Научная статья на тему 'Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации'

Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / бизнес / инновация / квалификация / модернизация / предпринимательство / человеческий капитал. / activity / business / innovation / qualification / modernization / entrepreneurship / human capital.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. М. Козырева, А. И. Смирнов

Статья посвящена исследованию мотивационных аспектов предпринимательской деятельности во взаимосвязи с проблемами расширения и повышения эффективности участия бизнеса в процессах инновационной модернизации. В центре внимания находятся актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса, что объясняется значительным ростом его роли в реализации планов экономического развития по сравнению с другими секторами экономики. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» — многолетнего лонгитюдного исследования домохозяйств. Раскрываются предпосылки, особенности и трудности участия в предпринимательской деятельности наиболее подготовленной в профессиональном отношении части экономически активного населения России — специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Обращается внимание на то, что подавляющее большинство квалифицированных работников имеют опыт освоения новой специальности, они в разное время осваивали новые методы работы и новое современное оборудование. Многие разрабатывали и продвигали на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением выпускаемой продукции или различных технологических процессов. Но в то же время немалая их часть была занята на производстве в основном рутинным традиционным трудом средней сложности, который вряд ли способен внести хоть какую-то лепту в осуществление инновационной модернизации. Установлено, что стремление к активной предпринимательской деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, тогда как большинство соглашается с ролью пассивных исполнителей. Внимание акцентируется на наиболее важных причинах – как подталкивающих специалистов к предпринимательству, так и удерживающих их от этого непростого жизненного выбора. Подчеркивается особая значимость в формировании мотивов участия в предпринимательской деятельности субъективных или оценочных факторов, которые базируются не на личном опыте, а на информации общего характера. Отдельно рассматриваются причины, вынуждающие предпринимателей оставлять бизнес, отказываться от собственного дела в пользу более спокойной, предсказуемой и менее ответственной трудовой деятельности. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, представителей правоохранительных органов, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. При этом пока не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения, государства и бизнеса. Всё это еще раз убеждает в том, что, наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, о совершенствовании механизма государственного управления экономикой. Облегчение только тех или иных бюрократических процедур оказывается недостаточно эффективным для того, чтобы бизнес-климат стал более благоприятным и предсказуемым, чтобы у большего количества россиян появилось желание открыть собственное дело и включиться в процесс инновационной модернизации. Низкий уровень предпринимательской активности является одной из наиболее серьезных причин, сдерживающих создание динамично развивающейся инновационной экономики. Установлено наличие непосредственной связи между предпринимательским успехом и инновационной активностью в сфере малого и среднего бизнеса. Возможности участия предпринимателей в инновационной деятельности во многом обусловлены их личностными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE MODERNIZATION

The article is devoted to the study of motivational aspects of business activity in connection with the problems of expansion and increase of business participation efficiency in the processes of innovation modernization. The focus is on the current problems of development of small and medium-sized businesses, due to the significant growth of its role in the implementation of economic development plans compared to other sectors of the economy. The analysis is based on the data of The “Russian monitoring of the economic situation and health of the population by RLMS-HSE” – a long-term longitudinal study of households. The author reveals the prerequisites, features and difficulties of participation in entrepreneurial activity, the most professionally prepared part of the economically active population of Russia – specialists with higher and secondary vocational education. The attention is drawn to the fact that a significant majority of skilled workers have experience in the development of a new specialty, at different times they mastered new methods of work and new modern equipment. Many have developed and promoted proposals related to the improvement of products or various technological processes at the main or additional work. However, at the same time, a large part of them was engaged in the production of mostly routine traditional work of medium complexity, which is hardly able to bring some significant contribution to the implementation of innovative modernization. It is established that a relatively small part of qualified professionals with the desire for entrepreneurship, while the majority agrees with the role of passive performers. We also consider the reasons forcing entrepreneurs to leave business, to abandon their own business in favor of a quieter, more predictable and less responsible activity. The development of business is hampered by the lack of effective mechanisms to support entrepreneurship by the state, frequent changes in the conditions of economic activity, and the limitation of all kinds of resources. Feeling the strongest pressure from officials, representatives of law enforcement agencies, corrupt officials, the business tries to isolate itself from society. All this once again convinces us that by increasing efforts to improve the business climate, it is important not to forget about the need to ensure a balanced combination of the market and the state, to improve the mechanism of state management of the economy. The easing of only some bureaucratic procedures is not effective enough to make the business climate more favorable and predictable, so that more Russians have a steady desire to start their own business and actively engage in the process of innovative modernization. A low level of entrepreneurial activity is one of the most serious reasons constraining the creation of a dynamically developing innovation economy. There is the existence of a direct link between entrepreneurial success and innovation activity in the field of small and mediumsized businesses. The opportunities for entrepreneurs to participate in innovative activities are largely due to their personal resources.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации»

УДК 316.45; 316.47

П. М. Козырева, А. И. Смирнов

Козырева П. М., доктор социологических наук; первый заместитель директора ФНИСЦ РАН; директор Центра лонгитюдных обследований НИУ ВШЭ; е-таЛ: pkozyreva@isras.ru

Смирнов А. И., доктор социологических наук; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН; е-та^ smir_aL@bk.ru

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию мотивационных аспектов предпринимательской деятельности во взаимосвязи с проблемами расширения и повышения эффективности участия бизнеса в процессах инновационной модернизации. В центре внимания находятся актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса, что объясняется значительным ростом его роли в реализации планов экономического развития по сравнению с другими секторами экономики. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (кЬМБ-НБЕ)» - многолетнего лон-гитюдного исследования домохозяйств. Раскрываются предпосылки, особенности и трудности участия в предпринимательской деятельности наиболее подготовленной в профессиональном отношении части экономически активного населения России - специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Обращается внимание на то, что подавляющее большинство квалифицированных работников имеют опыт освоения новой специальности, они в разное время осваивали новые методы работы и новое современное оборудование. Многие разрабатывали и продвигали на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением выпускаемой продукции или различных технологических процессов. Но в то же время немалая их часть была занята на производстве в основном рутинным традиционным трудом средней сложности, который вряд ли способен внести хоть какую-то лепту в осуществление инновационной модернизации. Установлено, что стремление к активной предпринимательской деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, тогда как большинство соглашается с ролью пассивных исполнителей. Внимание акцентируется на наиболее важных причинах - как подталкивающих специалистов к предпринимательству, так и удерживающих их от этого непростого жизненного выбора. Подчеркивается особая значимость в формировании мотивов участия в предпринимательской деятельности субъективных или оценочных факторов, которые базируются не на личном опыте, а на информации общего характера. Отдельно рассматриваются причины, вынуждающие предпринимателей оставлять бизнес, отказываться от собственного дела в пользу более спокойной, предсказуемой и менее ответственной

трудовой деятельности. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, представителей правоохранительных органов, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. При этом пока не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения, государства и бизнеса. Всё это еще раз убеждает в том, что, наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, о совершенствовании механизма государственного управления экономикой. Облегчение только тех или иных бюрократических процедур оказывается недостаточно эффективным для того, чтобы бизнес-климат стал более благоприятным и предсказуемым, чтобы у большего количества россиян появилось желание открыть собственное дело и включиться в процесс инновационной модернизации. Низкий уровень предпринимательской активности является одной из наиболее серьезных причин, сдерживающих создание динамично развивающейся инновационной экономики. Установлено наличие непосредственной связи между предпринимательским успехом и инновационной активностью в сфере малого и среднего бизнеса. Возможности участия предпринимателей в инновационной деятельности во многом обусловлены их личностными ресурсами.

Ключевые слова: активность; бизнес; инновация; квалификация; модернизация; предпринимательство; человеческий капитал.

P. M. Kozyreva

Doctor of SocioLogy (Dr. habiL), First Deputy Director, FSTAS RAS; Director, Centre for LongitudinaL Studies, Institute of SociaL PoLicy, HSE; е-maiL: pkozyreva@isras.ru

A. I. Smirnov

Doctor of SocioLogy (Dr. habiL), Leading Researcher, Institute of SocioLogy of the FSTAS RAS; е-maiL: smir_aL@bk.ru

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE MODERNIZATION

The articLe is devoted to the study of motivationaL aspects of business activity in connection with the probLems of expansion and increase of business participation efficiency in the processes of innovation modernization. The focus is on the current probLems of deveLopment of smaLL and medium-sized businesses, due to the significant growth of its roLe in the impLementation of economic deveLopment pLans compared to other sectors of the economy. The anaLysis is based on the data of The "Russian monitoring of the economic situation and heaLth of the popuLation by RLMS-HSE" - a Long-term LongitudinaL study of househoLds. The author reveaLs the prerequisites, features and difficuLties of participation in

entrepreneurial activity, the most professionally prepared part of the economically active population of Russia - specialists with higher and secondary vocational education. The attention is drawn to the fact that a significant majority of skilled workers have experience in the development of a new specialty, at different times they mastered new methods of work and new modern equipment. Many have developed and promoted proposals related to the improvement of products or various technological processes at the main or additional work. However, at the same time, a large part of them was engaged in the production of mostly routine traditional work of medium complexity, which is hardly able to bring some significant contribution to the implementation of innovative modernization. It is established that a relatively small part of qualified professionals with the desire for entrepreneurship, while the majority agrees with the role of passive performers. We also consider the reasons forcing entrepreneurs to leave business, to abandon their own business in favor of a quieter, more predictable and less responsible activity. The development of business is hampered by the lack of effective mechanisms to support entrepreneurship by the state, frequent changes in the conditions of economic activity, and the limitation of all kinds of resources. Feeling the strongest pressure from officials, representatives of law enforcement agencies, corrupt officials, the business tries to isolate itself from society. All this once again convinces us that by increasing efforts to improve the business climate, it is important not to forget about the need to ensure a balanced combination of the market and the state, to improve the mechanism of state management of the economy. The easing of only some bureaucratic procedures is not effective enough to make the business climate more favorable and predictable, so that more Russians have a steady desire to start their own business and actively engage in the process of innovative modernization. A low level of entrepreneurial activity is one of the most serious reasons constraining the creation of a dynamically developing innovation economy. There is the existence of a direct link between entrepreneurial success and innovation activity in the field of small and medium-sized businesses. The opportunities for entrepreneurs to participate in innovative activities are largely due to their personal resources.

Key words: activity; business; innovation; qualification; modernization; entrepreneurship; human capital.

Важнейшей задачей модернизации российской экономики, которая сегодня приобрела стратегический характер, является развитие предпринимательства, увеличение его вклада в становление инновационного сектора и обеспечение экономического роста. Речь идет о более активном вовлечении широких слоев населения в самостоятельную предпринимательскую деятельность, как в качестве индивидуальных предпринимателей, так и посредством создания новых коммерческих предприятий и организаций или расширения уже существующего бизнеса.

Даже люди, не являющиеся специалистами в области экономики, начинают всё отчетливее понимать, что самым мощным драйвером экономического роста в России, незадействованным до сих пор в полную силу, является предпринимательство и прежде всего малый и средний бизнес. Развитие предпринимательства помогает не только обеспечивать экономической рост, но и создавать новые рабочие места, стимулировать занятость населения, вовлекать в трудовую деятельность группы населения, прозябающие в других сферах, полнее использовать творческий потенциал россиян, быстрее и эффективнее внедрять инновации, способствовать наиболее полному раскрытию потенциала модернизации.

За годы постсоветского периода в России была создана действительно рыночная, но очень далекая от совершенства экономика, с массой теневых сторон, слабых мест, перекосов и других изъянов. Это во многом объясняется тем, что рыночная экономика России стала заложницей предыдущих неудачных реформ и всех тех структурных проблем в развитии производства, которые накапливались на протяжении многих десятилетий [Оганисьян 2011, с. 127-128]. Одним из таких хорошо заметных перекосов является то, что российская экономика продолжает оставаться преимущественно экономикой крупных компаний, тогда как малый и средний бизнес развит недостаточно, не в тех формах, объемах и размерах, чтобы экономика могла функционировать слаженно, надежно и стабильно. Если в большинстве стран данный сегмент обеспечивает от 50 до 70 % рабочих мест, формируя от 50 до 60 % ВВП, то в России он дает всего лишь 25 % рабочих мест и 20 % ВВП [Долженков 2016]. Малый и средний бизнес, с укреплением которого во многом связывается поиск и освоение новых источников роста для экономики, предпочитает заниматься торговлей, тогда как производственные компании открываются гораздо реже, а активность в сфере высоких технологий и инноваций, в области современных бизнес-услуг остается пока минимальной [Малое и среднее предпринимательство ... 2014, с. 14].

В последние годы сформировалось понимание инновации как определенного процесса практического использования новых идей и изобретений; создания, распространения и использования инноваций, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей или развития и повышения эффективности в определенной

сфере деятельности. Согласно «Рекомендациям по собору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)», под инновацией понимается «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях», а под инновационной деятельностью - «все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью» [OECD 2005, с. 46-47]. В качестве ин-новаторов выступают создатели, распространители и реализаторы инновационного продукта, которые могут быть представлены определенными предприятиями, организациями, коллективами, индивидами [Гуцаленко 2013, с. 120].

Инновационная деятельность оказывает всё более существенное влияние на развитие всех без исключения отраслей экономики, приводя к значительным сдвигам в структуре спроса и предложения. При этом она осуществляется не только в научной и производственной областях. В бизнесе, например, сегодня всё чаще и чаще речь идет об инновациях в сферах продвижения продукции и услуг, управления персоналом, построения организации и ключевых процессов, формирования современных бизнес-моделей и т. д.

В статье мы попытались, опираясь на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)»1, рассмотреть ряд вопросов, которые представляют интерес для понимания причин успехов и неудач становления и развития предпринимательства в России.

Как показал анализ, несмотря на существенные позитивные сдвиги в развитии бизнеса и формировании нового экономического мышления, которые произошли в постсоветский период, предпринимательская активность россиян остается невысокой. Согласно данным мониторинга, только каждый десятый респондент в возрасте старше 14 лет в то или иное время пытался открыть

1 Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) проводится Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Де-москоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН (сайты обследования RLMS-HSE: cpc.unc.edu/projects/rlms; hse.ru/rlms).

свое предприятие, начать собственное дело, но добиться удалось успеха только каждому второму из них. Наиболее активны в организации предпринимательской деятельности мужчины и женщины в возрасте 25-30 лет, но чаще всего эта активность приносит плоды в более старшем возрасте. Во многом это объясняется тем, что люди зрелого возраста обладают более развитыми человеческим и социальным капиталами, чем молодежь. При этом желание попробовать свои силы в бизнесе и успешность предпринимаемых для этого усилий тем выше, чем выше образование респондентов.

Квалифицированные специалисты с высшим и средним профессиональным образованием и стали объектом данного исследования (И = 2891). Большинство из них имели опыт освоения новой специальности (около 71 %), в разное время осваивали новые методы работы (70 %) и новое оборудование (54 %). Свыше 35 %о разрабатывали и вносили когда-нибудь на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением качества выпускаемой продукции или технологического процесса, повышением качества услуг или продвижением на рынок товаров или услуг, совершенствованием организации работы. Из числа данных респондентов около 18 % являлись владельцами какого-нибудь бизнеса (самостоятельно или с другими людьми) или фермерами; индивидуальными предпринимателями с наймом или без найма работников; лицами, занимающимися продажей или перепродажей каких-либо товаров или оказанием платных услуг.

Приступая к анализу проблем, связанных с развитием предпринимательской активности в контексте решения задач инновационной модернизации, прежде всего необходимо прояснить вопрос о мотивах начала предпринимательской деятельности. Из данных, приведенных на рисунке 1, видно, что главной причиной, подтолкнувшей респондентов к решению организовать свой бизнес, стало стремление прибрести самостоятельность, работать на себя, получить свободу и ни от кого не зависеть. Причем такое желание в большей мере характерно индивидуальным предпринимателям и владельцам бизнеса, нежели тем, кто занимается продажей или перепродажей каких-либо товаров, оказанием платных услуг. Но в действительности, как показывает практика, для очень многих предпринимателей свобода и независимость после открытия собственного дела так и остаются недостижимой «хрустальной» мечтой. Бизнесмены становятся заложниками «своего дела», работают

допоздна и без выходных, попадают в кабальную зависимость от банков и различных фондов, страдают от всевозможных проверяющих, недобросовестных конкурентов и посредников и т. п.

Рис. 1. Мотивы начала предпринимательской деятельности (в % по группам)

На втором и третьем местах с огромным отрывом расположились такие мотивы, как желание получить новые, лучшие, возможности для реализации своих способностей, которое в наибольшей мере характерно владельцам бизнеса, и трудности с поиском подходящей работы по найму. Те, кто решается вступить на путь предпринимательства в силу отсутствия возможности найти походящую работу по найму, относятся к категории «вынужденных» предпринимателей, занимающихся бизнесом только потому, что не видят для себя других источников дохода. Особенно много таких людей среди лиц, занимающихся продажей товаров.

И, наконец, к наименее весомым мотивам, определяющим решение о начале предпринимательской деятельности, относятся желание воспользоваться выгодным предложением своего родственника или знакомого о создании совместного бизнеса, а также стремление реализовать на деле какую-то собственную идею, интересную и актуальную разработку. Можно было бы предположить, что респонденты, руководствующиеся последним мотивом, составляют наиболее подходящий инновационный контингент. Однако в действительности участвовать в инновационной деятельности способна только часть этих людей. Желание или стремление, что еще не означает способность на практике реализовать собственную идею, внедрить свою разработку демонстрируют всего лишь 3,8 % собственников предприятий, т. е. лиц, располагающих наибольшими возможностями для организации инновационной деятельности, тогда как среди других категорий респондентов таких оказалось вдвое больше.

Теперь обратимся к данным, характеризующим участие предпринимателей в инновационной деятельности. Согласно этим сведениям, 44 % опрошенных предпринимателей полагают, что они производят товары или оказывают услуги, которые известны всем или практически всем покупателям; 42 % уверены, что их товары и услуги известны только некоторым людям. Всего лишь 3 % убеждены, что производимые ими товары не имеют аналогов в стране и практически никому не знакомы, а остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Продукция, которую предприниматели собираются производить в дальнейшем, в подавляющем большинстве случаев тоже не является для потребителей новой. Только около 8 % опрошенных представителей малого и среднего бизнеса полагают, что намереваются производить товары или оказывать услуги, которые можно отнести к разряду инновационных.

Уровень понимания важности инновационной повестки остается всё еще недостаточным для того, чтобы деятельность по созданию современной инновационной среды приобрела необходимые масштабы и динамику. Несмотря на понимание того, что страна надолго и глубоко «увязла» в сложных экономических проблемах, предприниматели не пытаются кардинально менять устоявшиеся бизнес-модели, не пробуют перенастроить бизнес на выпуск новой продукции в соответствии со стратегий импортозамещения,

а пытаются лишь приспособиться к изменившимся условиям, не рисковать и не делать опасных резких движений, дабы вовсе не лишится бизнеса. Подобная осторожная и безынициативная тактика тормозит переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Изложенные данные убеждают, что инновационный потенциал предпринимательства, базирующийся на индивидуальной инициативе, используется крайне слабо, и это мало способствует реализации модернизационных планов. Трудно не согласиться с Г. Г. Дилигенским, что, в отличие от наиболее развитых стран, где принцип инноваций вписан в институциональную и культурную, экономическую и политическую системы, поэтому макросоциаль-ные факторы играют здесь важную самостоятельную роль во всех трансформационных процессах, в России, где эта роль значительно слабее, решающим фактором модернизации становится индивид, обладающий способностями и волей к инновационной деятельности. В России, в конкретно сложившейся ситуации «именно индивидуальные действия и воля являются решающим фактором, способным предотвратить полное замораживание модернизацион-ного процесса» [Дилигенский 2002, с. 46].

Социальный статус предпринимателя по-прежнему остается высоким. Согласно данным Левада-центра, почти две трети граждан относятся к малому и среднему предпринимательству с одобрением [Общественное мнение ... 2016, с. 154], наблюдая, как много, с какой отдачей успешные бизнесмены трудятся и как они добиваются улучшения качества жизни. Существует немало данных, доказывающих, что бизнес, даже малый, заметно превосходит доходы на человеческий капитал [Тихонова 2014, с. 351], и что в России можно хорошо зарабатывать, если предложить рынку интересную новую идею или качественный товар. Это связано прежде всего с наличием огромного количества незаполненных ниш в различных сегментах бизнеса. Несмотря на то, что россияне считают бизнес престижным и доходным занятием, они с огромным трудом решаются на открытие своего предприятия или создание какого-либо иного собственного дела. Чаще всего граждане оценивают условия для начала и ведения бизнеса в своем населенном пункте как плохие [Непробиваемый пессимизм ... 2014]. Создание новой компании для большинства из них с самого начала выглядит

крайне сложным, рискованным и затратным делом, а на помощь государства при его организации они обычно не рассчитывают.

В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что значительное большинство опрошенных владельцев бизнеса, достигающее 57 %, создали свое предприятие самостоятельно, без содействия других людей и каких-либо структур. Около 14 % при организации своего бизнеса воспользовались помощью родственников; 22,8 % - поддержкой друзей, знакомых и лишь немногим более 5 % получили помощь от государственных структур. Остальные респонденты стали предпринимателями каким-то иным путем (купили уже готовый бизнес, смогли сделать успешную карьеру на своем предприятии и др.). Во многом также действовали и индивидуальные предприниматели, среди которых только около 7 % при открытии своего дела обращались за помощью к тем или иным государственным структурам.

Именно этими обстоятельствами во многом объясняется тот факт, что среди причин, удерживающих россиян от организации собственного бизнеса, одно из первых мест занимает отсутствие или недостаток финансовых средств. На это указали 61,6 % опрошенных, которые никогда не занимались предпринимательством и не пытались организовать свое дело. Доминирование подобных мнений во многом можно объяснить тем, что подавляющее большинство российских граждан, включая даже значительную часть предпринимателей, не знакомы или плохо знакомы с действующими программами поддержки бизнеса государством, которые включают широкий спектр мер по оказанию финансовой помощи предприятиям малого и среднего бизнеса и обеспечению их развития. Основная часть этой помощи предназначена для вновь открывающихся бизнес-проектов и новичков, переживающих этап становления. Несмотря на все многочисленные недостатки и трудности, действующие государственные программы всё же позволяют их участникам получать гарантированный доступ к субсидиям, пользоваться льготными кредитами и т. д. Этой помощи очень часто оказывается достаточно, учитывая, что для многих стартапов нужны не столько значительные средства, сколько хорошие востребованные идеи, настойчивость и трудолюбие.

Не менее значимой оказалась и такая причина, как отсутствие собственного желания, на которую указали около 60%

респондентов анализируемой категории. Существенную часть этих респондентов составляют люди, которые не привыкли брать на себя ответственность, безынициативны, не имеют управленческого опыта. Многие боятся потерпеть неудачу или осознают, что не обладают необходимыми личностными качествами для открытия собственного дела. Для таких респондентов предпринимательство, отличающееся повышенным риском, жестким сочетанием ответственности и инициативы, выглядит очень сложным и малопредсказуемым делом. Как показывает практика, подобные страхи далеко не всегда имеют под собой веские основания. Но в то же время нельзя не понимать и то, что многие россияне обладают негативным опытом личного общения с бизнесом. Сталкиваясь с обманом, мошенничеством, недобросовестной работой различных коммерческих структур, они воспринимают бизнес как огромную зону сплошного недоверия.

42,2 % респондентов, принадлежащих к анализируемой группе, сослались на недостаток опыта, а 38,5 % - на полное отсутствие или дефицит знаний в данной области. Характерно, что последние реже других респондентов демонстрировали интерес к новой информации в Интернете и средствах массовой информации, к разного рода техническим и другим новинкам; стремление придумывать и предлагать что-то новое у себя на работе; готовность или способность давать своим друзьям, коллегам разъяснения, касающиеся новых идей, методов, технологий; умение подбирать и мотивировать работников.

И, наконец, 29,7 % респондентов в качестве основной причины, мешающей им заняться предпринимательством, указали на отсутствие возможности собрать дееспособную и профессиональную команду единомышленников. Очевидно, что создание новых предприятий и широкое внедрение инноваций тормозит как нехватка современного оборудования, так и дефицит квалифицированных кадров. Практика убеждает, что рынок труда и система профессионального образования в России не способны удовлетворять на должном уровне потребности бизнеса в высококвалифицированных кадрах, которые готовы активно участвовать в инновационной деятельности. Еще на стадии подготовки к открытию своего дела многие кандидаты в предприниматели сталкиваются с отсутствием на рынке квалифицированных менеджеров, инженеров,

бухгалтеров, рабочих. Не может быть основной современной инновационной экономики и несовершенная социальная сфера.

Примечательно, что респонденты, занятые на государственных предприятиях, обычно называют одну или две причины, которые мешают им открыть свой бизнес и участвовать в предпринимательской деятельности, тогда как занятые на частных предприятиях и предприятиях со смешанной формой собственности, т. е. лица, имеющие более полное представление о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - три или более трех причин. При этом занятые на предприятиях государственного сектора к таким причинам чаще всего относят отсутствие желания заниматься бизнесом, в то время как занятые на частных предприятиях - недостаток финансовых средств.

Определенный интерес представляют мнения респондентов, которые в прошлом самостоятельно или вместе с другими людьми владели бизнесом, но затем расстались с этим делом. Среди опрошенных наемных работников доля бывших собственников бизнеса составила немногим более 4 %. Из них до 70 % в последний раз занимались предпринимательством более 5 лет назад, около 20 % - от 1 года до 5 лет и около 10 % - менее года назад. Как правило, эти респонденты были владельцами небольших предприятий, т. е. предприятий, которые «обычно не обладают достаточными внутренними ресурсами и испытывают больше затруднений с получением внешнего финансирования, чем крупные предприятия», что становится важным фактором их функционирования, в том числе инновационной деятельности [Осипов, Климовицкий 2014, с. 124]. Именно данное обстоятельство во многом объясняет, почему среди причин прекращения ими предпринимательской деятельности первые позиции занимают отсутствие денег на развитие и низкая доходность бизнеса. Далее следуют причины личного характера (семейные проблемы, состояние здоровья и т. п.), возможность устроиться на другую, более интересную работу и выгодно продать бизнес. Подавляющее большинство таких людей не способны заниматься не только инновационной, но даже обычной рутинной предпринимательской деятельностью.

Таким образом, в своей повседневной деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с массой серьезных трудностей. К ним относятся разного рода административные и налоговые

барьеры, высокие штрафы, нехватка инвестиций, слабость судебной системы, частые изменения условий хозяйственной деятельности, нестабильность законодательства, отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства. Серьезной проблемой является отсутствие доступных кредитов, которые могут быть использованы для пополнения оборотных средств или модернизации оборудования на предприятиях, а также для закупки необходимых технологий. Негативные последствия для нормального функционирования и развития всех форм предпринимательства имеют высокий монополизм на рынке и избыточное участие государства не только в бизнесе, но и в других сферах жизни российского общества.

Многих предпринимателей беспокоят постоянные коррупционные поборы, вымогательство; проблемы обеспечения личной безопасности, «рейдерские захваты» и другие незаконные приемы отъема бизнеса и т. д. Как следует из таблицы 1, предприниматели намного чаще, чем наемные работники, сталкиваются с необходимостью неофициально платить работникам полиции, становятся жертвами грабежа, нападения или насилия. О сильном давлении, которое испытывает бизнес со стороны недобросовестных конкурентов и преступных элементов, говорит огромное количество случаев необоснованного судебного преследования по экономическим статьям.

Таблица 1

Ощущение личной безопасности / небезопасности: наемные работники и предприниматели (в %)

Предприниматели

Характеристики Наемные работники Владельцы бизнеса Индивидуальные предприниматели Занимаются продажей и перепродажей товаров

Ощущают себя в полной или

относительной безопасности 62,8 70,9 69,2 67,8

Постоянно или довольно часто

беспокоит мысль о том, что их

могут ограбить 9,4 8,9 12,0 10,1

Постоянно или довольно часто бес-

покоит мысль о том, что они могут

стать жертвой нападения 9,8 11,1 8,7 7,2

Характеристики Наемные работники Предприниматели

Владельцы бизнеса Индивидуальные предприниматели Занимаются продажей и перепродажей товаров

В течение последних пяти лет сталкивались с работой полиции 22,9 30,4 31,6 40,5

В течение последних пяти лет сталкивались лично с необходимостью неофициально платить работникам полиции 20,1 41,7 40,5 40,5

В течение последних пяти лет лично или члены их семьи становились жертвами грабежа, нападения или насилия 6,8 12,7 9,4 10,4

Трудности, с которыми сталкиваются предприниматели, носят комплексный характер, т. е. каждому предпринимателю приходится преодолевать множество барьеров, решать не одну, а несколько сложных проблем, относящихся к разряду основных. Анализ показывает, что к подобным наслаивающимся, перемежающимся трудностям, которые вынуждены преодолевать предприниматели, прежде всего начинающие, можно отнести недоступность финансирования, сложность привлечения инвестиций; административные барьеры; нехватку знаний и опыта, недоступность кадровых ресурсов; сложности сбыта продукции. В дальнейшем предпринимателей начинают всё больше беспокоить такие проблемы, как низкая доходность производства, недоступность дорожающих кредитных ресурсов, постоянные проверки различных государственных структур, неформальное общение с представителями кредиторов, рейдерами. Настоящим бедствием для развития предпринимательства становится рост налоговой нагрузки и ужесточение ответственности за неуплату и сокрытие средств. По мнению специалистов, репрессивный характер среды в отношении всех без исключения хозяйственных субъектов грозит дальнейшим увеличением издержек и делает их риски запредельными [Обухова 2015].

Наличие такого мощного комплекса разнородных препятствий существенно снижает уровень предпринимательской активности населения, а также негативно сказывается на социальном самочувствии предпринимателей, вынуждая многих из них или выбирать те сферы деятельности, которые не предполагают серьезных

рисков, больших затрат и обеспечивают быструю окупаемость вложений, уходить «в тень» или отказываться от занятия бизнесом. Отсутствие нормального делового и предпринимательского климата, от которого в первую очередь очень сильно страдают инновационные и технологические стартапы, тормозит процессы коммерциализации интеллектуального потенциала и создания динамично развивающейся инновационной экономики.

Сегодня, когда появилась достойная альтернатива рискованной и ответственной предпринимательской деятельности в виде четко выстроенных карьерных траекторий в сфере наемного труда, многие россияне, включая представителей бизнеса, стали менять свои представления и приоритеты. Более трети предпринимателей заявляют, что занимаются бизнесом не потому, что у них есть такое желание, а потому что это единственная возможность поддерживать достойный уровень жизни. Хотя нельзя не напомнить, что 15 лет назад о своем бизнесе мечтали больше половины представителей среднего класса [Скоробогатый 2015, с. 38]. В ходе анализа данных RLMS-HSE выяснилось, что хотели бы найти другую работу почти 14 % владельцев бизнеса; более 16 % индивидуальных предпринимателей и около 26 % респондентов, занимающихся продажей или перепродажей товаров, оказанием платных услуг. Эти выводы очень важны для понимания особенностей социально-структурного пространства современной России, принимая во внимание, что предприниматели и наемные работники являются наиболее представительными социальными статусными группами, его дифференцирующими [Наемный работник ... 2015, с. 19].

Существенное влияние на настроения предпринимателей в последние годы оказывают проблемы, обусловленные негативными последствиями череды экономических кризисов. Так, исследование, проведенное Институтом социологии РАН, показало, что хотя предприниматели, по сравнению с представителями других профессиональных групп, меньше встревожены этими проблемами, почти две трети из них ощущают, что проиграли из-за роста цен; более трети столкнулись с серьезными трудностями на работе; у каждого пятого возникли сложности во время получения вкладов, выплат кредитов и т. п. [Российское общество ... 2015, с. 74-77]. В ситуации резкого нарастания трудностей значительно уменьшилось количество предпринимателей, которые чувствуют реальную

поддержку со стороны государственных структур, и увеличилось число ожидающих помощи от государства.

Бизнес как деятельность непосредственно связан с личностными качествами предпринимателя - основного его субъекта. В силу наличия или отсутствия тех или иных личностных качеств одним из них удается найти свое место и закрепится в бизнесе, тогда как другим приходится искать иную область приложения своих способностей. Личностная компетентность руководителя бизнеса, помогающая находить выходы из сложных ситуаций, очень часто сопровождающих любую предпринимательскую деятельность, лежит в основе грамотности, а главное - эффективности управления предприятием.

Из таблицы 2 следует, что среди успешных предпринимателей существенно больше, чем среди других групп занятых, граждан, которые обладают предпринимательским талантом и смелостью, готовы рисковать, способны проявлять настойчивость, решительность и нести ответственность за принятые решения, обладают даром убеждения, хорошими организаторскими способностями и деловыми качествами. Именно этого недостает многим россиянам, у которых не получается реализовать свое намерение заняться предпринимательской деятельностью.

Таблица 2

Зависимость самооценки личностных качеств от участия в предпринимательской деятельности (в %)

Суждения Желание организовать бизнес и его реализация

Никогда не пытались Пытались, но не получилось Пытались, и им это удалось

Согласны Не согласны Согласны Не согласны Согласны Не согласны

По сравнению с другими людьми, у меня хуже получается осваивать новшества 8,2 73,6 12,3 72,3 5,2 80,4

Мне интересно придумывать и предлагать что-то новое на работе 37,0 29,4 50,5 17,9 66,5 14,4

Часто даю коллегам разъяснения о новых идеях, методах, технологиях 29,8 43,9 36,9 34,2 52,6 24,9

Окружающие следуют моему примеру в применении новых идей и разработок 21,5 33,0 28,3 26,0 42,6 17,2

Друзья и знакомые считают меня знатоком инноваций 19,2 43,1 28,3 32,0 35,4 22,5

Обычно мне не приходится брать на себя ответственность за команду на работе 39,0 37,8 36,4 37,5 28,7 56,9

Умею подбирать и мотивировать работников 28,9 41,8 39,2 22,3 43,5 14,8

У меня не получается убеждать людей в своей правоте 9,8 60,4 11,9 57,1 6,3 72,7

Не стану трудиться от зари до зари, если не буду получать немедленную отдачу 42,0 30,4 38,6 29,8 39,8 35,4

Умею настоять на принятом решении 62,0 9,8 71,7 9,3 82,7 2,0

Меня очень легко переубедить 8,6 61,0 9,8 60,9 5,3 70,8

Мне нравится управлять людьми 21,3 48,2 33,2 35,3 45,4 23,0

Мне часто приходится рисковать 17,8 58,5 27,7 46,8 39,7 32,6

Справлюсь с любой задачей 35,2 12,1 48,9 11,4 61,7 9,1

Так, неудачники гораздо реже, чем успешные предприниматели, соглашаются с тем, что умеют настоять на принятом решении, что им нравится управлять людьми, что они умеют подбирать и мотивировать людей, готовы и способны справиться с любой задачей. И в то же время эти респонденты чаще полагают, что их очень легко переубедить и что у них не получается убеждать людей в своей правоте.

Успешные предприниматели отличаются от других категорий занятых людей высоким уровнем потенциальной и реальной инновационной активности. Так, они чаще других занятых выражают уверенность в том, что могут осваивать новшества не хуже других людей. Но особенно велика разница между предпринимателями и другими занятыми в уровне готовности к активной инновационной деятельности. Если среди удавшихся предпринимателей доля лиц, которым интересно придумывать и предлагать что-то новое

у себя на работе, составила 66,5 %, то среди тех, кто пытался организовать свое дело, но не добился успеха - только 50,5 %, а среди тех, кто никогда даже не пытался стать предпринимателем - всего лишь 37 %. Успешные предприниматели гораздо чаще других занятых дают своим коллегам разъяснения и советы, касающиеся новых идей, методов и технологий, служат примером для окружающих в применении новых идей и разработок, читают профессиональные статьи о разного рода новшествах. 35,4 % опрошенных предпринимателей выразили уверенность в том, что коллеги, друзья и знакомые считают их знатоками различных новшеств, тогда как среди респондентов, принадлежащих к другим анализируемым группам, таких оказалось значительно меньше - соответственно 28,3 и 19,2 %.

К сожалению, в настоящее время внедрение инноваций не рассматривается в качестве ведущей стороны предпринимательского труда. Между тем инновационная деятельность может быть успешной, если ее цели и задачи совпадают с интересами, позициями и в качествами предпринимателя. Результативность этой деятельности обеспечивается компетентной включенностью предпринимателя в процесс внедрения инноваций, об уровне сформи-рованности которой можно судить по степени развитости таких компетенций, как готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний, стремление к новому, способность к критическому мышлению, готовность к разумному риску, умение работать в высококонкурентной среде.

В связи с этим усиливается важность повышения эффективности системы подготовки предпринимательских кадров, позволяющей готовить таких руководителей для бизнеса, которые могли бы профессионально решать не только текущие вопросы, но и перспективные стратегические задачи, связанные с развитием инновационной деятельности. Подготовка начинающих бизнесменов, руководителей малого и среднего предпринимательства должна быть нацелена как на освоение и совершенствование традиционных теоретических знаний, составляющих фундамент их профессиональной компетентности, так и на повышение уровня знаний, навыков, отличающихся актуальной практической направленностью, которые необходимы для эффективной инновационной деятельности.

На первый план, как подчеркивают специалисты в области управления, выходит также разработка и внедрение новых технологий развития личностных качеств предпринимателя, составляющих его «бизнес-потенциал» [Орлова 2010].

Таким образом, изложенные данные убедительно показывают, что большинство высокообразованных россиян как и прежде отдают предпочтение работе по найму и с большим трудом решаются на создание своего бизнеса. Несмотря на то, что проблематике предпринимательства в стране уделяется большое внимание, условия для ведения бизнеса качественно не меняются. Многие предприниматели не могут адаптироваться к крайне противоречивым и сложным условиям ведения бизнеса и отказываются от предпринимательской деятельности. Смягчение некоторых требований и облегчение отдельных бюрократических процедур оказывается явно недостаточным для того, чтобы бизнес-климат стал более приемлемым, т. е. более благоприятным, предсказуемым и чтобы у большего количества россиян появилось желание открыть собственное дело и активно включиться в процесс инновационной модернизации. К числу наиболее важных и сложных проблем, от решения которых зависит реализация инновационной политики, относится создание условий для формирования и развития у занятых в предпринимательстве компетенций, необходимых для эффективной инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гуцаленко Л. А. Социальные инновации и квазииновации в человеческом измерении // Новые идеи в социологии: монография / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-Дана, 2013. С. 117-133. Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 285 с. Долженков А. Никуда без государства // Эксперт. 2016. № 20. С. 56-57. Малое и среднее предпринимательство в России: стат. сб. М. : Росстат, 2014. 86 с.

Наемный работник в современной России / отв. ред. З. Т. Голенкова. М. :

Новый хронограф, 2015. 368 с. Непробиваемый пессимизм // РБК. 2014. № 1-2 (январь-февраль). С. 33. Обухова Е. Абонемент на посещение тюрьмы // Эксперт. 2015. № 50. С. 44-47.

Общественное мнение - 2015. М. : Левада-Центр, 2016. 308 с.

Оганисьян Ю. С. Государство и бизнес в России: дилеммы взаимодействия // Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. С. Оганисьян ; Ин-т социологии РАН. М. : РОССПЭН, 2011. С. 120-140.

Орлова Л. В. Эффективность кадрового обучения предпринимателей малого и среднего бизнеса // Труд и социальные отношения. 2010. № 3. С. 69-74.

Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Индикаторы науки и технологии: история, методология, стандарты измерения / Научный совет по программе фундаментальных исследований президиума Российской Академии наук «Экономика и социология науки и образования». М. : ЦСП и М, 2014. 180 с.

Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М. К. Горшков [и др.] ; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М. : Весь Мир, 2015. 432 с.

Скоробогатый П. Тревожный и лояльный // Эксперт. 2015. № 45. С. 36-43.

Тихонова Н. Е. Социальная структура России: теория и реальность. М. : Новый хронограф : Ин-т социологии РАН, 2014. 408 с.

OECD. The Measurement of Scientific and Technological Activity. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (Oslo Manual). Third Edition. Paris, 2005. 92 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.