Научная статья на тему 'Основные причины обострения отношений между Польшей и Россией'

Основные причины обострения отношений между Польшей и Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6134
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПОЛЬША-РОССИЯ / ПОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лисякевич Рафаль

В 2014 г. со времени падения коммунизма и распада СССР начался один из самых глубоких кризисов в отношениях между Россией и Западом и в то же время кризис в отношениях между Россией и Польшей. Усугублению проблем способствовал ряд особенностей, которые являлись основой отношений Польши и России и были заметны уже много лет тому назад. Они возникли в результате различий в путях развития Польши и России и столкновения их интересов в области международных отношений. Автор статьи предлагает обратить внимание на несколько главных сфер, где наблюдается столкновение интересов Польши и России, как: политика, безопасность, экономика и энергетика, история и культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные причины обострения отношений между Польшей и Россией»

УДК 327

Рафаль ЛИСЯКЕВИЧ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛЬШЕЙ И РОССИЕЙ

Аннотация. В 2014 г. со времени падения коммунизма и распада СССР начался один из самых глубоких кризисов в отношениях между Россией и Западом и в то же время кризис в отношениях между Россией и Польшей. Усугублению проблем способствовал ряд особенностей, которые являлись основой отношений Польши и России и были заметны уже много лет тому назад. Они возникли в результате различий в путях развития Польши и России и столкновения их интересов в области международных отношений. Автор статьи предлагает обратить внимание на несколько главных сфер, где наблюдается столкновение интересов Польши и России, как: политика, безопасность, экономика и энергетика, история и культура.

Ключевые слова: Польша-Россия, польско-российские отношения, безопасность, международные отношения, Центрально-Восточная Европа, политика Польши, российская политика.

2014 год в польско-российских отношениях ознаменовался ещё одной серией напряженностей, вызвавших глубокий кризис в отношениях между Польшей и Россией. Со времени падения коммунизма и распада СССР, похоже, это один из самых глубоких кризисов в отношениях между Россией и Западом и в то же время кризис в отношениях между Россией и Польшей. Усугублению проблем способствовал ряд особенностей, которые были заметны уже много лет тому назад. Они появились в результате очевидных различий в путях развития Польши и России и столкновения их интересов в области международных отношений. Автор статьи предлагает обратить внимание на несколько главных сфер, где наблюдается столкновение интересов Польши и России. Данный анализ позволит объективно определить первопричины глубокого кризиса в отношениях между Варшавой и Москвой. Такой диагноз генезиса кризиса также будет полезен в поиске способов решения этих проблем. В противном случае наши действия напоминали бы действия врача, назначающего лечение без правильно поставленного диагноза, что практически не дает шансов к выздоровлению.

Основные области, на которых автор предлагает сосредоточить анализ это:

• политика;

• безопасность;

• экономика и энергетика;

• история и культура.

© Лисякевич Рафаль - кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Краковского экономического университета. Адрес: Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie, ul. Rakowicka 27,31-510 Krakow. E-mail: lisiakir@uek.krakow.pl DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope6201599113

Политические противоречия

Резкая асимметрия во взаимном восприятии роли Польши и России

При рассмотрении проблемы столкновения польских и российских интересов в политическом измерении с самого начала следует подчеркнуть, что двусторонние отношения обеих стран характеризует как большая асимметрия в восприятии взаимной значимости, так и резкая асимметрия потенциала обеих стран. Это может иметь далеко идущие последствия для отношений между двумя странами, потому что Польша, как и другие страны с небольшим (или средним потенциалом), не может быть серьёзным партнёром для России, которая располагает амбициями сверхдержавы в глобальном измерении. К тому же ряд действий России на международной арене существенно влияет на положение Польши. Поэтому все важные шаги России не остаются незамеченными и сопровождаются немедленной интерпретацией и комментариями в Польше как политиками, так и журналистами. Свидетельством тому являются постоянно посвящённые России заголовки и целые полосы польских газет. В России, наоборот, Польша редко упоминается в прессе, но если это имеет место, то, к сожалению, преимущественно в негативном контексте [Lisiakiewicz, 2007].То же самое мы можем заметить и при анализе стратегических документов, например, в различных видах концепций или стратегий внешней политики. Для польской стороны, Россия является одним из основных субъектов целевой государственной политики1. Что же касается российской стороны, то Польша практически не упоминается в подобного рода документах. Результатом такого подхода является зачастую чрезмерная чувствительность польских политиков, журналистов или учёных, несущая признаки русофобии. С другой стороны, небольшой польский потенциал влияния является причиной фрустрации польской элиты из-за непризнания российской стороной роли Польши в международных отношениях.

Столкновениероссийского и польского видения европейского порядка

Кажется, что основная проблема в польско-российских отношениях, это столкновение польского и российского видения европейского порядка. Польша с начала 90-х годов переориентировала свою политику и ее векторы с Востока на Запад и видит своё будущее в интеграции с западными структурами, прежде всего с НАТО и Европейским Союзом. Кроме того, желает расширить влияние этих организации на всю Центральною и Восточною Европу. В соответствии с её представлениями, регион должен рассматриваться на равных условиях с Западной Европой [Priorytety Polskiej Polityki ..., 2012]. Поэтому Польша постоянно стремится увеличивать присутствие войск НАТО на восточном фланге альянса [Prezydent RP po posiedzeniu RBN..., 2015]. Россия, в свою очередь, в области политики безопасности стремится

1 Россия присутствует практически во всех важных документах, посвященных приоритетам внешней политики Польши, напр. Priorytety Polskiej Polityki Zagranicznej 2012-2016, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Warszawa 20l2, http://www.msz.gov.pl/resource/aa1c4aec-a52f-45a7-96e5-06658e73bb4e:JCR [6.07.2015]; Pelny tekst expose Ewy Kopacz, tvn24, 1.10.2014, http://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/pelny-tekst-expose-ewy-

kopacz,473578.html [9.07.2015]; Informacja Ministra Spraw Zagranicznych o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2015 roku, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, 23.04.2015, http://www.msz.gov.pl/pl/ministerstwo/minister/wystapienia/informacja_ministra_spraw_zagrani cznych_o_zadaniach_polskiej_polityki_zagranicznej_w_2015_roku [6.07.2015].

ограничивать в регионе деятельность НАТО, потому что рассматривает деятельность этой организации как удар по её чувству безопасности [Концепция внешней ..., 2013].

Очень важная проблема - это попытки Польши создать геополитический полюс внутри Европы (ЦВЕ) и позиция России к этому. Проблематичными для двусторонних отношений являются также проекты некоторых польских политических кругов по формированию сильной позиции страны в регионе. Зачастую они принимают конкурентную позицию по отношению к России, либо идут во вред российским интересам. Это связано с тем, что сутью этих проектов (которые являются прежде всего европейскими, потому что их цель - это сильная позиция стран региона в ЕС) является попытка культивировать общее чувство угрозы со стороны России. Это просматривается и в стремлении Польши разработать для стран региона общую энергетическую политику, направленную на ограничение монополистической позиции России на рынках ЦВЕ. Подобные концепции угрожают интересам Российской Федерации, поскольку очень часто в интересах повышения их реальной реализуемости Польша прибегает к поддержке США. В качестве примера проведения такой линии могут рассматриваться польские усилия, связанные с размещением на её территории элементов ПРО, или текущие планы США по базированию военной техники в Польше ["Rosja pobrz^kuje...", 2015], а также концепция энергетического НАТО [Pawlicki, 2006].

Следующий вопрос - это проблема российских зон влияния и столкновения этих проектов с польской восточной политикой. Наиболее проблематичным вопросом для польско-российских отношений, о чём свидетельствует возникший вокруг Украины кризис, является участие двух стран в борьбе за будущее стран Восточной Европы и в первую очередь Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии и других стран европейской части СНГ. С точки зрения Российской Федерации, эти страны должны быть зоной исключительно российского влияния. Любой внешний игрок, пытающийся расширить своё влияние на этот регион, по мнению Москвы, заслуживает немедленной реакции со стороны российских властей [Nygren, 2008]. Беря во внимание польские принципы восточной политики, разработанной ещё полвека тому назад сотрудниками (выходцами из Польши) парижской "Культуры", сотрудничество Польши со странами Восточной Европы и их успехи в демократизации и интеграции с Западом имеют принципиальное значение для обеспечения безопасности и развития Польши [Pomianowski, 2004].

Что интересно, положения этой концепции не оспаривает практически ни одна крупная политическая сила в Польше. Этот сопоставительный, с точки зрения России, характер принципов польской восточной политики отражается также в идеях, популяризированных Збигневом Бжезинским, который обратил внимание на роль великих геополитических центров (geopolitical pivots), определяющих баланс сил в Европе, а также в глобальном масштабе. Бжезинский также подчёркивал, что не только для как концепции восточной политики Польши, но и для будущего Европы, Соединенных Штатов, России и Польши важную роль имеет Украина. [Brzezinski, 1998]. Похоже, что и нынешние польские и российские политики руководствуются аналогичными рассуждениями о будущем стран Восточной Европы. Отсюда можно сделать вывод о реальной значимости спора вокруг интеграционного выбора Украины. Однако следует отметить, что, несмотря на то что Польша рассматривает Украину в качестве гаранта своей безопасности, она одновременно разделяет мнение стран Европейского Союза по вопросу интеграции Украины с ЕС. Этот подход основан на тезисе, что главной парадигмой интерпретации междуна-

родных отношений в Европе не должна стать констатация того, что спор о будущем Украины может рассматриваться как геополитическое соперничество сверхдержав. С европейской точки зрения Украина, Молдавия, Грузия являются суверенными государствами, которые могут определять своё будущее. Они не должны восприниматься как фигуры на шахматной доске великих держав [Gromadzki, Sendhardt, 2015].

Результаты исследования, проведённого международными экспертами по поводу потенциала и эффективности внешней политики России показывают, что низкая эффективность российской дипломатии на очень важных для российской внешней политики направлениях как СНГ в случае вмешательства сюда внешних игроков может способствовать появлению повышенной чувствительности со стороны России. Польша тем временем неизменно заявляла и о готовности принимать участие в политике поддержки проевропейских устремлений стран СНГ, и декларировала желание укорениться в интеграционных и оборонных структурах Запада1.

Стремление Польши к активной роли в восточной политике ЕС

Дополнительной проблемой для отношений с Россией может быть польское стремление принимать участие в формировании восточной политики ЕС. Большинство польских политиков согласны с выше указанными принципами в польской восточной политике, но в то же время они понимают, что Польша не обладает большим потенциалом для реализации этих целей. Поэтому членство в ЕС в политике Польши как раз и является способом реализации данных целей. Разница между польскими политическими партиями лежит только в стратегии. Соратник по международным делам президента Бронислава Коморовского, профессор Р. Кузняр когда-то сказал, что тезис Гедройца из парижской "Культуры" о том, что Польша сможет быть более значимым партнёром Запада, если будет успешно проводить политику на Востоке (который царствует среди правых сил в Польше), является совершенно неправильным с точки зрения польских интересов, стремлений польского общества и к тому же совершенно нереальный. Реализация этой стратегии, может завести польскую внешнюю политику в тупик. Россия же может запросто сделать так, что Польша не будет иметь никакого значения на Востоке. В таком случае если тезис Гедройца являлся справедливым, то одновременно Польша потеряет значение и на Западе. Кузняр добавил, что шансы на Востоке являются функцией влияния Варшавы на Западе [Kuzniar, 2014]. По словам министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, проект Восточного партнёрства был как раз модернизацией концепции Гедройца [Informacja Ministra..., 2014].

Изменения в международных отношениях

Следует отметить, что недостаточный потенциал Польши мешает ей превратиться из объекта в субъект современных международных процессов. С точки зрения Москвы Польша является частью западной системы. Вследствие этого она не может самостоятельно формировать политику по отношению к России, а скорее вынуждена реагировать на изменения в международных отношениях, активизируемые великими державами или интеграционными блоками.

1 Этот тезис доказывает анализ выступлений глав правительства и министров иностранных дел Польши в XXI в., проведённый автором.

Задачей польской политики является правильный ответ на укрепляющуюся в XXI веке позицию России, связанную с её стремлением восстановить своё международное значение. Эти изменения вызывают беспокойство Польши, в том числе из-за негативного исторического опыта. Это отражается в частности в том, что Россия начинает не только отчетливо формулировать свои национальные интересы, как бывало и раньше, но и готова решительно их защищать. Например, в войне с Грузией и с 2014 г. в конфликте на Украине.

В связи с тем, что политика безопасности Польши опирается на тесные связи в США, польско-российские отношения очень чутко реагируют на любые изменения тенденции в паре Москва - Вашингтон. Обычно периоды напряжённости и потепления в польско-российских отношениях совпадают с изменениями в американо-российских отношениях. Примером могут быть противоречия между Москвой и Вашингтоном после вмешательства США в Ираке, а также напряженности, связанные с "оранжевыми" революциями.

Кризис в ЕС отразился в ослаблении его способности формирования международных отношений. В период кризиса ЕС не был в состоянии заниматься налаживанием партнерских отношений с другими странами. К тому же отказ от европейской конституции стал прологом кризиса европейской идентичности. В случае с РФ, напротив, - неуклонно укрепляется и усиливается ощущение, что она становится независимым центром силы. Именно поэтому в России отсутствует убеждённость в необходимости интеграции с ЕС на европейских условиях [Кортунов, 2009].

Безопасность

Сферой наибольшей напряжённости в польско-российских отношениях является безопасность в разных её измерениях: политическом, военном, экономическом, энергетическом.

С польской точки зрения, Россия является одним из главных вызовов для польской политики безопасности. Об этом свидетельствуют заявления различных политических партий и представителей польских властей. Проблемой является также зависимость Польши от России в энергетической сфере. Однако следует подчеркнуть, что до сих пор Польша не столкнулась с серьёзными проблемами при поставках энергоносителей из России. Эта зависимость влияет прежде всего на цены на энергоресурсы. Однако в будущем это может оказать негативное влияние на Польшу. И раньше можно встретить заявления высших представителей Российской энергетики, в которых говорилось о возможности прекращения транзитных поставок нефти и газа через территорию Польши [Rosyjska гора..., 2007]. Такая ситуация чревата перерывами в поставках газа в Польшу.

Таким образом, с польской точки зрения, Россия является одним из самых важных игроков в международных отношениях. Однако с точки зрения России Польша - это прежде всего объект (адресат политики великих держав), а только потом субъект внешней политики. Таким образом, Москва рассматривает отношения с Варшавой как часть более широкой международной игры, скорее как поле, за которое ведётся соперничество с другими сверхдержавами, а не объект, с которым надо строить партнёрские отношения. Свидетельством этого является низкий уровень развития контактов между польскими и российскими властями и малое количество взаимных визитов на высоком уровне, а также подписанных документов, связанных с развитием двусторонних отношений.

Одной из основных особенностей польского подхода к России является отсутствие доверия к российским партнёрам. Это проявляется прежде всего в озабоченности безопасностью Польши в политическом, военном и энергетическом измерении. С рациональной точки зрения на данном этапе трудно предположить, что у России имеется какой либо интерес к военной агрессии против Польши. Тем менее после вмешательства России в конфликт в Украине заявления представителей стратегических вооружённых сил России о передвижении стратегического оружия в Калининград весьма озаботили Польшу. Похоже, что в связи с политизированием энергетической сферы в России и государственным контролем в экономике, и в Польше можно наблюдать озабоченность по отношению к российским инвестициям в стратегически важных секторах экономики, таких как энергетика. Потому Польша пытается получить возможности диверсификации поставок энергоресурсов, строя, к примеру, терминал сжиженного газа в Щецине.

И наоборот. Точно так же Россия с недоверием и неверием в честность официально заявленных Польшей целей рассматривает польскую активность на международной арене, поэтому часто в России, в отношении Польши можно встретить такие определения как "западный агент" или "американский агент", а то и "любимая собачка Вашингтона" [Wawrzycka, 2003]. Это стало особенно заметным, после того как Польша начала проводить политику сближения европейских стран СНГ с западными интеграционными институтами.

Огромным вызовом для построения хороших польско-российских отношений являются различия в польской и российской оценках роли НАТО и США. Для России (а также, по мнению Москвы, для международного порядка в целом), эти субъекты представляют вызов (а в ряде случаев и угрозу). С польской точки зрения, НАТО и США - это гаранты безопасности [Strategia Bezpieczehstwa..., 2014]. Кроме того, Польша пытается углубить связи с этими субъектами, что неизменно вызывает напряжённость в отношениях с Россией. Примером этому является проблема присутствия на территории Польши военных сил и техники США [Шойгу:..., 2015]. Таким образом, российская сторона считает Североатлантический альянс и США своими антагонистами. Однако Польша, опираясь на тесное сотрудничество с США и НАТО, стремится повысить свой международный авторитет и повысить эффективность своей внешней политики.

Экономика и энергетика — резкая асимметрия взаимного значения

Сравнивая товарооборот между Польшей и Россией можно заметить существование значительного дисбаланса взаимного значения. График 1 показывает незначительное экономическое значение Польши для России в области торговли. Например, в 2012 г. в общем экспорте России Польша занимала 8-е место (3,8%). Что касается импорта, то Польша заняла 12-е место (2,4%) [Российский статистический..., 2013]. График 2 показывает долю России в польском товарообороте, где Россия выступает в качестве одного из важнейших партнёров. Например, в 2012 г., Россия заняла 5-е место с точки зрения польского экспорта и 2-е место в плане им-порта[Obroty handlu..., 2013].

График 1. Доля Польши в российском товарообороте (%)

5 п 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

Экспорт

Импорт

200 5 200 6 200 7 200 8 200 9 201 0 201 1 201 2

3,6 3,8 3,8 4,3 4,1 3,8 4,1 3,8

2,8 2,5 2,3 2,6 2,5 2,5 2,2 2,4

Экспорт

— Импорт

Источник: Собственная разработка на основе: Россия в цифрах (2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013), ROSSTAT.

График 2. Доля России в польском товарообороте (2005-20012)

Польский импорт - Польский экспорт

rok

Источник: Собственная разработка на основе: „Rocznik Statystyczny" GUS, Warszawa 2007, 2008; „Maly Rocznik Statystyczny Polski", GUS, Warszawa 2006, 2009, 2013 i „Rocznik Statystyczny Handlu Zagranicznego" GUS, Warszawa 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.

Анализ польско-российской торговли показывает, что в то время как Польша утрачивает своё значение для России, значимость России для Польши увеличивается. Основные продукты, которые импортируются из России - это энергетическое сырьё. Эта тенденция очень неблагоприятна для Польши, поскольку подтверждает её постоянную энергетическую зависимость от России. Положительным симптомом для Польши в последние годы был рост польского экспорта в Россию (График 2.). Но этот рост был приостановлен в связи с ведением российской стороной в

2014 году эмбарго. Все эти данные ясно показывают, что Польша постепенно теряет своё значение для России, в то время как растет значимость России для Польши (таблица 1 и 2).

Таблица 1.

Основные рынки сбыта польского экспорта в годах 2000-2012 (в %)

Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

В целом 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Германия 28,2 27,1 25,9 25,1 26,2 26,1 26,1 25,1

Италия 6,2 6,2 6,1 6,2 6,9 5,9 5,3 4,9

Франция 6,1 6,5 6,6 6,0 6,9 6,8 6,1 5,8

Великобрит ания 5,6 5,7 5,9 5,8 6,4 6,3 6,4 6,7

Чешская Республика 4,6 5,5 5,5 5,7 5,8 6,0 6,2 6,3

Нидерланды 4,4 4,3 4,6 5,2 4,2 4,4 4,4 4,5

Россия 4,2 3,8 3,8 4,0 3,7 4,2 4,5 5,4

Швеция 3,1 3,2 3,2 3,2 2,7 3,0 2,9 2,6

Источник: Собственная разработка на основе: Giöwni partnerzy w handlu zagranicznym Polski w latach 2000-2009, handelUE.pl, http://www.handelue.pl/?id=421 oraz Obroty handlu zagranicznego ogölem i wedlug krajöw I-XII 2012 r., GUS 12.02.2013, http ://www.stat. gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/CH_obr_handlu_zagranicznego_og_wg_kraj ow_12m_201 2.pdf [23.01.2014]; Obroty handlu zagranicznego ogölem i wedlug krajöw I-XII 2010 r., GUS 29.07.2011,

http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/ch_obr_handlu_zagranicznego_og_wg_krajow_I_-_XII_2010_wyn_o st.pdf [23.01.2014].

По словам проф. П. Божика, основной причиной осложнений сотрудничества между Польшей и Россией в экономическом плане являются ухудшающиеся политические отношения между двумя странами. Политические отношения с позиции России являются наиболее важным фактором, определяющим экономические отношения; чем они лучше, тем быстрее растёт взаимная торговля и другие формы сотрудничества. Без улучшения политических отношений с Россией, Польша не в состоянии изменить своего места в списке стратегических партнёров России. Это особенно важно в связи с тем, что Россия является основным поставщиком сырья для польской энергетики, в частности нефти и газа. Такая зависимость для страны "третичного значения" является крайне неблагоприятной. В связи с этим у Польши остаются два варианта: создание независимости от поставок российских энергоносителей или сглаживание конфликтов в политических взаимоотношениях. Оба варианта очень сложны. Заменить Россию как стратегического поставщика энергоносителей в Польшу, теоретически возможно. Тем не менее это требует значительных инвестиций, а также приведёт к значительному росту цен на газ и нефть на польском рынке [Bozyk, 2013].

Таблица 2.

Основные поставщики товаров в Польшу в 2000-2012 годах (в %)

Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

В целом 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Германия 24,7 24,0 24,0 23,0 22,4 21,9 22,3 21,1

Китай 5,4 6,1 7,2 8,0 9,3 9,4 8,7 9,0

Россия 8,8 9,7 8,7 9,8 8,7 10,2 12,1 14,3

Италия 7,1 6,8 6,8 6,5 6,8 5,7 5,4 5,2

Франция 6,0 5,5 5,1 4,7 4,6 4,3 4,2 4,0

Чешская Республика 3,6 3,5 3,5 3,6 3,6 3,8 3,7 3,7

Нидерланды 3,4 3,1 3,4 3,4 3,6 3,7 3,8 3,8

Южная Корея 3,1 2,9 3,1 2,8 3,0 2,7 2,2 2,3

Источник: Собственная разработка на основе: Giöwni partnerzy w handlu zagranicznym Polski w latach 2000-2009, handelUE.pl, http://www.handelue.pl/?id=421 oraz Obroty handlu zagranicznego ogölem i wedlug krajöw I-XII 2012 r., GUS 12.02.2013, http ://www. stat. gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/CH_obr_handlu_zagranicznego_og_wg_kraj ow_ 12m_201 2.pdf [23.01.2014]; Obroty handlu zagranicznego ogölem i wedlug krajöw I-XII 2010 r., GUS 29.07.2011,

http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/ch_obr_handlu_zagranicznego_og_wg_krajow_I_-_XII_2010_wyn_ost.pdf [23.01.2014].

Польша страна "третичного значения " для России

С точки зрения России, Польша не является для неё важным экономическим партнером. В соответствии с предложенной профессором Божиком системой, Польша - это страна "третичного значения" для России. Потенциальные партнеры России по этой схеме были разделены на три группы: первая - наиболее важная, в состав которой входят США, Китай, Индия и крупные страны Европейского Союза. Вторая группа состоит из Японии, Южной Кореи, Турции, Бразилии, Украины и Белоруссии. Наконец, третья группа стран, это Содружество Независимых Государств, бывшие члены Совета Экономической Взаимопомощи, плюс слаборазвитые страны. Последние благодаря повышению уровня развития со временем станут более важными партнёрами России [Bozyk, 2013]. Как пояснил профессор Божик, стратегические партнёры являются наиболее важными получателями энергоносителей, экспортируемых Россией и одновременно являются основными поставщиками капитала в Россию. Страны второй группы - это в основном поставщики технологий для России, с одной стороны, или получатели российских технологий (в основном оружия) -с другой. Наконец, третья группа стран, является поставщиками промышленной продукции для российских потребителей или наоборот - получателями российских промышленных товаров. Третья группа играла незначительную роль во внешней торговле страны, поскольку полагалось, что эта роль будет уменьшаться с течением времени. Россия заинтересована прежде всего в крупных поставщиках товаров на свой рынок, способными эти поставки кредитовать. РФ также предпочитает сотрудничество со странами, располагающими крупными капиталами, которые могли бы напрямую

быть инвестированы в её промышленность, сельское хозяйство и услуги. Польша, к сожалению, была размещена в третьей группе стран [Bozyk, 2013].

Проблема истории и культуры, как разных способов укрепления национального самосознания

Различия в ценностях в сфере международных отношений: постмодернистский кантовский "вечный мир" vs модернистский мир хаоса Гоббса

Польша вписывается также в европейскую модель международного порядка, который можно назвать кантовским видением постмодернистского "вечного мира". Россия при таком подходе рассматривается как страна, где царствуют Гоббсковские категории модернистского мира анархии и войны всех против всех. Роберт Каган, который писал о американцах и европейцах, сказал, что жители США живут в модернистском мире анархии Гоббса, в котором последним аргументом является военная сила. В свою очередь, европейцы живут в постмодернистской кантовской реальности вечного мира, в котором важное место отведено морали и международному праву [Kagan, 2008]. В вышеуказанным тезисе, по мнению автора данной публикации, можно на месте США поставить Россию. Однако надо также добавить, как это сделала российская исследователь Т. Шаклеина, что не надо иметь иллюзий, что США и РФ разделяют те же ценности. Единственное, что они имеют общее, это тенденция к реализму во внешней политике [Шаклеина, 2012].

История

Серьёзные различия между Польшей и Россией можно найти в оценках исторического прошлого. Ярким тому примером являются различия в выступлениях и документах заявленных представителями Польши и России в связи с 70-й годовщиной начала Второй мировой войны, которые имели место на польском Вестерплатте 1 сентября 2009 г. Например, В. Путин тогда осудил Версальский договор, утверждая, что созданный им европейский порядок был причиной начала Второй мировой войны [Putin..., 2009]. Как заметил проф. А. Новак, в выступлении Путина появились явные намеки к историческим обидам, которыми страдали немцы после Первой мировой войны; желание построения отношений великой России с великой Германией, невзирая на право на суверенитет и субъективность других народов [Ostre przemöwienie Putina., 2009]. В то же время президент Польши Л. Качиньский представил совершенно другую оценку Версальского договора и роли Германии и Советского Союза во Второй мировой войне, заявив, что эти две страны и развивающиеся в них тоталитарные режимы привели к этой войне. Версальский договор и система, которую он создал, по словам Качиньского, дали право на суверенитет и независимость ряда европейских государств и были первыми, хотя и неудачными попытками создания устойчивой системы безопасности и мира в Европе и во всём мире [Westerplatte..., 2012].

В польской историографии 17 сентября 1939 интерпретируется как вероломное нападение Советского Союза на Польшу, которая сражалась с нацистской Германией. Эта атака, согласно польским оценкам, была результатом тайного соглашения, прикрепленного к пакту Молотова-Риббентропа, который разделил Польшу и Европу на сферы влияния между Россией и Германией. В российской историографии пакт Молотова-Риббентропа рассматривается как историческая необходимость, которая дала Советскому Союзу время подготовиться к войне с Германией. Его заключение было вынужденной мерой в связи с созданием союза Польши с Англией и Францией, которые подвергали Россию возможности германской агрессии [Широкорад, 2007].

Захват восточных регионов Польши трактуется как необходимость защиты русскоязычного населения, проживающего там [Широкорад, 2007].

Похожие разногласия встречаются в польских и российских оценках конца Второй мировой войны. Польская сторона, считает, например, что итоги договоров между главными странами, которые победили Гитлера, являются несправедливыми для Польши, а рядом авторов и политиков даже расматриваются как предательство со стороны Запада, следствием которого явилась передача Польши в советский плен. Во время празднования на Вестерплатте (2009 г.), тогдашний премьер-министр Польши Д. Туск сказал, что советские солдаты не принесли полякам свободы, потому что у них её не было. Это вызвало протесты со стороны России [„ Tusk naplut..., 2009]. Российская сторона утверждает, что Польша должна быть благодарна положениям Ялты, потому что они гарантировали новые границы и дали Европе 50 лет мира [Стариков, 2015]. В Польше же период 1945-1989 рассматривается как время коммунистического порабощения и зависимости от Советского Союза. В то же время для России эти даты являются периодом могущества Российского государства. Кроме того, по данным социологических опросов значительная часть общества хотела бы вернуть эту мощь [Россияне о распаде..., 2014].

Синдром польско-российского соперничества в ЦВЕ (лидерство среди славян)

Со второго президентского срока В. Путина в России более активно стали проявляться проблемы в отношениях с Западом, особенно с США. На этом фоне Москва становилась всё больше недовольна ролью Польши как страны, стремящейся играть роль катализатора проевропейской трансформации в странах Восточной Европы [Бо-гатуров, 2005]. Этот конфликт также вписывается в российское восприятие Польши как "предателя" славян и главного конкурента России по лидерству среди славянских стран. Приход Путина связывается и с возобновлением понятия "польское предательство". Это происходило на фоне возрождения при поддержке государства - официального православия. Необходимо подчеркнуть, что современный подход к "предательству" поляков имеет двойное измерение: "новое предательство" связано с присоединением к НАТО и ЕС, "старым" является неизменная приверженность католицизму и несогласие с российским доминированием [Lipatow, 2007].

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует подчеркнуть, что в Польше и в России мы наблюдаем значительные различия, часто фундаментальные в интерпретации угроз для безопасности наших государств. Кроме того, в обеих странах другие области государственной деятельности подчинены вопросам безопасности. Польско-российские отношения стали заложниками отношений России с Западом. В то же время мы наблюдаем в Европе борьбу за модель развития стран к востоку от границ ЕС. Улучшение польско-русских отношений возможно только в случае изменения подходов к принципам политики безопасности в Польше или в России. Это улучшение будет возможно также при определения новой архитектуры европейской безопасности. На данный момент, мы наблюдаем борьбу между Западом и Россией за влияние в Европе, потому что нынешняя система европейской безопасности находится на стадии разработки.

Список литературы

Bielen S., (2008) Identyfikacja Rosji w stosunkach migdzynarodowych, [в:] S. Bielen, Maciej Ras ред. Polityka zagraniczna Rosji, Warszawa: Difin.

Brzezinski Z., (1998) Wielka szachownica, Gtówne cele polityki amerykanskiej, Warszawa: Swiat Ksiqzki.

Czajkowski M., (2003) Rosja w Europie. Polityka bezpieczenstwa europejskiego Federacji Rosyjskiej, Krakow: Dante.

Czaputowicz J., (2008) Teorie stosunkow mi^dzynarodowych. Krytyka i systematyzacja, Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN.

Gromadzki G., Sendhardt B., (2015) The future of the ENP. Some remarks and recommendations, Stefan Batory Foundation, Friedrich-Ebert-Stiftung, Representation in Poland, Warsaw, June 2015.

Guzek M., Kuznar A., (2009) Prognoza rozwoju obrotow towarowych Polski z Rosjq do 2020 roku z uwzgl^dnieniem glownych grup towarowych, [w:] Polska-Rosja. Stosunki gospodarcze 2000-2020, ред. Pawel Bozyk, Warszawa: Wyzsza Szkola Ekonomiczno-Informatyczna w Warszawie.

Koziej S., (2010) Nowa koncepcja strategiczna NATO a Strategiczny Przeglqd Bezpieczenstwa Narodowego, „Bezpieczenstwo Narodowe", II-IV.

Krzymowski A., (2009) Plan Miedwiediewa - nowa architektura bezpieczenstwa?, „Sprawy Mi^dzynarodowe", № 2.

Kuzniar R., (2008) Geopolityka ipolityka bezpieczenstwa Polski, „Sprawy Mi^dzynarodowe", nr 01.

Leonard M., Popescu N., (2008) Rachunek sil w stosunkach Unia Europejska - Rosja, Londyn-Warszawa: Europejska Rada Spraw Zagranicznych, Fundacja im. Stefana Batorego.

Lipatow A., (2007) Polska, [w:] Idee w Rosji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski, pod red. J. Kurczak, t. 6, Lodz 2007.

Lisiakiewicz R., (2007) Gazociqg Polnocny i jego wplyw na bezpieczenstwo energetyczne Polski -reakcje prasy polskiej i rosyjskiej na podpisanie umowy o jego budowie [w:] Wybrane aspekty bezpieczenstwa T 2, pod red. Jaroslawa J. Piqtka i Renaty Podgorzynskiej, Szczecin 2007.

Lisiakiewicz R., (2012) Stosunki polsko-rosyjskie w programach politycznych Prawa i Sprawiedliwosci oraz Plaformy Obywatelskiej, [w:] Dylematy polskiej demokracji, red. L. Danel, J. Kornas, Krakow: Fundacja Gospodarki i Administracji Publicznej, с. 510-511.

Nygren B., (2008) The Rebuilding of Greater Russia. Putin's foreign policy towards the CIS countries, Routledge, Taylor & Francis Group, New York and London.

Pomianowski J., (2004) Na Wchod od Zachodu. Jak bye zRosjq?, Warszawa.

Prus-Wojciechowska J., Moskwa chce mniej NATO w Europie Srodkowej, „Rzeczpospolita", 28.10.2010.

Богатуров А., (2005) Время Центральной Евразии, „Международная Жизнь", № 3-4.

Бухарин Н.И., (2007) Российско-польские отношения 90-е годы XX века - начало XXI века, Москва.

Гомар Т., (2010) НАТО и "русский вопрос", „Россия в Глобальной Политике" №2, http://www.globalaffairs.ru/number/NATO-i-russkii-vopros-14851 [20.11.2010].

Кортунов С.В., (2009) Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности, Москва: Издательский дом Государственного университета - Внешней школы экономики.

Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Макаренко Б.И., Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г., Сергеев В.М., Тимофеев И.Н. (2009) Российская внешняя политика глазами экспертного сообщества, "Полис" 2009, №4, Россия vs Европа. Противостояние или союз?, (2010) под ред. С.А. Караганова и И.Ю. Юргенса, Москва: Астрель: Русь-Олимп.

Тарасов И.Н., (2008) Политико - экономическая асимметрия в отношениях России со странами центрально- восточной Европы, „Полис", № 2.

Тимофеев И.Н., (2009) Российская внешняя политика глазами экспертного сообщества, "Полис".

Шаклеина Т.А., (2012) Россия и США в мировой политике, АСПЕКТ ПРЕСС, Москва.

Широкорад А., (2007) Давний спор славян. Россия, Польша, Литва, Москва: Издательство "Хранитель".

Bozyk P., Czy ^ warto porozumiee siq z Rosjq?, http://www.przeglad-tygodnik.pl/pl/artykul/czy-warto-porozumiec-sie-ro sja [12.11.2013].

„Rosja pobrz^kuje nuklearnq szabelkq", „Rzeczpospolita", 22.06.2015, http://www.rp.pl/artykul/1210208.html?print=tak&p=0 [6.07.2015].

„Tusk naplul Putinowi do kieliszka", „Rzeczpospolita", 3.09.2009, http://www.rp.pl/artykul/357927.html?print=tak&p=0 [4.07.2015].

„Doktryna Kwasniewskiego" nie przejdzie, „Tydzien na Wschodzie", Osrodek Studiow Wschodnich, 06.01.2005 ц 01.

Kublik A., Czy Polskaprzestanieplacie najdrozej w UE za gaz zRosji?, „Gazeta Wyborcza" 5.02.2013, http://m.wyborcza.biz/biznes/1,106501,13348060,Czy_Polska_przestanie_placic_najdrozej_w_UE_za_gaz.ht ml [12.04.2013].

Ostre przemowienie Putina na Westerplatte, Nowy Dziennik, 1.09.2009, http://www.dziennik.com/wiadomosci/artykul/ostre-przemowienie-putina-na-westerplatte [4.072015].

Pawlicki J., Polska wystqpi do Unii o energetyczne NATO, Gazeta.pl, 24.01.2006, http://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/1,114873,3129291 .html [6.07.20151.

Putin: Do wojny doprowadzify uklady z nazistami, „Rzeczpospolita", 1.09.2009, http://www.rp.pl/artykul/357106.html?p=1 [4.07.2015].

Rosyjska ropa ominie Polskç i Bialorus, RMF24, 21.05.2007, http://www.rmf24.pl/fakty/swiat/news-rosyjska-ropa-ominie-polske-i-bialorus,nId,166592 [7.07.20151.

Slowacja. Tusk apeluje o wiçkszq solidarnosc energetycznq w Europie, Wyborcza.pl, 15.05.2014,

http://wyborcza.pl/1,91446,15964468,Slowacja_Tusk_apeluje_o_wieksza_solidarnosc_energetyczna.html#i

xzz3f8FN1uVe [6.07.2015]. ' '

Wawrzycka А., Poborski R., Ulubiony piesek kanapowy Waszyngtonu - rosyjskie media o zaangazowaniu Polski w Iraku, „Tydzien na Wschodzie", № 21, 05.06.2003.

Westerplatte, 1 wrzesnia 2009 r. Lech Kaczynski w obecnosci Putina i Merkel: z Monachium trzeba wyciqgnqc wnioski, imperializmowi nie wolno ustçpowac, wPolityce, 31.08.2012, http://wpolityce.pl/polityka/139144-westerplatte-1-wrzesnia-2009-r-lech-kaczynski-w-obecnosci-putina-i-merkel-z-monachium-trzeba-wyciagnac-wnioski-imperializmowi-nie-wolno-ustepowac [4.07.2015].

Караулова О., Пресса России: Москва опасается "цветных революций", BBC, 4.03.2015, http://www.bbc.com/russian/russia/2015/03/150304_rus_press [7.07.2015].

Россияне о распаде СССР, Левада-Центр, 14.01.2014, http://www.levada.ru/14-01-2014/rossiyane-o-raspade-sssr [4.07.2015].

Стариков Н., Ялта: уроки истории, "Аргументы и Факты", 11.02.2015, http://www.aif.ru/society/opinion/1443753 [4.07.2015].

Шойгу: учения НАТО на "восточном фланге " и в Арктике направлены против России, ТАСС, 16.04.2015, http://tass.ru/politika/1907200 [7.07.2015].

Informacja Ministra Spraw Zagranicznych o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2015 roku, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, 23.04.2015,

http://www.msz.gov.pl/pl/ministerstwo/minister/wystapienia/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_z adaniach_polskiej_polityki_zagranicznej_w_2015_roku [6.07.2015].

Informacja Ministra Spraw Zagranicznych o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2014 roku, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, 8.05.2014,

http://www.msz.gov.pl/pl/aktualnosci/wiadomosci/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_zadaniach_ polskiej_polityki_zagranicznej_w_2014_roku [6.07.2015].

Obroty handlu zagranicznego Polski. Informacja makroekonomiczna PAIilZ, „РОССИЯ, luty 2013, № 2/2013, Twöj Rynek", Biuletyn Informacyjny Wydzialu Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Moskwie.

Pelny tekst expose Ewy Kopacz, tvn24, 1.10.2014, http://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/pelny-tekst-expose-ewy-kopacz,473578.html [9.07.2015].

Prezvdent RP po posiedzeniu RBN: „Celem Polski wzmocnienie obecnosci sil NATO na Wschodzie", Biuro Bezpieczenstwa Narodowego, 1.07.2015, https://www.bbn.gov.pl/pl/wydarzenia/6885,Prezydent-RP-po-posiedzeniu-RBN-Celem-Polski-wzmocnienie-obecnosci-sil-NATO-na-W.html [7.07.2015].

Priorytety Polskiej Polityki Zagranicznej 2012-2016, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Warszawa 2012, http://www.msz.gov.pl/resource/aa1c4aec-a52f-45a7-96e5-06658e73bb4e:JCR [6.07.2015]

Priorytety Polskiej Polityki Zagranicznej 2012-2016, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Warszawa 2012, http://www.msz.gov.pl/resource/aa1c4aec-a52f-45a7-96e5-06658e73bb4e:JCR [6.07.2015].

Strategia Bezpieczenstwa Narodowego Rzeczpospolitej Polskiej, Warszawa 2014, Biuro Bezpieczenstwa Narodowego, https://www.bbn.gov.pl/ftp/dok/01/sbn_rp_2014.pdf [7.07.2015].

Strategia bezpieczenstwa Rzeczpospolitej Polskiej, Warszawa, 4 stycznia 2000 r., „Zbiör Dokumentöw", v. 56, № 1.

Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976), Министерство инностранных дел Российской Федерации, http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/2a959a74cd7ed01f432569fb004872a3!0penDocument [6.07.2015].

Концепция внешней политики Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г, Министерство иностранных дел Российской Федерации, http://www.mid.ru/bdomp/ns-

osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f!0penDocument [6.07.2015].

Послание Президента Федеральному Собранию, Президент России, 4.12.2014, http://kremlin.ru/events/president/news/47173 [6.07.2015].

Проект Договора о европейской безопасности [online], Президент России, 29.11.2009, статья 2-6, http://www.kremlin.ru/news/6152, [6.06.2015].

References:

„Rosja pobrzçkuje nuklearnq szabelkq" (2015), „Rzeczpospolita", 22.06.2015, http : //www. rp. pl/artykul/1210208. html?print=tak&p=0 [6.07.2015].

„Doktryna Kwasniewskiego" nie przejdzie (2005), „Tydzien na Wschodzie", Osrodek Studiöw Wschodnich, 06.01.2005 № 01.

,,Tusk naplul Putinowi do kieliszka" (2009), „Rzeczpospolita", 3.09.2009, http : //www. rp. pl/artykul/3 57927.html?print=tak&p=0 [4.07.2015].

Bielen S. (2008), Identyfikacja Rosji w stosunkach miçdzynarodowych, [in:] S. Bielen, Maciej Ras ed. Polityka zagraniczna Rosji, Difin, Warszawa.

Bogaturov A. (2005), Vremâ Central'noj Evrazii, „Mezdunarodnaâ Zizn'", № 3-4.

Bozyk P.(2013), Czy warto porozumiec siç z Rosjq?, http://www.przeglad-tygodnik.pl/pl/artykul/czy-warto-porozumiec-sie-rosja [12.11.2013].

Brzezinski Z. (1998), Wielka szachownica, Glowne cele polityki amerykanskiej, Warszawa: Swiat Ksiqzki.

Bucharin N.I. (2007), Rossijsko-pol'skie otnoseniâ 90-e gody XX veka - nacalo XXI veka, Moskva.

Czajkowski M. (2003), Rosja w Europie. Polityka bezpieczenstwa europejskiego Federacji Rosyjskiej, Dante, Krakow.

Gomar T. (2010), NATO i „russkij vopros", „Rossiâ w Global'noj Politike", № 2, 2010, http://www.globalaffairs.ru/number/NATO-i-russkii-vopros-14851 [20.11.2010].

Gromadzki G., Sendhardt B. (2015), The future of the ENP. Some remarks and recommendations, Stefan Batory Foundation, Friedrich-Ebert-Stiftung, Representation in Poland, Warsaw.

Guzek M., Kuznar A. (2009), Prognoza rozwoju obrotow towarowych Polski z Rosjq do 2020 roku z uwzglçdnieniem glownych grup towarowych, [in:] Pawel Bozyk ed., Polska-Rosja. Stosunki gospodarcze 2000-2020, ed., Wyzsza Szkola Ekonomiczno-Informatyczna w Warszawie, Warszawa.

Informacja Ministra Spraw Zagranicznych o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2014 roku(2014), Ministerstwo Spraw Zagranicznych, 8.05.2014,

http://www.msz.gov.pl/pl/aktualnosci/wiadomosci/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_zadaniach_ polskiej_polityki_zagranicznej_w_2014_roku [6.07.2015].

Kagan R. (2008), Potçga i Raj. Ameryka i Europa w nowym porzqdku swiata, Studio EMKA, Warszawa, 2008, [from:] Czaputowicz J., Teorie stosunkow miçdzynarodowych. Krytyka i systematyzacja, Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa.

Karaulova O. (20015), Pressa Rossii: Moskva opasaetsâ „cvetnyh revolûcij, BBC, 4.03.2015, http://www.bbc.com/russian/russia/2015/03/150304 rus press [7.07.2015].

Koncepciâ vnesnej politiki Rossijskoj Federacii Utwerzdena Prezidentom Rossijskoj Federacii W.W. Putinym 12 fevralâ 2013 g, (2013) Ministerstvo Innostrannyh Del Rossijskoj Federacii, http://www.mid.ru/bdomp/ns-

osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f!0penDocument [6.07.2015].

Kortunov S.V. (2009), Sovremennaâ vnesnââ politika Rossii. Stratesiâ izbiratel'noj vovlecennosti, Izdatel'skij dom Gosudarstvennogo universiteta - Vnesnej skoly èkonomiki, Moskwa.

Koziej S. (2010), Nowa koncepcja strategiczna NATO a Strategiczny Przeglqd Bezpieczenstwa Narodowego, „Bezpieczenstwo Narodowe", II-IV.

Krzymowski A. (2009), Plan Miedwiediewa - nowa architektura bezpieczenstwa?, „Sprawy Miçdzynarodowe", № 2.

Kublik A. (2013), Czy Polska przestanie placic najdrozej w UE za gaz z Rosji?, „Gazeta Wyborcza" 5.02.2013,

http://m.wyborcza.biz/biznes/1,106501,13348060,Czy_Polska_przestanie_placic_najdrozej_w_UE_za_gaz.ht ml [12.04.2013].

Kuzniar R.(2008), Geopolityka ipolityka bezpieczenstwa Polski, „Sprawy Miçdzynarodowe", №01.

Leonard M., Popescu N. (2008), Rachunek sil w stosunkach Unia Europejska - Rosja, Europejska Rada Spraw Zagranicznych, Fundacja im. Stefana Batorego, Londyn-Warszawa.

Lipatow A. (2007), Polska, [in:] Kurczak J., ed. Idee w Rosji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski, vol. 6, Lôdz.

Lisiakiewicz R. (2012), Stosunki polsko-rosyjskie w programach politycznych Prawa i Sprawiedliwosci oraz Platformy Obywatelskiej, [in:] L. Danel, J. Kornas ed., Dylematy polskiej demokracji, Fundacja Gospodarki i Administracii Publicznei, Krakow.

Mel'vil' A. Û., Il'in M.V., Makarenko B.I., Meleskina E. Û., Mironûk M.G., Sergeev V.M., Timofeew I.N. (2009), Rossijskaâ vnesnââpolitika glazami èkspertnogo soobsestva, "Polis", № 4.

Nygren B. (2008), The Rebuilding of Greater Russia. Putin's foreign policy towards the CIS countries, Routledge, Taylor & Francis Group, New York and London.

Obroty handlu zagranicznego Polski. Informacja makroekonomiczna PAIilZ, „Rossiâ (2013), № 2/2013, Twôj Rynek", Biuletyn Informacyjny Wydzialu Promocji Handlu i Inwestycji Ambasady RP w Moskwie.

Ostre przemowienie Putina na Westerplatte (2009), Nowy Dziennik, 1.09.2009, http://www.dziennik.com/wiadomosci/artykul/ostre-przemowienie-putina-na-westerplatte [4.072015].

Pawlicki J.(2006), Polska wystqpi do Unii o energetyczne NATO, Gazeta.pl, 24.01.2006, http://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/1,114873,3129291 .html [6.07.2015];

Pomianowski J. (2004), Na Wchod od Zachodu. Jak bvc z Rosiq?. Warszawa.

Prezvdent RP po posiedzeniu RBN: ..Celem Polski wzmocnienie obecnosci sil NATO na Wschodzie" (2015), Biuro Bezpieczenstwa Narodowego, https://www.bbn.gov.pl/pl/wydarzenia/6885,Prezydent-RP-po-posiedzeniu-RBN-Celem-Polski-wzmocnienie-obecnosci-sil-NATO-na-W.html [7.07.2015].

Priorytety Polskiej Polityki Zagranicznej 2012-2016 (2012), Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Warszawa, http://www.msz.gov.pl/resource/aa1c4aec-a52f-45a7-96e5-06658e73bb4e:JCR [6.07.2015].

Projekt Dogovora o evropejskoj bezopasnosti (2009), Prezydent Rossii, 29.11.2009, http://www.kremlin.ru/news/6152, [6.06.2015].

Prus-Wojciechowska J. (2010), Moskwa chce mniej NATO w Europie Srodkowej, „Rzeczpospolita", 28.10.2010.

Putin: Do wojny doprowadzily uklady z nazistami (2009), „Rzeczpospolita", 1.09.2009, http://www.rp.pl/artykul/357106.html?p=1 [4.07.2015].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossiâ vs Evropa. Protivostoânie Ili soûz? (2010), pod red. S.A. Karaganova i I.Û. Ûrgensa, Astrel': Rus'-Olimp, Moskva.

Rossiâne o raspade SSSR (2014), Levada-Centr, 14.01.2014, http://www.levada.ru/14-01-2014/rossiyane-o-raspade-sssr [4.07.2015].

Rossijskij statisticeskij ezegodnik - 2013 g. (2013).

Rosyjska ropa ominie Polskç i Bialorus (2007), RMF24, 21.05.2007, http://www.rmf24.pl/fakty/swiat/news-rosyiska-ropa-ominie-polske-i-bialorus,nId,166592 [7.07.2015].

Sakleina T.A. (2012), Rossiâ i SSA w Mirovom politike, ASPEKT PRESS, Moskva.

Sirokorad A. (2007), Davnij spor slavân. Rossiâ, Pol'sa, Litva, Izdatel'stvo Hranitel', Moskva.

Slowacja. Tusk apeluje o wiçkszq solidarnosc energetycznq w Europie (2014), Wyborcza.pl, 15.05.2014,

http://wyborcza.pl/1,91446,15964468,Slowacja_Tusk_apeluje_o_wieksza_solidarnosc_energetyczna.html#i

xzz3f8FN1uVe [6.07.2015].

Sojgu: uceniâ NATO na „vostocnom flange" i w Arktike napravleny Protiw Rossii (2015), TASS, 16.04.2015, http://tass.ru/politika/1907200 [7.07.2015].

Starikow N. (2015), Âlta: uroki istorii, „Argumenty i Fakty", 11.02.2015, http://www.aif.ru/society/opinion/1443753 [4.07.2015].

Strategia Bezpieczenstwa Narodowego Rzeczpospolitej Polskiej (2014), Biuro Bezpieczenstwa Narodowego, Warszawa,https://www.bbn.gov.pl/ftp/dok/01/sbn_rp_2014.pdf [7.07.2015].

Strategia bezpieczenstwa Rzeczpospolitej Polskiej, Warszawa, 4 stycznia 2000 r. (2000), „Zbiôr Dokumentôw", v. 56, № 1.

Voennaâ doktrina Rossijskoj Federacii (utw. Prezydentom RF 25.12.2014) (2014), Ministerstvo Innostrannyh Del Rossijskoj Federacii, http://www.mid.ru/bdomp/ns-

osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/2a959a74cd7ed01f432569fb004872a3!0penDocument [6.07.2015].

Wawrzycka А., Poborski R., (2003) Ulubiony piesek kanapowy Waszyngtonu - rosyjskie media o zaangazowaniu Polski w Iraku, „Tydzien na Wschodzie", № 21, 05.06.2003.

Westerplatte, 1 wrzesnia 2009 r. Lech Kaczynski w obecnosci Putina i Merkel: z Monachium trzeba wyciqgnqc wnioski, imperializmowi nie wolno ustçpowac (2012), wPolityce, 31.08.2012, http://wpolityce.pl/polityka/139144-westerplatte-1-wrzesnia-2009-r-lech-kaczynski-w-obecnosci-putina-i-merkel-z-monachium-trzeba-wyciagnac-wnioski-imperializmowi-nie-wolno-ustepowac [4.07.2015].

The main reasons for Polish-Russian relations' deterioration

Author. Lisiakiewicz R. PhD, Assistant Professor, Department of Political Science, Cracow University of Economics. Address: Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie, ul. Rakowicka 27, 31-510 Krakôw, Poland. E-mail: lisiakir@uek.krakow.pl

Abstract. In 2014 began one of the deepest crises in the relations between Russia and the West (including Poland) since the downfall of communism and the collapse of the Soviet Union. A number of features on the background of Polish-Russian relations, which were visible for many years, contributed to exacerbating the problems. They arouse from differences in the ways of development of Poland and Russia and the collision of their interests in international affairs. The author draws attention to a few key areas where interests of Poland and Russia clash, such as politics, security, economic and energy policy, as well as history and culture.

Keywords: Poland, Russia, Polish-Russian relations, security, international relations, Central and Eastern Europe, the policy of Poland, Russian policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.