Научная статья на тему 'Социально-экономическая компетентность педагога как предмет научного анализа'

Социально-экономическая компетентность педагога как предмет научного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / COMPETENCE OF A TEACHER / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC SOCIALIZATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / PSYCHOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгучева Раиса Магомедовна, Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна

Произошедшие в социально-экономическом устройстве государства изменения, связанные с переходом страны на новые условия хозяйствования, затронули все сферы деятельности человека и общества, вызвали специфические изменения в условиях их жизнедеятельности. Самым непосредственным образом происходящие изменения затронули и сферу образования, внося в ее развитие новые, ранее не актуальные проблемы объективного и субъективного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгучева Раиса Магомедовна, Абдуллаева Нурьян Абдулкагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic competence of the teacher as a subject of scientific analysis

The changes, associated with the country's transition to new economic conditions, that occurred in the socio-economic structure of the state, affected all spheres of human activity and society, causing specific changes in new conditions of life. In the most direct way, the changes also affected the education sector, bringing to the emergence of new, previously not urgent problems of objective and subjective nature

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая компетентность педагога как предмет научного анализа»

социально-экономическая компетентность педагога как предмет

научного анализа

Булгучева Р.М., Абдуллаева Н.А.

Произошедшие в социально-экономическом устройстве государства изменения, связанные с переходом страны на новые условия хозяйствования, затронули все сферы деятельности человека и общества, вызвали специфические изменения в условиях их жизнедеятельности. В частности отмечается, что «в ходе экономических реформ Россия, в которой издавна функционировало противоречие между богатством страны и бедностью населения, оказалось перед новым противоречием — экономической свободой и неготовностью граждан к экономической самореализации в новых условиях хозяйствования» [3].

Самым непосредственным образом, происходящие изменения затронули и сферу образования, внося в ее развитие новые, ранее не актуальные проблемы объективного и субъективного характера. Динамика требований, выдвигаемых обществом к педагогу, повлекла за собой изменение парадигмальных установок в педагогической теории и практике.

В условиях нестабильности и непредсказуемости общественного развития базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность педагога. В рамках нашего исследования профессиональная компетентность педагога рассматривается как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [2].

Внедрение идеи профессиональной компетентности педагога, степеней его свободы и творчества, лишено соотношения педагогической деятельности и личностных качеств педагога с происходящими социально-экономическими изменениями в современном обществе. Социально-экономические проблемы связанные с изменением общественных взаимоотношений, социально-экономической неустроенностью, возникновением негативных эмоциональных состояний приводят к необходимости соответствующих исследований.

В свою очередь, по аналогии (следуя логике представленного выше определения), мы можем говорить, что социально-экономическая компетентность педагога как интегральная профессионально-личностная характеристика отражает личностные и социально-экономические достижения педагога и уровень его готовности эффективно выполнять свои функции в конкретный исторический период, в частности в условиях рыночной экономики.

Исходя из представленных позиций сущность социально-экономической компетентности педагога структурно включает в себя как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы — личностные и социально-экономические достижения педагога, измеряемые экономическими показателями (способы получения дохода, уровень жизни его и его семьи и т.д.). Субъективные — готовность выполнять соци-

© Булгучева Р.М., Абдуллаева Н.А., 2016

ально-экономические функции, определенные требованиями социума в конкретный исторический период. В нашем исследовании мы ограничимся выявлением субъективных факторов социально-экономической компетентности педагога.

Если обратиться к теории психологической готовности личности к деятельности, то известно, что личность приступает к ней с той или иной степенью психологической готовности. «Психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности» [1]. В данном определении есть два ключевых понятия, через которые определяется психологическая готовность — ресурсы, которые должны быть «мобилизованы», чтобы получить желаемое психическое состояние, и само понятие «мобилизация», сила преобразующая эти ресурсы и приводящая их в состояние готовности. Эти два понятия не являются традиционными для психологической и педагогической наук, их нет ни в одном из отечественных словарей, а потому нуждаются в выяснении их психологической сущности.

Слово ресурс в русском языке, согласно Словарю С.И. Ожегова, употребляется в двух смыслах: «запасы, источники чего-нибудь» и «средство, к которому обращаются в необходимых случаях». Такого рода ресурсы отдельно взятой личности составляет совокупность экономически значимых характеристик целостной личности («субъекта деятельности» у нас значит социально-экономической деятельности). Исходя из этого понятия, ресурсы применительно к нашему исследованию, можно определить следующим образом: психологические ресурсы личности в процессе социально-экономической деятельности образует система экономически значимых характеристик целостной личности.

Что касается второго понятия («мобилизация»), которое употребляется в приведенном выше определении психологической готовности. В большом энциклопедическом словаре (М., 2002) трактуется как «приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой либо цели». Словом, мобилизация — это процесс, в результате которого достигается цель. Применительно к задачам нашего исследования «мобилизация» означает психолого-педагогический процесс подготовки личности к социально-экономической деятельности, формирования соответствующего психологического состояния.

Экономически значимые характеристики личности, по мнению многих исследователей, опираются на врожденные задатки, которые разные авторы называют по-разному: «склонность к обмену» (Адам Смит), «добавочное свойство» (Г.К. Гинс), отечественные авторы включают в нее такие черты как компетентность, целеустремленность, инициативность, готовность к риску, чувство ответственности, коммерческий склад ума и т.д. Из этого перечня можно заключить, что нет жестко ограниченной системы качеств личности, гарантирующих успешность социально-экономические деятельности. Надо подчеркнуть, что речь должна идти не об отдельных качествах и свойствах личности, обеспечивающих социально-экономические достижения, рассматриваемых абстрактно, независимо от предмета реальной деятельности, а именно о комплексных характеристиках личности, соотнесенных с достижением определенного уровня жизни и степени социального комфорта.

В целях нашего исследования, наиболее подходит разработанная Китовой Д.А. система таких ресурсов, состоящая из 25 характеристик личности, актуальных в условиях командно-административной системы, и еще 25 характеристик, актуальных в условиях рыночных отношений. Каждая из 25 пар характеристик противоположны друг другу по смыслу и отражают, соответственно, требования, предъявляемые к личности командно-административной системой или рыночной экономикой. Всего, таким образом, анализируются 50 ресурсных характеристик личности. На основе этих ресурсов автором по схеме метода полярных профилей составлен тест «Готовность к рынку» с семибальной шкалой [3]. Полученные с помощью данного теста результаты обобщены и представлены ниже.

1. Как оказалось, командно-административная ориентированность присутствует у 47,9 % педагогов.

В структуре готовности этих педагогов выявлены три подгруппы. В первой подгруппе респонденты обнаруживают точки сомнений относительно ориентации на командно-административную систему (16,7 %). Количество респондентов с преобладанием пограничного уровня психологической готовности составляют 25,3 % респондентов — это представители второй подгруппы. Третью подгруппу составляют реципиенты (5,9 %), у которых сумма антирыночных баллов значительно выше рыночных.

2. Вторая группа реципиентов придерживается рыночной ориентации — их 50,6 %. Так же, как и в предыдущем группе, выделим из общей массы реципиентов несколько подгрупп.

В первую подгруппу входят реципиенты, сумма баллов рыночной ориентации которых более чем в 20 раз превышает сумму баллов антирыночных выборов (23,1 %) — эта респонденты из подгруппы освоения рыночных отношений.

Вторую подгруппу составили реципиенты (17,4 %), у которых сумма баллов рыночной ориентации превышает сумму баллов антирыночной более чем в 10 раз, их можно охарактеризовать как привыкающими к условиям рыночных отношений.

В третью подгруппу входят реципиенты (20,1 %), у которых количество баллов рыночной ориентации меньше антирыночной более чем в 10 раз, есть основания полагать, что рыночные отношения этими реципиентами уже освоены (этап вхождения).

3. Из общего числа опрошенных лиц, только у 2,5 % респондентов оказалось сумма антирыночных и рыночных баллов равны друг другу, что свидетельствует о фазе неопределенности.

Полученные нами результаты позволяют констатировать, что большинство респондентов (50,6 %) не готовы к рыночным отношениям.

Для реализации данного подхода в современном образовании необходимы системные преобразования, связанные с новой ролью педагога, определяемой переходом от трансляции знаний к проектированию индивидуальных траекторий социализации учащихся. При этом, необходимо помнить, что недооценка влияния социально-экономических факторов на деятельность и самочувствие педагога может привести к серьезным и мало предсказуемым проблемам в системе образования.

Литература

1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. — М.: ПЕР СЭ; — СПб.: ИМАТОН М, 2000.

2. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. М., 2009.

3. Китова Д.А. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования / / Вестник ДГУ — Махачкала: Изд-во ДГУ 2012.

роль обучения полилогическому общению в форме дискуссии при подготовке учащихся к общению в экзаменационных ситуациях

Буров И.М.

Контроль и аттестация являются неотъемлемой частью обучения. В Российской Федерации обучающиеся сдают экзамены в конце 9 и 11 классов (ОГЭ, ЕГЭ) [3]. После окончания школы и ВУЗа многим требуются дополнительные подтверждения уровня владения иностранным языком, для чего выпускники выбирают такие экзамены как: Test of English as a Foreign Language (TOEFL), International English Language Testing System (IELTS), First Certificate in English (FCE), Certificate in advanced English (CAE), Certificate of Proficiency in English (CPE) и так далее. В данной статье мы рассматриваем задания устной части ряда экзаменов, типы высказываний в части «Говорение», которые требуются для их успешной сдачи. В таблице (Таблица 1), представлены российские государственные и популярные международные экзамены.

Таблица 1

Экзамен Задания на говорение Время выпол. в мин. Требуемые умения

монологическая речь диалогическая речь мон. речь диал. речь

ОГЭ Чтение; описание фотографии Условный диалог-расспрос 6 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Предоставление информации; высказывание аргументированного мнения.

ЕГЭ Чтение; описание фотографии; сравнение двух фотографий Условный диалог-расспрос 15 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Осуществление запроса информации и обращения за разъяснениями; участие в полилоге (дискуссии); соблюдение норм речевого этикета.

© Буров И.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.