Научная статья на тему 'Система ценностных ориентаций в структуре управленческой деятельности молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда: социологический анализ'

Система ценностных ориентаций в структуре управленческой деятельности молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ORGANIZATION / VALUES / STRUCTURE OF VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / MANAGEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ким Эльвира Шахретдиновна, Кузеванова Ангелина Леонидовна

Актуальность и цели . Переход российской экономики в систему рыночных отношений определяет новые условия социального управления и формирует новый взгляд на управленческую культуру. В бизнес-среде величина прибыли уже не является критерием успешности организации на первый план выходят вопросы установления доверительных отношений с внешней средой бизнес-организации, формирование социального имиджа, а также совершенствование взаимоотношений с государственными и общественными институтами. В подобных условиях современные руководители коммерческих организаций являются носителями новых социально-экономических отношений, влияющих на эффективность функционирования всех сфер жизни общества. Актуальной является проблема рассмотрения руководителей бизнес-организаций как социально-профессиональной группы со специфической и устойчивой системой ценностей, которые своими действиями способны влиять на различные процессы, происходящие в обществе. Цель работы изучить структуру ценностных ориентаций молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с ценностными представлениями их коллег старшего возраста в контексте управленческой деятельности. Материалы и методы . Для реализации цели с июля по октябрь 2018 г. автором было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса руководителей бизнес-организаций г. Волгограда. Методологический потенциал включает методы системного и сравнительного анализа, детерминации. Результаты . Представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций управленческой деятельности респондентов двух возрастных групп молодых руководителей и руководителей старшего поколения. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей указанных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от размера коммерческой организации и уровня осуществления должностных полномочий. Выводы . Анализ результатов исследования позволил выявить существенные отличия в иерархической структуре терминальных и инструментальных ценностей молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с менеджерами более старшего возраста. Наиболее ярко эти различия выражены в отношении терминальных ценностей. Основным дифференцирующим фактором в отношении инструментальных ценностей выступает принадлежность респондента к тому или иному уровню управления и размер бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS IN THE STRUCTURE OF MANAGEMENT ACTIVITIES OF YOUNG MANAGERS OF VOLGOGRAD BUSINESS ORGANIZATIONS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Background . The transition of the Russian economy into the system of market relations defines new conditions for social management and forms a new look at managerial culture. In the business environment, the amount of profit is no longer a criterion for the success of an organization. At the forefront are issues of establishing trusting relationships with the external environment of a business organization, shaping a social image, as well as improving relations with state and public institutions. In such conditions, modern managers of commercial organizations are carriers of new socio-economic relations that affect the efficiency of functioning of all spheres of society. The problem of considering the managers of business organizations as a social and professional group with a specific and stable value system, which by their actions are able to influence various processes occurring in society, is relevant. The purpose of the work is to study the structure of value orientations of young managers of commercial organizations in Volgograd in comparison with the value ideas of their older colleagues, in the context of management activities. Materials and methods . To achieve the goal, from July to October 2018, the author conducted a sociological study in the form of a questionnaire survey among the managers of business organizations in Volgograd. Methodological potential includes methods of systemic and comparative analysis, determination. Results . A comparative analysis of the results of an empirical study of the value orientations of the management activities of the respondents of two age groups young managers and older managers. The similarities and differences in the value hierarchies of the representatives of these groups are shown both as a whole for the samples, and depending on the size of the commercial organization and the level of exercise of official powers. Conclusions . Analysis of the research results revealed significant differences in the hierarchical structure of the terminal and instrumental values of young managers of business organizations in Volgograd compared with older managers. These differences are most pronounced in terms of terminal values. The main differentiating factor in relation to instrumental values is the respondent’s belonging to one or another level of management and the size of the business.

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций в структуре управленческой деятельности молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда: социологический анализ»

УДК 316.75

Б01 10.21685/2072-3016-2019-1-9

Э. Ш. Ким, А. Л. Кузеванова

СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ г. ВОЛГОГРАДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация.

Актуальность и цели. Переход российской экономики в систему рыночных отношений определяет новые условия социального управления и формирует новый взгляд на управленческую культуру. В бизнес-среде величина прибыли уже не является критерием успешности организации - на первый план выходят вопросы установления доверительных отношений с внешней средой бизнес-организации, формирование социального имиджа, а также совершенствование взаимоотношений с государственными и общественными институтами. В подобных условиях современные руководители коммерческих организаций являются носителями новых социально-экономических отношений, влияющих на эффективность функционирования всех сфер жизни общества. Актуальной является проблема рассмотрения руководителей бизнес-организаций как социально-профессиональной группы со специфической и устойчивой системой ценностей, которые своими действиями способны влиять на различные процессы, происходящие в обществе. Цель работы - изучить структуру ценностных ориентаций молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с ценностными представлениями их коллег старшего возраста в контексте управленческой деятельности.

Материалы и методы. Для реализации цели с июля по октябрь 2018 г. автором было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса руководителей бизнес-организаций г. Волгограда. Методологический потенциал включает методы системного и сравнительного анализа, детерминации.

Результаты. Представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций управленческой деятельности респондентов двух возрастных групп - молодых руководителей и руководителей старшего поколения. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей указанных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от размера коммерческой организации и уровня осуществления должностных полномочий.

Выводы. Анализ результатов исследования позволил выявить существенные отличия в иерархической структуре терминальных и инструментальных ценностей молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с менеджерами более старшего возраста. Наиболее ярко эти различия выражены в отношении терминальных ценностей. Основным дифференцирующим фактором в отношении инструментальных ценностей выступает принадлежность респондента к тому или иному уровню управления и размер бизнеса.

© Ким Э. Ш., Кузеванова А. Л., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Ключевые слова: бизнес-организация, ценности, структура ценностных ориентаций, терминальные ценности, инструментальные ценности, управленческая деятельность.

E. Sh. Kim, A. L. Kuzevanova

THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS IN THE STRUCTURE OF MANAGEMENT ACTIVITIES OF YOUNG MANAGERS OF VOLGOGRAD BUSINESS ORGANIZATIONS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Abstract.

Background. The transition of the Russian economy into the system of market relations defines new conditions for social management and forms a new look at managerial culture. In the business environment, the amount of profit is no longer a criterion for the success of an organization. At the forefront are issues of establishing trusting relationships with the external environment of a business organization, shaping a social image, as well as improving relations with state and public institutions. In such conditions, modern managers of commercial organizations are carriers of new socio-economic relations that affect the efficiency of functioning of all spheres of society. The problem of considering the managers of business organizations as a social and professional group with a specific and stable value system, which by their actions are able to influence various processes occurring in society, is relevant. The purpose of the work is to study the structure of value orientations of young managers of commercial organizations in Volgograd in comparison with the value ideas of their older colleagues, in the context of management activities.

Materials and methods. To achieve the goal, from July to October 2018, the author conducted a sociological study in the form of a questionnaire survey among the managers of business organizations in Volgograd. Methodological potential includes methods of systemic and comparative analysis, determination.

Results. A comparative analysis of the results of an empirical study of the value orientations of the management activities of the respondents of two age groups -young managers and older managers. The similarities and differences in the value hierarchies of the representatives of these groups are shown both as a whole for the samples, and depending on the size of the commercial organization and the level of exercise of official powers.

Conclusions. Analysis of the research results revealed significant differences in the hierarchical structure of the terminal and instrumental values of young managers of business organizations in Volgograd compared with older managers. These differences are most pronounced in terms of terminal values. The main differentiating factor in relation to instrumental values is the respondent's belonging to one or another level of management and the size of the business.

Keywords: business organization, values, structure of value orientations, terminal values, instrumental values, management activity.

В последнее время отечественные исследователи все чаще уделяют внимание рассмотрению вопросов, посвященных изучению особенностей социально-профессиональных групп, которые принимают непосредственное участие в управлении коммерческими организациями (предприниматели, бизнесмены, менеджеры, собственники и др.), в силу того, что они располагают уникальными возможностями влиять на социально-экономические,

культурные и политические процессы, происходящие в обществе [1]. По словам З. М. Дыльновой, предпринимательский слой располагает определенным потенциалом воздействовать на региональный рынок труда, особенно в условиях кризиса [2]. Такие авторы, как Э. В. Бушкова-Шиклина [3], М. С. Вася-нин [4-5], Г. Б. Кошарная [6], А. Л. Кузеванова [7-8], О. И. Муравьева, В. В. Мацута, Ю. Н. Ерлыкова [9], В. П. Позняков [10], С. Ю. Фроловский [11], в своих работах проводят сравнительный анализ деятельности акторов управления с целью выявления степени сходства и различий их ценностных представлений в зависимости от уровня управления, размера бизнеса, половой принадлежности, характера отношения к собственности, уровня деловой активности и внешних условий. Проанализировав весь массив научных исследований по данной тематике, мы приходим к выводу, что в социологической литературе отсутствуют труды, посвященные изучению системы ценностных ориентаций молодых руководителей бизнес-организаций в структуре их управленческой деятельности, что обуславливает необходимость научного анализа этой проблематики.

Изучение данной тематики осуществлялось нами на основании результатов социологического исследования, проведенного автором с применением метода анкетирования в июле-октябре 2018 г. среди руководителей бизнес-организаций г. Волгограда (N = 600; тип выборки - двухступенчатая с квотированием по размеру бизнеса на первом этапе и со случайным отбором респондентов на втором этапе). В данной работе представлен компаративный анализ результатов исследования ценностных ориентаций управленческой деятельности двух возрастных групп: молодых руководителей (N = 300) и руководителей старшего поколения (N = 300) с целью выявления сходств и различий. Прежде чем перейти к анализу основных результатов исследования, мы считаем необходимым прояснить авторскую позицию по следующим вопросам.

Во-первых, менеджеров, предпринимателей, бизнесменов, собственников бизнеса в силу тождественности ряда выполняемых профессиональных функций, реализации похожих целей и задач мы считаем возможным отнести к общей категории - руководители бизнес-организаций, которые посредством управленческой деятельности способны приносить пользу широкому кругу заинтересованных лиц: сотрудникам, потребителям, партнерам, государству. Во-вторых, руководствуясь общим положением «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [12], где возраст до 30 лет, а в некоторых случаях и до 35, считается молодым, в качестве молодых руководителей бизнес-организаций мы будем рассматривать менеджеров в возрасте до 35 лет включительно. Соответственно, руководителями старшего поколения мы считаем менеджеров в возрасте от 36 лет и старше. В-третьих, ценностные ориентации руководителя как субъекта управленческой деятельности представляются нами в качестве детерминант, регулирующих поведение, основанное на мотивированном и самоидентификационном выборе руководителем приоритетного именно для него набора ценностей в реально существующей социальной действительности, при конкретных обстоятельствах и на основании осмысления и оценки, по отношению к объектам управленческой деятельности.

Перейдем к рассмотрению основных результатов исследования. Среди респондентов до 35 лет большая часть (70 %) представлена руководителями малого бизнеса; представителей среднего и крупного бизнеса в выборке -12 и 18 % соответственно, что вполне удовлетворяет характеристике генеральной совокупности. Приблизительно равное соотношение опрошенных по полу - 55 % мужчин и 45 % женщин. В официальном браке находятся 54 % молодых руководителей; 31 % не обременены семейными узами; 8 % разведены; 7 % выбрали вариант «сожительство». Подавляющее большинство (70 %) имеют высшее образование, но лишь у 15 % это образование - управленческое.

Равное число респондентов в возрасте от 36 лет и старше представлено руководителями малого (39 %) и крупного бизнеса (40 %); представителей среднего бизнеса в выборке - 21 %. Число мужчин и женщин составляет 64 и 36 % соответственно. Подавляющее (76 %) количество опрошенных состоят в официальном браке; всего 14 % разведены; 4 % никогда не состояли в браке; 3 % находятся в сожительстве и 2 % овдовели. Основная часть (87 %) респондентов имеют высшее образование, у 30 % оно - управленческое.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Руководителем какого уровня Вы являетесь?» показало: основная часть молодых руководителей представлена линейными менеджерами (36 %); представителей среднего и высшего звена, а также собственников бизнеса в данной выборке - 29 %. Среди руководителей более старшего поколения большая часть - это менеджеры среднего звена (41 %); количество топ-менеджеров составляет 28 %; собственников бизнеса - 19 %; и самое меньшее количество 12 % - это линейные руководители.

Такое положение вещей имеет вполне логичное объяснение, связанное с карьерными возможностями респондентов в зависимости от управленческого опыта. Как правило, чем больше опыт в сфере управленческой деятельности, тем выше возраст руководителя. Среди опрошенных руководителей в возрасте от 36 лет и старше 68 % имели опыт профессиональной деятельности до момента занятия руководящей должности в организации, где они работают сейчас. Для 66 % молодых руководителей - это первый управленческий опыт.

Анализ результатов исследования позволил выявить следующую иерархию личностных (терминальных) и профессиональных (инструментальных) ценностей руководителей двух рассматриваемых возрастных категорий (табл. 1). Так, наиболее предпочтительными среди терминальных ценностей для молодых руководителей являются: «здоровье» (70 %), «материально обеспеченная жизнь» (61 %), «интересная работа» (47,7 %), «активная деятельная жизнь» (40,3 %), «счастливая семейная жизнь» (32,7 %), «любовь» (31,3 %). Среди личностных ценностей менеджеры от 36 лет и старше выделяли: «здоровье» (72,7 %), «материально обеспеченную жизнь» (55,3 %), «активную деятельную жизнь» (49,3 %), «счастливую семейную жизнь» (46,3 %), «интересную работу» (37,7 %), «наличие верных друзей» (34,3 %). Данный выбор приоритетных ценностей согласовывается с распределением ответов респондентов на вопрос «В чем Вы видите цель своей жизни?», где большинство руководителей отметили вариант ответа - «семейное благополучие» (такую позицию выбрали 74 % молодых менеджеров и 86 % тех, кто старше

35 лет), далее шли «профессиональный и карьерный рост» (50 и 47% соответственно), «обеспечение собственного материального благополучия» (47 и 43 %) и «обеспечение материального благополучия близких людей» (39 и 46 %). Отметим, что такая цель, как «обеспечение материального благополучия близких людей», наиболее значима для руководителей более старшего возраста и, по нашему мнению, объясняется тем, что 76 % опрошенных из указанной категории состоят в браке, а значит, выше их уровень ответственности перед членами семьи.

Таблица 1

Иерархическая структура личностных ценностей руководителей бизнес-организаций г. Волгограда с учетом возраста респондентов (п = 600)

№ Наименование % Наименование %

Руководители в возрасте до 35 лет Руководители в возрасте от 36 и старше

1 Здоровье 70 Здоровье 72,7

2 Материально обеспеченная жизнь 61 Материально обеспеченная жизнь 55,3

3 Интересная работа 47,7 Активная деятельная жизнь 49,3

4 Активная деятельная жизнь 40,3 Счастливая семейная жизнь 46,3

5 Счастливая семейная жизнь 32,7 Интересная работа 37,7

6 Любовь 31,3 Наличие верных друзей 34,3

7 Наличие верных друзей 30,3 Жизненная мудрость 29,3

8 Насыщенная событиями жизнь 25,7 Уверенность в себе 29

9 Развитие 21,3 Любовь 25,7

10 Жизненная мудрость 18,3 Насыщенная событиями жизнь 25

11 Уверенность в себе 17,7 Развитие 18

12 Познание 12,7 Свобода 16,3

13 Свобода 10,7 Счастье других 8,3

14 Творчество 9,3 Общественное признание 7,3

15 Красота природы и искусства 8,3 Красота природы и искусства 5

16 Счастье других 8 Познание 7

17 Общественное признание / удовольствия 5,7 / 5,7 Удовольствия 3

18 Творчество 1,7

Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.

Из табл. 1 можно заметить, что для респондентов двух возрастных групп одинаково важны такие ценности, как «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь», которые расположились на 1-м и 2-м месте иерархиче-

ской структуры терминальных ценностей руководителей, что свидетельствует о высокой значимости указанных ценностей независимо от возрастной принадлежности.

Более детальное сравнение имеющихся иерархий указывает на наличие существенных различий. Так, ценность «интересная работа» выбрали 47,7 % молодых руководителей, и в структуре их терминальных ценностей ей отводится 3-е место. В то время как для группы руководителей от 36 лет и старше указанная ценность стоит лишь на 5-м месте, ее выбрали 37,7 %. Больше ориентированы на ценность «любовь» управленцы до 35 лет - 31,3 % (6-е место), чем их коллеги в более старшем возрасте - 25,7 % (9-е место). Ценности «познание» и «творчество» в структуре личностных ценностей молодых руководителей находятся выше и занимают 12-е (12,7 %) и 14-е (9,3 %) места, в то время как для руководителей более старшего возраста отмеченные ценности наименее предпочтительны из всех вариантов и занимают 16-е (7 %) и 18-е (1,7 %) места соответственно. Менеджеры старшего поколения в жизни больше ориентируются на ценности «жизненная мудрость» и «уверенность в себе» (29,3 и 29 %), что соответствует 7-му и 8-му местам, а их коллеги в молодом возрасте выбирали указанные ценности реже - 10-е (18,3 %) и 11-е (17,7 %) места соответственно. Такие ценности, как «красота природы и искусства» и «удовольствия», одинаково не очень значимы для обеих групп, их места 15-е и 17-е соответственно.

Среди профессиональных ценностей для молодых руководителей на более высоких местах по предпочтительности оказались: «ответственность» (68,3 %), «исполнительность» (50,7 %), «аккуратность» (46,3 %), «эффективность в делах» (35 %), «честность» (30,7 %), «образованность» (25,7 %). Для менеджеров в возрасте старше 35 лет наиболее важными в профессиональном плане выступают следующие ценности: «ответственность» (70,3 %), «аккуратность» (45 %), «эффективность в делах» (43,3 %), «исполнительность» (42 %), «честность» (35 %), «образованность» (34 %). Важным является тот факт, что большая часть респондентов (48 % молодых руководителей и 52 % их коллег в более старшем возрасте) полагают, что ценность образования имеет важное значение в управленческой деятельности.

Менеджеры в молодом возрасте в своей профессиональной деятельности чаще ориентированы на ценность «исполнительность» (50,7 %; 2-е место в иерархической структуре), в то время как для руководителей старшего поколения отмеченная ценность находится только на 4-м месте (42 %). Ориентация на «самоконтроль» более значима для группы управленцев до 35 лет и находится на 7-м месте, что нельзя сказать о второй изучаемой группе, для которой эта ценность стоит на 9-м месте, ее предпочли 23 % респондентов в возрасте старше 36 лет. Весомым отличием является и то, что молодые руководители больше ориентированы в своей профессиональной деятельности на установку «жизнерадостность» (17 %; 10-е место) в сравнении с коллегами, находящимися в возрасте (11,7 %; 15-е место). В иерархической структуре профессиональных ценностей менеджеров от 36 лет и старше ценность «высокие запросы» стоит выше (8-е место), чем у молодых управленцев, и занимает 11-е место, уступая позиции ценностям «воспитанность» (21,7 %; 9-е место) и «жизнерадостность» (17 %; 10-е место). Ценность «чуткость» более предпочтительна для группы управленцев в молодом возрасте (7 %;

15-е место), в то время как для руководителей в возрасте от 36 лет и старше эта установка стоит на последней позиции (11,3 %), уступая место ценностям «непримиримость» (9 %; 16-я позиция) и «жизнерадостность» (11,7 %; 15-я позиция).

Значимым является то, что представители обеих групп ключевой ценностью своей профессиональной деятельности считают ответственность. Это подтверждается и распределением ответов респондентов на вопрос «На какие ценности управления Вы ориентируетесь в своей профессиональной деятельности?» (табл. 2), где в качестве основных ценностей управления руководители обеих групп отметили «профессионализм», «ответственность» и «эффективность». Из табл. 2 видно, что руководители более старшего возраста чаще выбирают ценность «законность» (4-е место в иерархической структуре), чем молодые менеджеры.

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «На какие ценности управления Вы ориентируетесь в своей профессиональной деятельности?» с учетом возраста респондентов (п = 600)

№ Наименование % Наименование %

Руководители в возрасте до 35 лет Руководители в возрасте от 36 и старше

1 Профессионализм 62 Профессионализм 77

2 Ответственность 53 Эффективность 56

3 Эффективность 46,7 Ответственность 55

4 Ориентация на клиента 42 Законность 36

5 Успех 28,3 Ориентация на клиента 35,3

6 Справедливость 25,7 Успех 29

7 Законность 24 Справедливость 28,7

8 Вовлеченность 23,3 Надежность 26,3

9 Надежность 22,3 Вовлеченность 23,7

10 Сотрудничество 21 Безопасность в ведении бизнеса 23,3

11 Безопасность в ведении бизнеса 17,3 Сотрудничество 19,7

12 Предприимчивость 17 Ориентация на персонал 18

13 Ориентация на персонал 11,3 Предприимчивость 12,3

14 Независимость 7,7 Власть 6,3

15 Власть 3,7 Независимость 5

16 Принуждение 1 Принуждение 1,3

Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.

В то же время иерархия управленческих ценностей в группе молодых руководителей меняется в зависимости от размера организации. Если при определении ключевой ценности представители малого, среднего и крупного

бизнеса были единогласны и выбрали «профессионализм», то последующее распределение имеет ряд отличий. Респонденты, чей бизнес имеет средний и крупный масштаб, на 2-е место поставили «эффективность», а на 3-е - «ответственность». Однако на 4-м месте у представителей среднего бизнеса расположились «успех», «сотрудничество» и «справедливость», у крупного 4-ю позицию занимает ценность «справедливость», а 5-ю - «надежность». Совершенно иначе расставили акценты руководители мелких организаций, для которых ведущие ценности управления выглядят следующим образом: «ответственность», «ориентация на клиента», «эффективность и успех». Отметим, что значимость такой ценности, как «надежность», наиболее высока для крупного бизнеса (44 %); ценность «безопасность в ведении бизнеса» -для бизнес-организаций, имеющих средний размер (22 % респондентов данной группы выбрали такой вариант ответа); «независимость» и «власть» - для мелкого бизнеса (10 и 5 %). Похожее распределение ответов и у руководителей старшего поколения, однако если иерархия ключевых управленческих ценностей в группе респондентов малого бизнеса идентична, то для представителей среднего и крупного бизнеса важное место занимает ценность «законность», которую они ставят на 4-ю позицию. В своей профессиональной деятельности руководители в возрасте от 36 лет и старше, чей бизнес имеет малый масштаб, в большей степени ориентированы на клиента (50 %); ценность «вовлеченность» наиболее значима для крупных бизнесменов (37,5 %); для руководителей среднего бизнеса, в отличие от других, значимы ценности «власть» и «независимость».

Важно также отметить, что ключевые ценности управленческой деятельности меняются в зависимости от уровня осуществления полномочий руководителя. Так, линейные менеджеры в возрасте до 35 лет в своей профессиональной деятельности более ориентированы на ценности «ответственность» и «безопасность в ведении бизнеса». Руководители высшего звена чаще, чем все остальные, руководствуются такими ценностями, как «эффективность», «сотрудничество», «справедливость», «надежность», «ориентация на персонал». Менеджеры среднего звена нацелены на «независимость», «предприимчивость» и «власть», а для собственников бизнеса предпочтительнее «ориентация на клиента», «профессионализм», «законность» и «успех». Распределение ответов представителей второй изучаемой возрастной группы выглядит следующим образом: топ-менеджеры больше ориентированы на ценности «профессионализм», «законность», «безопасность в ведении бизнеса» и «ответственность»; руководители среднего звена наиболее значимыми для себя определили ценности «сотрудничество» и «надежность»; линейные менеджеры - ценности «вовлеченность», «эффективность», «справедливость» и «ориентация на персонал»; собственники компаний выбрали варианты ответа «ориентированность на клиента», «предприимчивость», «независимость», «власть» и «успех».

Таким образом, изучение ценностных ориентаций молодых руководителей волгоградских бизнес-организаций в структуре их управленческой деятельности и в сравнении с установками их коллег более старшего возраста приводит к выводу о том, что существуют определенные различия в иерархической структуре ценностных ориентаций двух изучаемых возрастных групп.

Особенно значимы эти различия в структуре терминальных ценностей. Выявлено, что система инструментальных ценностей согласовывается с ключевыми ценностями управления, на которые ориентируются менеджеры в ежедневных практиках. Однако при этом дифференцирующими факторами в отношении инструментальных ценностей выступают принадлежность респондента к тому или иному уровню управления и размер бизнеса. Молодые руководители, представляющие крупный бизнес, в большей степени руководствуются ценностью «надежность», в то время как менеджеры от 36 лет и старше называют наиболее значимой такую ценность, как «вовлеченность». Представители молодого поколения, чей бизнес имеет малый масштаб, чаще остальных выбирали ценности «власть» и «независимость», в то время как респонденты старшего поколения более других ориентированы на клиента. Для молодых руководителей высшего уровня ключевой ценностью является «профессионализм», а для их коллег более старшего возраста - «ответственность».

Библиографический список

1. Иванова, А. Ю. Оптимизация деятельности топ-менеджеров на основе ценностного подхода / А. Ю. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2008. - № 76-1. - С. 143-149.

2. Дыльнова, З. М. Ресурсы предпринимательства на региональном рынке труда в условиях кризиса / З. М. Дыльнова // Социология XXI века: традиции и инновации : материалы науч.-практ. конф. «Дыльновские чтения». - Саратов : Саратовский источник, 2017. - С. 43-46.

3. Бушкова-Шиклина, Э. В. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ / Э. В. Бушкова-Шиклина // Философия и социология. -2009. - № 2. - С. 12-14.

4. Васянин, М. С. Ценности предпринимательского слоя современной России / М. С. Васянин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 87-97.

5. Васянин, М. С. Предпринимательство в системе ценностей российского общества / М. С. Васянин, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4 (24). - С. 58-66.

6. Кошарная, Г. Б. Влияние ценностей отечественного предпринимательства на интеграционные процессы в обществе / Г. Б. Кошарная // Власть. - 2016. - № 9. -С. 133-137.

7. Кузеванова, А. Л. Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект / А. Л. Кузеванова // Регионология. - 2010. - № 3. -С. 189-196.

8. Кузеванова, А. Л. К вопросу об аксиологической составляющей деятельности бизнес-организаций (социологический анализ) / А. Л. Кузеванова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4 (2). - С. 40-44.

9. Муравьева, О. И. Ценностные ориентации предпринимателей малых и крупных городов / О. И. Муравьева, В. В. Мацута, Ю. Н. Ерлыкова // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 48. - С. 102-110.

10. Позняков, В. П. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности / В. П. Позняков // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 4. - С. 212-220.

11. Флоровский, С. Ю. Ценностно-ориентированная регуляция совместной управленческой деятельности руководителей: динамика в условиях переходного

периода / С. Ю. Флоровский // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений. - Москва ; Кострома : КГУ, 2003. - Т. 2. -С. 208-212.

12. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70713498/

References

1. Ivanova A. Yu. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [Bulletin of Herzen University]. 2008, no. 76-1, pp. 143-149. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dyl'nova Z. M. Sotsiologiya XXI veka: traditsii i innovatsii: materialy nauch.-prakt. konf. «Dyl'novskie chteniya» [Sociology of XXI century: traditions and innovations: proceedings of scientific and practical conference "Dylnov readings"]. Saratov: Sara-tovskiy istochnik, 2017, pp. 43-46. [In Russian]

3. Bushkova-Shiklina E. V. Filosofiya i sotsiologiya [Philosophy and sociology]. 2009, no. 2, pp. 12-14. [In Russian]

4. Vasyanin M. S. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchest-vennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 1 (21), pp. 87-97. [In Russian]

5. Vasyanin M. S., Kosharnaya G. B. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 4 (24), pp. 58-66. [In Russian]

6. Kosharnaya G. B. Vlast' [Authority]. 2016, no. 9, pp. 133-137. [In Russian]

7. Kuzevanova A. L. Regionologiya [Regionology]. 2010, no. 3, pp. 189-196. [In Russian]

8. Kuzevanova A. L. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian journal of social sciences]. 2012, no. 4 (2), pp. 40-44. [In Russian]

9. Murav'eva O. I., Matsuta V. V., Erlykova Yu. N. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology]. 2013, no. 48, pp. 102-110. [In Russian]

10. Poznyakov V. P. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2013, no. 4, pp. 212-220. [In Russian]

11. Florovskiy S. Yu. Upravlenie sistemoy sotsial'nykh tsennostey lichnosti i obshchestva v mire izmeneniy [Managing the system of social values of the individual and society in a world of change]. Moscow; Kostroma: KGU, 2003, vol. 2, pp. 208-212. [In Russian]

12. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r. [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: approved by decree of the Government of the Russian Federation from 29th of November, 2014 № 2403-r]. Available at http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70713498/ [In Russian]

Ким Эльвира Шахретдиновна

аспирант, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8)

E-mail: magomedowa-elwira@yandex.ru

Kim El'vira Shakhretdinovna Postgraduate student, Volgograd Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (8 Gagarina street, Volgograd, Russia)

Кузеванова Ангелина Леонидовна доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8)

E-mail: angelina2000@list.ru

Kuzevanova Angelina Leonidovna Doctor of sociological sciences, professor, head of the sub-department of philosophy and sociology, Volgograd Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (8 Gagarina street, Volgograd, Russia)

Образец цитирования:

Ким, Э. Ш. Система ценностных ориентаций в структуре управленческой деятельности молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда: социологический анализ / Э. Ш. Ким, А. Л. Кузеванова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. -№ 1 (49). - С. 77-87. - DOI 10.21685/2072-3016-2019-1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.