ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ
НАСЕЛЕНИЯ
Г.М. Рахимов
Таджикский государственный университет коммерции
Аннотация. В статье исследуется особенности формирования и использования денежных доходов населения в современных условиях. Особое внимание уделено разработке механизма формирования доходов населения по уровням. Анализированы основные показатели формирования и использования денежных доходов населения. Предложены критерии формирования и использования денежных доходов населения и выявлены факторы, влияющие на формирование вкладов (депозитов) населения в коммерческих банках.
Ключевые слова: доходы населения, распределение доходов, расходы населения, уровень жизни населения, вклады населения, домохозяйства, денежные доходы населения.
Формирование доходов населения, являясь многоаспектным процессом, направлено на повышение благосостояние населения и сокращение бедности. В современных условиях проблема снижения бедности считаются стратегическим направлением социальной политики Правительства Республики Таджикистан. Исходя из этого, перед органами государственной власти поставлена цель снижения уровня бедности к 2020 г. в 2 раза. Здесь подразумевается увеличение доходов населения страны, при котором снижение уровня бедности обеспечивается за счет развития отдельных отраслей экономики страны на базе достижения экономического роста, формирования новых рабочих мест.
Анализ экономической литературы показывает, что в настоящее время разработаны различные модели формирования доходов населения. В данных исследованиях проблема формирования доходов населения рассмотрена в различных аспектах: макроэкономическом, микроэкономическом, политическом, социологическом, институциональном, в аспекте развития «новой экономики» и т.д.
Процесс глобализации и интернационализации общественной жизни модифицируют сформировавшуюся модель механизма формирования доходов населения. В нынешних условиях в Республике Таджикистан уровень доходов не соответствует мировым стандартам, уровень реальных доходов большей части населения страны крайне низок, а также существует высокая
дифференциация доходов среди отдельных слоев населения.
Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость исследования вопросов формирования и использования денежных доходов населения в современных условиях социально-экономических отношений в Республике Таджикистан.
На наш взгляд, в более широком аспекте, в задачи исследования формирования и использования денежных доходов населения можно отнести:
- изучение экономической сущности и содержания доходов населения и определение их основных видов;
- совершенствование источников формирования и использования денежных доходов населения в современных условиях;
- установление влияние факторов на формирования и использование денежных доходов населения.
Общеэкономическим и методологическим вопросам формирования доходов населения вообще и применительно к странам с трансформирующей экономикой, в частности, посвящено множество научных работ. К ним относятся научные работы исследователей стран СНГ
В.М. Жеребина, А.Н. Романова, А.Е. Су-ринова, П.П. Маслова, Е.Ф. Борисова, ЮГ. Одегова, П.В. Журавлева, Ф.Ф. Стерликова, Л.И. Абалкина, П.П. Майера, Л.С. Ржаницыной, Р.М. Нуреева, Э. Саруханова, К.А. Алиева,
Н.Х. Кумсковой, Б.Х. Кубаева, Т.К. Кой-чуева, Ш.М. Мусакожоева, С.Б. Бекход-
жаевой, Ж.А. Кожомуратовой, А.С. Ороза-лиевой и др.
Вместе с тем, в научных исследованиях зарубежных ученых по вопросам экономической теории, таких как Дж. Гелбрейт, У. Джевонс, Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев,
B. Нордхаус, А.С. Пигу, П. Самуэльсон, Р. Хикс, Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд исследуются различные аспекты сущности доходов, их формирования, использования и распределения.
Среди отечественных работ по этому направлению следует отметить труды уче-ных--экономистов М. Нурмахмадова,
C.Дж. Комилова, Д.Б. Кадырова, Г.С. Абдусамадова, Т.Ф. Усмановой, А.О. Орипова, О.Т. Тошева, Х.Н. Факерова, Х.У. Умарова, А.А. Мирзоалиева,
О.М. Курбонмуродовой,
Ф.Ш. Акилджанова, Ш.М. Закировой и др.
Стратегической целью реформирования экономики Республики Таджикистан играет построение развитой социально-экономической рыночной экономики, обеспечивающей достижение стабильного экономического роста и решение социальных задач в целях удовлетворения жизненных потребностей современного будущего поколений и повышения качества жизни населения страны.
Наиболее общую картину, позволяющую судить об изменениях денежных доходов населения, произошедших в период становления и развития рыночных отношений на макроэкономическом уровне, можно получить на основе сопоставления их объема и объема валового внутреннего продукта.
Как показывает анализ имеющихся статистических данных, начало реформы национальной экономики нашей страны характеризовалось резким падением процентного отношения номинальных денежных доходов населения к валовому внутреннему продукту: так, если в 1990 г. оно составляло 57,5%, то в 2015 г. опустилось до 32,7% [12, с. 121-122].
Неблагоприятная для сектора домашних хозяйств ситуация в сфере распределения и перераспределения ВВП, сложившаяся в 2000 г., усугубилась значительным паде-
нием его объемов, которое имело место не только в 2000 г., но и на протяжении последующих лет. Ежегодное снижение объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, падение масштабов строительства, сокращение инвестиций в основной капитал привели в 2000 г. к ситуации, когда реальный ВВП составил всего лишь 42,3 % от уровня 1990 г. Поэтому, несмотря на нарастающую динамику восстановления утраченного соотношения между ВВП и денежными доходами населения, характерную для 1992-2000 гг., материальное положение основной части населения Таджикистан значительно ухудшилось [1, с. 8].
Наметившийся с 2005 г. рост объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта, а также улучшение общеэкономической ситуации в стране, позволяют надеяться, что при сохранении сложившейся в последние годы пропорции между ВВП и денежными доходами населения, должно произойти некоторое увеличение последних. Кто и в каких размерах получит прибавку, у каких социальных групп и слоев общества вырастет благосостояние, будет зависеть от особенностей складывающейся системы распределения и перераспределения доходов.
С началом реформ распределение денежных доходов населения приобрело крайне неравномерный характер. Об усилении дифференциации доходов свидетельствует рост коэффициента фондов и повышение коэффициента Джини, который в целом по Таджикистану составил: в 1992 г. - 0,272, в 1993 г. - 0,298, в 1994 г. -0,121, в 1995 г. - 0,051, в 1997 г. - 0,275, в 1998 г. - 0,089, в 1999 г. - 0,224, в 2000 г. -0,253, в 2001 г. - 0,296, в 2002 г. - 0,300; в 2003 г. - 0,301 в 2004 г. - 0,308; в 2005 г. -0,311 в 2007 г. - 0,313; в 2008 г. - 0,316 в 2010 г. - 0,318 в 2011 г. - 0,309; в 2012 г. -0,319; в 2013 г. - 0,312; в 2014 г. - 0,315; в 2015 г. - 0,314 [9, с. 118-122; 10, с. 114122; 12, с. 124-126; 11, с. 48-49].
Мы считаем, что усиление неравенства в распределении доходов во многом связано с изменением роли государства в их регулировании. В прошлом денежные доходы населения были объектом жесткого
планирования и управления со стороны государства, государственные планы определяли в директивном порядке фонд и уровень заработной платы рабочих и служащих и доходы колхозников от колхозов, через план и государственный бюджет шло управление пенсиями, пособиями, стипендиями и выплатами из финансовой системы и налогами, общая сумма доходов населения и направления их использования в перспективе фиксировались в плановом балансе денежных доходов и расходов, который утверждался правительством.
Начиная с 1992 г., вместе со становлением многоукладной экономики произошло сужение сферы прямого государственного воздействия на денежные доходы населения. С доходов, формируемых во внебюджетном секторе экономики, к которым относятся, прежде всего, заработная плата работников этого сектора, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, были сняты все ограничения кроме налоговых. Жесткое государственное регулирование сохранилось только для доходов, имеющих своим источником государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом одним из инструментов государственного регулирования доходов и одновременно формой социальной защиты населения стала система государственных социальных гарантий, которая в части, касающейся денежных доходов населения, включает: минимальную месячную оплату труда, тарифную ставку по оплате труда работников
Необходимо отметить, что ускоренный рост предпринимательских доходов и доходов от собственности по отношению к оплате труда, который показывали органы государственной статистики до 2015 г.,
бюджетной сферы, минимальную пенсию по старости, различные пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности,, на детей и т.д.), а также механизм их индексации в соответствии с динамикой цен [6, с. 88].
Изменения, произошедшие в характере регулирования и в системе распределения, отразились на структуре денежных доходов населения. До начала кардинальных рыночных реформ основным источником денежных доходов населения была оплата труда, ее доля в общей сумме денежных доходов населения в 1990 г. составляла 72,1%, на долю социальных трансфертов приходилось 16,7%, все остальные доходы составляли 11,2% [11, с. 19-22; 47-52].
Следует подчеркнуть, что рыночные преобразования вызвали рост доходов от собственности, предпринимательской деятельности и операций с недвижимостью. Увеличение доли этих доходов осуществлялось главным образом за счет снижения удельного веса оплаты труда при относительно стабильной доле социальных трансфертов. Так, по данным Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, в 2015 г. доля доходов от предпринимательской деятельности, собственности и других доходов составила 41,3%, тогда как оплаты труда - всего 38,7%. Если же обратиться к мировой практике, то сегодня в суммарных доходах населения заработная плата составляет в Великобритании - 65%, в Германии - 64%, в США и Франции - 53%, в Японии - 69%.
был вызван не только объективными причинами, обусловленными развитием рыночных отношений, но и тем, что в структуре денежных доходов населения отдельные доходы включалась именно в статью
Таблица 1. Структура денежных доходов населения, % [11, 12]
Показатели 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Денежные доходы - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе: оплата труда 72,1 62,3 52 46,8 37,8 40,7 38,2 38,7 38,7
социальные трансферты 16,7 14,3 17 14,7 13,1 14,2 15 14,1 14,1
доходы от собственности 2,5 8,6 7 4,5 6,5 5,4 5,8 5,9 5,9
доходы от предпринимательской деятельности и другие 8,7 14,8 24 34 42,6 39,7 41 41,3 41,3
«доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие», хотя по своей природе часто такой не являлась. Начиная с итогов за 1-11 кварталы 2015 г. в показатель «оплата труда» был включен объем так называемой скрытой заработной
Несложный математический расчет показывает нам, что в настоящее время почти четверть доходов населения имеет «теневой» характер. Это означает, что они скрыты от налогообложения, на них не начисляются взносы во внебюджетные фонды. Часть занятых в «теневом» секторе имеет статус безработных, состоит на учете в службе занятости, получая пособия по безработице и увеличивая тем самым нагрузку на бюджет.
«Уход в тень» стал не единственной проблемой, возникшей в сфере оплаты труда. Другими неблагоприятными факторами, по нашему мнению, стали: усиление необоснованной дифференциации и несвоевременная выплата заработной платы.
В последующие годы дифференциация приобрела устойчивый характер: по-прежнему самая высокая заработная плата начислялась в кредитовании, финансах и страховании (156% по отношению к общетаджикскому уровню), в металлургической промышленности (257%). Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к общетаджикскому уровню вначале 2002 г. составляло 41%, в легкой промышленности - 57%, в лесном хозяйстве - 55 %, в образовании и культуре - 53% и 57%, соответственно [8, с. 27-33].
Наряду с увеличением различий в заработной плате по отраслевому признаку произошли изменения и в региональной дифференциации. После 1992 г. особенно быстро оплата труда росла в регионах с
платы, который ранее учитывался по статье «другие доходы населения». В соответствии с указанными изменениями в таблице 1. приведены пересчитанные данные за периоды 1998-2015 годы.
высоким экспортным потенциалом: в городе Душанбе, Согдийской области, самая низкая зарплата выплачивалась в ГБАО, Хатлонской области и РРП регионах с преимущественным развитием аграрного сектора экономики.
Усиление дифференциации наблюдалось и внутри предприятий. Соотношение в уровнях оплаты труда возросло с 1:4 в начале, 90-х гг. до 1:25 в 2005 г., тогда как оптимальным принято считать соотношение" в пределах 1:4,5 -1:5. Особенно большие расхождения наблюдались в заработной плате рядовых работников предприятий и их директоров. Во многих случаях разница доходила до 100 и более раз.
В условиях резкой поляризации отраслей и регионов по их финансово - экономическому положению, а, следовательно, и по возможностям установления оплаты труда, на некоторых предприятиях получила развитие система социальных выплат [7, с. 118].
В 2015 г. ежемесячные выплаты социального характера в целом по экономике составили 80 сомони в расчете на 1 работника (или 3,2% от начисленной среднемесячной заработной платы). Наиболее высокими они были в области кредитования, финансах и страховании - 200,8 сомони, в металлургической промышленности -213,1 сомони. В сельском и лесном хозяйстве размер социальных выплат был самым низким и составлял, соответственно, 60 и 75 сомони. В целом мы считаем, что
Таблица 2. Общая структура денежных доходов населения 1998-2015 гг., % [5, 11, 12]
Годы Всего денежных доходов В том числе
Оплата труда, включая скрытую заработную плату Доходы от предпринимателе кой деятельности Социальные трансферты Доходы от собственности Другие доходы
1998 г. 100 63,6 17 12 5,3 2,1
2005 г. 100 67,4 10,7 13,6 7,4 0,9
2010 г. 100 68,2 12,6 11 7 1,2
2015 г. 100 61,4 17,1 14 5,6 1,9
ситуация с выплатами социального характера повторяла ситуацию, сложившуюся в сфере оплаты труда: чем лучше финансовое состояние отрасли, региона или предприятия, тем больше размер социальных выплат. Низкий уровень оплаты труда не компенсировался высокими социальными выплатами.
Еще одна проблема, которая появилась в сфере оплаты труда и стоит на протяжении всего периода реформ достаточно остро, - это задержка выплаты уже начисленной заработной платы. Суммарный объем задолженности по заработной плате складывается как в результате недофинансирования из бюджетов всех уровней, так и из-за отсутствия у предприятий и организаций собственных средств. Основными причинами невыплаты заработной платы, по нашему мнению, кроме общеэкономических, связанных с падением объемов производства и бюджетным дефицитом, являются: большое количество посредников при продаже готовой продукции предприятий, недобросовестность работодателей, а также нецелевое расходование средств [4, с. 72].
Сложившееся положение, потребовало принятия действенных мер, направленных на устранение или хотя бы сокращение долгов по заработной плате. С этой целью в марте 1999 г. был принят Трудовой кодекс Республики Таджикистан. А впоследствии в новом Трудовом кодексе было закреплено положение, согласно которому в случае задержки зарплаты работодатель обязан выплачивать работнику пени за каждый просроченный день.
Принятие этих законодательных актов продемонстрировало необходимость государственного контроля над важнейшим источником денежных доходов населения, который в специфических условиях пере-
ходного периода начал утрачивать присущую ему главенствующую роль, в результате чего оплата труда перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную.
Единственным источником, чья доля в структуре денежных доходов населения на протяжении всех лет реформ остается практически без изменения, являются социальные трансферты. На наш взгляд, их стабильный вес обусловлен несколькими факторами. Во-первых, тем, что этот источник доходов населения, в отличие от прочих, всегда имеет легальный характер; во-вторых, ухудшением демографической ситуации и увеличением числа получателей различного рода социальной помощи; в-третьих, расширением, в основном по категориальному принципу, круга лиц, получающих социальную помощь.
Основную часть (около 70%) всех социальных трансфертов составляют денежные выплаты за счет средств Пенсионного фонда Республики Таджикистан. В частности, в соответствии с действующим законодательством средства Пенсионного фонда Республики Таджикистан направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет; на компенсационные выплаты трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
Возвращаясь к переменам, произошедшим в последние годы в сфере денежных доходов населения, следует отметить, что рыночные преобразования отразились не только на структуре и размерах денежных доходов, но повлияли на направления их использования таблица 3.
Таблица 3. Структура использования денежных доходов населения, % [5, 11, 12]
Из них использовано на:
Годы Денежные доходы населения Покупку товаров и оплата Оплату обязательных платежей и взносов Сбережения Покупку валюты Прирост + Уменьшение -
услуг Денег на руках
1990 г. 100 75,3 12,2 7,5 - 5
1992 г. 100 72,9 8,2 4,8 0,5 13,6
1995 г. 100 68,9 7,6 6,2 8 9,3
2000 г. 100 64,5 6,8 6,5 17,7 4,5
2005 г. 100 70,4 5,8 5,4 14,8 3,6
2010 г. 100 68,9 6 4,9 18,8 1,4
2011 г. 100 67,8 6,7 2,2 21,6 1,7
2012 г. 100 78,3 6,4 1,1 12,6 1,6
2013 г. 100 78,9 6,8 4,3 6,8 1,9
2014 г. 100 77,8 7,8 5 6,7 2,7
2015 г. 100 78,4 9,3 4 6,2 2,1
Первым таким изменением, произошедшим в структуре использования денежных доходов населения после 1992 г., стало сокращение примерно в два раза доли средств, направляемых на оплату обязательных платежей и взносов. На наш взгляд, определяющую роль здесь сыграли две причины. Во-первых, с начала реформ и до июля 2000 г. размер части платежей, взносов и штрафов был напрямую привязан к минимальной оплате труда, размер которой пересматривался крайне редко. Во-вторых, уменьшение налоговых отчислений определялось расширением «теневой» занятости и ростом «скрытых» от налогообложения доходов. В результате сложилась ситуация, когда налоговые отчисления с официально отражаемых доходов увеличивались, а их доля в общем объеме расходов снижалась.
Вторым заметным изменением в структуре расходов населения стало снижение доли организованных сбережений и увеличение объема сбережений в наличной иностранной валюте. Так, если в начале реформ на долю средств, направляемых на приобретение валюты, приходилось 0,5%, то в 1997 г. она возросла до 11,6%. Таким способом население выбирало самое на-
дежное с точки зрения защиты от инфляции направление вложения свободных денежных средств.
После гражданской войны нашей страны в связи с заметным ростом курса доллара и удорожанием товаров и услуг потребительского характера у населения стало меньше возможностей приобретать валюту. В 1999-2006 гг. на эти цели тратилось примерно 7-8% доходов. Тем не менее, в настоящее время на руках у населения, по различным оценкам, скопилось порядка 20-30 млн. долларов.
Особо отметим, что в экономике Таджикистана среди депозитов удельный вес физических лиц занимает не последнее место. Говоря иначе, среди источников привлечения капитала немаловажную роль играют денежные средства физических лиц на депозитных счетах. В большинстве случаев эти счета либо депозиты до востребования, либо срочные депозиты. Общеизвестно, что на этих счетах накапливаются временно свободные средства населения. О состоянии депозитах физических и юридических лиц в коммерческих банках можно судить на основе данных таблицы 4.
Таблица 4. Общий объем депозитов в национальной и иностранной валюте в экономике Таджикистана (тыс. сомони) [2, 3]_
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Депозиты в банках 3 121 823 4 354 024 4 816 876 5 296 047 6 446 453 6 358 211
Объем депозитов к ВВП (%) 13,04 14,48 13,32 13,43 14,23 14,02
Депозиты юр. лиц в банках 1 754 100 2 109 086 1 951 763 1 763 572 2 383 554 2211156
Депозиты юр. лиц к ВВП (%) 7,1 7,01 5,4 4,72 5,26 5,09
Депозиты физ. лиц в банках 1 467 723 2 244 938 2 865 114 3 532 474 4 062 900 4 005 549
Депозиты физ. лиц к ВВП (%) 5,94 7,47 7,92 8,84 8,97 8,62
Депозиты физ. лиц в нац. валюте 267 418 344 242 459 614 663 646 810 352 805 413
Депозиты в нац. валюте в % к общ. объему депозитов физ. лиц 18,2 15,8 16,1 17,9 19,9 18,7
Депозиты в ин. валюте в % к общ. объему депозитов физ. лиц 84,8 84,2 83,9 62,1 80,1 79,5
Общий объем депозитов к ВВП в экономике Таджикистана пока остается самым низким. Этот показатель составил в рассматриваемый нами период в размере 13-14%. Если раньше в их структуре преобладали депозиты юридических лиц (в 2010 г. - 7,1%), то начиная с 2011 года, вклады населения постепенно повышаются в структуре ВВП и в 2015 году доля депозитов населения в структуре ВВП составила 8,62% к ВВП.
По данным таблицы 4, также четко прослеживается тенденция увеличения доли вкладов населения в национальной валюте в общей структуре депозитов (18,7% в 2015 году). Эту тенденцию следует признать положительным явлением в привлечении ресурсов населения в официальный оборот денежных ресурсов. Что касается доли депозитов населения в иностранной валюте, то можно сказать, что в ней нет
резких колебаний. Она по-прежнему преобладает в общей структуре депозитов и находится на уровне около 80% в общей структуре депозитов, накопленных в банковской системе страны.
Таким образом, в заключении следует подчеркнуть, что многоаспектный и многофакторный характер зависимости приводит к тому, что опережающий рост денежных доходов населения по отношению к ценам может способствовать как оживлению производства и увеличению инвестиционного потенциала, так и напротив, вызывать усиление инфляции и ухудшение основных показателей экономического и социального развития.
Указанные особенности требуют дифференцированного подхода к выработке
направлений политики доходов населения и мероприятий по снижению уровня бедности населения.
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С. 4-12.
2. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе: НБТ, 2015. - С. 26-29.
3. Банковский статистический бюллетень. - Душанбе: НБТ, 2016. - С. 28-30.
4. Имамова Е.В. Доходы населения и механизм их формирования: дисс. ... канд. экон. наук: 08.01.01. - Екатеринбург: РГППУ, 2009. - 167 с.
5. Информационный бюллетень продовольственный безопасность и бедность. - Душанбе: АСПРТ. - 2014. - №4. - С. 138.
6. Кадыров Д.Б. Механизм регулирования доходов населения. - Душанбе: Ирфон, 2003. - 153 с.
7. Майер В.Ф. Доходы и потребление населения. - М.: Наука, 1975. - 240 с.
Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 2014 году: статистический сборник. - Душанбе: АСПРТ, 2015. - 223 с.
8. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2008. -386 с.
9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2014. -472 с.
10. Таджикистан в цифрах: - Душанбе: АСПРТ, 2015. - 66 с.
11. Таджикистан: 25 лет государственной независимости статистический сборник. -Душанбе, АСПРТ, 2016. - 520 с.
PROBLEMS OF FORMING AND USING MONETARY INCOME
OF THE POPULATION
G.M. Rahimov
Tadjic state commerce university
Abstract. The article studies the features of the formation and use of money income of the population in modern conditions. Particular attention is paid to the development of a mechanism for generating income of the population by levels. The main indicators of the formation and use of money income of the population are analyzed. The criteria for the formation and use of money incomes of the population are proposed and the factors influencing the formation of deposits (deposits) of the population in commercial banks are revealed.
Keywords: incomes of the population, income distribution, population expenditures, living standard of the population, household deposits, households, cash income of the population.