Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты управления ресурсами образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования'

Социально-экономические аспекты управления ресурсами образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕСУРС / RESOURCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недвецкая М. Н., Коробова Е. В., Антонова Н. Н.

В статье рассматривается проблема современного управления ресурсами образовательного учреждения на основе системного и деятельностного подходов. Обосновывается идея о том, что оптимизация системы управления образованием напрямую связана с регулированием всей образовательной деятельности в России. В статье затрагивается вопрос о необходимости выработки каждым образовательным учреждением своего уникального набора ресурсов, механизмов их развития и методов их использования в педагогической практике, а также адаптации их под свои конкретные цели и направления деятельности. Статья посвящена комплексному исследованию процесса построения ресурсной стратегии образовательной организации и системы её планомерной реализации в условиях модернизации образования в России. В этой связи особое внимание уделено анализу экономической устойчивости образовательной организации, которая складывается из факторов внешнего и внутреннего воздействия на данную систему. На основе изучения существующих моделей управления ресурсами образовательных организаций авторами установлено, что понятие социально-экономической устойчивости конкретной образовательной организации становится одной из ключевых задач успешной деятельности образовательной системы в целом. В качестве ключевого доказательства приводится тезис о том, что оценка социально-экономической устойчивости образовательного учреждения процесс постоянный, зависящий от многих внешних факторов, таких как потребности рынка, существующая политика в области образования в данном регионе, перечень перспективных специальностей и социально значимых качеств выпускника, востребованного обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недвецкая М. Н., Коробова Е. В., Антонова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGING RESOURCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERNIZING OF RUSSIAN EDUCATION

The article deals with a problem of modern management of resources of an educational institution on the basis of the system and activity approaches. The idea that the optimization of the education management system is directly related to the regulation of all educational activities in Russia is substantiated. The article raises a question of the need for each educational institution to develop its unique set of resources, the mechanisms for their development and methods of their application in pedagogical practice, and also to adapt them to their specific goals and activities. The work presents a comprehensive study of the process of building a resource strategy for an educational organization and its systematic use in the context of modernizing education in Russia. In this regard, special attention is paid to the analysis of the economic sustainability of the educational organization, which consists of factors of external and internal impact on the system. The authors use studies of existing models of resource management of educational organizations and find that the concept of socio-economic sustainability of a particular educational organization becomes one of the key tasks of the successful operation of the educational system as a whole. The key thesis is that the assessment of the socio-economic sustainability of the educational institution is a constant process, depending on many external factors, such as market needs, the existing education policy in the region, a list of prospective professions and socially significant qualities of the school-leaver, in demand by the society.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты управления ресурсами образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования»

составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.

3. Эстетическая. Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве -прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания [4, с. 138]. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит её содержание до детей. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, дети узнают множество фактов из истории литературы живописи и т. д. Концертмейстер и педагог ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием учеников ту музыку, которую создали великие композиторы-хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

Библиографический список

Можно сделать вывод, что музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок классического танца строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. Музыкальное поддержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

1. Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой. Москва, 1952.

2. Метлов Н.А. Музыка - детям. Москва, 1985.

3. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. Москва: Просвещение, 2006.

4. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусств. Москва: Республика, 2000.

References

1. Yarmolovich L.I. 'Elementy klassicheskogo tanca i ih svyaz's muzykoj. Moskva, 1952.

2. Metlov N.A. Muzyka - detyam. Moskva, 1985.

3. Dzerzhinskaya I.L. Muzykal'noe vospitanie mladshih doshkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 2006.

4. Langer S. Filosofiya vnovom klyuche: Issledovanie simvoliki razuma, rituala i iskusstv. Moskva: Respublika, 2000.

Статья поступила в редакцию 17.11.17

УДК 371.1.07

Nedvetskaya M.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Korobova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGING RESOURCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERNIZING OF RUSSIAN EDUCATION. The article deals with a problem of modern management of resources of an educational institution on the basis of the system and activity approaches. The idea that the optimization of the education management system is directly related to the regulation of all educational activities in Russia is substantiated. The article raises a question of the need for each educational institution to develop its unique set of resources, the mechanisms for their development and methods of their application in pedagogical practice, and also to adapt them to their specific goals and activities. The work presents a comprehensive study of the process of building a resource strategy for an educational organization and its systematic use in the context of modernizing education in Russia. In this regard, special attention is paid to the analysis of the economic sustainability of the educational organization, which consists of factors of external and internal impact on the system. The authors use studies of existing models of resource management of educational organizations and find that the concept of socio-economic sustainability of a particular educational organization becomes one of the key tasks of the successful operation of the educational system as a whole. The key thesis is that the assessment of the socio-economic sustainability of the educational institution is a constant process, depending on many external factors, such as market needs, the existing education policy in the region, a list of prospective professions and socially significant qualities of the school-leaver, in demand by the society.

Key words: management, resource, education, educational institution, education system.

М.Н. Недвецкая, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Е.В. Коробова, канд. пед. наук, доц. РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема современного управления ресурсами образовательного учреждения на основе системного и деятельностного подходов. Обосновывается идея о том, что оптимизация системы управления образованием напрямую связана с регулированием всей образовательной деятельности в России. В статье затрагивается вопрос о необходимости выработки каждым образовательным учреждением своего уникального набора ресурсов, механизмов их развития и методов их использования в педагогической практике, а также адаптации их под свои конкретные цели и направления деятельности. Статья посвящена комплексному исследованию процесса построения ресурсной стратегии образовательной организации и системы её планомерной реализации в условиях модернизации образования в России. В этой связи особое

внимание уделено анализу экономической устойчивости образовательной организации, которая складывается из факторов внешнего и внутреннего воздействия на данную систему. На основе изучения существующих моделей управления ресурсами образовательных организаций авторами установлено, что понятие социально-экономической устойчивости конкретной образовательной организации становится одной из ключевых задач успешной деятельности образовательной системы в целом. В качестве ключевого доказательства приводится тезис о том, что оценка социально-экономической устойчивости образовательного учреждения - процесс постоянный, зависящий от многих внешних факторов, таких как потребности рынка, существующая политика в области образования в данном регионе, перечень перспективных специальностей и социально значимых качеств выпускника, востребованного обществом.

Ключевые слова: управление, ресурс, образование, образовательное учреждение, система образования.

Образование как открытая деятельностная система имеет ресурсы - составляющие компоненты (материальные, кадровые, финансовые и др.), превращающие первоначально поставленную перед системой цель в результаты. Ресурсы - это энергетическая основа любой системы, ключевой фактор ее успешного функционирования. Суть образовательной деятельности такова, что её результат напрямую зависит от качества преобразования исходного ресурса - личности. Именно поэтому управление ресурсами - одно из важнейших направлений регулирования деятельности образовательной системы в России. Сегодня система управления ресурсами является составной и неотъемлемой частью общей работы руководителя по оптимизации процессов, происходящих в образовательном учреждении. Несмотря на общие принципы управления ресурсами, выработанные экономической наукой и практикой, каждое образовательное учреждение - это уникальный набор ресурсов, их развития и привлечения, способов управления ими и использования их в деятельности, а значит, каждая организация должна создавать собственную систему управления этими ресурсами, адаптированную под сформулированные цели и направления её деятельности.

В основе системы управления ресурсами лежит тщательное планирование, отражающее определение потребностей в ресурсах, поставки и закупки, а также целесообразное распределение уже закупленных ресурсов. В научной литературе различают трудовые и материально-технические ресурсы. При этом в рамках управления ресурсами потребности в ресурсах укладываются в функции потребности, а доступность ресурсов - в функции доступности [1]. В самом общем виде управление ресурсами включает в себя ресурсную стратегию и систему её планомерной реализации (процессы планирования, поставок, закупок, распределения, учета и контроля трудовых и материально-технических ресурсов и др.). Таким образом, результативность в достижении целей обеспечивается правильным привлечением, применением и развитием имеющихся ресурсов для производства образовательных услуг, а также управлением этими процессами.

Образовательные услуги являются синтезом ресурсов конечных «потребительских» благ (т. н. непроизводственные «мощности», продукты для личного и общественного потребления) и информационных ресурсов, включающих в себя научный потенциал, культуру и просвещение [2]. Современные образовательные учреждения, функционируя в постоянно меняющихся условиях высокой сложности, динамичности социально-экономической среды и активно развивая политику рыночных отношений, используют специально выработанные методы управления, позволяющие обеспечить конкурентоспособность образовательных услуг, предоставляемых населению. Сфера образования в России традиционно является приоритетной для государства, поэтому планирование и управление ресурсами образовательной системы, нацеленное на повышение её эффективности, должно стать интегративной основой, обеспечивающей качество предоставляемых услуг. Существующая долгие годы практика полной государственной поддержки образовательных организаций существенно снизила их способность в конкурентной борьбе отстаивать право существовать и осуществлять деятельность. В последние десятилетия законы экономической прибыли коснулись и образования: в частности, современные принципы государственного финансирования организации напрямую обусловлены результатами, которые образовательное учреждение может продемонстрировать за определённый период.

В связи с этим в условиях модернизации отечественного образования, а также в свете создания образовательных комплексов и холдингов понятие финансовой устойчивости конкретной образовательной организации становится одной из ключевых задач успешной деятельности образовательной системы в целом. Однако недостаточно полная разработанность научно-методологического инструментария, позволяющего управлять эконо-

мической устойчивостью и применимого к специфике образовательной деятельности, не позволяет в полной мере решить эту задачу. Необходимость привлечения в деятельность учреждения максимального объёма внебюджетных средств и их рациональное использование тесно связано с его инвестиционной привлекательностью, востребованностью оказываемых услуг на рынке труда. Существующая законодательная и нормативно-правовая база регламентирует основные принципы финансирования образовательных учреждений, направленные на рациональное использование доходов и повышение экономической устойчивости.

Общим проблемам управления устойчивым развитием организации посвящены труды многих отечественных ученых-экономистов (А.Г. Аганбегян, М.В. Иванищев, Е.В. Кипчарская, Д.В. Кузьмин, А.А. Мартьянов, В.Н. Меркулов, Э.С. Минаев,

A.Б. Олейник, И.Н. Омельченко, С.В. Савин, С.С. Старикова,

B.А. Туников, С.Г. Фалько и др.). Среди зарубежных исследований по данной проблеме мы отмечаем труды И. Ансоффа, П. Друке-ра, Дж. Кейнса, Ф. Котлера, А. Курно, А. Лернера, У Оучи, Дж. Ри-ггса, Й. Шумпетера и др.

Поскольку образовательная организация по всем признакам признана открытой деятельностной системой, она находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой. Следовательно, экономическая устойчивость образовательной организации складывается из факторов внешнего и внутреннего воздействия на данную систему. Внешними факторами воздействия являются:

• потребители образовательных услуг;

• поставщики, с которыми заключены соответствующие договоры;

• конкурентоспособные организации (государственные и частные образовательные учреждения всех типов и видов);

• органы налогового контроля;

• финансово-кредитные организации.

От грамотности партнёрских отношений с государственными и коммерческими организациями зависит стабильность существования образовательного учреждения. Осуществляя деятельность в постоянно меняющихся внешних условиях, современное образовательное учреждение рассчитывает не только не господдержку, но и вырабатывает собственную стратегию «выживания», используя имеющиеся ресурсы. Компетентность руководителя при таком длительном планировании заключается в том, чтобы, приняв во внимание существующую ситуацию и отталкиваясь от настоящих реалий, построить стратегию успешного существования организации в будущем, независимо от экономической ситуации в стране и финансовой политики государства.

Разрабатывая целостную систему управления экономической устойчивостью и разрабатывая методы её оценки, руководитель образовательного учреждения ставит перед собой цель обеспечить конкурентоспособность своего учреждения, используя на практике современные технические достижения. Достижение данной цели связано с реализацией следующих задач:

- комплексный анализ функционирования существующих в условиях глобализации крупных образовательных систем;

- исследование содержания категорий «экономическая устойчивость» и «экономическая стабильность» в контексте обеспечения конкурентоспособности применительно к образовательной организации;

- исследование существующих в науке подходов, применимых к оценке и управлению экономической устойчивостью образовательной организации;

- разработка теоретических положений и базовых принципов процесса управления экономической устойчивостью образовательной организации в условиях обеспечения её конкурентоспособности;

- разработка методов оценки и обобщающих показателей экономической устойчивости образовательной организации и долгосрочной стратегии повышения устойчивости её деятельности.

Внешняя устойчивость образовательного учреждения рассматривается на различных уровнях: на уровне конкретной организации, отдельной образовательной отрасли и государственной политики в целом. Внутренняя устойчивость базируется, в первую очередь, на функционирующем равновесии внутренних подсистем. Так, исследователи А.С. Бурмистрова и О.И. Литвинова выделяют три уровня внутренней экономической устойчивости образовательной организации:

1. Технико-технологический - уровень обеспеченности организации в соответствии с требованиями и достижениями современной науки, а также с учётом возможностей образовательной отрасли.

2. Финансово-экономический уровень характеризует систему с точки зрения возможности самостоятельно обеспечить стабильное прогрессивное развитие, а также способности организации отвечать за свои финансовые обязательства, заключённые договоры и контракты.

3. Организационный - уровень эффективности использования нематериальных ресурсов, в том числе, и кадровых ресурсов [3, с. 2].

Очевидно, что в планомерном развитии всех указанных уровней экономической стабильности лежит залог устойчивого конкурентного преимущества образовательной организации. Постоянное обновление спектра образовательных услуг, эффективная кадровая политика, а также полное задействование имеющихся технических ресурсов системы работают на инте-гративные показатели экономической устойчивости. Тщательно продуманная руководителем стратегия противостояния негативному воздействию внешней среды, основанная на расширении спектра предоставляемых услуг, учёте потребностей заказчика (родителей, социума), помогает укрепить позиции образовательного учреждения на рынке.

Российское образование всех ступеней имеет чрезвычайно важное значение для экономики страны. От уровня качества отечественного образования зависит экономика страны, конкурентоспособность её специалистов и культура населения в целом. В связи с этим показатели экономической стабильности конкретной организации напрямую складываются из того, насколько эффективна деятельность всей системы образования. Осуществляя постоянный мониторинг рынка образовательных услуг, учреждение имеет возможность всесторонне оценить собственное положение на этом рынке по трём направлениям:

• оценка конкурентоспособности организации;

• оценка её финансовой устойчивости;

• оценка экономического потенциала.

Сравнивая предлагаемые услуги с образовательными программами конкурентов, руководитель может оценить, насколько услуги его организации являются востребованными современным обществом, соответствуют уровню предоставления услуг в данном регионе. Результатом такой комплексной оценки должны стать обновлённые принципы экономической и образовательной деятельности организации, её взаимодействия с государственными органами, заказчиками (государством, некоммерческими предприятиями и частными компаниями) и партнёрами.

Таким образом, в основе оценки экономической устойчивости лежит способность образовательной организации обеспечивать динамику внешних экономических показателей в длительной перспективе. Оценка экономической устойчивости - процесс постоянный, зависящий от многих внешних факторов, таких как потребности рынка, существующая политика в области образования в данном регионе, перечень перспективных специальностей и социально значимых качеств выпускника, востребованного обществом и т. д. Руководитель образовательной организации, планирующий стратегию управления экономической устойчивостью в постоянно меняющихся внешних условиях, оценивает возможные риски, прежде чем принимает управленческое решение.

Балансируя между воздействием внешних и внутренних факторов, образовательное учреждение соблюдает экономическую стабильность, обеспечивает стабильные показатели

Библиографический список

финансового роста, что, в конечном счёте, формирует его положительный экономический имидж. Таким образом, деятельность руководителя по совершенствованию системы управления экономической устойчивостью образовательной организации способствует повышению её конкурентоспособности, грамотному использованию имеющихся в системе ресурсов, а значит, является основой обеспечения качества работы всей образовательной отрасли страны.

Сегодня для повышения эффективности использования ресурсов образовательное учреждение получило права, прежде недоступные госучреждению: возможность оказывать платные образовательные услуги, рационально для бюджета использовать имеющиеся площади (сдавать часть помещения в аренду или предоставлять партнёрам во временное пользование в соответствии с условиями договора социального взаимодействия) [4, с.49]. Такое управление ресурсами позволяет организации уйти от финансовой зависимости, строящейся на господдержке, и самостоятельно планировать бюджет. Особенно это актуально для образовательных учреждений, имеющих в своей структуре учебно-производственные мастерские (хозяйства), которые могут осуществлять собственную экономическую деятельность либо в качестве компонента учебно-производственного комплекса, либо на правах самостоятельного производственного подразделения.

Анализ ресурсного потенциала образовательного учреждения является ключевым этапом стратегического анализа. Исследовав изолированно и в совокупности факторы успеха и неудач, руководитель может оценить возможности организации для эффективного функционирования, т. е. дать ответ на вопрос: может ли данное учреждение продолжать прогрессивный рост, или оно близко к периоду возникновения трудностей функционирования, и необходимо принимать меры по его стабилизации? [5]. Руководитель образовательной организации в таком случае отдаёт себе отчёт в том, что законодательные акты лишь создают механизмы для востребованности образования во всех сферах жизни, но осуществляют эти социальные изменения сами люди.

Следовательно, адаптируясь к новым экономическим условиям страны, руководитель от лица всего образовательного учреждения продумывает стратегию совершенствования финансирования, основанную на следующих перспективных направлениях:

1. Сохранение целевого финансирования образовательных учреждений на базе «подушевого» принципа», обеспечивающего текущие учебные и административно-хозяйственные расходы, заработную плату, переподготовку и повышение квалификации, ремонт оборудования.

2. Расширение возможностей по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников (особенно в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования). Обеспечивая и создавая условия, при которых заработанные средства в полном объёме остаются в их распоряжении, учреждение получает большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств.

3. Перспектива экономии ресурсов за счёт включения в план комплекса организационно-практических мер по рациональному экономическому использованию государственных средств. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций[б]. Такая мобилизация внутрихозяйственных резервов и сокращение непроизводственных расходов и потерь приводит к улучшению общей финансовой дисциплины и контролю за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов.

Таким образом, системная политика по управлению общим потоком финансирования образовательного учреждения приводит к существенному сокращению ненужных расходов, оптимизации финансовой деятельности учреждения, включающей госзаказ, заказы на региональном уровне, заказы предприятий и частных лиц, доходы от использования имущества и научной деятельности.

1. Основы рыночной экономики. Под редакцией А.С. Пелиха. Москва: Наука, 1995.

2. Тихонов А.Н., Абрамишин А.Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Москва: Вита-Пресс, 1998.

3. Бурмистрова А.С., Литвинова О.И. Экономическая устойчивость образовательных учреждений в новых организационно-экономических условиях. Научные исследования в образовании. 2013; 3: 37 - 38.

4. Основы экономики. Под редакцией О.Т. Лебедева. Москва: Наука, 1998.

5. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Москва: ИНФРА, 2000.

6. Финансы, деньги, кредит. Под редакцией Р.В. Соколовой. Москва: Юристъ, 2000.

References

1. Osnovy rynochnoj 'ekonomiki. Pod redakciej A.S. Peliha. Moskva: Nauka, 1995.

2. Tihonov A.N., Abramishin A.E. Upravlenie sovremennym obrazovaniem: social'nye i 'ekonomicheskie aspekty. Moskva: Vita-Press, 1998.

3. Burmistrova A.S., Litvinova O.I. 'Ekonomicheskaya ustojchivost' obrazovatel'nyh uchrezhdenij v novyh organizacionno-'ekonomicheskih usloviyah. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2013; 3: 37 - 38.

4. Osnovy 'ekonomiki. Pod redakciej O.T. Lebedeva. Moskva: Nauka, 1998.

5. Chekmarev V.V. 'Ekonomicheskie problemy sfery obrazovaniya. Moskva: INFRA, 2000.

6. Finansy, den'gi, kredit. Pod redakciej R.V. Sokolovoj. Moskva: Yurist', 2000.

Статья поступила в редакцию 07.12.17

УДК 371.1.07

Nedvetskaya M.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Korobova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Ovcharova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF MANAGEMENT OF THE INFORMATION SPACE OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The article substantiates an idea that in the post-informational Russian society a problem of managing the information space of an educational organization is not as acute, and the introduction of information technologies into the education system is supported at the state level. Based on the study of scientific and practical literature, materials of conferences and methodical journals devoted to this issue, it is determined that most information and communication technologies are developed primarily for the arrangement of the educational process, whereas in the management of educational activities they are poorly represented, which does not yet allow to talk about creating a unified information educational space in Russia. The article defines a concept of "unified information space of an educational institution", which implies compliance with the requirements for monitoring the quality of information services in education. Particular attention is paid to the promising areas of the development of the information educational space. The authors also study levels of the unified information space of the educational institution.

Key words: quality, management, information technologies, education, educational space.

М.Н. Недвецкая, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Е.В. Коробова, канд. пед. наук, доц. РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: [email protected]

А.А. Овчарова, канд. пед. наук, докторант Московского городского педагогического университета, г. Москва,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье обосновывается идея о том, что в постинформационном российском обществе проблема управления информационным пространством образовательной организации стоит как нельзя остро, а внедрение информационных технологий в систему образования поддерживается на государственном уровне. На основе изучения научно-практической литературы, материалов конференций и методических журналов, посвященных данному вопросу, установлено, что большинство информационных и коммуникационных технологий разрабатываются преимущественно для организации учебно-воспитательного процесса, тогда как в сфере управления образовательной деятельностью они представлены слабо, что не позволяет пока говорить о создании единого информационного образовательного пространства России. В статье сформулировано понятие «единое информационное пространство образовательного учреждения», которое предполагает соблюдение требований, предъявляемых к мониторингу качества предоставления информационных услуг в сфере образования. Особое внимание уделено перспективным направлениям развития информационного образовательного пространства. Особое внимание в статье акцентируется на уровнях единого информационного пространства образовательного учреждения.

Ключевые слова: качество, управление, информационные технологии, образование, образовательное пространство.

Важнейшим направлением в деятельности руководителя образовательного учреждения является управление информационным пространством в системе. Жизнь в постинформационном обществе формирует особый тип человеческого мышления - сегодня оно постоянно включено в единое пространство информации, живущее по своим собственным законам.

Образовательное учреждение, реализующее заказ государства в области подготовки будущего гражданина, способного жить и ориентироваться в сложной системе мирового информационного пространства, испытывает особую потребность в том, чтобы в своей образовательной, управленческой и хозяйственно-финансовой деятельности как можно скорее освоить и максимально активно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Активное внедрение информационных

технологий в обучение поддерживается на государственном уровне.

Такая информатизация образования сегодня затрагивает практически все сферы деятельности образовательного учреждения. Однако анализ научно-практической литературы, материалов конференций и методических журналов, посвященных данному направлению [1], позволяет говорить о применении информационных технологий в подавляющем большинстве учреждений не только в образовательно-воспитательном ключе (на уроках и во внеурочной деятельности, для создания обучающих программ и учебных пособий), но и в управлении учебным заведением, в создании образования, открытого для общественности, в конечном счёте, - для конструирования единого информационного образовательного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.