Migration processes iN the RussiAN Federation
Вишневская Н. Г.
доцент, кандидат экономических наук, Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа
Грищенко О. Н.
доцент, кандидат социологических наук, институт экономики
и сервиса ФГБОУВО «Уфимский
государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
Si
Старицына О. А.
доцент, кандидат социологических наук, институт экономики
и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский
государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
Хамадеева З. А
доцент, кандидат географических наук, институт экономики
и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский
государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
УДК 331.5/ 314.9/ 314.7
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ
БАШКОРТОСТАН
В статье представлен подробный анализ сложившейся миграции трудовых ресурсов Республики Башкортостан. Сделан краткий анализ статистических данных по миграционной ситуации в республике, сведений, полученных из открытых источников, а также рассмотрен количественный и качественный состав миграционных потоков. Выявлены причины территориальных диспропорций миграционных процессов. Исследуется возрастная структура мигрантов, рассматривается студенческий потенциал миграционного потока. Особое внимание уделено показателям, характеризующим трудовую миграцию населения в республике: количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет в Республике Башкортостан, их география, цели пребывания. Рассмотрена профессиональная структура мигрантов и последствия для республики. Опыт привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в республике. Выявлены проблемы, связанные с пребыванием мигрантов на территории республики: нелегальная миграция, преступления, совершенные мигрантами, вынужденная миграция. Исследуются проблемы совершенствования механизмов регулирования внешней трудовой иммиграции. Предложены пути улучшения трудовой миграции в республике.
Ключевые слова: география миграционных процессов, миграция, трудовые ресурсы, рабочая сила, эффективность, безработица, миграционная политика, миграционная квота.
SOCIO-ECONOMIC AND GEOGRAPHIC ASPECTS OF LABOUR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
The article presents a detailed analysis of the current labour migration of the Republic of Bashkortostan. Done a brief analysis of statistical data on migration situation in the Republic, information obtained from public sources, and discussed the quantitative and qualitative composition of migration flows. The causes of regional disparities of migration processes. Examines the age structure of migrants, is considered the student capacity of the migration flow. Special attention is paid to the indicators characterizing labor migration in the Republic: the number of foreign citizens and stateless persons, registered in the Republic of Bashkortostan, geographical coverage, purpose of stay. Considers occupational structure of migrants and the consequences for the Republic. Experience of attracting foreign citizens to labor activity in the Republic. Identified problems associated with the presence of migrants on the territory of the Republic: irregular migration, crimes committed by migrants, forced migration. Examines the problems of improving the mechanisms of regulation of external labor migration. Suggested ways to improve labour migration in the Republic.
Key words: The geography of migration processes, migration, labor, efficiency, unemployment, migration policy, migration quota.
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Большие различия в природных условиях, уровне развития экономики, социальной сферы, этнического состава населения Республики Башкортостан обусловливают большую дифференциацию в интенсивности, объеме, направлениях миграции, которые оказывали и продолжают оказывать влияние на воспроизводство населения и трудовых ресурсов. Неблагоприятная демографическая ситуация, которая складывается в последнее время в республике, позволяет говорить о перспективе дефицита трудовых ресурсов в городах и районах республики.
Изучению вопроса географии миграционных процессов, их влияния на социально-экономические аспекты жизни территории региона посвящено значительное количество исследований авторов [1, 2, 4, 6, 7, 8].
В Республике Башкортостан объем миграционного потока (сумма прибывших и выбывших) за 2015 год составил 309,3 тыс. случаев. Число выбывших за пределы республики составило 47,4 тыс. человек, сменили свое прежнее место жительства на Республику Башкортостан 38,7 тыс. человек. Свыше 100,7 тыс. человек мигрировали внутри республики (рис. 1) [9].
Происходящие изменения в стране и в регионе отрицательно сказались на миграционной активности населения Республики Башкортостан. Несомненно, к факторам сокращения территориальной подвижности населения до 2011 г. следует отнести сохранение существующего института прописки или регистрации, неразвитость рынка жилья, спад жизненного уровня населения, непропорционально быстрый рост цен на пассажирский транспорт и др. В 2012 г. наблюдается незначительный рост миграционной активности населения за счет мигрантов из стран СНГ.
Тем не менее, привлечение легальной иностранной рабочей силы не оказывает серьезного влияния на региональный рынок труда, поскольку доля привлекаемой иностранной силы составляет менее 1% от экономически активного населения Приволжского Федерального округа.
Миграционные процессы в Российской Федерации
Анализируя состав мигрантов по полу, по возрастным, профессионально-квалификационным признакам, можно сказать, что значительная часть прибывших мигрантов ориентирована на выполнение неквалифицированного физического труда без какой-либо интеллектуальной нагрузки. В тоже время, из республики уезжают молодые люди в трудоспособном возрасте, имеющие хорошую профессиональную подготовку в области естественных и технических наук, а также молодые ученые и научные работники. Среди причин: низкий уровень оплаты труда, отсутствие перспектив карьерного роста, недостаточные условия для научной деятельности.
Возрастная структура мигрантов из Республики Башкортостан практически не отличается от среднероссийских показателей. Наиболее подвижно было население в трудоспособном возрасте (миграционная убыль составила — 5962), самое интенсивное передвижение наблюдалось у населения в возрасте 16 — 19 лет. За последние три года этот показатель снизился на 7 тысяч человек. Это связано, прежде всего, с желанием молодежи лучше трудоустроиться, получить хорошее образование. Причем, нужно заметить, что количество прибывших мужчин всегда больше числа выбывших. Эта тенденция характерна для всех возрастных групп. Вместе с тем, начиная с 16-24 лет, число выбывших женщин заметно превышает число прибывших.
Высока доля молодежи, направляющейся на обучение в городские высшие учебные заведения. Опыт показывает, что вузы РБ уступают студенческий потенциал вузам близлежащих регионов и г. Москва. В связи с учебой выбыло 32047 человек, прибыло 31017 человек, миграционная убыль составила 1030 человек (по итогам 2015 г.).
Количество иностранных студентов, обучающихся в учебных заведениях Республики Башкортостан, составило 3322 человека. Наибольшее количество студентов приходится на Республику Казахстан — 1258 человек, Узбекистан
200000 150000 100000 50000 0
-50000
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
■Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост
Рисунок 1. Динамика итогов миграции населения в Республике Башкортостан, человек [3].
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Migration processes iN the RussiAN Federation
на работу высококвалифицированным специалистам.
Установленная для республики квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2015 году в размере 2196 использована только на 48,6%.
Одной из причин, препятствующей привлечению востребованных на рынке труда иностранных специалистов в Российскую Федерацию, является недостаточно эффективная система определения трудовых квот.
С момента подачи заявки на квоту и до ее утверждения Правительством Российской Федерации проходит около 8 месяцев. Ряд квот к моменту утверждения переходят в разряд невостребованных. Нередко происходят изменения и в статусе самого работодателя (ликвидация предприятия, банкротство и т.д.).
Перераспределение утвержденных квот не только по работодателям, но и по видам экономической деятельности органами исполнительной власти субъектов не допускается. Квоты остаются неисчерпанными. Подготовка решения о дополнительном квотировании проходит почти такие же длительные процедуры, как и первоначального. Другой причиной, также оказывающей влияние на происходящие процессы, является ограниченный перечень профес-
Остальные страны Украина 10%
Рисунок 2. География прибытия мигрантов [3]
. , „ , Кыргызстан; 329; Азербайджан; 1649; , 90/
5,8% '
Украина; 328; 1,2%
Таджикистан; 4596; 16,2%
/
Узбекистан; 21453; 75,4%
Рисунок 3. Распределение иностранных граждан, оформивших патент, по странам прибытия [3].
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
— 412, Таджикистан — 339, Китай — 173, Вьетнам
— 111, Индию — 85 и др.
К числу наиболее крупных учебных заведений, принимающих иностранных студентов, относятся: Уфимский государственный нефтяной технический университет, Башкирский государственный медицинский университет, Башкирский государственный университет.
География прибытия мигрантов достаточно широка. Иностранные граждане представляют 128 государств мира. Из стран СНГ наибольшее количество граждан прибыло из Узбекистана (рис. 2). Из стран дальнего зарубежья — это мигранты из Германии (1,6%), Турции (1,7%), Вьетнама (1,1%), Китая (0,9%), Чехии (0,6%), КНДР (0,5%), Индии (0,5%), США (0,4%), Италии (0,3%).
Цели пребывания в Российскую Федерацию самые разные: для осуществления трудовой деятельности — 63,9%; по частному приглашению 22,4%; на учебу — 4,3%; деловые — 3,1%; в качестве туристов — 2,5%; служебные цели — 0,7%; гуманитарные — 0,2%; другие — 2,7%.
На осуществление трудовой деятельности в 2015 году было оформлено 1347 разрешений. В том числе разрешений на работу квалифицированным специалистам оформлено только 138 и 66 разрешений —
сий иностранных граждан, на которые квоты не распространяются.
Положительную роль в привлечении иностранной рабочей силы сыграл Федеральный закон № 86-ФЗ, предусматривающий возможность использования физическими лицами иностранной рабочей силы на основании патентов. Данное нововведение позволило не только легализовать пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, но и принести доход в региональные бюджеты. Сумма перечисленного в консолидированный бюджет Республики Башкортостан налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа составила 411 млн. 22 тысяч рублей.
Работодателями представлено 21902 уведомления о заключении трудового договора, в том числе: на основании разрешения на работу — 1467, без разрешения на работу — 4427, на основании патента — 16008.
В составе работодателей в основном представители малого бизнеса, привлекающие работников на сезонные, временные низкооплачиваемые работы в тепличных хозяйствах и строительстве.
Выдано патентов всего — 27994, в том числе для работы у юридических лиц — 8460, для работы у физических лиц — 15149. Иностранные работники, которым оформлены патенты, являются в основном гражданами Узбекистана (75,4%).
В республике проводится активная работа, противодействующая нелегальной миграции, осуществляется контроль за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. В ходе проведенных мероприятий сотрудниками УФМС и ОВД по РБ составлено 49444 протокола об административных правонарушениях. В 2015 году зарегистрировано 288 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, что на 18,6% или на 66 фактов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост преступлений, совершенных иностранными гражданами, допущен на территории следующих городов (Уфа, Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Баймак, Благовещенск, Дюртюли, Мелеуз, Учалы) и районов республики (Архангельский, Буздякский, Бураевский, Ермекеевский, Иглинский, Калтасинский, Мишкинский, Миякинский, Салаватский, Уфимский, Чишминский).
Согласно данным Информационного центра при МВД по Республике Башкортостан, за 12 месяцев 2015 года на фоне увеличения уровня общей пре-
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ступности в Республике Башкортостан (70938; +33,6%) наблюдается уменьшение объема преступлений, совершенных иностранцами, на 18,6%. Удельный вес преступлений среди иностранных граждан и лиц без гражданства к общему массиву составляет 0,4%.
Заключение. Прогнозы развития ситуации на рынке труда в регионе отражают общероссийскую тенденцию снижения численности трудовых ресурсов, для восполнения которых необходимы конструктивные действия, направленные на закрепление собственных квалифицированных кадров «на местах» и привлечение внешних трудовых мигрантов, востребованных экономикой региона специальностей и уровня квалификации [1].
Проблемы совершенствования механизмов регулирования внешней трудовой иммиграции остаются по-прежнему актуальными. Указанные механизмы должны обеспечивать защиту интересов российских граждан на рынке труда, препятствовать недобросовестной конкуренции со стороны иностранных мигрантов и предотвращать злоупотребления со стороны работодателей, а также исключить условия для роста нелегального сектора использования иностранной рабочей силы.
Основной задачей регулирования внутренней трудовой миграции является содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности: одним из условий формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации является образовательная (учебная) миграция, которая является источником квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Чем выше уровень образования, тем дальше и разнообразнее направления миграции, выше ее экономическая эффективность, легче проходит адаптация и дальнейшая интеграция мигрантов в Российской Федерации.
В регулировании трудовой миграции необходим системный подход, в том числе на уровне региона, включающий комплекс мероприятий как по удержанию, так и поддержке специалистов, реализации накопленного ими человеческого и социального капитала, по оптимизации молодежных миграционных потоков. Это позволит создать в регионе условия для формирования, сохранения и приумножения трудового потенциала, что в свою очередь будет способствовать улучшению профессионально-квалификационной структуры регионального рынка труда, повышению эффективности регионального социально-экономического развития, роста уровня и качества жизни населения.
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Migration processes in the Russian Federation Литература
1. Вишневская Н. Г., Хамадеева З. А. Миграция трудовых ресурсов: экономический, географический, социальный аспекты. — Уфа: УГУЭС, 2014. — 110 с.
2. География миграционных процессов Республики Башкортостан: содержание, эволюция, политика. // Хамадеева З. А., Сафиуллин Р. Г., Сафиуллина Р. М., Глухих И. А. — Уфа: УГАЭС, 2012. — 132 с.
3. Доклад о результатах работы по реализации государственной миграционной политики [Сайт] https://02.fms.gov.ru/documents/other
4. Сокольникова О. Н. Безработица как социально-политический феномен постиндустриальной России// Социальные последствия реформ в Башкортостане. Колл. монография. Том II.—Уфа, 2000.
5. Ситуация на регистрируемом рынке труда в разрезе городов и районов РБ [Сайт]. - http://www. bashzan.ru/labor_market
6. Хамадеева З. А. География миграционных процессов Республики Башкортостан // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Пермский государственный университет. Пермь, 2006
7. Хамадеева З. А. География миграционных процессов Республики Башкортостан// диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук / Уфа, 2006.
8. Хамадеева З. А. Территориальный прогноз численности населения республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11. № 2. С. 78-81.
9. Численность и миграция населения Российской Федерации [Сайт]. - http://www.gks.ru
Literature
1. Vishnevskaya N. G., Khamadeeva Z.A. Labour Migration: economic, geographical and social aspects. — Ufa: USUES, 2014. — 110 p.
2. The geography of migration processes in the Republic of Bashkortostan: content, evolution, politics. // Khamadeeva Z. A., Safiullin R.G., Safiullina R.M., Gluhih I.A. — Ufa: USAES, 2012. — 132 p
3. The report on the results of work on realization of state migration policy [Website] https://02.fms.gov.ru/ documents/other
4. Sokolnikova O. N. Unemployment as a socio-political phenomenon of post-industrial Russia// the Social consequences of reforms in Bashkortostan. Call. monograph. Volume II.—Ufa, 2000.
5. The situation in the registered labor market in the context of cities and districts of Belarus [Website]. -http://www.bashzan.ru/labor_market
6. Khamadeeva Z. A. Geography of migration processes in the Republic of Bashkortostan // the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of geographical Sciences / Perm state University. Perm, 2006
7. Khamadeeva Z. A. Geography of migration processes in the Republic of Bashkortostan// the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of geographical Sciences, Ufa, 2006.
8. Khamadeeva Z. A. Territorial forecast of the population of the Republic of Bashkortostan // Bulletin of the Bashkir University. 2006. T. 11. No. 2. Pp. 78-81.
9. The number and migration of population of the Russian Federation [Website]. - http://www.gks.ru
ВШИт USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2