Научная статья на тему 'Экономическая самореализация личности как проблема психологического исследования'

Экономическая самореализация личности как проблема психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC CHANGES / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF LIFE / УСПЕШНОСТЬ СУБЪЕКТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE SUCCESS OF THE SUBJECT OF ECONOMIC ACTIVITIES / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PERSONAL ENTREPRENEURSHIP / УСПЕШНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / A SUCCESSFUL ECONOMIC REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Шаков Ахмед Мусалиевич

Социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, порождают повсеместный интерес населения к осмыслению проблем экономической социализации личности, но на уровне обыденного сознания трудно понять причины возникающих экономических проблем, раскрыть психологические механизмы достижения экономического благополучия. Это актуализирует в психологической теории проблему исследования субъективных характеристик личности, проявляющихся в уровне жизни человека, его социальных связях и статусе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Шаков Ахмед Мусалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REALIZATION OF AN INDIVIDUAL AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Socio-economic changes occurring at the present stage of development of the Russian society, generate widespread public interest in understanding problems of economic socialization of the personality, but at the level of ordinary consciousness it is difficult to understand the causes of the emerging economic problems, to reveal psychological mechanisms of achieving economic prosperity. It actualizes the problem of the subjective characteristics of the personality in the psychological theory, manifested in the level of human life, his social relations and status.

Текст научной работы на тему «Экономическая самореализация личности как проблема психологического исследования»

20. Сумарокова В.А.., Журавлева Л. А. К вопросу о видах и функциях доверия // Современный взгляд на будущее науки. Уфа. 2014. С. 165-170.

21. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. О некоторых особенностях общительности у студентов экономических Вузов // Наука сегодня: реальность и перспективы. Вологда, 2016. С. 170-177.

22. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011.

Китова Д.А., Шаков А.М.

экономическая самореализация личности как проблема психологического исследования

Коренные социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, порождают повсеместный интерес населения к осмыслению проблем экономической социализации личности. Сложность заключается в том, что на уровне обыденного сознания трудно понять причины возникающих экономических проблем, раскрыть психологические механизмы достижения экономического благополучия, решения насущных социальных проблем жизнедеятельности личности и общества, что обуславливает необходимость исследования экономико-психологических проблем субъекта жизнедеятельности [2].

Проблема субъекта жизнедеятельности в психологическом смысле обнаруживает себя как процесс и результат объективации значимых для данной деятельности личностных характеристик субъекта в результатах его деятельности. В самом деле, чтобы убедиться в том, что личность вносит в профессиональную деятельность нечто свойственное именно ей, достаточно сопоставить личностные профили известных политических деятелей, экономистов, художников и писателей. В частной жизни личность также объективирует в продуктах жизнедеятельности только ей одной присущие субъективные характеристики, которые наиболее ярко проявляют себя в уровне жизни человека, его социальных связях и статусе.

Сущность человека, точнее личности, есть, как известно, совокупность всех общественных отношений. Но никому из людей не дано в полном объеме

непосредственно взаимодействовать со всеми без исключения общественными отношениями. Все связи, в которые вступает человек, опосредуются микросредой. Она образуется тесно взаимосвязанными и следующими друг за другом во времени жизненными ситуациями, в которых успевает пребывать человек за свою жизнь. Объективно жизненная ситуация - социально-экономическая ячейка общества, в которой реализуется жизнедеятельность человека. Субъективно - чувственно воспринимаемая человеком индивидуальная ниша обитания в обществе, стереоскопически высвеченная актуальными в данное время потребностями личности.

Экономическая жизнедеятельность есть разновидность деятельности личности со своими особыми (в смысле только ей присущими) характеристиками. Субъектная активность личности проявляется в стремлении выявить, оптимизировать и реализовать свой психический потенциал в избранной деятельности используя свои психологические ресурсы, и сохранить достигнутый уровень как можно дольше.

В психологической науке экономическую деятельность следует рассматривать как специфическую разновидность деятельности, порождаемую потребностью личности в экономическом благополучии и характеризующуюся соответствующими особыми целями, мотивами, способами действий и результатом. Целью экономической деятельности личности является получение дохода, близкого к притязаниям индивида. Экономические мотивы представляют собой побуждения к обеспечению процессов удовлетворения физических и социальных потребностей индивида. Способы действий представлены экономическими операциями, с помощью которых осуществляется обретение, сохранение и умножение собственности. Результатом экономической деятельности личности является уровень жизни, достаточный для удовлетворения потребностей индивида. Поскольку удовлетворение потребности порождает новую потребность, цикл активности замыкается на личности и вновь развертывается в следующий вариант деятельности [1].

Всякой деятельности, как известно, свойственна субъектность и предметность. Субъектом исследуемой нами деятельности является хозяйствующая личность, т.е. личность как участник экономической деятельности. Субъективность деятельности проявляется еще в том, что в структуре психологии личности функционирует специфическая потребность - потребность в удовлетворении потребности. Свидетельство существования двух разных по функциям потребностей в структуре психологии личности находим и у А.Н. Леонтьева: «В психологии потребностей, - писал он, - нужно с самого начала исходить из следующего капитального различия: различия потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности, и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде» [3, с. 87]. Если следовать логике И.М. Сеченова, потребности сами по себе недостаточны для генерирования социальной активности личности по их удовлетворению, требуется еще осознание потребности, психологическое состояние

неудовлетворенности соответствующего модуса (голода, угрозы жизни или собственности, одиночества, комплекса неполноценности и т.д.). Чтобы преодолеть эти психические состояния, требуется потребность иного качества, о которой говорил А.Н. Леонтьев, - потребность в организации соответствующей деятельности. Словом, потребность в деятельности как бы сопровождает все другие потребности, понимаемые как нужды, и является источником социальной активности личности.

Предметность как атрибут деятельности теоретически достаточно полно разработана в работах А.Н. Леонтьева и его учеников. Она рассматривается как основная, конституирующая характеристика деятельности. Проявляется это двояко: первично как объективно существующая реальность, подчиняющая себе и преобразующая деятельность субъекта; вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его (предмета) свойств, что осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может. «Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигаются большая адекватность их отражения в сознании» [5]. При этом на одном полюсе объективируется личность, проявляет себя во вне, а на другом субъективируется предмет деятельности, обретает новое качество, вбирает в себя личностные характеристики объекта.

По аналогии можно считать, что в экономической деятельности личности (субъекта) в качестве предмета выступает уровень жизни, который может быть охарактеризован объективными параметрами (например, качество жилища, размер доходов и т. д.). Процесс преобразования уровня жизни и есть та деятельность, которая объективируется в личности и «субъективируется» в новом качестве уровня жизни, выбирая в себя личностные характеристики субъекта жизнедеятельности.

То обстоятельство, что предмет, так или иначе входит в состав деятельности, обязывает психолога исследовать не только психологический образ, который традиционно признан предметом психологической науки, но саму реальность, отраженную в этом образе. Иначе нет оснований говорить об адекватности психического отражения. Особенно важно это в междисциплинарных исследованиях. «Хочу я этого или не хочу, - пишет А.Н.Леонтьев в цитированной выше работе [3, с.91], - соответствует это моим теоретическим взглядам или нет, я все же вынужден включить в предмет психологического исследования внешние предметные действия субъекта». Об этом приходится здесь говорить по той причине, что без анализа экономической деятельности, описываемой в терминах экономической науки, невозможно изучение психического образа этой деятельности.

Измерение внешних проявлений хозяйственной активности личности, ее богатства или бедности, оцениваемые деньгами, еще мало, что говорит о тех параметрах психологии личности, которые могут быть идеальными причинами материального благосостояния. Совокупность личностных характеристик,

обеспечивающих экономическую успешность, представляют собой интегральное свойство личности. Полнота и профиль выраженности субъекта в результатах деятельности во многом зависит от того, насколько личность свободна в своих действиях (к примеру, в условиях командно-административной системы проявить субъектность в экономической деятельности во всей его полноте не представлялось возможности). Переход к рыночной экономике, начатый в начале 90-х годов, привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалось неготовой - социальный опыт жизнедеятельности, сложившийся в годы Советской власти оказался непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Особенно остро выявила себя проблема психологической неготовности - люди, в свое время адаптировавшиеся к жестко ограниченным правам собственности, к чрезвычайно стесненным материальным условиям жизни, утратили потребность в проявлении хозяйственной инициативы, необходимой для повышения личного благосостояния. Одновременно с этим, государство и предприятия переложили бремя материального обеспечения личности на плечи самих граждан, отказавшись от предоставления каких-либо материальных гарантий трудоспособным лицам. В связи с такой ситуацией возникла острая необходимость перестройки психологии людей и ее адаптации к новым условиям хозяйствования, что проявляется в предпринимательской активности личности.

Успешная экономическая самореализация личности в современных условиях с психологической точки зрения означает, что человек адаптировался к рыночной экономике, внутренне принял ее реалии, используя их, активно и продуктивно строит свою хозяйственную деятельность. Для понимания этого своеобразия субъекта жизнедеятельности особый интерес представляет идеи Эриха Фромма и Абрахама Маслоу об отличительных психологических особенностях среднестатистического человека и человека самоактуализированного.

Как утверждает А. Маслоу, клинические исследования со всей очевидностью подтверждают известную мысль Э. Фромма о том, что среднестатистический человек зачастую не имеет четко определенных жизненных целей и планов их реализации. По мнению А. Маслоу, самоактуализированного человека, в отличие от обычного, уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается; если побудительные мотивы обычного человека лежат во вне, в возможности удовлетворения потребностей, то самоактуализированный человек, напротив, движим внутренними потенциями, заложенными в его природе, требующими своей реализации и развития» [4].

Опираясь на эти соображения А. Маслоу, есть основания предполагать, что «среднестатистический человек» довольствуется главным образом двумя модусами частной собственности - владением и использованием, в то время как самоактуализированный человек нуждается в широкой свободе для распоряжения своей собственностью не столько для удовлетворения базовых потребностей, сколько для саморазвития, самоопределения, самоактуализации. Подобная мотивация порождает у самоактуализированного человека склонность к преобра-

зованию (а не только к потреблению) окружающей среды «ради интереса», ради самоактуализации. А это по существу есть склонность к экономической самореализации как к личностному творчеству. В таком случае личность, перестает быть только владельцем и пользователем своей частной собственности, становится ее творцом, устремленным на ее совершенствование и умножение. А это означает, что личность по своему внутреннему психологическому потенциалу является предпринимателем по призванию (а не по нужде). Это есть подлинное чувство хозяина не только имущества, но и самой жизни и условий ее процветания.

Личностно ориентированное предпринимательство доступно только самоактуализированной личности, которая свободна от экономической зависимости, преодолела уже порог борьбы за материальное благосостояние и сознает свою деятельность как «игру интеллектуальных и физических сил», как экономическое творчество по самореализации на основе инновационных и рискованных операций с частной собственностью, мотивированной не уровнем доходов, а удовлетворением, проистекающим из самого творческого процесса. Экономическая деятельность в этом случае по сути своей является «художественным произведением личности» (Ф.М.Достоевский), объективирующимся как в оригинальном продукте творчества, так, и в особенности, духовном облике личности самого творца. Человек в этом случае становится полновластным «хозяином жизни» (в то же время демонстративная, иждивенческая и эгоистическая направленность личности не имеет значимых связей с самоактуализацией).

Таким образом, успешность субъекта экономической деятельности соотносима с предпринимательским успехом личности. Попытки создания специфического психологического портрета предпринимателя, а как следствие, поиск устойчивых комбинаций личностных черт и деловых качеств, позволяющих прогнозировать предпринимательский потенциал, не дали ожидаемых результатов. Оказалось, что создание типового психологического портрета успешного предпринимателя, позволяющего безошибочно диагностировать и выявлять потенциальных предпринимателей в различных возрастных и профессиональных группах людей, это проблема, не имеющая однозначного решения.

Во-первых, практика показала, что успеха в деятельности достигают и те предприниматели, чей психологический профиль весьма далек от идеального. Во-вторых, наличие личностных черт, совпадающих с личностным профилем успешного предпринимателя, не выступает гарантией наличия у субъекта потребности в предпринимательской деятельности. В-третьих, обладая набором личностных качеств успешного предпринимателя, может достигать высоких результатов и в других сферах деятельности (в управлении, научной деятельности, творческих профессиях) [6].

В своих исследованиях мы предлагаем исходить из оценки объективных результатов деятельности предпринимателя. Объективным результатом предпринимательской деятельности, реализующей потенциальные ресурсы личности (способности), является получаемый субъектом деятельности доход. С этой позиции личность в экономическом измерении представляет собой потенциаль-

ную стоимость ее субъективных возможностей, проявляющихся в профессиональной деятельности, измеряемую в рублях за единицу времени [1].

Если исходит из данной позиции, то эффективность экономической деятельности обнаруживает себя внешне в достижениях успеха с минимальными затратами ресурсов - времени, трудовых усилий, материальных и финансовых затрат. В этом случае предпринимателями являются не только владелец и менеджер предприятия, но и каждый отдельно взятый человек, который стремится самостоятельно обеспечить свою частную жизнь. При таком подходе оказывается, что общим для всех предпринимателей является одно единственное свойство - предприимчивость, которая первоначально проявляется в предприимчивости субъекта в повседневной социальной практике, а в последующем, при наличии благоприятных условий, возрастает до уровня предприимчивости успешного предпринимателя.

При этом следует учитывать, что предпринимательская деятельность не поддается алгоритмизации и стандартизации, а потому буквальное копирование успешной деятельности одного субъекта не обеспечивает гарантированного успеха другому. Из этого следует, что научить человека успешной предпринимательской деятельности не представляется возможным и следует говорить лишь о формировании психологической готовности к ней.

литература

1. Китова Д.А., Узденов Т.М. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал. - Сочи, № 3, 2009

2. Китова Д.А., Хубиева Р.Т. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. Научно-практический международный журнал. - Сочи, №1, 2009

3. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

4. Маслоу А.. Самоактуализированные люди: психология здоровья. СПб.,

1999

5. Психологический словарь./ авт.- сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.