Научная статья на тему 'Перспективы реформирования моногорода в оценке тольяттинцев'

Перспективы реформирования моногорода в оценке тольяттинцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ / РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / SOCIOLOGY OF THE CITY / SOCIAL SPHERES / REFORMS / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна, Желнина Евгения Валерьевна, Ростова Анна Владимировна

Авторы анализируют результаты социологического исследования по изучению социальной ситуации в Тольятти. Жители моногорода дают различные оценки статуса моногорода. Они зависят от профессиональной сферы, типа предприятий, на которых они работают. Эффективность реформ моногорода зависит от совместных усилий государственной власти и местного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS of the REFORMS industrial city In ESTIMATION of the inhabitants Togliyatti

Authors analyses the results of the sociological study on study of the social situation in Togliyatti. The Inhabitants industrial city give the different estimations of the status industrial city. They hang from professional sphere, type enterprise, on which they work. Efficiency of the reforms of industrial city depends on common efforts state authorities and local community.

Текст научной работы на тему «Перспективы реформирования моногорода в оценке тольяттинцев»

УДК: 316 ББК: 60.56

зис.

Цветкова И.В., Желнина Е.В., Ростова А.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МОНОГОРОДА В ОЦЕНКЕ ТОЛЬЯТ-

ТИНЦЕВ

Tsvetkova I.V., Zhelnina E.V., Rostova A.V.

PROSPECTS OF THE REFORMS INDUSTRIAL CITY IN ESTIMATION OF THE

INHABITANTS TOGLIYATTI

Ключевые слова: социология города, социальные сферы, реформы, экономический кри-

Keywords: sociology of the city, social spheres, reforms, economic crisis.

Аннотация: авторы анализируют результаты социологического исследования по изучению социальной ситуации в Тольятти. Жители моногорода дают различные оценки статуса моногорода. Они зависят от профессиональной сферы, типа предприятий, на которых они работают. Эффективность реформ моногорода зависит от совместных усилий государственной власти и местного сообщества.

Abstract: authors analyses the results of the sociological study on study of the social situation in Togliyatti. The Inhabitants industrial city give the different estimations of the status industrial city. They hang from professional sphere, type enterprise, on which they work. Efficiency of the reforms of industrial city depends on common efforts state authorities and local community.

Тольятти является одним из крупнейших моногородов, проблемы которого обострились в условиях мирового экономического кризиса. Начиная с 60-х годов прошлого века, Тольятти развивался как автомобильная столица Советского Союза, в этот период градообразующим предприятием Тольятти стал АвтоВАЗ. Накануне кризиса зависимость экономики города от Авто ВАЗа составляла более 60%.

Обновление технологий и модернизация производства вызывает целый ряд противоречий. Модернизация производства связана с большими социальными потерями, которые выражаются не только в безработице. В условиях советского общества многие социальные учреждения Тольятти существовали за счет бюджетов предприятий. Модернизация лишает учреждения социальной сферы этой поддержки, что негативно отражается на жизни горожан. Очевидно, что без успешного развития производственно-технической базы невозможно дальнейшее совершенствование социокультурной сферы города. Однако на современном этапе невозможно вернуться к прежней модели развития советских городов, которая была неоднократно реализова-

на в Тольятти, когда город объявлялся всесоюзной стройкой и в рекордные сроки возводился очередной промышленный объект, а развитие социальных и культурных учреждений осуществлялось по остаточному принципу.

С целью изучения отношения жителей к условиям жизни в моногороде в феврале 2012 года сотрудниками и студентами секции «Социология» Тольяттинского государственного университета был проведен опрос жителей города Тольятти. Всего было опрошено 996 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет. Данные возрастные рамки были выбраны для того, чтобы изучить мнение людей, которые характеризуются наиболее высокими способностями к осуществлению трудовой деятельности. Анкетирование было проведено среди жителей, которые в настоящее время имеют постоянную работу, на основе квотной пропорциональной выборки. Критериями для выделения квот служили пол и возраст. Опрос проводился по месту жительства респондентов во всех районах города. Данная модель выборки позволяет корректно распространить данные в пределах ошибки репрезентативности ±5% для уровня значимости 0,05 в масшта-

бах г. Тольятти. Данные обрабатывались при помощи программы ЗРББ -20.

Специфика условий моногорода проявляется в том, что значительная доля трудоспособного населения работает на градообразующем предприятии. Общественное сознание городского сообщества во многом определяется социальными установками работников АвтоВАЗа.

В зависимости типа предприятий, на которых работают респонденты, они представлены следующими социальными группами. Работниками АвтоВАЗа является четверть опрошенных, на других акционерных предприятиях работает 15% участников опроса. Трудятся в государственных (муниципальных учреждениях) - четверть опрошенных, работниками частных предприятий является треть респондентов.

Отвечая на вопрос о том, как статус моногорода влияет на имидж Тольятти, 14% респондентов выбрали положительный вариант ответа, считая, что это позволяет обратить внимание на проблемы города со стороны органов областной и государственной власти.

28% участников опроса оценивают его более сдержанно «скорее, положительно», полагая, что это заставляет задуматься о перспективах города. 14% респондентов считают, что статус моногорода снижает его престиж, а 8% участников опроса придерживаются отрицательного мнения, полагая, что это формирует негативное отношение к городу.

7% респондентов относятся к статусу моногорода нейтрально, а 29% - затрудняются ответить на вопрос.

Таким образом, более 40% опрошенных положительно относятся к тому, что Тольятти получил статус моногорода. Это в первую очередь можно объяснить тем, что статус моногорода рассматривается в условиях Тольятти как определенный гарант стабильности, получения помощи от централизованных структур, выживания города в условиях модернизации и глобализации. Необходимо отметить, что более пятой части респондентов относятся к статусу моногорода отрицательно, считая, что он снижает престиж города. Однако переход от технократической модели управления к циви-

лизационной не может осуществляться мгновенно. Это сложный процесс, который связан с формированием институтов гражданского общества, предполагающего создание и реализацию собственных стратегий развития территории.

Среди тех, кто положительно оценивает статус моногорода или оценивает его как нейтральный, больше половины составляют мужчины. Женщины преобладают в группе респондентов, которые связывают понятие «моногород» с негативными тенденциями.

Распределения мнений работников АвтоВАЗа близко к средним показателям по массиву. Участники опроса, работающие на других акционерных предприятиях чаще, склонны к отрицательной оценке статуса моногорода, а работники государственных (муниципальных) предприятий - напротив, на 5% чаще, чем другие, выражают свое положительное отношение. Респонденты, которые работают на частных предприятиях, чаще затрудняются ответить на вопрос.

Уровень образования респондентов влияет на оценку статуса моногорода. Среди опрошенных, которые склонные видеть в этом положительную черту, больше, чем в среднем по массиву, респондентов, окончивших вузы. Респонденты, которые оценивают статус моногорода отрицательно или нейтрально, реже, чем в среднем по массиву, получили высшее образование.

Положительная оценка статуса моногорода чаще распространена среди педагогов, работников культуры, работников здравоохранения и предпринимателей. На уровне средних по массиву положительное мнение о Тольятти как моногороде распространено среди менеджеров, инженеров, неквалифицированных рабочих, работников правоохранительных органов.

Отрицательное мнение о статусе моногорода чаще выражают менеджеры, квалифицированные рабочие и особенно - работники торговли. На уровне средних показателей по массиву это мнение распространено среди предпринимателей, служащих, инженерно-технических работников.

Нейтральные оценки статуса моногорода чаще распространены среди офисных служащих, работников торговли, водителей, неквалифицированных рабочих. Реже, чем в

среднем по массиву, нейтральное отношение к моногороду выражают квалифицированные рабочие, предприниматели, работники сферы обслуживания.

Таким образом, отношение жителей Тольятти к статусу моногорода наглядно демонстрирует его зависимость от социально-профессиональной структуры. Положительное мнение чаще характерно для «новых» для Тольятти социальных слоев гуманитарной интеллигенции и предпринимателей, а отрицательное отношение к статусу моногорода чаще выражает рабочий класс, работники торговли, представители технической интеллигенции. Вероятно, это связано с традицией советских времен, когда Тольятти был передовым городом не только в аспекте технологической культуры, но и отличался высоким уровнем развития социальной сферы, которая во многом финансировалась по отраслевому принципу.

Для Тольятти современный экономический кризис - это закономерный результат реализации технократических проектов в условиях недавнего тоталитарного прошлого. В целом развитие Тольятти на данном этапе находится на переломном этапе, говоря языком синергетики, - в точке «бифуркации». В дальнейшем, по-видимому, возможны следующие варианты развития городской среды. Город станет заложником очередной «технократической волны». Это означает, что будут реализовываться проекты, выгодные иногородним (иностранным) инвесторам. Они будут проявлять заботу в первую очередь о прибыли, не думая об интересах городского сообщества. В этих условиях городская среда по-прежнему будет развиваться по остаточному принципу.

Оптимистичный вариант связан с тем, что город найдет оптимальную модель развития на основе баланса производственнотехнической и социокультурной сферы. Он станет привлекательным не только для иногородних инвесторов, но для горожан. Важным условием этого, по нашему мнению, является активное участие городского сообщества в разработке проектов развития городской среды.

В исследовании была получена информация об оценке горожанами изменений, которые произошли в городе за по-

следние три года. Данный период был выбран не случайно, поскольку приходится на условия экономического кризиса и его преодоления его последствий.

В результате анализа ответов на вопрос о динамике изменения социальных сфер моногорода были получены следующие распределения.

Четверть опрошенных считает, что положительные изменения произошли в сферах: строительства и архитектуры, организации торговли, в работе спортивных учреждений, городском транспорте, организации городских мероприятий. Две трети считают что ситуация не изменилась, а примерно десятая часть - ухудшилась. Исключения составляют мнения о городском транспорте. По этой позиции было высказано 52% нейтральных суждений и четверть -отрицательных.

Относительно благоприятно обстоят дела в сфере культуры, а также в сфере трудоустройства. Примерно пятая часть опрошенных отмечает положительные тенденции в этой сфере, более двух третей считают, что ситуация не изменилась. 12% участников опроса отмечают ухудшение ситуации в сфере культуры, а 19% - в сфере трудоустройства.

Преобладание негативных тенденций над позитивными отмечено в сферах образования, социального обеспечения и безопасности граждан, их имущества. Примерно больше четвертой части опрошенных считает, что в этих сферах существуют негативные тенденции, тогда как положительные изменения отмечает только десятая часть респондентов. Примерно две трети респондентов выражают мнение о том, что ситуация в этих сферах не изменилась.

Еще больше негативных тенденций наблюдается в здравоохранении, и в сфере обслуживания дорог. Две трети опрошенных считают что ситуация в этих сферах ухудшилась, в три раза меньшее количество респондентов отмечают улучшения, примерно половина считает, что ситуация стабильна.

Хуже всего респонденты оценивают состояние ЖКХ и окружающей среды, примерно половина участников опроса отмечает ухудшения в них, только 7-5% - улучше-

ния и половина считает, что положение дел не меняется.

В зависимости от средних показателей оценки изменений городской жизни и отношения к профессиональным группам, респондентов можно разделить на три группы.

К категориям респондентов, которые чаще отмечают изменения к лучшему, относятся предприниматели и работники правоохранительных органов. Умеренными пессимистами являются группы респондентов, у которых мнения об улучшении ситуации встречаются на 5%-8% реже, чем об ухудшении. К ним относятся педагоги, работники культуры, здравоохранения, инженернотехнические специалисты, офисные служащие работники сферы торговли, обслуживания.

Пессимистический настрой характеризует участников опроса, которые на 10% и чаще были склонны к признанию ухудшения ситуации, чем к улучшению. В эту группу входят менеджеры, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, водители.

Таким образом, оценка изменений, которые происходят в городе, зависит от связи с градообразующими предприятиями. Представители профессиональных групп, которые больше всего пострадали в период экономического кризиса, обращают внимание на негативные тенденции в жизни города. Работники сфер, не связанных с промышленным производством, с большим оптимизмом оценивают изменения последних лет.

Современное состояние моногорода во многом зависит от помощи со стороны областных, федеральных органов власти. Однако важным резервом успешного реформирования моногорода является доверие населения к местной власти, убежденность в том, что она способна действовать в интересах местного сообщества, вступать в эффективный диалог с вышестоящими властными структурами.

Для понимания ситуации в моногороде важную роль играет мнение жителей о балансе местной и центральной власти. 16% участников опроса считают, что решающая роль принадлежит местной власти. По-

скольку она выступает инициатором обсуждения проблем города на областном, федеральном уровнях. 29% считают, что роль местной власти является значительной в решении проблем Тольятти. Треть участников опроса убеждена в том, что эта роль незначительна, а пятая часть - затрудняется ответить на вопрос. Таким образом, менее половины респондентов убеждены в том, что настоящими хозяевами города являются представители местной власти. Это подчеркивает то, что на уровне общественного сознания проявляется осознание зависимости ситуации в городе от решений центральной власти.

В зависимости от формы собственности предприятий, на которых работают респонденты, проявляются следующие особенности.

Больше половины участников опроса, которые работают на АвтоВАЗе, подчеркивают значение решений местной власти, они на 9% реже считают, что от ее решений ничего не зависит. Работники частных предприятий, напротив, на 5% чаще отмечают данный вариант ответа.

Мнение работников других акционерных предприятий и муниципальных служащих близко к средним показателям по массиву.

В настоящее время в стране отсутствует разработанная национальная концепция социально-экономического развития разных категорий поселений, в том числе малых, средних и крупных городов областного подчинения. Региональные программы развития слабо ориентированы на раскрытие потенциала городов. Вместе с тем, общим местом стало утверждение, что подавляющая доля имеющегося, не использованного потенциала развития страны (финансового, экономического, демографического, интеллектуального, культурного), сосредоточена в городах1.

7 июля 2010 года утверждена комплексная программа социально-

экономического развития Тольятти до 2020

1 Криничанский, К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации / К.В. Криничанский // Социологические исследования. -2008. - №10. - С.68-73.

года1 [Дума.. .2012]. Она состоит из нескольких частей, это и инвестиционные проекты, и развитие социальной сферы. В основу программы было положено решение двух задач - это создание новых рабочих мест в Тольятти и диверсификация экономики города. В перспективе расширения рынка труда в Тольятти реализуется комплекс инвестиционных программ (КИП), в рамках программы социально-

экономического развития в г.о. Тольятти.

В проекте о «Стратегическом плане развития г.о. Тольятти до 2020 г.» речь идет о двух десятках инвестиционных проектах. В рамках реализации этих проектов на территории Тольятти будут создаваться рабочие места.

За счет реализации программы комплексного социально-экономического развития к 2020 году в Тольятти планируется создать 134 тысячи новых рабочих мест, из которых 110 тысяч - это временные работы. А в результате инвестиционных проектов будет создано 37 тысяч рабочих мест.

Данные об информированности населения о «Стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года» распределены следующим образом. 16% респондентов считают, что они информированы достаточно, 39% - кое-что слышали об этом, поэтому считают свою информированность недостаточной. 45% участников опроса не информированы о содержании этого документа.

Стратегическим приоритетом является создание промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) в г. Тольятти, специализированной на организации производств высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных автопроизводителей. Зависимость города от ОАО «АВТОВАЗ» сегодня составляет 60%, а реализация стратегического плана до 2020 года позволит снизить эту зависимость до 28-32%. Наличие стратегического плана позволит при-

1 Дума городского округа Тольятти. Решение №335 от 07.07.2010 года о стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года. Приложение №1: www.tgl.ru/files/upload/StrategyPlan-

07.07.10.pdf (дата обращения 22.06.2012).

влечь в особую экономическую зону якорных инвесторов, крупные компании, которые минимально должны быть связаны с автопромом. Тем самым эти инвесторы должны дать новый импульс в образовании: подготовка специалистов, создание 1Т-парка, технопарка должны изменить структуру занятости, создать рабочие места для «белых воротничков».

Оценивая перспективы изменения ситуации в Тольятти в связи со строительством особой экономической зоны, респонденты высказали следующие мнения. Треть респондентов является оптимистами, поскольку верит в изменение ситуации к лучшему. Примерно треть опрошенных считает, что ситуация существенно не изменится. Пессимизм характерен для 4% респондентов. 28% участников опроса затруднились ответить на вопрос.

Распределения мнений работников АвтоВАЗа близко к средним показателям по массиву. Участники опроса, работающие на других акционерных предприятиях и на государственных (муниципальных) предприятиях на 5% чаще, чем другие, склонные к оптимистическому прогнозу. Однако среди работников других акционерных предприятий на 5% больше затруднившихся ответить на вопрос. Респонденты, которые работают на частных предприятиях, на 5% чаще считают, что в связи со строительством ОЗС ситуация в Тольятти не изменится.

Надежды на положительные изменения в связи со строительством ОЭЗ чаще выражают респонденты, которые считают, что представители местной власти способны отстоять интересы территории на высшем уровне. Напротив, пессимизм по поводу ОЭЗ связан с тем, что участники опроса не доверяют местной власти и считают, что все решения принимаются на высшем уровне.

Отвечая на вопрос о перспективах развития города, две трети опрошенных среди приоритетных отраслей отмечают здравоохранение. Данный вариант ответа чаще встречается в анкетах работников медицинских учреждений, торговли, рабочих, служащих, работников образования, культуры.

Больше половины участников опроса связывают развитие города с автомобиле-

строением. Этот вариант ответа чаще отмечали инженерно-технические специалисты, квалифицированные рабочие, водители.

Две пятых респондентов полагают, что нужно обратить внимание на образование в качестве важного ресурса для развития города. Данная сфера важна для работников образования, культуры, сферы обслуживания, квалифицированных рабочих.

Транспортная сфера выступает приоритетом для трети опрошенных, она чаще отмечена в анкетах водителей, менеджеров, работников правоохранительных органов.

Четверть респондентов признает важность сферы культуры для развития города. Ее значение чаще подчеркивают работники образования, культуры, сферы обслуживания.

Пятая часть респондентов уделяет внимание малому и среднему предпринимательству. Приоритетное значение этой сферы чаще признают предприниматели.

Информационные технологии и химическая промышленность отмечены 14%-13% опрошенных. Информационные технологии важны для работников образования, культуры, инженерно-технических специалистов, работников правоохранительных органов.

6% участников опроса считают необходимым развивать туризм. Эта сфера чаще отмечена в анкетах офисных служащих.

Мужчины чаще, чем женщины, среди приоритетных направлений развития города называют автомобилестроение, транспорт, химическую промышленность и информационные технологии. Женщины чаще акцентируют внимание на здравоохранении, сферах культуры, образования.

Выделение респондентами приоритетных отраслей в развитии Тольятти связано с оценкой статуса моногорода. Участники опроса, которые воспринимают его как негативное явление, чаще, чем другие считают, что необходимо развивать образование, культуру, здравоохранение. Респонденты, которые положительно относятся к статусу моногорода, чаще, чем другие, выделяют значение информационных технологий, предпринимательства, химической промышленности. Интересно, что среди представителей обеих групп примерно одинако-

вая доля тех, кто признает важность автомобилестроения.

Реформирование моногородов в настоящее время является приоритетным направлением социальной политики. Вполне закономерным является вопрос относительно способов решения проблем моногородов. Эту проблему нередко рассматривают как выбор из альтернативы: либо стоит открыть абсолютную рыночную экономику, обанкротить неконкурентные предприятия и впустить иностранных инвесторов, либо контролировать все аспекты экономической и социальной деятельности моногородов из федерального центра1.

Министерство регионального развития рассматривает реформирование Тольятти как пилотный проект, реализация которого позволит создать механизмы преобразования других моногородов. Однако подобное утверждение приводит к выводу о том, что продолжают действовать прежние технократические модели, не учитывающие специфику конкретных городских поселений. Максимум, что можно разработать на федеральном уровне, это 10-15 моделей, которые должны в дальнейшем приспосабливаться к ситуации в конкретном городе. Между тем, каждый из 450 проблемных моногородов потребует отдельной программы оздоров-ления2. Таким образом, современное со-

стояние управления малыми и средними российскими городами можно рассматривать как прямое следствие технократической модели государственной власти, которая была эффективной на этапе индустриализации, однако породила ряд противоречий на новом этапе развития общества. По-видимому, эффективное решение проблем моногородов невозможно без повышения эффективности муниципального самоуправления и активизации городского сообщества.

1 Рафальсон, А. В. Социальное качество жизни моногородов России / А. В. Рафальсон // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы меж-дунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 189-191.

2 Сусаров, А. Перспективы монопрофильных городов России: модели и формы социального партнерства и развития /А. Сусаров : socpolitika.ru (дата обращения 18.06.2012).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дума городского округа Тольятти. Решение №335 от 07.07.2010 года о стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года. Приложение №1: www.tgl.ru/files/upload/StrategyPlan-07.07.10.pdf (дата обращения 22.06.2012).

2. Концепция «Федеральной целевой программы экономического и социального развития малых и средних городов Российской Федерации на 2009-2012 годы и до 2017 года» (проект): www.smgrf.ru/materials/art (дата обращения 11.12.2011).

3. Криничанский, К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации / К.В. Криничанский // Социологические исследования.- 2008. - №10. - С.68-73.

4. Меры по преодолению кризиса малых и средних моногородов и созданию условий для их поступательного развития (Предложения Союза малых городов Российской Федерации) Москва, 30 марта 2010 года: www.smgrf.ru/materials/art (дата обращения 16.06.2012).

5. Рафальсон, А. В. Социальное качество жизни моногородов России / А. В. Рафальсон // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 189-191.

6. Сусаров, А. Перспективы монопрофильных городов России: модели и формы социального партнерства и развития /А. Сусаров: socpolitika.ru (дата обращения 18.06.2012).

7. Основные принципы решения проблемы монофункциональных населенных мест (моногородов).(Предложения Союза малых городов Российской Федерации): smgrf.ru/materials/art (дата обращения11.12.2011).

8. Яницкий, О. Социология города /О.Яницкий// Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. - М.: Издательство Института социологии, 1998. - С.175-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.