Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты предпринимательства в оценке тольяттинцев (эмпирический опыт)'

Социально-экономические аспекты предпринимательства в оценке тольяттинцев (эмпирический опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALTY / ГОРОД / CITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / РЫНОК / MARKET / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ТОВАРЫ / GOODS / УСЛУГИ / SERVICES / WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства. В рассматриваемый период, особенно впервые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF ENTREPRENEURSHIP IN EVALUATION TOGLIATTI (EMPIRICAL EXPERIENCE)

The transition to market relations in the national economy determines the need for organizational and economic innovations in all areas of economic activity. One of the most important areas of economic reform, promote the development of a competitive market environment, filling the consumer market in goods and services, creating new jobs, the formation of a wide range of owners is the development of small forms of production. The experience of the leading countries of the modern world clearly demonstrates the need for any national economy and highly effective small business sector. Therefore, the revival of Russia can not be implemented without proper development of this sector of the economy, since it is precisely the element that literally drags the economic and social development. The current stage of Russian entrepreneurs' movement begins with the restructuring of our society, proclaimed in the mid-80s and has continued for more than 12 years old who have truly break event for the Russian business. During the reporting period, especially the first 90 years, in a society undergoing radical change with respect to private property and entrepreneurship. After 70 years of ban private ownership of the state for the first time it recognizes the equality of all other forms of property, and for freedom of entrepreneurship. It takes a number of important pieces of legislation, laying the foundations of a new mixed economy, which is characterized by pluralism of ownership and organizational structures. It starts a rapid process of development.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты предпринимательства в оценке тольяттинцев (эмпирический опыт)»

пособие для студентов вузов. - М. : Логос, 2000 - С. 97103.

7. Кравченко Т.С., Грудкина Т.И., Сухочева Н.А., Вол-ченкова А.С. Формирование системы кадрового планирования на предприятиях АПК / Т.С. Кравченко, Т.И. Грудкина, Н.А. Сухочева, А.С. Волченкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 869-877.

8. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 46-50.

9. Желнина Е.В. Социально-экономическое влияние общественного воспроизводства на инновационную активность современных промышленных предприятий // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 110-113.

10. Минакова С.М. Усовершенствование инвестиционно-инновационных механизмов управления предприятием // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 59-61.

11. Шнайдер В.В., Ярыгина Н.А. Инвестиционно-инновационная деятельность: сущность и значение // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 76-79.

12. Ильичева О.В., Михайлова А.А. Значение государственного регулирования в инновационном развитии АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 47-52.

13. Кудинова Г.Э., Мазур З.Ф., Кудинова Н.А. Разработка и формирование «инновационной экономики» при обеспечении устойчивого развития страны // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 38-41.

INNOVATIVE REQUIREMENTS: CONCEPT, CLASSIFICATION, CHANGE TENDENCIES

© 2015

E. V. Zhelnina, candidate of sociological sciences, associate professor of chair "Sociology"

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

Abstract. Article is devoted to studying of the concept "innovative requirement". It is revealed that a source of innovative activity is the economic activity of the enterprise for production of new products directed on scientific and technical creativity, to introduction of new technologies. At the same time, sources of innovative activity need to be looked for in the social relations, social reality, reality. In article it is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown in two aspects: the enterprises act as active developers and producers of innovations; at the same time they are main customers and consumers of innovations. In economy of innovative type there is a change of a vector of priorities in definition of the dominating social values. The author's model of the extending funnel of requirements is presented in article allows "to see" the dominating structure of requirements at a certain step of development of society. In article author's definition concept of "innovative need" for aspect of constructivist and functionalistic approaches is given. It is shown that innovative activity of the industrial enterprises is shown that it forms and staticizes innovative requirements (need for new knowledge, technologies, goods and services) and by that defines mechanisms of innovative development. Article is executed within the Project No. 383: "Workers of the industrial and scientific and technical sphere in the conditions of the monotown (on the example of the sociological analysis of Tolyatti)".

Keywords: public reproduction, innovative requirement, industrial enterprise, innovative activity.

УДК 316.334.23

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОЦЕНКЕ ТОЛЬЯТТИНЦЕВ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства. В рассматриваемый период, особенно впервые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Ключевые слова: предпринимательство, общество, экономика, специальность, город, деятельность, общение, рынок, знание, товары, услуги.

Экономическая сфера, в постиндустриальном обществе, оказывает на жизнь людей, куда большее влияние, чем раньше. В России это можно легко проследить на примере перехода к рыночной экономике, жизнь людей кардинально поменялась, предприятия вышли из-под влияния государства, но кто-то, же должен взять на

себя руководство. Людям пришлось приспосабливаться, брать на себя руководство бизнесом, принимать важные решения, регулировать финансовые потоки. Прошло время и люди стали осознавать, что предпринимательство это полноценная профессия и, занимаясь ею, можно получать высокий доход. Люди стали проявлять всё

больше интереса к предпринимательству, государственный аппарат заметил, что индивидуальные предприниматели стремительно движут экономику страны вверх, оно стало всячески поощрять предпринимателей.

К сожалению, в наше время в России существует очень высокий уровень коррупции, налогообложение, оформление большого количества документации при создании нового предприятия, отсутствие у большинства людей стартового капитала, и при сложившейся ситуации около 85% новых предприятий разоряются [1-7]. На фоне выше перечисленного, у людей стало складываться негативное впечатление о предпринимательской деятельности, сам процесс её кажется очень сложным, рискованным и трудоёмким занятием.

Сталкиваясь с рядом проблем, предпринимательство в России требует тщательного контроля и изучения.

Наилучшим способом изучения является изучение мнения граждан города Тольятти.

В данном исследовании мы изучали мнение жителей города Тольятти об их отношении к предпринимательской деятельности.

Объектом данного исследования являются две группы населения, детерминированные по полу и возрасту: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 35, и мужчины и женщины в возрасте от 35 до 60.

В качестве первого метода выбрано анкетирование. Исследование носит статус пилотажного, и в связи с этим в опросе принимали участие равные представительные группы от двух сравниваемых совокупностей: 50 человек молодежи и 50 людей старших поколений -из которых 50% женского пола и 50% мужского пола.

Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе SPSS.

Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов.

Было проведено четыре интервью, в которых приняли участие респонденты - представители сравниваемых нами совокупностей опрашиваемых, другими словами мы побеседовали с двумя мужчинами и двумя женщинами.

Применение данного метода обоснованно нами как возможность выявления дополнительных, более глубинных сведений по изучаемой нами теме, которые бы смогли показать отношение экспертов в данном вопросе и дать более подробную информацию.

Составленный заранее план интервью включает в себя 14 вопросов. При ответе на задаваемые вопросы респондентам предоставлялась возможность отвечать на них в свободной форме, т. е. без выбора ответа из списка формализованных формулировок. Фиксирование полученных данных имело место сразу после окончания беседы, во избежание создания неудобств опрашиваемых.

Итак, перейдем к описанию гендерных и социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 346 человек, из которых половину составляет молодежь (50%), а половину - люди старших поколений (50%), из которых в свою очередь (50%) составляют мужчины и (50%) женщины. Можно отметить, что мужчины проявляли больший интерес к данный теме, и намного быстрее решались на заполнение анкеты.

Предпринимательская деятельность, как и любая другая имеет свои положительные стороны. В связи с эти нами был задан вопрос: «Как Вы считаете, в чем проявляются положительные стороны предпринимательства для развития общества?». Среди опрошенных на первом месте был вариант, «способствует увеличению числа рабочих мест», мужчины в (92%) случаев показали свою уверенность в том, что развитие предпринимательства

благоприятно сказывается на увеличении численности рабочих мест, это может быть связано с социальной ответственностью, которая ложиться на мужскую часть населения (мужчина - кормилец) [8]. Среди женщин данный вариант выбрали в (74%) случаев, это значительно больше половины опрошенных, что в свою очередь подтверждает наличие у жен половины респондентов положительного мнения о предпринимательстве, как о механизме увеличения количества рабочих мест. Вариант «решение проблемы занятости» и вариант «создание новых товаров и услуг» оказались на втором месте, их выбрали практически равное количество респондентов. «Решение проблемы занятости» в качестве положительного социального эффекта выбрали 46% опрошенных женщин, что на 8% превышает количество ответов мужчин, а вариант «создание новых товаров и услуг» мужчины и женщины выбирали практически одинаковое количество раз, это свидетельствует о том, что мнение людей на этот счёт относительно нейтрально, они не считают, что развитие бизнеса увеличит приток новых товаров и услуг, скорее изменит качество старых, что интересно, данный вариант пользовался приблизительно равным спросом у разных возрастных групп: у молодых людей (42%), у более взрослых (44%) так что на формирование мнения по данному вопросу не оказал влияние не пол, не возраст респондентов.

Развитие гражданского общества и увеличение местного бюджета, по мнению респондентов, не является результатом усиления предпринимательства. Тольятти - город, занимающий 6 место по численности населения, 719,5 тысяч человек [9]. Возможно дело в том, что респонденты рассматривают предпринимательство, как механизм личностного заработка и не думают о положительных социальных последствиях, или незаинтересованность по данной теме связана с малым вниманием со стороны СМИ.

Вариант «демократизация общества» выбрали в (20%) мужчин, (0%) женщин, незаинтересованность женского пола в данной теме свидетельствует о том, что для женщин есть более существенный стороны жизни, такие например воспитание детей, занятие обустройством быта, и они не столь заинтересованы в политической жизни государства, как мужчины. Возрастной анализ показал, что мужчины как молодого возраста, так и старшей возрастной группы в равной степени заинтересованы вопросом свободы слова.

Вариант «снижение роли государства в экономике», мужчины (18%) выбирали на 6% чаще женщин. Вероятнее всего здесь имеет место влияние гендерных характеристик респондента, мужчины более заинтересованы политикой, и бизнесом, соответственно они понимают, что в нашем постиндустриальном мире, государство занимает роль скорее контролирующего механизма: следит за уплатой налогов, за соблюдением законов, контролирует качество товара, услуги.

Проанализировав выше перечисленное, можно сделать вывод о том, что мужчины чаще женщин видят положительные стороны развития предпринимательства, причём в основном это мужчины старшей возрастной группы, в возрасте от 35 лет до 60. У молодых людей, много времени уходит на трудовую деятельность, на создание семьи и, стабилизации быта, поэтому у них остаётся на много меньше времени.

Любая деятельность подразумевает под собой не только положительные стороны, но и отрицательные. А у предпринимательской деятельности много особенностей, неприятных для людей это профессии. Налоги, расходы на сырьё и транспортные расходы (постоянно увеличивающиеся в цене из-за кризиса), зарплаты сотрудникам, коррупция - всё это лишь часть проблем современного бизнесмена [10; 11; 12].

Поэтому нами был задан вопрос: «В чем проявляются отрицательные аспекты влияния предприниматель-

ства на общество?». Среди опрошенных на первом месте оказался ответ «преобладание частных интересов над общественными», женщины в данном вопросе показали большую заинтересованность (64%), что на 8% больше чем ответы респондентов мужчин. Ответы респондентов разных возрастных групп не отличаются, каждая группа (60%), это свидетельствует о том, что в данном вопросе не имеет значения возраст респондента.

Вариант «снижение ответственности государства за поддержку социальной сферы», данный вариант ответа выбрали (36%) мужчин, на 4% больше чем женщины, это может говорить о большем интересе к политике со стороны мужчин. В данном вопросе люди старшей возрастной группы оказались более активны (36%), на 4% больше чем ответы молодых респондентов. Данный вопрос сегодня набирает всё большую актуальность, люди осознают всё загруженность гос. аппарата, и стараются взять на себя некоторые соц. значимые вопросы: создаются фонды поддержки малоимущих семей, детей сирот, инвалидов, бездомных.

Следующее место можно разделить между вариантами «снижение стабильности» и «рост коррупции», это может означать, что людей в равной степени беспокоят эти два аспекта.

Вариант «снижение стабильности», мужчины выбирали чаще женщин, хотя не на много (24%), всего на 2%, из-за малой разницы сложнее судить о предпочтениях полов, они не сильно отличаются. Среди респондентов к молодым людям относятся (22%), а более старым (24%), разница не значительна, хотя люди старшей возрастной группы и выбрали на 2% чаще данный вариант.

А вариант «снижение стабильности», женщин практически не интересует (8%), и напротив, сильно интересует мужчин (34%), это наверняка связано с заинтересованностью мужчин в стабильности и негативному отношению к резким изменениям в жизни, ведь мужчина глава и опора семьи, он должен обеспечивать её финансово. Причём в основном это мужчины старшей возрастной группы (24%), ведь молодым людям не нужно заботиться о стабилизации своей семьи как ячейки общества, тем не менее, они показали активность (22%).

Вариант «большее расслоение общества» не показал сильной заинтересованности респондентов. Вероятнее всего людям кажется, что расслоение общества это одна из самых менее значимых минусов развития предпринимательства.

Затем идёт вариант «снижение качества товаров», здесь мужчины снова оказались активнее (22%), чем женщины (8%), что, скорее всего, из-за большей рациональности мужского пола. Вероятнее всего это связано с большим количеством знаний мужчин в данном вопросе, они понимают, что постоянная конкуренция, изменения цен на сырьё, зачастую заставляют бизнесменов снижать качество продукции, чтобы понизить расходы. Это сказывается и на покупательной способности людей, на здоровье, влияет на уровень жизни в целом. Молодые люди проявили больший интерес к данному вопросу (16%), что на 2% больше чем представители старшей возрастной группы. Что касается такой характеристики как возраст, тут особых расхождений во мнении нет, что свидетельствует о приблизительно одинаковой заинтересованности людей данной проблемой.

И последний вариант «рост преступности», мужчин и женщин это беспокоит в равной степени, и те и другие выбрали данный вариант в (6%) в основном выбирали молодые люди, эти показатели демонстрирует равную степень беспокойства обоих полов. Однако это очень низкий показатель. Люди не связывают предпринимательство и преступность, это положительная тенденция.

Проанализировав всё выше перечисленное, можно сделать вывод о том, что мужчин больше беспокоят отрицательные стороны предпринимательской деятельности, но не намного больше чем женщин. Также напраши-

вается вывод, что данная тема больше беспокоит более старшие поколения респондентов.

Предприниматели обычные люди, они также как и все испытывают, в процессе своей деятельности, трудности. Многие бизнесмены сталкиваются с огромным количеством проблем, зачастую связанных с предпринимательской деятельностью. Обилие административных барьеров, это одно из самых сложны препятствий, стоящих на пути развития бизнеса, которые нужны для открытия своего дела. В настоящее время принято множество нормативных актов, а также проводится регулярные проверки, которые должны способствовать искоренению большинства препятствий, мешающих развитию предпринимательства.

Еще одной проблемой, с корой сталкивается большинство предпринимателей, является малая доступность кредитов. Многие кредитные организации ведут политику работы с крупными заемщиками, и неохотно предоставляют малые, на их взгляд, кредиты на развитие бизнеса [13-16]. Кроме того, для получения малого кредита требуется собрать большое количество документов, а также залог или поручителей, которые будут нести ответственность, в случае если возникнет задолженность, а практика показывает, что такие ситуация возникают часто.

Поэтому мы задавали респондентам вопрос: «С какими негативными аспектами деловой жизни приходится сталкиваться предпринимателям?». На первом месте находится вариант «конкуренция», мужчины чаще женщин отмечали данный вариант ответа: мужчины (78%), женщины (70%), это может быть связано с духом соперничества, который имеет более яркое проявление у мужского пола, мужчины желает быть первым во всём, быть победителем, для того чтобы научится лучше защищать свою семью. Расхождение во мнениях возрастных групп оказались всего 4% это показало, малую роль такой характеристики респондентов, как возраст в данном вопросе.

На втором месте вариант «высокие предпринимательские риски», женщины выбирали данный вариант чаще (76%), чем мужчины (64%), это может быть связано с тем, что женщины не любят рисковать, а высокие риски при занятии предпринимательством весьма вероятны, мужчины же напротив, были на 12% менее активны, что может свидетельствовать, о их осознанном решении идти на риск, при занятии бизнесом. Молодые люди в данном вопросе оказались также активнее старшей возрастной группы (72%/68%) это может свидетельствовать о неопытности, и большему стремлению к приключениям.

На третьем месте «нестабильный доход», этот вариант выбрали (50%) мужчин, что на 10% больше чем ответы женщин, причиной этому может служить, что мужчины «кормилец семьи», и от его дохода зависит положение её экономическое положение, поэтому для него, гораздо важнее стабилизация дохода, как показатель уверенности в завтрашнем дне. Молодые люди в данном вопросе также активнее людей старшего возраста, хоть и не на много, всего на 2% (46%/44%).

Затем вариант «взяточничество», (36%) женщин выбрали данный вариант, на 14% больше чем мужчины, которые оказали более лояльное отношение к взяткам. Среди возрастных групп (26%) молодых людей поддержали данный вариант и (32%) старшего поколения, что на 6%, это свидетельствует о том, что у молодых людей меньше жизненного опыта, и, возможно, они реже встречались с проявлениями коррупции.

Далее «ненормированный рабочий день», мужчины (28%),показали себя на 4% активнее в данной теме чем, женщины, вероятнее всего это связано с большей мобильностью женской половины респондентов, женщины с большим успехом могут планировать свои дела, из-за обилия бытовых дел и дел, связанным с воспитанием и выращиванием детей. Людей старшей возрастной груп-

пы (28%) данный вариант беспокоит больше, чем молодое поколение (24%), это может быть связано с меньшим запасом сил у людей старшего возраста, по сравнению с молодыми людьми, поэтому они предпочитают размеренный нормированный график работы, позволяющий сохранят здоровье.

Следующий вариант «слабая правовая защищённость», (20%) мужчин, на 4% меньше чем женщин, женщины оказались более заинтересованы в правовой защищённости, скорее всего это обусловлено тем, что женщина стремится защитить своего ребёнка, и больше, чем мужчины, беспокоится о правовой защищённости себя и своей трудовой деятельности. Среди возрастных групп, расхождения во мнении не было, молодёжь и представители старшей возрастной группы выбрали данный вариант в 22% случаев, что показывает актуальность правовой защищённости для респондентов все возрастов.

Далее такой вариант как «переизбыток информации», (8%) мужчин, женщины данный вариант не выбирали ни разу, из чего можно судить, что данная проблема их не интересует, что опять же обусловлено особенностями женского мозга, который способен распределять внимание на большее количество дел. Для мужчин это оказалось проблемой. Представители разных возрастных групп оказались солидарны к данному варианту, все выбирали его в (4%) случаев, так как данный вариант выбрали только мужчины, напрашивается вывод о том, что для мужчин, независимо от возраста, это проблема актуальна.

Подводя итоги всему выше перечисленному, можно сделать вывод: мужчин в незначительной степени больше беспокоят негативные аспекты жизни предпринимателя, чем женщин, и в большинстве случаев представителей молодой возрастной группы. Что в основном связано с психофизиологическими особенностями полов, также молодые люди более амбициозны, целеустремлённы, и более рискованны, что выражается в большей заинтересованности негативными аспектами предпринимательской деятельности и обеспокоенности их проблемами.

Если бы жизнь предпринимателя подразумевала под собой одни лишь негативные аспекты, то сложно было бы представить себе людей, добровольно согласившихся на данную деятельность, ведь из неё предприниматель извлекает и позитивную пользу для себя. В связи с этим мы задали респондентам вопрос: «Какую пользу от своей деятельности предприниматели получают лично для себя?».

На первом месте вариант «самореализация», его выбрали (84%) мужчин, (66%) женщин, мужчина глава семейства, именно поэтому они чаще стремятся к самореализации, мужчина старается во всём быть первым, и преуспевать, от его решений и труда зависит продолжение рода и здоровье семьи, а также улучшение бытовых условий. Молодые люди проявили больший интерес к данной теме (76%), что на 2% больше чем люди более старшего поколения, разница не значительна.

На втором месте находится вариант «достойный доход», который выбрали (52%) мужчин, (80%) женщин, мы предполагаем, что женщины стремятся получить больший доход, чтобы содержать детей, женщина -мать. Женщин больше интересуют деньги, потому как у женщин больше материальных потребностей, ввиду больше социальной ответственности, помимо себя, за детей и родителей, также ей нужно хорошо выглядеть одежда, парфюм и средства по уходу за собой и ребёнком, одежда ребёнку, а также детское питание. В данном вопросе больший отклик мы получили от представителей старших поколений (68%), что на 4% больше, чем среди молодых людей, это может быть связано с тем, что взрослые люди уже состоялись в жизни, и их в первую очередь беспокоит именно достойный доход.

На третьем месте «гибкий график работы», женщины оказались более заинтересованы в гибком графике (44%), что на 6% больше чем мужчин, это может быть

связано с тем, что у женщин много хозяйственных дел и дел по уходу за детьми, именно поэтому ей периодически требуется больше времени, вне работы. Среди респондентов (40%) относятся к молодым людям и (42%) к людям более старшего возраста, разница не существенна, оснований для выводов нет.

Затем «удовлетворение от работы», мужчин (22%) меньше чем, женщин (32%) беспокоит данная тема, это может быть связано с особенностями мужского характера, именно поэтому такой фактор как удовлетворение от работы, не имеет для мужчин особого значения, гораздо важнее такие факторы как: доход, стабильность. У женщин же напротив, удовлетворённость от работы для них важна, не меньше остальных факторов, возможно, это связано с большей эмоциональностью женщин, а поэтому среда, в который они удовлетворены работой, для них психологически более комфортна. Молодёжь данный вариант выбрали в (32%) случаев, что сравнительно больше, чем количество респондентов более старшей возрастной группы (24%), из этого напрашивается вывод о том, что для молодых людей удовлетворение от работы гораздо важнее, чем для взрослых, потому что молодые люди ищут себя в жизни, ищут работу с более комфортными условиями для них, а люди старших поколений более терпимы, и морально устойчивы.

Следом вариант «лучшее удовлетворение материальных потребностей», мужчины оказались больше женщин заинтересованы в данной теме (28%/22%). Скорее всего, данный вариант среди мужчин получил большой отклик, из-за того, что мужчины стараются всеми силами, улучшить материальную базу для своей семьи, как уже имеющейся, так и будущей. Именно поэтому среди различных возрастных групп респондентов, нет расхождений во мнении.

Вариант «возможность общаться в «элитных» кругах» выбрали: (22%) мужчин, (6%) женщин, это может быть связано с большей значимостью для мужчин, таких понятий как: уважение, имидж и престиж. Мужчины всегда стараются быть лучшими, занимать высшее положение. В данном вопросе ответы людей старших возрастных групп составили (16%), что на 4% больше, чем представителей более молодых поколений, вероятнее всего здесь имеет место влияние общества, стереотип о том, что все успешные и влиятельные люди относятся к старшим возрастным группам, хотя в современном мире, молодёжь не на много уступает.

Вариант «самоуважение, чувство хозяина», выбрали (18%) мужчин, это на 4% больше, чем выбор женщин. Возможно, это связано с тем, что для мужчин очень важно быть «хозяином», собственником, владельцем, тогда как для женщин, это не столь важно, гораздо важнее быт, семья и дети. Среди молодых людей доля респондентов составила (18%) ,а среди людей старшего возраста (14%) это может указывать на наличие у молодых людей большего количества амбиций и энергии, и большего стремления к всеобщему уважению.

Следом идёт вариант «возможность экономить на товаре/услуге который производит», его выбрали (10%) мужчин и (4%) женщин, можно судить о том, что женщины в меньшей степени заинтересованы в данной выгоде, и не считают данный вариант таким важным. Тогда как мужчины, видят в этом серьёзную возможность экономии, и перспективу для улучшения материального положения семьи. Разница между респондентами разных возрастных категорий не значительна, молодые люди на 2% чаще, более старших выбирали данный вариант (8%/6%).

Далее вариант «чувство превосходства над друзьями», данный вариант не выбрал ни один респондент, что говорит об отсутствии такого фактора у респондентов всех полов и возрастных категорий. Люди не стремятся превосходить своих друзей, а скорее наоборот, хотят быть наравне с ними, как можно ближе к друзьям.

Таким образом, мужчины более заинтересованы в аспектах жизни предпринимательства, касающихся престижа, уважения или материальной выгоды (экономия), тогда как женщин больше заинтересованы в большем количестве времени для себя и своих дел и высокий доход (деньги), для удовлетворения своих нужд и нужд детей. Что касается возрастных характеристик, то молодые люди более активны в данной теме, чем представители более старшей возрастной группы (хотя разница незначительна в большинстве случаев), что может быть связано с поиском ими своего пути в жизни и присутствием неопределённости при выборе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хачатурова Т.О. Риски в деятельности малого и среднего предпринимательства Самарской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 80-82.

2. Яремчук И.Л. Теория предпринимательства и основные аспекты ее развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 110-112.

3. Манова М.В. Современные аспекты влияния предпринимательства на ценности населения (по результатам исследования в период с 2006-2013 гг.) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 61-64.

4. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 83-89.

5. Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.

6. Иваненко Л.В., Петров С.М. Диагностика малого и среднего строительного предпринимательства. концепция кластерной организации малого и среднего строительного предпринимательства // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 80-86.

7. Прямухина Н.В. Роль малого предпринимательства в финансовом пространстве регионов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 57-60.

8. Горбачева Н.Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.

9. Перепись населения Тольятти [Электронный ресурс] http://tltgorod.ru/news/theme-29/news-13221 (Дата обращения 06.04.15).

10. Иванова А.А. Коррупция в сфере российского предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 204-211.

11. Дунин С.В. Модель развития малого и среднего бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 20-23.

12. Пьянкова С.Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в монопрофильных городах (зарубежный и отечественный опыт) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 237-248.

13. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.

14. Тараскина Ю.В. Методические аспекты развития бизнес-процессов организаций // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 153-158.

15. Дунин С.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Самарской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 30-33.

16. Моряхина Н.В., Асанина Д.А., Киндаев А.Ю., Ко-роткова Н.Н. Аналитический обзор состояния современной экономической ситуации в России и развития малого и среднего бизнеса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 214-221.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF ENTREPRENEURSHIP IN EVALUATION TOGLIATTI

(EMPIRICAL EXPERIENCE)

© 2015

T.N. Ivanova, Doctor of Sociology, Professor of Chair "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The transition to market relations in the national economy determines the need for organizational and economic innovations in all areas of economic activity. One of the most important areas of economic reform, promote the development of a competitive market environment, filling the consumer market in goods and services, creating new jobs, the formation of a wide range of owners is the development of small forms of production. The experience of the leading countries of the modern world clearly demonstrates the need for any national economy and highly effective small business sector. Therefore, the revival of Russia can not be implemented without proper development of this sector of the economy, since it is precisely the element that literally drags the economic and social development. The current stage of Russian entrepreneurs' movement begins with the restructuring of our society, proclaimed in the mid-80s and has continued for more than 12 years old who have truly break event for the Russian business. During the reporting period, especially the first 90 years, in a society undergoing radical change with respect to private property and entrepreneurship. After 70 years of ban private ownership of the state for the first time it recognizes the equality of all other forms of property, and for freedom of entrepreneurship. It takes a number of important pieces of legislation, laying the foundations of a new mixed economy, which is characterized by pluralism of ownership and organizational structures. It starts a rapid process of development.

Keywords: business, society, economics, specialty, city, work, communication, market, knowledge, goods, services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.