THE USE OF THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE" IN TRAINING UNIVERSITY STUDENTS. The article's objective is to study the specifics of the use of information resources in an educational system. The researchers have carried out an analysis of the use of the social network VKontakte in the educational process of a higher education institution. The work defines advantages of the usage of social networks in education to improve the quality of education and determines the value of social networks. When a student looks for some necessary information, it is important for him to find such source of data, which in accordance with his specific features of perception of information will foster mastering his training material quickly. New information and communication technologies couldn't but influence the changes in strategies of management of educational institutions. It means that the organizational changes in all activities of school that introduce modern technologies into the system of education and even administrative activity are necessary.
Key words: education quality, social networks, information technology information, web resources.
О.К. Сазонова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный
университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
A.А. Костюнина, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский
государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
B.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный
университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «В КОНТАКТЕ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Республики Алтай. Проект №16-16-04007
В статье рассматривается ведущая цель информатизации системы образования. Даётся анализ использования социальной сети «в контакте» в образовательном процессе вуза. Рассматриваются преимущества применения социальных сетей в повышении качества образования, выявляется ценность использования социальных сетей. При поиске необходимой информации студенту важно найти такой источник информации, который в силу его индивидуальных особенностей восприятия информации позволит ему быстро освоить учебный материал. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.
Ключевые слова: качество образования, социальные сети, информационные технологии, информация, веб-ресурсы.
Одной из главных задач любого образовательного учреждения является предоставление качественных услуг в сфере получения новых знаний. Современная ситуация модернизации образования предъявляет все более высокие требования к качеству образования студентов. Повышение эффективности оказания образовательных услуг необходимо искать в совершенствовании процессов обеспечения и организации системы обучения.
За время обучения огромное значение для студентов играет проблема рационального использования времени, то есть получение качественных знаний за минимальное время. В связи с этим на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетен-ции всех педагогических работников. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков [1]. Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности.
По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «ВКонтак-те», «Мой мир», причём «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени [2]. Исходя из представленных данных, логично предположить, что социальная сеть «В контакте» является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально
используя все возможности данного объекта информационных технологий. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Основными принципами социальной сети являются:
1) идентификация - возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);
2) присутствие на сайте - возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения - возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение - возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы - возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
6) репутация - возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен - возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает
мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране. Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя. Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом [3].
Использование социальных сетей и информационных технологий позволяет предоставить возможность получать образование даже в тех случаях, когда у человека есть какие-либо проблемы с обучаемостью, например, со здоровьем или посещаемостью занятий. В данном случае можно получать информацию в любом месте в любой момент времени благодаря электронным устройствам, подключенным к сети Интернет. Это предоставляет новые возможности как для учебных заведений, так и для тех, кто обладает знаниями и хочет ими поделиться [4].
На Психолого-педагогическом факультете Горно-Алтайского Государственного университета активно используются социальная сеть «ВКонтакте» как платформа обучения магистров
Библиографический список
44.03.01 Педагогическое образование профиль «Менеджмент в образовании» в рамках ряда дисциплин. На основе сервиса «сообщество» организована группа, соответствующая данному профилю. Для каждого предмета созданы свои темы для обсуждения, в которых сами участники могут размещать прикрепленными файлами свои материалы, а также имеют возможность комментировать, задавать вопросы преподавателю. Преподаватели выкладывают материалы для обсуждения на семинарских занятиях, ссылки для самостоятельной работы магистров, согласно учебного плана. Социальные сети в первую очередь используются преподавателями дисциплин, в которых предусмотрены: Рефераты; Семинары; Лабораторные работы; Курсовые работы; Выпускная работа.
С помощью социальных сетей преподаватели упрощают следующие процедуры: Информирование студентов; Предоставление методических пособий; Доведение до сведения дополнительных инструкций; Прием работ в электронном виде для проверки; Простейший способ резервного копирования.
В тоже время, для удобства организации производственной практики на историко-филологическом факультете была создана открытая группа «ИФФ практика», в которой зарегистрировались все студенты данного факультета. Методисты данной практики имеют возможность выкладывать методические материалы и оказывать практическую помощь в максимально короткий срок.
Ценность использования социальных сетей не достаточно оценена на сегодняшний день. Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [5]. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, самообразование обучаемых.
1. Домарева Е.В., Димова К.Б., Зозулина Ю.Е. Социальные сети как средство модернизации образовательного процесса. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей XXVIII международной студенческой научно-практической конференции. № 1(28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf
2. Трайнев И.В. Управление развитием информационных педагогических проектов в обществе. Available at: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=230054
3. Клименко О.А Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Реноме; 2012: 405 - 407.
4. Бедретдинова И.А., Ахмедова А.Т. Интеграция социальных сетей в процессе обучения. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: сборник ст. по материалам Vl студ. международной заочной научно-практической конференции. Москва: МЦНО, 2013; 6 (6).
5. Фещенко А.В. Организация совместной учебной деятельности учащихся с помощью социальной сети «В контакте». Национальный исследовательский Томский государственный университет. Available at: Томск. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2012/Feschenko_ Seminar_Razvitie%20odarennosti.pdf
6. Об использовании социальных сетей в образовании. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49
References
1. Domareva E.V., Dimova K.B., Zozulina Yu.E. Social'nye seti kak sredstvo modernizacii obrazovatel'nogo processa. Nauchnoe soobschestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sbornik statej XXVIII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. № 1(28). Available at: http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf
2. Trajnev I.V. Upravlenie razvitiem informacionnyh pedagogicheskih proektov v obschestve. Available at: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=230054
3. Klimenko O.A. Social'nye seti kak sredstvo obucheniya i vzaimodejstviya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Teoriya i praktika obrazovaniya vsovremennom mire: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Renome; 2012: 405 - 407.
4. Bedretdinova I.A., Ahmedova A.T. Integraciya social'nyh setej v processe obucheniya. Molodezhnyj nauchnyj forum: Gumanitarnye nauki: sbornik st. po materialam VI stud. mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MCNO, 2013; 6 (6).
5. Feschenko A.V. Organizaciya sovmestnoj uchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya s pomosch'yu social'noj seti «V kontakte». Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet. Available at: Tomsk. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2012/Feschenko_Seminar_ Razvitie%20odarennosti.pdf
6. Ob ispol'zovanii social'nyh setej v obrazovanii. Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2968-2012-05-30-11-08-49
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 378
Soloviova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Нead of Department of Technology, Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION MAJORING IN "TECHNOLOGY" TO CREATE CONDITIONS FOR GRAPHIC TRAINING AND TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS. The article discusses bachelors' pedagogical education in professional work of a Technology teacher in new conditions of professional standards and teachers' requirements for