Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования доходов населения в Республике Таджикистан'

Методы государственного регулирования доходов населения в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / REGULATION OF POPULATION''S INCOMES / ПРАВОВЫЕ / LEGAL / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ / ADMINISTRATIVE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ECONOMIC METHOD / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / SOCIAL PROTECTION POPULATION / СУБСИДИИ / DIRECT AND INDIRECT INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саиджонов Содикджон Шарифджонович

В статье рассматриваются прямые и косвенные методы регулирования доходов населения в Республике Таджикистан. Обоснована необходимость государственного регулирования доходов населения, дана характеристика прямых и косвенных методов регулирования доходов населения, таких как правовые, административные, экономические методы, отмечается роль социального партнёрства, которое служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Автор предлагает строить механизм государственного регулирования доходов населения путём стимулирования трудовой деятельности экономически активного населения, обеспечения гибкой системы регулирования за счет использования разнообразного инструментария, элементы которого избирательно и целенаправленно воздействуют на каждый вид дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саиджонов Содикджон Шарифджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of State Regulation in Reference to Population s Incomes in Tajikistan Republic

The article dwells on direct and indirect methods of regulation of population's incomes in the Republic of Tajikistan. The author substantiates a necessity of state regulation of population's incomes, he gives the characteubstics of direct and indirect methods of regulation, such as legal, administrative, economic ones; the role of social partnership serving as an effective instrument of combination of economic resultativeness and social justice is laid stress upon. The author proposes to build a mechanism of state regulation of population's incomes by means of stimulating labour activity of economically active citizens, providing a flexible system of regulation at the expense of using multifarious instruments whose elements affect each type of incomes selectively and purposefully.

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования доходов населения в Республике Таджикистан»

Саиджонов Содикджон Шарифджонович,

соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Рыночные преобразования, начатые после приобретения республикой независимости на основе рыночной свободы и либерализации всех сторон общественной жизни, привели к обострению ситуации в социальной сфере.

В обществе появились поляризация и неравенство доходов, рост числа безработных и бедных, чрезмерная миграция населения, снижение социальной защиты людей. Всё это делает актуальной проблему регулирования социально-экономических процессов, в рамках которой важное значение приобретают вопросы государственного регулирования доходов населения.

Осуществляя регулирование денежных доходов населения, государство использует разнообразные методы и инструменты, которые меняются в зависимости от конкретных условий, материальных возможностей государства, опыта регулирования и так далее. Посредством применяемых методов государство реализует свои регулирующие функции, достигая поставленных целей. Среди множества методов государственного регулирования доходов населения можно выделить правовые, административные, экономические, которые в свою очередь делятся на прямые и косвенные.

Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на регулируемые объекты. Среди методов прямого действия преобладают различные формы безвозмездного целевого финансирования в виде субвенций, субсидий, пособий, дотаций из бюджета и внебюджетных фондов, льготное кредитование. Целью таких методов является достижение приоритетов в хозяйствовании, либо защита доходов определенных групп населения. Кроме положительного эффекта, указанные меры имеют и негативные последствия в виде снижения уровня конкуренции, ослабления балансирующей функции рынка. Прямое воздействие на доходы населения государство оказывает через правовые, административные и бюджетно-фискальные меры.

Косвенные методы регулирования опираются в основном на денежно-кредитные рычаги и воздействуют на экономические интересы владельцев доходов. Косвенное вмешательство государства реализуется с помощью следующих инструментов: регулирования цен на социально значимые товары, денежного обращения и налогообложения, проведения операций на валютном рынке, варьирования учетной ставки банковского процента. С помощью косвенных методов государство влияет как на деятельность производителей, так и наемных работников. Косвенное регули-

рование преобладает в рыночной системе. В начале переходных реформ преобладает прямое государственное воздействие, а по мере становления рыночной экономики приоритетное направление получают косвенные методы регулирования.

Прямое и косвенное государственное регулирование на практике реализуется посредством правовых, административных и экономических методов.

Правовые методы используются в рамках законодательных актов через систему установленных норм и правил. Система законодательных норм и правил регламентирует формы, условия и обязательства в области доходов населения. В частности, с помощью специальных государственных законов регулируются: минимальный размер пенсии, заработной платы, медицинского страхования, пособий и прожиточного минимума. Через нормативные акты осуществляется воздействие на такие составляющие доходов как: получение наследства, процента по вкладам, ценным бумагам и так далее.

Одной из центральных проблем правового регулирования переходной экономики является укрепление стабильности формируемой нормативной базы. Сам характер трансформационного процесса предполагает высокий динамизм нормативно-правовой базы, так как при переходе к рыночной системе расширяются масштабы изменения нормативных актов - как по количеству отменяемых документов, так и по глубине регулирующих норм. Практически любые реформы, в том числе и трансформационные, сопровождаются крупным пересмотром множества актов и законодательств. Кроме того, замена существующей нормативной базы на вновь создаваемое нормативное поле не происходит автоматически и одномоментно.

Главная проблема правового регулирования состоит в том, что изменение системы происходит в условиях острейшего противостояния различных социально-политических сил и групповых интересов при одновременном резком ослаблении государственной власти и ее институтов. Тем самым сфера нормативного и правового регулирования оказывается полем острой политической и административной борьбы. В результате регулирующие действия государства носят колебательный характер, а принимаемые решения и документы либо не выполняются и отменяются, либо вовсе не действуют. В связи с этим можно высказать гипотезу, что принятие нереализуемых или быстро отменяемых документов является естественным индикатором слабости государственного регулирования, свидетельствующим о перманентной нестабильности проводимых преобразований.

Таким образом, правовая деятельность государства в переходных условиях носит противоречивый характер, что сказывается на эффективности принимаемых правовых норм и их практической реализации. Снижение эффективности правового регулирования усложняет социально-экономическую обстановку и уменьшает доверие к деятельности государства. Правовые методы тесно связаны с административными.

Административные методы опираются на государственную власть и строятся на запретительных, разрешительных и принудительных мерах. Эти меры достаточно разнообразны и зависят от сложившейся политической системы, хозяйственных условий, соблюдения конституционных норм. Административные методы диаметрально противоположны природе рыночных методов, они блокируют действия соответствующих рыночных инструментов. Таким образом, чрезмерное усиление адми-

нистративного инструментария ведет к многократному увеличению бюрократического аппарата. Это обстоятельство усложняет процесс управления и вызывает дополнительные трудности.

В силу этих причин административное регулирование в рыночной и переходной экономике должно носить селективный характер и играть вспомогательную роль. Использование административных методов ограничивается защитой малоимущих слоев населения, борьбой с бедностью, установлением минимальных государственных гарантий.

Следует отметить, что в 2007 году был принят закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», который упорядочивает традиции, торжества и обряды с учётом потребностей развития общества и направлен на защиту истинных ценностей национальной культуры и уважение к народным обычаям для повышения социального и экономического уровня жизни граждан Республики Таджикистан.

В переходных условиях роль административного регулирования носит двойственный характер. С одной стороны, оно ослаблено уходом государства из сферы хозяйствования в результате приватизации и создания негосударственного сектора, а с другой - сохранением пространства, где административное влияние государства необходимо.

Прежде всего это сфера социальной защиты, а также распределения доходов, решение задач в которых требует сохранения административного вмешательства государства для сдерживания социальной напряженности.

Социальная защита направлена на самые уязвимые слои населения республики, которая, по существу, распределилась государством адресно. С переходом к рынку расширяется спектр субъектов, требующих социальной защиты. При этом справедливо было бы перенести упор с денежной компенсации на иные формы поддержки: горячее питание, обеспечение одеждой и обувью, карточки по определённому кругу товаров, реализуемых по низким ценам, и другие. Для всех членов общества должны быть обеспечены: гарантия минимального уровня жизни, уверенность людей в завтрашнем дне, для трудящихся - свобода зарабатывать, для деловых людей, производителей - создание необходимых условий для честной конкуренции, поддержка со стороны государства предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса.

Таблица№1

Доля социальных выплат в составе расходов государственного бюджета РТ1

2000 2010 2010 г. к 2000 г. в пунктах

Расходы всего (тыс. сомони) 261842,2 6712582,2 25,6

В том числе социальное страхо- 32094,4 860224,3 26,8

1 Таджикистан: 20 лет государственной независимости. /Статистический сборник. -Душанбе, 2011. -С.750,786.

вание и социальная защита

В процентах 12,25 12,8

Несмотря на то, что доля социальных выплат в составе расходов государственного бюджета Республики Таджикистан в 2010 г. по сравнению с 2000 годом увеличилась в 26,8 раза, вместе с тем их общая доля на эти цели, по существу, остаётся прежней. Доля социальных выплат будет расти в последующем с ростом государственного бюджета.

Переход от командной к рыночной экономике сопровождается изменением методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных мер и созданием новой системы экономических регуляторов. Одновременно происходит переориентация механизма регулирования с административных на экономические методы воздействия.

Экономические методы государственного регулирования подразделяются на денежно-кредитные (косвенные) и бюджетно-фискальные (прямые). Данные методы адекватны природе рынка и положительно воздействуют на его конъюнктуру, а через нее - на производителей и потребителей, поддерживая тем самым стабильность системы.

Воздействие косвенных денежно-кредитных методов на доходы населения происходит с помощью следующих инструментов: регулирования денежной эмиссии, цен, проведения операций на валютном рынке, рынке ценных бумаг. Вместе с тем, в переходном периоде приоритетное направление в регулировании доходов сохраняется за прямыми бюджетно-фискальными методами. Только через прямое вмешательство в процессы формирования и распределения доходов государство способно удержать систему от перехода в критическое состояние.

Бюджетно-фискальное регулирование реализуется с помощью таких инструментов, как: установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий, регулирования налогообложения, введения налоговых льгот и деклараций доходов.

Приведенный метод и инструменты государственного регулирования требуют комплексного подхода при воздействии на доходы населения. В переходных условиях государство должно особенно тщательно подходить к подбору и использованию разнообразных средств осуществления поставленных целей.

Комплексное использование государством методов воздействия на денежные доходы населения в переходных условиях можно проследить на основе регулирования оплаты труда, прогрессивного налогообложения, индексации персональных доходов и трансфертных платежей.

В рамках общего процесса перехода от командной экономики к рыночной происходят изменения в методах регулирования оплаты труда. В сфере частного предпринимательства во многих развитых странах действуют трехсторонние (двухсторонние) специальные соглашения, получившие название социального партнерства.

Социальное партнерство - сотрудничество участников социально-трудовых отношений, направленное на обеспечение согласования интересов работников,

работодателей и органов государственной исполнительной власти1. Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и о их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

Государственное регулирование посредством установления минимальной заработной платы представляет собой сложный переходный механизм, изменение которого только начинается, и это тесно связано с общим социально-экономическим положением, состоянием бюджетной системы.

Касаясь минимального размера заработной платы, отметим, что в Республике Таджикистан она была крайне низкой и составляла 80 сомони в месяц. Начиная с 1 сентября 2012 г. минимальная заработная плата во всех отраслях экономики страны увеличилась в 2,5 раза, и на данный момент ее размер составляет 200 сомони в ме-сяц2 (41,8 доллара США)1.

1 Закон Республики Таджикистан «О социальном партнёрстве, соглашениях и коллективных договорах» от 28.07.2006. №202.

2 Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения, увеличению действующих должностных окладов работников

Изменение минимальной заработной платы в сторону увеличения позволяет расширить базовую основу денежных доходов, что положительно скажется на покупательной способности населения и налоговых сборах.

Следующим, не менее важным, инструментом государственного регулирования доходов населения является их налогообложение. Налогообложение - это косвенный метод государственного регулирования.

Регулирующая функция налогов на доходы физических лиц в решении задач социальной политики в ведущих зарубежных странах получила свое преимущественное развитие после Второй мировой войны, когда было осознано влияние налоговой политики на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения и др.

В настоящее время в США, где подоходный налог с физических лиц формирует более 40% доходной части федерального бюджета, в Германии и Англии, где доля подоходного налога в бюджете составляет более 30%, во Франции, где подоходный налог (18%) занимает второе место среди источников бюджетных доходов, данный налог играет существенную роль в обеспечении финансами реализацию социальной политики государства2.

В структуре государственного бюджета Республики Таджикистан доля подоходного налога отдельно не определена и объединена с налогом на прибыль, доля которых составляет 11,7% всех налоговых поступлений3.

Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов, понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботу по обеспечению социальной стабильности и справедливости.

Под налоговым регулированием понимается изъятие государством части доходов населения в полное свое распоряжение по установленным ставкам в целях обеспечения общегосударственных нужд.

Подоходный налог выступает в качестве важнейшего инструмента регулирования доходов населения. На его долю приходится основная масса налогового бремени физических лиц.

Основным получателем подоходного налога является общереспубликанский бюджет, а остальные налоги поступают в местные бюджеты.

учреждений, организаций социальной сферы, размеров пенсий и стипендий» от 13 августа 2012 года №1313

1 По курсу Национального банка Таджикистана на 19.12.2012. (www.nbt.tj)

2 Волубеев В. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США //Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4. - С. 21-29.

3 Социально-экономическое положение Республики Таджикистан за январь-сентябрь 2011 г.

Подоходный налог с физических лиц является также одним из основных источников государственного бюджета. Его размер в экономически развитых странах различен и составляет: в Дании - 48,5%, Норвегии - 39,6%, Израиле - 28,5%, Китае - 25%, Германии - 29,5%, США - 17,5%, в России - 13%:, в Республике Таджикистан - 13%2 .

Отметим, что в социалистической экономике подоходное налогообложение не играло значительной роли в регулировании доходов. Его существование объяснялось необходимостью выравнивания доходов граждан и обеспечения большей социальной справедливости, что достигалось за счет установления необлагаемого минимума и слабо прогрессивной налоговой шкалы. Существовавшая в этот период система подоходного налогообложения свидетельствовала, что практически все доходы граждан прямо контролировались государством. При этом экономическое неравенство и благосостояние не измерялось величиной денежных доходов граждан, а зависело от положения в иерархической структуре власти и соответствующих этому положению привилегий, в том числе материального характера.

Подоходный налог как инструмент государственного регулирования доходов не выполняет своей функции перераспределения доходов. Он не приспособлен к условиям постприватизационной экономики, плохо выполняет фискальную функцию и создает возможности для уклонения от налогообложения. Все это в условиях сокращения хозяйственной активности и падения базы налога на прибыль значительно снижает устойчивость налоговой системы и ведет к росту бюджетного дефицита.

Еще одним важным инструментом государственного регулирования доходов населения является их индексация. Она тесно связана с ростом цен и конкуренцией. Отсутствие конкурентной среды приводит к тому, что в переходной экономике недостаточно развитыми оказываются естественные механизмы, сдерживающие рост инфляции. В этих условиях свободные цены не являются главным инструментом конкуренции и стимулом увеличения эффективности производства. Напротив, они становятся фактором понижения реальных доходов и покупательной способности основной массы населения. Причем снижение реальных доходов в условиях слабо действующего механизма их защиты происходит как вследствие высокий инфляции, так и в результате ее подавления методами денежно-кредитной политики.

Под индексацией доходов населения понимается государственный механизм, необходимый для реализации рыночных закономерностей распределения произведенного общественного дохода в условиях роста инфляции с целью приспособления денежных доходов населения к росту потребительских цен и поддержания покупательной способности доходов населения. Индексация доходов как инструмент регулирования призвана компенсировать потерю доходов в результате роста цен.

Принципиально новым средством государственного регулирования доходов населения в условиях нарастающего бюджетного кризиса являются трансферты. Известно, что расходы общества с точки зрения их влияния на доходы населения делятся на нетрансфертные и трансфертные затраты. Нетрансфертные затраты связаны

1 http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did= 11819 (дата обращения 12.10.2012.)

2 Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 5 сентября 2012 года №902.

с расходами по обслуживанию государством рынка факторов производства и товаров (госпредпринимательство, госзакупка, госзаказы и так далее). Трансфертные характеризуют процесс перераспределения государственных доходов от налогоплательщика к получателю, нуждающемуся в выплатах данного рода. Трансферты не создают дополнительной стоимости и новых доходов, но являются существенным дополнением к доходам малообеспеченных слоев населения.

В зависимости от направленности государственные трансферты делятся на субвенции (обслуживающие предпринимателей) и социальные, обслуживающие население, не занятое предпринимательской деятельностью.

Наибольший интерес для настоящего исследования представляют социальные трансферты, распределяемые государством в виде платежей нуждающимся группам населения. Через социальные трансферты государство реализует социальную функцию регулирования.

Значение социальных трансфертов в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно. Так, в 60-70-е годы XX века рост трансфертных платежей расценивался как положительное явление и характеризовал возрастание роли государства в регулировании доходов населения. Сегодня все отчетливее проявляет себя тенденция снижения регулирующей роли трансфертов. Более того, ряд иностранных экономистов считает, что увеличение трансфертных выплат наносит вред населению, так как является «наркотиком», который подрывает жизненные силы.

Значительную часть социальных трансфертов составляют пособия. В современных условиях пособия как инструмент государственного регулирования не в состоянии сдержать падения реальных доходов населения и роста уровня бедности.

Кроме пособий, инструментом регулирования являются субсидии. Субсидии -это разновидность социальных трансфертов, выделяемых государством для сдерживания падения доходов населения и роста бедности. Субсидии выступают как особый инструмент регулирования взаимоотношений между государством и населением. Кроме того, они выполняют важную функцию учета эффекта перелива денежных средств, обусловленного размерами общественного блага, и корректировкой дефицита ресурсов со стороны предложения аналогично тому, как налоги выполняют функцию корректировки ресурсов со стороны спроса. Поэтому субсидии рассматриваются как «налог наоборот».

Различают субсидии общего и целевого назначения. Субсидии общего назначения называются дотациями. Они предоставляются без ограничений. Субсидии целевого назначения, предназначенные для населения - это социальные субвенции. Они выделяются на финансирование конкретных социальных программ и мероприятий. По целевому назначению субвенции делятся на капитальные, предназначенные для инвестирования, и текущие - для покрытия текущих расходов. Среди текущих субвенций важное место занимают расходы по обеспечению жилищно-коммунальных услуг и оплату проезда в городском транспорте. Субсидии предоставляются как в натуральной, так и денежной форме. Натуральная форма субсидий применяется в кризисных ситуациях, когда дефицитность товарной массы достигает критических размеров, потребительский спрос становится ажиотажным и государство не в состоянии его остановить.

Таким образом, социальные трансферты как инструменты механизма государственного регулирования доходов играют существенную роль, обеспечивая нуждающимся членам общества финансовую поддержку, открывая доступ к социально значимым благам. Вместе с тем влияние социальных трансфертов на денежные доходы населения продолжает оставаться малоэффективным из-за нерационального механизма их распределения. В целом трансфертное регулирование, как и вся экономика, имеет переходную форму и нуждается в реформировании.

Завершая рассмотрение государственного регулирования денежных доходов населения, следует подчеркнуть, что механизм государственного регулирования доходов населения должен строиться с учетом следующих принципов:

-стимулирование трудовой деятельности экономически активного населения; -обеспечение гибкой системы регулирования за счет использования разнообразного инструментария, элементы которого избирательно и целенаправленно воздействуют на каждый вид дохода;

-регулирование денежных доходов населения должно стать для государства целью его хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Волубеев В. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США //Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4. - С. 2129.

2. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. /Статистический сборник. -Душанбе, 2011. -С.750,786.

3. Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 08.06.2007. №272, г. Душанбе

4. Закон Республики Таджикистан «О социальном партнёрстве, соглашениях и коллективных договорах, от 28.07.2006. - №202.

5. Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения, увеличению действующих должностных окладов работников учреждений, организаций социальной сферы, размеров пенсий и стипендий» от 13 августа 2012 года №1313.

6. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан за январь-сентябрь 2011 г.

7. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. От 5 сентября 2012 года №902.

8. http://delovoymir.Ыz/ru/articles/view/?did=11819

С.Ш. Саиджонов

Методы государственного регулирования доходов населения в Республике Таджикистан

Ключевые слова: регулирование доходов населения, правовые, административные, экономические методы, социальное партнерство, налоговое регулирование, подоходный налог, социальные трансферты, субсидии

В статье рассматриваются прямые и косвенные методы регулирования доходов населения в Республике Таджикистан. Обоснована необходимость государственного регу-

лирования доходов населения, дана характеристика прямых и косвенных методов регулирования доходов населения, таких как правовые, административные, экономические методы, отмечается роль социального партнёрства, которое служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Автор предлагает строить механизм государственного регулирования доходов населения путём стимулирования трудовой деятельности экономически активного населения, обеспечения гибкой системы регулирования за счет использования разнообразного инструментария, элементы которого избирательно и целенаправленно воздействуют на каждый вид дохода.

S.Sh. Saidjonov

Methods of State Regulation in Reference to Population s Incomes in Tajikistan

Republic

Key words: regulation of population's incomes, direct and indirect incomes, legal, administrative, economic method, social protection population, social partnership

The article dwells on direct and indirect methods of regulation of population's incomes in the Republic of Tajikistan. The author substantiates a necessity of state regulation of population's incomes, he gives the characteubstics of direct and indirect methods of regulation, such as legal, administrative, economic ones; the role of social partnership serving as an effective instrument of combination of economic resultativeness and social justice is laid stress upon. The author proposes to build a mechanism of state regulation of population's incomes by means of stimulating labour activity of economically active citizens, providing a flexible system of regulation at the expense of using multifarious instruments whose elements affect each type of incomes selectively and purposefully.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.