно погрузить детей в глубокий познавательный диссонанс, расстроить половую идентичность ребенка [14, с. 38]. Кроме того, такое вмешательство нарушает конституционное право родителей решать, каким образом должно происходить воспитание их детей.

По мнению В. Роговского, правые средства массовой информации в Польше во многом пропагандируют позицию Римско-католической церкви в отношении «гендера». В целом исследователь отмечает, что противоборствующие стороны обвиняют друг друга в использовании методов, характерных для прежней тоталитарной системы, и проявляют нетерпимость к взглядам оппонента [14, с. 38-40]. Такое противостояние серьезно поляризует общественное мнение и формирует напряженную обстановку в стране.

Внимание исследователей привлекала также аксиологическая составляющая идеологии консервативной партии «Лига польских семей» («ЛПС»). Ряд аспектов ее деятельности осветила доктор гуманитарных наук Александра Мороская из Нижнесилезской высшей школы во Вроцлаве. По ее мнению, «ЛПС» являлась наиболее радикальной представительницей правого крыла польского политического спектра [11, с. 229]. Эта партия отстаивала необходимость усиления роли Римско-католической церкви в общественно-политической жизни страны, христианских ценностей и норм как основы национальной культуры [11, с. 218]. «Лига польских семей» жестко критиковала либеральную культуру современного Запада. По мнению идеологов партии, эта культура не считается с человеческой природой, уничтожает «естественные общности» (семья и народ), разрушает социальные связи и подрывает авторитет традиционных институтов (церкви, армии, школы) [11, с. 253]. В борьбе с традиционной системой ценностей индивидуализм обрушился прежде всего на институт семьи, видя в нем «патриархальную форму угнетения». Евробюрократы, пропитанные духом индивидуализма, объявили семье настоящую войну, чтобы «освободить» детей, женщин, а также сексуальные меньшинства [11, с. 252-253]. «ЛПС» выступала

против рекомендаций ЕС по либерализации польского законодательства в отношении абортов, легализации гомосексуальных союзов. Утверждалось, что в ЕС господствует идеологическая конструкция, продвигающая светский, либеральный, эгоистический и гедонистический порядок, чуждый многовековой христианской Европе и противоречащий «единственно истинной» системе ценностей, основанной на католицизме.

А. Мороская отмечает, что важными для «ЛПС» были защита семьи, «слабых и бедных», защита человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Партия добивалась включения в преамбулу Конституции Польской республики обращения к Богу как основы правовой системы государства и этической детерминанты общественной службы [11, с. 240-241]. Согласно установкам «ЛПС», любое позитивное право должно отвечать извечным и неизменным нормам божественного и естественного права.

Не менее существенным для «ЛПС» являлась также защита «суверенного» польского народа и независимости польского государства [11, с. 240]. Это казалось особенно актуальным в связи с интеграцией Польши в европейские структуры, унификаторская политика которых, по мнению консерваторов, представляет угрозу сохранению польской национальной идентичности [11, с. 254-255, 334].

Известный польский исследователь Александра Ясиньская-Каня отмечает, что большинство поляков продолжает признавать ценность традиционной модели семьи, основанной на стабильном, продолжительном супружеском союзе, существенной составляющей которого является наличие детей [5, с. 318-341]. Особо подчеркивается материнская роль женщины. От родителей ожидается посвящение себя детям, а от детей - абсолютное уважение к родителям. Тем не менее на практике, пишет исследователь, все чаще встречаются случаи сожительства вне брака, нетрадиционных союзов, разводов, рождений детей вне брака, более позднего заключения супружеских союзов и обзаведения детьми, ограничения их количества (в средних слоях), нестабильности браков, одинокого материнства и брошенных детей (особенно в бедных слоях общества).

А. Ясиньская-Каня обращает внимание на то, что, несмотря на сильную привязанность поляков к религиозным ценностям, в стране развиваются процессы секуляризации. Свидетельством этому может служить тот факт, что в Польше есть немало людей, которые считают, что Римско-католическая церковь не дает адекватных ответов на вопросы, касающиеся актуальных социальных и политических проблем. Многие поляки отвергают вовлеченность церкви в политический процесс. Церковь, в свою очередь, стремится противодействовать секуляризации и расширяет свое участие в общественно-политической жизни. Это влечет возрастание политической конфликтности в польском обществе. Автор соглашается с тем, что секулярность необязательно одержит победу. Многое будет зависеть от того, каким образом церковь отреагирует на вызовы общественной модернизации и постмодернизации.

А. Ясиньская-Каня в целом замечает, что среди стран Центральной Европы именно в Польше традиционные ценности подчеркиваются наиболее сильно. В польском обществе «материальные» ценности более значимы, чем «постматериальные», ценности «выживания», нежели ценности самореализации.

Важно отметить, что отношение польского общества к традиционным ценностям в ХХ в. выстраивалось сложным образом. Польша, как уже говорилось, безусловно, привержена традиционным ценностям исторически. Однако после Второй мировой войны в стране утверждается социалистическая идеология, оказавшая существенное влияние на положение женщин. Так, властями поощрялось создание различного рода женских организаций, было законодательно реализовано право женщины на аборт. Право на развод не вызывало сомнений. Декларировались равные возможности женщины в профессии, участии во власти. Уже в 1970-е гг. активно обсуждалась тема осознанного материнства. Таким образом, политиче-

ски и экономически противостоя Западу, социалистическая Восточная Европа вписывалась в ценностный западный тренд. Однако в 1980-е гг. в процессе демократического транзита произошел резкий разворот к традиционным ценностям. Отказ от социалистической идеологии сопровождался обращением к «традиционному», и Польша стала ярким примером произошедшего в начале 1990-х гг. отказа от некоторых либеральных достижений, например, в женском вопросе. Остротой существующего сегодня противостояния западных и традиционных ценностей страна обязана именно идеологическому развороту и последовавшим за этим десятилетиям борьбы. Поэтому в современной польской историографии значительное внимание уделено такому традиционному ценностному институту, как семья.

Глубоким изучением семьи уже много лет занимается Исследовательская группа общественной истории Польши XIX и XX вв. исторического факультета Варшавского университета под руководством сначала профессора Анны Жарновской, а затем профессора Анджея Шварца. Коллектив работает над исследованием социокультурной истории Польши периода разделов и Второй Речи Посполитой, расширяя проблематику на время после Второй мировой войны, акцентируя внимание на переменах в обществе и культуре в годы существования Польской Народной Республики. Исследователи рассматривают связь между процессами модернизации и переменами в распределении социальных ролей в зависимости от пола. В поле зрения ученых вопросы выравнивания жизненных шансов мужчин и женщин, перемены в частной, семейной, публичной жизни, становление новых общественных ролей женщин. Коллектив исследует проблематику повседневной жизни отдельных социальных групп, трансформацию норм, ценностей и моральных устоев [2]. В работах исследователей предстает не монолитный образ традиционных ценностей, а прослеживается динамика, постепенная эволюция меняющегося общества и его ценностей.

Профессор Ева Грушевская из Университета в Белостоке отмечает устойчивость традиционных ценностей в современной Польше. По ее мнению, это связано прежде всего с высокой религиозностью поляков, а также стремлением избегать ситуаций неопределенности [4, с. 97]. Доктор гуманитарных наук Рената Донец из Ягеллонского университета в Кракове указывает на сильную привязанность поляков к традиционному пониманию семьи, отмечает даже радикализацию в обществе в последние годы традиционных (консервативных) взглядов, касающихся семьи. По мнению исследователя, наблюдается рост неодобрительного отношения к жизни человека без брака, уменьшается число согласных с разводами и абортами [1, с. 54, 57, 70-71].

Исследования по аксиологической проблематике проводят представители католического интеллектуального сообщества в Польше. То, что в Католическом университете в Люблине на теологическом отделении действуют Институт наук о семье и социальной работе, кафедра общественной жизни семьи, свидетельствует о фундаментальном подходе и прикладном применении проводимых исследований. Издаются регулярные «Тетради наук о семье», где представлены результаты работы исследователей-теологов по тематике семейных ценностей.

Интересные суждения по вопросам религиозной морали высказывает профессор Януш Маряньский из Католического университета в Люблине. По его мнению, в Польше пока сохраняется позитивная оценка воспитательной роли католической религии [9, с. 88]. Тем не менее наблюдается процесс постепенного отхода поляков от «морального абсолютизма» в сторону умеренного морального релятивизма. Имеет место и своеобразная «индивидуализация» морали, формирование своего личного мира морали и нравственных норм. Исследователь констатирует, что этот индивидуализированный аксиологический мир, безусловно, отходит от религиозного морального мира [9, с. 89].

На тему ценностей рассуждают и польские психологи. Так, активно пишущий психо-лог-блогер Ярослав Жилиньский отмечает, что сегодня в средствах массовой информации

нередко можно встретить утверждение, что традиционные ценности являются чем-то устаревшим, архаичным и несовременным. Я. Жилиньский с этим не согласен. Являясь практикующим психологом, он старается убеждать семейные пары в необходимости сохранять стабильную, устойчивую и полную семью, избегать разводов и работать над сохранением крепкого супружеского союза. Популярный психолог уверяет своих подписчиков в том, что не является верующим или человеком правицы. Однако он глубоко убежден в том, что традиционные семейные ценности имеют очень большое значение. К ним относятся прежде всего уважение к другому человеку, умение пожертвовать частью себя, чтобы другой член семьи чувствовал себя хорошо. Семья должна быть местом спокойствия, безопасности, постоянства и принципов, которые особенно нужны детям в пору их взросления [16].

О кризисе ценностных ориентаций в польском обществе все чаще говорят представители педагогического сообщества. Так, профессор Катажина Ольбрыхт из Силезского университета в Катовицах обеспокоена тем, что в современной культуре возобладали прагматизм и постмодернизм, отрицающие сам смысл использования понятия «ценности» [12, с. 90]. Исследователь считает, что воспитательный процесс не мыслим без ценностного измерения [12, с. 92]. К. Ольбрыхт беспокоит и то обстоятельство, что современное воспитание все больше нацеливается на формирование у детей и молодежи лишь «экономических», «полезных», материальных ценностей [12, с. 95, 102].

Западное образование, и во все большей степени польское, пишет К. Ольбрыхт, ориентируется на ценности, диктуемые неолиберальной экономикой. Последняя в угоду свободному рынку нацелена на формирование «нетворческих производителей и бескритичных потребителей». Такое образование и воспитание обедняет людей интеллектуально, препятствует развитию моральной чуткости, приучает прежде всего умело адаптироваться к актуальной действительности, а заявляемые цели, как, например, развитие субъектности, творческого отношения, критичности, ответственности за себя и других, открытости и диалога, - это лишь декларативная надстройка [12, с. 95]. В реальной жизни система образования готовит человека к беспощадной и бескомпромиссной конкуренции, нередко ведущейся за счет подавления других, к борьбе за успех, за достижение высокого материального и социального положения. Правила «желаемого» успеха и критерии его оценки диктуются извне, прежде всего рыночными механизмами и моделью «производитель / потребитель», и поддерживаются образами массовой культуры [12, с. 96].

По мнению профессора Вальдемара Фурманека из Жешувского университета, широкое распространение в современном обществе получил так называемый мягкий тоталитаризм, который Папа римский Бенедикт XVI назвал диктатурой релятивизма. Он ведет к уничтожению моральных основ жизни человека и национальных сообществ. В. Фурма-нек считает, что многие представители интеллигенции и политические деятели отходят от традиционных польских ценностей и развивают так называемую «новую польскость», понимая ее в духе либертарианства и постмодернизма [3, с. 138].

По мнению исследователя, в настоящее время имеет место аномия ценностей, т. е. установление неопределенности в аксионормативной системе человека [3, с. 140]. В результате индивидуум утрачивает свои моральные корни, чувство долга. Вместо норм остаются лишь неорганизованные влечения. «Аномийный» человек истощен духовно, сосредоточен только на самом себе и ни перед кем не отвечает. Ценности других людей он высмеивает и презирает.

Такие тенденции опасны тем, считает В. Фурманек, что они разрушают воспитательную среду в обществе (семья, школа), деморализуют медийное пространство, способствуют всеобщему неврозу, «токсичному» образу жизни (различного рода зависимостям от «потребительских соблазнов») и мировоззренческой инконгруэнтности [3, с. 142-143]. По-

гоня за «успехом» маргинализирует вопросы о смысле жизни, высших ценностях и целях человека. По сути дела, полагает исследователь, главной ценностью становится гедонизм. Религия перестает быть бесспорной и ясной точкой отсчета. Разрушение семьи и школы влечет за собой нарушения в сфере межпоколенческой коммуникации, создает серьезные проблемы в передаче основополагающих ценностей от старшего поколения младшему. Утверждение идеологии «гендера» в системе просвещения ведет к ограничению влияния родителей на обучение и воспитание своих детей в образовательном учреждении.

Личная свобода, полагает В. Фурманек, стала теперь ценностью почти неограниченной. Люди с трудом отличают добро от зла, моральное действие от неморального. Такие понятия, как стыд и бесстыдство, теперь вообще не существуют. Исследователь считает, что аксиологический кризис угрожает самому существованию польского народа. Этому способствует сокращение преподавания истории в школе, пренебрежение национальными традициями и их забвение, распространение неуважительного отношения к патриотическому поведению, что проявляется, например, в пренебрежительном отношении к доблестным поступкам и героическим личностям. Происходит обесценивание национальных символов. В польской истории выискиваются только негативные моменты. В условиях углубления интеграционных процессов в ЕС наблюдается «агрессивное» стремление к стиранию национальной идентичности государств и народов [3, с. 146-150].

Кризис системы ценностей негативно влияет прежде всего на молодежь. В. Фурма-нек считает, что в этих условиях главной задачей педагогов является защита молодого поколения от неопределенности в сфере ценностей. Молодежь следует воспитывать таким образом, чтобы она могла справляться с кризисом ценностей в своей жизни. Необходимо выстраивать воспитательный процесс так, чтобы научить детей и молодых людей открывать для себя высшие ценности и уважительно к ним относиться.

Весьма обстоятельно дискуссии о ценностях в польском обществе исследовала доктор гуманитарных наук Малгожата Куницкая из Щецинского университета. Она подробно раскрыла ценностные подходы сторонников «гендерной» концепции человека, а также позицию приверженцев «персоналистской» антропологии. Исследователь, в частности, отметила, что в последние годы стало заметным широкое внедрение в науку и общественно-политическую жизнь новой культурной парадигмы, ставящей под вопрос традиционные представления о человеческой природе, ее постоянных и существенных элементах, в том числе половую идентичность человека [7, с. 94]. Согласно теории «гендера», половая идентичность не имеет постоянной, неизменной основы и обусловлена в первую очередь социокультурными факторами [7, с. 96].

Сторонники этого подхода полагают, что биологический пол является продуктом культуры. Не существует мужественности и женственности. Половая идентичность эластична, и ее можно всякий раз менять [7, с. 98]. Человек в праве самостоятельно решать, какого он пола, независимо от установлений природы. Полноценному развитию личности мешают стереотипы, «впутывающие» ее в тяжелую сеть зависимостей от социума [7, с. 99, 104]. Так, свободу женщины ограничивает стереотип жены и матери, который ведет к неравенству полов во многих сферах жизни [7, с. 100]. Следовательно, необходимо противодействовать подобной дискриминации, разрушать суеверия и предрассудки, связанные со стереотипами женственности и мужественности, которые передаются в процессе воспитания, ставить под сомнение устоявшиеся представления о природе человека, критиковать «патриархальный образ мышления» [7, с. 104].

Исследователь отмечает, что сторонники «гендерной» концепции считают необходимым разъяснять учащимся наличие стереотипного полового поведения и, соответственно, деконструировать имеющиеся половые стереотипы, указывать на возможность изменения

и реинтерпретации стереотипного социального поведения в пользу создания собственной половой идентичности [8, с. 91-92]. В детских садах предлагается вводить практику попеременного исполнения детьми женских и мужских ролей, использовать «более нейтральные» игрушки, которые не привязывали бы ребенка к его половой роли, позволяя тем самым уже в детском возрасте преодолеть стереотипный подход к полу [6, с. 126, 128].

М. Куницкая подробно характеризует взгляды противников «гендера». За лозунгом «равенства полов», как они полагают, скрывается не столько борьба за равноправие, сколько стремление к целенаправленной ликвидации половой идентичности, что недопустимо. Критики «гендера» ссылаются на мнение Папы римского Иоанна Павла II, считавшего, что равное достоинство женщин не означает их идентичность с мужчинами [6, с. 128]. Такая идентичность обеднила бы женщину и все общество, исказила и уничтожила неповторимое богатство и внутреннюю ценность женственности. Никакой ответ на проблемы женщин не может абстрагироваться от их роли в семье. Нельзя пренебрегать фактом, что каждая новая жизнь без остатка посвящена заботам именно женщины, которая носит эту жизнь в своей утробе. Понтифик призывал также бороться с ошибочным представлением о том, что материнство порабощает женщин и что преданность семье и особенно детям не позволяет им реализовы-вать личные устремления, делает невозможным активное участие в общественной жизни.

В споре с поборниками «гендерной» теории, отмечает исследователь, «персоналисты» обращают внимание на то, что половая идентичность не детерминирована исключительно обществом и культурой, что существует сильная генетическая обусловленность пола [7, с. 100]. Пол является существенным элементом психофизиологической структуры человека, и его нельзя оттеснять на задний план в процессе воспитания. В процессе воспитания учитель должен усиливать в ребенке чувство его половой принадлежности. Пол - это дар природы, от которого не следует отделять культуру, иначе он будет сведен лишь к «факту культуры».

Для сторонников «персоналистской» антропологии традиционное понимание природы человека стоит на страже неизменности моральных принципов и уважения естественного права. Предложение отойти от этой парадигмы, отмечает исследователь, воспринимается критиками «гендера» как покушение на человеческую природу, целостность и половую идентичность человека. Утверждение установок гендерного подхода влечет за собой неустойчивость и размытость любых норм и моделей поведения, в том числе в аспекте человеческой сексуальности [7, с. 103-104].

Для критиков «гендерной» концепции, поясняет М. Куницкая, человеческая личность неотделима от природы. Они убеждены в том, что человек обладает телесностью, изначально определенной ему природой и характеризующей его человеческую суть. Человек является неразделимой целостностью, интегрирующей в себе физические, психические и духовные начала. «Персоналисты» подчеркивают важность биологического измерения человека, не соглашаются с его восприятием только сквозь призму социокультурного подхода, выступают против сведения различий между мужчиной и женщиной лишь к общественным стереотипам, противятся манипулированию природой, отстаивают необходимость естественного и гармоничного развития человеческой личности [7, с. 104].

М. Куницкая отмечает, что продвижение «гендерной» концепции в области сексуальной ориентации и половой идентичности, особенно если это касается обучения и воспитания молодежи, противоречит ожиданиям многих родителей христианского вероисповедания. Их беспокоят намерения властей ЕС «стереть» различия между полами, «отменить» идентичность мужчины и женщины, провести нормативную дерегуляцию сексуальности [8, с. 92-93].

Десятилетие назад популярный польский журнал «Пшекруй» представил большой социологический анализ состояния современной польской семьи [10]. По мнению авторов материала, понятие «польская семья» постепенно теряет свой смысл. Традиционная мо-

дель - супруги и двое детей - постепенно уходит в забытье. Социолог Альдона Журек из Познаньского университета утверждает, что власти вообще не замечают изменений, происходящих в обществе [10, с. 48]. По ее словам, власть предержащие, говоря о защите семьи, всё время подразумевают только одну модель: муж, жена, дети. «По данным Главного статистического управления Польши, в начале 1990-х гг. число детей из внебрачных семей составило 6-7 %. Теперь этот показатель достиг 17-19 %, а в крупных городах - даже 22 %. И хотя официальные данные этого не показывают, у большинства этих детей есть мама и папа, совместно ведущие домашнее хозяйство», - отмечает автор публикации В. Миколушко [10, с. 49]. Традиционная модель семьи, напоминает А. Журек, предполагала воспитание как минимум двоих детей. Сегодня всё больше пар решается лишь на одного ребенка. По словам исследователя, в Польше популярность завоевывает модель «DINKY», т. е. «Doublelncome, NoKidsYet» - «двойной доход, никаких детей». Когда-то такой подход казался абсолютно недопустимым [10, с. 50]. Есть еще более радикальная модель - «LAT», «LivingApartTogether» - «быть вместе, живя отдельно» [10, с. 51]. Однако существуют и такие супружеские пары, которые сразу же покупают две квартиры. «Семьи как сообщества сегодня сами выбирают среду, в которой хотят функционировать, - делает вывод А. Журек, - зачастую это уже не среда их родителей» [10, с. 52]. Таким образом, данный материал дает представление о том, какие изменения происходили в сфере семейных отношений в Польше на рубеже ХХ и XXI вв.

Крайне любопытно сравнить эти тенденции с результатом исследования, проведенного в 2017 г. Выяснилось, что 65 % одиноких поляков декларируют правые взгляды и демонстрируют приверженность традиционным ценностям [13]. При этом наблюдается постепенный рост числа одиноких людей (таковым является каждый пятый поляк), что явно не демонстрирует приверженность семейным ценностям. Доктор гуманитарных наук из Лодзинского университета Юлита Чернецкая признает, что наиболее удивительным результатом исследования является слом стереотипов относительно одиноких поляков, о которых бытовало мнение, что они весьма либеральны, не разделяют семейных ценностей, часто меняют партнеров, сосредоточены на карьере и хотят надолго оставаться одиночками. Вместе с тем исследование показало решительный поворот в обществе к традиционным ценностям после десятилетий обращения к ценностям западным. 96 % «одиночек» заявили, что стремятся к созданию семьи. Было замечено, что традиционные ценности важны даже для либерально настроенных одиноких поляков: они лишь выдвигают самореализацию на первый план. Среди важнейших ценностей опрошенные назвали семью, любовь и детей. Исследование показало также, что польское общество негативно настроено по отношению к разведенным. По мнению Ю. Чернецкой, поляки тоскуют о настоящих чувствах, настоящей любви и ценностях, скрепляющих союз на долгие годы.

Таким образом, в целом можно отметить, что актуализация ценностной проблематики в дискурсе польских исследователей связана с вызовами современной цивилизации. Важной тенденцией развития глобального мира стало широкое распространение ценностей и идеалов западной либеральной культуры. К ним относятся представления о личной свободе человека, утверждение ценностей потребления, утилитаризма, практицизма. Исследователи обращают внимание на проникновение в польское общество «коммерческой» культуры, жесткой соревновательности, борьбы за материальный успех. Наблюдаются усиление морального релятивизма и индивидуализация морали. Катажина Ольбрыхт говорит о выдвижении на первый план ценностей «низшего» порядка и забвении «высших» ценностей. Вальдемара Фурманека беспокоит утверждение «аномии» в аксионормативной системе человека. Серьезным вызовом для польского общества, по мнению исследователей, стало распространение теории «гендера», переворачивающей устоявшиеся представ-

ления о человеке. Ее сторонники добиваются существенного пересмотра принципов обучения и воспитания детей и молодежи, что находит поддержку со стороны властей ЕС.

В этих условиях польские исследователи обращают пристальное внимание на содержание представлений о традиционных ценностях, отмечают их важную роль в формировании христианской культурной традиции. Подчеркивается, что, несмотря на все современные и секулярные веяния, в польском обществе продолжают доминировать католические представления о морали, человеке, семье, миссии школы, важности сохранения польской национальной идентичности. В защиту этих ценностей выступают церковь, представители интеллигенции, педагогического сообщества, публицисты, политические деятели. Mобили-зация сторонников традиционных ценностей привела к победе консерваторов на выборах 2015 г. Однако у некоторых исследователей вызывает тревогу высокий «накал страстей» в польском обществе, связанный с конфликтом на почве аксиологических разногласий.

Библиографический список

1. Doniec R. Rodzina polska w XXI wieku - przemiana i kondycja. Próba syntezy // Pedagogika Spoleczna. 2013. Rok XII. № 4 (50). S. 45-73.

2. Dzialaczki spoleczne, feministki, obywatelki... : Samoorganizowanie siç kobiet na ziemiach polskich po 1918 roku (na tle porównawczym). Warszawa, 2009. 472 s.

3. Furmanek W. Wspóczesnosc - zagrozenia dotycz^ce swiata wartosci // Studia Paedagogica Ignatiana. 2016. Vol. 19. № 1. S. 125-155.

4. Gruszewska E. Transformacja wartosci a postawy przedsiçbiorcze Polaków // Annales. Etyka w zyciu gospodarczym. 2014. Vol. 17. № 3. S. 91-101.

5. Jasinska-Kania A. Zmiany wartosci Polaków a procesy transformacji, europeizacji i globalizacji // Wartosci i zmiany. Przemiany postaw Polaków w jednocz^cej siç Europie. Warszawa, 2012. S.318-341.

6. Kunicka M. Równosc i toZsamosc. W trosce o (nie)harmonijny rozwój dziecka (cz. 1) // Kultura - media - teologia. 2014. № 18. S. 117-130.

7. Kunicka M. Nowy paradygmat kulturowy. W trosce o (nie)harmonijny rozwój dziecka (cz. 2) // Kultura - media - teologia. 2014. № 19. S. 93-106.

8. Kunicka M. Polityka równosciowa w edukacji. W trosce o (nie)harmonijny rozwój dziecka (cz. 3) // Kultura - media - teologia. 2015. № 20. S. 88-103.

9. Marianski J. Religia i moralnosc w swiadomosci Polaków - analiza socjologiczna // Zeszyty Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego. 2014. T. 57. № 4 (228). S. 67-91.

10. Mikoluszko W. Nowa liga rodzin polskich // Przekrój. 2007. № 41. S. 48-52.

11. Moroska A. Prawicowy populizm a eurosceptycyzm (na przykladzie Listy Pima Fortuyna w Holandii i Ligi Polskich Rodzin w Polsce). Wroclaw : Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2010.

12. Olbrycht K. Wychowanie do wartosci - w centrum aksjologicznych dylematów wspólczesnej edukacji // Paedagogia Christiana. 2012. № 1/12. S. 89-104.

13. Polscy single maj^ pogl^dy prawicowe. «Ceni^ wartosci tradycyjne» // Wiadomosci : [сайт]. 2017. 14 февр. URL: https://wiadomosci.radiozet.pl/Polska/Polscy-single-maja-poglady-prawicowe.-Cenia-wartosci-tradycyjne (дата обращения: 20.10.2018).

14. Rogowski W. Ideologia gender w krytyce medialnej srodowisk prawicy w Polsce // Swiat Idei i Polityki. Rocznik Instytutu Nauk Politycznych Unwersytetu KazimierzaWielkiego w Bydgoszczy. Wydawnictwo Adam Marszalek. Torun, 2013. T. 12. S. 26-41.

15. Zawadzka K. Kwestie gender w polityce edukacyjnej. Analiza programów partii politycznych // Swiat Idei i Polityki. Rocznik Instytutu Nauk Politycznych Unwersytetu Kazimierza Wielkiego w Bydgoszczy. Wydawnictwo Adam Marszalek. Torun, 2015. T. 14. S. 391-412.

16. Zylinski J. Tradycyjni wartosci // naTemat : [сайт]. 2013. 18 янв. URL: https://jarekzylinski. natemat.pl/47491,tradycyjne-wartosci (дата обращения: 25.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.