Научная статья на тему 'Социально-экономические и экологические аспекты управления устойчивым развитием региона в период подготовки и реализации зимних олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года'

Социально-экономические и экологические аспекты управления устойчивым развитием региона в период подготовки и реализации зимних олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
64
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / СТРУКТУРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ОЛИМПИАДА-2014 / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Нефедкина Светлана Анатольевна, Демерчян Надежда Саркисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и экологические аспекты управления устойчивым развитием региона в период подготовки и реализации зимних олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года»

рактеристик воздействия на окружающую среду, определение закономерностей влияния различных составляющих такого воздействия на компоненты экологической системы, эффективная реализация мер по регулированию антропогенной нагрузки на территории и др. Обеспечение целостности и единства концептуального подхода к управлению развитием территориальных социо-эколого-экономических систем может быть достигнуто с использованием предлагаемого способа представления состояний каждой из выделенных подсистем.

Библиографический список

1. Жемадукова С.Р. Управление взаимодействиями в региональной эколого-экономической системе: структурно-эволюционный подход / С.Р. Жемадукова. - Майкоп: Качество, 2006. - 72 с.

2. Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. - М.: Издательство научного и учебно-методического центра, 2002. - 420 с.

3. Хильчевская Р.И., Сафонов П.И. Проблемы устойчивого развития и экологической экономики и их решение в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metal-profi.ru/library/economy/problemi_ystoich.htm

4. Pearce D., Turner K., Bateman I. Environmental Economics. An elementary Introduction. The John Hopkins University Press, Baltimore, 1993. Р. 31.

5. Pigou, Arthur C. The Economics of Welfare. London: Macmillan and Co. - 1920, http://www. econlib.org/library/NPDBooks/Pigou/pgEW.html.

С.А. Нефедкина Н.С. Демерчян

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР 2014 ГОДА

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, экологические стандарты, федеральная целевая программа, природные ресурсы, экономические проблемы, экономический рост, экологизация экономики, структурная перестройка, структурное потребление, Олимпиада-2014, экологическая экспертиза.

Управление потенциалом любой территории как способ организации деятельности общества должно обеспечивать достижение целей (удовлетворение потребностей) населяющих ее граждан при эффективном использовании всех ресурсов. Сбалансированное развитие всех специализированных отраслей народного хозяйства на данной территории - важное условие достижения вышеуказанных целей. Вот почему проблемы устойчивого развития территорий всегда остаются актуальными.

Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Bruntland's Cоmmission) в 1987 г.

© Нефедкина С.А., Демерчян Н.С., 2013

В общем виде под устойчивым будем понимать такое развитие территориальной подсистемы, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Концепция устойчивого развития - результат объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экономической эффективности, социальной справедливости и экологической целостности. Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики, что предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков. Отсюда основная задача устойчивого развития городских агломераций - обеспечение экономической эффективности.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации ведутся разработки региональных стратегий устойчивого развития. Вместе с тем разработанные стратегии, принятые программы и планы местного развития практически не реализуются. Местные органы власти стремятся прежде всего снять социально-экономическое напряжение на своих территориях, выплатить людям зарплату, наладить коммунальное обслуживание и обеспечить безопасность граждан. При этом многие проблемы, решение которых позволяет говорить о движении по пути устойчивого развития, уходят на второй план. Другой причиной, замедляющей переход на траекторию устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса и населением и органами государственного управления [8, с. 278].

Российские муниципальные образования сталкиваются с проблемой неопределенности ориентиров их будущего развития. Сегодняшние реалии требуют учитывать изменяющиеся экономические условия, выдерживать конкурентную борьбу за рынки всех видов и выходить победителем в привлечении инвестиционных ресурсов [3 с. 128]. В условиях значительного спроса на инвестиции важную роль призвана сыграть региональная инвестиционная политика, реализуемая на основе региональных стратегических планов. При этом инвестиционные программы на всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться и на среднесрочную перспективу [7, с. 62].

Для комплексного решения задач стратегического планирования производственной политики региона необходимо:

- выделение по принципу выборочной стратегии тех звеньев производства в экономике региона, в которых накоплен ценный потенциал и имеются наилучшие перспективы расширения своего сегмента на российском и мировом рынках;

- разработка и реализация программ организационно-технологического обновления отраслей, содействующих развитию экономического потенциала региона;

- поддержание наиболее важных структурных составляющих социальной сферы (здравоохранение, образование, наука и культура), определяющих судьбу генофонда и создающих научно-инновационные и кадровые предпосылки для устойчивого развития экономики [3, с. 142].

Региональные органы власти и управления не в состоянии самостоятельно решить задачи структурной реорганизации экономики. Потребуется согласование с соседними субъектами РФ при разработке стратегий развития макрорегионов и корректировка для приведения в соответствие с концепцией долгосрочного социально-экономического раз-

вития РФ [5]. Приоритетами в соответствии с Концепцией-2020 обозначены: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры. Перевод на инновационный путь развития всей страны обеспечит кардинальное повышение инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления минимум до 25-30 % от ВВП, переход к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики, что предполагает: уровень финансирования образования - 7 % от ВВП, здравоохранения - 6 %, науки - 3 %.

Таким образом, особенностью управления реализацией стратегии устойчивого развития региона является формирование комплексных программ социально-экономического развития, способствующих:

- формированию иерархии целей и средств их достижения на стратегическом, программном и оперативном уровнях;

- оптимизации бюджетных затрат на систему взаимоувязанных стратегических и программных мероприятий с максимальной эффективностью при заданном объеме средств или позволяющих получить результат при минимизации затрат ресурсов;

- проектному управлению ресурсного потенциала;

- многокритериальному и многоуровневому мониторингу, контролю и анализу результатов для обеспечения петли обратной связи управления изменениями в стратегическом плане.

Современное состояние развития социально-экономических процессов в Российской Федерации и Краснодарском крае в контексте устойчивого развития неразрывно связано с процессами, происходящими в окружающей среде, с рациональным использованием природных ресурсов, что нельзя не учитывать в ходе подготовки к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г. Устойчивое развитие Краснодарского края и г. Сочи предполагает гармонизацию интересов природопользователей с соблюдением мер экологической безопасности. Экологическая безопасность, по определению Н.Ф. Рей-мерса, есть совокупность действий, состояний и процессов, не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимых отдельным людям и обществу в целом.

Ряд отечественных ученых (В.И. Вернадский В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, Н.Н. Лукьянчиков, Д.С. Львов, Р.Г. Мамин, Н.Н. Моисеев, В.П. Орлов, К.В. Папенов, И.М. Потравный) изучил и установил серьезные взаимосвязи между качеством окружающей среды, состоянием природных ресурсов и экономико-социальным развитием территорий, и даже предсказано усиление такой взаимосвязи. Вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности в различных странах, устойчивое развитие мировой цивилизации (что прямым образом связано с задачами экологизации) являются предметом обсуждения на международных встречах, конгрессах и семинарах. По аналогичным темам ведутся международные исследования по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», в Европейской экономической комиссии, в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), других международных соглашений и конвенций.

Характерной особенностью природопользования и экологической безопасности многих территорий является их региональность, то есть сочетание устойчивых экономических, организационных, технологических и других типов связей, централизованных на локальной территории. В развитии субъектов Федерации значительную роль играют при-

родно-ресурсные, социально-экологические аспекты, среди которых можно выделить такие, как создание необходимых пространственно-временных структур, осуществление экологических контактов населения с природной средой. Экономико-социальный анализ развития регионов и городов дает возможность познать основные тенденции в системе взаимосвязей «человек - окружающая среда». Связи человека с природой и влияние окружающей среды на него дает возможность выработать методы коррекции экологической обстановки.

Пространственно-временная характеристика определенной территории является важным элементом качества окружающей среды и экосистемным фактором. В научно-методологическом плане реализацию мероприятий экологизации Краснодарского края и г. Сочи в процессе подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. целесообразно осуществлять при соблюдении следующих основополагающих принципов.

Первенство законов биосферы. Рассматривая этот принцип в контексте экологизации нельзя не упомянуть об экосистемном подходе к рассмотрению антропогенных нагрузок в пределах Краснодарского края или г. Сочи, а также о сохранении природных ресурсов и экологической емкости территории. В нашем случае экологические факторы территорий рассматриваются не только по антропогенному загрязнению, но и с точки зрения возможности самовосстановления природного ландшафта после проведения зимней Олимпиады.

Принцип технологической прогрессивности - в условиях Краснодарского края и г. Сочи предполагает, по нашему мнению, внедрение на действующих предприятиях высоких технологий, которые позволяют в процессе производства рационально использовать материально-технические, инвестиционные и природные ресурсы. Речь также должна вестись о минимизации химического и физического влияния производства на качество окружающей среды, о вторичном использовании отходов производства на самом предприятии или смежных производствах. Примером комплексной технологической прогрессивности могут служить государственные федеральные и региональные программы природно-ресурсной и экологической направленности, сформированные уже на стадии подготовки к зимним Олимпийским играм [10].

Принцип экологической культуры - важнейшее направление экологизации Краснодарского края и г. Сочи. Обладая экологической культурой в широком понимании этого термина можно достичь эколого-технологической грамотной эксплуатации химически, пожаро- и взрывоопасных производств, что исключает возникновение экстремально высоких уровней загрязнения окружающей среды в промышленной зоне и в целом на территории региона. Условиями эколого-технологической грамотной эксплуатации могут послужить такие показатели, как лимиты изъятия природных ресурсов, предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и предельно-допустимые сбросы в водные объекты (ПДС), лимиты размещения отходов производства и потребления. Экологическая культура населения наглядно проявляется при сохранении и использовании для целей биологического оздоровления окружающей среды в г. Сочи зеленых насаждений (городских и пригородных лесов, парков, бульваров, скверов). Развитие экологической культуры у населения создает моральные барьеры в деле несанкционированного размещения на территориях Краснодарского края и г. Сочи отходов производства и потребления, что характерно для большинства крупных городов страны и рекреационных зон.

Принцип системности предполагает гармонизацию отношений между всеми слоями населения и окружающей средой в контексте экологизации. Существует взаимосвязь

экономических, социальных, природных процессов и явлений, когда изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные перемены, при этом сама система сохраняет общую сумму вещественно-энергетических качеств. Нельзя развиваться бесконечно, в том числе и в масштабах определенных территорий, только за счет эксплуатации природных ресурсов, не выработав контрольных механизмов сохранения окружающей среды. Перегруженность отдыхающими Черноморского побережья Кавказа служат подтверждением данного тезиса.

- Принцип экономичности - один из важнейших принципов в методологии экологизации для обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности. В данном случае подразумевается определение природоресурсных и экологических приоритетов, что может оказаться решающим фактором в процессе принятия управленческого решения на уровнях Краснодарского края и г. Сочи. В 90-х гг. при переходе на рыночную экономику в Российской Федерации были задействованы экономические механизмы и регуляторы: плата за загрязнение окружающей среды, плата за пользование водными и другими природными ресурсами.

Следует сказать, что реализация мероприятий экологизации носит гуманистическую направленность, когда приоритетное решение задач природопользования и экологической безопасности обеспечивается в интересах конкретного человека, группы людей, а не для достижения технократических интересов и корпоративных целей. При проработке предпроектных материалов, на стадии сбора данных и разработки технико-экономического обоснования строительства и реконструкции объектов Олимпиады, представляющих потенциальную угрозу окружающей среде и здоровью населения, следует исходить не только из выводов государственной экологической экспертизы, но и из социологических опросов населения Краснодарского края и г. Сочи. Необходимо учитывать также результаты общественной экологической экспертизы по тем объектам или территориям Олимпиады, где наблюдается повышенный гражданский интерес.

Для осуществления позитивных структурных изменений в экономике необходима разработка эффективной структурной политики. Это система мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для более эффективного использования всех видов ресурсов и более полного удовлетворения общественных потребностей. Суть экологически ориентированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств в природно-продуктовой вертикали, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта. Структурная перестройка экономики страны позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг, снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах. Имеющиеся резервы можно выразить формулой [2, с. 98]:

М = М + М/,

где Ыа - общее потребление природных ресурсов; Ыг - рациональное потребление природных ресурсов; ' - структурное потребление природных ресурсов.

Под рациональным уровнем потребления понимается потребление в условиях рациональных экономических структур, эффективного использования ресурсов, технологий и т.д. Структурное потребление происходит при нерациональных экономических

структурах, диспропорции в развитии природоэксплуатационных отраслей и ресурсосберегающих, перерабатывающих отраслей, ориентации на промежуточные результаты, отсталости технологий и т. д. К сожалению сейчас в России развита индустриальная структура с значительной нагрузкой на природу, удельные затраты природных ресурсов на единицу продукции возрастают. Экономика не только деградирует с точки зрения использования прогрессивных технологий, но и увеличивает удельный вес природоэксплу-атирующих отраслей.

Необходимо эффективное решение этих проблем. Наряду со строительством новых предприятий и закрытием экологически и экономически неэффективных производств следует также провести перепрофилирование производства. По экологическому эффекту эти меры сопоставимы с новым строительством и часто требуют гораздо меньше затрат. Большие резервы природных ресурсов можно сэкономить благодаря структурной перестройке в районах Сибири и Дальнего Востока, где огромное изобилие природных ресурсов сдерживает создание более технологичных и развитых производств. Таким образом, структурная перестройка должна предусматривать перелив ресурсов из первичных во вторичные, а затем и в третичные секторы экономики [2, с. 76].

К альтернативным вариантам решения экологических проблем относят также изменение экспортной политики. Природоразрушающая экспортная политика усугубляет неблагоприятное состояние окружающей среды. Большая часть экспорта России приходится на невозобновимые природные ресурсы. В настоящее время необходимо снижение природоемкости экспорта, что позволит уменьшить нагрузку на окружающую среду в глобальном масштабе. Значительная часть экспортной выручки идет на приобретение продовольствия, транспорта и сельскохозяйственного сырья. Тем самым происходит обмен невозобновимых ресурсов на легко воспроизводимые, при этом имеют место большие потери сельскохозяйственной продукции и сырья. С экологической и экономической позиций эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширить добычу природных ресурсов для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Необходимо изменить структуру инвестиций как в отдельные секторы экономики, так и внутри них. Ресурсосберегающее изменение структуры народного хозяйства позволит уменьшить объем экспорта природных ресурсов и их добычи, улучшит экологическую обстановку в Российской Федерации [2, с. 93].

При проведении структурной перестройки необходимо учитывать особенности межсекториальных эффектов, при которых реализация в одном секторе программы развития определенных производств и видов деятельности с целью улучшить экологическую обстановку может также снизить антропогенную нагрузку в смежном регионе. Наблюдаются положительные экстерналии, когда за счет улучшения одной отрасли, также улучшается (с позиций экологической безопасности) другая. Таким образом, нахождение и реализацию альтернативных вариантов решения экологических проблем можно сравнить с медицинским искусством акупунктуры. Необходимо найти такую точку, воздействие на которую даст максимальный экологический эффект [4, с. 168].

Другое направление экологизации экономического развития состоит в широком развитии малоотходных и ресурсосберегающих технологий для предприятий. Малоотходные технологии решают двуединую задачу: с одной стороны, это эффективное использование природного сырья, а с другой - охрана окружающей среды от эмиссии загрязнений и отходов. Целью создания таких технологий является создание замкнутых технологических циклов с полным использованием сырья и отходов [6, с. 118] .

Рассмотренные выше меры по экологизации экономики способны значительно снизить нагрузку на окружающую среду, а также привести к экономическому росту в контексте выхода из финансового кризиса. Однако проблема заключается в том, что их масштабность требует больших инвестиций, а также высокоразвитых технологий, чего в настоящее время России повсеместно не хватает. Возможно, следовало бы начать с плавной структурной перестройки и постепенной ликвидации неэффективных, экологически опасных предприятий. В каждом субъекте Российской Федерации эти мероприятия должны иметь адресный характер.

Оргкомитет «Сочи-2014» может использовать систему управления устойчивым развитием, призванную обеспечить постоянное внимание к соблюдению принципов устойчивого развития при проектировании и строительстве олимпийских объектов и разработке соответствующих методов и процедур. Принятая оргкомитетом «Сочи-2014» система управления устойчивым развитием (СУУР) соответствует международному стандарту ISO 14001 и обеспечит систематическое проведение обзорных мероприятий, направленных на усовершенствование процессов планирования и реализации проекта для улучшения экологических показателей и придания большей устойчивости развитию. Для достижения указанных целей комитет «Сочи-2014» выделяет три основных сферы деятельности:

- учет интересов всех заинтересованных сторон;

- надлежащее экономическое обоснование;

- развитие экологического сознания у населения и участников проекта.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта», принята с целью создания широкого ряда объектов инфраструктуры в г. Сочи, включая транспортную систему, системы водоснабжения и выработки электроэнергии, а также строительство новых биологических очистных сооружений. Дирекция ФЦП уже работает над выполнением задач обеспечения устойчивого развития посредством разработки экономически и экологически обоснованного проекта и его реализации с учетом всех общественных интересов горожан. Чтобы поддержать стремление Комитета «Сочи-2014» к достижению нулевого производства отходов, в ФЦП включен ряд инициатив, предусматривающих модернизацию существующих сооружений и строительство новых объектов по переработке твердых бытовых отходов и стоков в соответствии с принципами устойчивого развития. Сумма инвестиций, выделяемых на эти цели - 305 млн долларов США [9].

ФЦП в данном направлении предусматривает финансирование следующих мероприятий:

- создание в г. Сочи новой системы сбора и переработки твердых бытовых отходов;

- строительство в г. Сочи современного сооружения по переработке твердых бытовых отходов в экологически чистые строительные материалы;

- строительство нового полигона для ликвидации отходов на участке между реками Буу и Хобза;

- реконструкция и модернизация установки по удалению отходов в Адлере.

В настоящее время в связи с подготовкой к проведению 0лимпиады-2014 в г. Сочи принимаются значительные усилия по сохранению существующего характера землепользования, улучшению общего состояния окружающей среды и сохранению культурных памятников. Олимпийский проект должен обеспечить следующее:

Таблица 1

Факторы, определяющие особенности управления устойчивым развитием

Сочинского региона

Учет всех интересов Экологическое сознание Экономическая обоснованность

Обязательное участие общественности в реализации программ по вопросам, связанным с разработкой и строительством объектов Обеспечение снижения суммарных выбросов углерода Развитие новых альтернативных источников энергии и совершенствование использования прежних источников энергии Принятие мер по предотвращению загрязнения выбросами углерода Сотрудничество с экспертами в разработке мер по обеспечению устойчивого развития и определение их экономического воздействия

Сотрудничество с ЮНЕП для расширения рамок участия общественности Развитие безотходных технологий Строительство новых соруже-ний для переработки твердых отходов в строительные материалы или выработки электроэнергии из твердых отходов Усовершенствование технологий сбора и переработки отходов Все планы нового строительства и реконструкции существующих сооружений должны отвечать критериям обеспечения устойчивого развития наряду с экономической обоснованностью

Сотрудничество с рабочей группой по обеспечению устойчивого развития, чтобы все заинтересованные стороны были в курсе разрабатываемых планов и могли внести свой вклад Создание новых сооружений, способствующих устойчивому развитию и безвредных для окружающей среды и реконструкция существующих сооружений Создание новых рабочих мест, расширение потребительской базы в Сочинском регионе

Расширение сотрудничества для достижения программных целей Улучшение водоснабжения и во-доотведения Создание новых более надежных источников водоснабжения Новые современные канализа-ционно-очистные системы Обеспечение баланса между курортной деятельностью и спортивным строительством благодаря разработке взвешенных планов строительства и эксплуатации новых объектов, направленных на обеспечение устойчивого развития

Внедрение новых технологий в качестве минимальных стандартов (в сотрудничестве с Рабочей Группой по обеспечению устойчивого развития) Усовершенствование дорожно-транспортной системы и использование транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии (газ, электричество) Обеспечение глобального доступа к новой коммерческой и жилищной инфраструктуре

- сохранение поверхностного слоя земель (включая растительность и растительно-корневой слой) при строительстве новых объектов, которые не должны нарушать естественный рельеф местности;

- сохранение и создание новых мест обитания животных внутри и вокруг Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника;

- осуществление экологической реабилитации городских районов с нарушенными экосистемами;

- внедрение специальных программ городского лесоустройства в Сочинском национальном парке;

- усиление мер по борьбе с возгоранием лесов в Сочинском регионе;

- усовершенствование комплексного плана защиты окружающей среды в г.

Сочи;

- разработку ОВОС и внесение поправок в зонирование Сочинского национального парка с учетом существующих и строительства новых сооружений;

- проведение общественных слушаний и обеспечение прозрачности региональных планов развития г. Сочи;

- оценка и мониторинг сейсмической опасности в Сочинском регионе.

Тот факт, что участки, предназначенные для строительства олимпийских сооружений, расположены вблизи объекта всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО, гарантирует тщательный и взвешенный подход к реализации этого проекта с минимальным совокупным воздействием на уязвимую экосистему данного региона. Помимо строгих природоохранных мер, которые будут включены во все проекты олимпийского строительства, предусматривается программа компенсации за экологический ущерб для смягчения общих последствий развития инфраструктуры в г. Сочи.

Заявочный комитет «Сочи-2014» принял ряд стратегических обязательств, направленных на минимизацию воздействий на окружающую среду:

- обеспечение устойчивого территориального развития с сохранением баланса экологических, экономических и социальных интересов;

- строительство должно, по возможности, вестись только на освоенных землях, не затрагивая естественные природные ландшафты и территории;

- преимущественное использование существующих сооружений (за счет их реконструкции) и компактное групповое расположение новых объектов;

- привлечение государственных природоохранных учреждений и общественных организаций к выполнению экологической оценки всех проектов.

Исходя из результатов предварительной оценки воздействий на окружающую среду, воздействия, которые возникнут в результате строительства олимпийских объектов, классифицируются в соответствии с национальными стандартами как приемлемые. Создание соответствующей принципам устойчивого развития комплексной современной инфраструктуры, предусматриваемое ФЦП и планом подготовки к проведению зимних Игр-2014, должно принести ряд положительных результатов, особенно в плане обеспечения устойчивого развития и улучшения общих санитарно-гигиенических условий. Предлагаемые инициативы обеспечат повсеместное внедрение современных очистных систем, передовых природоохранных технологий, процессов и материалов, которые останутся в качестве обширного олимпийского наследия, способствующего улучшению качества окружающей среды в регионе. Часть средств, полученная от основных застройщиков в качестве компенсации за экологический ущерб, будет передана на создание Центра экологической информации. Система выплаты компенсаций уже действует, и благодаря ей получено 5 млн долларов.

Таким образом, на основе представленных данных можно сделать вывод, что проект Олимпиады в Сочи является выгодным не только с экономической, но и с экологической точки зрения, поскольку он предусматривает соблюдение всех необходимых норм по охране окружающей среды. При условии реализации в г. Сочи всех подготовительных мер с применением экологобезопасных технологий в Российской Федерации будет создан весьма привлекательный для инвесторов прецедент решения крупных экономических задач и программ в контексте «устойчивого развития».

Библиографический список

1. Боков М.А. Стратегия развития г. Сочи как курорта мирового уровня или туристской дести-нации / М.А. Боков, А.С. Геворгян, Н.С. Демерчян // Известия Сочинского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 13-16.

2. Быкова О.Н. Экономическая теория в контексте экологизации Олимпиады «Сочи-2014»: монография / О.Н. Быкова, С.А. Нефедкина, Р.Г. Мамин. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2009. - 125 с.

3. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / А.Л. Гапоненко. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 224 с.

4. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. - М., 2001. - 143 с.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты / В.А. Красилов. - М.: ВНИИ природы, 1992. - 123 с.

7. Львовская К.Б. Окружающая среда, рынок и регион / К.Б. Львовская, Г.С. Ронкин. - М.: Наука, 1993. - С. 92.

8. Михайлова А.С., Нефедкина С.А. Анализ социально-экономических программ управлении развитием санаторно-курортной отрасли региона // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 278-279.

9. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)». Утверждена Постановлением Правительства РФ № 357 от 08.06.2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru

С.А. Нефедкина

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО

РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЧИНСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ-2014

Ключевые слова: природные рекреационные ресурсы, туристско-рекреационный комплекс, природно-инвестиционный потенциал, оценка, экономико-математическое моделирование, линейное программирование, целевая функция, критерии оптимизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в период подготовки к проведению XXII их и XI Паралимпий-ских зимних игр в 2014 году в Сочи вопросы эффективного управления туристско-рекре-

© Нефедкина С.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.