Научная статья на тему 'Символический образ города в контексте социальной идентичности молодежи ( на примере эмпирического исследования в Тольятти)'

Символический образ города в контексте социальной идентичности молодежи ( на примере эмпирического исследования в Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
421
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА / THE SYMBOLIC IMAGE OF THE CITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL IDENTITY / ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО / URBAN COMMUNITY / СОЦИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

Актуальность темы статьи связана с проблемами формирования идентичности молодежи в условиях городской среды. Проанализированы подходы к изучению социальной идентичности молодежи. Выделены особенности формирования идентичности молодежи в условиях провинциального российского города. Они проявляются в том, что идентичность личности в современном обществе определяется не только по отношению к реальным социальным общностям, но также по отношению к «воображаемым сообществам». Эмпирической базой статьи являются ответы представителей молодежи Тольятти на открытые вопросы анкеты. Материалы обработаны при помощи контент-анализа. Получены количественные распределения, которые дают представления об образе города в сознании молодежи. Сделан вывод о том, что символический образ города связан с деятельностью градообразующего предприятия АвтоВАЗа. Символы города в сознании подрастающего поколения слабо связаны с историческими традициями, они характеризуют утилитарное отношение к городу. Тольятти на уровне общественного сознания воспринимается как город при заводе. Однако проявляется тенденция формирования альтернативной системы символов на базе социкультурного потенциала памятников. Проведен контент-анализ прилагательных, которые, по мнению молодежи, характеризуют Тольятти. Данные понятия сгруппированы в соответствии с критериями: положительные, нейтральные и отрицательные высказывания о городе. Эта группировка позволяет выявить противоречивые процессы формирования идентичности молодежи по отношению к городу. Сделан вывод о том, что идентичность по отношению к городу проявляется в позитивных высказываниях о внешнем облике города, мнениях о его прогрессивном развитии. Отрицательные высказывания конструируют образ города, который направляет молодежь на поиск идентичности за пределами символического пространства Тольятти. Практическая значимость проведенного исследования состоит в постановке проблемы поиска нового содержания символического образа Тольятти. Ее решение во многом определяет перспективы социокультурного развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMBOLIC IMAGE OF THE CITY IN THE CONTEXT SOCIAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE ( FOR EXAMPLE, EMPIRICAL STUDIES IN TOGLIATTI)

The relevance of the topic of the article is connected with the problems of formation of identity of youth in the urban environment. Approaches to the study of social identity of youth. The features of formation of identity of youth in terms of a provincial Russian city. They manifest that identity in modern society is defined not only in relation to real social communities, but also in relation to the "imagined communities". The empirical base of the article are the responses of the representatives of the youth of Togliatti on the open questions. The data were processed using content analysis. Quantitative allocations that represent the image of the city in the minds of young people. It is concluded that the symbolic image of the city is connected with the activity of the main enterprise AVTOVAZ. The symbols of the city in the minds of the younger generation are only weakly linked to historical traditions, they describe the utilitarian approach to the city. Togliatti on the level of public awareness is perceived as a city at the factory. However, there is a trend towards alternative systems of characters on the basis of sociocultural potential sites. Conducted a content analysis of adjectives, which, in the opinion of young people, is characterized by Togliatti. These concepts are grouped in accordance with the criteria of: positive, neutral and negative statements about the city. This grouping allows you to identify the contradictory processes of identity formation of young people to the city. It is concluded that identity in relation to the city is manifested in positive statements about the external appearance of the city, the opinions on its progressive development. Negative statements construct the image of the city, which directs young people to search for identity outside the symbolic space of Togliatti. The practical significance of the conducted research consists in the formulation of the problem of finding new content a symbolic image of Togliatti. Her decision largely determines the prospects of socio-cultural development of the city.

Текст научной работы на тему «Символический образ города в контексте социальной идентичности молодежи ( на примере эмпирического исследования в Тольятти)»

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА ...

УДК 316.728

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТОЛЬЯТТИ)

© 2017

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Аннотация. Актуальность темы статьи связана с проблемами формирования идентичности молодежи в условиях городской среды. Проанализированы подходы к изучению социальной идентичности молодежи. Выделены особенности формирования идентичности молодежи в условиях провинциального российского города. Они проявляются в том, что идентичность личности в современном обществе определяется не только по отношению к реальным социальным общностям, но также по отношению к «воображаемым сообществам». Эмпирической базой статьи являются ответы представителей молодежи Тольятти на открытые вопросы анкеты. Материалы обработаны при помощи контент-анализа. Получены количественные распределения, которые дают представления об образе города в сознании молодежи. Сделан вывод о том, что символический образ города связан с деятельностью градообразующего предприятия - АвтоВАЗа. Символы города в сознании подрастающего поколения слабо связаны с историческими традициями, они характеризуют утилитарное отношение к городу. Тольятти на уровне общественного сознания воспринимается как город при заводе. Однако проявляется тенденция формирования альтернативной системы символов на базе социкультурного потенциала памятников. Проведен контент-анализ прилагательных, которые, по мнению молодежи, характеризуют Тольятти. Данные понятия сгруппированы в соответствии с критериями: положительные, нейтральные и отрицательные высказывания о городе. Эта группировка позволяет выявить противоречивые процессы формирования идентичности молодежи по отношению к городу. Сделан вывод о том, что идентичность по отношению к городу проявляется в позитивных высказываниях о внешнем облике города, мнениях о его прогрессивном развитии. Отрицательные высказывания конструируют образ города, который направляет молодежь на поиск идентичности за пределами символического пространства Тольятти. Практическая значимость проведенного исследования состоит в постановке проблемы поиска нового содержания символического образа Тольятти. Ее решение во многом определяет перспективы социокультурного развития города.

Ключевые слова: символический образ города; молодежь; контент-анализ; социальная идентичность; городское сообщество; социкультурная среда.

THE SYMBOLIC IMAGE OF THE CITY IN THE CONTEXT SOCIAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE (FOR EXAMPLE, EMPIRICAL STUDIES IN TOGLIATTI)

© 2017

Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department

«History and philosophy» Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Abstract. The relevance of the topic of the article is connected with the problems of formation of identity of youth in the urban environment. Approaches to the study of social identity of youth. The features of formation of identity of youth in terms of a provincial Russian city. They manifest that identity in modern society is defined not only in relation to real social communities, but also in relation to the "imagined communities". The empirical base of the article are the responses of the representatives of the youth of Togliatti on the open questions. The data were processed using content analysis. Quantitative allocations that represent the image of the city in the minds of young people. It is concluded that the symbolic image of the city is connected with the activity of the main enterprise - AVTOVAZ. The symbols of the city in the minds of the younger generation are only weakly linked to historical traditions, they describe the utilitarian approach to the city. Togliatti on the level of public awareness is perceived as a city at the factory. However, there is a trend towards alternative systems of characters on the basis of sociocultural potential sites. Conducted a content analysis of adjectives, which, in the opinion of young people, is characterized by Togliatti. These concepts are grouped in accordance with the criteria of: positive, neutral and negative statements about the city. This grouping allows you to identify the contradictory processes of identity formation of young people to the city. It is concluded that identity in relation to the city is manifested in positive statements about the external appearance of the city, the opinions on its progressive development. Negative statements construct the image of the city, which directs young people to search for identity outside the symbolic space of Togliatti. The practical significance of the conducted research consists in the formulation of the problem of finding new content a symbolic image of Togliatti. Her decision largely determines the prospects of socio-cultural development of the city.

Keywords: the symbolic image of the city; youth; content analysis; social identity; urban community; sociocultural environment.

Введение

Изучение городской среды в социокультурном аспекте является перспективным направлением современных междисциплинарных исследований. Данной проблемой занимаются дизайнеры, архитекторы, психологи, культурологи. Сложность и многоплановость проблемы изучения городской среды связана с тем, что для ее научного анализа невозможно ограничиться только внешним описанием явлений городской жизни. Как отмечает французский социолог П. Бурдье, изучение социальных феноменов предполагает синтез различных подходов: объективистских, психологических, феноменологических^]. В трудах зарубежных ученых рассматриваются различные прикладные аспекты изучения городской среды. М.Смит и Р. Харрис подчеркивают значение исторических знаний при исследовании городских про-

блем[2]._

В работах С.В. Пирогова поставлена проблема гетерогенного осмысления городского пространства. По его мнению, явления городской жизни могут быть рассмотрены в трех аспектах. Город может быть проанализирован как материальное явление, как результат экономической, политической, социокультурной деятельности. Это первый аспект анализа, предполагающий изучение искусственных артефактов. Второй аспект изучает социальные отношения в городской среде. Это находит проявление в организации социальных институтов, во взаимодействии индивидов в рамках социальных структур. Третий аспект предполагает анализ отношений к городской среде, наделение ее ценностным содержанием и смыслами[3].

Предметом интерпретации становятся, в частности, географические границы пространства, которые выступают основаниями для формирования идентичностей[4].

155

Цветкова Ирина Викторовна! социологические

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА ... науки

Географические образы не являются статичными, происходит их постоянная трансформация под влиянием множества объективных и субъективных факторов[5].

Наибольший интерес для социологии, по-нашему мнению, представляет изучение города в контексте интерсубъективных и интенциональных отношений. Описание образа жизни горожан предполагает понимание значений, которыми они наделяют материальные объекты городской среды, а также социальные взаимодействия, связанные с ними[6].

Социологический аспект связан с исследованием городского пространства как фактора идентичности различных социальных групп, в том числе молодежи. Идентичность рассматривается, как способность индивида соотносить, отождествлять себя с определенным социальным сообществом [7]. Механизмы идентичности предполагают не только интеграцию, формирование круга «своих», но и дифференциацию с «другими», «чужими».

Формирование идентичности - это процесс, который сопровождается индивидуальным конструированием пространственно-временных структур, их центром выступает индивидуальная телесность и личностные переживания, связанные с жизненным опытом индивида [8].

Это имеет непосредственное отношение к образу города к модели восприятия города в культурных практиках на различных этапах развития города. Формирование индустриального общества способствовало процессам урбанизации. Города развивались в качестве придатков промышленных предприятий. Городской образ жизни рассматривался как более прогрессивный, по сравнению с сельским, а городская культура как более передовая, чем традиционная [9].

Подобная модель развития городского пространства была реализована во многих российских промышленных городах, которые возникли в процессе интенсивного строительства крупных промышленных объектов. Создание Тольятти относится к позднему периоду индустриализации, к 60-м года прошлого века. Строительство города осуществлялось с учетом комфортного и удобного проживания жителей - работников промышленных предприятий. Однако ускоренные темпы урбанизации не смогли решить проблему придания городу индивидуального архитектурного облика, а также формирования устойчивых культурных традиций. В современном Тольятти остро ощущается проблема культурного освоения городского пространства, его символической ин-терпретации[10].

В условиях постиндустриального общества недостаточная развитость городской культуры выступает фактором, который негативно влияет на идентичность жителей. Изменились также исходные конструкты идентичности. Если на этапе индустриализации исходным конструктом выступал сельский житель, то в современных условиях - житель мегаполиса. Соответственно, городская среда реального города нередко воспринимается как «чуждая», которая противопоставляется «воображаемым городам», особенно молодежью. Идентичность реализуется по принципу: «Там хорошо, где нас нет».

Восприятие города связано с его рассмотрением как пространства реализации социальных потребностей мо-лодежи[11]. Соответственно, город воспринимается молодежью в модусах настоящего и будущего. Прошлое города, культурное наследие имеет значительно меньшее значение, по сравнению с актуальными потребностями и возможностью реализации планов[12].

Город рассматривается как «воображаемое сообщество», которое реализуется через систему символов, речевых актов, высказываний образов. Они формируют «локальный текст», включающий систему ментальных стереотипов, поведенческих актов, характерных для жителей конкретного города. Таким образом, городская идентичность выступает результатом социального конструирования, в процессе коммуникативных практик 156

[13].

Современная городская среда, как отмечают современные исследователи, является не только фактором интеграции, но источником негативного воздействия на психику индивидов, стрессов, деструктивных переживаний [14],[15].

Концепция исследования

В современной социологии существует множество методик, которые применяются для исследования отношения жителей города к городской среде[16]. Для изучения проблем формирования городской идентичности молодежи Тольятти в декабре 2016 года было проведено анкетирование силами студентов и преподавателей кафедры «Социология» тольяттинского государственного университета. Было опрошено 1073 респондента в возрасте от16 до 30 лет. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS -20.

Таблица 1- Ответы респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, является символом Тольятти?»

Символы города Кол-во В%

АвтоВАЗ 563 53

Памятники 231 22

Фирменный знак (Ладья» 68 6

Автомобили «Лада» 30 3

Торговые центры, площадь Свободы, Вечный огонь. Жигулевская долина, замок Гарибальди, парки. ТГУ. ГЭС 49 5

Водохранилище, Волга,горы, лес, набережная 47 4

Герб. гимн. флаг, название 38 4

другое 9 1

Затрудняюсь 17 2

Респондентам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, является символом Тольятти?». В качестве ответов на вопрос было получено 1052 высказывания. Половина опрошенных считают символом Тольятти завод АвтоВАЗ. В советское время этот завод был флагманом отечественного автомобилестроения. На этом предприятии до модернизации работало более 100 тысяч человек. Это предприятие и в наше время воспринимается как символ Тольятти, несмотря на то, что в последние годы на заводе, также как и в целом, в отрасли автомобилестроения наблюдаются кризисные тенденции.

С АвтоВАЗом связаны другие символы, отмеченные в анкетах. Это «Ладья», которая выделена в 6% анкет. «Ладья» является фирменным знаком автомобилей «Лада». Автомобили «Лада» в качестве символов Тольятти отмечены в 2% анкет. Следовательно, примерно две трети респондентов так или иначе соотносят свои представления о Тольятти с автозаводом или с его продукцией.

Памятники Тольятти в качестве символов города отмечены в 22% респондентов. Среди них лидирующие позиции занимают памятники В.Н.Татищеву и памятник Верности. Следует отметить, что эти памятники появились в Тольятти сравнительно недавно, примерно два десятилетия назад. Однако они приобрели популярность и воспринимаются как символы города.

5% участников опроса соотносят Тольятти с различными объектами культуры, торговли или спорта. Выделение этих объектов не является систематическим. Их названия встречаются от 1 до 7 раз.

4% респондентов выделяют различные природные объекты в качестве символа Тольятти, к ним относится Волга, Жигулевские горы, а также объекты, которые связаны с природными ресурсами, преобразованными человеком (водохранилище, набережная).

Символы города (гимн, флаг, герб) отмечены в 4% анкет. Некоторые респонденты считают символичным название города - Тольятти.

Вариант ответа «другое» был отмечен в 1% анкет. Затруднились ответить на вопрос 2% участников опроса.

Анализ представлений молодежи символе Тольятти показывает, что для двух третей опрошенных символические представления ассоциируются с АвтоВАзом. Кризисное состояние предприятия оказывает влияние на мнения молодежи о городе. Город рассматривается Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)

социологические науки

Цветкова Ирина Викторовна СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА ...

большинством респондентов как придаток к автозаводу. Статус Тольятти как моногорода находит выражение в символических ассоциациях.

Респондентам был задан вопрос: «Какие прилагательные, по Вашему мнению, более всего отражают особенности Тольятти?». В ответе на него были получены 1256 высказываний. Высказывания были сгруппированы по критериям: положительные, отрицательные и нейтральные. Примерно пятая часть опрошенных написала прилагательные, которые характерны для внешнего облика города: «красивый», «уютный», «чистый» и т.д. В сочетании с этими признаками также встречается понятие «большой», это подчеркивает статус и престиж города.

Десятая часть респондентов положительной чертой города считают молодость, а также качества, которые ее сопровождают: «современный», «развивающийся», «новый», «открытый» и т.д. Данные термины несут позитивную характеристику, когда они относятся к человеку. По отношению к городам, позитивной чертой является связь с историей. Классическим примером является образ Рима как «вечного города». Однако в высказываниях молодежи о Тольятти не было ни разу отмечено, что город является преемником Ставрополя, и он имеет связь с исторической традицией.

Чуть меньшее количество респондентов (9%) приписывают Тольятти антропоморфные черты. Город наделяют человеческим характером с характеристиками: «умный», «трудолюбивый», «целеустремленный», «приветливый» и т.д. Отношение к городу также выражается при помощи прилагательных, характеризующих отношение к человеку «родной», «любимый», «славный». Часть респондентов подчеркивала уникальность и неповторимость города.

Определения, подчеркивающие связь города с природой «зеленый», «речной», «курортный» встречаются в 3 % анкет.

Прилагательных, характеризующие культурные аспекты городской жизни отмечены только в 2% участников опроса.

3% респондентов приписывают городу фантастические черты, способность быть «странным», «тайным» и даже «смешным».

Таким образом, 46% участников опроса при описании Тольятти употребляют понятия, несущие позитивные оттенки смысла, они характеризуют факторы, которые способствуют формированию идентичности молодежи в соотнесении с городом.

Таблица 2- Результаты контент-анализа вопроса: «Какие прилагательные, по Вашему мнению, более всего отражают особенности Тольятти?»

Положительные высказывания о городе Кол-во В%

красивый, большой, обширный прекрасный, приличный, продуманная архитектура, развитый, солнечный, статусный, удобный, ухоженный, уютный, хороший, чистый 242 19

молодой,новый, открытый, перспективный, подвижный, позитивный, потенциальный,прогрессивный, просторный,развивающийся, свежий, светлый, системный, современный, стремительный, универсальный, энергичный. яркий 124 10

Необычный,неповторимый, несдающийся, особенный, честный, независимый, отзывчивый, родной, правильный, надежный, приветливый, разно сторонний, родной, самый лучший, свободный, сильный, славный, сложный, сплоченный, способный, строгий, талантливый,творческий,трудолюбивый, умный, целеустремленный, чудесный 110 9

Зеленый, лесной, речной, курортный, 40 3

образование, развитие науки, спортивный, культурный 29 2

синий, смешной, странный, тайный, фантастический, крутой 33 3

слов «тихий» и «серый» имеют негативный подтекст. Специфика нейтральных высказываний состоит в том, что они не содержат ярких антропоморфных черт. Город не ассоциируется с личностью. При этом нейтральные высказывания не содержат информации о динамике развития города, они просто констатируют некоторые факты.

Таблица 3- Результаты контент-анализа вопроса: «Какие прилагательные, по Вашему мнению, более всего отражают особенности Тольятти?»

Нейтральные высказывания о городе Кол-во В%

Промышленный, автомобильный,предпринимательский, рабочий, т ехника, хор ошая инфр а структур а 83 7

неплохой,неприметный, нет особенностей,нормальный, переменчивый, постоянный,провинциальный, простой, размеренный, рутинный, серый, скромный, скучный, спокойный, средний, спящий, тихий 229 17

Отрицательные высказывания о внешнем облике города высказали 10% участников опроса. Они считают город «мрачным», «тусклым», «хмурым», угасающим» и т.д. Эти понятия выражают негативные эмоции, которые вызваны оценкой городской среды у молодежи.

8% участников опроса обращают внимание на неблагоустроенность города, считают его грязным, неуютным.

7% участников опроса при помощи отрицательных прилагательных высказали мнение о динамике развития города. По их мнению, город является «бесперспективным», «отсталым», «проблемным».

3% участников опроса приписывают городу отрицательные личностные черты: «криминальный», «преступный», «равнодушный», «отсталый». Здесь прослеживается связь с представлениями о низком уровне культуры города в целом, и горожан. Мнения о бедности и неблагополучии города отмечены в 2% анкет. Таким образом, отрицательные суждения о Тольятти характерны для 30% участников опроса.

Таблица 4- Результаты контент-анализа вопроса: «Какие прилагательные, по Вашему мнению, более всего отражают особенности Тольятти?»

Отрицательные высказывания о городе Кол-во В%

мрачный, невзрачный, однообразный, плохой, пустой, разворованный, р азор енный, р а спущенный, р егр ее сивный. скатывающийся, страдальческий, страшный, темный, тусклый, тяжелый, увядающий, угасающий,ужасный, умирающий, унылый, уродливый, усталый, хмурый, холодный 122 10

загрязненный, неблагоустроенный, некрасивый,неухоженный, неуютный, неэкологичный, разбитодорожный 98 S

Бесперспективный, ненадежный, непрогрессивный, неразвивающийся, отсталый,падающий, скучный,плохо развитый, проблемный, разваливающийся, слаборазвитый, старый 87 7

криминальный, неспокойный, неуравновешенный, опасный, пакостный, преступнын. равнодушный. отсталый, некультурный, непристойный, несовременный, пафостиность, глупость 38 3

бедный, неблагополучный, небогатый, нуждающийся 21 2

Нейтральные высказывания о Тольятти выражают 24% опрошенных. 7% участников опроса рассматривают город как промышленную территорию, застроенную заводами. 17% участников опроса считают Тольятти городом без особенностей, «тихим», «провинциальным», «серым». Ряд нейтральных высказываний несут в себе, как положительные, так и отрицательные смыслы. Например, сочетание прилагательных «тихий» и «красивый», является ближе к позитивному. А сочетания

Респондентам было предложено назвать их любимое место в городе. Было получено 1035 высказываний. Треть опрошенных в качестве своего любимого места в городе назвали Волгу, различные районы набережной. При этом Волга, как было отмечено ранее, редко рассматривается как символ города, а Тольятти на уровне символического образа не является «волжским городом».

Городские парки, аллеи скверы являются любимыми местами для 21% опрошенных. Эту категорию респондентов привлекают рукотворные зеленые насаждения.

14% респондентов считают своими любимыми местами в городе торговые центры. В них расположены кафе, кинотеатры, магазины.

11% участников опроса в качестве любимых мест в городе называют различные социокультурные объекты: музеи, театр, филармонию, концертные залы, Тольяттинский университет и даже - библиотеки.

Десятая часть участников опроса выделили природные объекты за городом: Жигулевские горы, Молодецкий курган, Муравьиные острова, Самарская Лука, Стрельная гора. По-видимому, они ассоциируют-

Цветкова Ирина Викторовна! социологические

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА ... науки

ся с популярными местами отдыха горожан.

Для 8% респондентов любимые места в городе ассоциируются с конкретными районами, кварталами, дворами, домами, в которых они живут.

Вариант «другое» отмечен в 2% анкет. Написали о том, что для них нет любимых мест в городе 3% участников опроса.

Таблица 5- Результаты контент-анализа вопроса: «Назовите Ваше самое любимое место в городе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любимые места города высказываний В%

набережная, Волга 322 31

Парк, аллеи, скверы 222 21

Торговые центры, кинотеатры, кафе: «Оливка», «Русь на Волге», «Три топора». «Парк Хауз», «Аэрохолл», «Бега». «ДКиТ» 142 14

Библиотека, книжный магазин, Краеведческий музей, Музей техники, театр, 1ГУ, площади, ((Арена», «Кристалл», Лада Арена, «Олимп» 108 11

Лес, «Алые паруса», зеленая зона, Жигулевские горы, Молодецкий курган, Муравьиные острова, Самарская Лука, Стрельная гора 107 10

Кварталы, дом, Автогр ад 89 S

Другое 19 2

Таких мест нет 28 3

Выводы

Анализ результатов ответов на открытые вопросы о символическом образе Тольятти в сознании молодежи указывает на проявления кризиса идентичности по отношению к родному городу. Тольятти воспринимается молодежью, прежде всего, как город при заводе по производству автомобилей. Почти две трети опрошенных считают АвтоВАЗ, а также его продукцию символом Тольятти. Застойные явления в мировой автомобильной промышленности, проблемы российской экономики негативно влияют на положение дел на Авто ВАЗе. Символический образ Тольятти вступает в противоречие с желанием молодежи конструировать свою идентификацию в соотнесении с благополучным и престижным городским сообществом. Символический образ города, который существует на уровне общественного сознания, противоречиво влияет на формирование городской идентичности молодежи.

Образ города, который сконструирован на основе прилагательных, характеризующих, по мнению респондентов Тольятти, позволяет сделать вывод о сложных и неоднозначных процессах, происходящих в сознании подрастающего поколения. Больше половины юношей и девушек описывают Тольятти при помощи прилагательных, имеющих положительный смысл. Данные прилагательные отображают привлекательный внешний облик города, его молодость, перспективность. Особо следует отметить прилагательные, которые подчеркивают личностные черты, которые приписывают городу: «трудолюбивый», «честный», «целеустремленный». Наряду с позитивным имиджем города, примерно у третьей части респондентов существует прямо противоположенное мнение о городе. Довольно распространенным является негативное мнение о Тольятти как городе с непривлекательным внешним обликом и признаками слабого развития культуры, склонности к девиациям. По сути, идентичность молодежи формируется под влиянием столкновения противоречивых влияний.

Это находит проявление в суждениях молодежи о любимых местах в городе. Они, так или иначе, связны с природой: набережная, парки, скверы. В последние годы экологическая ситуация в городской среде вызывает тревогу, в связи с последствиями лесных пожаров, явно неблагополучным состоянием Волги, которое становится очевидным в летнее время. Любимые места молодежи находятся в противоречии с его символическим образом, который ассоциируется, прежде всего, с Авто ВАЗом.

Впрочем, в современной городской среде Тольятти наметилась определенная альтернатива образу «города при заводе». Несмотря на то, что памятники В.Н. Татищеву и памятник Верности появились недавно, они рассматриваются в качестве символов Тольятти пятой частью респондентов.

Преодоление кризисного состояния городской иден-158

тичности молодежи, по нашему мнению, зависит от развития символического пространства города, установления связи, как с историческим прошлым, так и с культурными образцами, наделенными положительным нравственным содержанием. Определенный потенциал существует у образа Тольятти как волжского города, который в настоящее время нуждается в глубокой социокультурной проработке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Начала: Choses dites. М. : Socio-Logos, 1994. C. 181-207.

2. Smith M.E. The history in urban studies: a comment Richard Harris // Journal of urban affairs. Volume 33. № 1, pp. 99-105.

3. Пирогов С. В. Город как феномен культуры: когнитивный подход // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. №2. С.32-37.

4. Замятин Д. Н.Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. 2000. №46.

5. Темешова Н. В., Рогожникова Т. Н. К вопросу об образе региона: интерпретация культурно-географического образа Дальневосточного экономического района и России // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки.

2013. №1 (21). С.86-91.

6. Щербинина Н. Г. Образ города как символический конструкт // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. №3 (15). С.41-52.

7. Кашкабаш Т. В. Интерпретация городского пространства в современных условиях // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ interpretatsiya-gorodskogo-prostranstva-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 09.04.2017).

8. Кравчук М. В. Индивидуально-личностное пространство города: социально-философские смыслы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 196-200. URL: http://e-koncept.ru/2015/65110. htm (дата обращения:09.04.2017)

9. Рябова Л. К. К методологии исследования восприятия городского пространства (случай Выборга) // Новейшая история России. 2015. №1 (12). С.110-119.

10. Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. №5. С.11-22.

11. Пироцкая А.В., Карпов А.Е. Восприятие жителями функционального зонирования в городах // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. №1. С.170-179

12. Сухушина Е.В., Рыкун А. Ю., Погодаев Н. П. Городское пространство опыт исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология.

2014. №1 (25). С.84-97.

13. Барышева В. В. Формирование культурной идентичности современного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 146-150. URL: http://e-koncept.ru/2015/65100.htm. (дата обраще-ния:09.04.2017)

14. Шемелина О. С., Ванина О. Е.Психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере г. Новосибирска) // Баландинские чтения. 2014. №1. С.395-404

15. Бангерт М.А. Образ, как воплощение «Души» города: тактика проектного восприятия // Future Human Image. 2014. №1. С.259-266.

16. Бунич Е. А. Методы изучения восприятия городского пространства // Мониторинг. 2012. №6 (112). С.43-47.

Статья поступила в редакцию 24.04.2017.

Статья принята к публикации 02.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.