Научная статья на тему 'Социально-экономические функции здравоохранения'

Социально-экономические функции здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
735
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Т. А.

Social and economic functions of public health system. The author suggests a variant of a necessary and sufficient structure of functions realized by the system of public health services of the country and region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокофьева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические функции здравоохранения»

Поскольку ВРП предназначен для характеристики результатов экономической деятельности региона, теоретически более правильно измерять его величину на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала. Практически это сделать сложно, поскольку данные бухгалтерского учета о потреблении основных фондов не в полной мере удовлетворяют требованиям.

Существующая в настоящее время методология построения региональных показателей СНС, разработанная специалистами Росстата, не является незыблемой и устоявшейся. Идет постоянный процесс ее актуализации в соответствии с обновляемой и расширяемой информационной базой проводимых региональных расчетов. Постепенно расширяется число показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне, совершенствуется методология их расчетов.

Дальнейшее развитие методологических работ по совершенствованию региональных расчетов направлено на достижение все большей согласованности макроэкономических показателей федерального и регионального уровня, улучшение внутрирегиональной сбалансированности показателей производства и использования, совершенствование расчетов региональных показателей СНС в реальном исчислении и их динамики.

Наиболее важными задачами в области совершенствования региональных расчетов на данном этапе являются:

• разработка методологических подходов к оценке межрегиональных товарных потоков;

• разработка методологических подходов к расчету косвенно измеряемых услуг финансового посредничества на региональном уровне;

• совершенствование методологии построения баланса основного капитала (в текущих и среднегодовых ценах) в части согласования показателей федерального и регионального уровня;

• совершенствование методологии построения счета образования доходов на региональном уровне;

• совершенствование показателей динамики ВРП и его компонентов, формирование динамических рядов основных агрегатов СНС на региональном уровне.

Основной задачей территориальных органов статистики в области совершенствования расчетов региональных макроэкономических показателей является повышение их качества. Эта задача приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений в России и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Т.А. Прокофьева

Prokofjeva T.A. Social and economic functions of public health system. The author suggests a variant of a necessary and sufficient structure of functions realized by the system of public health services of the country and region.

Введение. Совершенствование государственного управления здравоохранением связано, прежде всего, с формированием теоретических представлений о необходимом и достаточном составе реализуемых им функций. Их выявление необходимо для определения роли названной отрасли в соци-

ально-экономической системе страны, субъекта РФ.

В решении поставленной задачи следует, на наш взгляд, учитывать ряд методологических посылок.

1. В составе и содержании функций, реализуемых здравоохранением, отражается

единство общего, присущего социальной сфере в целом, и особенного, как проявления своеобразия условий и результатов деятельности определенной отрасли.

2. Здравоохранение - подсистема социально-экономической системы страны и региона. Следовательно, его функционирование и развитие призвано обеспечить жизнедеятельность системы более высокого уровня. Вместе с тем, здравоохранение представляет собой особую подсистему, характеризуемую определенными условиями функционирования, совокупностью элементов и связями между ними. Эта специфика объективно проявляется в составе его функций, их содержании.

3. Здравоохранение находится в процессе рыночной трансформации, что неизбежно отражается в корректировке его функций. Необходимо также учитывать стратегические векторы развития экономики России, которые предопределяют изменения в составе и содержании функций названной отрасли. Иными словами, разработка системной версии искомых функций предполагает учет не только традиционного предназначения здравоохранения, но и появления новых составляющих его социально-экономической роли.

По нашему мнению, может быть предложен следующий вариант необходимого и достаточного состава функций, реализуемых системой здравоохранения страны и региона.

1. Воспроизводственная.

2. Удовлетворения спроса населения на медицинские услуги.

3. Регулирующая.

4. Обеспечения национальной безопасности.

5. Снижения асимметрии в возможностях разных категорий населения удовлетворять потребности в медицинских услугах.

6. Ресурсная.

7. Коммуникативная.

8. Хозяйственная.

9. Креативная.

10. Инновационная.

Рассмотрим содержание названных функций.

1. Воспроизводственная функция.

Здравоохранение воспроизводит определенные виды благ. Последние могут быть классифицированы по разным основаниям (по характеру предоставления, содержанию и пр.).

Так, например, следует различать: блага, заказчик которых отделен от непосредственного потребителя (бесплатные медицинские услуги) и финансируемые домохозяйствами (платная медицинская помощь); блага, способные давать экономический эффект (услуги, связанные с профилактикой заболеваний, снижающей риск потери временной нетрудоспособности и др.) и социальный эффект (формирование здорового образа жизни).

2. Удовлетворение спроса населения на медицинские услуги. Безусловно, в идеальном варианте осуществление этой функции призвано обеспечить достижение жителями страны, отдельного региона, муниципального образования оптимального по объему и структуре потребления названных услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения с использованием современных методов профилактики, диагностики и лечения.

Однако в нынешних условиях это нереально, если учесть, с одной стороны, ограниченные возможности государственного финансирования названной отрасли, наличие рынка медицинских услуг, реагирующего только на платежеспособный спрос населения, с другой - существующий в России значительный слой бедности.

В современных условиях наиболее значимы акценты, во-первых, на доступность качественных медицинских услуг, предоставляемых в рамках минимального социального стандарта любому жителю страны, во-вторых, на достижение устойчивого обеспечения населения региона высококачественными медицинскими услугами в достаточном количестве и необходимой структуре по приемлемым для основной массы домохозяйств ценам.

3. Регулирующая функция. Здравоохранение производит услуги определенного объема, структуры, качества и, поставляя их на рынок, участвует в регулировании параметров совокупного предложения.

Для осуществления своей деятельности, расширения ее масштабов и повышения качества ему необходимы инвестиционные, кадровые, информационные и иные виды ресурсов, получаемые, в том числе, на рынке. Приобретая их, здравоохранение участвует в регулировании параметров совокупного спроса.

4. Обеспечение национальной безопасности. Здоровье нации является необходимым условием устойчивого воспроизводства населения. Предоставление каждому человеку гарантированного права на здоровье на протяжении всей жизни - ключевой императив жизнедеятельности социального государства. Важным компонентом названной функции является содействие формированию здорового образа жизни, росту числа его приверженцев.

5. Снижение ассиметрии в возможностях разных категорий населения удовлетворять потребности в медицинских услугах. Актуализация значения этой функции обусловлена, во-первых, наличием достаточно заметного слоя лиц (значительного числа работников бюджетной сферы, пенсионеров, безработных и др.), имеющих достаточно ограниченный платежеспособный спрос, или в принципе не способных получить платную медицинскую помощь, как более качественную, во-вторых, существенной дифференциацией возможностей доступности и качества бесплатных медицинских услуг, потребляемых городскими и сельскими жителями.

6. Ресурсная. Ее суть - в восстановлении, поддержании и повышении работоспособности работников, занятых во всех отраслях народного хозяйства. В характеристике этой функции важное значение имеет сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения, снижение потерь, обусловленных болезнями, которые несут организации и домохозяйства, а также экономия средств, обусловленная их предотвращением.

7. Коммуникативная. Система здравоохранения призвана обеспечить информирование населения по широкому спектру значимых для него вопросов (появление новых лекарственных препаратов, новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней и др.), передачу новым поколениям медицинских работников традиций, знаний и навыков их продуктивного применения.

8. Хозяйственная. Субъекты хозяйствования в системе здравоохранения относятся, как к предпринимательскому, так и к некоммерческому секторам. В обоих случаях необходимым условием их жизнедеятельности

является возмещение затрат и формирование фонда накопления. Следует отметить, что осуществление названной функции организациями государственного и муниципального секторов невозможно только за счет их собственных усилий. Важную роль призвано сыграть финансирование из бюджетов разных уровней, обеспечивающее решение комплекса социально значимых задач, в том числе: внедрение новых технологий, развитие материально-технической базы, повышение уровня доходов медицинских работников.

9. Креативная функция. Здравоохранение располагает сетью научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, клиник и других специализированных медицинских учреждений, обеспечивающих проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок, связанных с разработкой новых лекарственных препаратов, методов профилактики, диагностики и лечения болезней).

10. Инновационная функция. Она связана с креативной, обеспечивая внедрение новшеств в процессы производства медицинских услуг. Ее реализация - сложный процесс взаимодействия науки и хозяйственной практики, в результате которой научное открытие доводится до процессов производства, находит отражение в предоставлении медицинских услуг иной структуры и повышенного качества (например, появление новых лекарственных препаратов, методов лечения и др.).

Заключение. Обоснованный нами состав функций здравоохранения, удовлетворяющий требованиям необходимости и достаточности, и их содержательная характеристика позволяют четко определить его место и роль в социально-экономической системе субъекта РФ.

Множественность этих функций детерминирует повышенную сложность названной отрасли, которая требует адекватных (по уровню разнообразия) форм и инструментов государственного управления процессами ее функционирования и развития.

Поступила в редакцию 15.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.