Научная статья на тему 'Особенности внешнеторговой и инвестиционной политики Польши'

Особенности внешнеторговой и инвестиционной политики Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1775
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА / ПОЛЬША / ЕС / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПИИ / ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габарта Анджей Артурович

В статье рассматриваются особенности внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества Польши в 2004-2015 гг. После вступления Польши в ЕС в 2004 г. произошли значительные изменения в географической направленности польской внешней торговли. Имела место переориентация торговых потоков с бывших социалистических стран на новых партнёров по интеграционному объединению. В настоящее время большая часть как польского экспорта, так и импорта приходится на внутрирегиональную торговлю. В статье анализируется воздействие прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и роль транснациональных компаний на структуру польской торговли. Выделяются характерные особенности географической структуры внешней торговли Польши, её масштабы и динамика на современном этапе. Отмечена специфика участия Польши в международном движении капитала. Описана роль ПИИ в модернизации польского национального хозяйства, их отраслевая специализация. Рассмотрен феномен польских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), мотивы их осуществления, основные направления и масштабы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеторговой и инвестиционной политики Польши»

УДК 339, 339.5, 339.727.22 Анджей ГАБАРТА

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества Польши в 2004-2015 гг. После вступления Польши в ЕС в 2004 г. произошли значительные изменения в географической направленности польской внешней торговли. Имела место переориентация торговых потоков с бывших социалистических стран на новых партнёров по интеграционному объединению. В настоящее время большая часть как польского экспорта, так и импорта приходится на внутрирегиональную торговлю. В статье анализируется воздействие прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и роль транснациональных компаний на структуру польской торговли. Выделяются характерные особенности географической структуры внешней торговли Польши, её масштабы и динамика на современном этапе. Отмечена специфика участия Польши в международном движении капитала. Описана роль ПИИ в модернизации польского национального хозяйства, их отраслевая специализация. Рассмотрен феномен польских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), мотивы их осуществления, основные направления и масштабы.

Ключевые слова: Центральная Европа, Польша, ЕС, внешняя торговля, экспорт, импорт, внутрирегиональная торговля, международное движение капитала, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, прямые зарубежные инвестиции, ПЗИ.

Современная структура внешней торговли Польши, а также её географическая направленность во многом являются результатом социально-экономических преобразований, которые произошли в её национальном хозяйстве за последние 26 лет.

Одной из особенностей польской социально-экономической трансформации стало быстрое проведение в этой стране экономической либерализации, вовлечение её в мировую экономику посредством расширения международной торговли, движения капитала, рабочей силы. В 1991-2015 гг. объём экспорта товаров увеличился более чем в 15 раз с 14,9 млрд долл. США до 200,3 млрд долл. США. Подобная тенденция наблюдалась с объёмом импорта товаров, который в аналогичном периоде вырос с 15,5 млрд долл. США до 197,7 млрд долл. США, более чем в 12 раз [Польская статистическая служба, 2016]. Несмотря на это, позиция Польши в мировой торговле достаточно скромна. Доля Польши в мировом экспорте товаров

© Габарта Анджей Артурович, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД России; ведущий научный сотрудник отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope6201697106

составляет 1,1%, в импорте - 1,2% [Всемирный банк, 2016]. Характерной особенностью современного торгового баланса Польши стал его хронический дефицит.

Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), Польша входит в тридцатку стран-лидеров по объёму экспорта (24-е место) и импорта (также 24-е место) в мире [ВТО, 2016], что говорит о значимой роли внешней торговли в экономическом развитии страны и о том, что Польша смогла найти своё место в международном разделении труда.

О роли внешней торговли в экономическом развитии Польши говорят опережающие темпы роста товарного экспорта по сравнению с ВВП. В 2000-2015 гг. ВВП Польши вырос в 2,2 раза, а экспорт товаров почти в пять раз [Всемирный банк, 2016]. Экспортная квота страны, посчитанная как соотношение объёма экспорта к ВВП, довольно значительна - более 40% [Министерство экономического развития Польши, 2016: 13]. В 1991-2015 гг. произошёл рост товарной диверсификации экспорта. Доля промышленных товаров в экспорте страны возросла с 55,3% до 78,9%, но удельный вес технологичных товаров остаётся на достаточно низком уровне - 8,8% [Всемирный банк, 2016].

Вступление Польши в ЕС привело к переориентации значительной части торговых потоков с бывших социалистических стран на новых партнёров по интеграционному объединению. В 2015 г. на внутрирегиональную торговлю Польши приходилось 79,4% объёма экспорта и более 60% объёма импорта [Министерство экономического развития Польши, 2016: 13]. С одной стороны, ЕС стал ёмким рынком сбыта для польской продукции, с другой - значительно возросла зависимость товарного экспорта Польши от экономической конъюнктуры в странах ЕС.

Другим следствием вступления в ЕС стало размещение на территории Польши зарубежных производств крупных транснациональных корпораций (ТНК). Это способствовало формированию производственных цепочек в промышленном производстве, модернизации обрабатывающей промышленности на основе импортных технологий. Противоречивым остаётся вопрос о влиянии ТНК на эффективность участия Польши в международной торговле.

Важной особенностью развития товарной структуры польского экспорта является его зависимость от притока иностранного капитала, который является проводником новых технологий и инноваций в национальное хозяйство. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИП) также обуславливает импорт в Польшу инвестиционных товаров, доля которых достигает 80% в общей структуре. С одной стороны, ПИП оказывают огромное влияние на промышленный потенциал польской экономики, её модернизацию, с другой - являются главной причиной дефицита торгового баланса. Приток ПИП - один из катализаторов роста производства экспортных товаров в Польше.

Иностранный капитал оказал большое влияние на структуру польского экспорта. Если в начале периода трансформации в её основе были товары текстильной промышленности, металлургии, деревообрабатывающей отрасли и добывающих секторов экономики, то в 2000 г. в структуре польского импорта произошли серьёзные изменения. Доля электромашиностроения в импорте удвоилась и в 2015 г. составляла 40,8%. Объём экспорта товаров химической отрасли вырос до 13,5% [Министерство экономического развития Польши, 2015: 9]. Особо стоит отметить, что за последние 25 лет в структуре польского экспорта стремительно растёт доля товаров агропромышленного комплекса, которая в 2015 г. превысила 13% [Министерство экономического развития Польши, 2015: 9].

О конкурентоспособности польских товаров на внешних рынках свидетельствует географическая структура польского экспорта. Более 85% экспорта направляется в развитые страны, главным образом в государства ЕС (79,3%). В 2004-2015 гг. объём экспорта в страны ЕС вырос более чем в 3,8 раза, хотя их доля в совокупном польском экспорте сократилась с 80,7% до 79,3%. Также необходимо отметить, что динамика роста экспорта в новые страны-члены ЕС была выше, чем в странах ЕС-15.

Следующими по важности торговыми партнёрами для Польши являются европейские страны СНГ: Белоруссия, Россия и Украина. Их доля в польском экспорте составляет 5,6% [Министерство экономического развития Польши, 2015: 7]. До 2014 г. объём экспорта польских товаров на рынки данных стран стремительно увеличивался. В 2004-2013 гг. величина польского экспорта выросла: в Россию - в 3,5 раза, на Украину - в 2,6 раза, в Белоруссию - в четыре раза [Министерство экономического развития Польши, 2015: 7]. В 2014-2015 гг. произошло уменьшение на 50% объёмов поставляемой продукции по этим направлениям. Одной из основных причин изменения данного тренда стал экономический кризис в России, обусловленный структурными проблемами национальной экономики, снижением стоимости энергоресурсов, введением санкций, в том числе со стороны ЕС вследствие вооруженного конфликта на востоке Украины.

Экспорт в страны с формирующимися рынками (emerging markets) без учёта стран СНГ вырос с 5,2% до 8,6% [Министерство экономического развития Польши, 2015: 7]. Основным торговым партнёром Польши на Ближнем Востоке является Турция, её доля во внешнеторговом обороте составляет более 3% [Масумова, 2016: 113].

В 2004-2015 гг. товарная структура внешней торговли Польши подверглась существенному изменению. Основу польского экспорта составляют товары с высоким уровнем добавленной стоимости - продукция машиностроения, доля которой в товарном экспорте составляет более 40%. В анализируемый период её величина выросла в 2,8 раза. Одновременно наблюдалась тенденция роста импорта товаров электромашиностроения, транспортного оборудования и полуфабрикатов. Знаковым событием стало достижение профицита в торговле в данной группе товаров.

Таблица 1. Изменения в географической структуре внешней торговли Польши в 2004-2015 гг., в млн долл. США.

2015 Доля в экспорте, % Доля в импорте, % 2004 Доля в экспорте, % Доля в импорте, %

экспорт импорт сальдо экспорт импорт сальдо

Весь Мир 200 342,8 197 682,1 2 660,7 100,00 100,00 73 781,00 88 156,00 -14 375,00 100,00 100,00

Развитые страны 171 892,2 132 252,0 39 640,2 85,80 66,90 62 851,10 66 890,40 -4 039,30 85,27 75,94

ЕС 159 240,6 118 775,2 40 465,4 79,48 60,08 58 366,90 60 110,50 -1 743,60 79,23 68,26

Германия 54 381,4 45 291,9 9 089,5 27,14 22,91 22 134,00 21 481,20 652,80 30,05 24,38

Великобритания 13 520,8 5 360,6 8 160,2 6,75 2,71 3 986,50 2 922,40 1 064,10 5,41 3,33

Чехия 13 315,5 6 894,9 6 420,6 6,65 3,49 3 188,50 3 188,10 0,40 4,32 3,62

Франция 11 118,0 7 424,8 3 693,2 5,55 3,76 4 454,30 5 924,10 -1 469,80 6,05 6,73

Италия 9 698,2 10 661,6 -963,4 4,84 5,39 4 507,80 6 934,30 -2 426,50 6,12 7,90

Нидерланды 8 875,9 7 612,6 1 263,3 4,43 3,85 3 166,20 3 072,30 93,90 4,30 3,48

Швеция 5 489,3 3 641,0 1 848,3 2,74 1,84 2 577,30 2 381,30 196,00 3,51 2,71

Венгрия 5 337,8 3 225,7 2 112,1 2,66 1,63 1 317,80 1 453,40 -135,60 1,78 1,64

Испания 5 251,6 4 384,2 867,4 2,62 2,22 1 805,00 2 351,70 -546,70 2,46 2,67

Словакия 5 152,7 3 600,3 1 552,4 2,57 1,82 1 893,80 1 663,50 230,30 2,56 1,89

ЕАСТ 4 586,6 4 169,6 417,0 2,29 2,11 1 871,30 2 310,50 -439,20 2,51 2,61

Норвегия 2 733,1 3 080,70 -347,6 1,36 1,56 1 319,20 1 268,30 50,90 1,76 1,43

Прочее развитые страны 8 008,3 9 251,3 -1 243,0 4,00 4,68 4 263,70 4 446,50 -182,80 5,74 5,05

США 4 465,0 5 256,8 -791,8 2,23 2,66 1 775,60 2 119,40 -343,80 2,40 2,40

Канада 1 238,5 372,8 865,7 0,62 0,19 264,00 245,60 18,40 0,36 0,28

Япония 570,9 2 674,7 -2 103,8 0,28 1,35 170,90 1 711,20 -1 540,30 0,23 1,95

Развивающиеся страны 17 930,8 48 445,5 -30 514,7 8,95 24,51 4 263,70 12 515,90 -8 252,20 5,74 14,17

Россия 5 693,8 14371,8 -8 678,0 2,84 7,27 2 842,70 6 390,60 -3 547,90 3,82 7,22

Украина 3 301,9 1 699,1 1 602,8 1,65 0,86 2 023,40 1 038,50 984,90 2,74 1,18

Белоруссия 1 325,8 840,2 485,6 0,66 0,43 565,20 698,50 -133,30 0,76 0,78

Турция 3 101,2 2 888,4 212,8 1,55 1,46 901,40 1 111,10 -209,70 1,22 1,26

Китай 2 016,9 22 825,1 -20 808,2 1,01 11,55 555,80 4 064,60 -3 508,80 0,75 4,59

Источник: Рассчитано автором на основе данных Польской статистической службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.pl/banki-i-bazy-danych/handel-zagraniczny/, дата обращения: 27.11.2016.

Второй по значимости статьей польского экспорта является продукция химической промышленности - 13,5%. За 12 лет, прошедших со вступления Польши в ЕС объём экспорта вырос в 3,6 раза. Несмотря на это, во внешней торговле Польши сохраняется незначительный дефицит в торговле этими товарами. В 2015 г. он составил чуть менее 7 млрд долл. США [Польская статистическая служба, 2016].

После вступления Польши в ЕС в структуре её экспорта выросло значение продукции агропромышленного комплекса, доля которого увеличилась до 13,3%. Объём экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос более чем 4,1 раза. Более 80% товаров данной группы направляется на рынки развитых стран [Польская статистическая служба, 2016].

Таблица 2. Изменения в товарной структуре внешней торговли Польши в 2004-2015 гг., в млн долл. США.

2015 Доля в экспорте, % Доля в импорте, % 2004 Доля в экспорте, % Доля в импорте, %

экспорт импорт сальдо экспорт импорт сальдо

Всего 73 781,2 88 156,4 -14 375,2 100,0 100,0 200 342,8 197 682,2 2 660,7 100,0 100,0

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) 26 631,2 17 921,5 8 709,7 13,3 9,1 6 483,6 5 453,1 1 030,5 8,8 6,2

Минеральные продукты 6 830,6 15 886,6 -9 056,1 3,4 8,0 4 228,3 9 198,8 -4 970,5 5,7 10,4

Продукция химической промышленности, каучук 27 081,1 34 050,7 -6 969,6 13,5 17,2 7 532,5 15 385,8 -7 853,3 10,2 17,5

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1 199,0 1 339,8 -140,8 0,6 0,7 452,4 808,9 -356,5 0,6 0,9

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9 610,7 7 085,0 2 525,7 4,8 3,6 4 666,0 3 681,6 984,4 6,3 4,2

Текстиль, текстильные изделия и обувь 8 290,8 11 617,0 -3 326,2 4,1 5,9 3 955,4 5 438,8 -1 483,4 5,4 6,2

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 4 930,2 2 646,8 2 283,4 2,5 1,3 1 965,5 1 463,4 502,1 2,7 1,7

Металлы и изделия из них 19 864,8 20 610,4 -745,6 9,9 10,4 9 261,5 9 136,3 125,2 12,6 10,4

Машины, оборудование и транспортные средства 81 746,1 78 695,8 3 050,3 40,8 36,7 29 656,5 35 939,6 -6 283,1 40,2 40,8

Другое 14 158,4 7 828,5 6 329,9 7,1 4,1 5 579,4 1 649,9 3 929,5 7,6 1,9

Источник: Рассчитано автором на основе данных Польской статистической службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.pl/banki-i-bazy-danych/handel-zagraniczny/, дата обращения: 12.12.2016.

Экономический кризис 2008 г. положил конец долгосрочной и положительной динамике роста польского товарооборота. В 2009 г. экспорт уменьшился на 15,5%, а импорт - на 25,5% по сравнению с предшествующим годом. В 2009 г. объёмы экспорта в страны ЕС уменьшились на 14,5%, в страны СНГ - на 38,1%, в том числе в Россию - на 40,6%, на Украину - на 43,3%. Импорт товаров из ЕС уменьшился на 24,5%, из стран СНГ - на 37,7% [Министерство экономики Польши, 2015: 36].

Восстановление объёмов экспорта наступило достаточно быстро. Так, в 2010 г. удалось достичь и превысить предкризисный объём экспорта. Восстановление импорта пришлось ждать три года. В 2013 г. объём экспорта был на 42% выше, чем в предкризисный 2008 г.

Как уже упоминалось раннее, основным торговым партнёром Польши являются страны ЕС. В 2015 г. на внутрирегиональную торговлю приходилось более 69% польского товарооборота. Более 79% товарного экспорта было направленно на общеевропейский рынок, 60% импортных товаров поступило из стран ЕС.

Таблица 3. Внутрирегиональная торговля Польши со странами ЕС в 2015 г., в млн долл. США.

Страна экспорт импорт сальдо Доля в экспорте, % Доля в импорте, %

Австрия 3 542,23 3 514,78 27,45 1,77 1,78

Бельгия 4 374,44 4 822,61 - 448,17 2,18 2,44

Болгария 994,26 575,15 419,11 0,50 0,29

Великобритания 13 520,85 5 360,62 8 160,22 6,74 2,71

Венгрия 5 337,80 3 225,71 2 112,09 2,66 1,63

Германия 54 381,40 45 291,93 9 089,47 27,11 22,89

Голландия 8 875,89 7 612,58 1 263,31 4,43 3,85

Греция 837,61 505,87 331,74 0,42 0,25

Дания 3 378,01 2 446,99 931,02 1,68 1,24

Ирландия 697,93 1 637,64 - 939,71 0,35 0,83

Испания 5 251,60 4 384,18 867,42 2,62 2,21

Италия 9 698,25 10 661,62 - 963,37 4,84 5,39

Кипр 388,15 274,44 113,71 0,19 0,14

Латвия 1 633,76 398,28 1 235,48 0,81 0,20

Литва 2 813,39 1 109,06 1 704,33 1,40 0,56

Люксембург 240,39 324,31 - 83,92 0,12 0,16

Мальта 58,70 30,47 28,23 0,03 0,02

Португалия 756,54 620,01 136,52 0,38 0,31

Румыния 3 310,64 1 628,41 1 682,22 1,65 0,82

Словакия 5 152,65 3 600,33 1 552,33 2,57 1,82

Словения 702,21 713,01 - 10,81 0,35 0,36

Финляндия 1 524,30 1 673,55 - 149,24 0,76 0,85

Франция 11 118,02 7 424,81 3 693,22 5,54 3,75

Хорватия 612,03 189,70 422,33 0,31 0,10

Чехия 13 315,47 6 894,87 6 420,60 6,64 3,48

Швеция 5 489,33 3 641,04 1 848,29 2,74 1,84

Эстония 1 152,37 201,78 950,59 0,57 0,10

Источник: Рассчитано автором на основе данных Польской статистической службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.pl/banki-i-bazy-danych/handel-zagraniczny/, дата обращения: 12.12.2016.

В 2015 г. основным торговым партнёром Польши, как в мире, так и в рамках ЕС, являлась Германия. В период 2004-2015 г. товарооборот с Германией вырос почти в 2,5 раза и составил 99,673 млрд долл. США. В рамках внутрирегиональной торговли доля этой страны во всем товарообороте Польши составила 35,9%. В 2015 г. более 60% внутрирегионального товарооборота помимо Германии приходилось ещё на четыре государства: на Италию - 7,3%, на Чехию - 7,3%, на Великобританию - 6,8% и на Францию - 6,7% [Польская статистическая служба, 2016].

Вторым по значимости торговым партнёром с точки зрения экспорта польской продукции в 2015 г. являлась Великобритания. В 2004-2015 гг. товарооборот вырос в 2,9 раза и составил 20,429 млрд долл., экспорт вырос в 3,4 раза и составил 13,520 млрд долл., импорт увеличился в 1,8 раза до 5,360 млрд долл. США [Польская статистическая служба, 2016].

В 2015 г. Чехия заняла третье место во внутрирегиональном польском экспорте - 8,4%. В 2004-2015 г. товарооборот с Чехией вырос более чем в три раза и составил 20,210 млрд долл., экспорт вырос в 4,2 раза и составил 13,315 млрд долл., импорт из Чехии увеличился в 2,2 раза до 6,894 млрд долл. США [Польская статистическая служба, 2016].

В анализируемый период Франция заняла четвертое место во внутрирегиональном польском экспорте - 7%. Пятёрку стран-лидеров среди направлений польского экспорта замыкает Италия. В 2004-2015 гг. товарооборот с Италией вырос в 1,8 раза и составил 20,359 млрд долл. США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность страны притягивать в свою экономику прямые иностранные инвестиции (ПИИ) свидетельствует о её инвестиционной привлекательности, и говорит о степени вовлечённости страны в мировую экономику. Инвестиционная привлекательность указывает на экономическую и политическую стабильность страны, наличие доступа к необходимым экономическим ресурсам.

Другими конкурентными преимуществами в глазах иностранных инвесторов являются: географическое положение страны, большая ёмкость внутреннего рынка, наличие квалифицированной и недорогой рабочей силы, низкий уровень налогового бремени. Налог на доходы юридических лиц в Польше составляет 19%, в то время как средний показатель среди стран ОЭСР - 23,7%. Помимо этого, в Польше функционирует 14 особых экономических зон, локализация промышленности в которых позволяет иностранным инвестором дополнительно оптимизировать свои издержки.

Иностранные инвесторы стали проявлять интерес к польской экономике только спустя несколько лет после начала системной трансформации. В среднем за период 1991-2014 гг. объёмы притока ПИИ в Польшу выросли с 359 млн долл. США до 13,882 млрд долл. США [ЮНКТАД, World Investment Report 2015: A3].

В 2014 г. общий объём притока ПИИ в мировой экономике составили 1,23 трлн долл. США [ЮНКТАД, World Investment Report 2015: 2], из чего почти 14 млрд долл. США поступило в экономику Польши. Согласно конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2014 г. Польша вошла в 20 стран с наибольшим притоком ПИИ [ЮНКТАД, World Investment Report 2015: 5].

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. около 90% ПИИ поступали в форме вклада в акционерный капитал польских предприятий. Эта тенденция стала меняться после 2004 г., когда стала наблюдаться тенденция все большего реинвестирования доходов, получаемых зарубежными компаниями в свои дочерние компании, локализованные в Польше. Это связано с тем, что к 2004 г. стали постепенно завершаться процессы приватизации государственной собственности в Польше, и доля иностранного капитала в общем объёме ПИИ, которые раньше поступали в экономику страны для приобретения национальных компаний, значительно уменьшились.

Согласно докладу ЮНКТАД "о мировых инвестициях 2015", в 2014 г. в Польше иностранными инвесторами было объявлено о начале строительства с нуля новых предприятий (greenfield) на общую сумму - 7,5 млрд долл. США [ЮНКТАД, World Investment Report 2015: А7]. По объёму объявленных инвестиционных проектов, которые планируются создать с нуля, в 2014 г. Польша занимала 4-е место в Европе, после Великобритании, Испании и Германии. Первое место среди стран Центрально-Восточной Европы.

На протяжении уже многих лет основными иностранными инвесторами в польской экономике являются компании из ЕС. В 2014 г. основными экспортёрами ПИИ из стран ЕС были:

• Люксембург - 5,05 млрд долл.;

• Голландия - 4,65 млрд долл.;

• Франция - 1,6 млрд долл.;

• Бельгия - 1,46 млрд долл.;

• Кипр - 0,997 млрд долл.;

• Германия - 0,84 млрд долларов.

На конец 2014 г. объём накопленных ПИИ в польской экономике составлял 245,161 млрд долл. США [ЮНКТАД, World Investment Report 2015: А16]. По объёму накопленных ПИИ в польской экономике ведущими инвесторами являются: Голландия - 39,346 млрд долл.; Германия - 37,190 млрд долл.; Люксембург - 27,073 млрд долл.; Франция - 26,508 млрд долл.; Испания - 14,389 млрд долл.; Италия - 12,315 млрд долл.; Кипр - 9,34 млрд долл.; Австрия - 8,456 млрд долл.; США - 8,297 млрд долл.; Великобритания - 7,806 млрд долларов.

Основным зарубежным инвестором в Польше являются компании из Голландии. В 2014. г. в Польше функционировало 2 575 юридических лиц с участием голландского капитала, из которых половину (1 522) составляли организации с общей численностью не более девяти человек. Более 57% всех голландских инвестиций сконцентрировано в Мазовецком воеводстве. Самыми крупными голландскими компаниями, которые осуществляют свою деятельность в Польше, являются: ING Group, KPMG International (банковская сфера и консалтинговые услуги), Cinema City International N.V. (индустрия развлечений), CBR Baltic B.V. (строительная отрасль), Damen Shipyards Group (судостроительная сфера), Unilever B.V., Heineken International B.V., Harbin B.V. (пищевая промышленность), Philip Morris Holland В^.(табачная промышленность), Shell Industries B.V., Nestle Oil (ТЭК), UPC (СМИ).

Вторым основным инвестором в Польше выступают немецкие компании. В 2014 г. в Польше функционировало 6 041 юридическое лицо с участием немецкого капитала, из них 3 568 были организации с общей численностью не более девяти человек. Более трети всех немецких инвестиций сконцентрировано также в Мазовецком воеводстве. Самыми крупными немецкими компаниями, которые осуществляют свою деятельность в Польше, являются: Bayer, Benckiser, BMV, MAN, Volkswagen, Metro Group, Deutsche Bank, Hochland, Zott, Lorenz Bahlsen Snack-World GmbH&Co, Tchibo, RWE, ThyssenKrupp, Siemens, Commerzbank AG.

Длительный промежуток времени международная активность польских компаний после смены социально-экономической парадигмы в начале 1990-х гг., сводилась к осуществлению экспортных операций с иностранными партнёрами. Ситуация стала качественно меняться после вступления Польши в ЕС. Открытие новых возможностей благодаря вступлению страны в европейское интеграционное объединение, а также достижение польской экономикой относительной зрелости, которая проявляется в развитии предпринимательской деятельности, а также росте доли частных компаний в формировании ВВП сделали возможным экспорт польского капитала за границу в виде прямых инвестиций.

Основными факторами, которые побуждают польские компании осуществлять ПЗИ, это поиск доступа на новые рынки сбыта, квалифицированной рабочей силы, новых поставщиков и подрядчиков (market seeking).

В настоящее время Польша занимает первое место по объёму накопленных прямых зарубежных инвестиций среди стран Центральной Европы, входящих в ЕС. Их величина по состоянию на конец 2014 г. составила 27,155 млрд долл. США [Народный Банк Польши, 2016]. В 2004-2014 гг. экспорт капитала из Польши в виде прямых инвестиций вырос почти в 30 раз [Министерство экономического развития Польши, 2015:1].

Польские компании всё чаще принимают решение осуществлять капиталовложения за рубеж, путём приобретения акций других компаний или через их поглощение. Не являются редкостью случаи, когда польские юридические лица выходят на новые рынки, начиная реализовывать свои проекты с нуля (greenfield).

В последние годы на величину и структуру польских ПЗИ большое влияние стали оказывать операции, проводимые компаниями специального назначения (special purpose entities). Под ними понимаются юридические лица, созданные для осуществления финансовой деятельности компаний, входящих в финансовую группу.

Основными странами применения польского капитала являются государства ЕС, на них приходится более 71,4% (19,4 млрд долл. США) [Народный банк Польши, 2016] всего объёма польских накопленных ПЗИ по состоянию на конец 2014 г. Осуществление ПЗИ в странах, расположенных в географической близости, в первую очередь обусловлено попыткой ограничить инвестиционные риски. Это дает польским инвесторам большую возможность контролировать зарубежный актив. В географическом распределении объёма накопленных польских ПЗИ, по состоянию на конец 2014 г. среди стран ЕС большая часть капитала в форме прямых инвестиций была сконцентрирована в двух странах: Кипре - 8,610 млрд долл. и Люксембурге - 7,316 млрд долл. США [Народный банк Польши, 2016]. Поскольку данные страны не являются местом применения польского капитала, их в основном используют для оптимизации налогов.

Второе место по объёму накопленных польских ПЗИ по состоянию на конец 2014 г. занимали страны СНГ - 1,131 млрд долл. США [Народный банк Польши, 2016]. Более 63% от этой суммы (721 млн долл. ) приходится на Россию. Польские прямые инвестиции присутствуют также в Белоруссии (206 млн долл. ), Казахстане (138 млн долл.) и на Украине (56,8 млн долл. США) [Народный банк Польши, 2016].

Несмотря на тот факт, что согласно теории интеграции основным критерием при выборе страны применения своего капитала является географический фактор, польские компании начинают осуществлять свои капиталовложения в странах Северной и Южной Америки, Азии и Африки. В отраслевой структуре применения польских ПЗИ доминирует сфера услуг - 78,8%. В производственном секторе сконцентрировано 14,1% ПЗИ, в добывающих отраслях - 5,1% [Народный банк Польши, 2016].

* * *

За последние четверть века структура внешней торговли Польши, её географическая направленность существенно изменились. Имела место переориентация значительной части торговых потоков с бывших социалистических стран на партнёров по новому интеграционному объединению - ЕС. С одной стороны, транснациональные компании существенным образом изменили структуру внешней торговли страны, увеличив в ней долю промышленных товаров. В результате польская экономика была встроена в производственные цепочки ТНК. С другой стороны, транснациональные корпорации способствовали притоку значительных объёмов прямых зарубежных инвестиций, что способствовало модернизации польского национального хозяйства. После присоединения Польши к ЕС в ограниченном количестве начался экспорт польского капитала за границу в виде прямых инвестиций. Польские компании стали проникать на зарубежные рынки в поисках новых возможностей сбыта своей продукции, квалифицированной рабочей силы, новых поставщиков и подрядчиков.

Список литературы

Масумова, Н.Р., (2016), Внешняя торговля как драйвер развития экономики Турции // Вестник МГИМО-Университета, № 2 (47), с. 113.

References

World Trade Organization, (2016), World Trade Organization - Trade Profiles 2016, p. 284.

Masumova, N.R., (2016), Vneshnjaja torgovlja kak drajver razvitija jekonomiki Turcii // Vestnik MGIMO-Universiteta, vol. 2 (47), p. 113.

Ministerstwo Gospodarki RP, (2015), Polska 2015. Raport o stanie handlu zagranicznego, Departament Strategii i Analiz, Warszawa 2015, p. 36.

Ministerstwo Rozwoju RP, (2015), Polskie bezposrednie inwestycje zagraniczne w 2014 r., Departament Strategii Rozwoju, Warszawa, p. 1.

Ministerstwo Rozwoju RP, (2016), Informacja o handlu zagranicznym Polski na koniec czerwca 2016 r., Departament Strategi i Rozwoju , Warszawa, p. 3.

Ministerstwo Rozwoju RP, (2016), Syntetyczna informacja o eksporcie i imporcie Polski styczen-grudzien 2015 r., Departament Strategi i Rozwoju , Warszawa, p. 7, 9.

Official website World Bank, available at: URL: http://data.worldbank.org/indicator/, (Accessed: 27.11.2016).

Official website "Ministerstwo Gospodarki RP", available at: URL: http://www.mg.gov.pl/, (Accessed: 9.05.2016).

Official website Narodowy Bank Polski, available at: URL: http://www.nbp.pl/home.aspx?f=/publikacje/pib/pib.html, (Accessed: 3.06.2016).

Official website Glowny Urz^d Statystyczny, available at: URL: http://swaid.stat.gov.pl/HandelZagraniczny_dashboards/Raporty_predefiniowane/RAP_SWAID_HZ_3_13.as px /, (Accessed: 20.11.2016).

Official website "UNCTAD", available at: URL:

http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx /, (Accessed: 9.05.2016).

UNCTAD, (2015), World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance, p. A3, 2, A7, A16.

Official website "Glowny Urz^d Statystyczny", available at: URL: http://stat.gov.pl/podstawowe-dane/, (Accessed: 20.11.2016).

Characteristics of Foreign Trade and Investment Policy of Poland

Author. Habarta A., PhD (Economics), Associate Professor, World Economy Department, MGIMO-University; Leading Research Fellow, Institute of Europe, RAS. Address: 11-3 Mokhovaya Street, Moscow, 125009, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the specifics of Polish foreign trade and investment cooperation in 20042015. After Poland's accession to the EU in 2004, significant changes took place, especially in the geographical orientation of Polish foreign trade. Trade flows of Poland were reorientation from the former socialist countries to new partners in the EU. Most of the Polish exports as well as imports are intra-regional trade. The article analyzes the impact of foreign direct investment (FDI) and the role of multinational companies on the structure of Polish foreign trade. The article highlighted the characteristic features of the geographical structure of foreign trade of Poland, its scale and dynamics. In shows the specificity of Poland's participation in the international movement of capital. Author pays attention to the role of FDI in modernization of the Polish economy, its sectoral specialization. He highlights the phenomenon of export of FDI by polish companies, its reasons, main directions and dimension.

Key words: Central Europe, Poland, Trade, EU, foreign trade, exports, imports, intra-regional trade, international capital flows, foreign direct investment, FDI.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope6201697106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.