УДК 339
Роберт ЯКИМОВИЧ
ПОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2004-2016 ГОДАХ
Аннотация. Исследуются вопросы динамики внешней торговли и инвестиций между Россией и Польшей. Отмечается, что современный уровень торговых поставок после заметного роста в 2004-2012 гг. вернулся к уровню 2007 г. Среди причин такой противоречивой ситуации выделяется влияние мирового экономического кризиса, вступление Польши в Евросоюз, неурегулированность ряда спорных вопросов двусторонних отношений, а также ряд факторов внешнего и внутреннего характера. Отдельно исследуется практика неоднократных российских эмбарго против польских товаров и механизмы их отмены. Обоснован вывод о том, что более интенсивные и долгосрочные экономические отношения между соседними странами, приносящие взаимную выгоду, позволяют легче разрешать возникающие политические споры.
Ключевые слова: Россия, Польша, внешняя торговля, инвестиции, санкции.
Развитие экономических отношений между Польшей и Российской Федерацией на протяжении 2004-2016 гг. было различным по своей динамике. Их заметное ослабление было связано с двумя важными событиями. В первом случае это влияние всемирного экономического кризиса, потрясшего США в 2007 г. Второй случай касается санкций Европейского Союза, направленных против России и связанных с присоединением Крыма к Российской Федерации, а также актуальной политики Москвы по отношению к восточной Украине.
Польша является членом ЕС с 1 мая 2004 г., и в связи с этим фактом основным документом, регулирующим торговое и экономическое сотрудничество с Российской Федерацией, стало Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (PPS) между Москвой и Брюсселем от 24 июня 1994 г. Его действие охватило новые страны-члены ЕС в соответствии с Протоколом, подписанным 27 апреля 2004 г. в Люксембурге [O Rosji.., 2012: 188]. 2 ноября 2004 г. было заключено польско-российское международное соглашение об экономическом сотрудничестве. Благодаря этому создана польско-российская международная комиссия, ставшая главным форумом в диалоге об экономическом сотрудничестве между обеими странами [O Rosji, 2012: 188]. Следует подчеркнуть, что продолжают действовать ранее заключённые договоры, регулирующие сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, транспорт, приграничная инфраструктура, туризм и контакты между регионами.
© Якимович Роберт - профессор кафедры политических наук Краковского экономического университета. Адрес: 31-510, Польша, Краков, ул. Раковицка, 27. E-mail: jakimowr@uek.krakow.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62016107115
Развитие экономических связей является важным элементом стабилизации отношений между обеими странами в других сферах. Особенно оно ценно сегодня, когда политические отношения между обеими сторонами не складываются, особенно в долгосрочной перспективе.
Поэтому дальнейшее развитие экономического взаимодействия между Польшей и Российской Федерацией всегда будет иметь большое значение для обеих стран. Его значимость обусловлена не только в силу их соседства, но прежде всего из-за стремления поддерживать являющуюся наивысшим благом мирную политическую атмосферу в Европе. И хотя Польша воспринимается как партнёр России в широком контексте (как член Европейского Союза, НАТО или Центральной и Восточной Европы), это не уменьшает важности польско-российских отношений для Европы.
Торговые отношения
Отличительной чертой польско-российских торговых отношений является продолжительный торговый дефицит у польской стороны. Перманентный дефицит с российским партнёром для польской стороны связан прежде всего с удовлетворением высокого спроса в Польше на такое энергетическое сырьё, как нефть и газ. Он существует с 1990-х гг. Например, в 1993 г. он составлял 627 млн долл., в 2001 г. -3,4 млрд долл., в 2008 г. - 11,6 млрд долл., достигнув наивысшего значения в 2012 г. - свыше 18 млрд долл. (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Польско-российский торговый оборот в 2004-2015 гг. _(в млн долл. США)_
Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2004 9 234 2 843 6 391 - 3 548
2005 12 947 3 961 8 986 - 5 025
2006 13 499 3 760 9 739 - 5 979
2007 20 785 6 432 14 352 - 7 920
2008 29 462 8 917 20 545 - 11 620
2009 16 716 4 213 12 593 - 8 289
2010 29 785 5 822 14 935 - 9 113
2011 34 065 8 531 25 534 - 17 003
2012 37 853 9 889 27 964 -18 074
2013 36 070 10 805 25 265 -14 460
2014 32 834 9 414 23 420 - 14 006
2015 20 066 5 694 14 372 - 8 678
Источник: для периода 2004-2006 гг.: DAP Ministerstwo Gospodarki na podstawie danych GUS: для периода 2007-2010 гг.: WspoJpraca gospodarcza pomiçdzy Polsk^ a Rosj^, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Informator Ekonomiczny o krajach swiata Federacja Rosyjska; Notatka informacyjna o Federacji Rosyjskiej i polsko-rosyjskiej wspoJpracy gospodarczej, Ministerstwo Gospodarki; Handel zagraniczny w 2015 r. - ... op. cit.,; Rocznik statystyczny handlu zagranicznego, Warszawa - za lata 2012-2016.
Далее началось снижение отрицательного сальдо, которое к 2015 г. сократилось до 8,7 млрд долл. Это самый низкий показатель торгового дефицита с 2009 г. (8 млрд 289 млн долл.), и он, безусловно, является результатом падения взаимного товарооборота, обусловленного санкциями ЕС и ответными мерами, предпринятыми Россией в отношении стран-членов ЕС, в том числе Польши. В 2015 г. Россия была седьмым экспортным рынком для Польши после Германии, Англии, Чехии, Франции, Италии и Голландии. Но если речь идёт о стоимости импорта Польши, то Россия занимает третье место после Германии и Китая [Handel.., 2016]. Здесь стоит добавить, что 2015 год был для Польши первым, когда удалось достигнуть положительного торгового баланса, составившего 2,7 млрд долл. против 3,6 млрд долл дефицита в 2014 г. [Handel.., 2016].
Что касается поставок нефти, то Польша в течение 2011-2014 гг. импортировала из России свыше 90% этого сырья: 2011 - 91,9% (21,9 млн тонн); 2012 - 95,5% (23,5 млн тонн); 2013 - 95,4% (22,3 млн тонн); 2014 - 93,4% (22,1 млн тонн). Основным каналом транспортировки этого сырья в Польшу является трубопровод "Дружба". Польша также импортировала нефть из Норвегии и Великобритании. В случае Норвегии наибольшее процентное участие в польском импорте имело место в 2011 г., когда он достиг 5,6% (1,3 млн тонн), а доля Великобритании достигла 2% (477 тыс. тонн), для которой этот год был также наилучшим. Доля этих стран в 2014 г. составила соответственно 2,2% (510 тыс. тонн) и 0,7% (158 тыс. тонн) [Wpfyw.., 2015: 87].
В случае природного газа также доминирует импорт из России, хотя и в меньшей степени. В 2011-2014 гг. ситуация выглядела следующим образом: 85,5% (9 млн 549 тыс. м3) - 2011 г.; 79,9% (9 млн 261 тыс. м3) - 2012 г.; 77,1% (9 млн 115 тыс. м3) - 2013 г. и 75,8% (8 млн 471 тыс. м3) - 2014 г. То есть одна четвёртая польского спроса на природный газ из-за границы поступала из других источников. На втором месте по поставкам этого сырья в Польшу находится Германия: 14,5% (1 млн 625 тыс. м3), а в 2014 г. это было 20,7% (2 млн 310 тыс. м3). На третьем месте оказалась Чехия, но как значительный поставщик природного газа только с 2012 г. - 4,8% (556 тыс. м3). В 2014 г. эти поставки были несколько меньшими - 4,% (392 тыс. м3) [Wplyw.., 2015: 87]. Необходимо добавить, что в 2003-2014 гг. стоимость польского импорта в целом увеличилась приблизительно в три раза - с 55,1 млрд евро в 2002 г. до 168,6 млрд евро в 2014 г. В течение этих лет импорт нефти увеличился почти в четыре раза (с 3,2 млрд евро в 2002 г. до 12,4 млрд евро в 2014 г.), а природного газа более чем в четыре раза (соответственно с 0,9 млрд евро до 3,5 млрд евро). В целом дополнительные затраты в польском импорте на закупку вышеуказанного энергетического сырья в сравнении с 2002 г. составили 89,7 млрд евро, в том числе на нефть пришлось 67,8 млрд евро (77,3%), а на природный газ 21,8 млрд евро (22,7%) [Wplyw.., 2015: 87]. При этом в российском экспорте среднегодовая цена 1 барреля нефти составляла в 2003 г. 24,9 долл., а в 2014 г. - уже 99,6 долл. В случае природного газа: 2003 г. - 105,5 долл. за м3; 2014 г. - 317 долл. за м3 [Wplyw.., 2015: 87].
Данные, представленные в первой таблице, выразительно показывают что стоимость польского экспорта возрастала в принципе с 2004 г. по 2013 г., с небольшим спадом в 2013 г., чтобы снизиться окончательно в 2015 г. Безусловно, на рост польского экспорта повлияло вхождение Польши в состав Европейского Союза, что дало возможность выйти на российский рынок, не прибегая к услугам посредников. Кроме того, благодаря тесному сотрудничеству польских компаний с западными, происходил трансфер технологий в Польшу, что также позитивным образом повли-
яло на повышение конкурентоспособности польской продукции на российских рынках. Динамике польского экспорта не помешало введение значительных ограничений на сельскохозяйственные и пищевые товары [E. Cieslik, 2006]. В 2004 г., первом году членства Польши в ЕС, она заняла четвёртое место среди стран-членов ЕС по величине товарооборота с Россией [Wplyw.., 2015: 87].
Если сравнить структуру польского экспорта в Российскую Федерацию с 20042006 гг., то в них можно обнаружить существенные изменения. Снизилась доля продуктов растительного и животного происхождения в пользу машиностроительной продукции, неблагородных металлов и изделий из них, а также продукции химической отрасли [Wplyw.., 2015: 87]. Наивысшая динамика роста в 2005 г. была отмечена в следующих секторах: пластмассы и каучук (рост на 70,2%, 352 млн долл), транспортное оборудование (56%, 227 млн долл.), неблагородные металлы и изделия из них (51,6%, 337, млн долл.), машины и механические устройства, электрическое оборудование (48,6%, 843 млн долл.), переработанные пищепродукты (47,8, 322 млн долл), материалы и волоконные изделия (47,2%, 322 млн долл.). Тем не менее на первом месте в 2005 и 2006 гг. в стоимости экспорта в Россию находились: машины и механические устройства, электрическое оборудование, а на втором месте продукты химической промышленности [Wplyw.., 2015: 87].
Также стоит вспомнить о том, что Польша в эти годы утратила роль посредника в системе Восток-Запад. Российская Федерация развивала свои экономические отношения непосредственно с западными партнёрами. [Wplyw.., 2015: 87].
В 2005 г. Россия оказалась вторым после Германии поставщиком товаров в Польшу, а её долевое участие возросло с 7,2% в 2004 г. до 8,9% в 2005 г. В свою очередь, для России польский рынок сбыта занял в том году девятое место с 3,6% её экспорта [A. Eberhardt, 2006: 124]. Перед вступлением Польши в ЕС часть польского экспорта попадала в Россию через Литву и Латвию [A. Eberhardt, 2006: 125]. С 2005 г. такое посредничество перестало быть актуальным. Тем не менее часть польских производителей была лишена возможности экспортировать в Россию из-за продолжительной процедуры выдачи российских ветеринарных свидетельств. К тому же в конце 2005 г. российское Министерство сельского хозяйства объявило полный запрет на импорт значительной части польских пищевых продуктов, касавшийся также мяса и растительной продукции [A. Eberhardt, 2006: 125-126]. Однако российские санкции 2005 г. затронули едва 8% польского экспорта в Россию. Убытки, понесённые до конца августа 2006 г. польское правительство оценило в 22 млн долл., то есть менее 1% от стоимости польского экспорта [A. Eberhardt, 2007: 141]. В это же время возникло польско-российское соперничество относительно покупки литовского нефтяного предприятия "Мажейкяй нафта". В соперничестве выиграл польский нефтяной концерн Orlen с двумя российскими концернами -TNK-BP и Lukoil. Реакцией российской стороны стала остановка снабжения предприятия нефтью, что означало наказание "Орлена" за то, что он помешал российским энергетическим предприятиям реализовать свои планы [A. Eberhardt, 2007: 142-143].
В 2007 г. в товарной структуре российского рынка наблюдался рост доли относительно высоко переработанных электромеханических изделий до 35,8% (с 31,% в предыдущем году). Далее по очерёдности шла продукция химической отрасли -20,7% (снижение на 1,5 процентного пункта), металлургическая продукция - 10,8% (рост на 05,% проц. п.), продукция деревообрабатывающей и бумажной отраслей -10,3% (снижение на 1,4 проц. п.) и сельскохозяйственные и пищевые товары - 9,7% (снижение на 1,9 проц. п.). Зато в структуре экспорта российского партнёра в
Польшу преобладает минеральное сырьё, доля которого во всём российском экспорте составляет 87,5% [А. БЬегЬагЛ, 2008: 158].
12 декабря 2007 г. удалось провести встречу министров сельского хозяйства обеих стран Марка Савицкого и Алексея Гордеева, в результате которой Россия заявила об отмене ограничений на ввоз мяса, однако ограничения на ввоз овощей и фруктов остались. Следует отметить, что убытки польских компаний из-за эмбарго на растительную продукцию были значительно выше убытков из-за мясного эмбарго [В. СюЬоскц 2009 : 121-122].
Полная отмена эмбарго на мясо стала возможной после подписания 26 марта 2008 г. в Брюсселе соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом [В. СюЬоскц 2009 : 121-122]. В том году в польском экспорте в Россию доминировали изделия электромеханической промышленности (45%), химической промышленности (19%), металлургической промышленности (9%) и изделия деревообрабатывающей и бумажной промышленности. В то же время продукция сельскохозяйственной и промышленной отраслей составляла 7,9% экспорта, что было самым низким показателем с 1997 г., когда он был равен 42% [В. СюЬоскц 2009: 126]. Со стороны российского импорта превалировала минеральная продукция, включая нефть и природный газ (86-90%), а в дальнейшей очередности металлургическая продукция (4%) и химическая продукция - 3,6% [В. СюЬоскц 2009 : 126].
Однако в течение последних двух месяцев 2008 г. польско-российский товарообмен начал показывать отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., и в 2009 г. было отмечено серьёзное снижение взаимного товарооборота на 13,1 млрд долл, с 29,8 млрд долл. в 2008 г. до 16,7 млрд долл. в 2009 г. Основной причиной такого состояния стал мировой экономический кризис, приведший к снижению товарооборота в торговле во всём мире. В своей реакции на кризис российское правительство начало применять по отношению к своей автомобильной промышленности протекционистские (таможенные) инструменты. Убытки понёс польский экспорт, в структуре которого в 2008 г. машины и детали к машинам составляли почти половину цены [В. СюЬоскц 2009: 127]. В 2009 г. Польша экспортировала в Россию в основном электромеханические изделия (22,3%), сельскохозяйственную и пищевую продукцию (21,3%), химическую продукцию (17%), продукцию деревообрабатывающей и бумажной промышленности (11%), металлургическую продукцию (5,4%). Самое большое снижение экспорта произошло в электромеханическом секторе, то есть с 36 до 22,7%. Зато самый большой рост был зафиксирован в сельскохозяйственной и пищевой промышленности, с 9,8 до 21,3%, что явилось следствием отмены российским партнёром эмбарго на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, приходящую из Польши [I. Cwiek-Kaгpowicz, 2011:149]. При этом следует помнить о том, что в результате российского кризиса общее снижение торгового обмена России в 2009 г. составило 36,2%. Россия экспортировала в Польшу в основном нефть и природный газ (75%), незначительное количество изделий металлургической промышленности (4%) и химической (3,7%) [I. Cwiek-Kaгpowicz, 2011: 149].
После пиковых показателей польско-российского товарооборота 2012 г., составившего 37,9 млрд долл., он начал снижаться и в 2015 г. составил 20,1 млрд долл. Это снижение происходило, однако, не только из-за санкций ЕС, но также из-за нежелания России проводить необходимые реформы, из-за падения инвестиций, ослабления уровня внутреннего потребления, снижения реальных доходов населения и бюджетных затрат в этой области. В конце 2014 г. к вышеперечисленным факторам прибавилось падение цен на нефть - главный экспортиртный товар Рос-
сии. По сравнению с июнем 2013 г., когда за баррель нефти платили 115 долл., в конце 2014 г. цена составила 50-60 долл. за баррель, а иногда и менее. В то время сохранение Россией эмбарго на импорт некоторых продуктов пищевой промышленности из стран-членов ЕС, ускорило инфляцию, достигшую значения 11,4%, а на пищевом рынке 15,7% [Polska 2015.., 26].
Важным фактором, усиливающим инфляцию, было резкое падение курса рубля. Несмотря на финансовую поддержку в размере 87 млрд долл. в 2014 году, падение курса рубля наблюдалось по отношению к долл. и евро. [Polska 2015.., 26]. Эти неблагоприятные условия укрепили тренд к падению экономической активности России, что привело к экономическому кризису в конце 2014 г. и крепко ударило по российскому импорту. Эта ситуация привела к снижению польского экспорта в РФ в 2014 г., что видно из таблицы 1, как в 2014, так и в 2015 г., причём около 2/3 падения польского экспорта на восток было вызвано структурной обусловленностью российской экономики, и лишь 1/3 результатом введенного эмбарго [Polska 2015.., 92-93].
Снижение польского экспорта в Россию в 2014 г. в результате эмбарго составило 4,8% (394 млн евро) всей стоимости экспорта из Польши в РФ в 2013 г., т.е. 0,25% общего экспорта Польши в этом году. Следует подчеркнуть, что самое сильное снижение экспорта в Россию в 2014 г. было зафиксировано в группе электромеханических изделий - 300 млн евро. А экспорт товаров сельскохозяйственного и пищевого секторов потерпел ущерб, составляющий 30%, то есть около 376 млн евро. Таким образом, процентное участие этих товаров на российском рынке снизился с 5,2% до 4,1% [Polska 2015.., 92-93].
В 2015 г. и в первом квартале 2016 г. российская экономика переживала трудный период как из-за экономических санкций, которые западные государства ввели против России, так и из-за низких цен на энергетическое сырье. Средняя цена на нефть марки Urals в первом квартале 2016 г. составляла 32 долл. за баррель по сравнению с 53 долл. годом ранее. Происходило дальнейшее падение курса рубля. [Rosja, 2016:5].
В 2015 г. среди стран-членов ЕС Польша заняла пятое место по величине торгового оборота с российским партнёром, пропустив вперед Германию, Голландию, Италию и Францию, а среди всех торговых партнёров России Польша заняла 12-е место. В начале 2015 г. Польша переместилась на десятую позицию среди крупнейших партнёров РФ [Rosja, 2016:10].
Польский импорт из России в 2015 г. прежде всего охватывал нефть, битум и минеральный воск - 7,7 млрд долл., искусственные удобрения - 0,2 млрд долл.), продукцию неорганической химии - 0,2 млрд долл. и продукцию органической химии - 0,1 млрд долл. В целом энергетическое сырьё составляло 75% российского экспорта в Польшу. В свою очередь, российский импорт из Польши выглядел следующим образом: парфюмерия и косметика - 156,8 млн долл.; фармацевтика -136,7 млн долл.; краски и лаки - 113,4 млн долл.; переработанные овощи и фрукты -99,8 млн долл.; хлеб и кондитерские изделия - 54,3 млн долл. и живые и срезанные цветы - 41,1 млн [Rosja, 2016:5]. Зато из-за российского эмбарго, введенного 6 августа 2014 г., в 2015 г. значительно сократился импорт продукции сельскохозяйственной и пищевой промышленности: особенно мясо и мясопродукты [Rosja, 2016: 5].
В первом квартале 2016 г. двусторонний торговый оборот составил 2,4 млрд долл., из которого экспорт Польши составил 0,8 млрд долл., а импорт - 1,6 млрд долл., что означало незначительное снижение на 0,1% по сравнению с первым кварталом 2015 г. [Rosja, 2016: 5].
Инвестиции
В настоящее время имеются проблемы в области инвестиций. В частности, не достигнуто продвижение в работе над договором о поддержке и взаимной защите инвестиций и над новым соглашением, призванным регулировать судоходство по Вишляному заливу. Кроме того, не подписаны соглашения по строительству второй нити газопровода Ямал - Европа, участию российских компаний в приватизации польского энергетического сектора, созданию перегрузочного терминала в Славкове и соединению его с Россией ширококолейной железной дорогой, расширению дороги Эльблонг - Калининград [A. Eberhardt, 2006: 127].
В 2007 г. не удалось собрать комиссию, созданную в 2006 г. для решения вопросов экономического сотрудничества. Вместо этого разгорелся спор польских и российских акционеров компании EuRoPolGaz (Газпром и PGNiG) о ценах на транзит. Российская сторона заявила, что Польша является хлопотным партнёром, приступив к строительству дорогостоящего северного газопровода (Nord Stream) [A. Eberhardt, 2006: 127]. Кроме того, не удалось возобновить поставку нефти по трубопроводу Дружба на литовский нефтеперерабатывающий комбинат в г. Ма-жейкяй, контролируемый польским концерном Орлен. А польские инициативы по расширению инфраструктуры, позволяющей импортировать нефть и газ из района Каспийского моря в обход России, были негативно восприняты российской стороной [A. Eberhardt, 2006: 159-160].
Несмотря на многие проблемы, обе стороны осуществляли партнёрские инвестиции. Польские инвестиции в России в конце 2008 г. достигли 596 млн долл., а аккумулированная стоимость российских инвестиций в Польше составила 1 млрд 850 млн долл. Это примерно 2% зарубежных инвестиций в Польше. Таким образом, величина инвестиций с обеих сторон была небольшой. В случае польских инвестиций, в России превалировали непосредственные инвестиции, которые в 2008 г. достигли 89% [B. Cichocki, 2009 : 128-129]. Здесь стоит вспомнить, что правительство Дональда Туска придерживалось негативной позиции по отношению к идее Северного газопровода - Nord Stream, огибающего Польшу [B. Cichocki, 2009: 130]. Кроме того, 2 августа 2008 г. Польша вошла в шенгенскую зону, что было связано с введением визового режима для граждан России. В свою очередь, 15 мая 2008 г. был отменен визовый режим при транзитном перемещении граждан Польши через территорию Российской Федерации [B. Cichocki, 2009: 132].
В 2003-2008 гг. величина польских инвестиций в России постепенно возрастала, однако в 2009 г. тренд изменился. Это выразилось в снижении инвестиций на 40% по сравнению с 2008 годом. Польские компании инвестировали прежде всего в перерабатывающую промышленность (44%), в том числе в обработку и производство изделий из древесины (25%), рынок недвижимости (13%), химическую (11%) и текстильную (10%) промышленность [J. Cwiek-Karpowicz, 2010: 149]. Большинство польских инвестиций было направлено в северо-западную и центральную часть России. Среди регионов РФ, привлекательных для польских инвесторов, были Нижегородская, Московская, Калининградская и Орловская области [J. Cwiek-Karpowicz, 2010: 149].
В период ограничения и экономического кризиса в России значительно снизились и до того скромные инвестиции с обеих сторон. В 2015 г. стоимость польских инвестиций в России составила 20 млн, из которых 18 млн долл. пришлось на четвертый квартал. Для сравнения в 2014 г. стоимость польских инвестиций составила
70 млн долл. По данным Польского национального банка стоимость польских инвестиций в России превышала российские в Польше [Я^а.., 2016: 10]. В настоящее время больше всего польских инвестиций сосредоточены в Центральном федеральном округе, Северо-Западном и в Сибирском федеральном округе. Наиболее привлекательными районами для польских инвестиций в 2015 г. были Москва, Санкт-Петербург, а также Калининградская, Кемеровская, Владимирская, Свердловская и Ростовская области [Я^а.., 2016: 10].
* * *
Что произошло в польско-российских экономических отношениях с момента принятия Польши в Европейский Союз?
Во-первых, стоимость взаимного товарооборота в настоящее время снизилась до уровня 2007 года, хотя в течение нескольких лет, кроме 2009 г., величина товарооборота между обеими странами возрастала, несмотря на мировой экономический кризис.
Во-вторых, снижение стоимости торгового оборота в 2015 г. является результатом многих факторов, таких как санкции ЕС и российские контрсанкции, сильное падение цен на энергетическое сырье, отсутствие в России экономических реформ, застой и регресс в российской экономике, из которого сложно выйти в ближайшее время.
В-третьих, реальное состояние российской экономики в ближайшей перспективе не позволит динамично развиваться двусторонним торговым отношениям.
В-четвёртых, пока будут оставаться существующие ограничения, серьезного увеличения взаимных инвестиций, и без того достаточно скромных, ожидать не приходится.
В сложившейся ситуации обе стороны должны сделать все ради того, чтобы не снижалась стоимость взаимных торговых оборотов, искать и привлекать инвестиции, ликвидируя на их пути наиболее высокие барьеры.
Однако наиболее серьёзным вызовом для российской экономики является проведение эффективных экономических реформ. Реализовать их следует железной волей. Тогда в перспективе они принесут соразмерную пользу всему российскому обществу и другим народам, проживающим на территории РФ. Сильная и стабильная Россия, основываются на здоровом экономическом фундаменте, несомненно, будет желанным партнёром не только для Польши, но и для многих других стран.
Подводя итог, следует подчеркнуть существующую зависимость экономических отношений обеих стран от их политических отношений. Это две стороны одной медали. Чем хуже политические отношения, тем больше негативное влияние, оказываемое на экономические взаимоотношения. Ситуация осложняется еще больше, когда одновременно происходит ухудшение политических отношений в рамках многосторонних обязательств. Примером может служить политическое решение ЕС и США относительно экономических санкций, направленных против РФ, поддержанных польским правительством, а также контрсанкций с российской стороны.
Список литературы
Якимович Р. (2013) Современные шансы и угрозы для развития польско-российских отношений / [в:] Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы, под общей редакцией Ал.А. Громыко, Е.В. Ананьевой, издательство „Весь Мир", Москва 2013, с. 188.
Cieslik E. Polsko-rosyjskie stosunki gospodarcze 2004-2006, http://www.psz.pl/117-polityka/ewa-cieslik-polsko-rosyjskie-stosunki-gospodarcze 2004-2006, [16.11.2016].
Eberhardt A. (2006) Stosunki Polski z Rosj^, [w:] „Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2006, Polski Instytutu Spraw Mi^dzynarodowych (PISM), Warszawa 2006, s. 124.
Cichocki B. (2009) Polityka Polski wobec Rosji, „Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2009, Warszawa, s. 121-122.
Cwiek-Karpowicz J. (2011) Polityka Polski wobec Rosji, „Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2010, Warszawa 2011, s. 149.
References
Jakimovich R. (2013) Sovremennye shansy i ugrozy dlja razvitija pol'sko-rossijskih otnoshenij / [v:] Vystraivaja dobrososedstvo. Rossija na prostranstvah Evropy, pod obshhej redakciej Al.A. Gro-myko, E.V. Anan'evoj, izdatel'stvo „Ves' Mir", Moskva 2013, s. 188.
O Rosji, Wydzial Promocji Handlu i Inwestycji Ambasada Rzeczypospolitej Polskiej w Moskwie//URL: http://www.moskwa.trade.gov.pl/pl/russia/article/detail,98, O... [2012-05-03].
Handel zagraniczny w 2015 r. - dane ostateczne, 2016-08-08, http://www.egospodarka.pl/134612,Handel-zagraniczny-w-2015-r-dane-ostateczne,1,39,1.thml [18.11.2016].
Aneks 1. (2015) Wplyw importu surowcow energetycznych na polskie wydatki importowe w latach 2003-2014, [w:] Polska 2015 Raport ostanie handlu zagranicznego, Ministerstwo Gospodarki, Warszawa 2015, s. 87, https://www.mr.gov..p;/media/15696/R0H2015_20150827_druk_ost.pdf [18.11.2016].
Cieslik E. Polsko-rosyjskie stosunki gospodarcze 2004-2006, http://www.psz.pl/117-polityka/ewa-cieslik-polsko-rosyjskie-stosunki-gospodarcze 2004-2006, [16.11.2016].
Eberhardt A. (2006) Stosunki Polski z Rosj^, [w:] „Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2006, Polski Instytutu Spraw Mi^dzynarodowych (PISM), Warszawa 2006, s. 124.
Cichocki B. (2009) Polityka Polski wobec Rosji, Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2009, Warszawa 2009, s. 121-122.
Cwiek-Karpowicz J. (2011) Polityka Polski wobec Rosji, „Rocznik Polskiej Polityki Zagranicznej" 2010, Warszawa 2011, s. 149.
Polska 2015, Raport o stanie handlu zagranicznego, Ministerstwo Gospodarki, Warszawa 2015, s, 26, https://www.mr.gov.pl/media/15696/R0HZ2015_20150827_druk_ost.pdf {18.11.2016].
Rosja, Informator Ekonomiczny Ministerstwa Spraw Zagranicznych, s. 5, http://www.informatorekonomiczny.msz.gov.pl/pl/europa/rosja/rosja [ 17.11.2016].
Polish-Russian economic relations in 2004-2016
Author. Jakimowicz R., Dr. of Economics, Professor at Faculty of Political Sciences in Krakow Economic University. Address: 27, ul. Rakowicka, Krakow, Poland, 31-510. E-mail: jakimowr@uek.krakow.ru
Abstract. The article deals with the dynamics of bilateral foreign trade and investment flows between Russia and Poland. It is noted that the current level of trade after a significant growth in 2004-2012 years returned to the 2007 level. Among the reasons for such development are the impact of the global economic crisis, Poland's accession to the EU, some of the unresolved contentious issues in bilateral relations, as well as a number of factors with internal and external nature. The author explores the practice of repeated Russian embargo on Polish products and mechanisms of its cancellation. The conclusion is made that more intensive and long-term economic relations between neighboring countries, make it easier to resolve political disputes.
Keywords: Poland, Russia, foreign trade, investment, sanctions.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62016107115