Булгучева P.M., Байсонгуров И.Б., Нуцалханова Д.И.
формирование психологической готовности к предпринимательству
Важным аспектом проблемы формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности или экономической самореализации субъекта жизнедеятельности является необходимость своевременной диагностики актуального уровня психологической готовности личности к ней. таким образом, психологическая готовность к предпринимательской деятельности будет выступать индивидуальным целостным образованием, интегрирующим ценностное отношение, теоретические знания и практические умения человека. Соответственно, процесс психологической подготовки к данному виду деятельности должен быть ориентирован на осознание индивидом факторов, определяющих ее успешность.
Формирование такой готовности не может быть свободно от чувственных (эмоциональных) переживаний, поскольку осознание и оценка экономических явлений и процессов, происходящих в ближайшей социально-экономической среде человека, зависит не только от знания, позволяющего опознать эти явления и процессы, но и от отношения, которое это осознание вызывает у субъекта. Из данного воззрения следует позиция, что для осознания степени, полноты охвата предметов и явлений экономической действительности, их особенностей и закономерностей, существует некоторая индивидуальная сила эмоционального «раздражителя», определяющего направленность актов сознания личности на объекты экономической действительности. При этом формируется феномен «направленности сознания», - устойчиво характеризующих личность динамических и взаимосвязанных побуждений, определяющих (через тон эмоциональных переживаний) избирательность отношений к экономической активности человека. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «явления, оказывающиеся для субъекта антагонистически действующими силами, взаимно тормозят их осознание. Этим обусловлены трудности, на которые наталкивается осознание эмоционально действующих явлений, всегда наделенных положительным или отрицательным знаком, а иногда и одним, и другим» [3]. таким образом, в поле исследования психологической готовности к предпринимательской деятельности (экономической самореализации) вводится эмоциональный фон чувствований и переживаний субъекта. При этом осознанное и неосознанное принято отличать не по тому,
что в одном случае все исчерпывающе осознается, а в другом - это невозможно, а исходить из осознаваемых желаний и целей человека как вбирающих в себя и неосознанные компоненты экономического сознания. В рамках данной концепции осознание экономико-ориентированных целей является индикатором экономического сознания личности, с которого можно не только считывать отношение к социально-экономической реальности и образующим ее сегментам, но и прогнозировать векторные характеристики планируемой экономической деятельности человека.
Эмпирический анализ паттернов психологической готовности личности к предпринимательской деятельности на микроуровне (малый бизнес) проводился под нашим научным руководством на уровне старшеклассников, учащихся колледжей и лицеев, студентов, предпринимателей и представителями домохо-зяйств разными исследователями в течение десяти лет (Агирбова Д.М., Балова Д.Ю., Гочияева П.И., Дышеков Б.Н., Койчуева Л.М., Кубанова А.К., Токов Р.Х., Узденов Т.М., Ханова З.Г., Хубиева Р.Т., Шаков А.М. и др.). Данные исследования позволили констатировать, что психологическая готовность личности к экономической самореализации является сложным интегральным образованием, не сводимым к совокупности отдельных установок, настроений или состояний и представляет собой единство ценностного, когнитивного и операционально-дея-тельностного компонентов. Критериями ее сформированности выступают: внутренняя согласованность личностных позиций (ценностный компонент), адекватная оценка и понимание природы экономических событий, фактов и явлений (когнитивный компонент); понимание специфики экономических отношений, проективное видение социально приемлемых путей достижения экономических целей (операционально-деятельностный компонент).
Согласованность внутренних позиций субъекта, определяющая его психологическую готовность к экономическим отношениям, имеет три основных уровня: принятие, сомнение, отторжение. Высокий уровень характеризуется принятием рыночных отношений, средний уровень - сопротивлением рыночным отношениям, низкой уровень - отторжением рыночных отношений [2].
В частности, проведенный совместно с З.Г. Хановой эмпирический анализ совокупности устойчивых предикторов психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в современных условиях, позволил выявить:
- типы базовых видов экономической направленности личности студентов: иждивенческие - 17,6%, субъект-центрированные или эгоистические - 13,9%, рациональные - 19,7%, коллективистские - 11,6%, социальные - 9,7%, альтруистичные - 3,6%, демонстративные - 12,8%, имиджевые - 11,1%;
- особенности ценностно-целевых ориентаций, которые характеризуются доминированием личных интересов над коллективными и общественными (76,8%), а также преобладанием краткосрочных, оперативных целей над среднесрочными и стратегическими (49,7%);
- некорректность в субъектно-деятельностных смысловых структурах: на-
рушение структурной логики предпринимательской деятельности (37,6%); ис-каженность представлений о способах (12,7%), средствах (27,6%) и временном параметре (69,8%) достижения экономического благополучия;
- степень осознанности отношений к действительности, а именно: преобладание внешнего локуса контроля у 73,2% и неосознанного негативного отношения к экономической успешности у 69,7% студентов.
Нами выявлено, что представления студентов о предпринимательской деятельности характеризуются определенными противоречиями и искажениями, обусловленными личностно-детерминированными субъективными факторами. В частности студентов отличает:
- низкий уровень знаний о социальных, экономических и психологических детерминантах предпринимательской успешности;
- низкий уровень ответственности;
- неумение выстраивать иерархию предпринимательских целей и задач;
- наличие ценностно-смысловых противоречий и искажений в мотивах предпринимательской деятельности;
- низкий уровень осознанности субъект-объектных условий социально-экономической успешности предпринимательства;
- низкий уровень экономико-правовой чувствительности;
- низкий уровень самоактуализации и стремления к саморазвитию;
- необоснованно завышенный уровень экономических притязаний и ожиданий;
- игнорирование общественных интересов;
- неспособность предвидеть и оценивать последствия своих намерений;
- отсутствие перспективного видения и способности к прогнозированию;
- пренебрежение общественным мнением [1].
Детальный анализ эмпирических результатов исследования позволил выделить и квалифицировать шесть типовых уровней психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности.
Низший уровень психологической готовности студента к предпринимательской деятельности - уровень, при котором в его представлениях не существует более или менее ясного образа совокупности объектов, средств и процессов предпринимательской деятельности, пригодных для удовлетворения собственных экономических потребностей.
Фрагментарный или эпизодический - уровень при котором в канву экономических представлений студента вплетены фрагментарные представления о специфических особенностях экономического производства, распределения и обмена экономических благ (услуг), а также социально-экономических отношениях, возникающих в современном обществе.
Пространственный уровень психологической готовности студента к предпринимательской деятельности включает в себя осознание экономического пространства (т.е. существуют пространственные представления об окружающем его экономическом мире - субъектах, объектах и процессах экономической де-
ятельности частных лиц, предприятий и государства), которые позволяют ему более или менее адекватно ориентироваться относительно предпринимательства и его социально-экономической среды.
Динамический - уровень психологической готовности позволяет студенту улавливать последовательность внешних экономических явлений и процессов (понимание человеком ситуативных, текущих и исторических процессов и явлений, происходящих в экономической сфере самого человека, общества и государства), благодаря чему вырабатывается сознание динамических и циклических процессов в развитии экономических процессов.
Субъектный уровень психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности выражен осознанием себя субъектом экономической деятельности, который может выступать источником познания и преобразования экономической действительности, проявлять инициативу принимать и реализо-вывать собственные решения, оценить последствия своего поведения и самоизменяться. При этом уровне психологической готовности в сферу экономических представлений личности могут быть введены следующие ряды представлений, которые формируют экономическое сознание личности: нравственные, религиозные, правовые и социальные представления о функционировании предпринимательства, призванной удовлетворить потребности людей и общества в материальных и духовных благах.
творческий уровень психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности отличает такое состояние внутреннего мира, когда студент способен анализировать экономические ситуации с учетом происходящих в обществе социально-экономических процессов и создавать собственные ситуации успешной реализации предпринимательских намерений, способен к преодолению соответствующих шаблонов и стереотипов (исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-06-01086а).
таким образом, формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности должно включать формирование положительного эмоционального отношения к предпринимательской деятельности (мотивационно-ценностный компонент), которое достигается посредством: осознания студентами предпринимательства как позитивного социально-психологического и экономического явления; усиления мотивов предпринимательской деятельности; формирования потребностей в эффективной социально-экономической самореализации; осознания личностных и социально-психологических компонент успешности предпринимательской деятельности (как показателя соответствующей компетентности личности); осознание преимуществ психологии партнерских отношений; формирование мотивационно-ценностных характеристик личности.
Формирующий модуль характеризуется созданием мысленной экспериментальной ситуации, неограничивающей множественность возможных вариантов выбора предпринимательских перспектив, выстраиваемых в соответствии с личностными смыслами, когнитивными стилями, ценностно-мотивационными
и поведенческими характеристиками студента. Логика формирующего этапа разрабатывалась и была реализована с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования: соответствие целям психологической подготовки; максимальная приближенность к реальной социально-экономической ситуации; наличие простора для альтернативного решения проблемы [1].
С практической точки зрения рыночная экономика предоставляет человеку широкую экономическую свободу, возвращает ему право частной собственности, эффективность экономической деятельности ставит в жесткую зависимость от личностных характеристик хозяйствующего субъекта. В целях содействия дальнейшему повышению уровня жизни населения России на основе проведенных исследований можно внести следующие предложения:
- при формировании национальной идеи России и управленческих концепций отдельных регионов особое внимание уделить преодолению бедности и повышению уровня жизни населения посредством экономико-психологического просвещения;
- в составе регионального и местного руководства чтобы обозначить структурные подразделения, непосредственно ответственные за экономико-психологическое просвещение населения с учетом региональных особенностей;
- развернуть в регионах сеть консультационных пунктов, профессионально подготовленных по комплексным научным проблемам повышения уровня жизни населения, где хозяйствующие субъекты могут получить квалифицированные советы по обустройству своей частной жизни;
- возложить на СМИ региона обязанность обобщать, распространять и пропагандировать среди населения передовые и наиболее эффективные методы повышения уровня жизни граждан;
- рекомендовать учебным заведениям при разработке тематики курсовых и дипломных работ, а также тем кандидатских и докторских диссертаций уделить особое внимание проблеме повышения уровня жизни граждан;
- рекомендовать научно-педагогической общественности проводить семинары, симпозиумы, конференции по обсуждению научно-практических проблем повышения уровня жизни населения [2].
такой подход к решению проблемы облегчит адаптацию населения к рыночным отношениям, послужит повышению его жизненного уровня личности, как субъекта экономической самореализации, и будет содействовать экономическому процветанию страны.
литература
1. Абульханова-Славская К.А. типология личности и гуманистический подход URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document77.pdf (дата обращения 17.06.2016).
2. Грачев A.A. Модель жизненных ориентаций человека и формирование гуманистических технологий// Проблемы человека и его воспитание: философский аспект. Курган: КГПИ, 1993. С. 25-34.
3. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83-88.
4. Журавлев А.Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки//Сборник научных статей «Проблемы экономической психологии». Институт психологии РАН, Москва, 2003. Т. 1. С. 3-24.
5. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Сборник научных статей «Экономическая психология в современном мире», посвященной памяти основателя российской экономической психологии А.И. Китова. М.: Экон-информ. 2012. С. 148-162.
6. Китова Д.А., Ханова 3. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования. //Вестник ДГУ. -Махачкала, №4, 2012.
7. Китова Д.А., Хубиева Р.Т. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал. - Сочи, №1, 2009.
8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. «Питер», 2012.