социально-экономическая компетентность педагога как предмет
научного анализа
Булгучева Р.М., Абдуллаева Н.А.
Произошедшие в социально-экономическом устройстве государства изменения, связанные с переходом страны на новые условия хозяйствования, затронули все сферы деятельности человека и общества, вызвали специфические изменения в условиях их жизнедеятельности. В частности отмечается, что «в ходе экономических реформ Россия, в которой издавна функционировало противоречие между богатством страны и бедностью населения, оказалось перед новым противоречием — экономической свободой и неготовностью граждан к экономической самореализации в новых условиях хозяйствования» [3].
Самым непосредственным образом, происходящие изменения затронули и сферу образования, внося в ее развитие новые, ранее не актуальные проблемы объективного и субъективного характера. Динамика требований, выдвигаемых обществом к педагогу, повлекла за собой изменение парадигмальных установок в педагогической теории и практике.
В условиях нестабильности и непредсказуемости общественного развития базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность педагога. В рамках нашего исследования профессиональная компетентность педагога рассматривается как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [2].
Внедрение идеи профессиональной компетентности педагога, степеней его свободы и творчества, лишено соотношения педагогической деятельности и личностных качеств педагога с происходящими социально-экономическими изменениями в современном обществе. Социально-экономические проблемы связанные с изменением общественных взаимоотношений, социально-экономической неустроенностью, возникновением негативных эмоциональных состояний приводят к необходимости соответствующих исследований.
В свою очередь, по аналогии (следуя логике представленного выше определения), мы можем говорить, что социально-экономическая компетентность педагога как интегральная профессионально-личностная характеристика отражает личностные и социально-экономические достижения педагога и уровень его готовности эффективно выполнять свои функции в конкретный исторический период, в частности в условиях рыночной экономики.
Исходя из представленных позиций сущность социально-экономической компетентности педагога структурно включает в себя как объективные, так и субъективные факторы. Объективные факторы — личностные и социально-экономические достижения педагога, измеряемые экономическими показателями (способы получения дохода, уровень жизни его и его семьи и т.д.). Субъективные — готовность выполнять соци-
© Булгучева Р.М., Абдуллаева Н.А., 2016
ально-экономические функции, определенные требованиями социума в конкретный исторический период. В нашем исследовании мы ограничимся выявлением субъективных факторов социально-экономической компетентности педагога.
Если обратиться к теории психологической готовности личности к деятельности, то известно, что личность приступает к ней с той или иной степенью психологической готовности. «Психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности» [1]. В данном определении есть два ключевых понятия, через которые определяется психологическая готовность — ресурсы, которые должны быть «мобилизованы», чтобы получить желаемое психическое состояние, и само понятие «мобилизация», сила преобразующая эти ресурсы и приводящая их в состояние готовности. Эти два понятия не являются традиционными для психологической и педагогической наук, их нет ни в одном из отечественных словарей, а потому нуждаются в выяснении их психологической сущности.
Слово ресурс в русском языке, согласно Словарю С.И. Ожегова, употребляется в двух смыслах: «запасы, источники чего-нибудь» и «средство, к которому обращаются в необходимых случаях». Такого рода ресурсы отдельно взятой личности составляет совокупность экономически значимых характеристик целостной личности («субъекта деятельности» у нас значит социально-экономической деятельности). Исходя из этого понятия, ресурсы применительно к нашему исследованию, можно определить следующим образом: психологические ресурсы личности в процессе социально-экономической деятельности образует система экономически значимых характеристик целостной личности.
Что касается второго понятия («мобилизация»), которое употребляется в приведенном выше определении психологической готовности. В большом энциклопедическом словаре (М., 2002) трактуется как «приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой либо цели». Словом, мобилизация — это процесс, в результате которого достигается цель. Применительно к задачам нашего исследования «мобилизация» означает психолого-педагогический процесс подготовки личности к социально-экономической деятельности, формирования соответствующего психологического состояния.
Экономически значимые характеристики личности, по мнению многих исследователей, опираются на врожденные задатки, которые разные авторы называют по-разному: «склонность к обмену» (Адам Смит), «добавочное свойство» (Г.К. Гинс), отечественные авторы включают в нее такие черты как компетентность, целеустремленность, инициативность, готовность к риску, чувство ответственности, коммерческий склад ума и т.д. Из этого перечня можно заключить, что нет жестко ограниченной системы качеств личности, гарантирующих успешность социально-экономические деятельности. Надо подчеркнуть, что речь должна идти не об отдельных качествах и свойствах личности, обеспечивающих социально-экономические достижения, рассматриваемых абстрактно, независимо от предмета реальной деятельности, а именно о комплексных характеристиках личности, соотнесенных с достижением определенного уровня жизни и степени социального комфорта.
В целях нашего исследования, наиболее подходит разработанная Китовой Д.А. система таких ресурсов, состоящая из 25 характеристик личности, актуальных в условиях командно-административной системы, и еще 25 характеристик, актуальных в условиях рыночных отношений. Каждая из 25 пар характеристик противоположны друг другу по смыслу и отражают, соответственно, требования, предъявляемые к личности командно-административной системой или рыночной экономикой. Всего, таким образом, анализируются 50 ресурсных характеристик личности. На основе этих ресурсов автором по схеме метода полярных профилей составлен тест «Готовность к рынку» с семибальной шкалой [3]. Полученные с помощью данного теста результаты обобщены и представлены ниже.
1. Как оказалось, командно-административная ориентированность присутствует у 47,9 % педагогов.
В структуре готовности этих педагогов выявлены три подгруппы. В первой подгруппе респонденты обнаруживают точки сомнений относительно ориентации на командно-административную систему (16,7 %). Количество респондентов с преобладанием пограничного уровня психологической готовности составляют 25,3 % респондентов — это представители второй подгруппы. Третью подгруппу составляют реципиенты (5,9 %), у которых сумма антирыночных баллов значительно выше рыночных.
2. Вторая группа реципиентов придерживается рыночной ориентации — их 50,6 %. Так же, как и в предыдущем группе, выделим из общей массы реципиентов несколько подгрупп.
В первую подгруппу входят реципиенты, сумма баллов рыночной ориентации которых более чем в 20 раз превышает сумму баллов антирыночных выборов (23,1 %) — эта респонденты из подгруппы освоения рыночных отношений.
Вторую подгруппу составили реципиенты (17,4 %), у которых сумма баллов рыночной ориентации превышает сумму баллов антирыночной более чем в 10 раз, их можно охарактеризовать как привыкающими к условиям рыночных отношений.
В третью подгруппу входят реципиенты (20,1 %), у которых количество баллов рыночной ориентации меньше антирыночной более чем в 10 раз, есть основания полагать, что рыночные отношения этими реципиентами уже освоены (этап вхождения).
3. Из общего числа опрошенных лиц, только у 2,5 % респондентов оказалось сумма антирыночных и рыночных баллов равны друг другу, что свидетельствует о фазе неопределенности.
Полученные нами результаты позволяют констатировать, что большинство респондентов (50,6 %) не готовы к рыночным отношениям.
Для реализации данного подхода в современном образовании необходимы системные преобразования, связанные с новой ролью педагога, определяемой переходом от трансляции знаний к проектированию индивидуальных траекторий социализации учащихся. При этом, необходимо помнить, что недооценка влияния социально-экономических факторов на деятельность и самочувствие педагога может привести к серьезным и мало предсказуемым проблемам в системе образования.
Литература
1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. — М.: ПЕР СЭ; — СПб.: ИМАТОН М, 2000.
2. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. М., 2009.
3. Китова Д.А. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования / / Вестник ДГУ — Махачкала: Изд-во ДГУ 2012.
роль обучения полилогическому общению в форме дискуссии при подготовке учащихся к общению в экзаменационных ситуациях
Буров И.М.
Контроль и аттестация являются неотъемлемой частью обучения. В Российской Федерации обучающиеся сдают экзамены в конце 9 и 11 классов (ОГЭ, ЕГЭ) [3]. После окончания школы и ВУЗа многим требуются дополнительные подтверждения уровня владения иностранным языком, для чего выпускники выбирают такие экзамены как: Test of English as a Foreign Language (TOEFL), International English Language Testing System (IELTS), First Certificate in English (FCE), Certificate in advanced English (CAE), Certificate of Proficiency in English (CPE) и так далее. В данной статье мы рассматриваем задания устной части ряда экзаменов, типы высказываний в части «Говорение», которые требуются для их успешной сдачи. В таблице (Таблица 1), представлены российские государственные и популярные международные экзамены.
Таблица 1
Экзамен Задания на говорение Время выпол. в мин. Требуемые умения
монологическая речь диалогическая речь мон. речь диал. речь
ОГЭ Чтение; описание фотографии Условный диалог-расспрос 6 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Предоставление информации; высказывание аргументированного мнения.
ЕГЭ Чтение; описание фотографии; сравнение двух фотографий Условный диалог-расспрос 15 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Осуществление запроса информации и обращения за разъяснениями; участие в полилоге (дискуссии); соблюдение норм речевого этикета.
© Буров И.М., 2016