Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры НОЦ ИСЭРТ РАН в работе со школьниками, студентами и аспирантами'

Стратегические ориентиры НОЦ ИСЭРТ РАН в работе со школьниками, студентами и аспирантами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / STRATEGY / STRATEGIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT CONCEPT / EDUCATIONAL PROCESS / MULTILEVEL SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочешкова Лариса Осиповна

В современной социально-экономической ситуации обозначился переход от экономики материальной к интеллектуальной. Важное место среди ключевых факторов интеллектуализации экономики занимают носители знаний, умений, навыков, то есть люди (человеческие ресурсы), творческий потенциал человека, а значит, высокая профессиональная квалификация кадров. Развитие обозначенных факторов, по нашему мнению, необходимо начинать со школьного возраста ребенка и непрерывно продолжать в системе многоуровневой подготовки студентов, аспирантов, профессиональной деятельности молодых специалистов. Одним из направлений осуществления этого процесса является формирование в регионах инновационных структур, интегрирующих в своей деятельности науку и образование на основе быстрого внедрения результатов фундаментальных исследований в практику организаций, готовящих кадры высокой квалификации. Формой интеграции могут и должны служить научно-образовательные центры, созданные как самостоятельные структуры либо осуществляющие свою деятельность при научных организациях или высших учебных заведениях. Важно отметить, что деятельность научно-образовательных центров не может ограничиваться только этапом функционирования, в основе должно быть заложено развитие, подкрепленное стратегией. Статья посвящена описанию опыта стратегического развития по направлениям взаимодействия со школьниками, студентами и аспирантами Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Нами предлагается перечень изменений в приоритетных направлениях деятельности данного научно-образовательного центра, а также стратегические ориентиры в достижении результатов работы со школьниками, студентами и аспирантами, что имеет практическую значимость для образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic guidelines of the ISEDT RAS Research-and-educational center in the work with pupils, students and postgraduates

The current socio-economic situation is characterized by the transition from material economy to intellectual. Knowledge, abilities and skills take an important place among the key factors of intellectualization of the economy, that is, people (human resources), human creativity, and therefore, high professional qualification of personnel. The development of the outlined factors, in our opinion, should be started from the school age of a child and continued in the system of multilevel training of students, professional activity of young specialists. The formation of regional innovation structures is one of the aspects of this process. They integrate science and education on the basis of the rapid implementation of the fundamental research results into the practice of enterprises, preparing specialists of high qualification. The research and educational centers, created as independent structures or structures at the premises of research institutions or universities can and should serve as a form of integration. It is important to note that the activities of research and educational centers cannot be limited to the operational stage; they should be focused on the development, supported by the strategy. The article describes the experience of strategic development in terms of interaction with pupils, students and postgraduates of the ISEDT RAS Research and Educational Center. We propose a list of changes in the priority directions of Research and Educational Center as well as strategic guidance in achieving results working with pupils, students and postgraduates that have practical significance for educational organizations.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры НОЦ ИСЭРТ РАН в работе со школьниками, студентами и аспирантами»

Гуманитарные науки

© Кочешкова Л.О.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НОЦ ИСЭРТ РАН В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ, СТУДЕНТАМИ И АСПИРАНТАМИ

КОЧЕШКОВА ЛАРИСА ОСИПОВНА

кандидат педагогических наук, заведующий отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]

В современной социально-экономической ситуации обозначился переход от экономики материальной к интеллектуальной. Важное место среди ключевых факторов интеллектуализации экономики занимают носители знаний, умений, навыков, то есть люди (человеческие ресурсы), творческий потенциал человека, а значит, высокая профессиональная квалификация кадров. Развитие обозначенных факторов, по нашему мнению, необходимо начинать со школьного возраста ребенка и непрерывно продолжать в системе многоуровневой подготовки студентов, аспирантов, профессиональной деятельности молодых специалистов.

Одним из направлений осуществления этого процесса является формирование в регионах инновационных структур, интегрирующих в своей деятельности науку и образование на основе быстрого внедрения результатов фундаментальных исследований в практику организаций, готовящих кадры высокой квалификации. Формой интеграции могут и должны служить научно-образовательные центры, созданные как самостоятельные структуры либо осуществляющие свою деятельность при научных организациях или высших учебных заведениях. Важно отметить, что деятельность научно-образовательных центров не может ограничиваться только этапом функционирования, в основе должно быть заложено развитие, подкрепленное стратегией. Статья посвящена описанию опыта стратегического развития по направлениям взаимодействия со школьниками, студентами и аспирантами Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Нами предлагается перечень изменений в приоритетных направлениях деятельности данного научно-образовательного центра, а также стратегические ориентиры в достижении результатов работы со школьниками, студентами и аспирантами, что имеет практическую значимость для образовательных организаций.

Стратегия, стратегическое развитие, концепция развития, образовательный процесс, система многоуровневой непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров.

В конце ХХ века общество вступило в новый этап своего развития. Произошел глобальный структурный сдвиг, знаменующий переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, или «экономике, основанной на знаниях». Понятие «экономика, основанная на знаниях» отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым условием развития материального и нематериального производства, приобретают все большее значение как главное конкурентное преимущество страны в масштабах мировой экономики [8, с. 1].

Важное место среди ключевых факторов интеллектуализации экономики занимают именно носители знаний, умений, навыков, то есть люди (человеческие ресурсы), творческий потенциал человека, а значит, высокая профессиональная квалификация кадров.

Одним из направлений решения задачи обеспечения территорий высококвалифицированными кадрами является формирование в регионах инновационных структур, интегрирующих в своей деятельности науку и образование на основе быстрого внедрения результатов фундаментальных исследований в практику организаций, готовящих кадры высокой квалификации. Формой интеграции могут и должны служить научно-образовательные центры, созданные как самостоятельные структуры либо осуществляющие свою деятельность при научных организациях или высших учебных заведениях.

Эффективность их использования определяется следующими преимуществами:

- основаны на объединении усилий науки и образования, региональных органов управления в решении задач развития научного потенциала региона;

- являют собой форму интеграции исследований в определенной научной сфере, подготовки высококвалифицированных кадров, развития их инновационной деятельности, ориентированную на потребности экономики и общественной жизни региона;

- решают проблему быстрой и мобильной подготовки высококвалифицированных кадров в сфере науки и образования, открывают новые возможности, развивая интеллектуальный потенциал, осуществляют синтез образовательной деятельности с новейшими научными достижениями;

- обязательный компонент - развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями;

- один из определяющих элементов деятельности - поддержка молодых исследователей (школьников, студентов и аспирантов), в т. ч. через организацию специальных молодежных конкурсов и проектов [4, с. 49].

Важно отметить, что деятельность научно-образовательных центров не может ограничиваться только этапом функционирования, в основе должно быть заложено развитие, подкрепленное стратегией.

Изучению проблем стратегического развития организаций уделяют большое внимание современные зарубежные и российские исследователи. Среди них следует назвать С. Янга, В.В. Гончарова, С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, А.В. Федорова, Л. Тонышеву, А.Н. Занковского, В.Л. Квинта и др. Рассматривая разнообразные аспекты стратегии, давая определения понятиям, используемым в своих исследованиях, эти ученые сходятся во мнении, что обобщенно под стратегией понимается разработка и определение целей и задач организации, нашедшие конкретное выражение в годовых и пер-

спективных планах, позволяющих предвидеть и зафиксировать будущее состояние организации в текущий момент времени. Четко разработанная стратегия обеспечивает гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые нововведениями, видеть перспективы развития [17].

Также можно говорить о том, что «стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей» [15].

Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф [15]:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении про-

екта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия - средство для достижения цели. Ориентиры - это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент могут служить фирме ориентирами, а в другой - станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Учитывая теоретические разработки ведущих ученых, для себя мы определили, что в деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН) стратегию развития нужно воспринимать как совокупность стратегической цели, тактических и оперативных задач,

определения приоритетных направлений деятельности и нововведения в их содержание, а также стратегические ориентиры и достигаемые результаты. Стратегия должна быть обеспечена концептуальным обоснованием, а значит, концепцией развития на долгосрочный период.

С 2003 года в НОЦ ИСЭРТ РАН организована многоступенчатая система непрерывной подготовки кадров высокой квалификации. На протяжении всех лет существования основным направлением деятельности является создание условий для выявления и развития способностей талантливых детей и молодежи в области экономических, а с 2014 года - математических и информационных знаний, а также привлечение их в научную среду.

Цель, которая стоит перед НОЦ ИСЭРТ РАН, - подготовка высококвалифицированных специалистов для решения научных и управленческих задач региона [7; 9].

В связи с этим определены задачи функционирования и развития НОЦ ИСЭРТ РАН:

- создание условий для развития и осуществления системной деятельности по развитию профессионального индивидуального и коллективного потенциала школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых;

- научно обоснованное просвещение и компетентная пропаганда актуальных научных знаний в области экономики, математики, информационных технологий;

- обеспечение квалифицированными кадрами непосредственно ИСЭРТ РАН, а также экономической сферы региона, страны;

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующее развитию потребности обучающихся к непрерывной научно-исследовательской деятельности.

Также определены направления деятельности центра:

1. Взаимодействие со школами г. Вологды, Вологодской области, регионов РФ и стран ближнего зарубежья.

2. Взаимодействие с вузами Вологодской области.

3. Аспирантура, работа с молодыми учеными.

4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Деятельность в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН осуществляется по подсистемам, соответствующим контингенту обучающихся.

В 2014 году для определения стратегии деятельности Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий разработана концепция развития центра на период 2014 - 2020 гг.

Концепция учитывает реализацию стратегической цели развития научно-образовательного центра, заключающуюся в создании условий, обеспечивающих эффективное выявление талантливых детей школьного возраста и включение их в непрерывную систему научной и образовательной подготовки «школа - вуз - магистратура - аспирантура - повышение квалификации», результатом которой становится эффективная профессиональная деятельность ученого международного уровня.

Концепция определила приоритетные направления деятельности, стратегические ориентиры и ожидаемые результаты развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, необходимые для реализации поставленной цели.

Приоритетные направления деятельности НОЦ ИСЭРТ РАН:

1. Организационная деятельность:

- расширение сотрудничества с региональными, российскими и зарубежными учебными заведениями с целью вхождения в мировую систему науки и образования (организация конференций, научно-практических семинаров, международных на-

учных стажировок аспирантов и молодых ученых, публичных лекций и семинаров ведущих зарубежных и российских ученых);

- повышение статуса научно-образовательного центра за счет вхождения в число образовательных организаций, ассоциированных с ЮНЕСКО;

- открытие в ИСЭРТ РАН в рамках сетевого взаимодействия с вузами Вологодской области собственной магистратуры с 2015 - 2016 гг.;

- совершенствование и расширение деятельности междисциплинарных кафедр в университетах региона;

- создание совместных с вузами лабораторий в ИСЭРТ РАН;

- открытие диссертационного совета при ИСЭРТ РАН;

- организация процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров высшей научной квалификации в Центре профессиональных квалификаций на базе НОЦ ИСЭРТ РАН (привлечение к прохождению курсов руководителей и специалистов региональных органов власти и органов местного самоуправления).

2. Образовательная деятельность:

- качественное совершенствование форм и методов образовательной деятельности в рамках компетентностного подхода (проективные технологии, кейс-методы, моделирование и др.);

- расширение интернет-образования (дистанционных и онлайн форм) и продвижение его продуктов, в том числе продолжение расширения «географии» школьников, участвующих в деятельности Экономической интернет-школы (увеличение диапазона дистанционных обучающихся посредством активной маркетинговой деятельности);

- значительное расширение дистанционной формы обучения при реализации программ основного и дополнительного образования;

- широкое внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в образовательную среду. Включение школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых в научно-исследовательскую среду (привлечение к участию к конференциях, написанию НИР в научных отделах ИСЭРТ РАН, развитие исследовательского потенциала школьников, студентов, магистров, аспирантов);

- широкое внедрение языкового компонента в образовательную среду (система международного бакалавриата, дополнительные разноуровневые занятия и семинары на английском языке, представление результатов научных исследований на иностранном языке);

- развитие системы дополнительной подготовки обучающихся НОЦ к олимпиадам по экономике городского, регионального, российского и международного уровней (расширение направлений образовательной деятельности, в том числе за счет открытия классов информационно-математического профиля в форме реализации очного факультатива совместно с МОУДОД ДЮЦ «Единство» и образовательными организациями г. Вологды);

- усиление работы с родителями посредством создания и активизации работы родительского комитета НОЦ ИСЭРТ РАН, Благотворительного фонда развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН.

3. Научно-методическая деятельность:

- разработка комплексной методики изучения экономики, математики, информатики в НОЦ, учитывающей возрастные особенности обучающихся (формирование учебно-методических комплексов по различным дисциплинам);

- разработка комплексной методики подготовки школьников к участию в олимпиадах (внедрение и непрерывное

совершенствование преподавания дисциплины «Подготовка к олимпиадам»);

- создание научно-методического Совета НОЦ ИСЭРТ РАН с привлечением методистов школ города и области, руководителей ИСЭРТ РАН, представителей Управления образования г. Вологды, Департамента образования Вологодской области (разработка системы и проведение для преподавателей НОЦ и педагогов города и области научно-методических семинаров, направленных на развитие уровня их профессиональной компетентности).

4. Научно-исследовательская деятельность:

- привлечение школьников, студентов, аспирантов, магистрантов к конкурсам научно-исследовательских работ, студентов - для выполнения научно-исследовательских работ в отделах ИСЭРТ РАН (развитие деятельности, связанной с решением проблем ускорения социально-экономического развития региона);

- подготовка к участию в конференциях регионального, всероссийского и международного уровней школьников, магистрантов и аспирантов;

- организация практик студентов, магистрантов и стажировок аспирантов и сотрудников института согласно их профилю научного исследования на региональном, федеральном и мировом уровнях (повышение качественного уровня научно-практических исследований).

5. Психологическая поддержка и сопровождение:

- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (школьники, магистранты, аспиранты, педагоги) на различных этапах учебной и профессиональной деятельности (создание непрерывной системы психолого-педагогического сопровождения);

- исследование особенностей индивидуально-личностной и эмоционально-моти-вационной сфер школьников, магистрантов

и аспирантов (проведение психологических диагностик, ориентированных на индивидуальные особенности испытуемых);

- оценка комфортности психологических условий для рабочей и учебной деятельности (всесторонний анализ факторов, влияющих на трудоспособность и обучаемость);

- развитие профессионально-личностных качеств участников образовательного процесса, необходимых им для ведения эффективной научной деятельности (активное применение элементов тренин-говой работы для отработки практических знаний, умений, навыков);

- информационно-консультативная помощь педагогам НОЦ (развитие профессиональной компетентности преподавательского состава).

6. Научно-издательская деятельность:

- подготовка и издание методических материалов по учебным курсам (формирование учебно-методических комплексов по различным предметам);

- подготовка и издание материалов по итогам конкурса научно-исследовательских работ аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые - экономике региона» и конкурса научно-исследовательских работ и эссе школьников «Экономика региона глазами старшеклассников»;

- издание журнала «Панорама НОЦ»;

- издание газеты «Научно-образовательный центр»;

- подготовка и издание материалов по итогам научных семинаров-дискуссий.

Для достижения стратегической цели и выполнения поставленных задач нами определены стратегические ориентиры по каждой подсистеме, выделяемой в работе Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий.

Представим эти ориентиры.

1. Подсистема школьного образования

Основными показателями, способными отразить процесс значительного усиления

работы с одаренными школьниками, выступают количество дипломов победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады по экономике, а также количество дипломов победителей и призеров олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников (табл. 1).

Для достижения стратегических ориентиров планируется решить следующие задачи:

- расширить направления подготовки обучающихся к олимпиадам (ввести группы по подготовке школьников к олимпиадам по математике, информатике);

- организовать совместно с ДЮЦ «Единство» с 2014/2015 уч. года обучение школьников в классах с углубленным изучением математики и информатики (в качестве «пилотных» выбрать 10-е классы общегородского факультатива);

- повысить к 2020 году долю квалифицированных специалистов, преподающих в НОЦ ИСЭРТ РАН, до 30% от числа всех педагогов НОЦ, работающих в штате и на условиях совместительства, за счет привлечения для преподавания профильных дисциплин ведущих специалистов вузов и школ г. Вологды (табл. 2);

- расширить взаимодействие с организаторами всероссийских олимпиад и конкурсов, образовательными организациями регионов России и Республики Беларусь, Республики Казахстан посредством увеличения количества и расширения «географии» обучающихся Экономической интернет-школы, привлечения к мероприятиям, проводимым НОЦ, большего количества участников (табл. 3);

Таблица 1. Стратегические ориентиры повышения результативности участия школьников в олимпиадах по экономике, математике, информатике

Показатель 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество дипломов победителей и призеров регионального этапа ВОШ по экономике, шт. 0 0 1 2 2 3 4 5

Количество дипломов победителей и призеров заключительного этапа ВОШ по экономике, шт. 0 0 0 1 1 2 2 3

Количество дипломов победителей и призеров олимпиад из перечня по экономике, чел. 3 7 7 8 8 9 9 10

Количество дипломов победителей и призеров олимпиад из перечня по математике и информатике, чел. - - - 1 2 3 3 4

Количество призовых мест по итогам конкурсов и олимпиад городского, регионального, всероссийского и международного уровней, шт. 54 59 60 65 70 75 80 80

Показатель 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Доля высококвалифицированных специалистов, преподающих на экономическом школьном факультативе, % 19 20 21 24 26 28 30 30

Таблица 3. Стратегические ориентиры повышения количества обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН

Показатель 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество школьников, обучающихся на очном факультативе НОЦ ИСЭРТ РАН, чел. 430 430 430 450 460 460 470 470

Количество школьников, обучающихся в Экономической интернет-школе, чел. 130 160 170 170 180 180 180 200

Таблица 2. Стратегические ориентиры повышения доли квалифицированных преподавателей на школьном факультативе на 2014 - 2020 гг.

- провести работу по включению открытой олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН в Перечень всероссийских олимпиад школьников, что будет направлено на привлечение внимания к НОЦ ИСЭРТ РАН талантливых школьников из районов Вологодской области и других регионов России;

2. Подсистема работы со студентами вузов Вологодской области и регионов

- увеличить количество студентов, привлекаемых к исследованиям в ИСЭРТ РАН, к 2020 году довести их долю до 15,6% от общего количества научных работников института (табл. 4);

- организовать на базе НОЦ ИСЭРТ РАН научно-исследовательский актив студентов вузов г. Вологды;

- организовать в 2015 году работу магистратуры в ИСЭРТ РАН по программе «Региональная экономика и развитие территорий».

3. Подсистема работы с аспирантами и молодыми учеными

Основным стратегическим ориентиром для дальнейшей деятельности аспирантуры ИСЭРТ РАН является ее становление как центра подготовки молодых ученых в области экономики, а также повышение ее уровня за счет следующих факторов:

- сохранить возможность поступления в аспирантуру по экономическим специальностям на бюджетной основе, а также предоставить возможность желающим обучаться на платной основе (по желанию аспиранта с учетом сдачи необходимых экзаменов);

- организовать деятельность аспирантов по выполнению индивидуального плана работы по написанию диссертации на соискание степени кандидата наук таким образом, чтобы количество защит максимально приближалось к численности аспирантов текущего года выпуска;

- повысить публикационную активность аспирантов до 205 статей к 2020 году, из них в рецензируемых журналах - до 35 (на момент окончания 2013 года средний показатель публикационной деятельности 1 аспиранта - 6-7 публикаций, в журналах, рецензируемых ВАК, - 1 - 2 публикации в год);

- обеспечить рост количества участия аспирантов в конкурсах НИР, научно-практических конференциях, проводимых на базе НОЦ;

- проводить работу по стимулированию аспирантов к участию в международных конференциях и научных форумах согласно планам, составленным в отделах (табл. 5);

Таблица 4. Стратегические ориентиры повышения привлеченности студентов к выполнению НИР в отделах ИСЭРТ РАН

Показатель 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество студентов, привлеченных к выполнению НИР в ИСЭРТ РАН, чел. 5 5 6 8 10 12 14 15

Доля студентов от общего количества научных работников ИСЭРТ РАН, % 5 6 8 10 12 14 15 16

Таблица 5. Стратегические ориентиры повышения показателей работы аспирантуры ИСЭРТ РАН

Показатель 2013 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество защищенных кандидатских диссертаций, шт. 1 3 5 5 6 4 4 4

Публикации аспирантов, шт. 195 201 198 200 201 203 204 205

Из них в рецензируемых журналах 28 32 30 31 32 33 34 35

Участие аспирантов в конкурсах НИР 74 75 76 77 78 78 79 80

Участие аспирантов в научно-практических конференциях, проводимых в НОЦ ИСЭРТ РАН (в том числе «Молодые ученые - экономике региона») 21 21 23 24 24 24 25 25

- осуществлять на системной основе проведение стажировок в ведущих научных, научно-образовательных учреждениях РФ с учетом потребностей аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН;

- открыть на базе ИСЭРТ РАН диссертационный совет по экономическому направлению, что в будущем даст возможность создать собственную докторантуру.

4. Группа психолого-педагогического сопровождения

- расширение теоретико-методологической базы психологических исследований для всех участников образовательного процесса;

- создание и внедрение в деятельность психолого-педагогической группы электронной базы данных психологических диагностик и их результатов к 2017 году;

- применение более широкого спектра методов работы при организации развивающих, просветительских и профилактических занятий для всех участников образовательного процесса (интерактивные формы работы);

- прохождение специалистами группы психолого-педагогического сопровождения курсов повышения квалификации.

5. Просветительская и маркетинговая деятельность

- оптимизация качественных и количественных показателей печатной продукции (усовершенствование дизайна и увеличение тиража изданий НОЦ);

- систематизация информации о научных разработках, различных мероприятиях, учащихся и выпускниках научно-образовательного центра.

6. Система повышения квалификации и переподготовки кадров (Центр профессиональных квалификаций)

- разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки научных сотрудников;

- внесение в нормативно-правовые документы ИСЭРТ РАН изменений, позволяющих организовать работу Центра профессиональных квалификаций на базе НОЦ ИСЭРТ РАН.

В результате реализации представленных направлений и стратегических ориентиров в ближайшие 5 - 6 лет Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН должен стать одним из ведущих в стране центров подготовки высококвалифицированных кадров экономического профиля, отвечающих международным требованиям. А в перспективе - создание при поддержке региональных и муниципальных органов государственной власти образовательной организации (лицея), реализующей дополнительные образовательные программы по экономике, математике, информационным технологиям и иностранному языку для талантливых учащихся старших классов среднего общего образования г. Вологды, Вологодской области, Северо-Западного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, М. А. Школьное экономическое образование: региональный аспект [Текст] / М. А. Алексеева // Проблемы стратегии и тактики регионального развития: материалы 4-ой Рос. науч.-практ. конф. - Вологда, 2003. - 383 с.

2. Будахина, Н. Л. Содержание и структура интеграции школьного математического и экономического образования [Текст] / Н. Л. Будахина, Е. И. Смирнов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том 2 (психолого-педагогические науки). - С. 92-97.

3. Дежина, И. Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [Текст] / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - С. 49.

4. Дежина, И. Г. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты [Электронный ресурс] / И. Г. Дежина // Науковедение. - 2001. - № 2. - Режим доступа : http://vivovoco.rsl.ru /VV/J0URNAL/SCIL0G/SCH00L.HTM

5. Егерев, С. В. Что стоит за интеграцией науки и образования [Электронный ресурс] / С. В. Егерев. -Режим доступа : http://www.kapital-rus.ru/artides/article/203797

6. Егорихина, С. Ю. Организация дополнительного школьного экономического образования [Электронный ресурс] / С. Ю. Егорихина, В. И. Попова // Вопросы территориального развития. -2013. - № 4. - Режим доступа : http://goo.gl/9DSclm

7. Ильин, В. А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития [Текст] / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3. - С. 22.

8. Киршин, И. А. Развитие интеллектуального потенциала страны и региона: место и роль федеральных университетов [Электронный ресурс] / И. А. Киршин, Е. В. Вашурина, М. Н. Овчинников. - Режим доступа : http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3/Ovchinnikov.pdf

9. Леонидова, Г. В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С. 90-100.

10. Леонидова, Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст] : монография / Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - С. 214.

11. Научно-образовательное пространство: теоретический аспект [Текст] : информ.-аналит. записка / исполн. Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева. - Вологда, 2010. - 59 с.

12. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг.: Федеральная целевая программа [Электронный ресурс] : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568. - Режим доступа : http://www.fasi.gov.ru/fcp/npki

13. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников [Текст] : книга для учителя / А. С. Нисимчук. - М. : Просвещение, 1991. - С. 22.

14. Новожилова, В. В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ) [Текст] : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Новожилова. - М., 2003. - 206 с.

15. Понятие стратегии. Классификация стратегий. Выбор стратегии [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.ereport.ru/articles/strplan/strategy.htm

16. Урванцева, С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом [Текст] / С. Е. Урван-цева // Экономика в школе. - 2011. - № 2. - C. 78-79.

17. Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика организаций» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.sibe.ru/Library

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кочешкова Лариса Осиповна - кандидат педагогических наук, заведующий отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-08.

Kocheshkova L.O.

STRATEGIC GUIDELINES OF THE ISEDT RAS RESEARCH-AND-EDUCATIONAL CENTER IN THE WORK WITH PUPILS, STUDENTS AND POSTGRADUATES

The current socio-economic situation is characterized by the transition from material economy to intellectual. Knowledge, abilities and skills take an important place among the key factors of intellectualization of the economy, that is, people (human resources), human creativity, and therefore, high professional qualification of personnel. The development of the outlined factors,

in our opinion, should be started from the school age of a child and continued in the system of multilevel training of students, professional activity of young specialists.

The formation of regional innovation structures is one of the aspects of this process. They integrate science and education on the basis of the rapid implementation of the fundamental research results into the practice of enterprises, preparing specialists of high qualification. The research and educational centers, created as independent structures or structures at the premises of research institutions or universities can and should serve as a form of integration. It is important to note that the activities of research and educational centers cannot be limited to the operational stage; they should be focused on the development, supported by the strategy. The article describes the experience of strategic development in terms of interaction with pupils, students and postgraduates of the ISEDT RAS Research and Educational Center. We propose a list of changes in the priority directions of Research and Educational Center as well as strategic guidance in achieving results working with pupils, students and postgraduates that have practical significance for educational organizations.

Strategy, strategic development, development concept, educational process, multilevel system of continuous training of highly qualified personnel.

REFERENCES

1. Alekseeva M. A. Shkol'noe ekonomicheskoe obrazovanie: regional'nyi aspekt [School Economic Education: Regional Perspective]. Problemy strategii i taktikiregional'nogo razvitiya: materialy 4-oiRos. nauch.-prakt. konf. [Issues of the Strategy and Tactics for Regional Development: Proceedings of the 4th Russain Research-to-Practice Conference], Vologda, 2003. 383 p.

2. Budakhina N. L., Smirnov E. I. Soderzhanie i struktura integratsii shkol'nogo matematicheskogo i ekonomi-cheskogo obrazovaniya [Content and Structure Integration of School of Mathematical and Economic Education]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, no. 2, vol. 2, pp. 92-97.

3. Dezhina I. G. Opyt integratsii obrazovaniya i nauki na primere programmy "Fundamental'nye issledo-vaniya i vysshee obrazovanie" [Experience of Integration of Education and Science on the Example of the Program "Basic research and Higher Education"]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2007, no. 1, p. 49.

4. Dezhina I. G. Rossiiskii opyt rannei podgotovki kadrov dlya nauki: podkhody, formy, rezul'taty [Russian Experience of Early Training of Scientific Personnel: Approaches, Form and Results]. Naukovedenie [Science Studies], 2001, no. 2. Available at: http://vivovoco.rsl.ru /VV/JOURNAL/SCILOG/SCHOOL.HTM

5. Egerev S. V. Chto stoit za integratsiei nauki i obrazovaniya [What is behind the Integration of Science and Education]. Available at: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/203797

6. Egorikhina S. Yu., Popova V. I. Organizatsiya dopolnitel'nogo shkol'nogo ekonomicheskogo obrazovaniya [Organization of Additional School Economic Education]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2013, no. 4. Available at: http://goo.gl/9DSclm

7. Ilyin V. A., Gulin K. A., Uskova T. V. Intellektual'nye resursy kak faktor innovatsionnogo razvitiya [Intellectual Resources as a Factor of Innovative Development]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2010, no. 3, p. 22.

8. Kirshin I. A., Vashurina E. V., Ovchinnikov M. N. Razvitie intellektual'nogo potentsiala strany i regiona: mesto i rol' federal'nykh universitetov [Development of the Intellectual Potential of the Country and the Region: Place and Role of Federal Universities]. Available at: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/arti-cle_3/Ovchinnikov.pdf

9. Leonidova G. V Generatsiya znanii talantlivoi molodezhi v interesakh intellektualizatsii chelovecheskogo kapita-la: metody i formy osushchestvleniya [Generation of Knowledge of the Talented Youth in the Interests of Intel-lectualization of Human Capital: Methods and Forms of Implementation]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2011, no. 1 (13), pp. 90-100.

10. Leonidova G. V. Teoriya i praktika formirovaniya nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva: monografiya [Theory and Practice to Form Scientific and Educational Space: Monograph]. Vologda : ISERT RAN, 2010, p. 214.

11. Leonidova G. V., Golovchin M. A., Solov'eva T. S. Nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoreticheskii aspekt: inform.-analit. zapiska [Scientific and Educational Space: Theoretical Aspect: Information-Analytical Note]. Vologda, 2010. 59 p.

12. Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoi Rossii na 2009 - 2013 gg.: Federal'naya tsele-vaya programma: utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28 iyulya 2008 goda №568 [Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel of Innovative Russia for 2009-2013: Federal Target Program: Approved by the RF Government of July 28, 2008 No. 568]. Available at: http://www.fasi. gov.ru/fcp/npki

13. Nisimchuk A. S. Ekonomicheskoe obrazovanie shkol'nikov: kniga dlya uchitelya [Economic Education: Teacher's Book]. Moscow : Prosveshchenie, 1991, p. 22.

14. Novozhilova V. V. Ekonomicheskoe vospitanie starshikh shkol'nikov v sovremennykh usloviyakh (na prim-ere mnogoprofil'nogo litseya i shkol): dis. na soisk. uch. st. kand. ped. nauk [Economic Education of Senior Pupils in Modern Conditions (on the Example of the Multidisciplinary Lyceum and Schools): Ph.D. in Pedagogy Dissertation Abstract]. Moscow, 2003. 206 p.

15. Ponyatie strategii. Klassifikatsiya strategii. Vybor strategii [The Concept of a Strategy. Classification Strategies. The Choice of a Strategy]. Available at: http://www.ereport.ru/articles/strplan/strategy.htm

16. Urvantseva, S. E. Shkol'noe ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [School Economic Education in Russia and Abroad]. Ekonomika vshkole [Economics in School], 2011, no. 2, pp. 78-79.

17. Uchebno-metodicheskii kompleks po kursu "Ekonomika organizatsii" [Educational-Methodical Complex of the Course "Economics of the Organization"]. Available at: http://www.sibe.ru/Library

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kocheshkova Larisa Osipovna - Ph.D. in Pedagogics, Head of the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.