Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты развития туризма в регионе Кавказских минеральных вод'

Социально-экономические аспекты развития туризма в регионе Кавказских минеральных вод Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА / УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / ДЕГРАДАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ / ЛЕЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саввова Е.Ю.

Туристско-рекреационный комплекс Кавказских Минеральных Вод недостаточно эффективен, имеет слаборазвитую инфраструктуру и существенные препятствия, сдерживающие дальнейшее развитие курортной отрасли и развитие туризма в СКФО, в частности, в регионе сформированы серьезные экологические проблемы. Вопросы развития туристско-рекреационного комплекса постоянно находятся в центре внимания и являются предметом обсуждения на всех уровнях государственной власти, а так же в общественных, научных и других организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты развития туризма в регионе Кавказских минеральных вод»

Сельская кооперация показала свою жизнеспособность в острой конкурентной борьбе с указанными выше - государственной и частной - благодаря наличию оригинального и конкурентоспособного хозяйственного механизма, содержащего: сотрудничество, добровольность, общие интересы, взаимовыручку, взаимопомощь, достижение не прибыли, а производство продукции и самоуправление.

Список литературы:

1. Кудряшов В.И., Полунин С.В. и др. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения. - М.: ГУП «Агропрогресс», 2000. - С. 200.

2. Пахомчик С.А. Сельскохозяйственная кооперация как средство развития сельского самоуправления. Устойчивое развитие сельской местности: концепция и механизмы. - М.: Энциклопедия рос. деревень, 2001. - С. 409.

3. Русинова О.С. Влияние развития агропромышленного комплекса на социально-экономическое положение сельских территорий аграрного региона // Journal of Economic Regulation. - 2010. - Т. 1, № 4. - С. 72-81.

4. Куликова Е.А. Современное состояние агропромышленного комплекса Северо-Кавказского федерального округа // В сборнике: Будущее науки -2015 Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах / Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2015. -С. 164-167.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

© Саввова Е.Ю.1

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск

Туристско-рекреационный комплекс Кавказских Минеральных Вод недостаточно эффективен, имеет слаборазвитую инфраструктуру и существенные препятствия, сдерживающие дальнейшее развитие курортной отрасли и развитие туризма в СКФО, в частности, в регионе сформированы серьезные экологические проблемы. Вопросы развития тури-стско-рекреационного комплекса постоянно находятся в центре внимания и являются предметом обсуждения на всех уровнях государственной власти, а так же в общественных, научных и других организациях.

Ключевые слова антропогенная нагрузка, утилизация отходов, деградация природных ландшафтов, лечебные ресурсы.

1 Судент 2 курса специальности 080304. Государственное и муниципальное управление. Научный руководитель: Шибиченко Г.И.

К настоящему времени в силу исторически сложившегося многолетнего антропогенного давления на природные лечебные ресурсы в регионе Кавказских Минеральных Вод сформированы серьезные экологические проблемы.

Весьма серьезна проблема сбора и утилизации отходов, негативно сказывающаяся на курортно-рекреационном потенциале региона. Ежегодно на территории региона КМВ образуется около 500 тыс. т отходов производства и потребления, из которых только около 130 тыс. т подвергается термической переработке на мусоросжигательном заводе «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» (мощность завода - 157 тыс. т в год). Оставшаяся часть отходов вывозится для захоронения на единственный специализированный и официально зарегистрированный полигон ООО «Арго», а также размещается на приспособленных и стихийных свалках. Для решения проблемы, прежде всего, необходима разработка концепции, а затем и схемы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов в регионе с ориентацией на единый современный мусороперерабатывающий комплекс [4].

Наблюдается загрязнение поверхностных вод. В реки сбрасываются недостаточно очищенные промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды. Сохраняется значительная часть жилого фонда без канализации. Ливневые и талые воды городов и населенных пунктов сбрасываются, как правило, без очистки и обеззараживания. Не соблюдается режим водоохранных зон. Качество водных объектов региона требует постоянного контроля. В реках Кума, Подкумок, Мокрый Карамык, Кура, Суркуль, Юца в местах ниже крупных населенных пунктов, вблизи дорог с интенсивным движением, рядом с животноводческими комплексами обнаруживается содержание свинца, кадмия, цинка, меди выше допустимых нормативных значений [6, 7].

Увеличивается степень загрязнения атмосферного воздуха. Основную долю загрязнений атмосферы (более 90 %) вносит автотранспорт. Внедрение стандарта качества для приземной атмосферы курортов позволит ужесточить природоохранный режим и сделать привлекательными курорты, которые по своим природным ресурсам может претендовать (помимо бальнеогрязевых) также и на статус круглогодичных климатических курортов. веса факторов.

Проблему радиационного загрязнения в регионе КМВ можно считать локальной, однако она является наиболее острой и неотложной для г. Лермонтова и прилегающих к нему территорий, где в течение длительного времени складировались радиоактивные отходы и на сегодняшний день на поверхности земли находится почти 17 млн. т радиоактивных отходов. Проблема их утилизации стоит весьма остро [5].

Проблемой также является деградация природных ландшафтов. Освоенность земель в регионе КМВ составляет около 90 %, малонарушенные ландшафты составляют около 10 %. В регионе произрастает 38 тыс. га лесов; по расчетам специалистов, для полноценного функционирования курорта лесных насаждений должно быть не менее 100 тыс. га. Высокая осво-

енность территории негативно отражается на состоянии дикой флоры региона. Угрожающим фактором для горных склонов и насаждений древесных и кустарниковых пород являются пожары, вызванные как природными, так и антропогенными факторами. Природный ландшафт позволяет расширить общекурортные терренкуры, проложив их в наиболее живописной местности с высокими оздоровительными свойствами. Однако, на первоначальном этапе это требует значительной государственной финансовой поддержки. Сравнительный анализ лечебных ресурсов и возможностей курортов КМВ и их главных европейских конкурентов - Карловых Вар и Баден-Бадена показал значительное отставание курортов КМВ по уровню развития курортно-туристской инфраструктуры.

На сегодняшний день емкость санаторно-курортного и туристического комплекса (640 тыс. человек в год) не может удовлетворить растущий спрос на санаторно-курортные и туристические услуги. Природно-ресурсный потенциал в виде неиспользуемых запасов минеральной воды для бальнеологических целей (около 4 тыс. куб. м в сутки), позволяет увеличить потенциальную емкость курортов КМВ в 1,5-2 раза.

Наличие растущего внутреннего спроса на санаторно-курортные услуги позволяет определить основную цель стратегии развития санаторно-курортного и туристического комплекса КМВ: «Увеличение потенциальной емкости санаторно-курортного и туристического комплекса КМВ до 1,5 млн. человек в год за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых санаторно-курортных и туристических объектов, путем привлечения частного капитала, освоения новых площадок и увеличение использования месторождений минеральных вод» [6, 7].

Согласованные действия государства и частных инвесторов позволят реализовать программу возрождения и создания высокоэффективного отвечающего мировым стандартам курортно-туристического комплекса. Государственная политика Российской Федерации как ресурс развития региона проявляется в следующих аспектах: регион КМВ имеет особое значение для оздоровления населения Российской Федерации и всегда находился под прямым федеральным управлением. Сейчас это проявляется в статусе руководителя администрации региона КМВ и статусе курортов федерального значения. Поэтому развитие и поддержание функционирования региональной инфраструктуры идет в рамках государственной политики;

- реализуемые в настоящее время национальные проекты могут и должны быть использованы как ресурс развития региона;

- формой концентрации ресурсов в рамках государственной политики будет Система мер государственной поддержки КМВ, вытекающая из Стратегии развития региона КМВ.

С позиции современности высока актуальность разработки новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления пациен-

тов с различными сроками пребывания на курорте, программ оценки их эффективности и качества [3]. Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса.

Государственная политика Российской Федерации как ресурс развития региона проявляется в следующих аспектах: веса факторов.

- регион КМВ имеет особое значение для оздоровления населения Российской Федерации и всегда находился под прямым федеральным управлением. Сейчас это проявляется в статусе руководителя администрации региона КМВ и статусе курортов федерального значения. Поэтому развитие и поддержание функционирования региональной инфраструктуры идет в рамках государственной политики;

- реализуемые в настоящее время национальные проекты могут и должны быть использованы как ресурс развития региона;

- формой концентрации ресурсов в рамках государственной политики будет Система мер государственной поддержки КМВ, вытекающая из Стратегии развития региона КМВ [1, 2, 3].

С позиции современности высока актуальность разработки новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления пациентов с различными сроками пребывания на курорте, программ оценки их эффективности и качества. Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса.

Потенциал туристско-рекреационного комплекса КМВ используется менее чем на 20 %. Основными ограничениями в его развитии в регионах являются низкие стандарты качества гостиниц, несоответствие мировой практике понятия «санаторий», слабое транспортное обслуживание, отсутствие грамотной маркетинговой политики, наличие большого количества неэффективных собственников, пользующихся необоснованными льготами, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.).

3. Указ Президента РФ «О мерах по рациональному использовании ри-родных минеральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Минеральных Вод» от 7 сентября 1995 г. № 904.

4. Проблемы и перспективы управления развитием сферы рекреации и туризма в СКФО / Под ред. Н.В. Медяник, И.С. Штаповой. - ФГАОУ ВПО «СКФУ», филиал в г. Пятигорске, 2014. - 216 с.

5. Куликова Е.А., Боровикова Н.В Проблемы развития туризма и рекреации в регионе КМВ // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты материалы 3-й Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск, 2013. - С. 192-194.

6. Официальный сайт города-курорта Ессентуков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://essentuky-today.ru/.

7. Официальный сайт города-курорта Пятигорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma-pyatigorsk.ru/.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО КАК ФОРПОСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© Саввова Е.Ю.1

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск

В статье систематизирован опыт приграничного сотрудничества и обоснованы стратегические перспективы развития регионов СКФО как форпостов международного экономического сотрудничества.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, регионы СКФО, международные связи.

Процессы глобализации и регионализации сформировали новый пространственный аспект развития Северного Кавказа как приграничного пояса нашей страны, обозначив для него приграничную тематику в качестве ключевого императива и мощного фактора будущего развития.

Регионы СКФО имеют стратегическое значение в укреплении российской государственности, как в политическом, так и в экономическом отношении. Ныне от обеспечения экономической и социальной стабильности в национальных республиках Северного Кавказа во многом зависит решение этнополитических проблем и конфессиональных противоречий внутри макрорегиона.

1 Судент 2 курса специальности 080304. Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.