Научная статья на тему 'Возможности оперативной оценки ВРП на основе данных налоговой статистики'

Возможности оперативной оценки ВРП на основе данных налоговой статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / GROSS REGIONAL PRODUCT / ADDED VALUE / STATISTICAL FORMS OF TAX REPORTING / INCOME APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губенко Дмитрий Вячеславович

Обоснована возможность использования данных налоговой статистики для оценивания отдельных показателей системы национальных счетов. Предложена методика оперативного расчета ВРП производственным и распределительным методами на основе альтернативных источников информации. Проведена апробация методики на примере Новосибирской области и других регионов Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF RAPID ASSESSING GRP ON THE BASIS OF TAX STATISTICS DATA

The article substantiates the possibility to use tax statistics data for evaluation of some SNA indicators. The method of operative calculation of GRP is offered. It uses production and income approaches on the basis of alternative sources of information. The method was approved on the example of Novosibirsk region and another regions of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Возможности оперативной оценки ВРП на основе данных налоговой статистики»

МАКРОЭКОНОМИЧЕС КИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 332.144

Д. В. Губенко

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: dmgubenko@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВРП НА ОСНОВЕ ДАННЫХ НАЛОГОВОЙ СТАТИСТИКИ *

Обоснована возможность использования данных налоговой статистики для оценивания отдельных показателей системы национальных счетов. Предложена методика оперативного расчета ВРП производственным и распределительным методами на основе альтернативных источников информации. Проведена апробация методики на примере Новосибирской области и других регионов Западной Сибири.

Ключевые слова: валовой региональный продукт, добавленная стоимость, формы статистической налоговой отчетности, распределительный метод.

Валовой региональный продукт (ВРП) является основным обобщающим показателем развития экономики региона. Он позволяет определить место региона в территориальном разделении труда, проводить межтерриториальные сопоставления, отслеживать структурные сдвиги в экономике региона, осуществлять прогнозные расчеты социально-экономического развития. Динамика показателя отражает эффективность решений, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ, а также определяет направленность мер региональной политики.

Однако на практике возможности использования показателя ВРП в аналитических целях несколько ограничены. В связи с тем, что ряд элементов добавленной стоимости рассчитывается только на общегосударственном уровне, возникает необходимость проведения длительных и сложных согласований между федеральными и региональными показателями национальных счетов. В итоге, в соответствии с методическими положениями ФСГС РФ, окончательная оценка и публикация ВРП осуществляется в апреле второго года, следующего за отчетным 1. Кроме того, не всегда оправданным представляется включение ненаблюдаемой экономики в ВРП, так как методы ее учета не отличаются большой точностью и являются во многом стандартизованными 2. В то же время полномочия статистических ведомств по контролю за полнотой и достоверностью представляемой статистической информации недостаточно широки.

В данных условиях большое значение приобретает задача оперативной оценки социальноэкономического развития региона на основе альтернативных источников информации, в частности данных налоговой статистики, которые находят свое отражение в формах статистической налоговой отчетности.

* Автор выражает искреннюю благодарность доктору экономических наук, профессору В. И. Клисторину за высказанные в личной беседе идеи, которые способствовали написанию данной статьи.

1 О Регламенте разработки и представления данных по валовому региональному продукту: Приказ Госкомстата РФ от 22.02.1999 № 20 // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс».

2 Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики: Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 № 7 // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс».

ІББМ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Том 13, выпуск 3 © Д. В. Губенко, 2013

Такие отчеты составляются в целях получения информации о налоговой базе и структуре налоговых начислений в разрезе видов налогов и сборов, отраслей, уровней бюджетной системы и публикуются в средствах массовой информации вскоре после окончания очередного календарного года. Показатели налоговых начислений формируются на основании данных, указанных налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами в налоговых декларациях, а также данных, поступивших в структурные подразделения ФНС из других ведомств. Информация о фактически перечисленных налогах и сборах в бюджетную систему РФ поступает в налоговые органы из Федерального казначейства. Формы статистической налоговой отчетности составляются на уровне Центрального аппарата ФНС РФ, а также Управлений ФНС РФ по субъектам Федерации.

Несмотря на то, что совокупную налоговую базу, определяемую в соответствии с правилами бухгалтерского или налогового учета, нельзя полностью отождествлять с размером вновь созданной на уровне региона или страны стоимости за год, очевидно, что уплата налогов производится за счет изъятия части валового продукта в пользу государства. При этом часть налогов взимается с добавленной стоимости в целом, а другая часть - с различных ее элементов 3. Следовательно, руководствуясь методологическими положениями СНС, можно так скомбинировать отдельные элементы налогообложения, чтобы их совокупность максимально соответствовала определенным показателям национальных счетов. Возможность расчета ВРП обусловлена тем, что в формах статистической налоговой отчетности отражаются суммы налогов, аккумулируемых (администрируемых) на территории субъекта РФ. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета региона, например, лишь в некоторой степени содержат сведения о суммах налогов, продуцируемых на данной территории, поскольку большая их часть перечисляется в федеральный бюджет. Помимо прочего, данные налоговой статистики отражают суммы налоговых обязательств, подлежащих (причитающихся к) уплате по итогам деятельности за год, т. е. в данном случае используется метод начисления, как того требуют положения СНС.

Оперативность разработки налоговой статистики способствует ее эффективному использованию в целях анализа и прогнозирования процессов и пропорций регионального воспроизводства. Высокая степень достоверности такой информации связана с наличием у налоговых органов широких полномочий по контролю за соблюдением субъектами налогообложения законодательства о налогах и сборах, что реализуется на практике в осуществлении целенаправленной деятельности, связанной с постановкой на учет налогоплательщиков, выявлением сокрытых объектов налогообложения, возможностью произвести доначисления налогов и сборов и т. д.

Одновременно применение данных региональной налоговой статистики характеризуется теми же трудностями, что и статистики СНС. Например, сохраняется проблема несоответствия суммы территориальных показателей общефедеральным, в частности, доходы от внешнеэкономической деятельности или прибыль ЦБ РФ учитываются только на уровне национальной экономики. Актуальны проблемы неполноты учета деятельности субъектов малого бизнеса, определения статуса резидента региональной экономики, оценки межрегиональных товарно-денежных потоков и коллективных благ, потребляемых обществом в целом.

Как известно, расчет ВРП может проводиться тремя методами, основным из которых является производственный.

С точки зрения налоговой статистики, при использовании данного метода представляется целесообразным построение оценки ВРП на основе данных «Отчета о структуре начисления налога на добавленную стоимость» (№ 1-НДС). В этом случае стоимость реализованных товаров, работ и услуг выступает как аналог валового выпуска, а стоимость приобретенного имущества - промежуточного потребления. Стоимость реализации складывается из трех компонент:

1) налогооблагаемых оборотов - рассчитываются по данным о начисленных суммах НДС по декларациям текущего года (в разрезе ставок 10 и 18 %) с учетом доначислений, произведенных по результатам налоговых проверок;

3 Необходимо отметить, что обязанность по уплате некоторых (прежде всего имущественных) налогов может возникать в связи с получением дохода в прошлом, а исполняться за счет доходов, полученных в текущем году.

2) необлагаемых оборотов - отчеты содержат сведения об операциях, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, а также по операциям, не являющимся объектом налогообложения согласно ст. 146-148 НК РФ;

3) субсидий, выплачиваемых в пользу организаций, по данным отчетов Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ.

Промежуточное потребление включает стоимости облагаемых и не облагаемых налогом операций по приобретению товаров, работ и услуг в целях дальнейшего использования в производственной деятельности. Здесь же учитывается НДС, не принятый к вычету.

Необходимо отметить, что в ряде случаев для расчетов необходимо применять среднюю ставку НДС, так как отчет содержит данные о суммах налога в разрезе ставок только в отношении облагаемых операций по реализации.

Оценки валового продукта, полученные таким образом по Новосибирской области, оказались заниженными, что вызвано причинами, указанными в начале статьи. Статистический анализ уравнения регрессии, где в качестве зависимой переменной выступает фактический ВРП, независимой - рассчитанный по приведенному выше алгоритму, указывает на невысо-

„4

кое качество прогнозных значений как следствие расхождений с методологическими положениями СНС, в качестве основных из которых можно выделить следующие:

1) расчет отражает данные о реализованных товарах, а не произведенных. Блага, реализуемые в текущем году, могли быть произведены ранее. Аналогично товары, произведенные в текущем году, могут быть реализованы позже (например, объекты незавершенного строительства);

2) реализованные товары не обязательно произведены на территории данного региона;

3) промежуточное потребление включает капитальные затраты. Данные налоговой отчетности позволяют не учитывать затраты, связанные с капитальным строительством, но такая возможность отсутствует в части потребления основного капитала;

4) в составе операций по реализации учтены операции, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 146-149 НК РФ. Однако освобождение от налогообложения возможно также по ст. 145 НК РФ (по размеру выручки) и в связи с применением специальных налоговых режимов;

5) необходимость частого использования косвенных способов расчетов из-за отсутствия или недостаточного качества информации, в том числе по причине изменений форм налоговой статистической отчетности в течение последних лет.

Применение метода конечного использования является наиболее затруднительным. Основной особенностью регионального воспроизводственного процесса является его открытость. Межрегиональные товарно-денежные потоки выступают необходимым условием эффективного разделения труда. Отсутствие информации о межтерриториальных связях не позволяет установить соответствие между произведенным и использованным на территории продуктом, что лишает анализ всякого смысла. Данные налоговой статистики также не в состоянии дать информацию о пропорциях межтерриториального использования полученного в данном регионе дохода.

Использование данных налоговой статистики наиболее оправданно при расчете ВРП распределительным методом. Возникновение налоговой обязанности, как правило, соответствует моменту образования доходов, на стадии распределения доходов происходит уплата налога, после чего осуществляется перераспределение налоговых ресурсов через бюджетную систему страны.

Предположение о высокой степени соответствия «налогового» ВРП «статистическому» может быть связано с тем, насколько точно в таком случае выдерживаются границы региональной экономики. В соответствии со ст. 83 НК РФ постановка на учет налогоплательщика осуществляется по месту его нахождения, в том числе по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации. В последнем случае происходит распределение налоговых обязательств между подразделениями в зависимости от фактического расположения объектов недвижимости, пропорционально доле среднесписочной численности сотрудников

4 Средняя величина отклонений прогнозных значений ВРП от фактических за период с 2006 по 2011 г. составила 7,49 %.

подразделения, оплаты труда или стоимости некоторых видов имущества и т. д. 5 Обязанность по уплате налога физическим лицом в большинстве случаев исполняется налоговым агентом, поэтому поступления НДФЛ учитываются в том регионе, где доходы были фактически получены, а не там, где индивид зарегистрирован. Таким образом, место уплаты налога в большой мере соответствует размещению центра экономического интереса налогоплательщика.

Расчет ВРП распределительным методом должен производиться прежде всего на основе статистической отчетности по подоходному налогообложению. Так, можно утверждать наличие взаимозависимости между величиной уплаченных в бюджет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, с одной стороны, и размером дохода, полученным институциональными единицами в соответствующем периоде, - с другой.

Теоретически через налоговую базу по НДФЛ могут быть рассчитаны такие источники формирования ВРП, как заработная плата (как часть оплаты труда) наемных работников и смешанный доход (доход некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам). Однако формы статистической налоговой отчетности по НДФЛ составляются только на основании информации, предоставленной налоговыми агентами, т. е. данные по налоговым обязательствам, подлежащим самостоятельному декларированию налогоплательщиками, отсутствуют. Тем самым теряется возможность учета доходов от индивидуаль-

6

ного предпринимательства , а также арендных выплат по договорам, заключенным между физическими лицами. В то же время частично решается проблема исключения ситуаций, при которых налог уплачивается в процессе личного распределения, а не образования доходов 7 (например, выигрышей от участия в играх, основанных на риске, продажи или дарения имущества между физическими лицами, совершения операций с ценными бумагами). Также элиминируются доходы в виде дивидендов (т. е. доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 9 или 15 %), поскольку их выплата производится за счет валовой прибыли экономики, которая будет рассчитана позже. Далее, располагая сведениями о суммах НДФЛ, подлежащих уплате за налоговый период в разрезе ставок налогообложения, можно рассчитать величину дохода, с которого он был исчислен. При этом доход не уменьшается на суммы вычетов, заявленных налогоплательщиками в текущем году 8.

Доходы в виде оплаты труда в соответствии с методологией СНС включают помимо заработной платы обязательные отчисления на социальное страхование. Источником информации по ним служат: до 2009 г. включительно - отчеты УФНС РФ по региону № 5-ЕСН; после 2009 г. - территориальные отделения внебюджетных фондов 9.

Существенно, что расчет позволяет учесть оплату труда сотрудников некоммерческих (в том числе бюджетных) организаций и государственных служащих, так как с их доходов НДФЛ и социальные страховые взносы уплачиваются в общем порядке.

На практике применение распределительного метода при расчете ВРП носит соподчиненный характер по отношению к двум другим, так как валовая прибыль экономики исчисляется балансовым способом. Использование данных налоговой статистики представляет возможность получить этот показатель методом прямого счета, тем самым уравнивая статус распре-

5 Единственным исключением здесь является НДС, уплата которого производится по месту нахождения головной организации.

6 Данная проблема в этом случае не является существенной, поскольку индивидуальное предпринимательство часто рассматривается как форма организации малого бизнеса. Вместо НДФЛ ими чаще уплачиваются налоги в связи с применением специальных налоговых режимов.

7 В основу методологии СНС заложена концепция благосостояния Дж. Хикса, согласно которой доходом является то количество средств, которое индивид может потратить, не делая при этом себя беднее [1. С. 289]. То же относится к группам лиц или обществу в целом. Поэтому доход не образуется в случае смены формы активов (например, вещественной на денежную) или изменения стоимости, обусловленного инфляцией или факторами случайного характера. Понятно, что налоговым законодательством доход трактуется несколько иначе. Следует отметить, однако, что понятие материальной выгоды, используемое в НК РФ, довольно хорошо согласуется с определением Дж. Хикса.

8 Основная сложность при проведении расчетов заключается в отсутствии необходимого массива данных, так как «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по НДФЛ» (форма № 5-НДФЛ) был утвержден только в 2010 г. Налоговая база за предыдущие годы была рассчитана через соотношение общей величины уплаченного за год НДФЛ и средней ставки налогообложения, найденной в среднем за 2010 и 2011 г.

9 Информация об обязательных отчислениях на социальные нужды, а также о субсидиях, выплачиваемых производителям, может быть получена не менее оперативно, чем о налоговых начислениях, по данным территориальных отделений внебюджетных фондов или Федерального казначейства соответственно.

делительного метода с остальными. Валовая прибыль экономики определяется путем вычитания из добавленной стоимости расходов на оплату труда и чистых налогов на производство и импорт. Порядок расчета прибыли по правилам налогового учета существенно отличается. Во-первых, финансовый результат определяется за вычетом потребления основного капитала. К счастью, «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» (№ 5-П) содержит сведения о суммах амортизации, начисленной по объектам основных средств и нематериальных активов за год, тем самым позволяя не учитывать такие суммы в составе расходов организаций 10. Однако оценка потребления основного капитала производится в данном случае в постоянных ценах, а не методом «непрерывной инвентаризации», как это рекомендовано СНС, при этом налогоплательщиками часто используются нелинейный метод начисления амортизации и коэффициенты ускорения, что опять же противоречит методологии СНС 11. Во-вторых, расходы, связанные с передачей права на владение землей, основными фондами и нематериальными активами, относятся к валовому накоплению основного капитала и не должны уменьшать прибыль. Впрочем, представляется вполне уместным довод о том, что эти же операции должны приводить к образованию дохода у собственника активов, тем самым уравновешивая прибыль. И, наконец, оценка продукции осуществляется в ценах реализации, а не производства, образуя холдинговую прибыль.

Тем не менее показатели прибыли, полученные двумя разными способами, можно признать близкими как по экономическому содержанию, так и по величине. Почти всегда прибыль по данным налогового учета существенно ниже бухгалтерской, что сокращает расхождение между учетной и статистической величиной прибыли.

Дополнительную сложность составляет расчет валовой прибыли, создаваемой субъектами малого предпринимательства 12. В связи с преимущественным использованием специальных налоговых режимов такие хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДФЛ с предпринимательского дохода. Оценка прибыли может быть осуществлена только по лицам, применяющим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов при использовании упрощенной системы налогообложения, а также по плательщикам единого сельскохозяйственного налога (отчеты № 5-УСН, 5-ЕСХН). Помимо прочего отсутствует возможность исключить из состава прибыли потребление основного капитала 13.

При расчете ВРП в основных ценах на стадии образования доходов выделяются только другие налоги на производство, обязанность по уплате которых возникает в связи с использованием факторов производства. К ним относятся транспортный налог, земельный налог, а также государственная пошлина. Необходимо отметить, что здесь рассматриваются только те налоги и сборы, которые влияют на размер прибыли организаций. Аналогичные налоги с физических лиц уплачиваются ими самостоятельно за счет полученных заработной платы и смешанного дохода.

Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов) также включаются в состав ВРП, так как в соответствии с методологией СНС они признаются доходами либо сектора государственного управления, либо непосредственно налогоплательщика в виде ренты.

Наконец, необходимо учесть налоги, уплата которых производится в связи с применением специальных налоговых режимов и размер которых не зависит от наличия и величины прибыли (единый налог на вмененный доход, налог с объекта «доходы» и минимальный налог при упрощенной системе налогообложения).

10 Необходимо также указать на возможность расчета прибыли и ВДС на чистой основе, что является более предпочтительным в соответствии с редакцией СНС 2008 г., действующей в настоящее время. См.: Система национальных счетов 2008. ЦКЪ: http://www.cisstat.com/rus/SNA2008Russian.pdf (дата обращения: 13.03.2013).

11 По данным отчетов № 5-П, за период с 2010 по 2012 г. плательщиками налога на прибыль организаций нелинейным способом было начислено только 5,61 % от всей суммы амортизации.

12 По индивидуальным предпринимателям рассчитывается валовый смешанный доход.

13 Значительные сложности при оценке вклада малого бизнеса при формировании добавленной стоимости возникают и у статистических ведомств. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся лишь один раз в 5 лет. В остальных случаях оценка осуществляется на основе репрезентативной выборки (ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ).

Данные о начисленных организациями суммах указанных налогов содержатся в отчетах № 5-ТН, 5-МН, 5-НДПИ, 5-ВН, 5-ЖМ, 5-ВБР, 5-ЕНВД и 5-УСН.

Налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций выплачиваются из доходов институциональных единиц, общая величина которых была рассчитана ранее.

Для того чтобы получить суммы налоговых начислений на чистой основе, необходимо из их общей величины вычесть другие субсидии на производство. Информация о субсидиях, выделяемых организациям из консолидированного бюджета региона, может быть найдена в отчетах Федерального казначейства. Однако прямое выделение других субсидий на производство из общей величины субсидий на производство и импорт в данном случае не представляется возможным. По данным статистики, доля других субсидий на производство в их общей величине для экономики России за период с 2004 по 2011 г. в среднем составила 17,54 %, варьируясь в пределах от 3,42 % в 2006 г. до 33,58 % в 2010 г. В последние 3 года наблюдается стабилизация на уровне в среднем 32,84 % 14 [2. С. 181]. Этот показатель может значительно различаться в зависимости от субъекта РФ.

Согласно Методологическим положениям по статистике ФСГС РФ, другие субсидии на производство выделяются прежде всего сельскохозяйственным товаропроизводителям. Таким образом, приближенные значения искомого показателя могут быть найдены путем выборки информации из отчетов об исполнении бюджета региона Федерального казначейства по подразделу расходов КБК 15 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство», подстатье 240 «Безвозмездные перечисления организациям».

Неразрешенной остается проблема учета субсидий, выделяемых организациям региона напрямую из федерального бюджета.

Предложенная методика расчета ВРП по доходам была апробирована на примере Новосибирской области. Результаты оценки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Структура ВРП Новосибирской области по источникам доходов на основе данных налоговой статистики, 2006-2012 гг., %

№ п/п Год Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 *

1 ВРП, млн. руб.**: - расчет 199 107,2 275 525,6 353 390,4 318 626,8 396 183,1 432 904,4 422 750,0

- факт 296 064,5 365 531,2 453 574,6 425 400,2 482 026,5 576 781,7 -

2 Оплата труда наемных работников ***: - расчет 68,08 67,65 70,19 76,44 71,12 74,90 79,83

- факт 40,67 44,56 47,00 52,10 49,89 - -

3 Валовая прибыль экономики и валовый смешанный доход: - расчет 27,36 28,57 26,51 20,75 26,50 22,96 20,04

- факт 56,03 51,96 49,33 44,50 47,05 - -

4 Другие чистые налоги на производство: - расчет 4,56 3,79 3,30 2,81 2,38 2,14 0,13

- факт 3,30 3,48 3,67 3,40 3,06 - -

* По итогам 9 мес. 2012 г.

В основных текущих ценах.

Без учета отчислений в ФФОМС.

Источники: Управление Федеральной налоговой службы РФ по Новосибирской области. иКЬ: http://www.r54.nalog.ru/ (дата обращения: 15.05.2013); Федеральное казначейство РФ. иКЬ:

http://roskazna.ru/ (дата обращения: 15.05.2013); Единая межведомственная информационно-

статистическая система (ЕМИСС). иКЬ: http://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

14 Подобные данные по регионам не публикуются.

15 КБК - код бюджетной классификации.

Итак, расчетные значения ВРП Новосибирской области оказались значительно занижены по сравнению с фактическими, что вполне предсказуемо и связано преимущественно с отказом от включения в анализ ненаблюдаемой экономики. Еще одной причиной расхождений является отсутствие возможности учесть в доходах институциональных единиц стоимости нерыночных услуг, оказываемых обществу в целом, а также наличие в описанной выше методике несоответствий с положениями СНС 16. Все это, несомненно, сказывается на полноте получаемой информации. Однако такого рода упущения представляются наиболее значимыми в случае проведения межстрановых сопоставлений вследствие наличия институциональных барьеров при проведении анализа. С точки зрения межрегиональных сравнений и возможностей воздействия на социально-экономическое развитие субъекта РФ более ценной является информация о величине территориально локализованной добавленной стоимости, так как она наиболее точно отражает колебания деловой активности, происходящие в экономике региона. Отвлечение же от рассмотрения теневой экономики позволяет лучше отследить взаимосвязь между мерами и результатами проводимой региональной политики.

Что касается структуры ВРП, то расчетные значения существенно искажены в сторону завышения доли оплаты труда по сравнению с фактическими. На наш взгляд, это может быть связано с невозможностью учесть смешанные доходы через подоходное налогообложение самозанятого населения.

Полученные расчетные значения также могут использоваться для прогнозирования фактических величин ВРП, публикуемых Росстатом с большой задержкой во времени. Для оценки соответствия между этими показателями был проведен регрессионный анализ, результаты которого представлены на табл. 2.

Таблица 2

Статистическая оценка параметров уравнения регрессии

Коэффициент Свободный член ВРП расч.

Значение 62805,8 1,12

^-статистика (р = 0,05; V = 4) наблюдаемое 1,74 10,54

критическое 2,78

Критерий Фишера (р - 0,05; V: - 1; V2 - 4) наблюдаемое 111,01

критическое 7,71

Статистический анализ Л2 = 95,65 Р = 0,00046 N = 6

Несмотря на небольшой объем выборки, результаты анализа указывают на исключительно высокую статистическую значимость уравнения регрессии, которое имеет следующий вид:

ВРПфакт = 62805,8 +1,12 X ВРПрасч +е. (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апробация полученной модели была проведена методом ретроспективного планирования. Путем подстановки расчетных значений ВРП (строка 5 табл. 1) в уравнение регрессии (1) могут быть получены прогнозные значения фактического ВРП Новосибирской области (табл. 3). Аналогичным образом были проведены расчеты для Кемеровской, Омской и Томской областей, а также по РФ в целом при определении величины ВВП.

16 Надо признать, что расхождения также вызваны рядом технических проблем, связанных с недостатком информации при проведении расчетов.

Таблица 3

Значения некоторых показателей СНС РФ, спрогнозированные на основе данных налоговой статистики в основных текущих ценах,

2006-2012 гг., млн руб.

Регион Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 * Ср. знач. по модулю

ВРП 1 ** 285805,8 371394,4 458 603 419667,8 506530,8 547658,7 536285,8 -

Новосибирская область ВРП 2 *** 296064,5 365531,2 453574,6 425400,2 482026,5 576781,7 - -

Откл., % -3,47 +1,60 +1,11 -1,35 +5,08 -5,05 - 2,94

ВРП 1 348 782 450671,6 615839,6 480436,5 595943,8 734617,9 553230,7 -

Кемеровская область ВРП 2 342210,6 437790,2 575901,9 512 408 622 513 740735,2 - -

Откл., % +1,92 +2,94 +6,93 -6,24 -4,27 -0,83 - 3,86

Омская область ВРП 1 252809,4 307167,6 335880,1 333313,4 367709,2 419 924 365 848 -

ВРП 2 262506,7 296004,7 347760,3 336259,6 371218,1 448686,4 - -

Откл., % -3,69 +3,77 -3,42 -0,88 -0,95 -6,41 - 3,19

ВРП 1 22428,29 22428,29 22428,29 22428,29 22428,29 22428,29 22428,29 -

Томская область ВРП 2 188800,7 214 487 248906,2 245808,3 284 292 337722,3 - -

Откл., % -0,72 +0,98 -1,38 +0,74 -0,36 -0,07 - 0,71

* По итогам 9 мес. 2012 г.

ВРП 1 - ВРП, полученный через уравнение регрессии (1). ВРП 2 - ВРП по данным официальной статистики.

Расчеты свидетельствуют о высоком качестве значений, полученных с использованием предлагаемой методики. Средняя величина отклонений расчетных значений ВРП от фактических за анализируемый период по Новосибирской, Омской и Томской областям не превышает 3,2 %. Несколько ниже качество прогнозов для Кемеровской области, что может быть связано с преобладанием в экономике региона отраслей материального производства и их зависимостью от внешних воздействий. Существенно, что модель позволяет достаточно точно оценить не только масштабы, но и направление произошедших изменений. В частности, спад производства во время экономического кризиса 2008-2009 гг., по данным Росстата, в Новосибирской области составил 6,75 % к предыдущему году, в Кемеровской области -21,28 %, в Омской области - 0,63 %, при том, что согласно расчету этот показатель должен был составить 8,49, 21,99 и 0,76 % соответственно.

Таким образом, несмотря на неполное соответствие предложенного подхода к оцениванию ВРП положениям СНС, полученная в результате таких расчетов информация может использоваться при проведении научных региональных исследований, а также в целях государственного управления, так как достаточно точно характеризует динамику развития территориальных социально-экономических систем.

Перспективы применения данных налоговой статистики при оценивании ВРП связаны прежде всего с повышением качества и доступности исходной информации. Дальнейшее развитие изложенного подхода может осуществляться по следующим направлениям:

• расчет ВРП не только на валовой, но и на чистой основе, а также в рыночных ценах, в дополнение к основным;

• оценка ряда иных показателей национальных счетов, таких как объем созданного в регионе национального дохода, личный доход или располагаемый личный доход;

• ежемесячная и поквартальная оценка и прогнозирование ВРП;

• расчет валового продукта в разрезе муниципальных образований (ВМП).

Список литературы

1. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. 448 с.

2. Национальные счета России в 2004-2011 гг.: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 341 с.

Материал поступил в редколлегию 05.04.2013

D. V. Gubenko

THE POSSIBILITY OF RAPID ASSESSING GRP ON THE BASIS OF TAX STATISTICS DATA

The article substantiates the possibility to use tax statistics data for evaluation of some SNA indicators. The method of operative calculation of GRP is offered. It uses production and income approaches on the basis of alternative sources of information. The method was approved on the example of Novosibirsk region and another regions of Western Siberia. Keywords: Gross Regional Product, added value, statistical forms of tax reporting, income approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.