Научная статья на тему 'Опыт построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере г. Москвы)'

Опыт построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов Анатолий Владимирович, Чистякова Светлана Владимировна

В статье рассмотрен опыт построения системы счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта Москвы. Важным элементом исследования являлся расчет ряда показателей, не разрабатываемых в настоящее время статистическими органами: валовой добавленной стоимости сектора домашних хозяйств, скрытой оплаты труда и смешанных доходов, ввоза и вывоза продукции в составе использованного ВРП Москвы. Результаты, полученные в ходе этого исследования, были использованы при построении математического инструментария прогнозирования показателей доходной и расходной частей бюджета Москвы в зависимости от перспективной динамики макроструктурных показателей народнохозяйственного комплекса города. В связи с этим работа строилась по следующим направлениям: анализ задач прогнозирования региональной экономики и необходимой для этого системы макроэкономических показателей и балансов; анализ методологии разработки показателей производства, распределения и использования валового регионального продукта, применяемая Росстатом и территориальными статистическими органами; построение консолидированных счетов ВРП Москвы за 2000-2003 гг. с необходимыми дополнениями и корректировками официальных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суворов Анатолий Владимирович, Чистякова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере г. Москвы)»

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Суворов, С.В. Чистякова

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СЧЕТОВ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

В статье рассмотрен опыт построения системы счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта Москвы. Важным элементом исследования являлся расчет ряда показателей, не разрабатываемых в настоящее время статистическими органами: валовой добавленной стоимости сектора домашних хозяйств, скрытой оплаты труда и смешанных доходов, ввоза и вывоза продукции в составе использованного ВРПМосквы.

Результаты, полученные в ходе этого исследования, были использованы при построении математического инструментария прогнозирования показателей доходной и расходной частей бюджета Москвы в зависимости от перспективной динамики макроструктурных показателей народнохозяйственного комплекса города.

В связи с этим работа строилась по следующим направлениям: анализ задач

прогнозирования региональной экономики и необходимой для этого системы макроэкономических показателей и балансов; анализ методологии разработки показателей производства, распределения и использования валового регионального продукта, применяемая Росстатом и территориальными статистическими органами; построение консолидированных счетов ВРП Москвы за 2000-2003 гг. с необходимыми дополнениями и корректировками официальных данных.

Система макроэкономических показателей, необходимая для прогнозирования региональной экономики. В общем виде задача прогнозных расчетов состоит в согласовании значений показателей, характеризующих результаты социально-экономической политики, с необходимыми объемами различных ресурсов (см. [1]). И целевые, и ресурсные показатели являются взаимозависимыми. Связи между ними носят либо балансовый характер (простейший пример - объемы валового накопления и непроизводственного потребления в регионе в данном году), либо функциональный (например, потребление топлива в какой-либо отрасли зависит от объема производства). Кроме того, взаимосвязи обоих типов могут иметь место как в статике, так и в динамике. Наконец, в зависимости от конкретных обстоятельств один и тот же индикатор может отражать как цель, так и средство (ресурс) для реализации цели.

Обобщение опыта регионального прогнозирования, отраженного, в частности, в работах [1, 2], позволяет сформулировать следующие элементарные требования к системе используемых макроэкономических показателей.

Минимально необходимое и одновременно логически полное описание процесса общественного воспроизводства предполагает использование в процессе прогнозных расчетов трех таблиц - счета производства валового регионального продукта (ВРП), счета образования первичных доходов и счета использования ВРП. Построение их на перспективу должно опосредоваться расчетом баланса денежных доходов и расходов населения (БДДР) и консолидированного бюджета субъекта Федерации и внебюджетных фондов. Построение БДДР и бюджета региона заменяет (хотя и не в полной мере и не в точном соответствии с абстрактной схемой процесса воспроизводства) счет вторичного распределения ВРП. Необходимость увязки счетов ВРП с параметрами бюджета региона очевидна, если речь идет о создании систем расчетов, предназначенных для практического использования их региональными администрациями. Построение БДДР также необходимо в связи с тем, что динамика денежных доходов и их компонент выступает важнейшим обобщенным индикатором результатов экономического развития.

На стадии производства ВРП необходимо выделить как минимум сектор предприятий, сектор домашних хозяйств и сектор услуг, финансируемых за счет региональных (бюджета и внебюджетных фондов) и федеральных средств. Соответственно на стадии использования ВРП необходимо выделить в числе источников финансирования средства населения, государственные средства федерального и регионального уровней, средства предприятий и организаций.

Обозримость и компактность системы расчетов должна сочетаться с возможностью расширения номенклатуры показателей. Во-первых, это необходимо для отражения конкретных аспектов функционирования экономики данного региона. Во-вторых, это связано с различными функциями макроэкономических расчетов на разных стадиях разработки бюджета или программы экономического развития региона. С одной стороны, макроэкономические прогнозные расчеты составляют основу детальных проектировок, призванных отобразить конкретные особенности функционирования экономики региона, формирования доходной и расходной частей его бюджета и т. д. Такие расчеты выполняют «задающую» функцию, т. е. определяют общие рамки функционирования экономики в перспективе, исходя из минимального числа экзогенно задаваемых параметров и гипотез. С другой - макроэкономические расчеты призваны интегрировать результаты детальных проектировок с целью представления в агрегированной, компактной форме итоги экономического развития (так называемая сводная функция). В этом случае система расчетов должна (может) иметь значительное количество переменных и параметров, задаваемых извне.

Методология разработки показателей производства, распределения и использования ВРП, применяемая Росстатом и территориальными статистическими органами. Полная система счетов ВРП предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система (см. [3]). Операции с другими регионами принимают форму «внешнеэкономических» взаимосвязей (отличаемых, однако, от операций с остальными странами мира).

Система национальных счетов (СНС) в России вначале была внедрена на федеральном уровне, а расчеты региональных показателей, совместимых с СНС федерального уровня, стали осуществляться с 1996 г.

В силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, система региональных национальных счетов в полном объеме в настоящее время не может быть реализована.

Согласно методологии Росстата, в каждом регионе выделяется несколько различных типов институциональных единиц:

- региональные единицы, центр экономического интереса которых расположен в том же регионе, где осуществляется их основная деятельность;

- межрегиональные единицы, центр экономического интереса которых охватывает несколько регионов, но не страну в целом;

- единицы, относящиеся к числу национальных, центр экономического интереса которых сосредоточен не в конкретной географической части страны, даже включающей несколько регионов.

В этом контексте региональные институциональные единицы считаются региональными резидентами. При распределении операций межрегиональных единиц между различными регионами необходимо оценить фактические потоки между формированиями каждой единицы, расположенными в различных регионах. Однако некоторая часть операций межрегиональных единиц не поддается такому распределению.

Это означает, что межрегиональные институциональные единицы по определению не могут быть непосредственно разбиты на ряд региональных институциональных единиц.

При определении места операций национальных институциональных единиц возникают более сложные проблемы. Конечно, часть операций, осуществляемых ими, может быть непосредственно учтена в тех или иных регионах. Однако многие операции невозможно полностью распределить между регионами. Например, возможны ситуации, когда проценты по государственному долгу, подлежащие оплате центральным правительством, никак не связаны с каким-то географическим регионом (даже в тех случаях, когда местоположение других институциональных единиц, которые получают эти проценты, можно определить при выплате последних). То же можно отнести к подлежащим выплате процентам по долгу национальных корпораций, услугам внешней торговли, величине налогов на экспорт и на импорт и т. п.

Поэтому в мировой практике составления региональных счетов вопрос о распределении между регионами всех операций межрегиональных и национальных институциональных единиц решается двумя основными методами:

- в соответствии с примерными правилами (с использованием косвенных показателей, аналогов, сложившихся соотношений различных близких по экономическому смыслу показателей), как это делается, например, в Германии;

- введением в дополнение к региональному распределению показателей производства, распределения и использования продукции данных «национального» сектора, которые не разнесены по регионам. В этот национальный сектор могут входить заведения, расположенные в отдельных регионах.

Перечисленные проблемы концептуального характера дают частичный ответ на вопрос, почему ни одна страна не составляет системы счетов в полном объеме для каждого региона. В большинстве случаев региональные счета ограничены учетом производственной деятельности по отраслям и более полными счетами институциональных секторов, включающих такие региональные единицы, как домашние хозяйства и местные органы управления.

В настоящее время Росстат и его территориальные органы проводят на региональном уровне расчеты ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Эти показатели не повторяют показателей национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними, что позволяет проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития российской макроэкономической статистики и международными стандартами. Система показателей на основе СНС, характеризующих основные макроэкономические процессы в регионе, включает:

- ВРП, отражающий процесс производства товаров и услуг в соответствии с общими методологическими подходами СНС;

- фактическое конечное потребление домашних хозяйств, т. е. конечное использование товаров и услуг на территории региона. Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также нерыночные индивидуальные услуги (здравоохранения, образования, культуры и др.) за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемых домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен для изучения уровня благосостояния населения региона. Сопоставление показателей ВРП и фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения по различным регионам позволяет получить сравнительную характеристику состояния экономики региона;

- валовое накопление, отражающее возникающие в процессе производства изменения нефинансовых активов (основного капитала, запасов материальных оборотных средств, ценностей);

- счет образования доходов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы), отражающие выплату и получение первичных доходов институциональными

единицами-резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг (корпорациями, учреждениями и организациями, а также домашними хозяйствами, являющимися собственниками некорпорированных предприятий).

Перечисленные показатели являются важными индикаторами социальноэкономического развития региона. Вместе с тем региональная экономика - это экономика открытого типа, т. е. значительная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами. Этот обмен невозможно зарегистрировать в полном объеме, поэтому Росстату вплоть до настоящего времени не удается достигнуть удовлетворительной сбалансированности показателей производства и использования на региональном уровне. Соответственно именно показатель произведенного ВРП остается основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.

Показатель ВРП по экономическому содержанию аналогичен показателю ВВП, рассчитанному производственным методом на федеральном уровне. Методология расчета ВРП в основном совпадает с положениями расчета «Валового внутреннего продукта» на федеральном уровне: ВРП определяется как сумма стоимостей, добавленных в результате обработки (валовых добавленных стоимостей - ВДС) предметов труда при производстве продукции и услуг в отдельном регионе. В рыночных ценах он равен сумме ВДС отраслей, созданных за отчетный период резидентами-экономическими единицами, и рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты. В данном случае речь идет о единицах-резидентах региональной экономики.

Методология расчета этого показателя по большинству отраслей на региональном и федеральном уровнях одинаковы. Однако есть существенная разница между расчетом ВВ11 на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональном уровне. Она состоит в том, что ряд компонентов ВВП России определяется лишь на федеральном уровне, централизованно и не распределяется по отдельным регионам России, а значит, не включается в показатели ВРП. Это относится, прежде всего, к величине добавленной стоимости:

- нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (услуг обороны, государственного управления);

- других нерыночных услуг, финансируемых за счет федерального бюджета, информация по которым отсутствует на федеральном уровне;

- услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;

- услуг внешней торговли, объем которых во многих случаях можно рассчитать только на федеральном уровне.

Кроме того, в объем ВРП не включается величина налогов на экспорт и на импорт, так как их общий размер практически невозможно полностью точно распределить между отдельными регионами из-за специфики учета этих налогов.

Результаты построения консолидированных счетов ВРП г. Москвы за 2000-2003 гг. Счет производства. В счете производства (табл. 1) балансируются в разрезе отдельных отраслей показатели валового выпуска и его разделение на промежуточное потребление и ВДС.

Таблица 1

Счет производства для Москвы*, млн. руб.

№ п/п Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Валовой выпуск Промежуточ ное потребление ВДС Валовой выпуск Промежуточ ное потребление ВДС Валовой выпуск Промежуточ ное потребление ВДС Валовой выпуск Промежуточ ное потребление ВДС

1 Товары 421720 239576 182144 555120 313925 241195 689178 400268 288910 856371 498056 358315

Промышленность 272385 165124 107261 364288 219998 144290 450354 289635 160719 534886 343854 191032

домохозяйства 12030 7676 4354 16737 11243 5495 18788 12634 6154 22261 14969 7292

Строительство 123493 62330 61163 150993 76396 74597 180731 86574 94157 253648 122345 131303

домохозяйства 7646 2896 4750 7878 3963 3916 10700 5218 5482 14885 7259 7626

Прочие отрасли по производству товаров 25843 12121 13722 39838 17531 22307 58093 24059 34033 67837 31856 35980

2 Рыночные услуги 1394242 455297 938945 1656110 574400 1081710 2128865 721157 1407708 2681154 961812 1719342

Транспорт 73342 44827 28515 84064 51963 32101 96685 59914 123597 76176 47421

домохозяйства 4081 2261 1820 2588 4078

Связь 75033 31589 43444 97553 44573 134584 63655 70929 162378 76155 86223

Торговля и коммерческая деятельность по

производству товаров и услуг 992242 290461 701781 1140365 359727 780638 1452197 444647 1007550 1789934 611680 1178254

домохозяйства 84066 15132 68934 105834 19050 86784 124716 22449 102267 140972 25375 115597

Жилищно-коммунальное хозяйство

(рыночные услуги) 49933 22247 27686 57298 32065 25233 68670 35843 32827 82813 40798 42015

домохозяйства 3603 546 3057 4806 692 4114 6494 1086 5408 8686 1452 7234

Страхование 22885 4860 18025 51038 5012 46027 97233 12286 84947 144985 17546 127439

Наука и научное обслуживание 52857 26805 26052 64727 33450 31277 71388 37694 33694 94585 46100 48485

Прочие рыночные услуги 127950 34509 93441 161065 47609 166435 208108 67117 177761 282861 93357 189504

домохозяйства 12096 2755 9340 15382 3504 11878 17587 4006 13581 27145 6184 20962

3 Нерыночные услуги 94506 56563 37943 157225 109948 47278 214099 143241 70858 252924 159406 93518

образование 18262 7707 10555 24118 10861 13257 36679 15706 20972 44882 18968 25914

культура и искусство 7074 5475 1599 7817 6035 1782 8745 5750 2995 12066 8026 4040

здравоохранение, физическая культура и

социальное обеспечение 30095 22135 7959 37253 26588 10665 48833 31663 17170 56564 35790 20774

жилищно-коммунальное хозяйство 2935 306 2629 522 462 61 806 730 76 1140 1075 65

наука, управление и пр. 36140 20941 15200 87515 66002 21513 119036 89391 29646 138271 95547 42725

4 Всего ВДС (1 + 2 + 3) 1910468 751436 1159032 2368455 998272 1370183 3032142 1264665 1767477 3790449 1619274 2171175

5 Налоги на продукты 172333 - 172333 205195 - 205195 237647 - 237647 304324 - 304323,8

6 Субсидии на продукты 22466 - 22466 24199 - 24199 29475 - 29475 34073 - 34072,59

7 Чистые налоги на продукты (5 - 6) 149867 - 149867 180996 - 180996 208172 - 208172 270251 - 270251

8 ВРП, всего (4 + 7) - - 1308899 - - 1551179 - - 1975649 - - 2441426

* Общие объемы валовых выпусков и ВДС отраслей составлены непосредственно по данным Росстата [4], Минфина России [5] и Мосгорстата.

При этом в экономике Москвы, как и в российской экономике в целом, основная часть выпуска и ВДС приходится на рыночные товары и услуги, т. е. реализуемые по экономически значимым ценам. Главным отличием структуры экономики Москвы от России в целом и от всех остальных регионов является огромный удельный вес отрасли «торговля и общая коммерческая деятельность» -на ее долю в 2002 г. приходилось 57,5% всей созданной в экономике города ВДС.

Еще один существенный момент, на который следует обратить внимание -величина валового выпуска и ВДС транспорта. Последняя в составе ВРП полностью распределена между регионами, т. е. по данной отрасли упоминавшийся выше «национальный сектор» отсутствует. В то же время по данным формы 5-з, охватывающей лишь крупные и средние предприятия, объем выпуска транспорта по Москве выше соответствующего показателя в счете производства почти в 3 раза. Этому корреспондирует и балансовая прибыль транспорта по Москве, которая составляет примерно 70% ВДС и является следствием того, что при составлении региональных счетов производства происходит перераспределение выпуска межрегиональных видов транспорта. Таким образом, в данном случае имеется несоответствие между налоговой базой города и макроэкономическими показателями функционирования его экономики.

Нерыночные услуги - это, во-первых, услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций, предоставляемые домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание); во-вторых, так называемые коллективные услуги, представляющие собой в данном случае услуги государственного управления, правоохранительной деятельности и т. п.

Валовой выпуск и ВДС в отраслях, производящих рыночные товары и услуги, оценены в счете производства в так называемых основных ценах, соответствующих отпускным ценам производителей продукции (если отвлечься от некоторых методических деталей). Выпуск и ВДС по нерыночным услугам оцениваются по затратам на их оказание (расходы федерального и городского бюджета, расходы внебюджетных фондов и т. п.) с учетом дополнительно исчисленной величины потребления основного капитала (аналог амортизации). Для исчисления ВРП в рыночных ценах, т. е. в ценах, по которым его компоненты реализуются конечным потребителям, к ВДС в основных ценах прибавляется сальдо налогов и субсидий на продукты. В 2003 г. к налогам на продукты, учитывавшимся при исчислении ВРП, отнесены: НДС, акцизы, налог с продаж. Как отмечалось, при расчетах ВРП не учитывается продукция внешней торговли. Соответственно налоги на экспорт и импорт, учитываемые при расчете ВВП в рыночных ценах на федеральном уровне, при оценке ВРП также не учитываются. Через Москву проходит большой объем внешнеторговых потоков, порождающих налоговые доходы. Последние целиком поступают в федеральный бюджет, однако с точки зрения оценки общего налогового потенциала региона и взаимоотношений федерального и городского бюджетов это обстоятельство важно иметь в виду.

Соответственно субсидии на продукты представляют собой возмещение предприятиям за счет средств госбюджета постоянных убытков, связанных с тем, что цена реализации продукции ниже издержек производства. Согласно данным табл. 1 удельный вес чистых налогов на продукты в 2000-2003 гг. был весьма высок и составлял 13-11% совокупной ВДС Москвы.

При построении счета производства, исходя из конечной цели данной работы, выделен сектор домохозяйств. Под экономической деятельностью домохозяйств, связанной с производством ВВП (ВРП), имеются в виду (применительно к Москве): индивидуальная торговля, различные услуги, оказываемые физическими лицами (бытовые, медицинские, образовательные, строительно-ремонтные и т. п.), производство отдельных видов промышленной продукции физическими лицами.

Опыт построения системы счетов ВРП для прогнозирования экономики региона В подавляющей своей части они представляют собой скрытую и неформальную экономическую деятельность, объем которой оценивается косвенным образом.

С одной стороны, Мосгорстат рассчитывает показатели счета производства с учетом скрытой и неформальной экономической деятельности. С другой -результаты консультаций со специалистами Мосгорстата показали, что разработка сводной статистики, позволяющей построить показатели выпуска и добавленной стоимости в разрезе институциональных секторов (как это делается Росстатом), в Мосгорстате не проводится.

В связи с этим расчеты необходимых показателей произведены на основе официальных данных Мосгорстата и Росстата. Последние включали в себя: отраслевые показатели выпуска и добавленной стоимости в разрезе секторов за 2000-2002 гг. по России в целом, таблицы «затраты-выпуск» за 2000-2002 гг. по России в целом, а также балансы денежных доходов и расходов населения по России в целом и всем субъектам Федерации за 2000-2003 гг.

В частности, ВДС домашних хозяйств по отрасли «торговля» как наиболее значимый элемент для экономики Москвы определялась следующим образом. На основании данных по России в целом исчислялась доходность индивидуальной торговли как отношение ВДС домохозяйств к объему оборота индивидуальной торговли. Эта среднероссийская норма доходности применялась к индивидуальной торговле в Москве, затем находилась величина ВДС торговли в секторе домохозяйств города. Альтернативный расчет ее осуществлялся на основе соотношения ВДС домохозяйств в торговле и доходов от предпринимательской деятельности, полученных в сфере торговли для России в целом, умножавшегося на величину доходов от предпринимательской деятельности в торговле по Москве (данные о предпринимательских доходах содержатся в балансах денежных доходов и расходов населения). Окончательная величина ВДС домохозяйств в торговле получена усреднением этих двух значений.

Показатели таблиц «затраты - выпуск» использовались для исчисления ВДС домохозяйств по промышленности. С их помощью исчислялись нормы ВДС домохозяйств для отдельных отраслей промышленности, которые затем использовались для расчета ВДС домохозяйств по отраслям промышленности в Москве. Такой метод расчета диктуется различиями отраслевой структуры промышленности в России в целом и в Москве.

Счет образования доходов. Как и счет производства, счет образования доходов может быть составлен в целом по экономике, по отраслям и секторам. Однако в настоящее время на региональном уровне счет образования доходов разрабатывается лишь для экономики региона в целом, без разбивки по отраслям. Структура официально разрабатываемого счета образования доходов приведена в табл. 2.

В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участникам производства.

В ресурсной части счета записывается величина ВДС, которая переносится из счета производства. В использовании отражаются следующие расходы производителей из добавленной стоимости: оплата труда наемных работников, занятых в процессе производства; сальдо налогов и субсидий на производство.

Оплата труда наемных работников состоит из двух основных компонентов: заработной платы и взносов работодателей в фонды социального страхования, складывающихся из фактических и условно исчисленных взносов.

Таблица 2

Элементы счета образования доходов, официально разрабатываемые Росстатом и Мосгорстатом, млн. руб.

№ п/п Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г.

1 ВРП в основных ценах (ВДС) 1551178,9 1975648,6 2441425,8

2 Оплата труда наемных работников 313978,4 440935,8 1975648,6

3 Чистые налоги на производство (5 - 4) 48115,9 58605,8 31098,8

4 налоги на производство 51199,0 60802,4 33087,1

5 субсидии на производство 3083,1 2196,0 1988,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (1 - 2 - 3) 1008088,5 1267935,2 1546511,8

Фактические взносы вносятся работодателями в государственные или негосударственные фонды социального страхования, чтобы обеспечить своим наемным работникам право на получение социальных пособий в случае наступления определенных событий или при наличии определенных условий, которые могут неблагоприятно повлиять на доходы или благосостояние работников - болезнь, несчастные случаи, безработица, уход на пенсию и т. д. Условно исчисленные взносы на социальное страхование - различные социальные пособия, выплачиваемые непосредственно работодателем без участия фондов социального страхования (они засчитываются в ряде случаев как взносы во внебюджетные фонды).

Как следует из отчетных данных, фонд оплаты труда наемных работников, используемый при расчетах структуры ВРП Москвы по доходам, примерно на 10% ниже величины, фигурирующей в балансе денежных доходов и расходов населения. Это обусловлено тем, что статистика оплаты труда охватывает полный круг предприятий и организаций, расположенных на территории города, в то время как в расчеты ВРП, как отмечено выше, не включается ряд услуг, финансируемых из федерального бюджета.

Налоги на производство представляют собой налоговые платежи, включаемые в себестоимость продукции. Субсидии на производство для Москвы представлены в основном субсидиями на поддержку малого бизнеса и предпринимательства.

Балансирующей статьей счета образования доходов являются прибыль (оперативная разница) или смешанные доходы, которые также показываются на стороне использования. Прибыль (оперативная разница) представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья определяет прибыль (или убыток), полученную от производства. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, балансирующая статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае балансирующая статья называется смешанным доходом, корреспондирующим с величиной ВДС сектора домохозяйств в счете производства.

Из сказанного ясно, что счет образования доходов том виде, в котором он разрабатывается Росстатом и Мосгорстатом, имеет ограниченную практическую ценность для прогнозных расчетов. Чтобы использовать его в качестве инструмента прогнозных расчетов доходной части бюджета региона и определения его доходного потенциала в целом, необходима дополнительная структуризация итогового элемента счета - прибыли и смешанных доходов с тем, чтобы, во-первых, вычленить на стадии образования доходов элементы, относящиеся к скрытой и неформальной экономической деятельности, во-вторых, на их основе определить показатели балансовой прибыли, являющейся базой для начисления налога на прибыль. Результаты расчетов этих показателей приведены в табл. 3.

Доходы, связанные со скрытой и неформальной экономической деятельностью, отражены в позиции «доходы самостоятельно занятых и скрытая оплата труда», при этом последние включают также легальные доходы, полученные

индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Численно они приравнены к сумме доходов от предпринимательской деятельности и так называемых других доходов, взятых из баланса денежных доходов и расходов населения.

Таблица 3

Счет образования доходов для Москвы с оценками показателей, не рассчитываемых официальной статистикой, млн. руб.

№ п/п Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

1 ВРП в основных ценах 1159032 1370183 1767477 2171175

2 Оплата труда наемных работников (3 + 4) 223651 313860 437348,8 616855

3 заработная плата (официальная) 161633 238175 333136 480884

4 отчисления на социальное страхование 62018 75685 104213 135971

5 Доходы самостоятельно занятых и

скрытая оплата труда 423707 558953 712291 805135

6 Чистые налоги на производство (7 - 8) 35000 48115,9 58605,8 31098,8

7 налоги на производство - 51199 60802,4 33087,1

8 субсидии на производство - 3083,1 2196,6 1988,3

9 Валовая прибыль (1 - 2 - 3 - 6) 476673 449254 559231 718086

10 Потребление основного капитала в

нерыночных услугах 2945 2846 3431 4546

11 Начисленная амортизация 39898 45290 57720 74496

12 Чистая прибыль (9 - 10 - 11) Справочно: 433830 401119 498080 639044

13 Прибыль балансовая сальдированная 320478 383516 422669 730794

14 Убытки 27374 25106 34066 51072

15 Прибыль балансовая полученная (13 + 14) 347852 408622 456735 781866

16 Невязка(12 - 13) 113352 17603 75411 -91750

% к ВРП 9,8 1,3 4,3 -4,2

Как отмечалось выше, показатель доходов от предпринимательской деятельности в принципе корреспондирует с ВДС домохозяйств в счете производства. Однако поскольку в балансе денежных доходов и расходов доходы от оказания услуг в составе предпринимательских доходов учитываются на валовой основе, точного соответствия здесь нет. Вместе с тем основным элементом доходов от предпринимательской деятельности в Москве являются доходы от торговли, которые в балансе доходов и расходов учтены как торговое наложение, т. е. практически как ВДС. Поэтому, учитывая условность ретроспективного определения показателей ВДС домохозяйств в счете производства, целесообразно использовать в счете образования доходов показатели, взятые из баланса денежных доходов и расходов, так как методика их расчетов апробирована. В перспективных же проектировках увязка счетов производства и образования доходов по этой позиции возможна с помощью поправочного коэффициента.

Так называемые другие доходы в балансе денежных доходов и расходов населения на уровне российской экономики в целом представляют собой составную часть скрытой оплаты труда (в определении Росстата). Поскольку общий объем денежных доходов населения определяется как сумма всех расходов с учетом изменения рублевой наличности на руках у населения, то при определении структуры доходов в их составе оказывается нерасшифрованный остаток, или «другие доходы». Общая сумма скрытой оплаты труда на федеральном уровне определяется в данном балансе как сумма других доходов и доходов от продажи валюты. Такой подход представляется достаточно сомнительным: эти доходы возникают, по-видимому, в результате не столько нелегального получения заработной платы в иностранной валюте, сколько в переводе населением части своих рублевых доходов в наличную валюту, используемых в качестве сбережений, а затем, по мере необходимости

реконвертации их в рубли. Следует также отметить, что в СНС показатель скрытой оплаты труда имеет некоторые методические особенности, в результате эти два одноименных показателя в СНС и в балансе денежных доходов и расходов не совпадают по величине.

Еще раз отметим, что показатели скрытой оплаты труда рассчитываются лишь на федеральном уровне. На региональном уровне включение в состав скрытой оплаты труда доходов от продажи валюты заведомо неправомерно вследствие специфической географии оборота валюты внутри России (например, 50% приобретения валюты приходится на Москву, Московскую область и С.-Петербург). Что касается «других доходов», получаемых как остаток, то их величина на региональном уровне естественным образом зависит от того, в какой мере «нерезиденты» тратят средства на данной территории. Это принципиально важно для Москвы, на территории которой объем таких расходов очень велик и в части товаров и услуг, и в части валюты. Как показывают отчетные данные, доля «других доходов» в Москве в анализируемом периоде была существенно выше, чем в среднем по России, как в общей сумме доходов, так и относительно официальной оплаты труда (табл. 4).

Таблица 4

Доля нерасшифрованных денежных доходов в Москве и России

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Москва

Официальная оплата труда, млрд. руб. 260,9 364,9 526,7

Другие доходы

млрд. руб. 505,1 641,1 844,4

% 32,8 35,2 28,9

Россия

Официальная оплата труда, млрд. руб. 2048,2 2793,7 3509,8

Другие доходы

млрд. руб. 1140,9 1439,7 1668,6

% 21,5 21,2 18,8

Это не противоречит тому очевидному факту, что именно в Москве осуществляется значительная часть всевозможных нелегальных операций, сопровождаемых потоком неофициальных доходов.

Вместе с тем разработанная методика [6] позволяет оценить фактическую величину нелегальных доходов (исключая доходы по сектору домашних хозяйств) по отдельным отраслям экономики и экономике в целом, используя показатели СНС. Следует отметить, что в рассчитываемые по этой методике нелегальные доходы не включаются чисто криминальные доходы, возникающие на стадии перераспределения ВВП. В соответствии с этой методикой, используя данные по отраслевой структуре ВРП Москвы, можно оценить объем нелегальных доходов как по Москве в целом, так и по отдельным отраслям экономики. Результаты расчетов за 2002 г. приведены в табл. 5.

Таким образом, можно утверждать, что отчетные данные баланса денежных доходов и расходов населения Москвы, несмотря на искажение структуры расходов, по крайней мере, не завышают величину «скрытой оплаты труда».

Таблица 5

Расчетная величина нелегальных доходов (за вычетом доходов от предпринимательской деятельности) в Москве в 2002 г.

Отрасль

___________________Нелегальные доходы__________

млрд. руб. | %

Промышленность 18,0 2,4

Строительство 43,0 5,9

Транспорт и связь 10,8 1,5

Торговля и общая коммерческая деятельность 629,9 86,1

Остальные отрасли 29,8 4,1

В целом по экономике 731,5 100,0

После вычета доходов самостоятельно занятых и скрытой оплаты труда из валовой прибыли и смешанных доходов оставшаяся часть корреспондирует с суммой прибыли от реализации и амортизации предприятий и организаций. Отметим, что в СНС вместо категории фактически начисляемой амортизации используется показатель потребления основного капитала, который призван более точно отразить затраты его на производство ВВП. Однако подробные расчеты его в разрезе отраслей осуществляются лишь на федеральном уровне. На региональном уровне даются только условные оценки потребления основного капитала для нерыночных услуг. Кроме того, для перехода к аналогу прибыли из бухгалтерской отчетности нужно использовать по рыночным товарам и услугам именно величину начисленной амортизации, входящую в себестоимость продукции.

Чистая сальдированная прибыль (см. табл. 3) отличается от показателя балансовой прибыли в финансовой отчетности, во-первых, за счет части операционных расходов, не относимых на промежуточное потребление в СНС, во-вторых, за счет сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, в-третьих, за счет возможных ошибок при исчислении скрытых доходов. Согласно имеющейся финансовой отчетности масштаб расхождений между балансовой прибылью и прибылью от реализации продукции в анализируемом периоде примерно соответствует расхождениям, полученным в ходе расчетов в табл. 3. Это является дополнительным косвенным подтверждением правильности полученных результатов.

Счет использования ВРП. В этом счете общий объем ВРП в рыночных ценах должен увязываться с использованием его на потребление, накопление и сальдированной величиной вывоза-ввоза продукции. Как отмечалось выше, счет использования ВРП также не составляется в полном объеме, как это делается на федеральном уровне.

В табл. 6 приводятся данные этого счета, взятые из официальных источников и полученные расчетным путем.

Прежде всего, денежные расходы домашних хозяйств на покупку товаров и оплату услуг в этом счете меньше соответствующих расходов в балансе денежных доходов и расходов за счет таких статей, как расходы на покупку товаров для производственного использования и накопления (последние включают в себя средства производства и приобретение ценностей населением).

Потребление товаров и услуг в натуральной форме является крайне незначительным для Москвы. Его величина устанавливается на основе использования бюджетных обследований домохозяйств.

Социальные трансферты в натуральной форме представляют собой бесплатные и льготные услуги образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. При этом существует точное соответствие объема нерыночных услуг образования и культуры в счете производства соответствующим трансфертам в натуральной форме. Социальные трансферты по отрасли здравоохранения больше объема нерыночных услуг этой отрасли за счет присоединения к ним части услуг, относящихся к управлению.

Таблица 6

Счет использования ВРП для Москвы, млн. руб.

№ п/п Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

1 ВРП используемый (2 + 7 + 8) 1174044 1553807 1879040 2190822

2 Фактическое конечное потребление (3 + 6) 946260,7 1221964,3 1472833,1 1749730,6

3 Расходы на конечное потребление

домашних хозяйств (4 + 5) 885600 1146500 1372800 1627100

4 Покупка товаров и услуг 882700 1146000 1372000 1626000

5 Условно начисленные расходы на товары и услуги,

полученные в натуральной форме 2900 500 800 1100

6 Социальные трансферты в натуральной

форме (6.1 + 6.2 + 6.3 + 6.4) 60661 75464 100033 122630,6

6.1 образование 18288 24121 36712 44911

6.2 культура и искусство 7095 7807 8703 12103

6.3 здравоохранение, физическая культура и

социальное обеспечение 34578 42736 53218 62316

6.4 жилищно-коммунальное хозяйство 700 801 1400 3301

7 Коллективные услуги госучреждений 43832,2 87129,3 117971 129507,1

8 Валовое накопление (9 + 24) 183951,5 244713,4 288235,3 311584,6

9 Накопление основного капитала

(10 + 19 + 20 + 21 + 22 + 23) 162299 202093 251203 263797

10 Инвестиции в основной капитал (11 + 18) 156215 173839 220396 263797

11 Крупные и средние предприятия (12 + 13 + 14 + 15) 154238 162759 210551 255254

12 Собственные средства предприятий 42724 55664 57480 74534

13 Привлеченные средства 111514 107096 153070 180720

14 Кредиты банков 3393 5046 6527 12507

15 Бюджет 78661 68196 91800 109504

16 федеральный 4473 8138 11580 22718

17 субъектов Федерации 72800 60058 80220 86786

18 Малые предприятия 1976,9 11079,8 9845,5 8543,2

19 НДС на незаконченные объекты - 11935 9807 11332

20 Затраты на передачу прав собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на жилые здания 4958 4490 8023 10894

21 Капитальный ремонт 3752 5644 9682 11495

22 Нематериальные активы 1753 2414 1371 2100

23 Чистое приобретение ценностей 2950 3771 4091 4762

24 Изменение материальных оборотных средств 21652 42620 37033 47788

25 Чистый вывоз товаров и услуг в другие

регионы (25.1 — 25.2) -107220 -131136 -170533 -278069

25.1 вывоз 50062 48318 59911 70027

25.2 ввоз 157283 179454 230444 348096

26 Чистый экспорт товаров и услуг (26.1 — 26.2) 393968,4 287746,3 295274 291814,2

26.1 экспорт 698686,8 707184,4 797511 873042,3

26.2 импорт 304718,4 419438,1 502238 581228,1

27 ВРП произведенный (в рыночных ценах) 1308899 1551179 1975649 2441425,8

28 Невязка (27 - 1 - 25 - 26) -151893 -159238 -28132 236858

% к ВРП -11,6 -10,2 -1,4 9,7

В валовом накоплении основного капитала подавляющий удельный вес занимают инвестиции в основной капитал. Их структура по источникам финансирования взята на основе имеющихся данных по крупным и средним предприятиям. Следует отметить, что существует расхождение между данными о расходах на инвестиции в региональном бюджете и в статистике инвестиций, что связано с несоответствием моментов расходования денежных средств и их использованием на капитальные вложения. Однако эти расхождения незначительны, и ими можно пренебречь.

Наличие в накоплении основного капитала НДС по незаконченным объектам связано с особенностями учета незавершенного строительства.

Затраты на передачу прав собственности на жилые здания представляют собой доходы посредников на рынке жилья, и в перспективных расчетах в принципе могут быть увязаны с показателями счета производства в части операций с недвижимым имуществом.

Затраты на капитальный ремонт приняты в объеме расходов бюджетных учреждений, так как считается, что эти расходы фактически представляют собой модернизацию основных фондов. Расходы на капитальный ремонт в коммерческих организациях относятся к промежуточному потреблению.

Опыт построения системы счетов ВРП для прогнозирования экономики региона

Еще один элемент валового накопления - это накопление оборотных средств и запасов. Его величина в настоящее время не рассчитывается на региональном уровне. В данном случае она приближенно определена по отчетности о размерах и структуре оборотных активов предприятий и организаций Москвы.

Объемы внешнеторговых потоков взяты непосредственно по данным официальной статистической отчетности [7]. Величина экспорта в долларах переведена в рублевый эквивалент по среднегодовому обменному курсу. Величина импорта, отражаемая внешнеторговой статистикой по стоимости на момент пересечения таможенной границы, должна быть дополнительно скорректирована на величину торговых и транспортных наценок и налогов на него. Это необходимо, поскольку баланс производства и использования ВРП строится в данном случае в рыночных ценах.

Объемы вывоза и ввоза продукции в рамках внутреннего межрегионального обмена определены с использованием разрабатываемой Мосгорстатом статистики ввоза и вывоза потребительских товаров и продукции производственнотехнического назначения. Поскольку эти данные за 2003 г. отсутствовали, их величина была реконструирована с помощью индексов, построенных на основе натуральных показателей по отдельным видам продукции и среднетоварных цен производства этой продукции.

Как видно из приводимых в табл. 6 данных, расхождение между

произведенным и использованным ВРП находится в пределах 10% и в 2002-2003 гг. было положительным. Это расхождение может свидетельствовать о статистическом несоответствии расчетов ВРП на стадии производства и использования, а также о том, что в настоящее время имеет место чистый отток финансовых средств из Москвы.

* * *

Существенная проблема в использовании отчетной информации СНС в прогнозных расчетах возникла в результате перехода от классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). В приведенной выше табл. 1 счет производства

представлен в соответствии с ОКОНХ. Между тем с 2005 г. статистическая отчетность строится в соответствии с ОКВЭД. Для обеспечения преемственности статистической базы необходимо было бы иметь показатели счета производства за 2004 г., составленные в соответствии с обоими классификаторами. Однако разработок в разрезе ОКВЭД за 2004 г. для регионов России Росстат и Мосгоркомстат не проводили. Подобная разработка осуществлена лишь для России в целом. В связи с этим необходимы дополнительные исследования и косвенные расчеты, позволяющие хотя бы приближенно пересчитать ретроспективные показатели счета производства в соответствии с ОКВЭД.

Кроме того, отчетная информация в региональной СНС появляется с лагом как минимум в полтора года (например, по состоянию на сентябрь 2005 г. для Москвы имелись показатели региональных счетов лишь за 2003 г.). Это порождает особую проблему реконструкции показателей СНС за ближайший к прогнозному периоду отчетный год на базе имеющейся статистической информации о выпуске продукции в разрезе отдельных видов экономической деятельности, структуре затрат на производство, инвестициях, обороте розничной торговли, денежных доходах и расходах населения и т. д.

Литература

1. Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона //Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.

2. Чистякова С.В. Четыре шага на пути формирования доходов бюджет //В кн.: Методология контроля общественных финансовых средств. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2004.

3. Методологические положения по статистике. Вып. 2. М.: Госкомстат России, 1998.

4. Национальные счета России в 1997-2004 годах. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.

5. Официальный сайт Минфина России www.minfln.ru.

6. Суворов А.В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России // Проблемы

прогнозирования. 2004. № 5.

7. Российский статистический ежегодник. 2004. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.