УДК: 331 АТОХОДЖАЕВА МАНИЖАХОН АКБАРОВНА
к.э.н., кафедра «Мировая экономика» Института экономики и торговли
Таджикского госуниверситета коммерции, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Аннотация. Актуальность. Повышение благосостояния населения в период рыночных отношений рассматривается посредством влияния экономического и социально-демографического механизмов. Наряду с социальной политикой, существенную роль может играть и оптимально разработанная демографическая политика, направленная на регулирование вопросов поддержания здоровья трудоспособного населения, улучшения системы подготовки кадров, содействия сокращению смертности и управления естественной и вынужденной миграцией среди населения. Достижение целей в контексте повышения благосостояния населения требует регулирования соответствующих механизмов. В качестве составляющих рассматриваемых механизмов выступает социальная сфера: здравоохранение, образование, наука и культура. Исследование социально-экономических и демографических механизмов повышения благосостояния населения, а также модернизация и совершенствование методов государственного регулирования в этой области становятся актуальной задачей. Цель исследования: выявление экономико-демографических механизмов и совершенствование методов государственного регулирования в аспекте повышения уровня жизни населения. Методы: современные теоретические разработки, практические эксперименты и инновационный подход к вопросам воспроизводства трудовых ресурсов. Результаты: предложенные рекомендации предназначены для государственных органов в целях модернизации социально-экономической политики в перспективе.
Ключевые слова: уровень жизни населения, благосостояние, социально-экономические и демографические механизмы, показатели рождаемости и смертности, ожидаемая продолжительность жизни, миграция населения, трудоспособное население, образование, культура.
ATOKHODZHAYEVA MANIZHAKHON AKBAROVNA
PhD Econ., World economy department of Institute of economy and trade
Tajik State University of commerce, e-mail: [email protected]
SOCIO - ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC MECHANISMS FOR IMPROVING THE WELFARE OF THE POPULATION DURING THE TRANSFORMATION PERIOD: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Abstract. Relevance of the research. Improving the welfare of the population during the development of market relations is considered by us the influence of economic and socio-demographic mechanisms. In addition to social policies, a major role can play also the specific demographic policy directed on regulation of questions concerning the maintenance of a healthy working population, improving the personnel training system, promoting the reduction of mortality and controlling of natural and forced migration among the population. For this reason, the achievement of the goals in the context of improving the well-being of the population requires the regulation of the necessary mechanisms. The social sphere, such as health, education, science and culture, serves as the instruments of the mechanisms under consideration. Consequently, the study of socio-economic and demographic mechanisms to improve the welfare of the population, as well as the modernization and improvement of methods of state
Атоходжаева М.А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ _В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН_
regulation in this area are becoming an urgent task facing Tajik society. The purpose of the study: to identify economic and demographic mechanisms and improve the methods of state regulation in terms of improving the standard of living of the population. Methods: modern theoretical development, practical analysis and innovative approach to the reproduction of labor resources. Results: the using of proposed recommendations by the state in practice and in the modernization of socio-economic policy in the future.
Keywords: standard of living, welfare, socio-economic and demographic mechanisms, fertility and mortality rates, life expectancy, migration of the population, able-bodied population, education, culture.
Введение. Согласно теоретическим дефинициям, социально-культурные и демографические механизмы повышения уровня жизни населения разрабатываются и реализовывают-ся в рамках государственной, социальной и демографической политики в общественной жизни страны. В странах с рыночной экономикой присутствует широкий набор государственных инструментов, которые направлены на защиту низкодоходных групп населения, пожилых, потерявших кормильца, рабочее место и других. В мировой практике среди компонентов жизнедеятельности населения уровень и динамика здоровья ставятся на первое место, поскольку являются основными потребностями человека и необходимыми условиями его жизнедеятельности. С данной позиции сфера здравоохранения является одной из приоритетных отраслей социально-экономической политики государства.
Здравоохранение. На сегодняшний день здравоохранение имеет большое значение и влияние на уровень жизнедеятельности. По оценкам ученых, данная сфера «оказывает непосредственное влияние на наследственность, образ жизнедеятельности, питание и факторы среды обитания и деятельности индивида, ограничиваясь 30-35% от общего объёма факторов» [15].
По этой причине проблема подготовки и обеспечения медицинских учреждений высококвалифицированными кадрами относится к числу наиважнейших вопросов, требующих решения. В последние годы с использованием современных технологий в медицинских учреждениях были налажены новые методы диагностики и лечения, что поспособствовало снижению числа нуждающихся в лечении за рубежом на 70%. Независимо от предпринятых государством мер, качество и доступность медицинского обслуживания трудоспособного населения оставляет желать лучшего, что подтверждает необходимость обеспечения государственного регулирования медицинского и санитарного обслуживания со стороны медицинских учреждений в целях предоставления доступа широким слоям населения, особенно малообеспеченным гражданам, к медицинским услугам. Показатели рождаемости, смертности и средней ожидаемой продолжительности жизни являются основными измерителями здоровья трудоспособного населения.
В Республике Таджикистан к 2017 г. процент числа родившихся за последние семь лет сократился до 4-х, а число умерших возросло до 2 %, средняя продолжительность жизни населения достигла почти до 74 лет [12, с.26]. Ряд важнейших социально-экономических проблем на сегодняшний день требуют своего решения. Динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением сферы здравоохранения и питания людей.
Состояние здоровья населения отражает нравственно-экономическую категорию, которая является первостепенной предпосылкой национальной безопасности. Все усилия в этой области в основном должны направляться на снижение смертности, повышение продолжительности жизни и усиление борьбы с болезнями социально-экономического характера.
В таких условиях может появиться практическая модель, характеризующая благоприятные перемены и оптимизацию структуры состояния здоровья трудоспособного населения.
Существуют две негативные тенденции, имеющие место в здравоохранении:
1. Внедрение принципов рыночных отношений, основанных на реализации механизмов самофинансирования, самоокупаемости, а также коммерциализации в здравоохранении, что привело к снижению общедоступности медицинских услуг для малообеспеченного
населения республики;
2. В последнее время наблюдаются различия в обеспеченности ресурсов и индикаторов в территориальной активности системы лечебно-профилактической помощи в стране.
При оценке здоровья населения учитывается и такой немаловажный механизм, как региональная особенность рабочей силы, которая складывается из ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий [1,7,8], плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. [13,14].
Трудовая миграция. Проблемы улучшения качества жизни населения приводят граждан к перемещению или механическому движению. Механическое движение населения -это перемещение трудоспособного населения на постоянное или временное жительство, обусловленное природными, экономическими, политическими и другими причинами.
Г Механическое } движение I I населенна
* вахтовое |
I
Рис. 1. Блок-схема механического движения населения (составлено автором)
Внутренние перемещения не меняют численности населения страны, а изменяют численность населения отдельных районов. Внутренняя миграция в Республике незначительна, она проявляется в миграции населения с Южной части в столицу Республики (г. Душанбе), а также незначительная миграция на Север республики.
Внутренняя миграция бывает:
- постоянной
- сезонной
- маятниковой
- вахтовой
Внешняя миграция делится на:
- Иммиграцию
- Эмиграцию
В данном ракурсе проанализируем некоторые данные из отечественной экономики по миграции населения в Республике Таджикистан (таблица 1.).
Из таблицы видно, что в течение периода 2005 - 2016 гг. число иммигрирующих граждан в Республику Таджикистан увеличилось на 85 % (33,3 тысяч чел.). В 2016 году основная масса прибывших, составляющая 13,4 тысяч человек из 33,3 тысяч человек, останавливалась в Хатлонской области, а 7,9 тыс. из них прибывала в г. РРП. С 2005 по 2016 гг. наблюдался рост числа выбывших из Республики Таджикистан на 37,7% (37,6 тысяч чел.). Однако в течение всего периода, показанного в таблице, число выбывших превысило число прибывших в 2 раза.
В период трансформации одной из существенных причин увеличения оттока рабочей силы в трудовую миграцию на постоянной основе является низкая оплата труда. В различных сферах занятости, например, у работников социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, наука, культура уровень оплаты труда особенно низок.
Атоходжаева М.А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ _В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН_
Таблица 1
Миграция населения Республики Таджикистан, 2005-2016гг.
Регионы 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Темп прироста в %, 2005-2016
Число прибывших, тыс. человек
Таджикистан 18,0 29,6 32,9 33,8 36,3 39,6 35,3 33,3 85
ГБАО 0,3 0,5 0,9 0,7 1,0 0,7 0,6 0,6 100
Согдийская область 5,2 9,8 9,0 7,9 7,0 7,4 7,3 6,2 19,2
Хатлонская область 1,1 6,9 9,2 9,2 11,5 14,6 12,8 13,4 119
г. Душанбе 6,3 3,4 4,0 6,2 6,9 5,7 4,9 5,2 - 17,5
РРП 3,4 9,0 9,9 9,7 9,8 11,1 9,6 7,9 132,3
Число выбывших, тыс. чел.
Таджикистан 27,3 36,1 37,2 38,9 40,3 45,3 40,1 37,6 37,7
ГБАО 2,1 1,8 1,8 2,0 2,2 2,1 1,8 1,8 - 14,2
Согдийская область 8,1 12,4 11,3 10,0 9,4 9,7 9,5 8,4 3,7
Хатлонская область 9,2 11,3 13,9 13,9 16,4 21,3 17,8 17,3 88
г. Душанбе 3,1 2,9 2,2 4,6 4,0 3,3 2,9 3,1 -
РРП 4,9 7,7 8,0 8,5 8,3 8,8 8,1 6,9 40,8
Источник: Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический сборник. - Душанбе: АСПРТ, 2016. - С.40-42; Таджикистан в цифрах: стат. сб.: офиц. текст. - Душанбе: АСПРТ, 2017. - 157 с.
Из таблицы видно, что в течение периода 2005 - 2016 гг. число иммигрирующих граждан в Республику Таджикистан увеличилось на 85 % (33,3 тысяч чел.). В 2016 году основная масса прибывших, составляющая 13,4 тысяч человек из 33,3 тысяч человек, останавливалась в Хатлонской области, а 7,9 тыс. из них прибывала в г. РРП. С 2005 по 2016 гг. наблюдался рост числа выбывших из Республики Таджикистан на 37,7% (37,6 тысяч чел.). Однако в течение всего периода, показанного в таблице, число выбывших превысило число прибывших в 2 раза.
В период трансформации одной из существенных причин увеличения оттока рабочей силы в трудовую миграцию на постоянной основе является низкая оплата труда. В различных сферах занятости, например, у работников социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, наука, культура уровень оплаты труда особенно низок.
Этот показатель и в сельском хозяйстве также является критическим. Получение дохода, в основном, осуществляется от использования земли, полученной в личное использование, и от личного подсобного хозяйства (табл. 2.).
Таблица 2
Среднемесячная начисленная заработная плата
Всего по видам деятельности Ед. изм. 2010 2012 2013 2014 2015 2016
сомони 354,4 555,3 694,9 816,3 878,9 962,16
в том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесоводство сомони 105,3 158,8 213,3 251,3 278,2 303,04
Транспорт, складское хозяйство и связь сомони 919 1452 1592 1770 1871 2097
Финансовое посредничество сомони 1270 1894 2084 2182 2321 2283
Операции с недвижимым имуществом, аренда и коммерческая деятельность сомони 687,1 779,8 920,9 1165 1345 1398
Образование сомони 278,7 425,8 592,8 698,9 710,7 773, 8
Здравоохранение и социальные услуги сомони 257,5 447,5 597,6 675,2 677,9 735,2
Источники: Таджикистан в цифрах: стат. сб.: офиц. текст. - Душанбе: АСПРТ, 2017. - 157 с.
Данные табл.2 ещё раз подтверждают, что в 2016 году оплата труда в месяц в сфере сельского хозяйства составила 303 сомони, образования —773 сомони и здравоохранения—735 сомони, что являются самыми низкими относительно остальных сфер народного хозяйства [12, с.53-55].
Данные обстоятельства не способствуют повышению уровня жизни населения.
Трудовые мигранты из Таджикистана в период независимости государства внесли свой вклад в обеспечении страны социальной, экономической и политической стабильностью, перечисляя довольно большие средства в республику, которые составляли от 30 до 50% ВВП государства.
В 2014 году 608.666 граждан Республики Таджикистан, среди которых было 493.361 мужчин и 115.305 женщин, вернулись из заграницы на родину [9].
В 2015 году, по данным отчета Миграционной службы Республики Таджикистан, наблюдалась тенденция спада в числе мигрантов в России - 552596 чел., что меньше на 18% по сравнению с предыдущим годом.
Необходимо отметить, что из страны к 2015 году, согласно данным отдела связи с общественностью Миграционной Службы при Правительстве Республики Таджикистан, выехало около 9023 мигрантов в такие страны, как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина и Азербайджан. На первом месте в этой группе стран стоит Казахстан с численностью 6532 мигрантов из Республики Таджикистан, а последнее место в данной группе стран занимает Узбекистан с прибывшими мигрантами в числе 15 человек.
За первое полугодие 2016 года основную часть трудовых мигрантов, выезжающих из Республики Таджикистан в Россию, составили мужчины. Из Республики Таджикистан выехало около 308 тыс. 676 трудовых мигрантов, из них в Российскую Федерацию - 301 тыс. 654 чел., в Казахстан - 6 тыс. 43 чел.
К концу 2016 г. из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию выехало 387,5 тысяч трудовых мигрантов, данный показатель ниже показателя 2015 года на 9,6%, и это еще раз убеждает нас в том, что миграционный спад в Россию продолжается [5]. Миграция как сложный и противоречивый процесс имеет положительные и отрицательные стороны как для принимающей, так и для отправляющей страны. Чем больше растет число мигрантов, тем острее последующие её действия. Миграционный процесс содействует росту благосостояния семейств, но, наряду с этим, появляется ряд негативных влияний на уровень жизни семей, отправляющих стран, в том числе и в Республике Таджикистан: рост рисков потери семей, снижение достойного уровня в воспитании ребенка за счёт отсутствия одного или обоих родителей.
Социальная защита общества. Система социальной защиты общества показывает необходимость разработки устойчивых механизмов общественной протекции населения как в Республике Таджикистан, так и в зарубежных странах. Задача социальной защиты государства заключается в обеспечении бедных семей гарантированным уровнем потребления продуктов питания. Однако заимствованный опыт в республике не дал, пока, ожидаемых результатов в реализации социальных программ. Состав и содержание социальных механизмов, направленных на поддержание уровня жизни населения, можно схематично изобразить на схеме, которая приведена на рис.2.
Структура
Базовые социальные выплаты (базовая пенсия, пособия государства, разовые выплаты).
Выплаты пенсий за счет пенсионных взносов обязательного типа и социальные выплаты Го сударств енным фондом.
Добровольное самострахование за личный счет
Рис. 2. Структура системы социальной защиты населения (составлено автором)
Атоходжаева М.А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ _В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН_
Одним из обязательных условий повышения уровня и качества жизни граждан является развитие общественно-культурной сферы, выполняющей в стране значимую роль в росте её экономики. Такие отрасли как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, становясь частью текущей системы, представляют собой показатели качества жизни населения.
Образ жизни. Зависимость образа жизни, здоровья трудовых ресурсов от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главнейших задач социально-экономической политики —формирование уровня жизни населения в масштабе всей страны.
Таким образом, очевидно, что трудоспособность рабочих сил обусловлена, прежде всего, их образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни трудоспособного населения рассматривается как основа экономического развития Республики Таджикистан. Это подтверждается тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением экономических условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения [6]. Отрадно, что и в Республике Таджикистан в последние годы наблюдается снижение показателей младенческой смертности почти в 3 раза (2000-2016гг.) [11,12].
Таким образом, образ жизни трудоспособного здорового гражданина - это условия его уровня жизни вообще, то есть способ экономической жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям человека, приспособленного к экономическим условиям жизни [10], направленный на формирование, сохранение и укрепление генофонда нации, на полноценное выполнение человеком его экономических функций.
Образование. Образование как индикатор уровня жизни населения играет важную роль при формировании общественной культуры, в развитии технического прогресса и технологий, достижении позитивных темпов экономического роста. Модернизация образования, ослабление централизации (децентрализация), коммерциализация, престиж науки, а также мобилизация ресурсов, образованность и получение карьеры, появление новых конфликтов, общественная справедливость, необходимость в повышении интеллектуального потенциала республики, расширение интерактивных методов и другие проблемы становятся наиболее актуальными в сфере образования на текущем этапе развития.
В современном мире в процессе изменения структуры занятости и повышения доли умственного труда параллельно уменьшается доля малоквалифицированного труда. Становится актуальным вопрос поиска вспомогательных источников, внутренних резервов роста экономики в стране. Именно уровень образования является одним из этих источников.
Культура. Еще одним механизмом, играющим важную роль в повышении уровня жизни населения, является культура. Она как социальный институт оказывает свое влияние на уровень жизни в следующих направлениях:
- формирует исходные предпосылки для роста человеческого капитала;
- формирует и способствует развитию у индивидуума способностей коммуникационного и адаптационного характера;
- воспроизводит интеллектуальные потенциалы для личностной реализации профессиональных и социальных навыков индивидуумов;
- детерминирует и усиливает личную идентификацию индивидуума.
Заключение. Показанные в настоящей статье социально-экономические тенденции обуславливают изменение государственного подхода к вопросам воспроизводства трудовых ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества, выражающихся в оптимизации социально-культурной политики в востребованных специалистах и кадрах. При этом, совокупность механизмов, направленных на улучшение социальной сферы, способствует сглаживанию конъюнктурных колебаний и устранению недостатков в развитии рыночных отношений.
Литература
1. Абдулаев Ш.С.О., Черкашин В.И., Дохолян С.В., Садыкова А.М. Технологические, эколого-экономические и социальные проблемы инновационного развития субъектов РФ // В сборнике «Россия: тенденции и перспективы развития» / Материалы XVМеждународной научной конференции. Ответственный редактор Пивоваров Ю.С. 2015. С. 476-479.
2. Аносова Л.А. Азиатско-европейские экономики: новые формы интеграции // Экономическая наука современной России. 1999. № 2. С. 87-93.
3. Anosova L.A., Shagalov G.L. Problems of regional integration // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 7-14.
4. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Стимулирование инновационной деятельности и поддержка инвестиций: анализ особенностей налоговой системы и характера налогообложения // Экономика и управление. 2013. № 7 (93). С. 3-15
5. Бабаев А. Миграционная ситуация в Таджикистане: проблемы и пути решения /А. Бабаев// HRC-Трудовая миграция - 28.11.2016.
6. Всемирный день здоровья: Факторы, влияющие на здоровье человека» - Условия и образ жизни. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области. - 2014.-[Дата обращения: 22.07.2016]
7. Дохолян С.В. Петросянц В.З. Модель устойчивого экономического роста и прогнозирования регионального развития // В сборнике: Северный Кавказ: поиск моделей ускоренного развития //Материалы международной научно-практическо конференции. Филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации». «Северо-Кавказский институт». 2015. С. 28-38.
8. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 1. С. 46-50.
9. За 10 месяцев текущего года из Таджикистана выехало более 800 тыс. граждан. [Электронный ресурс] TOP NEWS.-Ноябрь 20, 2014 /11:33 - [Дата обращения: 02.10.2015]
10. Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Кисуркин А.А. Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения / В.И. Самаруха, Т.Г. Краснова, А.А. Кисуркин // Известия ИГЭА. - 2010. - № 2 (70). - 151с.
11. Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - С.11.
12. Таджикистан в цифрах: стат. сб.: офиц. текст. - Душанбе: АСПРТ, 2017. - 157 с.
13. Тулупов А.С. Об ущербообразующей стороне экономического развития // Вестник университета (Государственный университет управления), № 2, 2009, с. 99-102.
14. ТулуповАС. Возмещение экологического вреда в экономике горного производства//Горный журнал. 2017.№ 8. С. 61-65.
15. Щепин О.П., Тищук Е.А // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2002.№5. С. 23-25.
16. Porfiryev B.N., Tulupov A.S. Environmental Hazard Assessment and Forecast of Economic Damage from Industrial Accidents //Studies on Russian Economic Development. 2017. T.28. №6. P.600-607.
References:
1. Abdulaev Sh.S.O., Cherkashin VI, Doholyan SV, Sadykova AM. Technological, ecological-economic and social problems of innovative development of RF subjects // In the collection «Russia: Trends and Prospects of Development» / Materials of the XV International Scientific Conference. Responsible editor Pivovarov Yu.S. 2015. p. 476-479.
2. Anosova L. A. Asian-European economies: new forms of integration // Economic science of modern Russia. 1999. No. 2. P. 87-93.
3. Anosova L. A., Shagalov G. L. Problems of regional integration // Economics and management. 2011. № 12 (74). C. 7-14.
4. Anosova L. A., Kabir L. S. Stimulation of innovative activity and investment support: analysis of the features of the tax system and the nature of taxation // Economics and management. 2013. № 7 (93). P. 3-15
5. Babayev A. The migration situation in Tajikistan: problems and solutions / A. Babayev // HRC-Labor Migration - 11/28/2016.
6. World Health Day: Factors affecting human health "- Conditions and lifestyle. Office of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in the Tambov Region. - 2014 .- [Appeal Date: 07/22/2016]
7. Doholyan S. V. Petrosyants V.Z. Model of sustainable economic growth and forecasting of regional development // In the collection: The North Caucasus: search for models of accelerated development // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Branch of FGBOU HPE «The Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation». The North Caucasian Institute. 2015. pp. 28-38.
8. Doholyan S.V., Petrosyants V.Z., Sadykova A.M. Methodical approaches to the assessment and analysis of the region's competitiveness //Issues of structuring the economy. 2009. № 1. P. 46-50.
9. For 10 months of this year, more than 800 thousand citizens left Tajikistan. [Electronic resource] TOP NEWS.-November 20, 2014/11: 33 - [Date of circulation: 02.10.2015]
10. Samarukha V.I., Krasnova T.G., Kisurkin A.A. The development of the social sphere as the basis for improving the quality of life of the population / V.I. Samaruha, T.G. Krasnova, A.A. Kisurkin // Izvestiya IGEA. - 2010. - № 2 (70). - 151p.
11. Tajikistan: 25 years of state independence. Statistical collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan, 2016. - p.11.
12. Tajikistan in numbers: stat. Sat: official text. - Dushanbe: ASPRT, 2017. - 157p.
13. Tulupov A.S. On the contributor to the economic development // University Bulletin (State University of Management), № 2, 2009, p. 99-102.
14. Tulupov A.S. Compensation of environmental harm in the economy of mining production // Mining Journal. 2017. No. 8. P. 61-65.
15. Schepin OP, Tischuk E.A. // Problems of social hygiene, health and medical history. 2002. №5. P. 23-25.
16. Porfiryev B.N., Tulupov A.S. Environmental Hazard Assessment and Forecast of Economic Damage from Industrial Accidents //Studies on Russian Economic Development. 2017. T.28. №6. P.600-607.