Научная статья на тему 'Социально-экономическая составляющая гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе'

Социально-экономическая составляющая гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / HUMANIZATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER / COMPETITIVENESS OF PRODUCTION AND EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF / IT-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Мария Сергеевна

Статья посвящена социально-экономическим аспектам гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе крупного промышленного региона. В статье научно-методического содержания выполнена постановка проблемы формирования современного кадрового потенциала для крупного промышленного региона; охарактеризована практическая ценность взаимосвязи качественных параметров науки, образования и бизнеса. В ходе краткого изложения результатов анализа последних исследований и публикаций приводятся подтверждение того положения, что основой принятия инновационных управленческих решений в названых выше сферах является кластеризация. С целью активизации научной деятельности, образовательного и предпринимательского потенциалов предлагается агрегирование классических направлений развития личности обучаемого и обучающего в контексте с достижениями психолого-педагогического и экономико-аналитического сопровождения. В ходе изложения материала статьи названы основные нерешенные проблемы в сфере оказания образовательных услуг: уровень финансирования, зависимость от постоянно меняющейся несовершенной информационной и нормативной базы, отсутствие научной обоснованности нормирования времени труда преподавателя, а, следовательно, его оплаты. Только постоянное изучение потребностей образования, науки и бизнеса, их сотрудничество, может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации. Экономическая составляющая образовательного процесса обеспечит наиболее эффективное развитие творческого потенциала в процессе всестороннего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Socio-Economic Component of the Humanization of the Educational Process in a Modern Technical University

The article is devoted to the socio-economic aspects of the humanization of the educational process in a modern technical college of a large industrial region. In the article of scientific and methodological content, the formulation of the problem of the formation of the modern human resources potential for a large industrial region was carried out; The practical value of the interrelation between the qualitative parameters of science, education and business is characterized. A summary of the results of the analysis of the latest research and publications confirms the position that the basis for the adoption of innovative management decisions in the above areas is clustering. With the purpose of activization of scientific activity, educational and entrepreneurial potentials, it is proposed to aggregate classical directions of personality development of the trainee and the teacher in the context of the achievements of psychological, pedagogical and economic-analytical support. During the presentation of the material of the article, the main unresolved problems in the sphere of rendering educational services are mentioned: the level of financing, dependence on the constantly changing imperfect information and regulatory framework, the lack of scientific justification for the time of the teacher's work and, consequently, his payment. Only a constant study of the needs of education, science and business, their cooperation, can provide training for highly qualified specialists. The economic component of the educational process will ensure the most effective development of creative potential in the process of comprehensive development of the individual.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая составляющая гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе»

Зорина М. С. Социально-экономическая составляющая гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. -URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2017/2/00343.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 331.1

Зорина Мария Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк maria_z11 @mail.ru

Социально-экономическая составляющая гуманизации образовательного процесса в

современном техническом вузе

Аннотация. Статья посвящена социально-экономическим аспектам гуманизации образовательного процесса в современном техническом вузе крупного промышленного региона. В статье научно-методического содержания выполнена постановка проблемы формирования современного кадрового потенциала для крупного промышленного региона; охарактеризована практическая ценность взаимосвязи качественных параметров науки, образования и бизнеса. В ходе краткого изложения результатов анализа последних исследований и публикаций приводятся подтверждение того положения, что основой принятия инновационных управленческих решений в названых выше сферах является кластеризация. С целью активизации научной деятельности, образовательного и предпринимательского потенциалов предлагается агрегирование классических направлений развития личности обучаемого и обучающего в контексте с достижениями психолого-педагогического и экономико-аналитического сопровождения.

В ходе изложения материала статьи названы основные нерешенные проблемы в сфере оказания образовательных услуг: уровень финансирования, зависимость от постоянно меняющейся несовершенной информационной и нормативной базы, отсутствие научной обоснованности нормирования времени труда преподавателя, а, следовательно, его оплаты. Только постоянное изучение потребностей образования, науки и бизнеса, их сотрудничество, может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации. Экономическая составляющая образовательного процесса обеспечит наиболее эффективное развитие творческого потенциала в процессе всестороннего развития личности.

Ключевые слова: гуманизация, научно-образовательный кластер, конкурентоспособность производства и образовательной услуги, образовательный процесс, научно-педагогические кадры, IT-технологии.

В современных условиях осуществления хозяйственной и образовательной деятельности предприятиями и организациями региона возрастает цена ошибок, допущенных вследствие принятия недостаточно оперативных и научно-обоснованных управленческих решений. Поэтому роль высококвалифицированных специалистов в области формирования и управления трудовым потенциалом неуклонно возрастает. Специалистам данной сферы деятельности необходимо уметь использовать свои знания и полученную информацию для повышения эффективности деятельности предприятий и организаций.

Информационная революция, основу которой составляет развитие вычислительной техники и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, все в большей степени становится причиной перемен в политической, экономической, образовательной, социально-культурной и других сферах. Глобализация рынков, возникновение региональных экономических образований, интеграционные процессы открывают новые возможности для предприятий. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики, образования и бизнеса. Происходит становление «новой экономики». Особенно актуальна проблема формирования высокопрофессионального кадрового потенциала для такого крупного промышленного региона как Донбасс. В ходе ее решения должны применяться только инновационные образовательные технологии, ориентированные на развитие эффективного предпринимательства не только в бизнесе, но и в науке [2]. Среда, в которой вынуждены осуществлять свою производственную деятельность предприятия, требует разработки научно-обоснованной, постоянно адаптирующейся к реалиям современности и оперативно трансформирующейся системы формирования и управления трудовыми ресурсами промышленного предприятия, способной обеспечить их стабильную работу, устойчивое развитие предприятия и высокую конкурентоспособность производства. Управление персоналом является важной частью общей системы управления предприятия, следовательно, постоянный мониторинг эффективности ее жизнедеятельности является необходимой составляющей всей системы управления предприятием.

В ходе формирования системы управления персоналом предприятия предполагается его обязательное стимулирование, координирование и интегрирование для эффективного применения корпоративных и функциональных стратегий с целью удовлетворения всех потребностей посредством взаимодействия с мотивированным и квалифицированным персоналом. Технологии персонал-маркетинга как инструменты целенаправленной и эффективной работы с персоналом являются составной частью стратегии и тактики устойчивого развития промышленного предприятия при рыночных взаимоотношениях. Поэтому по мере развития личности персонала необходимо согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия.

Широкое внедрение информационных технологий в маркетинг, менеджмент и финансовую сферу стало источником появления новых, более современных подходов ведения бизнеса и началом появления электронного бизнеса. Преимуществами электронного бизнеса является: глобальный доступ на международные рынки; повышение эффективности бизнес-контактов; доступность информации о товарах и услугах в режиме реального времени; снижение расходов на заключение сделки; повышение качества оказываемых услуг; уменьшение количества носителей информации, необходимых для хранения данных; сокращение времени выхода товара на рынок и процесса адаптации компании к изменениям рынка; отсутствие таможенных налогов, связанных с электронными платежами; появление новых бизнес-моделей, таких как: виртуальные предприятия, виртуальные агенты, технологии, что значительно повышает эффективность коммерческой деятельности, которые открывают возможность появления совершенно новых продуктов и услуг; повышает уровень благосклонности потребителей. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений электронной коммерции являются «облачные технологии».

Методологические аспекты современной подготовки научно-педагогических кадров высших учебных заведений в ходе преобразований в учебной и научной сферах деятельности требуют глубокого и всестороннего изучения законодательных основ новых образовательных стандартов и нормативных документов, регламентирующих развитие Донбасса.

В процессе совершенствования подготовки научно-педагогических кадров на кафедрах факультета, имеющего основной целью раскрытие творческого потенциала личности

обучаемого, как будущего специалиста в области экономики или образования необходимо обозначить направления и конкретные подходы к решению следующих задач:

• позитивная социализация студенческого коллектива как условие формирования системы соответствующих компетенций каждого отдельного выпускника;

• изучение и распространение инновационных методов работы профессорско-преподавательских коллективов кафедр как основы педагогического процесса формирования мировоззренческого, профессионального и творческого потенциала выпускника - будущего коллеги-преподавателя;

• психолого-педагогическое сопровождение процесса становления компетентной личности выпускника образовательной организации.

Совершенствование действующей системы управления в сфере высшего образования, присущее нынешнему этапу ее реформирования, обусловило актуальность разработки и внедрения новых учебных дисциплин в программах подготовки инженеров, экономистов, юристов и др., а также оптимизации и адаптации к новым экономическим условиям существования уже имеющихся или создания совсем новых направлений подготовки.

Реформирование образовательной отрасли с целью повышения качества и конкурентоспособности ее услуг происходит на фоне роста требований не только к профессиональным, но и к личностным характеристикам всех участников названного процесса. Особенно актуальным становится непременное стремление к возможности обучения студентов их собственному яркому будущему, а не уже отжившему свой век прошлому. Современное поколение преподавательского корпуса вузов, выразившее свое желание и проявившее способности к осуществлению преподавательской деятельности, способно к его реализации используя уже имеющиеся опыт и достижения своих коллег применительно к новым требованиям науки, образования и бизнеса.

Развитие профессиональной компетентности научно-педагогических кадров высшей школы в условиях неуклонного поступательного движения процесса создания единого цифрового образовательного пространства и активизации его креативного реформирования на фоне интенсивного протекания глобализационных процессов во всех сферах человеческой деятельности, тесно взаимосвязанных между собой, обеспечат высокое качество организации образовательной деятельности как в отдельном высшем образовательном учреждении, регионе, так и на международном уровне.

Практическое внедрение современных образовательных стандартов ориентировано не просто на качественный рост педагогического мастерства преподавателей высшей школы, но и, прежде всего, удовлетворение потребностей крупного промышленного региона в росте творческой составляющей нового поколения трудового потенциала. Непреходящую практическую ценность в развитии профессионального мастерства как молодого, так и опытного преподавателя высшей школы имеет непосредственное участие в разработке и внедрении образовательных стандартов, информационно-издательской и научно-методической деятельности [5, 6, 7].

Стратегическое развитие вузов в научно-исследовательской сфере их деятельности осуществляется на фоне недостаточной мотивации студентов к научно-исследовательской работе. Конкурентоспособность вуза определяет его кадровый потенциал, к которому в современных условиях предъявляются высокие требования: совмещение педагогического таланта со знанием динамики требований к специалисту на рынке труда, наличие собственных научно-исследовательских разработок. Однако материальное и моральное стимулирование сотрудников высшей школы находится на низком уровне, что лишает институт образования самых перспективных кадров. Преодоление сложившейся негативной ситуации для науки в целом и полноценного развития творческого потенциала одаренных студентов в частности в высшей школе возможно посредством создания систематически взаимодействующих структур как со стороны администрации вуза, так и со стороны

студенческой молодежи. Расширение студенческой аудитории, занимающейся научной работой в вузе возможно при активизации деятельности студенческого самоуправления.

С целью активизации научной работы и интеллектуальной деятельности студентов целесообразно создать разветвленную структуру студенческих научных секторов всех уровней: университета, факультета, курса, группы. В каждой студенческой группе должен быть представитель научного сектора. Благодаря данной структуре появится возможность дополнительного информирования студенчества о научной жизни вуза. Решение проблемы информационного вакуума повлечет за собой увеличение количества публикаций студентов и повышения эффективности деятельности факультетских научных обществ. Мониторинг деятельности научного сектора университета (факультета) может осуществляться посредством ежегодного социологического и экономического исследования, выявляющего проблемы, с которыми сталкиваются студенты, занимающиеся научной работой. Комплексная программа интеллектуального развития студентов позволит систематизировать существующие интеллектуально-развивающие мероприятия, расширить сферу приложения творческих способностей молодежи. Научно-образовательный кластер является одной из форм взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и бизнеса, способной сделать региональную экономику конкурентоспособной. Создание образовательных кластеров обеспечит повышение интенсификации интегральных процессов в развитии образования, науки и производства. Будущее экономики за кластеризацией -основой принятия инновационных решений [1]. Все направления работы осуществляются на основе самофинансирования. Отсутствует материальная мотивация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей, что снижает заинтересованность в осуществлении названного вида деятельности.

В ходе решения поставленной цели и выполнения названых задач необходимо продолжить целенаправленно работать по всем направлениям планов учебно-воспитательной работы как факультета в целом, так и каждой отдельной студенческой группы. Не нивелируя роль куратора, следует подчеркнуть непреходящее значение и эффективность студенческого самоуправления, несомненно, повышающего заинтересованность в достижении высоких результатов в развитии личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Данное направление работы не является новым, но это не снижает его достоинств или востребованности.

Решение перечисленных задач выполняется также в ходе проведения научно-методических семинаров кафедр, публикации статей, участия в конференциях различной научной и практической направленности и т.д. Таким образом, постоянное ориентирование учебной и научной деятельности студенческого коллектива и отдельной личности на осознание своего достойного места в развивающемся социуме позволит педагогическому коллективу на высоком качественном уровне выполнить психолого-педагогическое сопровождение творческого становления личности в процессе ее профессиональной и социальной подготовки.

Конференции различного уровня являются одной из самых доступных и эффективных площадок общения и обмена мнениями и опытом педагогов, ученых, предпринимателей и студентов.

Научные конференции, которые проводятся в кризисный период, вызывают еще больший интерес, как со стороны ученых-исследователей, так и практиков, которые стремятся совместными усилиями решить жизненно важные проблемы производственного, экономического, социального, экологического и политического характера.

Научная конференция позволяет талантливой молодежи, которая увлечена научной деятельностью, опубликовать результаты своих научных исследований, представить их на суд научной общественности и защитить их во время выступления на заседаниях секций конференции.

Опыт проведения конференций подтверждает неиссякаемый интерес молодежи к научным исследованиям, потребность глубоко и всесторонне анализировать современное состояние хозяйственной деятельности региона, решать актуальные проблемы экономики и социальной сферы. Работа секций способствует консолидации и интенсификации усилий участников по совершенствованию методов научно-исследовательской работы, что позволяет им повысить свой научный и профессиональный уровень и интегрировать усилия для поиска альтернативных и оптимальных путей решения сложных социально-экономических проблем.

Научная конференция позволяет успешно решать поставленную перед высшими учебными заведениями задачу - совершенствование учебного процесса в соответствии с мировыми стандартами, подготовки высококвалифицированного и профессионально адаптированного трудового потенциала крупного промышленного региона в период инновационного развития бизнеса.

Таким образом, мониторинг качества образования может осуществляться в ходе и по результатам проведения олимпиад, конференций, мастер-классов, тренингов, конкурсов и т.п. мероприятий. Вместе с тем, любая форма государственности (развитая и цивилизованная в рыночном отношении или нет) должна обязательно предполагать наличие полной, доступной и понятной совокупности достоверных статистических данных не просто о сумме расходов на образование в стране или отдельно взятом высшем (или любом другом) учебном заведении, а хотя бы сведений о себестоимости и стоимости образовательной услуги на единицу обучающегося, что, несомненно, повысит эффективность выбора нужного учебного заведения, соответствующего качественным требованиям потребителя или нуждающегося во внимании управленца высшего звена. Опыт стран с развитой экономикой доказывает, что экономика и промышленность развиваются там, где есть специалисты высокого класса в качественной системе образования. Подготовка специалистов должна быть на уровне инновационных требований экономики и промышленности.

Ссылки на источники:

1. Научно-образовательный кластер как форма взаимодействия высшего, среднего профессионального образования и производства /Р. С. Сафин, Е. А. Корчагин, И. Э. Вильданов, Р. Н. Абитов // Формирование кадрового потенциала СПО -Инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании. Сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции. 2016; Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), 2016. - С. 26-38.

2. Зорина М.С. Трансформация и адаптация информационных технологий в ходе реформирования финансовой стратегии и коммерциализации образовательного процесса / М.С. Зорина, И.В. Димеденко // I Международная научно-практической конференция, посвященная 45-летию кафедры товароведения и экспертизы Уральского государственного экономического университета: Уральский государственный экономический университет. - 2012. - С. 336-338.

3. Зорина М.С. Инновационные процессы в совершенствовании информационного обеспечения системы управления персоналом предприятия / М.С. Зорина, Л.В. Шинкарева // Материалы II Междунар. научн. интернет-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления»: 26 мая 2016 г., г. Донецк: ГО ВПО «Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М.Туган-Барановского»; ГОУ ВПО «Донец. нац. ун-т». - 2016. - С. 353-356.

4. Зорина М.С. Перспективы формирования электронного бизнес-пространства в регионе / М.С. Зорина, П.А. Гримало // Современные тенденции развития налогообложения и

5

таможенного дела. Тезисы докладов и выступлений I Региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (6-7 июня 2016 года). -Донецк: ДонНУ, 2016. - С. 23-26.

5. Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Режим доступа: http://mondnr.ru.

6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф.

7. Офщйний сайт Мшютерства освгги i науки Украши. Режим доступу: http://mon.gov.ua.

Mariia Zorina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Donetsk National Technical University, Donetsk

The Socio-Economic Component of the Humanization of the Educational Process in a Modern Technical University

Abstract. The article is devoted to the socio-economic aspects of the humanization of the educational process in a modern technical college of a large industrial region. In the article of scientific and methodological content, the formulation of the problem of the formation of the modern human resources potential for a large industrial region was carried out; The practical value of the interrelation between the qualitative parameters of science, education and business is characterized. A summary of the results of the analysis of the latest research and publications confirms the position that the basis for the adoption of innovative management decisions in the above areas is clustering. With the purpose of activization of scientific activity, educational and entrepreneurial potentials, it is proposed to aggregate classical directions of personality development of the trainee and the teacher in the context of the achievements of psychological, pedagogical and economic-analytical support.

During the presentation of the material of the article, the main unresolved problems in the sphere of rendering educational services are mentioned: the level of financing, dependence on the constantly changing imperfect information and regulatory framework, the lack of scientific justification for the time of the teacher's work and, consequently, his payment. Only a constant study of the needs of education, science and business, their cooperation, can provide training for highly qualified specialists. The economic component of the educational process will ensure the most effective development of creative potential in the process of comprehensive development of the individual.

Keywords: humanization, scientific and educational cluster, competitiveness of production and educational services, educational process, scientific and pedagogical staff, IT-technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.