Научная статья на тему 'Прогноз налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя'

Прогноз налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX POTENTIAL / КРИТЕРИИ И ФАКТОРЫ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / CRITERIA AND FACTORS OF TAX CAPACITY / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / САЛЬДИРОВАННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / NET FINANCIAL RESULT / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / УБЫТОЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / LOSS-MAKING ORGANIZATION / СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / AVERAGE SALARY / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / UNEMPLOYMENT RATE / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / TAX PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Татьяна Александровна

В данной статье рассмотрены существующие подходы по уточнению дефиниции «налоговый потенциал» с определением критериев этой категории и дальнейшей классификацией налогового потенциала региона. С позиций оценки налогового потенциала данной территории, проведен анализ налоговой нагрузки в исследуемом регионе с оценкой прогноза возможных налоговых поступлений с учетом отраслевой структуры экономики данной территории, изучения ситуации по рентабельности организаций Крымского федерального округа в сопоставлении с общероссийскими данными, а также ситуацией с личными доходами и занятостью граждан Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST TAX CAPACITY OF CRIMEA AND SEVASTOPOL

This article discusses existing approaches for the refinement of the definition of «tax capacity» with the definition of criteria in this category and further classification of the tax potential of the region. From the standpoint of assessment of the tax potential of this area, the analysis of the tax burden in the studied the region with the evaluation of the forecast of possible tax revenues taking into account the sectoral structure of the economy of this area, study the situation on the profitability of the organizations of the Crimea in comparison with the national data, as well as the situation with personal income and employment of the citizens of Crimea.

Текст научной работы на тему «Прогноз налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя»

УДК 336.231.5

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 2015 г. на тему «Развитие земельно-имущественных и бюджетно-налоговых отношений в Крыму»

Журавлева Татьяна Александровна

доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва [email protected]

ПРОГНОЗ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ

В данной статье рассмотрены существующие подходы по уточнению дефиниции «налоговый потенциал» с определением критериев этой категории и дальнейшей классификацией налогового потенциала региона. С позиций оценки налогового потенциала данной территории, проведен анализ налоговой нагрузки в исследуемом регионе с оценкой прогноза возможных налоговых поступлений с учетом отраслевой структуры экономики данной территории, изучения ситуации по рентабельности организаций Крымского федерального округа в сопоставлении с общероссийскими данными, а также ситуацией с личными доходами и занятостью граждан Крыма.

Ключевые слова: налоговый потенциал, критерии и факторы налогового потенциала, валовой региональный продукт, сальдированный финансовый результат, рентабельность, убыточные организации, среднемесячная заработная плата, экономически активное население, уровень безработицы, налоговые платежи.

JEL code: R 120, R 130, H 210, H 230

Tatiana Zhuravleva

Doctor of Economic Sciences, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow [email protected]

FORECAST TAX CAPACITY OF CRIMEA AND SEVASTOPOL

This article discusses existing approaches for the refinement of the definition of «tax capacity» with the definition of criteria in this category and further classification of the tax potential of the region. From the standpoint of assessment of the tax potential of this area, the analysis of the tax burden in the studied the region with the evaluation of the forecast of possible tax revenues taking into account the sectoral structure of the economy of this area, study the situation on the profitability of the organizations of the Crimea in comparison with the national data, as well as the situation with personal income and employment of the citizens of Crimea.

Keywords: tax potential, criteria and factors of tax capacity, gross regional product, the net financial result, profitability, loss-making organization, average salary, economically active population, unemployment rate, tax payments.

JEL code: R 120, R 130, H 210, H 230

Необходимость оценки налогового потенциала Республики Крым и Севастополя возникла в связи со вступлением Автономной Республики Крым в состав Российской Федерации и использованием переходных положений по применению налогового законодательства по российскому варианту.

Термин «потенциал» означает некую скрытую совокупность свойств предмета. Следует отметить, что в научной и экономической литературе не существует единого подхода по определению налогового потенциала, т. к. различные авторы рассматривают «налоговый потенциал» через призму различных элементов и категорий.

Так, ряд авторов с дефиницией «налоговый потенциал» отождествляют максимально возможную сумму налоговых поступлений в условиях

действующего налогового законодательства. [1] На наш взгляд, подобная трактовка не позволяет учитывать требования обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в региональной экономике.

Цели применения понятия «налоговый потенциал» гораздо шире. Так, например, Юткиной Т.Ф. отмечается, что «налоговый потенциал ...следует определять исходя из расчета соотношений элементов создаваемой и потребляемой стоимости», что позволяет дать оценку соотношения между полученным совокупным доходом общества и перераспределенным национальным доходом.[2,С.107] Безусловно, такой подход имеет основания для своего применения в бюджетно-налоговой практике.

Под «налоговым потенциалом региона» следует пониматьспособность хозяйственного комплекса региона производить и мобилизовать в его бюджетную систему долю валового регионального продукта, определяемую потребностями развития территории и возможностями налогового администрирования.

Состав учитываемых элементов при расчете налогового потенциала, может быть неоднороден в зависимости от поставленных целей и учета факторов, способных оказать влияние на величину налогового потенциала. В качестве подобных коэффициентов можно применить следующие показатели: уровень собираемости налогов; доля теневой экономики; качество контрольной работы налоговых органов и другие. Таким образом, категория «налоговый потенциал» имеет более обширные границы, чем прогноз налоговых поступлений.

Кроме того, исследование категории «налоговый потенциал» следует реализовывать на разных стадиях воспроизводственного процесса: от стадии производства, обмена, распределения до потребления, а также в статичном состоянии и в динамике; с учетом различных макроэкономических условий (например, в условиях проявления кризиса, в посткризисный период или в переходный период, как, например, в Республике Крым).

Согласно статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения может выступать «реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иные обстоятельства...», с наличием которых возникает обязанность по уплате налогов. [3,ст.38]

Налоговый потенциал региона можно представить в виде совокупности налогового потенциала по применяемым налогам в качестве источника регионального бюджета в условиях сформированного налогового законодательства, поэтому имеет большое значение оценка возможной налоговой базы субъектов при оптимальном и эффективном распоряжении имеющимися природными, производственными, социальными и прочими ресурсами региона.

Структуру собственного налогового потенциала региона формируют следующие источники: добыча природных ресурсов; производство отдельных видов подакцизной продукции; прибыль организаций; ведение различных типов бизнеса (например, индивидуальными предпринимателями и субъектами малого бизнеса); заработная плата и другие виды доходов, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст.209 НК РФ; владение движимым и недвижимым имуществом; земельные ресурсы.

Рассмотрим более подробно состав налогового потенциала региона и особенности его формирования.

В связи с тем, что в российской экономике, включая налоговую политику, большое внимание уделяется добыче природных ресурсов, налоговый потенциал региона также во многом определяется наличием природных ресурсов, степенью их разработки и добычи. Так, если регион имеет в наличии природно-ресурсный потенциал, то налоговые доходы бюджетной системы данного субъекта будут формироваться за счет поступлений налога на добычу природных ресурсов в части допустимых ограничений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. [4,ст.65]

Объектом налогообложения, имеющим прямое отношение к налоговой политике региона, является реализация произведенных подакцизных товаров на

территории субъектов РФ. Так, например, бюджетная система субъектов РФ на 50% формируется за счет акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, производимую на территории региона, а также на 100% за счет акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. [4,ст.65]

Другим источником налогового потенциала территорий является прибыль организаций, т.е. «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.» [3, ст.247]. Наличие и объемы прибыли организаций напрямую зависят от важного результирующего экономического показателя «сальдированный финансовый результат», от величины которого будет зависеть потенциальная необходимость выступить в качестве налогоплательщика налога на прибыль организаций или, при получении убытка, быть освобожденным от уплаты налога на прибыль организаций. Следует отметить, что прибыль субъект экономики может получить, только реализовав свою продукцию и получив прибавочную стоимость в денежной форме.

Одним из наиболее значимых источников региональных бюджетов России выступает налог на доходы физических лиц. В качестве объекта налогообложения данным налогом выступают доходы в виде заработной платы, предпринимательского дохода и других видов доходов. Несомненно, власти территорий должны быть заинтересованы в создании новых рабочих мест, в росте доходов населения, включая выплачиваемую заработную плату.

Не менее значимым источником налогового потенциала территорий выступает имущественная база субъектов экономики, сосредоточенная в регионе. В данном случае, под этим понимается имущество юридических лиц, подпадающее под налогообложение налогом на имущество организаций и имущество физических лиц, являющееся источником налога на имущество физических лиц, и с 2015 года по мере готовности субъектов Российской Федерации «Налога на недвижимость». Таким образом, поступление от имущественных налогов зависит от наличия имущественной базы, от уровня законодательного оформления (регистрации) объектов собственности, применяемых ставок и льгот по налогам и ряда других факторов.

Другим объектом налогообложения в регионах России выступают земельные ресурсы, от наличия которых и их освоенности (земли сельскохозяйственного или иного назначения) зависят поступления земельного налога. Признаком статуса налогоплательщика земельного налога является факт владения землей и отношения собственности на землю, а налоговая база определяется кадастровой стоимостью земельного участка. Применение ставки земельного налога зависит от формы использования земельных ресурсов (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые жилищным фондом и т.д.).

Налогом, относящимся к юрисдикции региональных органов власти в России, является транспортный налог, который устанавливается на транспортные средства в зависимости от их мощности. Чем большим транспортным парком обладает регион, тем большая доля поступлений юридических и физических лиц по транспортному налогу может поступить в бюджетную систему региона при условии эффективности налогового администрирования данного налога.

Учитывая, что поступления налогов от установленных специальных налоговых режимов для предпринимателей и субъектов малого бизнеса, формируют доходы региональных бюджетов (упрощенная система налогообложения — 100% поступает в бюджет субъекта РФ [4,ст.56]; единый сельскохозяйственный налог — 50% поступают в бюджеты городских поселений [4,ст.61], 100% — в бюджеты городских округов [4,ст.61.2]; единый налог на вмененный доход — 100% в бюджеты муниципальных районов[4,ст.61.1], городских округов [4,ст.61.2]; патентная система налогообложения — 100% сумм налога поступает в бюджеты муниципальных районов [4,ст.61.1], городских округов[4,ст.61.2]). Но региональные органы власти могут рассчитывать на налоговые поступления от предпринимателей и субъектов малого бизнеса только при условии содействия развитию этого сектора.

Рассмотрим возможную классификацию налогового потенциала региона в зависимости от различных критериев и факторов, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация налогового потенциала региона по различным критериям

Критерии (признаки) Типы налогового потенциала региона

1. По сфере деятельности - сфера материального производства, - сфера услуг, - сектор финансовых услуг, - сектор функционирования индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.

2. По видам экономической деятельности - промышленность, - агропромышленный сектор, - строительство, - связь, - отрасли сферы услуг, - отрасли социальной сферы и т.д.

3. По субъектам хозяйствования - на уровне хозяйственного комплекса региона, - на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, - на уровне отрасли (вида экономической деятельности) - на уровне домохозяйств региона.

4. По стадиям воспроизводственного цикла - на стадии производства валового регионального продукта (ВРП), - на стадии цикла обмена, - на стадии цикла распределения, - на стадии цикла потребления.

5. По организационно-правовой форме хозяйствующих субъектов и физических лиц - индивидуальные предприниматели - хозяйственные товарищества; - общества с ограниченной ответственностью; - акционерные общества; - государственные и муниципальные унитарные предприятия; - некоммерческие организации и другие.

6. По размеру организаций (предприятий) - микропредприятия - малые, - средние, - крупные.

7. По объему налогового потенциала - минимальный; - необходимый (оптимальный), - максимальный.

8. По административно- территориальному критерию - муниципальный, - региональный, - федеральный.

Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, какие критерии являются наиболее значимыми для учета их влияния на оценку налогового потенциала региона. Так, применение критерия «по сфере деятельности»,

позволяет оценить налоговый потенциал, как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, т. к. в последние десятилетия в экономике многих стран опережающими темпами развивается именно эта сфера [5, с.878]. Оценка налогового потенциала по видам экономической деятельности позволяет сделать выводы о том, за счет каких сфер в первую очередь происходит формирование налоговых доходов и, наоборот, из каких сфер — недопоступление налогов, что свидетельствует о значительной доле теневой экономики в этом секторе.

Применение критерия «по субъектам хозяйствования», позволяет дать оценку налогового потенциала по исследуемым субъектам с целью уточнения сложившейся налоговой нагрузки по исследуемым субъектам и ее выравнивания в случае необходимости.

Применяя критерий постадийной оценки налогового потенциала в процессе реализации воспроизводственного цикла, можно проанализировать степень налогового изъятия на каждой из стадий цикла с целью поиска резервов налоговых поступлений и предотвращения возможных способов ухода от налогов.

Признак подразделения налогового потенциала региона на минимальный, необходимый и максимальный позволяет сделать выводы о том, к какому значению налогового потенциала региона необходимо стремиться с целью обеспечения принятых расходных обязательств.

Применение административно-территориального критерия для классификации налогового потенциала позволяет определить подходы по оценке налогового потенциала в разрезе составных элементов исследуемой территорий: муниципальных образований, включая муниципальные районы, поселения и другие.

На формирование налогового потенциала регионов оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов, в числе которых: налоговое законодательство, уровень социально-экономического развития региона, структура его промышленного потенциала, наличие природных ресурсов и

трудоемкость их разведки и добычи, уровень внешнеэкономических связей и др. К субъективным факторам региональной экономики можно отнести сформированную налоговую политику в регионе с учетом выпадающих доходов за счет предоставления различных льгот на региональном и муниципальном уровнях региональной экономики.

Произведем группировку факторов, оказывающих влияние на

формирование налогового потенциала региона в таблице 2.

Таблица 2

_Учет факторов для формирования налогового потенциала региона

Факторы Степень влияния на налоговый потенциал

Природно-климатическое положение региона - размеры территории региона, - наличие природных ресурсов по составу и качеству, уровню разведки и добычи, - себестоимость добычи, - климатические условия территории.

Геополитическое положение территории - географическое расположение, - близость внешних границ, - сотрудничество с близлежащими регионами. - состояние межнациональных отношений. - уровень международного сотрудничества и экономических связей.

Состояние экономики региона - уровень развития хозяйственного комплекса региона, -структура промышленности региональной экономики, - уровень инвестиций в экономику, - удельный вес теневой экономики в ВРП региона и др.

Социальные факторы - наличие трудовых ресурсов, -уровень занятости трудовых ресурсов, -удельный вес экономически активного населения, - уровень квалификации кадров, - уровень оплаты труда, - дифференциация доходов населения, - структура миграции населения и пр.

Уровень налогового администрирования и налоговой культуры территорий - адаптивность налогового законодательства социально-экономическому развитию территорий, - эффективность организации налогового администрирования, - информационно-техническое оснащение деятельности налоговых органов, - уровень налоговой культуры в обществе.

Качество - структура органов управления на региональном уровне,

государственного и - техническое оснащение органов управления регионом,

регионального - уровень коррупции в органах региональной власти,

менеджмента - взаимоотношения региональных властей с федеральным

центром.

В бюджетной практике развитых стран за «налоговый потенциал» принимают потенциальный бюджетный (налоговый) доход на душу населения, который может быть получен на региональном уровне (таблица 3):

Таблица 3

Оценка потенциального бюджетного (налогового) дохода на душу населения

в Республики Крым в 2013-2015гг.

Показатели Годы

2013 2014 2015 (прогноз)

1 .Налоговые поступления, млн. руб. 23900 27400 28203,6

2.Численность населения на 1 января текущего года, тыс. чел. 1967,2 1958,5 1893,2

3. Налоговый доход на душу населения, руб. 12149,2 13990,3 14897,3

4. Темп роста налогового дохода на душу населения, в % - 115,2 106,5

Согласно данного прогноза, налоговый доход на душу населения в 2014 году увеличился на 15,2% к уровню 2013 года, а в 2015 году планируется на уровне 6,5% от данных за 2014г. Таким образом, в республике Крым в 2015 году есть резерв по росту налогового дохода на душу населения.

Другим способом оценить налоговый потенциал региона можно, учитывая как фактические налоговые поступления, так и непоступившие доходы в виде образовавшейся налоговой задолженности, выпадающих доходов от применения льгот с учетом юрисдикции региональных и местных органов власти территорий, а также с учетом объемов теневого сектора экономики и приходящихся налоговых доходов из этой сферы. Такой подход можно реализовать с помощью формулы (1):

НПР = НПфакт + НЗнп + НЛвп + ВНПтсэ

где НПР — налоговый потенциал региона,

19

НПфакт — фактические налоговые поступления за период исследования,

НЗнп — сумма задолженности по налогам,

НЛвп — сумма льгот по налогам, установленным региональным (местным) законодательством (выпадающие бюджетные доходы),

ВНПтсэ — возможные налоговые поступления с учетом теневого сектора региональной экономики.

Произведем расчет налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя согласно имеющихся данных о ВРП республики и налоговых поступлениях в таблице 4. Прогнозные данные обозначены курсивом.

Таблица 4

Прогноз налогового потенциала по Республики Крым и г. Севастополю на 2015г. [6,7,8]

Показатели Единицы измерения Годы

2012 2013 2014 2015 (прогноз)

1 .Валовой региональный продукт факт. млн.грн. 44536* 46393 - -

Средний темп роста к предшествующему периоду % - 104,2 121 121

2.Валовой региональный продукт согласно среднего темпа роста в экономике млн.грн. 44536* 53888,6 65205,2 78898,3

3 .Курс гривны руб. 3,8571 3,924 3,2961 2,5

4.Валовой региональный продукт млн. руб. 171779,8 211458,9 214922,9 197245,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Налоговые поступления млн. руб. данные отсутствуют 23900 27400 28203,6

б.Удельный вес налоговых поступлений к ВРП региона в % данные отсутствуют 11,302 12,748 14,248

Отклонение (+;-) к предыдущему периоду в % - в % +1,446 +1,5

* — данные фактические (они приняты за основу расчета)

Учитывая, что на основе показателя валового регионального продукта и уровня налоговых поступлений в ВРП можно рассчитать объем налогового потенциала региона, следует отметить, что этот прогноз может носить неточный характер, что связано с тем, что значение показателя ВРП включает такие элементы, которые не являются базой налогообложения, и, следовательно, не оказывают прямого влияния на формирование налогового потенциала региона.

Исходя из того, что налоговая база региона представляет собой совокупность налоговых баз по различным налогам, формула расчета налогового потенциала может быть представлена в следующем виде (формула 2):

HПБ = (Hбi х №) х X! х XI х... х Xi, (2)

где НПБ — налоговый потенциал региона,

НБi — налоговая база по ьму налогу;

№ — налоговая ставка по ьму налогу;

XI, Х2, ... Xi — это коэффициенты (от 1 до 1), определяющие ряд необходимых условий для региона.

Следует отметить, что НБi — налоговая база по i -му налогу — это прогнозируемая величина. Она определяется в зависимости от условий развития экономики региона, его производственной базы и имеющихся мощностей промышленности, результатов деятельности хозяйствующих субъектов, доходов населения и других показателей, являющихся потенциальными объектами налогообложения на уровне региональной экономики.

Недостатком данной формулы может являться тот факт, что при проведении оценки налогового потенциала региона можно учитывать как объем поступления налоговых платежей, так и дополнительно начисленные суммы налогов с учетом проведенных налоговыми органами проверок.

Рассмотрим, какие источники информации могут быть задействованы из статистической и налоговой отчетности органов ФНС РФ с учетом российской

налоговой практики для определения налоговой базы в регионах по отдельным налогам, действующим на региональном и местном уровнях (таблица 5).

Таблица 5

Особенности оценки налоговой базы по отдельным налогам для формирования налогового потенциала региона

Налоговый платеж Налоговая база для расчета налогового потенциала Источник информации

Налог на прибыль организаций Валовая прибыль ФНС РФ форма №5-П, №5-КГН; данные Росстата

Налог на доходы физических лиц Доходы населения из различных источников ФНС РФ форма №5-НДФЛ, №1-ДДК; данные Росстата

Акцизы, за исключением алкогольной продукции Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении; Стоимость реализованных товаров (выручка) ФНС РФ, форма №1-НМ, №5-НП, №5-АМ, №5-ТИ

Акцизы на алкогольную продукцию Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении ФНС РФ, форма №5-ПВ, №5-АЛ

Налог на добычу полезных ископаемых Стоимость добытого минерального сырья ФНС РФ форма № 1 -НМ,№5 -НДПИ; данные Росстата

Государственная пошлина Начисления за определенные действия ФНС РФ, форма №1-НМ

Упрощенная система налогообложения Валовая выручка (доход); Прибыль от реализации (доход минус затраты) ФНС РФ форма №5-УСН; данные Росстата

Единый сельскохозяйственный налог Валовая выручка ФНС РФ форма №5-ЕСХН; данные Росстата

Единый налог на вмененный доход Потенциально возможный доход ФНС РФ форма №5-ЕНВД; данные Росстата

Патентная система налогообложения Потенциально возможный доход ФНС РФ форма №1-патент; данные Росстата

Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества ФНС РФ форма №5-НИО

Транспортный налог Мощность транспортных средств х количество транспортных средств ФНС РФ форма №5-ТН

Налог на игорный бизнес Количество и виды объектов игорного бизнеса ФНС РФ форма №5-ИБ

Земельный налог Кадастровая стоимость земельных участков ФНС РФ форма №5-МН; данные Росстата

Налог на имущество физических лиц Инвентаризационная (кадастровая) стоимость имущества ФНС РФ форма №5-МН; данные Росстата

Торговый сбор Торговая площадь (объект торговли) данные Росстата

Прочие налоги Начисления ФНС РФ форма №1-НМ

Таким образом, источниками налогового потенциала Республики Крым и г. Севастополя региона могут выступать: добываемые природные ресурсы;

производство подакцизной продукции; прибыль организаций, полученная на подведомственной территории; различные виды доходов населения, включая заработную плату, доходы предпринимателей и субъектов малого бизнеса; наличие движимого и недвижимого имущества, зарегистрированного на данной территории и ряд других действий, подвергаемых уплате государственной пошлины, что можно представить на рисунке 1.

Рассмотрим более подробно, каким образом формируется налоговый потенциал Крымского федерального округа в зависимости от имеющихся объектов налогообложения:

а) Налог на прибыль организаций. Для того, что выступить в качестве налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с российским налоговым законодательством, необходимо вначале пройти перерегистрацию юридического лица и привести в соответствие статус ранее действующей компании по законодательству России. Все организации на территории Республики Крым и г. Севастополя могут пройти перерегистрацию по российскому законодательству, что обеспечивает для них статус российских компаний. При государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная пошлина в Республике Крым и г. Севастополя до 1 января 2015 г. не взимается. Если же до 1.01.2015 г. такого рода заявлений от организаций не поступало, то они имеют право функционировать на территории полуострова Крым, но уже в качестве филиала (представительства) иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПрОИЗЕСДСТВО

Продукции. Б

ТОМ ЧЕС715

подакцизной

Различные тепы бизнеса (игорный)

Выплачиваемая

заработная плата и другие доходы

Добыча прирезных ресурсов

Сальднров анный финансовый результат

Акцизы на отдельные виды подакцизной продукции

Налог на игорный бизнес

1Ьгу"щестБО

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налог на (в части

добычу региональной ставки)

полезных

ископаемых

Недвижимое

Движимое (■транспорт)

и И и

о к *

М И

ЁГ1 —

о о 3

н к

к

Налог на имущество организаций

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц (Налог на недвижимость)

* й О «

с о

Й ю Я О

я 2

Я" о К е

н я

с

о и

о «

о и о

к

«

о

л

к

л о

е

Произведем оценку поступлений по налогу на прибыль организаций от налогоплательщиков Республики Крым и г. Севастополя в таблице 6.

Таблица 6

Расчет прогноза поступлений по налогу на прибыль организаций от налогоплательщиков Республики Крым и г. Севастополя на 2015г. [7,8]

Виды экономической деятельности Сумма прибыли за январь 2015г., млн.руб.** Сумма прибыли за год, млн. руб. (стол.2 х 12 мес.) Применяемая ставка налога, в % Сумма поступлений по налогу на прибыль организаций, млн. руб. Примечание: отметка о сфере, где есть возможность увеличения прибыли, как налогооблагаемой базы

1 2 3 4 5 6

Республика Крым 1676,42 20117,04 20 4023,40 Есть резервы роста поступлений налога

в т.ч.: Промышленность 929,14 11149,68 20 2229,94 есть возможность увеличения прибыли и поступлений налога

в т.ч.: - добыча полезных ископаемых 446,95 5363,4 20 1072,68

-обрабатывающие производства 100,14 1201,68 20 240,34 есть возможность увеличения прибыли и поступлений налога

-производство и распределение электроэнергии, газа и воды 382,05 4584,6 20 916,92 есть возможность увеличения прибыли и поступлений налога

Строительство 212,96 2555,52 20 511,10 -

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 114,44 1373,28 20 274,66

Гостиницы и рестораны 12,44 149,28 20 29,86 есть возможность увеличения прибыли и поступлений налога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспорт и связь 191,56 2298,72 20 459,74 -

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 145,55 1746,6 20 349,32

** использованы фактически полученные данные за январь 2015 г. на основании

данных Крымстата

Согласно произведенного расчета, прогноз суммы поступлений по налогу на прибыль организаций на 2015 год будет составлять 4023,40 млн. рублей, в т. ч. в бюджетную систему региона 3621,06 млн. рублей (18% в региональный бюджет из 20% от установленной ставки по налогу на прибыль по российскому законодательству). Следует также отметить, что по ряду сфер имеются резервы по повышению прибыли организаций и, соответственно, налогооблагаемой базы в связи с отставанием по доле прибыльных организаций по ряду отраслей экономики полуострова Крым от общероссийских показателей. Это относится, прежде всего, к промышленности, в т. ч. по обрабатывающим отраслям, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также гостиничному и ресторанному комплексу Крыма. б) Налог на доходы физических лиц.

Произведем расчет возможных поступлений по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в таблице 7.

Таблица 7

Расчет прогноза поступлений по налогу на доходы физических лиц по _Республики Крым и г. Севастополю на 2015г.

Показатели Единицы измерения Данные

1. Численность населения Республики Крым и г. Севастополя (на 1.01.2015г.) тыс.чел. 1893,245

2. Среднемесячная номинальная заработная плата в Республики Крым на 2015 г. рублей 18600***

3. Экономически активное население (согласно данных по удельному весу экономически активного населения в общей численности за 2013 год) - в % к общей численности населения тыс.чел. % 937,1 49,5

4. Численность безработных (по данным 2014г.) тыс.чел. 54,73

5. Удельный вес стандартных вычетов к сумме облагаемого дохода НДФЛ (согласно данных ФНС по РФ за 2013 г.-форма 1-ДДК ) % 1,4

6. Прогноз налогооблагаемой базы по НДФЛ на 2015 год (стр.2 х 12 мес. х стр.3 х (1-0,014) млн. рублей 18,6 х 12 мес. х (937,1-54,73) х (10,014) =194187754

7. Прогноз суммы налога на доходы физических лиц от планируемого дохода с учетом стандартных вычетов млн. рублей 194187754х0,13 = 25244

*** прогнозируемый уровень номинальной заработной платы в Республики Крым на

2015 г.

Согласно данных налоговой отчетности органов ФНС РФ в виде 5-НДФЛ, с 2008 по 2013 гг. удельный вес стандартных налоговых вычетов в общей сумме облагаемого дохода физических лиц по НДФЛ составил 1,4% (таблица 8), а имущественных вычетов — 0,3% (таблица 9). Согласно представленного расчета, налоговые поступления по НДФЛ на 2015 год могут составить 25,2 млрд. рублей с учетом начисления и выплаты налога по всему экономически активному населению полуострова Крым. Однако следует учесть, что 27 тысяч налогоплательщиков — физических лиц зарегистрированы в качестве предпринимателей, поэтому их выбор может быть как в сторону традиционной системы налогообложения в Российской Федерации, так и в виде применяемых в России специальных налоговых режимов для предпринимателей, которые являются более предпочтительными с точки зрения снижения налоговой нагрузки для них и простоты расчетов при сокращении общих бухгалтерских затрат.

Таблица 8

Предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ в РФ в 2008-

2013гг.

Годы Общая сумма дохода, облагаемая по 13% (руб.) Сумма вычета (руб.) %-ное отношение налогового вычета к сумме дохода

2008 20 113 910 718 174,80 138 151 495 081,52 0,7

2009 23 387 152 247 188,30 347 847 833 652,42 1,5

2010 27 234 322 576 561,10 338 076 468 884,67 1,2

2011 24 682 266 056 432,70 324 706 098 448,71 1,3

2012 23 740 363 786 402,60 348 876 882 406,33 1,5

2013 24 624 513 484 422,80 334 513 438 027,20 1,4

Таблица 9. Предоставление имущественных налоговых вычетов по НДФЛ

в РФ в 2008-2013гг.

Годы Общая сумма дохода, облагаемая по 13% (руб.) Сумма вычета (руб.) %-ное отношение налогового вычета к сумме дохода

2008 20 113 910 718 174,80 140 167 813 027,56 0,7

2009 23 387 152 247 188,30 151 052 711 414,21 0,6

2010 27 234 322 576 561,10 100 549 298 776,28 0,4

2011 24 682 266 056 432,70 74 534 078 278,98 0,3

2012 23 740 363 786 402,60 74 758 662 948,30 0,3

2013 24 624 513 484 422,80 72 999 165 322,48 0,3

Следует также обратить особое внимание при расчете поступлений данного налога на планируемый средний уровень заработной платы в республике — это 18,6 тысяч рублей, при том что в Республике Крым и г. Севастополе наблюдается отставание по уровню заработной платы от общероссийского значения в два раза. Например, размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году в Республике Крым составил 11400 рублей, а в г. Севастополе — 12400 рублей при уровне заработной платы в среднем по Российской Федерации — 29960 рублей.

Согласно данных статистики по Республики Крым, на рынке труда полуострова наблюдается такое явление, как неполная занятость. Например, на 110 предприятиях исследуемой территории (штатная численность — 22462 чел.) в режиме неполной занятости работает 5491 человек (24,4%), в т. ч. находятся в отпуске без сохранения зарплаты 313 человек (1,4%).

В связи с этими допущениями прогноз поступлений по НДФЛ на 2015 год может быть меньше прогнозных цифр.

в) Имущественные налоги. По налогу на имущество физических лиц первым налоговым периодом для жителей Республики Крым и г. Севастополя должен стать 2015 год и уведомления по уплате данного налога физические лица-налогоплательщики получат только в 2016 году. Кроме того, одной из проблем в установлении данного налога является отсутствие в Республике Крым данных по инвентаризационной и тем более кадастровой оценке объектов недвижимости и земель.

Согласно российского законодательства, переход к налогу на недвижимость по регионам России, может быть осуществлен в течение 5 лет, начиная с 2015г., поэтому органы власти в Крымском федеральном округе должны будут успеть в эти сроки провести кадастровую оценку недвижимости и земельных ресурсов.

В Крыму из личной недвижимости предпочтение отдается индивидуальным домам и коттеджам с целью сдачи их в аренду в туристический сезон, поэтому, одной из проблем, аналогичных с Россией, может быть тот факт,

чтобы собственники недвижимости провели своевременно регистрацию и оформление своих объектов в Росреестре с целью постановки их на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

По налогу на имущество организаций органы власти региона планируют получить 2,2 млрд. рублей.

г) Земельные налоги. Посевные площади основных сельскохозяйственных культур в 2009 г. составили 897,9 тыс. га. За период 20052009 гг. в сельскохозяйственный оборот дополнительно вовлечено 112 тыс. га неиспользуемой пашни. За этот период увеличены площади использования орошаемых земель, и в 2010 г. подготовлено к поливному сезону 207 тыс. га. В структуре посевных площадей основных видов сельскохозяйственных культур преобладают посевные площади зерновых и зернобобовых.

Но, учитывая новые реалии, сложившиеся в Республике Крым, необходимо провести кадастровую оценку земель согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, для чего потребуется определенный переходный период.

д) Поступления от малого бизнеса. По состоянию на 1 февраля 2015 г. в Республике Крым и г. Севастополе 27 тысяч индивидуальных предпринимателей прошли перерегистрацию и избрали в качестве режима налогообложения специальные налоговые режимы, принятые по законодательству Российской Федерации. К ним примкнули более 7,5 тысяч юридических лиц, зарегистрированных в едином государственном реестре и подпадающих под условия применения специальных налоговых режимов.

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в автономной республике Крым начала действовать свободная экономическая зона. Создание СЭЗ позволяет применять пониженные налоговые ставки для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса, что привело к следующим изменениям (таблица 11):

Таблица 11

Ставки единого налога по специальным налоговым режимам для _предпринимателей и субъектов малого бизнеса в Крыму

Виды специальных налоговых режимов Применяемые ставки законодательная база

1.Патентная система налогообложения 1% Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым»

2.Упрощенная система налогообложения - объект налогообложения «Доходы» — 3%, - объект налогообложения «Доходы минус расходы» — 7%. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»

Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, что ведение малого бизнеса в Крыму должно иметь весьма благоприятные последствия в виде небольшой налоговой нагрузки для предпринимателей, т. к. ставки налогов значительно ниже, чем по России в целом. В январе 2015г. в бюджет от этого сектора поступило более 47 млн. рублей, что по итогам года может составить 564 млн. рублей.

Рассматривая налоговый потенциал Республики Крым, следует отметить, что общий объем доходов бюджетной системы Крыма за 2013 год составил 18827 млн. руб., расходы составили 18823 млн. руб. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Крым и г. Севастополя в 2014 году составили 34,6 млрд. руб. Основной прирост поступления налогов был обеспечен поступлениями по налогу на прибыль организаций — на 12%, по НДС — на 40%, по НДФЛ — на 32%. [8,С.76]

Согласно проекта бюджета Республики Крым на 2015 год (Рис.2), доходная часть составляет около 18 млрд. руб. В 2015 году основными источниками пополнения бюджета Республики Крым будут выступать налог на доходы физических лиц — 8,7 млрд. руб., акцизный сбор — 2,4 млрд. руб., налог на имущество организаций — 2,2 млрд. руб., а также налог на прибыль

30

организаций — 1,4 млрд. руб. [8, С.76] Таким образом, доходы бюджета Республики Крым 2015 года в 3,5 раза превышают бюджетные показатели республики за 2014 год.

Рис.2 Структура доходов и расходов Республики Крым на 2015 год

Анализируя структуру расходов бюджета Республики Крым, можно

отметить, что наибольший удельный вес расходов приходится на образование,

что составляет в абсолютной сумме 17,3 млрд. рублей, здравоохранение — 16

млрд. рублей, социальную сферу — 12,5 млрд. рублей. На реконструкцию

инфраструктуры Республики Крым, включая строительство и реконструкцию

объектов газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения будет направлено 2,2

млрд. руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

— 421,6 млн. руб. Выделяемые трансферты региональным бюджетам

Республики Крыма составят около 26 млрд. рублей.

Подводя итог проведенному исследованию экономики Крыма и прогноза

его налогового потенциала, следует отметить, что в текущий период времени

полуострову будет, естественно, не хватать собственных налоговых доходов,

приток которых во многом должен быть обеспечен федеральным центром. Но по

мере реализации инвестиционных проектов на территории региона, включая

интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое

31

пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений для устойчивого экономического развития и ряда других, налоговый потенциал региона будет расти за счет создания новых производств, рабочих мест, доходов юридических и физических лиц. Соответственно, можно будет рассчитывать и на дополнительные налоговые доходы, что позволит Республике Крым увеличить долю собственных источников финансирования помимо помощи из федерального центра.

Литература

1. Яковлев А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? //Вопросы экономики.-2000.-№°11.

2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд.. -Инфра-М, 2002.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации

5. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. Москва: Экономика, 1999.

6. Официальный сайт ФНС РФ -www.nalog.ru

7. Территориальный орган государственной статистики Республики Крыма http://gosstat.crimea.ru/

8. Развитие бюджетно-налоговых отношений в Крыму : монография /Н.И.Малис [и др.] -Москва, 2015.

9. Лавник Р.В. Совершенствование налоговой базы региона (на примере субъектов ЦФО) дис. на соиск. степ. к.э.н.-М.:ВГНА, 2009.

References

1. Jakovlev A. Pochemu v Rossii vozmozhen bezriskovyj uhod ot nalogov? //Voprosy jekonomiki.-2000.-№11. (in Russian)

2. Jutkina T.F. Nalogi i nalogooblozhenie: Uchebnik. 2-e izd.. -Infra-M, 2002. (in Russian)

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (in Russian)

32

4. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii (in Russian)

5. Ekonomicheskaja enciklopedija / Pod red. L.I. Abalkina. Moskva: Ekonomika, 1999. (in Russian)

6. Site of Russia taxes servies www.nalog.ru

7. Site of Crimea regional branch of Govermental Statisic Service of Russia http://gosstat.crimea.ru/

8. Razvitie bjudzhetno-nalogovyh otnoshenij v Krymu : monografija /N.I.Malis [i dr.] -Moskva, 2015. (in Russian)

9. Lavnik R.V. Sovershenstvovanie nalogovoj bazy regiona (na primere sub#ektov CFO) dis. na soisk. step. k.je.n.-M.:VGNA, 2009. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.