Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность молодежи как компонент интеллектуального потенциала региона'

Научно-исследовательская деятельность молодежи как компонент интеллектуального потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / INTELLECTUAL POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / RESEARCH WORK / EDUCATIONAL PROCESS / RESEARCH AND EDUCATION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Елена Станиславовна

Развитие интеллектуального потенциала является актуальной проблемой для российского общества. В современном мире существует множество инновационных разработок, новейших технологий и методик, которые необходимо распространять среди молодежи. В связи с этим вопросы научно-исследовательской деятельности выходят на первый план. В данной статье представлен опыт организации подобной деятельности школьников, студентов и молодых ученых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. В научной публикации обоснована актуальность проблемы, названы основные направления работы преподавателей Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук по развитию исследовательского потенциала обучающихся, выделены ее цель и специфика, а также раскрыта значимость этой деятельности в образовательном процессе. Изложено содержание комплексного подхода к реализации системы подготовки молодых исследователей, перечислены методы и приемы. Показано, что важную роль в развитии интеллектуального потенциала территорий играет педагог, владеющий способами организации научной работы школьников. В ходе исследования выявлены основные формы сотрудничества Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук с другими организациями. Сделаны выводы о том, что развитие интеллектуального потенциала территорий зависит не только от достижений ученых, но и от умения вести научно-проектную деятельность молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activities of young people as the component of intellectual potential of the region

The development of intellectual potential is an important problem for Russian society. In modern society there are a lot of innovations, new technologies and techniques that need to be spread among young people. In this regard, the issues of search activity work prevail. This article presents the experience of the organization of research activity of schoolchildren, students and young scientists in the Research and Education Center of Economics and Information Technology of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (ISEDT RAS). The authors present the urgency of the problem and describe the main directions of work in the Research and Education Center of ISEDT RAS to build research capacity of students, its purpose and speciϔicity. The importance of this activity is revealed. The content of the comprehensive approach to the implementation of the training and education system of young researchers, methods and techniques are presented. It is shown that a teacher who owns the ways of organizing scientific work with students plays an important role in the development of intellectual potential of the region. The article considers the main forms of cooperation of the Research and Education Center ISEDT RAS with other organizations. The conclusion is that the development of intellectual potential of the region depends not only on achievements of scientists, but also an ability to organize research and design activities of youth.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность молодежи как компонент интеллектуального потенциала региона»

Гуманитарные науки

© Мироненко Е.С.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

МИРОНЕНКО ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА

кандидат филологических наук, заместитель заведующего отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: common@vscc.ac.ru

Развитие интеллектуального потенциала является актуальной проблемой для российского общества. В современном мире существует множество инновационных разработок, новейших технологий и методик, которые необходимо распространять среди молодежи. В связи с этим вопросы научно-исследовательской деятельности выходят на первый план. В данной статье представлен опыт организации подобной деятельности школьников, студентов и молодых ученых в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. В научной публикации обоснована актуальность проблемы, названы основные направления работы преподавателей Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук по развитию исследовательского потенциала обучающихся, выделены ее цель и специфика, а также раскрыта значимость этой деятельности в образовательном процессе. Изложено содержание комплексного подхода к реализации системы подготовки молодых исследователей, перечислены методы и приемы. Показано, что важную роль в развитии интеллектуального потенциала территорий играет педагог, владеющий способами организации научной работы школьников. В ходе исследования выявлены основные формы сотрудничества Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук с другими организациями. Сделаны выводы о том, что развитие интеллектуального потенциала территорий зависит не только от достижений ученых, но и от умения вести научно-проектную деятельность молодежи.

Интеллектуальный потенциал, человеческий капитал, научно-исследовательская деятельность, образовательный процесс, научно-образовательный центр.

Одной из важнейших задач развития потенциала научно-технического комплекса страны является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, формирование системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации, начальным этапом которой является организация научно-исследовательской деятельности в школе.

Общеизвестно, что привлечение перспективной молодежи к научной деятельности осуществляется, как правило, в период обучения в вузе, но нельзя забывать, что навыки научной работы развиваются уже в школьный период.

Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Появляется необходимость организации учебного процесса на основе исследовательской работы школьников. Для этого нужно создать для обучающихся новую среду - научные исследования, изучение методов исследовательской и проектной деятельности по разным направлениям.

Исследовательская деятельность -это специфическая область человеческой деятельности, которая направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [12, с. 696].

Подобная форма предполагает наличие основных этапов, которые характерны для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данному вопросу, овладение методикой исследования, сбор материала и его анализ, обобщение и выводы. Приобщение школьников к исследова-

тельской деятельности начинается, как правило, в старших классах, но и более раннее включение в творческий процесс положительно влияет на формирование интеллектуальных и творческих способностей, развивает позитивные качества личности.

В каждого ребенка природа вложила склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно организованное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, такими как анализ, синтез, наблюдение, умение работать с литературой и т. д. [16, с. 93].

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные и информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы.

Опыт многих педагогов показывает, что учителя, владеющие методами научно-исследовательской деятельности, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей обучающихся, моделируют в учебном процессе самостоятельные работы с элементами исследования. Проведение уроков, на которых применяется исследовательский метод - это не только действенный способ расширить кругозор школьников, углубить их знания по предмету, но и прекрасная возможность для ребят определить свои способности проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать перед аудиторией. В современном мире стала очевидной успешность и востребованность человека, умеющего аргументированно доказывать свою точку зрения, имеющего научный потенциал.

Главная цель научно-исследовательской деятельности школьников - приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний. Исследовательская деятельность школьников связана с решением творческой и исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом [13, с. 125].

Поиск данного решения в процессе организации научно-исследовательской работы является одним из компонентов функционирования Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН) наряду с образовательной, научно-методической, внеучебной деятельностью и социально-психологическим сопровождением. Этот компонент рассматривается, с одной стороны, как путь повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков соответствующих образовательных стандартов, с другой - как способ начальной профессиональной подготовки. Именно этот контекст задает цель отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях.

Практика организации научно-исследовательской деятельности в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН осуществляется по нескольким направлениям:

1. Преподавание элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в 8 - 10 классах экономического факультатива.

2. Организация участия обучающихся в конкурсах научно-исследовательских работ и эссе НОЦ ИСЭРТ РАН.

3. Привлечение обучающихся к участию во внешних конкурсах, конференциях и олимпиадах (общегородская конференция «Мир науки+», конкурс Молодежного союза экономистов и финансистов Российской Федерации (МСЭФ), Всероссийский молодежный научный форум «Молодые исследователи - регионам» и т. д.).

4. Стимулирование участия студентов в исследовательских проектах, реализуемых научными отделами Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.

5. Организация участия аспирантов и молодых ученых в научно-исследовательской деятельности.

В Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН за период с 2003 по 2015 год проведено 12 конкурсов научно-исследовательских работ среди обучающихся среднего и старшего звена НОЦ, 14 подобных мероприятий было проведено среди студентов, аспирантов и молодых ученых региона, выпущено 25 сборников, включающих в себя материалы исследований призеров конференций. Описание методологических основ проведения научно-исследовательских работ в среде Научно-образовательного центра представлено более чем в 30 научных публикациях.

Аспиранты имеют возможность преподавать для обучающихся общеобразовательных учреждений, тем самым приобретая практический педагогический опыт; студенты вовлечены в научную среду через участие в лекториях, конференциях, семинарах; школьники осваивают экономическую науку и применяют свои знания на практике, реализуя научно-исследовательские проекты под руководством кураторов -аспирантов и молодых ученых Института, научные разработки которых резюмируют результаты диссертационных исследований по экономике. Осущест-

вляемое взаимодействие является залогом успешного научного становления молодых специалистов.

Одно из важных направлений работы Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН - организация научно-исследовательской деятельности школьников. Оно осуществляется через реализацию взаимодействия с образовательными организациями г. Вологды, Вологодской области, регионов Российской Федерации, республик Беларусь и Казахстан и обеспечивается в рамках организации дополнительного школьного образования, включающего в себя очный факультатив по экономике и Экономическую интернет-школу.

К 2014/2015 уч. г. численность обучающихся очного факультатива НОЦ ИСЭРТ РАН составила 430 школьников 5-11 классов. В ходе реализации образовательной программы преподавание для них ведется по 17 учебным дисциплинам. Основной из них является экономика. Другие дисциплины отнесены к элективным и специальным курсам. Они ориентированы на получение школьниками прикладных знаний, способствующих углубленному изучению экономики.

Наиболее тесное и продолжительное взаимодействие НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляет с МОУ «Лицей № 32» г. Вологды и с МОУ ДОД ДЮЦ «Единство». Совместно с этими образовательными организациями осуществляется работа по следующим направлениям:

- обучение экономике с целью формирования у обучающихся знаний, умений и навыков по предмету;

- обучение школьников элективным курсам для формирования знаний по сопутствующим экономике дисциплинам;

- проведение экскурсий на предприятия г. Вологды для расширения кругозора обучающихся;

- привлечение школьников к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Данные направления формируют интеллектуальный потенциал обучающихся, знания и навыки в области экономики, а также набор необходимых компетенций.

Одним из ведущих векторов деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий в сфере работы со школьниками является активное привлечение их к участию в различных научных конкурсах, в том числе всероссийского и международного уровней. Целью данной работы является предоставление обучающимся возможности проверить на практике уровень полученных знаний. Для ее достижения в НОЦ разработана система подготовки учеников к участию в конкурсах. Основным ее пунктом является изучение элективного курса «Основы исследовательской деятельности». Следующая составляющая системы - организация участия школьников первоначально в конкурсах, проводимых на базе НОЦ ИСЭРТ РАН, затем - во всероссийских и международных мероприятиях. Система представлена на рисунке 1.

Более подробно описывая вышеобо-значенную систему, необходимо уточнить, что преподавание курса «Основы исследовательской деятельности» проходит в 8 - 10 классах МОУ «Лицей № 32» и основано на программе «Основы исследовательской деятельности», разработанной Научно-образовательным центром экономики и информационных технологий и утвержденной педагогическим советом МОУ «Лицей № 32» [11].

Цель предмета «Основы исследовательской деятельности» - формирование исследовательской компетенции и исследовательских знаний, умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие индивидуальности

Рис. 1. Система подготовки школьников НОЦ ИСЭРТ РАН к участию в конкурсах НИР

и творческого потенциала обучающихся, его самореализация в продуктивной и разнообразной деятельности.

При правильной организации процесса исследования школьники приобретают тот опыт самостоятельной деятельности, набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Исследовательская деятельность в данном случае - действенное средство подготовки школьников к написанию исследовательских работ, сдаче выпускных экзаменов, а впоследствии - к научно-практической деятельности.

Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы использовать разнообразные формы работы на уроке: аудиторную (работа проводится в форме лекционных, семинарских, практических занятий) или самостоятельную работу (выполнение домашних заданий, изучение литературы, подготовку конспектов, подбор библиографии по теме исследования) (табл. 1).

Школьники НОЦ ИСЭРТ РАН традиционно принимают участие в проводимых конкурсах научно-исследовательских работ (НИР) и эссе по экономике. Они помогают вовлечь обучающихся в исследовательскую работу и способствуют более

эффективному усвоению знаний в области экономики, развитию способностей, профориентации. Так, на протяжении 2002/2003 - 2014/2015 уч. гг. для ребят 5-8 классов проводится конкурс эссе, а для обучающихся 9 - 11 классов - конкурс научно-исследовательских работ по экономике. За данный период в научно-исследовательскую деятельность было вовлечено более 1000 школьников (табл. 2).

За прошедшие 13 лет обучающимися подготовлены 402 научно-исследовательские работы и 425 эссе (рис. 2).

Научными руководителями школьников выступают аспиранты и научные сотрудники ИСЭРТ РАН. Они оказывают помощь обучающимся в выборе темы исследования, определении объекта и предмета, разработке структуры научной работы.

Соревновательный дух конкурсу придает то, что обучающиеся, подготовившие десять лучших по результатам экспертной оценки работ, имеют возможность принять участие в конференции, а авторы, занявшие в конкурсе НИР первые пять мест, могут опубликовать свои работы в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников». Данное издание стало выходить в Научно-образо-

Таблица 1. Учебно-тематический план элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

Класс Тематическое наполнение Количество часов

Вводное занятие. Общее представление об исследовательской работе и конкурсе эссе

Методология творчества

Решение практических задач

8 (1-й год обучения) Проверочная работа 8 часов

Создание научного аппарата работы

Интерактивная игра «Мастерская будущего»

Подведение итогов игры и курса

Вводное занятие. Общее представление об исследовательской работе и конкурсе НИР

Методология творчества

Создание научного аппарата работы

Структура научно-исследовательской работы

9 (2-й год обучения) Проверка текущих знаний и выполнения работы 10 часов

Общие правила оформления работы

Способы наглядного представления результатов

Представление результатов НИР. Итоговый тест

Защита работ. Устное представление результатов работы

Вводное занятие. Общее представление об исследовательской работе

Методология творчества

Создание научного аппарата работы

Структура научно-исследовательской работы

Проверка текущих знаний и выполнения работы

Этапы организации выполнения работы. Работа над введением и основной частью научного исследования

10 (3-й год обучения) Интерактивная игра «Мастерская будущего» 16 часов

Этапы организации выполнения работы. Работа над введением и основной частью научного исследования

Проверка текущих знаний и выполнения работы

Общие правила оформления работы

Способы наглядного представления результатов

Представление результатов НИР

Защита работ. Устное представление результатов работы

Таблица 2. Общее количество работ, представленных на конкурсы НИР и эссе, проводимые НОЦ ИСЭРТ РАН за 2002/2003 - 2014/2015 уч. г.

Учебный Количество научно- Численность школьников, Численность школьников,

год исследовательских работ школьников принявших участие в конкурсе НИР принявших участие в конкурсе эссе

2002/2003 34 34 -

2003/2004 35 35 30

2004/2005 9 24 20

2005/2006 19 48 29

2006/2007 38 67 61

2007/2008 33 76 26

2008/2009 33 72 31

2009/2010 26 40 29

2010/2011 33 54 37

2011/2012 34 58 39

2012/2013 35 44 39

2013/2014 36 49 40

2014/2015 37 44 44

Всего 402 645 425

вательном центре ИСЭРТ РАН с 2004 года для активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, поощрения школьников, подготовивших работы на высоком уровне. В настоящее время опубликовано 11 выпусков сборни-

ка тиражом более 200 экземпляров. Так, в 2004/2005 - 2013/2014 уч. гг. признаны лучшими и опубликованы 53 научно-исследовательские работы и 51 эссе.

С 2004 по 2015 год в конкурсе эссе приняли участие 425 школьников. В 2014/

61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34

35

30

20

29

38

33

26

33

31

26

29

37

33

39

34

39

35

40

36

44

37

2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч. г. уч.г. уч.г. уч. г.

I Количество подготовленных школьниками НИР

I Количество подготовленных школьниками эссе

Рис. 2. Динамика количества работ школьников, представленных на конкурсы НИР и эссе в 2002/2003 - 2014/2015 уч. гг., шт.

9

2015 учебном году в нем участвовали 44 человека. Для обучающихся проводится процедура очной защиты эссе перед экспертной комиссией. Представляя себя директором школы, Главой города или Президентом Российской Федерации, любой конкурсант мог поразмышлять о том, какие шаги необходимо сделать для улучшения тех или иных сторон жизни человека. Самыми популярными оказались такие темы, как «Если бы я был директором школы» и «Если бы я был президентом». Многих школьников привлекли темы «Если бы я был Губернатором Вологодской области», «Если бы я был частным предпринимателем», «Если бы я был главой города Вологды». Это свидетельствует об интересе школьников к экономическим и политическим проблемам современного общества [12, с. 700].

Качественная подготовка конкурсных работ позволила обучающимся НОЦ ИСЭРТ РАН представлять свои проекты и добиваться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах и конференциях и более высокого уровня. Так, за 2007/2008 -2013/2014 уч. гг. наблюдается рост числа конференций и конкурсов, в которых приняли участие школьники НОЦ, в 1,5 раза (с 8 до 12 соответственно) (рис. 3).

В 2013/2014 уч. г. 143 обучающихся НОЦ приняли участие в конкурсах НИР различного уровня, из них 12% (17 чел.) заняли призовые места. Участие школьников в научных мероприятиях всероссийского уровня повышает их мотивацию и стимулирует на дальнейшую исследовательскую деятельность.

По результатам участия школьников НОЦ в конкурсах можно выделить следующие тенденции, на основе которых можно сделать вывод об эффективности существующей системы подготовки школьников НОЦ ИСЭРТ РАН к участию в научных мероприятиях:

1. Школьники НОЦ традиционно принимают участие в конкурсах научно-исследовательских работ (НИР) и эссе по экономике. В 2013/2014 уч. г. в конкурсе НИР участвовало 49 школьников НОЦ, работы пяти из них были отмечены призовыми местами. В конкурсе эссе приняли участие 40 школьников (из них 38 человек -обучающиеся НОЦ, 2 - школьники из Республики Беларусь).

2. Качественная подготовка конкурсных работ позволяет им представлять свои проекты и добиваться высоких результатов во внешних конкурсах и конференциях различного уровня. Например, в 2013/2014 уч. г. по итогам общего-

180 170 160 150 140 130 120 110 100

2007/08 уч.г. 2008/09 уч.г. 2009/10 уч.г. 2010/11 уч.г. 2011/12 уч.г. 2012/13 уч.г.

* Количество участников * Количество мероприятий

2013/14 уч.г.

Рис. 3. Количество внешних конкурсов НИР и участвующих в них школьников НОЦ в 2007/2008 - 2013/2014 уч. гг.

родской конференции «Мир науки» и Межвузовской студенческой научно-прак-тическойконференции«Новаяэкономика-новое общество» школьники НОЦ были отмечены дипломами I, II и III степени. На II межрегиональной научно-практической конференции «Шаг в науку» участники заняли 2 призовых места, а на VII общегородской научно-практической конференции «Мир науки+» - 3 призовых места.

Исследовательская деятельность позволяет школьникам реализовывать имеющиеся знания, развивать экономическое мышление, творческую способность осмысления проблем, непосредственно или опосредованно связанных с экономикой, т. е. применять исследовательские компетенции в области экономической науки. Приобретаемые знания, умения, навыки в ходе проектной деятельности в конечном счете стимулируют мотивацию самостоятельной образовательной деятельности, развивают экономическое сознание. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность учеников, вовлекать в нее большее количество обучающихся, учитывая, что в НОЦ ИСЭРТ РАН для этого созданы все условия. Школьники имеют возможность пользоваться Научной би-

блиотекой ИСЭРТ РАН, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований ученых института.

Благодаря комплексной и системной работе НОЦ, в том числе по организации научно-исследовательской деятельности, 33% выпускников продолжили свое образование на экономических специальностях в ведущих вузах страны.

Также следует сказать о том, что Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН является подразделением, выполняющим работу по обеспечению непрерывного экономического образования, в регионе. Для решения этой задачи при переходе от школьного обучения к вузовскому НОЦ осуществляет работу по формированию умений и навыков ведения исследовательской деятельности в рамках научной организации. Для студентов проводятся экономические лектории, научные семинары-дискуссии, организуется научно-исследовательская практика в институте, предоставляется возможность участия в конференциях, дискуссионных клубах и семинарах.

Продолжая систему непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров, выпускники вузов поступают в

14

171

12

10

8

6

4

122

2

0

аспирантуру НОЦ ИСЭРТ РАН. Системный подход подготовки аспирантов в ИСЭРТ РАН включает в себя работу над диссертацией, учебные занятия, аттестацию аспирантов, кандидатские экзамены, стажировки, использование базы научной библиотеки, конференции и семинары с участием российских ученых и зарубежных специалистов, научные семинары-дискуссии, написание статей и монографий.

Научно-организационные принципы и традиции, заложенные в НОЦ, стали одним из источников формирования кадрового потенциала как для ИСЭРТ РАН, так и для муниципальной, и региональной систем управления.

В основе жизнедеятельности Научно-образовательного центра лежит идея преемственности, обеспечивающая непрерывность образовательного процесса в системе «школьник - студент - аспирант - молодой ученый».

Особенностью учебного процесса в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН является использование разноплановых методик, активных форм и методов обучения по принципу: знания (углубленное изучение основ экономики) и умение их применять (навыки посредством апробации результатов исследований, участия в конкурсах научно-исследовательских работ, выступлений на конференциях, подготовки презентаций, участия в дискуссиях и т. д.).

Деятельность НОЦ ИСЭРТ РАН является продуктивной и может оказать положительное влияние на научные и образовательные организации по следующим направлениям:

- развитие исследовательского потенциала региона через популяризацию курса «Основы исследовательской деятельности» в общеобразовательных школах и научных центрах;

- формирование ученического актива из числа школьников, которые являются лауреатами и призерами конкурсов и олимпиад, организуемых НОЦ;

- предоставление результатов исследований и их дальнейшая разработка студентами и аспирантами вузов по соответствующей специальности;

- презентация программы развития творческого потенциала обучающихся для преподавательского состава научных и образовательных учреждений в форме научно-практических семинаров;

- предоставление методической информации об организации внеучебной деятельности обучающихся как залога активного развития исследовательского интереса;

- информирование сотрудников образовательных и научных учреждений о способах формирования положительной мотивации обучающихся к исследовательской и проектной деятельности.

Данные направления партнерства с другими образовательными и научными организациями продуктивно реализуются в различных формах сотрудничества (рис. 4).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что развитие направлений и форм передачи опыта организации научно-исследовательской деятельности НОЦ ИСЭРТ РАН для научных организаций и высших учебных заведений имеет большое значение в формировании интеллектуального потенциала региона и страны в целом. Современные технологии и социальные требования призывают формировать новое общество, способное к применению инновационных разработок, продуктивной деятельности в различных областях, анализу информации различного содержания и т. д. Все эти навыки формируются в русле исследовательской работы, а значит, опыт Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН в данной деятельности является востребованным и социально значимым.

Е &

о ©

Подготовка публикаций, резюмирующих опыт научно-исследовательской деятельности, сотрудниками Научно-образовательного центра Средние образовательные учреждения

Организация обучающих семинаров

Вовлечение школьников в научную деятельность посредством организации экономических олимпиад, конкурсов НИР и конференций Высшие образовательные учреждения

Вовлечение студентов в научную деятельность посредством организации семинаров-дискуссий, экономических лекториев и т. д.

Организация практики студентов на базе ИСЭРТ РАН Научные организации

Организация Дня открытых дверей, ярмарок вакансий, встречь со студентами, планирующими поступать в аспирантуру

Организация стажировок сотрудников НОЦ ИСЭРТ РАН в образовательных учреждениях региона Городские и региональные органы власти

Включение НОЦ в городские и региональные образовательные программы

Участие специалистов НОЦ ИСЭРТ РАН в форумах, конференциях, круглых столах Предприятия г. Вологды и области

Распространение информации через рассылку периодических изданий

Рис. 4. Формы сотрудничества НОЦ ИСЭРТ РАН с другими организациями

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям [Текст] / С. В. Андреев. - М., 1997. - 360 с.

2. Валеева, А. Ф. Качество интеллектуально-образовательного потенциала как фактор развития личности научного работника [Текст] / А. Ф. Валеева, Е. А. Михалева, М. А. Нугаев // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 8. - С. 72-73.

3. Голиков, Н. А. Полифункциональность образования как ресурс оптимизации качества жизни обучающихся [Текст] / Н. А. Голиков // Образование и общество. - 2015. - № 1 (90). - С. 71-74.

4. Дежина, И. Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [Текст] / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - 150 с.

5. Ильин, В. А. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН - точка роста научно-технического потенциала региона [Текст] / В. А. Ильин, Г. В. Леонидова, В. И. Попова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 6 (30). - С. 32-44.

6. Кочешкова, Л. О. Опыт и перспективы интеграции науки и образования (в формате научно-образовательного центра) [Текст] / Л. О. Кочешкова // Проблемы развития территории. - 2014. -№ 6 (74). - С. 7-22.

7. Кунгурцева, Г. Ф. Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа [Текст] / Г. Ф. Кунгурцева // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 34-38.

8. Лаптев, С. В. Повышение эффективности управления образовательным процессом на основе применения технологий открытого образования [Текст] / С. В. Лаптев // Образование и общество. - 2015. - № 1 (90). - С. 46-50.

9. Максименко, И. И. Научный потенциал в сфере высшего образования [Текст] / И. И. Максименко // Научно-технические ведомости СПбГПУ - 2008. - № 6. - С. 366-371. - (Экономические науки).

10. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2-х кн. / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, Л. В. Жданова, И. А. Королева, А. Б. Кулакова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 2 : Подсистема послевузовского образования. - 126 с.

11. Сеничева, Н. Н. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах как форма работы со школьниками, склонными к изучению предмета (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Н. Н. Сеничева // Сборник научных трудов SWorld. - Одесса : КУПРИЕНКО С.В., 2014. - Вып. 4. - С. 41-44.

12. Фомина, Ж. В. Исследовательская деятельность обучающихся в формировании ключевых компетенций [Текст] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова, Д. В. Соколова // В мире научных открытий. -2015. - № 1.1 (76). - С. 693-703.

13. Фомина, Ж. В. Исследовательская деятельность обучающихся как элемент компетентностно-го подхода в образовании (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Ж. В. Фомина // Проблемы развития территории. - 2013. - № 2 (64). - С. 122-133.

14. Фомина, Ж. В. Методические аспекты подготовки научных кадров в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук [Текст] / Ж. В. Фомина // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Сыктывкар. - Сыктывкар, 2014. - С. 258-261.

15. Фомина, Ж. В. Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников [Текст] / Ж. В. Фомина, В. И. Попова // Проблемы развития территории. -2013. - № 5 (67). - С. 80-87.

16. Южанинова, Е. Р. Педагогические исследования креативности: причины активизации и перспективы [Текст] / Е. Р. Южанинова, В. В. Мороз // Образование и общество. - 2015. -№ 1 (90). - С. 92-94.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мироненко Елена Станиславовна - кандидат филологических наук, заместитель заведующего отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: common@vscc.ac.ru. Тел.: (8172) 59-78-08.

Mironenko E.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RESEARCH ACTIVITIES OF YOUNG PEOPLE AS THE COMPONENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE REGION

The development of intellectual potential is an important problem for Russian society. In modern society there are a lot of innovations, new technologies and techniques that need to be spread among young people. In this regard, the issues of search activity work prevail. This article presents the experience of the organization of research activity of schoolchildren, students and young scientists in the Research and Education Center of Economics and Information Technology of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (ISEDT RAS). The authors present the urgency of the problem and describe the main directions of work in the Research and Education Center of ISEDT RAS to build research capacity of students, its purpose and specificity. The importance of this activity is revealed. The content of the comprehensive approach to the implementation of the training and education system of young researchers, meth-

ods and techniques are presented. It is shown that a teacher who owns the ways of organizing scientific work with students plays an important role in the development of intellectual potential of the region. The article considers the main forms of cooperation of the Research and Education Center ISEDT RAS with other organizations. The conclusion is that the development of intellectual potential of the region depends not only on achievements of scientists, but also an ability to organize research and design activities of youth.

Intellectual potential, human capital, research work, educational process, Research and Education Center.

REFERENCES

1. Andreev S. V. Kadrovyi potentsial i problemy zanyatosti v usloviyakh perekhoda Rossii k rynochnym ot-nosheniyam [Human resources and the employment problem in the conditions of Russia's transition to a market economy]. Moscow, 1997. 360 p.

2. Valeeva A. F., Mikhaleva E. A., Nugaev M. A. Kachestvo intellektual'no-obrazovatel'nogo potentsiala kak faktor razvitiya lichnosti nauchnogo rabotnika [Quality of intellectual and educational potential as a factor in personal development of a scientist]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2008, no. 8, pp. 72-73.

3. Golikov N. A. Polifunktsional'nost' obrazovaniya kak resurs optimizatsii kachestva zhizni obuchay-ushchikhsya [Multifunctionality of education as a resource to optimize the quality of life of students]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2015, no. 1 (90), pp. 71-74.

4. Dezhina I. G. Opyt integratsii obrazovaniya i nauki na primere programmy "Fundamental'nye issledovaniya i vysshee obrazovanie" [Experience of integration of education and science on the example of the program "Basic research and higher education"]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2007, no. 1, 150 p.

5. Ilyin V. A., Leonidova G. V., Popova V. I. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN - tochka rosta nauch-no-tekhnicheskogo potentsiala regiona [ISEDT RAS Research and Education Centre -a focal point for the growth of the region's science and technology potential]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2013, no. 6 (30), pp. 32-44.

6. Kocheshkova L. O. Opyt i perspektivy integratsii nauki i obrazovaniya (v formate nauchno-obra-zovatel'nogo tsentra) [Experience and prospects of integration of science and education at the re-search-and-educational center]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2014, no. 6 (74), pp. 7-22.

7. Kungurtseva G. F. Intellektual'nyi potentsial lichnosti: opyt sotsiologicheskogo analiza [Intellectual potential of an individual: the experience of sociological analysis]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk scientific bulletin], 2010, no. 6 (92), pp. 34-38.

8. Laptev S. V. Povyshenie effektivnosti upravleniya obrazovatel'nym protsessom na osnove primeneniya tekhnologii otkrytogo obrazovaniya [Improving the efficiency of management of educational process on the basis of application of open education technologies]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2015, no. 1 (90), pp. 46-50.

9. Maksimenko I. I. Nauchnyi potentsial v sfere vysshego obrazovaniya [Scientific potential in the sphere of higher education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU (Ekonomicheskie nauki) [St. Petersburg State Polytechnical University journal (economic sciences)], 2008, no. 6, pp. 366-371.

10. Ilyin V. A., Shabunova A. A., Popova V I., Leonidova G. V., Garmanova O. Yu., Egorikhina S. Yu., Zhdanova L. V., Koroleva I. A., Kulakova A. B. V. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii. Kn. 1: Podsistema poslevuzovskogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research-and-Educational Center: 10 years. From idea to implementation. Book 1: the subsystem of postgraduate education]. Vologda: ISERT RAN,

2013. 126 p.

11. Senicheva N. N. Uchastie obuchayushchikhsya v konkursakh i olimpiadakh kak forma raboty so shkol'nika-mi, sklonnymi k izucheniyu predmeta (na primere NOTs ISERT RAN) [Participation of students in contests and olympiads as a form of work with students, who show special abilities to study the subject (case study of ISEDT RAS REC)]. Sborniknauchnykh trudovSWorld [SWorld collection of scientific works],

2014, no. 4, pp. 41-44.

12. Fomina Zh. V., Kulakova A. B., Sokolova D. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya v formirovanii klyuchevykh kompetentsii [Research activities of trainees in the formation of key competence]. Vmire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discoveries], 2015, no. 1.1 (76), pp. 693-703.

13. Fomina Zh. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya kak element kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii (na primere NOTs ISERT RAN) [Students' research activity as a component of the competency building approach in education (in the case of ISEDT RAS Scientific and Educational Centre)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of territories], 2013, no. 2 (64), pp. 122-133.

14. Fomina Zh. V. Metodicheskie aspekty podgotovki nauchnykh kadrov v Nauchno-obrazovatel'nom tsen-tre Instituta sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii Rossiiskoi akademii nauk [Methodological aspects of training of researchers at the Research-and-Education Center of the Institute of Socioeconomic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences]. Problemy razvitiya ekonomiki i sfery servisa v regione: sb. materialov VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Syktyvkar [Problems of development of economy and the sphere of services in the region: proceedings of the 8th international research-to-practice conference, Syktyvkar]. Syktyvkar, 2014. Pp. 258-261.

15. Fomina Zh. V, Popova V. I. Primenenie tekhnologii problemnogo obucheniya v sisteme ekonomicheskogo obrazovaniya shkol'nikov [Application of problem-based learning technology in the system of schoolchildren economic education]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of territories], 2013, no. 5 (67), pp. 80-87.

16. Yuzhaninova E. R., Moroz V V. Pedagogicheskie issledovaniya kreativnosti: prichiny aktivizatsii i per-spektivy [Pedagogical research on creativity: reasons for development and prospects]. Obrazovanie iobshchestvo [Education and society], 2015, no. 1 (90), pp. 92-94.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mironenko Elena Stanislavovna - Ph.D. in Philology, Deputy Head of the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, Russia, 160014. E-mail: common@vscc.ac.ru. Phone: +7(8172) 59-78-08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.