РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ С ПОМОЩЬЮ МАКРОСТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Л.Г. Воеводкина
Voevodkina L.G. Distributed calculating systems: statistic research of the regional economy with the help of macrostatistic indexes. The basic task of the territorial statistic bodies in the sphere of perfection of regional macroeconomic indexes is improvement. The task has a special significance in connection with the increasing role of Gross Regional Product in reforming inter-budget relations in Russia and use of the index in the process of distributing resources of Financial Support Fund of the Russian Federation subjects.
Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории (экономический регион), и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Эти отношения охватывают не только производство и сбыт, но и включают отношения производства, распределения, обмена и потребления. Экономика региона - сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той или иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.
В современном понимании региональный воспроизводственный процесс осуществляется в единстве внутрирегиональных и межрегиональных материально-технических, финансово-кредитных, трудовых и информационных связей, обеспечивающих последовательную смену его фаз: производство, распределение, перераспределение и использование.
В этой связи распределенные вычислительные системы можно рассматривать как один из основных инструментов статистического исследования региональной экономики.
Система региональных счетов по своему характеру представляет органическую часть СНС. Ее использование позволяет обеспечить получение систематической, экономически сопоставимой, полной информации об экономической деятельности каждого региона, а с другой стороны - для конкретизации состояния национальной экономики в целом.
Поэтому не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересовано в информации, комплексно характеризующей экономику регионов, позволяющей осуществлять выработку эконо-
мической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.
Необходимость расчета макроэкономических региональных показателей для России, в которой размеры некоторых регионов превышают размеры многих европейских стран, не вызывает сомнений.
Федеральной службой государственной статистики России предпринимаются активные усилия по развитию расчетов показателей СНС на региональном уровне на основе единой методологии, соответствующей общим принципам национального счетоводства.
С методологической точки зрения региональная система счетов - система информации о важнейших макроэкономических показателях, представленная в форме таблиц счетов и вспомогательных таблиц.
Современной методологической основой макроэкономических расчетов на федеральном уровне являются концепции и стандарты СНС-93. Методологические принципы, изложенные в СНС-93, могут быть применимы и для региональных макроэкономических показателей. Однако в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, ограниченности информационных ресурсов и трудности решения ряда методологических проблем на внутринациональном уровне вся система показателей СНС для регионов в настоящее время не может быть построена.
Полная система счетов на региональном уровне предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. Операции с другими регионами принимают форму «внешнеэкономических» взаимосвязей (отличаемых, однако, от операций с остальными странами мира).
В реальной действительности региональная экономика является открытой сис-
темой. Резиденты региональной экономики, как правило, осуществляют операции не только на территории своего региона, но и в других регионах. Основная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и, наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами, и эти операции трудно зарегистрировать. Межрегиональные потоки товаров и услуг, финансовых ресурсов, миграции членов домашних хозяйств могут быть очень интенсивными. Отсутствие информации об этих потоках, безусловно, осложняет построение региональных счетов и нарушает сбалансированность показателей производства и использования.
Примеры.
1. Житель Тамбовской области зарабатывает деньги в Москве, а тратит их в Москве, в Тамбовской области и в Краснодарском крае, находясь там летом на отдыхе.
2. Нефть добывается в Тюменской области, а экспортируется через посредническую фирму, находящуюся в Москве.
Аналогичные проблемы имеют место и на федеральном уровне (массовый туризм российских граждан, режим свободной торговли с Белоруссией, большие объемы неорганизованной «челночной» торговли). Тем не менее, несмотря на условность некоторых расчетов (например, объемов товарообмена с Белоруссией или «челночной» торговли), на федеральном уровне строится Платежный баланс и имеется информация и методы для отражения в СНС операций с остальным миром. В регионах же многие предприятия-производители даже не знают, где именно реализуется их продукция.
Существует и ряд других трудностей, связанных не с ограниченностью информации, а концептуальной неопределенностью расчета некоторых показателей на региональном уровне.
Например:
• Как распределить проценты по внешнему государственному долгу между регионами?
• Как и в каких регионах должны быть отражено производство и потребление коллективных услуг (обороны, федерального правительства)?
• Как должны быть распределены между регионами услуги финансовых посредников (в первую очередь, банков), деятельность которых редко ограничивается одним регионом?
Аналогичные вопросы возникают и при определении региональных показателей производства и использования продукции транспорта и связи, внешнеэкономической деятельности и налогов на импорт и экспорт. Однозначных ответов на эти и другие вопросы не существует.
Методологические трудности построения региональных счетов в полном объеме обусловлены наличием различных типов институциональных единиц в каждом регионе. Большую часть институциональных единиц в регионах составляют региональные единицы, центр экономического интереса которых расположен в том же регионе, где осуществляется основная деятельность этих единиц. В этом контексте региональные институциональные единицы являются региональными резидентами и особых трудностей при отражении их операций не возникает.
В каждом регионе существуют и межрегиональные институциональные единицы, центр экономического интереса которых распределен между несколькими регионами, но не охватывает всю страну в целом. Примером межрегиональных единиц могут служить управления железной дороги, пароходства, медицинские центры, обслуживающие население нескольких регионов, крупные предприятия, имеющие филиалы в нескольких регионах. При распределении операций межрегиональных единиц между различными регионами необходимо оценить фактические потоки между заведениями каждой единицы, расположенными в различных регионах. Однако некоторая часть операций межрегиональных единиц не поддается такому распределению. Это означает, что межрегиональные институциональные единицы по определению не могут быть напрямую (непосредственно) разбиты на ряд региональных институциональных единиц.
Кроме того, существует небольшое количество единиц, относящихся к числу национальных, центром экономического интереса которых является не какая-то конкретная географическая часть страны, а Россия в целом (например, Банк России, компания
РАО ЕС России, федеральные министерства и ведомства). Их операции могут быть распределены между регионами лишь с определенной долей условности. Например, возможны ситуации, когда проценты по государственному долгу, подлежащие оплате центральным правительством, никак не связаны с каким-то географическим регионом (даже в тех случаях, когда местоположение отдельных институциональных единиц, получающих эти проценты, можно определить при выплате последних).
Именно из-за трудностей концептуального характера ни одна страна в мире не может построить полную систему счетов для своих регионов. В большинстве случаев региональные счета ограничены учетом производственной деятельности по отраслям и более полными счетами институциональных секторов, включающих региональные единицы, такие как домашние хозяйства и местные органы управления.
Очевидно, что региональные показатели не могут быть построены по той же схеме, что и национальные счета. Методика их построения должна быть существенным образом скорректирована, для расчета региональных показателей должны быть установлены определенные нормы и правила, которые должны базироваться на имеющейся информации и отвечать потребностям пользователей.
На практике при построении региональных счетов используются два метода:
- распределение между регионами различных операций и потоков на основе различных косвенных показателей (удельного веса ВРП региона в ВВП, занятости и т. д.);
- введение в состав национальной экономики дополнительного (условного) региона, объединяющего заведения, расположенные в различных регионах.
Единого международного стандарта построения внутринациональных счетов не существует. Каждая страна организует работу по их составлению по-своему, используя свои подходы к решению методологических проблем определения отдельных региональных показателей. В одних странах первичные расчеты региональных показателей ведутся на региональном уровне, в других - все расчеты осуществляются на федеральном уровне. Некоторые страны вообще не рассчитывают региональные показатели СНС.
В России принята следующая схема расчета региональных показателей СНС. Первоначально они рассчитываются территориальными органами статистики по единому плану и единой методологии, разрабатываемой Федеральной службой государственной статистики. Затем эти показатели направляются в Росстат, где они проверяются, в случае необходимости корректируются и подвергаются централизованному досчету, а затем публикуются в обобщенном виде.
Установлено, что:
• на региональном уровне строится не вся система национальных счетов, а отдельные ее показатели;
• методология построения региональных показателей может несколько отличаться от методологии расчета аналогичных показателей федерального уровня;
• сумма региональных показателей не обязательно должна совпадать с аналогичными показателями федерального уровня;
• расширение числа показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне, осуществляется поэтапно.
В настоящее время система региональных показателей СНС включает в себя следующие показатели:
- валовой региональный продукт;
- фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
- валовое накопление капитала;
- показатели счета образования доходов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы).
Все эти показатели являются важными индикаторами социально-экономического
развития региона, однако базовым показателем в этой системе является показатель валового регионального продукта (ВРП), который рассчитывается на основе счета производства. Счет производства занимает особое место как в СНС, так и в системе региональных счетов, т. к. он является первым в ряду текущих счетов и методология его построения в значительной степени определяет методологию построения всех последующих счетов. Счет отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства.
Балансирующей статьей счета производства по отраслям является валовая добавленная стоимость (ВДС). ВДС исчисляется как
разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Если валовой выпуск оценен в основных ценах, то и ВДС получает оценку в тех же ценах и при сводке данных по региону сумма ВДС отраслей должна корректироваться на величину чистых налогов на продукты, что позволяет получить региональный макроэкономический показатель - валовой региональный продукт (ВРП) (табл. 1).
Таблица 1
Счет производства по Тамбовской области за 2004 г. (оценка в текущих ценах)
Использование млрд руб. Ресурсы млрд руб.
Промежуточное потребление 55636 Выпуск в основных ценах 112520
Валовой региональный продукт 60163 Налоги на продукты 3701
Субсидии на продукты (-) 422
Всего 115799 Всего 115799
РП = (ВВ - ПП) + ЧН на прод. = ВДС + ЧН на прод.
ВРП = (112520 - 55636) + (3701 - 422) =
= 56884 + 3279 = 60163 млрд руб.
По своему экономическому содержанию показатель ВРП аналогичен показателю ВВП, рассчитанному производственным методом на федеральном уровне.
ВРП в рыночных ценах равен сумме отраслевых добавленных стоимостей, созданных за отчетный период резидентными единицами региональной экономики, плюс чистые налоги на продукты.
Методология расчета этого показателя по большинству отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает. Тем не менее, при расчете ВРП в настоящее время не определены подходы к определению ряда показателей, которые включаются в ВВП, поэтому суммарный ВРП регионов меньше ВВП России.
В силу этого при расчетах ВРП требуется решать проблемы, связанные как с распределением по регионам страны части государственных расходов, до сих пор учитываемых только по России в целом, так и с преодолением недостатков регионального учета
(неполноты отражения данных в отчетах казначейств).
На данном этапе при расчетах ВРП целесообразно также:
- оставить в качестве нераспределенной части расходы государства на международную деятельность, расходы на обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов, частично расходы на мобилизационную подготовку экономики, расходы на проведение выборов и референдумов, а также услуги внешней торговли, налоги и субсидии на импорт и экспорт, услуги банков и других финансовых посредников;
- до полного внедрения системы казначейств и финансирования через них всех операций федерального бюджета в региональном разрезе не распределять по регионам расходы на внутренние и пограничные войска, органы внутренних дел и государственной безопасности, уголовно-исправительную систему, органы налоговой полиции и, частично, расходы на службу спасения при ликвидации последствий аварий и других катастроф;
- оставить нераспределенными по регионам расходы федерального бюджета на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, содержание аппарата целевых бюджетных фондов и расходы этих фондов, в том случае если эти расходы практически не проходят через региональные казначейства.
Валовой региональный продукт предназначен для измерения стоимости, созданной в процессе производства, характеризует конечные результаты производства на уровне региона, его производственный потенциал. Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства (труда, капитала и земли). В соответствии с особенностями развития отечественной статистики данный метод расчета ВРП обеспечен исчерпывающей информацией. Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов про-
изводства, выявления относительного уровня экономического развития региона.
Счет производства позволяет проанализировать объем и структуру валового выпуска, промежуточного потребления и ВДС по нескольким направлениям. Рассмотрим некоторые из них по данным Тамбовской области (табл. 2).
Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости. Наибольший удельный вес в Тамбовской области занимают отрасли, оказывающие услуги, а из них - торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг. Доля отраслей, производящих товары, в последние годы заметно снижается, в то же время возрастает удельный вес производства услуг, в том числе рыночных, что свидетельствует об интенсивном формировании рыночной инфраструктуры.
Для характеристики материалоемкости производства можно вычислять долю промежуточного потребления в валовом выпуске. Более высокий удельный вес промежуточного потребления сложился в отраслях, производящих товары - 62,2 %, по сравнению с 34,3 % в отраслях, оказывающих услуги.
Сопоставляя валовую добавленную стоимость и промежуточное потребление (т. е. вычисляя относительные величины координации), получают сводный затратный показатель эффективности производства (Кэф):
Отрасли, производящие товары:
Кэф= 24620 / 38820 = 0,634.
Отрасли, оказывающие услуги:
Кэф= 32265 / 16816 = 1,919.
По всем отраслям экономики Тамбовской области:
Кэф= 55635 / 56885 = 0,978.
Если в среднем по области на каждые 100 единиц затрат было получено 97,8 единицы ВДС, то в отраслях, оказывающих услуги, - 191,9 единицы, а в отраслях, производящих товары, - 63,4 единицы.
Доля налогов в общей величине ВРП позволяет оценить относительную величину налогового бремени. Если в 2000 г. в ВРП Тамбовской области доля чистых налогов на продукты составляла 6,51 %, то в 2004 г. -5,45 %, т. е. налоговое бремя снизилось на 1,06 %.
Привлекая для дальнейшего анализа данные о численности населения региона, численности занятого населения, среднегодовой стоимости основного капитала и др. можно вычислить соответственно следующие показатели: ВРП в расчете на душу населения, уровень производительности труда, уровень капиталоотдачи. Перечисленные показатели необходимы для оценки уровня жизни в регионе, анализа эффективности производства.
Таблица 2
Показатели счета производства по основным отраслям экономики Тамбовской области в 2000 и 2004 гг.
2000 г. 2004 г.
вдс валовой выпуск промежуточное потребление вдс
млн руб. в % к итогу млн руб. млн руб. млн руб. в % к итогу
Производство товаров 10694 45,7 63440 38820
в том числе в отраслях: промышленность и строительство 6205 24,8 45495 30169 15326 26,9
сельское и лесное хозяйство 4420 18,9 17693 8605 9088 16,0
производство услуг 12693 54,3 49080 16816 32264 56,7
в том числе: рыночные услуги 9789 41,9 37235 13137 24098 42,4
нерыночные услуги 2904 12,4 11845 3679 8166 14,4
Итого по отраслям 23378 100,0 112520 55635 56885 100,0
Чистые налоги на продукты 1628 X 3279 X 3279 X
Валовой региональный продукт 25015 X 115799 55636 56884 X
Поскольку ВРП предназначен для характеристики результатов экономической деятельности региона, теоретически более правильно измерять его величину на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала. Практически это сделать сложно, поскольку данные бухгалтерского учета о потреблении основных фондов не в полной мере удовлетворяют требованиям.
Существующая в настоящее время методология построения региональных показателей СНС, разработанная специалистами Росстата, не является незыблемой и устоявшейся. Идет постоянный процесс ее актуализации в соответствии с обновляемой и расширяемой информационной базой проводимых региональных расчетов. Постепенно расширяется число показателей СНС, рассчитываемых на региональном уровне, совершенствуется методология их расчетов.
Дальнейшее развитие методологических работ по совершенствованию региональных расчетов направлено на достижение все большей согласованности макроэкономических показателей федерального и регионального уровня, улучшение внутрирегиональной сбалансированности показателей производства и использования, совершенствование расчетов региональных показателей СНС в реальном исчислении и их динамики.
Наиболее важными задачами в области совершенствования региональных расчетов на данном этапе являются:
• разработка методологических подходов к оценке межрегиональных товарных потоков;
• разработка методологических подходов к расчету косвенно измеряемых услуг финансового посредничества на региональном уровне;
• совершенствование методологии построения баланса основного капитала (в текущих и среднегодовых ценах) в части согласования показателей федерального и регионального уровня;
• совершенствование методологии построения счета образования доходов на региональном уровне;
• совершенствование показателей динамики ВРП и его компонентов, формирование динамических рядов основных агрегатов СНС на региональном уровне.
Основной задачей территориальных органов статистики в области совершенствования расчетов региональных макроэкономических показателей является повышение их качества. Эта задача приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений в России и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Поступила в редакцию 19.02.2007 г.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Т.А. Прокофьева
Prokofjeva T.A. Social and economic functions of public health system. The author suggests a variant of a necessary and sufficient structure of functions realized by the system of public health services of the country and region.
Введение. Совершенствование государственного управления здравоохранением связано, прежде всего, с формированием теоретических представлений о необходимом и достаточном составе реализуемых им функций. Их выявление необходимо для определения роли названной отрасли в соци-
ально-экономической системе страны, субъекта РФ.
В решении поставленной задачи следует, на наш взгляд, учитывать ряд методологических посылок.
1. В составе и содержании функций, реализуемых здравоохранением, отражается