Гуманитарные науки
© Сафронова А.Н.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НОЦ ИСЭРТ РАН: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ
САФРОНОВА АВГУСТА НИКОЛАЕВНА
инженер-исследователь отдела исследования влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: augusta_bunina@mail.ru
Проблема интеграции науки и образования в настоящее время является актуальной для российского общества. Потребности социума и государства, а также социально-экономические механизмы развития общества определяют преобразования в сложившихся научно-образовательных моделях, способствуют стремлению к интеграции образовательных и научных структур, которая способствует привлечению и закреплению в науке молодых специалистов. Цель статьи - описание реализации одной из форм интеграции науки и образования, которая способствует подготовке кадров высокой квалификации, а значит, и развитию региональных и муниципальных территорий и реализуется через деятельность научно-образовательного центра. В статье обоснована актуальность проблемы, названы основные типы интеграции науки и образования в мире, их отличительные черты. В публикации обоснована значимость деятельности Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий РАН по взаимодействию с высшими учебными заведениями. Данная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым новым образовательным стандартом. Материалы статьи описывают опыт применения системы мероприятий по включению студентов в научную среду, а также раскрывают значимость данной деятельности в современной подготовке выпускника вуза и нацеливании его на продолжение обучения по выбранному экономическому направлению, закрепление в науке. В статье приведены показатели динамики заинтересованности вузов во взаимодействии с Научно-образовательным центром Института социально-экономического развития территорий РАН и сделаны выводы о том, что в Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук сложилась продуктивная система работы со студентами вузов Вологодской области и города Вологды, а также обоснована необходимость продолжения данной работы как пропедевтической к переходу на следующую ступень высшего образования (аспирантура). В ходе анализа описаны формы работы, а также результаты деятельности научно-образовательного центра. Материал
раскрывает систему мероприятий по созданию единого пространства для развития образования и науки, объединения их с целью выявления талантливой молодежи и содействия ее профессиональному росту и реализации творческого потенциала.
Интеграция науки и образования, взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, научная среда.
Стремительно меняющаяся экономическая ситуация в стране ставит перед образованием цель подготовить не просто специалиста, обладающего большими теоретическими знаниями, но и профессионала, ориентированного на творческий подход в решении различных проблем, на поиск ответов на возникающие вопросы, на постоянное самосовершенствование.
В последние годы в России идут процессы модернизации сферы образования, и высшего в том числе, внедряются различные интеграционные системы науки и образования. Научно-образовательный центр представляет собой форму полной интеграции науки и образования.
Исследователи данного вопроса выделяют три типа интеграционных моделей [9, с. 34].
Американский тип интеграции. Эта модель распространена в англоязычных странах. Ядром интеграции здесь является университет, который помимо образовательной функции выполняет также работу по налаживанию взаимосвязей с промышленностью, улучшению качества образования и т. д. В этой модели научно-образовательные центры и инновационные предприятия включены в структуру университета. Главный положительный момент данного вида интеграции заключается в всеобщем привлечении студентов к научной работе, применение теории в практической работе, закрепление молодых кадров в университете.
Японский тип интеграции распространен преимущественно в странах Азии. В этой модели интеграции государство выступает главным заказчиком и руководителем развития науки, образования
и инноваций. Посредством законодательства происходит процесс искусственной аккумуляции всех участников интеграции. Университеты ведут в основном образовательную деятельность, а проведением научных исследований занимаются лаборатории. Студенты проводят в лабораториях часть научного исследования под руководством преподавателей.
Смешанный тип интеграции, к которому относят и большинство интеграционных структур в России, распространен в Европейских странах. В этой модели заказчиком новых технологий выступает государство (реже частный бизнес), которое предоставляет льготные условия по внедрению разработки. Университеты выполняют образовательную задачу, а созданные научно-образовательные центры роль посредников, которые получают заказ на разработку проекта, к участию в которой привлекаются студенты [9, с. 34].
К участию в научно-образовательной деятельности подобных центров привлекаются обучающиеся школ и вузов, заинтересованные в интеграции. В научно-образовательных центрах обеспечивается преемственность между различными ступенями образования и наукой, следовательно, обучающиеся, постоянно включенные в определенную сферу деятельности, лучше в ней ориентируются, имеют больше предпосылок для возникновения новых идей, осуществления открытий. Кроме того, в данных организациях легко проследить весь путь от замысла до его воплощения и практического применения.
Таким образом, можно говорить, что «научно-образовательный центр» является оптимальной формой для решения
задач развития научного потенциала в экономике региона на основе интеграции деятельности школы, вузов и академической науки.
Обязательными компонентами научно-образовательного центра являются образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями. Один из важных элементов их деятельности - поддержка молодых исследователей (школьников, студентов и аспирантов), в том числе через организацию специальных молодежных конкурсов и проектов.
Научно-образовательный центр Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН) функционирует в отделе исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие согласно Положению о научно-образовательном центре от 01.06.2010.
Целостное содержание деятельности Научно-образовательного центра включает следующие цели и задачи:
1. Взаимодействие со школами г. Вологды и Вологодской области, других регионов Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана.
2. Взаимодействие с вузами Вологодской области.
3. Подготовка кадров высшей квалификации (магистратура, аспирантура, работа с молодыми учеными).
4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Данные цели и задачи решаются через реализацию непрерывности экономического образования, организованную в НОЦ ИСЭРТ РАН. Научно-образовательный центр обеспечивает пополнение кадрового резерва для научных органи-
заций и структур управления через включение в научную среду каждого звена системы «школа - вуз - аспирантура - молодой ученый».
НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляет непрерывную подготовку кадров в области экономики и в рамках этой работы сотрудничает со всеми ведущими вузами г. Вологды и Вологодской области. В частности, взаимодействует с Вологодским институтом бизнеса, ВоГУ ЧГУ [4, с. 14].
Реализация цели, задач и направлений деятельности осуществляется на основе развития делового партнерства и расширения внешних контактов, привлечения специалистов и заинтересованных лиц для сотрудничества в сфере обмена опытом работы, проведения мероприятий.
В научно-образовательном центре реализуются следующие направления взаимодействия с вузами:
- вовлечение студентов в научную деятельность посредством организации семинаров-дискуссий, экономических лекториев, конкурсов НИР и конференций;
- организация практики для студентов на базе ИСЭРТ РАН;
- популяризация научной деятельности путем организации Дней открытых дверей, ярмарок вакансий, встреч со студентами, планирующими поступать в аспирантуру.
Участие студентов в научной, научно-исследовательской и проектной деятельности формирует у них постоянную конкурентоспособность. Выпускники, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, обладают развитым творческим мышлением, умением анализировать и структурировать информацию, делать выводы и прогнозы, имеют свою точку зрения. Привлечение студентов к научной работе способствует формированию высококвалифицированного кадрового потенциала.
Вся научно-исследовательская работа студентов может быть разделена на подвиды:
- научно-исследовательская работа, включенная в учебные планы и программы (курсовые работы, рефераты);
- внеучебная научно-исследовательская работа (выполняемая в свободное от учебных занятий время по инициативе студента или преподавателя);
- организационно-массовые мероприятия (конференции, конкурсы нир, форумы) [6, с. 49].
Важным фактором активизации научной работы является вовлечение обучающихся в данную деятельность уже с первых курсов, пробуждение интереса к актуальным в настоящее время проблемам, мотивация их на изучение этих проблем и продолжение образования по экономическому направлению. Студентам важно показать, что они могут понять и попытаться решить проблемы своего города, региона. Для этого в НОЦ ИСЭРТ РАН предусмотрена такая форма работы, как проведение экономического лектория «Актуальные проблемы экономики региона». Ежемесячно сотрудники и аспиранты ИСЭРТ РАН представляют студентам результаты своих исследований. Слушатели могут во время лектория задать вопросы или высказать свою точку зрения по проблеме.
За 2013/2014 учебный год лекторий посетили 173 обучающихся вузов. Всего за период с 2005 по 2015 год состоялось 163 занятия лектория, в которых приняли участие 1124 студента. Согласно опросу студентов, посетивших лекторий, интерес к данному мероприятию, темам, затрагиваемым на лектории, постоянно увеличивается (табл. 1).
Общая численность участников за указанный период времени выросла в 6 раз (с 24 до 145 человек). Наиболее популярные и востребованные темы лекториев - это результаты социологических исследований, а также исследования в области управления регионом. Для аспирантов, которые проводят лекторий, это является опытом публичной защиты своей работы, возможностью проанализировать исследование, ориентируясь на вопросы аудитории. Аспиранты, проводя занятие для студентов, развивают коммуникативные навыки, а также навыки преподавательской деятельности.
Для развития интереса к экономическим проблемам не только своего города, но и страны, для школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых в рамках сотрудничества Правительства Вологодской области, Администрации г. Вологды, Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова и Института социально-экономического развития территорий РАН, начиная с 2013 года, организуются научно-практические семинары с участием ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов.
В 2014 - 2015 году было организовано 6 публичных лекций с участием д-ра экон. наук действующего члена (академик) РАН П.А. Минакира, профессора Национального института восточных языков и цивилизаций (Франция) Ж. Веркея, академика РАН, д-ра филос. наук М.К. Горшкова, д-ра экон. наук, профессора, иностранного члена РАН Л.В. Квинта, члена-корреспондента РАН, д-ра экон. наук, профессора Р.С. Гринберга, которые посетили более 170 студентов вузов.
Таблица 1. Количество слушателей экономического лектория в 2009 - 2015 гг.
Показатель 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г. 2012/2013 уч. г. 2013/2014 уч. г. 2014/2015 уч. г.
Количество слушателей, чел. 58 95 123 142 145 173
Интерес к теме лектория (ср. балл) - 8,3 8,9 9,1 9,4 9,6
Посещение данных мероприятий нацеливает студентов на изучение актуальных проблем экономики, знакомит с трудами и взглядами современных ученых на данные проблемы.
Важной психологической составляющей научно-исследовательской деятельности является умение отстоять свою точку зрения по исследуемому вопросу. Это умение студенты могут развивать, участвуя в дискуссионных клубах или научных семинарах-дискуссиях. Заседания Дискуссионного клуба проходят ежеквартально и представляют собой коллективное обсуждение заявленной темы школьниками, студентами, аспирантами и молодыми учеными. Научные семинары-дискуссии - мероприятие также открытое для обучающихся вузов, на котором можно выступить как в роли докладчика, так и рецензента или оппонента. Темы для обсуждения предлагаются старшеклассниками или студентами, которые затем готовят доклады на заданную тему с последующей дискуссией по затронутым вопросам [11, с. 72].
У кураторов учебных групп вузов востребован такой вид взаимодействия с ИСЭРТ РАН, как экскурсии для студентов. Студенты приходят знакомиться с работой типографии (специальность «Дизайн»), с работой Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН (педагогические специальности), а также с научной библиотекой, которая также открыта для посещения студентов. В 2013 году состоялась одна экскурсия для 17 студентов. В 2014 году для студентов было организовано три экскурсии, которые посетили в общей сложности 55 человек. В I полугодии 2015 года было проведено две экскурсии, которые посетили 28 человек. Мероприятие включает в себя посещение отделов института, а также занятие, которое проводят сотрудники библиотеки либо аспиранты. Обучающиеся вузов могут
ближе познакомиться с работой Института и определиться с местом прохождения практики или поступлением в аспирантуру и продолжением образования по выбранному направлению. Для нацеливания студентов на продолжение высшего образования на 3-й ступени проводятся ярмарки вакансий, Дни открытых дверей, встречи сотрудников Института со студентами и телефонное консультирование. В 2014 году данные мероприятия собрали 183 человека. Также для студентов проводятся телефонные консультации по вопросам приемной кампании, прохождения практики, расписанию и темам экономического лектория.
Следующим важным звеном на пути включения студентов в научно-исследовательскую среду является возможность видеть практическую направленность и возможность использования своего исследования на практике. НОЦ ИСЭРТ РАН предлагает возможность прохождения практики в отделах института. Студенты могут проходить практику ознакомительного характера или привлекаться к участию в выполнении НИР отдела, реализации какого-то проекта для предприятий или администрации города. Большое число студентов, которые даже не думали о научной деятельности, пройдя практику в ИСЭРТ РАН, впоследствии выбирают для себя работу в сфере науки, поступают в аспирантуру, становятся кандидатами наук.
Ежегодно практику, во время которой студенты знакомятся со структурой отделов и их исследованиями, проходят от 6 до 20 человек (табл. 2).
Ежегодно от руководства вузов поступают заявки на ознакомительную практику, но, в отличие от участия в производственной практике, в этом направлении число студентов снижается (табл. 3).
Это связанно в первую очередь с тем, что преподаватели и кураторы студентов
Таблица 2. Количество студентов, прошедших практику в ИСЭРТ РАН
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. (I полугодие)
Количество студентов, прошедших практику, чел. 9 10 6 16 10 5
Таблица 3. Количество студентов, прошедших ознакомительную практику в ИСЭРТ РАН
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество ознакомительных практик 4 3 2 1
Количество студентов, прошедших практику, чел. 74 39 28 11
уже довольно хорошо знакомы со спецификой работы научно-образовательного центра и ИСЭРТ РАН и направляют студентов старших курсов, рекомендуя работу в конкретном отделе, а студентов первых курсов приводят на экскурсии.
Прохождение практики дает студентам возможность сравнить уровень полученных теоретических знаний с практическим применением для решения задач, познакомиться с работой отделов ИСЭРТ РАН, определиться с областью научного исследования для написания исследовательских работ.
Заключительным звеном в приобщении студентов к научно-исследовательской деятельности является стимулирование исследований, выявление и поддержка талантливых обучающихся, помощь в публичном представлении результатов своей работы.
В НОЦ ИСЭРТ РАН ежегодно проходит конкурс НИР студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые -экономике региона». Обучающиеся вузов, молодые ученые представляют свои научно-исследовательские проекты на конкурс, и наиболее интересные, проработанные и достойные внимания участвуют в конференции. НИР, прошедшие отбор, участвуют в трех секциях: социально-экономическое развитие и управление территориальными системами и комплексами, развитие инновационного потенциала территорий и построение экономики знаний, социальное развитие территорий. По результатам конферен-
ции публикуется сборник работ победителей и лауреатов (табл. 4).
Кроме того, научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН ведет работу по привлечению студентов к участию во всероссийских и международных конкурсах НИР и конференциях. Талантливым студентам, которые проявили себя в вышеназванных мероприятиях, оказывается содействие при участии в конкурсах следующего уровня. Данные конкурсы позволяют сравнить уровень подготовки разных участников, а тем, кто получает призовое место, - укрепить собственную заинтересованность в продолжении и развитии своего исследования.
Работа с обучающимися вузов началась с 2004 года. Число студентов, охваченных данной деятельностью, постоянно растет (табл. 5).
За I полугодие 2015 года мероприятия ИСЭРТ РАН посетил 261 студент. Расширение числа вузов, взаимодействующих с НОЦ ИСЭРТ РАН, достигается за счет постоянного обновления системы предлагаемых для посещения студентами мероприятий, увеличения числа информационного взаимодействия, заключения соглашений о сотрудничестве с вузами. Так, если в 2004 - 2005 гг. большинство студентов было из СПбГЭУ (филиал в г. Вологде), то в 2015 году НОЦ активно сотрудничает с Вологодским институтом бизнеса, ВГМХА им. Н.В. Верещагина, ВоГУ а также обучающимися средних профессиональных учебных заведений.
Таблица 4. Численность студентов, участвующих в конференции «Молодые ученые - экономике региона»
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность студентов, участвующих в конференции 1 4 5 17 9 7 9 16
Таблица 5. Численность студентов, взаимодействующих с НОЦ ИСЭРТ РАН в 2004 - 2014 гг.
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность студентов 164 339 530 550 600 620 650 650 418 343 455
Взаимодействие с вузами г. Вологды и Вологодской области способствует формированию интеграционной системы науки и образования. Привлечение студентов к работе и мероприятиям ИЭСРТ РАН является одной из задач по воспроизводству молодых кадров для науки и экономики региона. Начиная на первых курсах сотрудничество с НОЦ ИСЭРТ РАН, студенты видят потенциальную цель - поступление в аспирантуру ИСЭРТ РАН [7, с. 31].
Таким образом, в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН обеспечива-
ется интеграция научного и образовательного пространства. Взаимодействие с вузами дает возможность кураторам организовать более интересную и разнообразную научную деятельность студентов. Вовлечение студентов высших учебных заведений в научную среду является подготовительным уровнем к переходу на следующую ступень высшего образования - поступление в аспирантуру - что обеспечивает формирование кадрового потенциала для научных и управленческих структур региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 гг.: президентская целевая программа [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2001 № 660. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/9029153
2. Дежина, И. Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [Текст] / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - С. 49.
3. Дежина, И. Г. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты [Электронный ресурс] / И. Г. Дежина // Науковедение. - 2001. - № 2. - Режим доступа : http://vivovoco. rsl.ru /Vv/JOURNAL/SCILOG/SCHOOL.HTM
4. Королева, И. А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / И. А. Королева, О. Ю. Зябкина // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 76-81.
5. Кочешкова, Л. О. Опыт и перспективы интеграции науки и образования (в формате научно-образовательного центра) [Текст] / Л. О. Кочешкова // Проблемы развития территории. -2014. - № 6. - С. 7-22.
6. Леонидова, Г. В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С. 90-100.
7. Мартюшев, Н. В. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научной работы [Электронный ресурс] / Н. В. Мартюшев, Е. С. Синогина, У М. Шереметьева // Вестник ТГПУ - 2013. - № 1. - С. 48-52.
8. Научно-образовательное пространство: теоретический аспект [Текст] : информ.-аналит. записка / исполн. Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева. - Вологда, 2010. - 59 с.
9. Научные статьи Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://articlekz.com/ агйс1е/9472
10. Неборский, Е. В. Зарубежный опыт интеграции образования, науки и бизнеса [Текст] / Е. В. Неборский // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2012. - № 11. - С. 33-40.
11. Попова, В. И. Экономическое образование школьников: опыт работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / В. И. Попова, А. С. Кельсина // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 6. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/ issues/2011/10/3032
12. Розонтова, Д. В. Формирование коммуникативных способностей обучающихся в условиях развивающей среды НОЦ ИСЭРТ РАН [Текст] / Д. В. Розонтова, А. Б. Кулакова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 5. - С. 69-77.
13. Образование как фактор экономического развития [Текст] / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. С. Нетесова. - М. : Научный эксперт, 2008. - 104 с.
14. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. -М. : Классика-XXI, 2005. - 421 с.
15. Weets, D. State Covernments and Research Universities [Text] : Framework for Renewed Partnership / D. Weets. - NY, 2002.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сафронова Августа Николаевна - инженер-исследователь отдела исследования влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: augusta_bunina@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Safronova A.N.
AREAS OF WORK AT THE ISEDT REC: COOPERATION WITH UNIVERSITIES
The problem of science and education integration is currently topical for the Russian society. The needs of the society and the state and the socio-economic mechanisms of social development determine the transformations in current research and education models, promote the integration of educational and scientific institutions in order to encourage young specialists to pursue science. The article is aimed at describing the implementation of one of the forms of science and education integration, which contributes to the training of highly qualified personnel and, hence, the development of regional and municipal territories. It is realized at the Research-and-Education Center. The article proves the urgency of the problem, lists the main types of science and education integration in the world and their distinctive features. It substantiates the importance of the Research-and-Education Center of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS for cooperation with higher education institutions. This activity meets the modern requirements of the new educational standard. The article describes the experience of encouraging students to pursue science, reveals the significance of this activity in the training of a graduate and involving him/her to continue learning in selected economic direction. The article presents the dynamics of the universities' interest in cooperation with the Research-and-Education Center of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS and concludes that the Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS has developed a productive system of work with students of institutes in the Vologda Oblast and Vologda, as well as substantiates the necessity to continue this work as a propaedeutic to the next stage of higher education (postgraduate). The article describes forms of work and results of the Research-and-
Education Center's activity. It reveals the system of measures for creating a common space for the education and science development, combining to single out talented young people and promote their professional growth and creative potential realization.
Science and education integration, interaction, research, scientific environment.
REFERENCES
1. Gosudarstvennaya podderzhka integratsii vysshego obrazovaniya i fundamental'noi nauki na 1997 -2000 gg.: prezidentskaya tselevaya programma: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federat-sii ot 05.09.2001 № 660 [State support of integration of higher education and fundamental science for 1997 - 2000: presidential target program: approved by the Government of the Russian Federation of September 5, 2001 no. 660]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/9029153
2. Dezhina I. G. Opyt integratsii obrazovaniya i nauki na primere programmy "Fundamental'nye issledo-vaniya i vysshee obrazovanie" [Experience of integration of education and science on the example of the program "Basic research and higher education"]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2007, no. 1, pp. 49.
3. Dezhina I. G. Rossiiskii opyt rannei podgotovki kadrov dlya nauki: podkhody, formy, rezul'taty [Russian experience of the early training for science: approaches, form and results]. Naukovedenie [Science of Science], 2001, no. 2. Available at: http://vivovoco. rsl.ru /VV/JOURNAL/SCILOG/SCHOOL.HTM
4. Koroleva I. A., Zyabkina O. Yu. Deyatel'nost' metodicheskoi i psikhologicheskoi grupp v organizatsii i so-provozhdenii shkol'nikov v obrazovatel'nom protsesse (iz opyta NOTs ISERT RAN) [The activities of the methodical and psychological groups in the organization and support of pupils in the educational process (the experience of ISEDT RAS REC)]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2012, no. 5, pp. 76-81.
5. Kocheshkova L. O. Opyt i perspektivy integratsii nauki i obrazovaniya (v formate nauchno-obrazovatel'no-go tsentra) [Experience and prospects of integration of science and education (at the Research-and-Edu-cation Center]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2014, no. 6, pp. 7-22.
6. Leonidova G. V. Generatsiya znanii talantlivoi molodezhi v interesakh intellektualizatsii chelovecheskogo kapitala: metody i formy osushchestvleniya [Generation of knowledge of the talented youth in the interests of intellectualization of human capital: methods and forms of its implementation]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast],
2011, no. 1 (13), pp. 90-100.
7. Martyushev N. V., Sinogina E. S., Sheremet'eva U. M. Sistema motivatsii studentov vysshikh uchebnykh zavedenii k vypolneniyu nauchnoi raboty [System of motivation of students of higher educational institutions to perform scientific work]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2013, no. 1, pp. 48-52.
8. Leonidova G. V., Golovchin M. A., Solov'eva T. S. Nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoreticheskii aspekt: inform.-analit. zapiska [Scientific-educational space: theoretical aspect: information-analytical note]. Vologda, 2010. 59 p.
9. Nauchnye stat'i Kazakhstana [Scientific articles of Kazakhstan]. Available at: http://articlekz.com/ article/9472
10. Neborskii E. V. Zarubezhnyi opyt integratsii obrazovaniya, nauki i biznesa [Foreign experience of integration of education, science and business]. Vestnik BFU im. I. Kanta [IKBFU's Vestnik],
2012, no. 11, pp. 33-40.
11. Popova V. I., Kel'sina A. S. Ekonomicheskoe obrazovanie shkol'nikov: opyt raboty Nauchno-obrazovatel'no-go tsentra ISERT RAN [Economic education of students: experience of the ISEDT RAS Research-and-Edu-cation Center]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation], 2011, no. 6. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3032
12. Rozontova D. V., Kulakova A. B. Formirovanie kommunikativnykh sposobnostei obuchayushchikhsya v usloviyakh razvivayushchei sredy NOTs ISERT RAN [Formation of communicative abilities of students in conditions of educational environment of ISEDT RAS REC]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2014, no. 5, pp. 69-77.
13. Yakunin V. I., Sulakshin S. S., Bagdasaryan V. E., Netesova M. S. Obrazovanie kak faktor ekonomicheskogo razvitiya [Education as a factor of economic development]. Moscow : Nauchnyi ekspert, 2008. 104 p.
14. Florida R. Kreativnyi klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee [Creative class: people who change future]. Moscow : Klassika-XXI, 2005. 421 p.
15. Weets D. State Covernments and Research Universities: Framework for Renewed Partnership. New York, 2002.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Safronova Avgusta Nikolaevna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: augusta_bunina@mail.ru. Phone: (8172) 59-78-10.