Научная статья на тему 'Миграционные потоки из Таджикистана в Россию в социально-демографическом разрезе'

Миграционные потоки из Таджикистана в Россию в социально-демографическом разрезе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акрамов Шариф Юлдашевич, Хуснутдинова Ляйля Гельсовна

Миграция, в отличие от естественного движения населения, более динамична. Она быстро реагирует на социально-политические и экономические изменения как на территории выхода мигрантов, так и их вселения. Она часто изменяется раньше, чем отношение общества к миграции.В данной статье рассматривается проблема миграционных процессов из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за последние 5 лет, т.е. за период с 2013 по 2017 гг. Данное ограничение связано с тем, что миграционный прирост резко снизился в 2015 г. и начиная с 2016 г. стал опять возрастать. Проводится анализ состояния этих процессов и дается характеристика социально-демографического состава мигрантов. В статье детально изучены численность и расселение мигрантов.На основании проделанного анализа авторы статьи утверждают, что мигранты, как тру-довые, так и вынужденные, положительно влияют на демографическую ситуацию населения России в сторону его омоложения. Возможно, что трудовые мигранты и вынужденная мигра-ция молодежи повлияют на волнообразность возрастного населения и в определенной сте-пени смягчат прогнозируемый демографами так называемый «провал» первой четверти XXI в., а, тем самым, и неблагоприятные последствия этого «провала» (убыль трудовых ресурсов, малая доля наиболее мобильной ее части молодежи и т.д.). Предпочтение мигрантов к поселению в городах, особенно крупных, как отмечают представители МВД РФ, является отрицательной стороной миграционного процесса, так как способствует увеличе-нию социальной напряженности из-за большого числа безработных, роста преступности, недостаточного обеспечения жильем и культурно-бытовым обслуживанием.Данное исследование дало возможность раскрыть мифы, которые формировались вокруг трудовой и вынужденной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION FLOWS FROM TAJIKISTAN TO RUSSIA IN A SOCIO-DEMOGRAPHIC SECTION

Migration, in contrast to the natural movement of the population, is more dynamic. It quickly reacts to sociopolitical and economic changes, both on the territory of the exit of migrants and their introduction. It often changes earlier than the attitude of society towards migration.This article deals with the problem of migration processes from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation over the past 5 years, i.e. for the period from 2013 to 2017. This limitation is due to the fact that the migration increase sharply decreased in 2015 and, starting from 2016, began to increase again. The analysis of the state of these processes is carried out and the characteristics of the socio-demographic composition of migrants are given. The article has studied in detail the number and resettlement of migrants.Based on the analysis done, the authors of the article argue that migrants, both labor and forced, have a positive effect on the demographic situation of the Russian population towards its rejuvenation. It is possible that labor migrants and the forced migration of young people will affect the wave-like age of the population and, to a certain extent, soften the so-called «failureю of the first quarter of the 21st century, predicted by demographers, and thus the adverse effects of this «failure» (loss of labor resources, a small proportion of the most mobile part of it youth, etc.). Migrants’ preference for settlement in cities, especially large ones, as representatives of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation note, is a negative side of the migration process, since it contributes to an increase in social tension due to the large number of unemployed, rising crime, and insufficient housing and cultural and community services.This study provided an opportunity to uncover the myths that were formed around labor and forced migration.

Текст научной работы на тему «Миграционные потоки из Таджикистана в Россию в социально-демографическом разрезе»

Social development

* »»

Акрамов Ш. Ю. Akramov Sh. Yu.

кандидат социологических наук,

ведущий научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-политических исследований» РАН, г. Москва, Российская Федерация

Хуснутдинова Л. Г. Khusnutdinova L. G.

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 314.7

МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ИЗ ТАДЖИКИСТАНА В РОССИЮ В СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕ

Миграция, в отличие от естественного движения населения, более динамична. Она быстро реагирует на социально-политические и экономические изменения как на территории выхода мигрантов, так и их вселения. Она часто изменяется раньше, чем отношение общества к миграции.

В данной статье рассматривается проблема миграционных процессов из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за последние 5 лет, т.е. за период с 2013 по 2017 гг. Данное ограничение связано с тем, что миграционный прирост резко снизился в 2015 г. и начиная с 2016 г. стал опять возрастать. Проводится анализ состояния этих процессов и дается характеристика социально-демографического состава мигрантов. В статье детально изучены численность и расселение мигрантов.

На основании проделанного анализа авторы статьи утверждают, что мигранты, как трудовые, так и вынужденные, положительно влияют на демографическую ситуацию населения России в сторону его омоложения. Возможно, что трудовые мигранты и вынужденная миграция молодежи повлияют на волнообразность возрастного населения и в определенной степени смягчат прогнозируемый демографами так называемый «провал» первой четверти XXI в., а, тем самым, и неблагоприятные последствия этого «провала» (убыль трудовых ресурсов, малая доля наиболее мобильной ее части — молодежи и т.д.). Предпочтение мигрантов к поселению в городах, особенно крупных, как отмечают представители МВД РФ, является отрицательной стороной миграционного процесса, так как способствует увеличению социальной напряженности из-за большого числа безработных, роста преступности, недостаточного обеспечения жильем и культурно-бытовым обслуживанием.

Данное исследование дало возможность раскрыть мифы, которые формировались вокруг трудовой и вынужденной миграции.

Ключевые слова: миграция, миграционный прирост, трудовые мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, социально-демографическая характеристика, Республика Таджикистан, Российская Федерация.

_СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социальное развитие

MIGRATION FLOWS FROM TAJIKISTAN TO RUSSIA IN A SOCIO-DEMOGRAPHIC SECTION

Migration, in contrast to the natural movement of the population, is more dynamic. It quickly reacts to sociopolitical and economic changes, both on the territory of the exit of migrants and their introduction. It often changes earlier than the attitude of society towards migration.

This article deals with the problem of migration processes from the Republic of Tajikistan to the Russian Federation over the past 5 years, i.e. for the period from 2013 to 2017. This limitation is due to the fact that the migration increase sharply decreased in 2015 and, starting from 2016, began to increase again. The analysis of the state of these processes is carried out and the characteristics of the socio-demographic composition of migrants are given. The article has studied in detail the number and resettlement of migrants.

Based on the analysis done, the authors of the article argue that migrants, both labor and forced, have a positive effect on the demographic situation of the Russian population towards its rejuvenation. It is possible that labor migrants and the forced migration of young people will affect the wave-like age of the population and, to a certain extent, soften the so-called «failureю of the first quarter of the 21st century, predicted by demographers, and thus the adverse effects of this «failure» (loss of labor resources, a small proportion of the most mobile part of it — youth, etc.). Migrants' preference for settlement in cities, especially large ones, as representatives of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation note, is a negative side of the migration process, since it contributes to an increase in social tension due to the large number of unemployed, rising crime, and insufficient housing and cultural and community services.

This study provided an opportunity to uncover the myths that were formed around labor and forced migration.

Key words: migration, migration increase, labor migrants, refugees, internally displaced persons, socio-demographic characteristics, Republic of Tajikistan, Russian Federation.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2018 г., число граждан Республики Таджикистан, прибывших на территорию Российской Федерации, составило 1327907 чел. [1, 2]. При этом реальное число работающих в Российской Федерации выходцев из Таджикистана, скорее всего, существенно выше, т.к. статистика не все категории приезжих учитывает, в частности въехавших в Россию нелегально [3].

При анализе общих миграционных потоков в Россию из Таджикистана мы ограничимся периодом с 2013 по 2017 гг., в котором можно выделить два этапа: 1) 2013-2015 гг. и 2) 2016-2017 гг. Данное ограничение связано с тем, что миграционный прирост с 2013 г. (33649 чел.) резко снизился в 2015 г. (11362 чел.) и начиная с 2016 г. стал опять возрастать и в 2017 г. составил 34639 чел. (таблица 1) [2, 4-7] .

Стремление мигрантов обосноваться на территории Российской Федерации обуслов-

лено рядом причин: это и природно-климатические условия; это и экономика России, которая имеет многоотраслевую структуру, богатые природные ресурсы, стабильное социально-экономическое положение; это и отсутствие межнациональных и межконфессиональных разногласий.

Следует отметить, что благоприятное экономическое положение и стабильная социальная обстановка обуславливают привлекательность России как территории вселения различных категорий мигрантов. Это подтверждается и возрастанием интенсивности миграционных потоков [8].

Численность привлекаемых трудовых мигрантов из Таджикистана в России в 2018 г. по сравнению с 2015 г. выросла на 1,3 раза. Если в 2015 г. она составила 41276 чел., то в 2017 г. — 53741 чел.

За период с января по март 2018 г. прибывшие из Таджикистана в Россию и поставленных на миграционный учет составили 482897 чел., из них 18996 чел. зарегистриро-

-123

social development

ваны по месту жительства, остальные поставлены на учет по месту пребывания. Приезжие, впервые оказавшиеся в России, составили 288138 чел., на работу прибыло 234540 чел., на учебу — 4777 чел., по туристической путевке — 542 чел., указавшие «частная поездка» — 44494 чел. [9].

Главной сферой привлечения трудовых мигрантов в России является строительство, ЖКХ, сфера обслуживания, сельскохозяйственное производство и торгово-коммерче-ская деятельность.

Регистрация вынужденных мигрантов в России началась с 1 июля 1992 г., со времени создания Федеральной миграционной службы. На 1 января 2018 г. число беженцев из Таджикистана составило 7 чел.; вынужденных переселенцев — 611 чел.; лиц, получивших временное убежище — 16 чел. [7]. Как показывает практика, реальные цифры больше официальных, поскольку заявлений на получение статусов «беженца», «вынужденного переселенца», «лица, получившего временное убежище» намного больше. Да и к заявлению нужно приложить доказательства о преследовании по признакам языковой, национальной, реже политической и региональной принадлежности. Не нужно забывать, что начиная с 2003 г. мигранты из ближнего зарубежья, обращаясь в УФМС России для получения статуса вынужденного переселенца, получали отказ в связи с более жесткими требованиями, которые стали

предъявлять вынужденным мигрантам из-за вступления в 2002 г. в действие Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и новой редакции Закона РФ «О гражданстве РФ». Срок рассмотрения вопросов предоставления гражданства занимает от полугода до 5 лет, а без гражданства нельзя ни зарегистрироваться, ни устроиться на работу без разрешения органов миграции, ни оформить пенсию. Лица без гражданства не могут претендовать на получение статуса вынужденного переселенца.

Начиная с 1997 г. численность вынужденных мигрантов, состоящих на учете, менялась в связи с принятием второй редакции Федерального Закона «О вынужденных переселенцах», где были введены ограничения срока действия статуса, поэтому с этого года численность вынужденных мигрантов в России, состоящих на учете на определенную дату, неуклонно снижалась [3]. Так, численность вынужденных переселенцев в России, прибывших из Таджикистана, состоящих на учете в 2014 г, составляла 1308 чел., в 2015 г. — 1175 чел., в 2016 г. — 1031 чел. (таблица 2). Помимо этого были и другие причины, способствующие снятию с учета вынужденных мигрантов: получение субсидии на приобретения жилья, выезд в другой регион России, истечение срока предоставления статуса вынужденного переселенца и др.

Таблица 1. Статистические данные миграции населения из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за 2013-2017 гг.

Год Городская и сельская местность Городская местность Сельская местность

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост

2017 63467 28828 34639 51134 23421 27713 12333 5407 5926

2016 52676 25388 27288 42121 20044 22077 10555 5344 5211

2015 47638 36276 11362 37118 30212 6906 10520 6064 4456

2014 54636 35296 19340 43926 29535 14391 10710 5761 4949

2013 51011 17362 33649 40656 14576 26576 10352 2786 7566

Источник: составлено на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Социальное развитие

Таблица 2. Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище, по стране прежнего проживания (Республики Таджикистан), состоящих на учете в Российской Федерации с 2013 по 2018 гг.

Беженцы Вынужденные переселенцы Лица, получившие временное убежище

Год Из них Из них Из них

Всего В город- В сель- И е о т В город- В сель- И е о т В город- В сель-

ской мест- ской мест- ской мест- ской мест- ской мест- ской мест-

ности ности ности ности ности ности

на 01.01.2013 6 — — 6 — — — — —

на 01.01.2014 11 — — 1308 — — — — —

на 01.01.2015 11 6 5 1175 — — 4 4 —

на 01.01.2016 10 6 4 1175 — — 14 9 5

на 01.01.2017 7 6 1 819 — — 25 25 —

на 01.01.2018 7 7 — 611 — — 16 16 —

Источник: составлено на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Таким образом, при сохранении нынешней ситуации с вынужденной миграцией (на 01.01.2018 г. в России 562 беженца, 13795 вынужденных переселенца и 125442 чел., получившие временное убежище) [9], и при нынешнем отношении властей к процедуре их регистрации и снятия с учета через несколько лет численность вынужденных переселенцев в России не превысит 100 человек.

Расселение приезжих из Таджикистана на территории России происходило неравномерно, мигранты, зарегистрированные с 2013 по 2017 гг., предпочитали выбирать город, что наглядно прослеживается по таблицам 1, 2. Приезжие выбирают города, вероятно, по нескольким причинам. Во-первых, большинство из них имеют «городские» профессии; во-вторых, у них больше возможности устроиться на какую-либо оплачиваемую работу; в-третьих, больше шансов как-то решить свою жилищную проблему (снять квартиру, комнату или устроиться в служебном общежитии), что вряд ли будет возможным сделать в сельской местности [10]. Если рассматривать в совокупности города России, которые выбирают как трудовые мигранты, так и вынужденные переселенцы, то это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Краснодар [1].

Предпочтение мигрантов селиться в городах, особенно крупных, как отмечают представители МВД РФ, является отрицательной

стороной миграционного процесса, так как способствует увеличению социальной напряженности из-за большого числа безработных, роста преступности, недостаточного обеспечения жильем и культурно-бытовым обслуживанием. По статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 г., уровень безработицы в целом снижается по России с 5,4 % до 4,7 %, но все же жилищные проблемы прибывающих мигрантов существенно обостряют социальное напряжение. Нам кажется, что к этой проблеме нельзя подходить однозначно, она требует более детального рассмотрения.

Важным показателем состава мигрантов является возрастной статус приезжих, оказывающий влияние на процессы воспроизводства и обновления населения в России.

Статистические данные, основанные на регистрации мигрантов, позволяют получать сведения о возрастном составе всех приезжих в разрезе трех основных групп: 1) моложе трудоспособного возраста; 2) трудоспособный возраст; 3) старше трудоспособного (таблица 3).

Из таблицы 3 видно, что в общей численности среди прибывших из Таджикистана в Россию преобладают лица трудоспособного возраста от 16 до 60 лет. Так, в 2017 г. трудоспособное население из числа приезжих составило 53741 чел., лиц, моложе трудоспособного возраста, — 6906 чел. и лиц, старше трудоспособного возраста, — 2820 чел.

social development

Таблица 3. Распределение по основным возрастным группам мигрантов из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за 2013-2017 гг.

Год Прибыло мигрантов в возрасте Выбыло мигрантов в возрасте Миграционный п мигрантов в воз рирост расте

Моложе трудоспособного Трудоспособном Старше трудоспособного Моложе трудоспособного Трудоспособном Старше трудоспособного Моложе трудоспособного Трудоспособном Старше трудоспособного

2013 3528 46074 1409 577 16569 216 2951 29505 1193

2014 3704 49435 1497 1227 35537 532 2477 15898 965

2015 4612 41276 1750 1216 34285 775 3395 6991 975

2016 5424 45169 2083 1566 22940 882 3858 22229 1201

2017 6906 53741 2820 1982 25722 1124 4924 28019 1696

Источник: составлено на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Объективно наиболее высокую мобильность имеют люди трудоспособного возраста.

Одной из важных характеристик миграции населения, определяющих ее качественную составляющую, является уровень образования самих мигрантов.

Уровень образования приезжих из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию на всем протяжении рассматриваемого периода характеризовался постоянством. В таблице 4 показано, что среди мигрантов значительно выше доля лиц, имеющих среднее (полное и неполное) образование, за период с 2013 по 2017 гг. Так, например, в 2013 г. число лиц, имеющих

среднее (полное) образование, составило 23070 чел., в 2014 г. — 23565 чел., в 2015 г. — 18030 чел., в 2016 г. — 19870 чел., в 2017 г. — 23131 чел.

Отрадно, что среди мигрантов имеются лица с высшим образованием. Так, например, в 2013 г. среди прибывших 3334 чел. имели высшее образование, среди них 11 чел. имели звание «доктор наук» и 19 чел. звание «кандидат наук». В 2017 г. число прибывших, имеющих высшее образование, увеличивается и доходит до 5355 чел., среди них имеющих звание «доктор наук» — 22 чел., «кандидат наук» — 31 чел. Это обстоятельство представляется довольно

Таблица 4. Распределение по уровню образования мигрантов в возрасте 14 лет и старше из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию за 2013-2017 гг.

Год Число прибывших в Россию мигрантов в возрасте 14 лет и старше В том числе имели образование:

высшее профессиональное (высшее) Из них имеют ученую степень неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее) среднее профессиональное (среднее специальное) начальное профессиональное среднее общее (полное) основное общее (среднее общее неполное) начальное общее (начальное) и не имеющие образования уровень образования не указан

доктор наук кандидат наук

2013 48053 3334 11 19 811 6953 1003 23070 3996 1104 782

2014 51536 3478 14 32 844 7108 1235 23565 4101 1317 9888

2015 43678 4142 11 18 712 7272 713 18030 3591 940 8278

2016 47933 4543 21 20 975 7160 651 19870 4005 903 9826

2017 57368 5355 22 31 1032 8621 737 23131 4174 1182 13136

Источник: составлено на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

важным, так как в рассматриваемый период значительно увеличивался объем трудового миграционного потока из Республики Таджикистан.

Таким образом, с учетом перспективы развития России образовательный и профессиональный потенциал мигрантов будет востребован народным хозяйством при выходе экономики из состояния спада.

Выводы

Рассмотрев социально-демографические характеристики миграционного потока из Республики Таджикистан, направленного в Российскую Федерацию, можно сделать общий вывод о влиянии миграции на социально-демографическую ситуацию.

Прежде всего, отметим, что мигранты-переселенцы и трудовые мигранты по-разному решают демографические и социально-трудовые задачи. Мигранты-переселенцы участвуют в воспроизводстве, они не только увеличивают численность и состав постоянного населения, но и, изменяя половозрастную структуру, выступают демографическим потенциалом, оказывающим влияние на дальнейшее воспроизводство населения [11].

Трудовая миграция, поскольку она временна, по существу не оказывает влияния на воспроизводственные процессы населения, т.е. не решает демографические проблемы России. Подавляющая часть таких мигрантов не оказывает влияния на брачность и рождаемость населения. Они лишь увеличивают численность трудовых ресурсов на период пребывания мигрантов в нашей стране. Нельзя не принимать во внимание, что и сами мигранты не проявляют большого рвения остаться на постоянное место жительства в России.

Переселенцы и трудовые мигранты имеют разные источники и каналы своих доходов. Переселенцы могут иметь социальные трансферты, накопления и трудовые доходы. Они их расходуют в стране постоянного пребывания. Трудовые мигранты, в отличие от мигрантов-переселенцев, значительную часть заработанных средств вывозят в страну выхода. Нередко противники миграционного

Социальное развитие

потока населения в качестве аргумента выставляют вывоз трудовыми мигрантами денег из страны. Однако с социально-экономической позиции перевод денег нельзя считать негативным явлением, т.к. мигранты заработали эти деньги своим трудом, часть которых реализуется в России при приобретении товаров повседневного спроса. Да и сами предприниматели, используя труд мигрантов, получают значительную прибыль.

В России, наряду с сокращением трудовых ресурсов, в ближайшее время, несмотря на изменения пенсионного законодательства в 2018 г., произойдет резкое увеличение числа лиц пенсионного возраста. По расчетам Федеральной службы государственной статистики РФ за 2010-2030 гг. при сокращении населения России на 2,8 млн чел., численность работников в трудоспособном возрасте сократится на 12,1 млн чел. В этом отношении Республика Башкортостан не является исключением. За период 2011-2025 гг. численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится не менее чем на 400 тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует заметить, что с сокращением в таких значительных размерах трудовых ресурсов Россия будет встречаться впервые. Эту особенность демографической ситуации сторонники запрета внешней трудовой миграции не принимают в расчет. Между тем, предстоящие демографические изменения требуют не только корректировки миграционной политики, но и пересмотра многих тенденций социальной политики. На это направлена Концепция миграционной политики РФ, подписанная в конце октября 2018 г. президентом РФ В. Путиным и представленная им на VI Всемирном конгрессе российских соотечественников, проживающих за рубежом. Данная Концепция сфокусирована на формировании наиболее комфортных условий для переселения в Россию на постоянной основе соотечественников из-за рубежа, а также создании четких правил въезда и получения права на проживание, работу, приобретение российского гражданства [1].

social development

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-011-01153 «Сообщества мигрантов из Таджикистана

Список литературы

1. Попов Д.С. Трудовая миграция из Таджикистана в цифрах [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/17465 (дата обращения: 14.10.2018).

2. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks. ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (дата обращения 14.10.2018).

3. Хуснутдинова Л.Г. Этносоциальные аспекты адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Башкортостан (1992-2007 гг.). уфа: ИП Галиул-лин Д.А., 2012 г. 188 с.

4. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b14_107/Main.htm (дата обращения: 14.10.2018).

5. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_107/Main.htm (дата обращения 14.10.2018).

6. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]: URL:http://www.gks. ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm (дата обращения 14.10.2018).

7. Федеральная служба государственной статистики. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2016 году [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks. ru/bgd/regl/b17_107/Main.htm (дата обращения 14.10.2018).

8. Хуснутдинова Л.Г. Туркмены в Республике Башкортостан. уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. 150 с.

9. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/

в России: демографическая структура, социально-экономическая адаптация, вклад в развитие посылающих и принимающих регионов» (рук. Ш.Ю. Акрамов).

connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/# (дата обращения 14.10.2018).

10. Khusnutdinova L., Istamgalin R., Efimenko E., Sadykova L. In search of a confessional compromise in the «religion — society — the state» context. Central Asia and the Caucasus // Journal of Social and Political Studies. 2018. Vol. 19, Issue 1. Р. 83-89.

11. Хуснутдинова Л.Г. Интеграция и адаптация инокультурных мигрантов в Урало-Поволжском регионе // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. № 56. Т. 2. С. 179-195.

12. Блинов М. Путин подписал новую концепцию миграционной политики [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/ 20181031/1531863211.-html?recommend=b (дата обращения: 31.10.2018).

References

1. Popov D.S. Labor migration from Tajikistan in figures [Electronic resource]. URL: https://riss.ru/analitycs/17465 (accessed 14.10.2018).

2. Federal State Statistics Service. Population size and migration of the Russian Federation in 2017 [Electronic resource]. URL: http: //www. gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (accessed 14.10.2018).

3. Khusnutdinova L.G. Ethnosocial aspects of adaptation of refugees and IDPs in the Republic of Bashkortostan (1992-2007). Ufa: IP Galiullin D.A., 2012. 188 p.

4. Federal State Statistics Service. Population size and migration of the Russian Federation in

2013 [Electronic resource]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b14_107/Main.htm (accessed 14.10.2018).

5. Federal State Statistics Service. Population size and migration of the Russian Federation in

2014 [Electronic resource]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b15_107/Main.htm (accessed 14.10.2018).

6. Federal State Statistics Service. Population and migration of the population of the Russian Federation in 2015 [Electronic resource]. URL:

http: //www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm (accessed 14.10.2018).

7. Federal State Statistics Service. Population and migration of the population of the Russian Federation in 2016 [Electronic resource]. URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b17_107/Main.htm (accessed 14.10.2018).

8. Khusnutdinova L.G. Turkmen in the Republic of Bashkortostan. Ufa: UGNTU Publ., 2016. 150 p.

9. Federal State Statistics Service. Labor resources [Electronic resource]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (accessed 14.10.2018).

Социальное развитие

10. Khusnutdinova L., Istamgalin R., Efimenko E., Sadykova L. In search of a confessional compromise in the «religion — society — the state» context Central Asia and the Caucasus // Journal of Social and Political Studies. 2018. Vol. 19, Issue 1. Р. 83-89.

11. Khusnutdinova L.G. Integration and Adaptation of Foreign Migrants in the Ural-Volga Region // Problems of History, Philology, Culture. 2017. № 56, Vol. 2. P. 179-195.

12. Blinov M. Putin has signed a new concept of migration policy [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/politics/ 20181031/1531863211.html?recommend=b (accessed 31.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.