Научная статья на тему 'Аспекты обновления содержания профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования'

Аспекты обновления содержания профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРО-ВОЖДЕНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДО-СТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченкова Ольга Евгеньевна

Представлены основные аспекты обновле-ния содержания профессиональной деятель-ности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования. При-водится классификация и конкретизация вы-деленных направлений профессиональной деятельности. Предложены рекомендации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивиду-альных достижений обучающихся по основ-ным направлениям деятельности педагога-психолога на всех уровнях общего образова-ния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченкова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты обновления содержания профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования»

УДК 37.015.31

АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е. Костюченкова

Представлены основные аспекты обновления содержания профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования. Приводится классификация и конкретизация выделенных направлений профессиональной деятельности. Предложены рекомендации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся по основным направлениям деятельности педагога-психолога на всех уровнях общего образования.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, оценка качества образования, процедуры оценки качества образования, уровни общего образования, компетенции, направления профессиональной деятельности педагога-психолога, индивидуальные достижения учащихся.

В контексте модернизации образования в Российской Федерации при активном процессе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) особое внимание уделяется вопросам качества образования.

В стандарте представлено определение понятия качества образование как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Одним из инструментов, способствующих определению качества образования в реальных образовательных условиях, является

проведение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся на всех уровнях общего образования, которые в настоящее время представлены государственной итоговой аттестацией (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийскими проверочными работами, а также национальными и международными исследованиями.

Известно, что проведение оценочных процедур при своём безусловном потенциале в оценке качества образования, имеет ряд негативных аспектов, выраженных в виде стрессовых и проблемных ситуаций у участников образовательного процесса.

Во ФГОС указано, что сохранение психического здоровья обучающихся является важной составляющей процесса реализации основной образовательной программы.

Для получения высоких показателей в процессе оценивания (при условии сохранения психического здоровья обучающихся) необходима организация комплексного психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение оценочной деятельности - это система профессиональной деятельности педагога -психолога, направленная на создание социально - психологических условий для успешного прохождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся и сведения к минимальному показателю психологических затруднений и отклонений в процессе проведения оценочных процедур у всех участников образовательного процесса.

Одним из важных принципов организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания является принцип системности, который подразумевает наличие алгоритма деятельности и использование возможностей всех основных направлений работы психолого-педагогического

сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся.

С целью определения компетенции педагогов-психологов образовательных организаций в области психолого-педагогического сопровождения оценочных процедур был проведён опрос относительно практической реализации направлений психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе.

Выборку экспериментального исследования составили педагоги-психологи образовательных организаций, присутствовавшие на секции «Актуальные направления психолого-педагогического сопровождения оценки качества образования в образовательной организации» в рамках мероприятия Дни РЦОКИО, а также курсов повышения квалификации ГБУ ДПО РЦОКИО в 2016 году общей численностью около 1000 человек. Критерием включения в выборку являлось наличие базового высшего профессионального психологического образования. Особенностью исследования являлось проживание в различных частях региона (в отдаленных сельских поселениях Челябинской области, в центрах муниципальных районов области, в городских округах и в областном центре).

Педагоги-психологи представили краткий отчет в свободной форме, что позволило исследовать смысловое содержание высказываний респондентов о различных аспектах содержания своей профессиональной деятельности.

На заключительном этапе производилась классификация и конкретизация выделенных направлений профессиональной деятельности. Основаниями для дифференциации в настоящем исследовании являлись традиционные направления деятельности педагога-психолога: профилактика, просвещение, диагностика, кор-рекционно-развивающее, консультирование и экспертиза.

Дополнительно следует отметить, что полученные данные о системе работы педагогов-психологов не носят характера обобщённых выводов, а служат ориентиром для изучения содержания деятельности педагогов-психологов в изменяющихся условиях.

Анализ полученных данных показал, что большинство педагогов-психологов не имеет

алгоритма психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся, который включает потенциал всех направлений (профилактика, просвещение, диагностика, консультирование, коррекци-онно-развивающая и экспертная деятельность), а занимаются решением проблем, далеких от сопровождения оценочной деятельности. Так, например, более половины (56,5%) респондентов в диагностическом направлении сориентированы на «диагностику по запросу», в профилактике и просвещении - выход на аудиторию «по требованию учителя или администрации» (48%), коррекци-онно-развивающее направление по «различным аспектам личностных и интеллектуальных отклонений, обучающихся» (63%), и консультирование всех участников образовательного процесса по результатам диагностических, коррекционных мероприятий (77%).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отсутствует единый подход в определении целей, задач, содержания, методов работы психологической службы, места и статуса педагога-психолога в системе образования, не выработаны нормы и стандарты деятельности, нет единства диагностического инструментария психологической службы в образовании.

Для оптимизации психолого-педагогического сопровождения необходима некая стандартизация данного процесса, которая предполагает наличие рекомендуемых форм и методов работы по указанным направлениям для каждого уровня общего образования: начального, основного и среднего.

Система организации и предоставления психолого-педагогической помощи в образовании зависит как от состояния экономики, так и от организации самого образования, идеологии и других социокультурных факторов. Модели организации психолого-педагогической помощи в образовании во многом зависят от тех целей, которые ставит система образования перед психологической службой в образовании. Эти цели и определяют структурно-функциональную организацию, нормативную базу, инструментарий и т.д., причем в ходе развития системы образования задачи могут меняться и, соответственно

должны меняться модели организации психолого-педагогического сопровождения в системе образования.

Расширение спектра задач, решаемых психологической службой в образовании в связи с новой социокультурной ситуацией развития и порождаемыми рисками, а также новые достижения психологической науки в области психологии развития, нейронаук, психологии семьи и детства, оценки качества

образования ставят вопрос об обновлении содержания профессиональной деятельности педагога-психолога в сфере образования.

В качестве рекомендаций можно предложить различные варианты психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся по основным направлениям деятельности педагога-психолога на всех уровнях общего образования (таблица).

Таблица

Психолого-педагогическое сопровождение процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся

Направление деятельности Уровни общего образования

Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование

Профилактическое Проведение мероприятий, предупреждающих возникновение трудностей в личностном и интеллектуальном развитии у обучающихся Профилактика явлений дезадаптации у обучающихся в процессе прохождения процедур оценивания (снятие тревожности, мобилизация внутренних ресурсов) Обучение психической саморегуляции; формирование уверенности в своих силах; выработка навыков мобилизации в стрессе

Диагностическое Психолого-педагогическое изучение особенностей развития детей, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, влияющих на результаты индивидуальных достижений. Использование диагностических методик на определение темперамента, характера, уровня тревожности и самооценки. Раннее выявление детей «группы риска», имеющих затруднения в прохождении процедур оценивания для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения. Проведение социометрических методик исследования самооценки обучающихся, определение акцентуаций характера и выявление особенностей, способных оказать влияние на результаты процедур оценивания индивидуальных достижений. Диагностические методики на определение: Уровня притязаний (по методике Шварцландера) Тревожности (Спил-бергера-Ханина) мотивации к достижению успеха Т.Элерса Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина.

Направление деятельности

Уровни общего образования

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Консультационное

Консультирование родителей и педагогов по вопросам индивидуальных особенностей развития обучающихся и подготовки к процедурам оценивания.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам организационного и процессуального характера прохождения процедур оценивания; подготовки детей к оценочным процедурам

Консультирование по вопросам подготовки обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Коррекци-онно-развива-ющее

Составление плана индивидуальной работы с обучающимися, имеющими трудности в прохождении процедур оценивания, развитие памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы эффективными методиками, согласно возрасту обучающихся. Помощь в преодолении трудностей адаптации.

Развитие памяти, внимания, мышления эффективными методиками, согласно возрасту обучающихся. Обучение способам релаксации и снятию физического и эмоционального напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.

Индивидуальная и групповая работа с обучающимися «группы риска» (тревожные, перфекцио-нисты, гипертимные, астенические и др.) и разработка методических рекомендаций для преодоления психологических трудностей в подготовке и прохождению экзаменов

Формирование потребности у обучающихся к освоению эффективных техник развития памяти и внимания, логики, организованности; работы с самооценкой; уровнем притязаний и мотивацией. Обучение способам релаксации и снятию физического и эмоционального напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.

Индивидуальная и групповая работа с обучающимися «группы риска» (тревожные, перфекцио-нисты, гипертимные, астенические и др.) и разработка методических рекомендаций для преодоления психологических трудностей в подготовке и прохождении экзаменов

Направление деятельности Уровни общего образования

Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование

Просвещение Обучение родителей знаниям и навыкам, способствующими развитию эффективного поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. Просвещение родителей и педагогов по психологической подготовке обучающихся к промежуточной аттестации. Информирование об эффективных способах развития памяти, внимания, мышления и мотивации к обучению. Информирование участников образовательного процесса об особенностях психологической готовности к ЕГЭ, которая представлена процессуальным (знание о процедуре предстоящего экзамена), познавательным (высокий уровень внимания, развитая логика и память) и личностными (интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность) компонентами.

Аналитическое - психологический анализ процесса подготовки и проведения процедур оценки качества и полученных результатов; - выбор наиболее приоритетных направлений организации психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания индивидуальных достижений обучающихся

Проблема обновления содержания профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процедур оценки качества образования является принципиально важной для решения вопросов, связанных с оценкой качества образования.

Список литературы

1. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Изд. «Речь», 2001.- 688с.

2. Костюченкова, О.Е. Зависимость образа профессионального Я от изменения

ценностных ориентаций педагога: Дис... канд. психол. наук. - М., 2004. - 180 с.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М: «Наука», 1993.- 321с.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М: «Наука», 1994.- 367с.

5. Молодцова, Н.Г. Практикум по педагогической психологии / Н.Г. Молодцова. -СПб.: Изд. «Питер», 2009г. - 623с.

6. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Изд. «Питер», 1999.- 356с.

References

1. Golovej, L.A., Rybalko, E.F. Praktikum po vozrastnoj psihologii / L.A. Golovej, E.F. Rybalko. - SPb.: Izd. «Rech'», 2001.- 688s.

2. Kostyuchenkova, O.E. Zavisimost' obraza professional'nogo YA ot izmeneniya cennostnyh orientacij pedagoga: Dis... kand. psihol. nauk. - M., 2004. - 180 c.

3. Markova, A.K. Psihologiya truda uchitelya. - M: «Nauka», 1993.- 321s.

4. Mitina, L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional.- M: «Nauka», 1994.- 367s.

5. Molodcova, N.G. Praktikum po pedagog-icheskoj psihologii / N.G. Molodcova. - SPb.: Izd. «Piter», 2009g. - 623 s.

6. EHjdemiller, EH.G., YUstickis, V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i. - SPb.: Izd. «Piter», 1999.- 356s.

Сведения об авторе Костюченкова Ольга Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Kostyuchenkova O.E. - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Organization of scientific activity», State Budgetary Institution of Further Professional Education «Regional center to assessment quality and informatization in education», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.