КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ
СКФО
Дзанагова Татьяна Яковлевна
старший преподаватель Северо-Кавказского федерального университета,
филиал в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск
E-meil: dzanag@mail. ru
THE CLUSTER APPROACH IN TOURISM AS A TOOL FOR ECONOMIC GROWTH AND DIVERSIFICATION ECONOMY SKFO
Tatiana Dzanagova
senior Lecturer of the North Caucasus Federal University, a branch in the town of
Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk
АННОТАЦИЯ
Развитие туризма должно стать одним из приоритетных направлений хозяйственной деятельности, направленным на диверсификацию экономики СКФО, улучшению его социально-экономического развития. Реализация планов по созданию туристско-рекреационного кластера в федеральном округе дает возможность развития специализированного рекреационного
предпринимательства для сбалансированного развития всей туристско -рекреационной системы.
ABSTRACT
Tourism development should be one of the priorities of economic activities aimed at diversifying the economy North Caucasus Federal District, the improvement of the socio-economic development. Implementation plans for a tourist and recreational cluster in the Federal District provides an opportunity to develop specialized recreation business for balanced development of the tourism and recreation system.
Ключевые слова: туризм; рекреация; кластер.
Keywords: tourism; recreation; cluster.
Туризм как отрасль народного хозяйства, является одной из самых перспективных с точки зрения потенциального вклада в социально -экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
Северо-Кавказского федерального округа. Северный Кавказ, обладая важным стратегическим экономико-географическим и транзитным потенциалом почти не использует свои преимущества в рекреационно-туристической отрасли. Причин тому множество. Если обратиться к историческим данным, то картина развития рекреационного комплекса России следующая: если на начало XX в. в России было 36 курортов, представленных 60-ю санаториями, рассчитанных на 3000 мест, и несколькими кумысолечебницами, то за 23 г. советской власти, т. е. к началу 1940 г. в СССР насчитывалось 3600 курортных учреждений на 470000 отдыхающих единовременно [4, с. 54—57]
Серьезно пострадало рекреационное хозяйство страны во время войны 1941—1945 гг., но уже в течение пяти послевоенных лет было восстановлено и реконструировано 100% курортных учреждений и построены новые, причем к 1950 г. довоенный уровень по количеству мест был намного перекрыт. В результате активного развития курортного дела в стране была сформирована широкая сеть курортных учреждений. К 1980-х гг. в СССР уже насчитывалось более 14000 здравниц, обслуживающих ежегодно свыше 100 млн. человек.
В 90-е годы, в связи с распадом СССР, было разрушено единое рекреационное пространство, материальная база курортов снизилась, цены на путевки возросли и стали недоступны большинству населения, здравницы не смогли приспособиться к рыночным реалиям, стали на путь привлечения потребителей модными и дорогими лечебными услугами взамен дешевых и эффективных, что привело к утрате санаторно-курортными учреждениями своей социальной значимости.
Кроме того, популярные курорты и туристические маршруты оказалась на территории Прибалтики, Средней Азии, Закавказья и Украины. По существу сейчас Россия располагает только двумя территориально-рекреационными комплексами — на Черноморском побережье Краснодарского края и Кавказских минеральных водах, причем рыночная доля Черноморского побережья в общем объеме туристско-рекреационного потенциала страны составляет 27,8 %,
Кавказских Минеральных вод — 34,4 %, республик Северного Кавказа — 13,7 %о, доля средней полосы РФ — 22,4 % [2, с. 76—79].
Т. е. на сегодня, рекреационно- туристическая зона СКФО составляет 48,1 % — это почти половина всего потенциала страны.
Развитие рекреационного туристического хозяйства в СКФО может обеспечить снижение социально-экономической напряженности в регионе, способствовать серьезному улучшению экономических показателей, развитию трансформационных преобразований в национальной экономике. Особое место в природно-ресурсном потенциале федерального округа занимает рекреационное направление, которое может и должно оказывать существенное влияние на содержание и темпы регионального развития, повысить значение рекреационных мероприятий в привлечении инвестиций и формировании инвестиционных стратегий в регионе.
В настоящее время наибольшее предпочтение иностранных туристов среди регионов России отдается Северо-Западному федеральному округу — более 40 % всех обслуженных по России турфирмами иностранных туристов, в котором наибольшей туристской привлекательностью пользуется Санкт-Петербург (порядка 35 %) [1, с. 47].
В то же время, уникальность природно-климатических ресурсов регионов СКФО, богатое биологическое разнообразие, бальнеологические и горноклиматические ресурсы и другие преимущества предоставляют возможность для развития туристско-рекреационного комплекса и могут вывести регион на лидирующие позиции в области туристско-рекреационной деятельности, в том числе и во въездном туризме.
Решение Президента и Правительства Российской Федерации о создании туристического кластера призвано обеспечить устойчивое развитие Северного Кавказа и стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе. Получение статуса кластера имеет большое политическое значение для региона, поскольку привлекает внимание инвесторов и способствует развитию торговых операций.
Формирование кластера с включением в него рекреационной территории, характерно наличием бизнес-компонентов (рекреационных предприятий и объектов инфраструктуры), имеющей тесные производственно-хозяйственный связи.
Кластер дает комплексную системную картину ситуации, сложившуюся в группе взаимосвязанных предприятий разных отраслей, обеспечивающих возможность применения инициативного подхода к решению бизнес-задач, стоящих перед регионом, использованию государственно-частных партнерств, в капитале которых могут участвовать местные власти, коммерческие партнеры и институциональные частные инвесторы [3, с. 18].
В связи с реализацией планов по созданию кластера в СКФО появляется возможность развития специализированного рекреационного
предпринимательства для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы, что особенно важно для округа, который по данным Минрегиона за 2013 г. по социально-экономическому положению, состоянию реального сектора экономики и бюджетной системы, инвестиционной привлекательности, доходам и занятости населения намного отстает от всех федеральных округов, что сказывается на качестве жизни местного населения и, соответственно, вызывает определенную социальную напряженность в регионе.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации проекта — создание до 330 тыс. рабочих мест, при этом совокупный валовый региональный продукт к 2025 году увеличится примерно на 900 млрд. рублей. Ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 130 млрд. рублей, что немаловажно в условиях нарастающего кризиса.
В республиках Северо-Кавказского федерального округа, кластерная политика направлена на развитие лечебно-оздоровительного, горнолыжного, спортивного (экстремального), делового, экологического, культурно-познавательного, паломнического, сельского, специализированного (археологического, конного, спелеологического, этнографического) туризма, из них приоритетными является лечебно-оздоровительный и горнолыжный туризм.
Однако отсутствие в СКФО качественной туристской инфраструктуры, невысокий уровень сервиса, недостаточный уровень развития транспортных сетей, негативный имидж Северо-Кавказского федерального округа из-за недостаточного уровня обеспечения безопасности туристов, регламентированный режим посещения территории части республик Северного Кавказа, входящих в состав СКФО для иностранных граждан, серьезно сдерживает развитие туристского кластера.
В то же время, КМВ являются признанными бальнеологическими курортами, требующими определенной модернизации с относительно небольшими финансовыми вложениями, которые могут стать привлекательными как для иностранных, так, и при определенной ценовой политике, российских туристов, одновременно давая возможность развиваться другим, в том числе и приоритетным на сегодня туристским направлениям.
Успех кластерного проекта в СКФО в значительной степени зависит от осознания руководством республик Северного Кавказа срочности и необходимости перемен, активности местных лидеров, как во власти, так и в бизнесе, наличия долговременной стратегии развития кластера, стимулирования развития и повышения инновационного потенциала, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, которые формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы.
Для того, чтобы кластер состоялся, как уникальный инвестиционный проект, необходимо создать такую организацию туристского пространства на территории СКФО, которая бы отличалась не только рациональным использованием региональных природных и историко-культурных ресурсов, но и смогла бы продемонстрировать наряду с высококлассным обслуживанием туристов уникальную самобытность местных традиций, кавказское гостеприимство и радушие. Кластерный подход должен стать инструментом обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики СКФО.
Список литературы:
1. Житенёв С.Ю., Штеле О.Е., Шульгин П.М. и др. Исследование перспективных форм использования объектов культурного и природного наследия России в туристических и рекреационных целях, разработка рекомендаций по совершенствованию объектов для повышения их конкурентоспособности на глобальном рынке. М.: Институт Наследия, 2013 — с. 47.
2. Исмаилова А.З. Анализ конкурентоспособности регионального рынка туристских услуг // Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: сборник научных трудов. Махачкала: ДГТУ, — 2009. — Выпуск XIII. — С. 76—79.
3. Кетелс К. Региональная конкуренция как фактор социально-экономического развития. М.: Наука, 2001. — 320 с.
4. Литвяк Б.И., Александров В.В. Управление туристским и санаторно-курортным сектором экономики на уровень современных требований. // Успехи современного естествознания. — 2005. — № 11 — с. 54—57.