С учетом материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристско-рекреационной инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в России.
К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные Воды. Второй уровень охватывает часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ. Третий уровень включает Север, Горный Алтай, Горную Шорию, Байкал, Якутию, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатку.
Развитие практики создания ТРЗ требует безусловного проведения квалифицированной экспертизы по выявлению туристско-рекреационных ресурсов в рамках регионов и территорий России, без чего не может применяться механизм воздействия на эту практику со стороны органов государственной власти всех уровней, и прежде всего органов местного самоуправления.
Поскольку опыт создания и функционирования отечественных ТРЗ сегодня набирает силу, то дальнейшая практика позволит внести соответствующие коррективы как в механизм управления этими составляющими хозяйства туристско-рекреационной территории, так и в организацию всей системы обслуживания туристов и рекреантов, включая производство потребительских товаров и услуг.
Список литературы
1. Иванов В. М., Тарханов А. В. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
2. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Канд. экон. наук Л. В. Кох Ю. В. Ковалева
ОПЫТ СТРУКТУРИЗАЦИИ ДОХОДОВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (на примере Приморского края)
В статье предложена оценка показателей скрытой оплаты труда и смешанных доходов, которая может быть использована для анализа и прогнозирования социально-экономического развития Приморского края, обоснования управленческих решений.
Задача аналитических и прогнозных расчетов социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации состоит в оценке и согласо-
вании значений показателей, характеризующих результаты региональной экономической политики, с необходимыми объемами различных ресурсов.
С 1992 г. для более полного отражения экономических рыночных реформ, происходящих в России, началось внедрение системы национального счетоводства (СНС) на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики [1].
СНС - это система взаимосвязанных показателей и классификаций, используемая практически во всех странах мира с рыночной экономикой для описания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономического процесса. В современном мире система национального счетоводства представляет собой универсальный макроэкономический язык, на котором общаются экономисты и статистики, государственные деятели и чиновники, политики и социологи, финансисты и дипломаты.
СНС России включает счета образования доходов, распределения первичных доходов и вторичного распределения доходов для экономики в целом. Также в системе присутствуют счета доходов и расходов сектора домашних хозяйств, которые включают показатели, характеризующие уровень жизни населения страны.
Логическим продолжением СНС на региональном уровне является система региональных счетов (СРС). Составление национальных счетов на региональном уровне направлено на создание макроэкономической базы данных как инструмента для формирования региональной политики. Полная система счетов предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. Операции с другими регионами принимают форму внешних взаимосвязей в дополнение к операциям с остальными странами мира.
Опыт научных исследований и прогнозных разработок [2; 4; 5] на региональном уровне позволяет сформулировать минимальное требование к системе региональных счетов. Необходимое и логически полное описание процесса общественного воспроизводства предполагает использование в процессе аналитических и прогнозных расчетов, как минимум, трех счетов: счета производства валового регионального продукта, счета образования первичных доходов и счета использования ВРП. Дополнительные расчеты показателей баланса денежных доходов и расходов (БДДР) населения могут использоваться в некотором приближении как счет вторичного распределения ВРП.
Одно из ограничений применения региональных счетов для анализа и прогнозирования параметров региональной экономики связано с большой аг-регированностью их показателей и отсутствием информации о структуре агрегатов, что не позволяет анализировать многие важные аспекты счетов образования и использования региональных доходов.
Так, в соответствии с международным стандартом СНС 1993 г. сфера производства включает ненаблюдаемую экономику. По методологическим разработкам Росстата, к ненаблюдаемой экономике относятся:
- теневая (или скрытая) экономика - производство обычных товаров и услуг, разрешенных законом и выполняемых производителями, имеющими на
это право, но намеренно скрываемых от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование, соблюдения правовых норм и стандартов;
- неформальная экономика - производство рыночной продукции некорпоративными предприятиями сектора домашних хозяйств (включая предпринимательскую деятельность отдельных лиц), которые ни с юридической, ни с экономической точки зрения нельзя отделить от их владельцев (фермы и подсобные хозяйства, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.);
- незаконное производство - запрещенная законом и полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность: незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещено законом (наркотики, контрабанда, проституция и т. д.), а также деятельность по производству обычных товаров и услуг, в принципе разрешенная законом, но становящаяся незаконной, если она осуществляется производителями, не имеющими на это права (врачи без диплома и др.).
В Российской Федерации оценки теневой и неформальной экономики производятся Росстатом на регулярной основе с 1995 г. Суммарная поправка на различные виды теневой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четверти ВВП России.
В России оценка запрещенной законом деятельности не производится, как и в большинстве стран мира, не только из-за трудностей учета получения информации, но и по морально-этическим соображениям и из-за нежелания увеличивать за счет этой деятельности объем ВВП и другие макроэкономические показатели.
На региональном уровне теневая и неформальная деятельность учитывается так же, как и на национальном, с использованием одной и той же методологии и источников информации. Эти расчеты производятся территориальными статистическими организациями в ходе исчисления выпуска и добавленной стоимости по видам экономической деятельности. На последующих этапах рассмотрения ВРП субъектов России центральные статистические органы проводят их согласование с данными на национальном уровне, и после корректировки, если это необходимо, полученные результаты включаются в счета производства для регионов в неявном виде.
Можно только предполагать, что субъекты Федерации сильно различаются по теневой части в составе произведенного ВРП. Это зависит от специализации регионального производства, уровня развития малого бизнеса и других региональных особенностей.
Не следует забывать и об остальных стадиях воспроизводственного процесса. На стадиях образования доходов, первичного распределения, перераспределения, конечного потребления формируются скрытая оплата труда, скрытая прибыль, неуплаченные налоги [2].
На федеральном уровне в счете образования доходов СНС скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым путем условно как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств,
включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами, что предполагает построение всех счетов сектора «Домашние хозяйства», включая финансовый. Расчеты по определению скрытой оплаты труда производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и регионам [3]. Удельный вес скрытой оплаты труда в Российской Федерации в общем объеме оплаты труда наемных работников колеблется в пределах 24-27,5% (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Показатели счета образования доходов Российской Федерации* (в млрд. руб.)
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Оплата труда наемных работников 2937 3848 5065 6231 7758 9343
В том числе скрытая оплата труда 810 994 1249 1496 1986 2547
Доля скрытой оплаты труда, % 27,5 25,8 24,4 24,0 25,6 27,3
* Источник: [3].
Региональные расчеты оплаты труда наемных работников в счете образования доходов не предполагают расчет и отражение скрытой оплаты труда. Так как счета сектора «Домашние хозяйства» на региональном уровне также не разрабатываются, то скрытая оплата труда может содержаться в результирующем показателе счета образования доходов «Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы».
Недоучет показателей оплаты труда приводит к разбалансировке счетов образования доходов и их использования и накладывает ограничения на структурную оценку уровня и качества жизни жителей регионов России.
Попытаемся структуризировать показатели оплаты труда в рамках счета образования доходов на примере Приморского края. Этот счет может быть составлен в целом по экономике, по отраслям и секторам. Однако в настоящее время на региональном уровне счет образования доходов разрабатывается лишь для экономики в целом без разбивки по отраслям.
Структура официально разрабатываемого Росстатом счета образования доходов с данными по Приморскому краю приведена в табл. 2.
В СНС балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль экономики. Валовая прибыль представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль, полученную от производства, до учета выплаты или получения доходов от собственности.
Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, балансирующая статья счета образования доходов содержит элемент
вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом, который должен корреспондироваться с валовой добавленной стоимостью сектора домохозяйств в счете производства. Однако при отсутствии разработок в СРС по счетам домохозяйств мы не можем сделать никаких аналитических выводов.
Т а б л и ц а 2
Счет образования доходов Приморского края* (в млн. руб.)
Показатель 2002 2003 2004
1. Валовой региональный продукт 100787,7 124938,6 147233,7
2. Оплата труда наемных работников 49241,3 62964,1 74024,9
3. Чистые налоги на производство 5572,7 7397,7 8926,9
В том числе:
чистые налоги на продукты 3955,4 5604,9 5518,4
другие чистые налоги на производство 1617,3 1792,8 3408,6
4. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (1 - 2 - 3) 45973,7 54576,8 64281,9
* Источник: [3].
Таким образом, региональный счет образования доходов в публичных разработках официальной государственной статистики имеет очень ограниченные возможности практического использования в процессе регионального экономического анализа и прогнозирования.
Чтобы использовать счет образования доходов в качестве полноценного члена цепочки анализа и прогнозирования общественного воспроизводственного процесса, необходима дополнительная структуризация элементов счета. Во-первых, требуется оценить на стадии образования доходов элементы, относящиеся к скрытой и неформальной экономической деятельности, и, во-вторых, на их основе уточнить показатель балансовой прибыли. Результаты наших оценок приведены в табл. 3.
Для оценки доходов, связанных со скрытой и неформальной экономической деятельностью, использована методика, которая была предложена и апробирована в работах А. В. Суворова и С. В. Чистякова [4; 5].
Рассчитанные доходы отражены в табл. 3 в строке «Доходы самостоятельно занятых и скрытая оплата труда». Численно они приравнены к сумме доходов от предпринимательской деятельности и других доходов, взятых из баланса денежных доходов и расходов населения. При этом доходы также включают легальные доходы, полученные индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
Т а б л и ц а 3
Счет образования доходов Приморского края с оценками показателей по скрытой и неформальной деятельности* (в млн. руб.)
Показатель 2002 2003 2004
1. Валовой региональный продукт 100787,7 124938,6 147233,7
2. Оплата труда наемных работников 49241,3 62964,1 74024,9
3. Доходы самостоятельно занятых и скрытая оплата труда 12554,5 19152,1 29298,7
В том числе: доходы от предпринимательской деятельности 11237,3 13183,5 16353,2
другие доходы 1317,2 5968,6 12945,5
4. Чистые налоги на производство 5572,7 7397,7 8926,9
5. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (1 - 2 - 3 - 4) 33419,2 35424,7 34983,2
* Источник: [3].
В БДРР общий объем денежных доходов населения определяется как сумма всех расходов с учетом изменения рублевой наличности на руках у населения. При определении структуры доходов в их составе оказывается остаток, называемый другими доходами. Понятно, что величина остатка (других доходов) на региональном уровне зависит от того, в каких объемах нерезиденты тратят средства на территории края. Это важный момент анализа структуры денежных доходов населения Приморского края, так как только за период 2002-2005 гг. доля других доходов в общей сумме доходов выросла в 10 раз и составила 21,6% (при 25,3% по России). Значительный рост этой доли доходов на территории Приморского края с 2002 г. свидетельствует как об увеличении оборота нелегальных операций, сопровождаемых потоком неофициальных доходов, так и об увеличении межрегионального финансового притока денежных доходов.
Таким образом, к сожалению, экономический рост последних лет не сопровождается сокращением теневой экономики и скрытых доходов.
В целом представленный опыт по структуризации регионального счета образования доходов подтверждает необходимость дальнейшего исследования структуры и динамики показателей СРС и обоснованность использования системы региональных счетов как основы анализа и прогнозирования экономического развития субъектов Российской Федерации.
Глазков О. В. и др. Целевое управление инвестиционными процессами 61
Список литературы
1. Гранберг А. Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации // Вопросы статистики. 2003. № 2.
2. Елисеева И. И. Теневая экономика в хозяйстве страны: вопросы методологии и измерения // Экономика и управление. 2007. № 1.
3. Национальные счета России в 1998-2005 годах: Статистический сборник / Росстат. М., 2006.
4. Суворов А. В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5.
5. Суворов А. В., Чистякова С. В. Опыт построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере г. Москвы) // Проблемы прогнозирования. 2006. № 5.
Канд. техн. наук О. В. Глазков канд. экон. наук Н. А. Шибаева
ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ
Обосновываются необходимость и преимущество применения методов программно-целевого управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов. Представлен авторский алгоритм регионального целевого управления инвестиционными процессами. Подробно рассматривается организационная структура реализации комплексных целевых инвестиционных программ.
Существующее распределение инвестиционных ресурсов в Российской Федерации между отраслями и регионами не только определяет сырьевую направленность экономики, но и обусловливает значительную дифференциацию темпов роста валового регионального продукта (ВРП) и инвестиционной активности различных территорий. В этом же направлении действует другой двигатель инвестиционной активности - инвестиционный спрос, который связан с ростом располагаемых денежных доходов. В результате в России сформировалась межрегиональная дифференциация темпов экономического развития, причем список регионов-лидеров по инвестиционной активности ежегодно меняется.
Между тем действующая федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» призвана решать такие задачи, как «уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза» [3].