Научная статья на тему 'Реализация проектов внедрения инноваций'

Реализация проектов внедрения инноваций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ОБРАЗ ГОРОДА / IMAGE OF THE CITY / ЖИТЕЛИ ГОРОДА / RESIDENTS / ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / CITY DEVELOPMENT PLANS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / SOCIO-ECONOMIC REFORMS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION EFFICIENCY / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / AUTOMOTIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются социально-экономические аспекты реформирования Тольятти. Автор анализирует программы инновационного развития города. Они связаны с диверсификацией производства на основе создания инфраструктуры для развития предпринимательства. За последние годы в Тольятти был реализован проект создания особой экономической зоны. Он направлен на создание современных предприятий, которые создадут реальную альтернативу мононаправленности экономики города. Правительственные круги признали его успешным. В настоящее время осуществляется новый проект создания зоны опережающего развития. Данные проекты направлены на развитие экономики, однако они не позволяют решить социальные проблемы. Для развития инноваций в регионе необходима поддержка со стороны населения, формирование условий для реализации инновационного потенциала. В статье представлены материалы анкетирования жителей Тольятти о перспективах развития города. Анализ результатов опроса показывает, что больше половины опрошенных связывают развитие города с автомобилестроением. В экономике Тольятти сформировался развитий автомобильный кластер. Несмотря на глубокие преобразования на АвтоВАЗе, его роль существенна в инновационном развитии. Половина участников опроса считает, что имидж города зависит от имиджа автомобилей, производимых АвтоВАЗом. По мнению участников опроса, современная продукция завода должна способствовать повышению уровня и качества жизни. Образ Тольятти в будущем для многих жителей города связан со статусом автомобильной столицы. Результаты социологических исследований показывают, что роль статуса моногорода по отношению к Тольятти двойственна. С одной стороны, он помогает получать дополнительное финансирование для решения социальных проблем в городе. С другой стороны, статус моногорода негативно влияет на имидж Тольятти. Это снижает заинтересованность молодежи в том, чтобы реализовывать свои жизненные планы в этом городе. Самыми острыми проблемами Тольятти на сегодняшний день являются проблемы занятости и снижения численности населения за счет миграционной убыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROJECTS OF INNOVATION

The article examines the socio-economic aspects of the reform of Togliatti. The author analyzes the program of innovative development of the city. They are connected with diversification of production through the creation of infrastructure for business development. In recent years, Togliatti was implemented the project of creation a special economic zone. It is aimed at the creation of modern enterprises, which will create a real alternative to moneyplanet of the city's economy. Government circles recognized it successful. Currently a new project to create advanced economic development zones. These projects aim at the development of the economy, however they do not allow to solve social problems. For innovation in the region requires support from the population, formation of conditions for realization of innovative potential. The article presents the materials of the survey of residents of Togliatti on the development prospects of the city. The analysis of the survey results shows that more than half of respondents associate the development of the city with the automobile industry. In the economy of Togliatti formed of developments in the automotive cluster. Despite profound changes in AVTOVAZ, its significant role in innovative development. Half of survey respondents believed that the image of the city depends on the image of the cars produced by AVTOVAZ. According to the respondents, modern production plant should increase the level and quality of life. The image of Togliatti in the future for many residents of the city associated with the status of the auto capital. The results of sociological research show that the role of the status of company towns in relation to Togliatti ambivalent. On the one hand, it helps to obtain additional funding to solve social problems in the city. On the other hand, the status of company towns negatively affects the image of Togliatti. This reduces the interest of young people to realize their life plans in the city. The most acute problems of Togliatti today are the problems of employment and decline in population due to migration loss.

Текст научной работы на тему «Реализация проектов внедрения инноваций»

Цветкова Ирина Викторовна РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ..

УДК 316.1:65.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

© 2016

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»

Тольяттинский Государственный Университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются социально-экономические аспекты реформирования Тольятти. Автор анализирует программы инновационного развития города. Они связаны с диверсификацией производства на основе создания инфраструктуры для развития предпринимательства. За последние годы в Тольятти был реализован проект создания особой экономической зоны. Он направлен на создание современных предприятий, которые создадут реальную альтернативу мононаправленности экономики города. Правительственные круги признали его успешным. В настоящее время осуществляется новый проект создания зоны опережающего развития. Данные проекты направлены на развитие экономики, однако они не позволяют решить социальные проблемы. Для развития инноваций в регионе необходима поддержка со стороны населения, формирование условий для реализации инновационного потенциала. В статье представлены материалы анкетирования жителей Тольятти о перспективах развития города. Анализ результатов опроса показывает, что больше половины опрошенных связывают развитие города с автомобилестроением. В экономике Тольятти сформировался развитий автомобильный кластер. Несмотря на глубокие преобразования на АвтоВАЗе, его роль существенна в инновационном развитии. Половина участников опроса считает, что имидж города зависит от имиджа автомобилей, производимых АвтоВАЗом. По мнению участников опроса, современная продукция завода должна способствовать повышению уровня и качества жизни. Образ Тольятти в будущем для многих жителей города связан со статусом автомобильной столицы. Результаты социологических исследований показывают, что роль статуса моногорода по отношению к Тольятти двойственна. С одной стороны, он помогает получать дополнительное финансирование для решения социальных проблем в городе. С другой стороны, статус моногорода негативно влияет на имидж Тольятти. Это снижает заинтересованность молодежи в том, чтобы реализовывать свои жизненные планы в этом городе. Самыми острыми проблемами Тольятти на сегодняшний день являются проблемы занятости и снижения численности населения за счет миграционной убыли.

Ключевые слова: инновационное развитие, образ города, жители города, планы развития города, социально-экономические реформы, эффективность производства, автомобилестроение.

IMPLEMENTATION OF PROJECTS OF INNOVATION

© 2016

Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophy sciences, professor of the chair «History and Philosophy»

Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Abstract. The article examines the socio-economic aspects of the reform of Togliatti. The author analyzes the program of innovative development of the city. They are connected with diversification of production through the creation of infrastructure for business development. In recent years, Togliatti was implemented the project of creation a special economic zone. It is aimed at the creation of modern enterprises, which will create a real alternative to moneyplanet of the city's economy. Government circles recognized it successful. Currently a new project to create advanced economic development zones. These projects aim at the development of the economy, however they do not allow to solve social problems. For innovation in the region requires support from the population, formation of conditions for realization of innovative potential. The article presents the materials of the survey of residents of Togliatti on the development prospects of the city. The analysis of the survey results shows that more than half of respondents associate the development of the city with the automobile industry. In the economy of Togliatti formed of developments in the automotive cluster. Despite profound changes in AVTOVAZ, its significant role in innovative development. Half of survey respondents believed that the image of the city depends on the image of the cars produced by AVTOVAZ. According to the respondents, modern production plant should increase the level and quality of life. The image of Togliatti in the future for many residents of the city associated with the status of the auto capital. The results of sociological research show that the role of the status of company towns in relation to Togliatti ambivalent. On the one hand, it helps to obtain additional funding to solve social problems in the city. On the other hand, the status of company towns negatively affects the image of Togliatti. This reduces the interest of young people to realize their life plans in the city. The most acute problems of Togliatti today are the problems of employment and decline in population due to migration loss.

Keywords: innovative development, the image of the city, residents, city development plans, socio-economic reforms, production efficiency, the automotive industry.

Модернизация и планы инновационного развития Тольятти

В условиях советского общества Тольятти являлся автомобильной «столицей» СССР. Предметом гордости горожан выступал Волжский автомобильный завод, который выпускал в 70-80 годы продукцию по передовым технологиям. Автомобили его производства в то время пользовалась большим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Тольятти мог по праву считаться городом образцового социалистического быта с высокоразвитой социальной инфраструктурой, которая была создана на базе крупных промышленных предприятий.

В годы реформ шел процесс передачи объектов социальной сферы в ведение муниципалитета, следовательно, сокращения финансирования, ухудшения состояния сферы городского здравоохранения, образования, спорта и т.д. Новые иностранные хозяева АвтоВАЗа рассматривают его как источник прибыли и в последнюю очередь задумываются о том, что работники предприятия

нуждаются в достойных условиях жизни в городской среде. В частности, в планах руководства АвтоВАЗа намечена цель увеличения производства автомобилей на 25% при росте заработной платы на 1% [1]. В условиях кризиса именно Тольятти стал, с «подачи» СМИ, символом современного российского моногорода, и избавиться от этого ярлыка гораздо сложнее, чем его получить.

В настоящее время в стране отсутствует разработанная национальная концепция социально-экономического развития разных категорий поселений, в том числе малых, средних и крупных городов областного подчинения. Региональные программы развития слабо ориентированы на раскрытие потенциала городов [2]. Вместе с тем, общим местом стало утверждение, что подавляющая доля имеющегося, не использованного потенциала развития страны (финансового, экономического, демографического, интеллектуального, культурного), сосредоточена в городах [3].

12 августа 2010 года было подписано постановление

Цветкова Ирина Викторовна РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ...

о создании особой экономической зоны на территории Ставропольского района. В ОЭЗ «Тольятти» зарегистрировано 17 компаний-резидентов. Шесть из них уже построили и запустили заводы. Это производители автокомпонентов. Это мировые бренды: CIE Automotive, Edscha, HI-LEX, Atsumitec, Nobel Automotive, для некоторых из них площадка ОЭЗ стала первым местом «прописки» в России. Все компании пришли под главного потребителя - альянс АВТОВАЗ - Renault - Nissan, но имеют и других клиентов как в стране, так и за рубежом, таких как Ford, Hyundai, Peugeot. Причем доля экспорта растет. В 2016 готовятся к запуску фармацевтический завод и бумажная фабрика, строится производство полиэтиленовых пленок. Инвесторы, которые уже, можно сказать, без пяти минут стали резидентами ОЭЗ, также представляют отрасли, отличные от автопрома [4].

В 2016 году принято решение о создании в Тольятти территории опережающего развития. Организации, ставшие резидентами территории опережающего социально-экономического развития, получат ряд преимуществ: они будут освобождены от уплаты налога на прибыль в государственную казну в течение 5 лет. Также для будущих резидентов будет снижена налоговая ставка в региональный бюджет — с 18% стандартных до 5% в течение первых пяти лет работы, а в дальнейшем до 10%. Большим плюсом для инвесторов станет и снижение обязательных страховых выплат - с 34% до 7,6%. Кроме прочего, резиденты ТОРа освобождаются от налога на имущество. Для успешного старта резидентам-инвесторам нужно будет зарегистрироваться и вести свою деятельность непосредственно на территории ТОР, а также вложить в свой проект не менее 20 млн. рублей. За первый год работы организация должна создать не менее 30 рабочих мест. В ближайшие три года там появится порядка 12 тысяч новых рабочих мест, в том числе на малых и средних предприятиях, увеличатся налоговые поступления[5]. Это позволит оздоровить экономику города и, в конечном счёте, будет способствовать преодолению кризиса монозависимости.

В условиях Тольятти это связано с характеристиками процессов модернизации: положительные экономические следствия диверсификации, которые выражаются в создании рабочих мест, повышении прибыльности предприятий, не сопровождаются позитивными изменениями условий жизни горожан. Об этом в частности свидетельствуют результаты общероссийского опроса, проведенного в июле 2012 года. Два города Самарской области - Самара и Тольятти - упоминаются в списке городов, население которых более всего не удовлетворено уровнем своей жизни. Численность респондентов в этих городах, удовлетворенных жизнью составляет 41%, тогда как по России в целом в два раза больше (83%)[6]. По словам экспертов, на отношение к жизни влияют такие показатели, как стабильные условия труда и занятости, уровень доходов, условия для ведения бизнеса, эффективность деятельности органов власти, уровень развития здравоохранения, возможности для проведения досуга, политическая обстановка в регионе и внимание к нему со стороны власти и бизнеса. Чем ниже эти показатели, тем менее оптимистично настроено население.

Концепция анкетного опроса

С целью изучения отношения жителей к условиям жизни в моногороде в феврале 2014 года сотрудниками и студентами секции «Социология» Тольяттинского государственного университета был проведен опрос жителей города Тольятти. Всего был опрошено 996 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. Данные возрастные рамки были выбраны для того, чтобы изучить мнение людей, которые характеризуются наиболее высокими способностями к осуществлению трудовой деятельности. Анкетирование было проведено среди жителей, которые в настоящее время имеют постоянную работу, на основе квотной пропорциональной выборки. Критериями для выделения квот служили пол и возраст.

Опрос проводился по месту жительства респондентов во всех районах города. Данная модель выборки позволяет корректно распространить данные в пределах ошибки репрезентативности ±5% для уровня значимости 0,05 в масштабах г. Тольятти. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS -20.

Специфика условий моногорода проявляется в том, что значительная доля трудоспособного населения работает на градообразующем предприятии. Общественное сознание городского сообщества во многом определяется социальными установками работников АвтоВАЗа[7].

В зависимости типа предприятий, на которых работают респонденты, они представлены следующими социальными группами. Работниками АвтоВАЗа является четверть опрошенных, на других акционерных предприятиях работает 15% участников опроса. Трудятся в государственных(муниципальных учреждениях) - четверть опрошенных, работниками частных предприятий является треть респондентов.

Мнения участников опроса о реформировании моногорода

Оценивая перспективы изменения ситуации в Тольятти в связи со строительством особой экономической зоны, респонденты высказали следующие мнения. Треть респондентов является оптимистами, поскольку верит в изменение ситуации к лучшему. Примерно треть опрошенных считает, что ситуация существенно не изменится. Пессимизм характерен для 4% респондентов. 28% участников опроса затруднились ответить на вопрос.

Распределения мнений работников АвтоВАЗа близко к средним показателям по массиву. Участники опроса, работающие на других акционерных предприятиях и на государственных (муниципальных) предприятиях на 5% чаще, чем другие, склонные к оптимистическому прогнозу. Однако среди работников других акционерных предприятий на 5% больше затруднившихся ответить на вопрос. Респонденты, которые работают на частных предприятиях, на 5% чаще считают, что в связи со строительством ОЭЗ ситуация в Тольятти не изменится.

Надежды на положительные изменения в связи со строительством ОЭЗ чаще выражают респонденты, которые считают, что представители местной власти способны отстоять интересы территории на высшем уровне. Напротив, пессимизм по поводу ОЭЗ связан с тем, что участники опроса не доверяют местной власти и считают, что все решения принимаются на высшем уровне[8].

Отвечая на вопрос о том, как статус моногорода влияет на имидж Тольятти, 14% респондентов выбирают положительный вариант ответа, считая, что это позволяет обратить внимание на проблемы города со стороны органов областной и государственной власти.

28% участников опроса оценивают его более сдержанно «скорее, положительно», полагая, что это заставляет задуматься о перспективах города. 14% респондентов считают, что статус моногорода снижает его престиж, а 8% участников опроса придерживаются отрицательного мнения, полагая, что это формирует негативное отношение к городу. 7% респондентов относятся к статусу моногорода нейтрально, а 29% - затрудняются ответить на вопрос. Таким образом, приблизительно половина опрошенных считают, что статус моногорода положительно влияет на его имидж, поскольку позволяет получить помощь со стороны государства для развития экономики. Однако другая половина респондентов не разделяет этого мнения.

Отвечая на вопрос о перспективах развития города, две трети опрошенных среди приоритетных отраслей отмечают здравоохранение. Данный вариант ответа чаще встречается в анкетах работников медицинских учреждений, торговли, рабочих, служащих, работников образования, культуры. Больше половины участников опроса связывают развитие города с автомобилестроением. Этот вариант ответа чаще отмечали инженерно-

Цветкова Ирина Викторовна социологические

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ... науки

технические специалисты, квалифицированные рабочие, водители.

Две пятых респондентов полагают, что нужно обратить внимание на образование в качестве важного ресурса для развития города [9]. Данная сфера важна для работников образования, культуры, сферы обслуживания, квалифицированных рабочих.

Транспортная сфера выступает приоритетом для трети опрошенных, она чаще отмечена в анкетах водителей, менеджеров, работников правоохранительных органов.

Четверть респондентов признает важность сферы культуры для развития города. Ее значение чаще подчеркивают работники образования, культуры, сферы обслуживания.

Пятая часть респондентов уделяет внимание малому и среднему предпринимательству. Приоритетное значение этой сферы чаще признают предприниматели.

Информационные технологии и химическая промышленность отмечены 14%-13% опрошенных. Информационные технологии важны для работников образования, культуры, инженерно-технических специалистов, работников правоохранительных органов.

6% участников опроса считают необходимым развивать туризм. Эта сфера чаще отмечена в анкетах офисных служащих.

Мужчины чаще, чем женщины, среди приоритетных направлений развития города называют автомобилестроение, транспорт, химическую промышленность и информационные технологии. Женщины чаще акцентируют внимание на здравоохранении, сферах культуры, образования.

Выделение респондентами приоритетных отраслей в развитии Тольятти связано с оценкой статуса моногорода [10]. Участники опроса, которые воспринимают его как негативное явление, чаще, чем другие считают, что необходимо развивать образование, культуру, здравоохранение. Респонденты, которые положительно относятся к статусу моногорода, чаще, чем другие, выделяют значение информационных технологий, предпринимательства, химической промышленности. Интересно, что среди представителей обеих групп примерно одинаковая доля тех, кто признает важность автомобилестроения.

На сегодняшний день отечественное автомобилестроение интегрируется в мировой рынок [11-14]. Это связано с тем, что, с одной стороны, отечественные автомобили вынуждены вступить в конкурентную борьбу с зарубежными компаниями, с другой стороны, отечественные потребители имеют возможность выбора между автомобилями различных производителей и марок. Данная проблема имеет непосредственное отношение к горожанам Тольятти, которые выступают как производителями, так и потребителями продукции автомобилестроения. В декабре 2015 года кафедра социологии Тольяттинского госуниверситета провела анкетирование горожан Тольятти с целью изучения мнений относительно роли легковых автомобилей отечественного производства в их жизни. Было опрошено 793 человека. Мужчины и женщины представлены примерно в равном отношении 53% и 47%, соответственно. По возрастным характеристикам респонденты также разделены на две группы: в возрасте от 18 до 40 лет - 51% и в возрасте старше 41 года - 49%.

При ответе на вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность автомобилей отечественного производства, отечественных марок три четверти участников опроса выразили мнение о необходимости совершенствования их качества [15]. Треть опрошенных выбрала варианты ответов, связанные с проведением гибкой ценовой политики, улучшением дизайна, повышением комфортабельности салона.

Примерно четверть участников опроса считают, что необходимо учитывать потребности различных категорий при создании модельного ряда. Такова же числен-268

ность опрошенных, считающих, что необходимо внедрять новые функции для управления автомобилем, снизить расход топлива, улучшить сервисное обслуживание. Менее пятой части респондентов полагают, что для повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей нужно увеличить продолжительность гарантийного обслуживания, сделать автомобили более экологичными, а также увеличить вместительность салона, багажника.

Таблица 1- Ответы респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность автомобилей отечественного производства, отечественных марок?»

Меры по повышению конкурентоспособности по массиву в %

Повысить качество автомобилей 72

Проводить гибкую ценовую политику, учитывающие материальные возможности покупателей 33

Улучшить дизайн, сделать автомобили оригинальными 32

Повысить комфортабельность салона 31

Учитывать потребности различных категорий при создании модельного ряда (молодежи, женщин, пенсионеров, дачников и т.д.) 27

Внедрять новые функции для управления автомобилем 26

Снизить расход топлива 26

Улучшить сервисное обслуживание 24

Повысить продолжительности гарантийного обслуживания 19

Сделать более экологичными 18

Сделать более вместительным салон, багажник 14

Представители возрастной группы до 40 лет, чаще, чем респонденты в возрасте старше 41года, высказываются за повышение качества отечественных автомобилей, улучшение дизайна, повышение комфортабельности салона, улучшение сервисного обслуживания.

Мужчины, чаще, чем женщины, отмечают, что отечественные автомобили нуждаются в повышении качества, в гибкой ценовой политике, в снижении расхода топлива, в улучшении сервисного обслуживания, в увеличении продолжительности гарантийного обслуживания, в повышении вместительности салона, багажника. Женщины, чаще, чем мужчины, считают, что необходимо улучшить дизайн, сделать автомобили оригинальными.

В исследовании 2012 года, был рассмотрен вопрос о том, как качество автомобилей, выпускаемых АвтоВАЗом, влияет на репутацию Тольятти. Взаимосвязь имиджа Тольятти и мнения о выпускаемых на градообразующем предприятии автомобилей представлена в таблице. Примерно пятая часть опрошенных, считает, что мнение о продукции АвтоВАЗа положительно влияет на имидж города. Две пятых респондентов высказываются более осторожно, ссылаясь на традицию советских времен, когда Тольятти был столицей отечественного автопрома. 18% опрошенных полагают, что имидж продукции АвтоВАЗа отрицательно отражается на престиже города.

Четверть опрошенных придерживаются однозначно отрицательной оценки, утверждая, что негативное мнение об автомобилях снижает престиж Тольятти. Мужчины, чаще чем женщины, полагают, что связь между мнением продукции АвтоВАЗа и оценкой города является положительной, а женщины, напротив, чаще выражают отрицательное мнение об этом.

Тольятти является одним из крупнейших моногородов, проблемы которого обострились в условиях мирового экономического кризиса. Начиная с 60-х годов прошлого века, Тольятти развивался как автомобильная столица Советского Союза, в этот период градообразую-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

Цветкова Ирина Викторовна РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ ...

щим предприятием Тольятти стал АвтоВАЗ. Накануне кризиса зависимость экономики города от Авто ВАЗа составляла более 60%.

Количественные параметры безработицы в Тольятти невелики 1,8%. Однако безработица имеет структурные особенности. Квалифицированные работники, в недавнем прошлом занятые в сфере промышленного производства, неохотно устраиваются на другую работу. Таким образом, проблема занятости населения является одной из самых острых.

Однако проблемы моногорода состоят не только в обеспечении трудоспособного населения работой, но и в решении целого ряда проблем по повышению уровня и качества жизни [16-18].

Обновление технологий и модернизация производства вызывает целый ряд противоречий. Модернизация производства связана с большими социальными потерями, которые выражаются не только в безработице. В условиях советского общества многие социальные учреждения Тольятти существовали за счет бюджетов предприятий. Модернизация лишает учреждения социальной сферы этой поддержки, что негативно отражается на жизни горожан [19]. Очевидно, что без успешного развития производственно-технической базы невозможно дальнейшее совершенствование социокультурной сферы города. Однако на современном этапе невозможно вернуться к прежней модели развития советских городов, которая была неоднократно реализована в Тольятти, когда город объявлялся всесоюзной стройкой и в рекордные сроки возводился очередной промышленный объект, а развитие социальных и культурных учреждений осуществлялось по остаточному принципу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чернов А. Рубрика: Экономика // Городские Ведомости № 111 (1468) 11 октября 2012 года [Электронный ресурс] URL: http://www.vdmst.ru/11-10-2012/17840 (дата обращения 03.04.2016)

2. Краснобаева И. А., Ковалева Л. Н. Анализ существующих методик рейтингования субъектов РФ как элементов национальной инновационной системы по уровню инновационного развития // Сервис в России и за рубежом. 2009. №15. С.98-109.

3. Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации // Социологические исследования. 2008. №10. С.68-73.

4. Быстров Ф. 10 выводов экспертов о Тольятти. Особые люди - особый город. Новости Тольятти. 14.05.2016[Электронный ресурс] URL:http://tltgorod.ru (Дата просмотра: 23.05.2016)

5. Шепелева А. Дмитрий Медведев присвоил Тольятти статус ТОР// Российская газета. 28.09.2016 [Электронный ресурс] URL https://rg.ru/ (Дата просмотра: 23.10.2016)

6. Население Самары и Тольятти не удовлетворено уровнем своей жизни: [Электронный ресурс] http://volgainform.ru/allnews/1559189/(Дата просмотра: 20.01.2016)

7. Шептухин А. Н. Культура монопрофильного города: от остаточного принципа к креативной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 7 (июль). - С. 51-55. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2013/13147.htm. (Дата просмотра: 23.05.2016)

8. Цветкова И.В. Перспективы инновационного развития Тольятти (по результатам социологического исследования) //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 196-199.

9. Иванова Т.Н. Социально-экономические аспекты профессиональных устремлений молодежи (на примере Тольяттинского государственного университета) // Научно-публицистический журнал «Регионология».2010. № 71.С.207-212.

10. Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года», утвержденный 07 июля 2010

года. //Стратегическое планирование в городах и регионах России [Электронный ресурс]URL: http://city-strategy.ru/regions/ (Дата обращения 07.04.16)

11. Шмыгов А.Ф., Фролова О.Ю. Тенденции автомобильного кластера самарской области на современном этапе развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 107-110.

12. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Оценка рентабельности предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 36-41.

13. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Использование системы таргет-костинг для повышения эффективности деятельности предприятий российской автомобильной промышленности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 50-54.

14. Курилова А.А. Использование целевого метода планирования себестоимости в целях повышения эффективности деятельности предприятий автопрома // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 50-54.

15. Гайсина Р. С. Экологическая ситуация: взгляды на сущность, образование и пути решения//Научно-методический электронный журнал«Концепт».2013.№ 6(июнь).С.21-25.URL: http://e-koncept.ru/2013/13121. htm. (Дата просмотра: 22.06.2016)

16. Левина А.П. Формирование рынка труда выпускников вузов в условиях моноструктурной экономики: социологический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 46-49.

17. Левина А.П. Вуз в современной социально-экономической системе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 140-143.

18. Яковлев А.Е., Морозова Н.В., Соколова Г.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской республике // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 100-105.

19. Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 9 (сентябрь). [Электронный ресурс] С. 16-20. URL: http://e-koncept. ru/2015/15302.htm. (Дата просмотра: 22.06.2016).

Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.