Научная статья на тему 'Социально-экономическая и институциональная природа и роль рентабельности в рыночной экономике'

Социально-экономическая и институциональная природа и роль рентабельности в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / РЕНТА / ИННОВАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ / МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ДОХОД / КРИМИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ / КОНЪЮНКТУРНАЯ ПРИБЫЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ / БЫСТРАЯ ПРИБЫЛЬ / СРЕДНЯЯ ПРИБЫЛЬ / РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / ДОТАЦИИ / ЛЬГОТЫ / СУБСИДИИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семыкин В.А., Соловьева Т.Н., Сафронов В.В., Терехов В.П.

Статья посвящена социально-экономической и институциональной природе и роли рентабельности в экономике в условиях рыночного хозяйства. Эта категория формируется и развивается по мере совершенствования обмена и рынка, усложнения их целей и повышения конкуренции. Рентабельность тесно связана с такими экономическими отношениями, как рынок, цена, издержки производства и обращения, она выполняет различные задачи и характерна целой совокупностью функций и противоречий. Рентабельность в экономике зависит от множества природно-экономических, технологических, микрои макроэкономических факторов, качества человеческих ресурсов, состояния конкуренции, внешнеэкономических отношений. Это крайне противоречивая категория, в ней как ни в какой другой системе отношений тесно переплетаются многочисленные личные, коллективные, отраслевые, региональные, национальные и глобальные интересы, объективные тенденции роста, усреднения, выравнивания, дифференциации, деградации и банкротства, что требует комплексной методики ее анализа и выделения уровней. Рентабельность в экономике выполняет многочисленные функции по информированию, оценке доходности и эффективности экономики, стимулированию, накоплению инвестиций, инновационному развитию, пополнению бюджетов, формированию источников для уплаты налогов, дивидендов, ренты, процентов, расширению резервных фондов, собственности, развитию конкуренции. Она зависит от целого ряда факторов внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональной и международной конкуренции, инноваций, монополизации рынков, неправовых сделок, от состояния рынков многочисленных природных факторов, местоположения и качества земли. Это вызывает различные формы прибыли и рентабельности минимальную и среднюю прибыль, рентные доходы, инновационную прибыль, ее неправовые формы, страховую прибыль. Наиболее полно сущность рентабельности характеризует инновационная прибыль, она отсекает все монопольные формы, позволяет более обоснованно формировать механизмы ее формирования и максимизации, перераспределения и эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая и институциональная природа и роль рентабельности в рыночной экономике»

УДК 338.314

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА И РОЛЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

СЕМЫКИН В.А.,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: rector@kgsha.ru. СОЛОВЬЕВА Т.Н.,

кандидат экономических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: prorector1@kgsha.ru.

САФРОНОВ В.В.,

кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: econ.teor.ksaa@ya.ru.

ТЕРЕХОВ В.П.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО Курская ГСХА; e-mail: vater.one@gmail.com.

Реферат. Статья посвящена социально-экономической и институциональной природе и роли рентабельности в экономике в условиях рыночного хозяйства. Эта категория формируется и развивается по мере совершенствования обмена и рынка, усложнения их целей и повышения конкуренции. Рентабельность тесно связана с такими экономическими отношениями, как рынок, цена, издержки производства и обращения, она выполняет различные задачи и характерна целой совокупностью функций и противоречий. Рентабельность в экономике зависит от множества природно-экономических, технологических, микро- и макроэкономических факторов, качества человеческих ресурсов, состояния конкуренции, внешнеэкономических отношений. Это крайне противоречивая категория, в ней как ни в какой другой системе отношений тесно переплетаются многочисленные личные, коллективные, отраслевые, региональные, национальные и глобальные интересы, объективные тенденции роста, усреднения, выравнивания, дифференциации, деградации и банкротства, что требует комплексной методики ее анализа и выделения уровней. Рентабельность в экономике выполняет многочисленные функции по информированию, оценке доходности и эффективности экономики, стимулированию, накоплению инвестиций, инновационному развитию, пополнению бюджетов, формированию источников для уплаты налогов, дивидендов, ренты, процентов, расширению резервных фондов, собственности, развитию конкуренции. Она зависит от целого ряда факторов - внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональной и международной конкуренции, инноваций, монополизации рынков, неправовых сделок, от состояния рынков многочисленных природных факторов, местоположения и качества земли. Это вызывает различные формы прибыли и рентабельности - минимальную и среднюю прибыль, рентные доходы, инновационную прибыль, ее неправовые формы, страховую прибыль. Наиболее полно сущность рентабельности характеризует инновационная прибыль, она отсекает все монопольные формы, позволяет более обоснованно формировать механизмы ее формирования и максимизации, перераспределения и эффективного использования.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, рента, инновационная прибыль, монопольная прибыль, природная рента, мультипликативный доход, криминальная прибыль, конъюнктурная прибыль, предпринимательская прибыль, быстрая прибыль, средняя прибыль, резервные фонды, распределение прибыли, использование прибыли, дотации, льготы, субсидии, дифференциация рентабельности, норма рентабельности, экономические интересы.

SOCIAL - ECONOMIC AND THE INSTITUTIONAL NATURE AND ROLE OF PROFITABILITY IN MARKET ECONOMY

SEMYKIN V.A.,

doctor of Agriculture, Professor, Rector of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: rector@kgsha.ru. SOLOVYOVА T.N.,

doctor of Economy, Professor, Vice-rector of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: prorector1@kgsha.ru. SAFRONOV V.V.,

doctor of Economy, Professor, Head of the Department of Economic theory of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: econ.teor.ksaa@ya.ru.

TEREKHOV V.P.,

аssistant Professor of the Department of Finance of Kursk state agricultural I.I. Ivanov Academy; E-mail: vater.one@gmail.com.

Essay. The article is devoted to the socio-economic and institutional nature and the role of profitability in the economy in a market economy. This category formed and develops as exchanges and markets improve, their objectives become more complicated and competition increases. Profitability is closely related to such economic relations as the market, price, production and circulation costs, it performs various tasks and is characterized by a whole set of functions and contradictions. Profitability in the economy depends on a variety of natural, economic, technological, micro- and macroeconomic factors,

the quality of human resources, the state of competition, foreign economic relations. This is an extremely controversial category, in it, as in no other system of relations, numerous personal, collective, sectoral, regional, national and global interests, objective tendencies of growth, averaging, leveling, differentiation, degradation and bankruptcy are closely intertwined, which requires an integrated methodology its analysis and allocation of levels. Profitability in the economy fulfills numerous functions for informing, assessing the profitability and efficiency of the economy, stimulating, accumulating investment, innovative development, replenishing budgets, forming sources for paying taxes, dividends, rent, interest, expanding reserve funds, property, and developing competition. It depends on a number of factors - intraindustry, intersectoral, interregional and international competition, innovation, monopolization of markets, illegal transactions, and the state of markets for multiple natural factors, location and quality of land. This causes different forms of profit and profitability - minimum and average profit, rental income, innovative profit, its non-legal forms, insurance profit. The essence of profitability is characterized by the innovation profit, it cuts off all monopoly forms, allows more efficient formation of mechanisms for its formation and maximization, redistribution and effective use.

Keywords: profit, profitability, rent, innovative profit, monopoly profit, natural rent, multiplicative income, criminal profit, short-term profit, entrepreneurial profit, rapid profit, average profit, reserve funds, profit distribution, use of profit, subsidies, Subsidies, differentiation of profitability, rate of profitability, economic interests.

Введение. Рентабельность относится к распространенным и важнейшим категориям рыночной экономики, от ее уровня зависят масштабы расширенного воспроизводства, конкурентоспособность, размеры ежегодно получаемой прибыли, доходность предприятий и отраслей, их успехи и неудачи. Рентабельность экономики - основа для модернизации и инновационного развития хозяйств и отраслей, улучшения материально-технической базы и социальной инфраструктуры предприятий и регионов, перехода на полное самофинансирование. Она способствует повышению эффективности и конкурентоспособности экономики, социальному и экологическому прогрессу. В экономической теории существует несколько основных концепций социально -экономической природы рентабельности экономики, она определяется как неоплаченный труд наемных работников, как результат эффективного предпринимательства, как плата бизнесу за экономические риски, доход от используемых инноваций, денежная форма прибавочной стоимости, которая появляется при определенном уровне повышения производительности общественного труда. Опыт рыночной экономики свидетельствует о существовании всех этих причин и концептуальных подходов к сущности и роли рентабельности.

В натуральном хозяйстве эта категория, как известно, отсутствует, хотя человек уже и в этот период времени сопоставляет результаты своей деятельности с величинами затрат труда. В рыночном хозяйстве вместе с появлением таких категорий, как обмен, рынок, спрос, предложение, рыночная цена сначала появляется категория торговой прибыли, которая определяется как разница между ценой продажи товара и его покупки, а затем появляются такие категории, как предпринимательская прибыль, авансированный капитал, скорость оборота капитала, норма прибыли (рентабельности), внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, средняя прибыль, средняя норма прибыли. По мере развития рынка и роста масштабов капитала, появляются категории фактической, минимальной, средней и максимальной рентабельности производства, она становится основным мотивом деятельности, синтезирующим показателем, в котором отражаются все экономические интересы, материально-денежные затраты в производстве и обращении, цены реализации и инновационность экономики.

Результаты исследования. Для уточнения социально-экономической природы и роли рентабельности экономики очень важно выделять и ее функции. Рентабельность выполняет информационную, накопитель-

ную, стимулирующую, оценочную, распределительную и перераспределительную функции, является показателем, обобщающим результаты производства и затрат, состояние развития и конкурентоспособности экономики. Рентабельность выполняет роль стимула максимизации массы прибыли за счет оптимального распределения капитала и более эффективного его использования, ускорения воспроизводства, минимизации издержек, повышения качества продукции, учета потребностей рынка.

Прибыль является источником обогащения общества, личности, предприятия, формирования бюджетов всех уровней, источником социального и экологического развития, создания новых производств и отраслей, реализации инновационных проектов и программ, создания резервных и премиальных фондов. Ради повышения рентабельности снижаются издержки, повышается качество продукции, улучшаются проекты инвестируемого капитала. Особенно масштабное использование категория рентабельности экономики получила в условиях развитой конкуренции, капиталистического способа производства, когда она становится основным мотивом многих направлений экономической деятельности, а ее максимизация выступает целью предпринимательства, в ней фокусируются интересы как бизнеса, так и наемного труда, регионов и государства. На первый взгляд рентабельность в экономике простая категория, на самом же деле - это сложные, многофункциональные экономические и институциональные отношения, крайне динамичные и противоречивые. В формировании рентабельности участвуют многие факторы -конкуренция, рыночные цены, издержки производства и обращения, авансированный капитал, природные ресурсы, нормы окупаемости, масса и норма прибыли, распределение и использование прибыли и ее максимизация.

Рентабельность экономики зависит от многочисленных природных, научно-технических, экологических, социально-экономи-ческих и институциональных факторов, инновационности материально-технической базы, состояния внешнеэкономических, валютно-финансовых и кредитных отношений, человеческих ресурсов и уровня конкуренции. При изучении и использовании категории рентабельности очевидна роль как макро- и микроэкономических, так и глобальных факторов, а также отношений, формирующихся на уровне фирм, предприятий, цехов, рабочих мест. При всей значимости рыночной экономики в ее рентабельности следует выделять и ту ее часть, которая связана с

монополизацией и криминализацией экономики, фальсификацией товаров, встречающимся теневым характером производства.

Факторы не могут быть противоправными и безнравственными, недопустимо чтобы рентабельность повышалась путем дезинформации покупателей, спекулятивных операций с валютой, за счет обмана, экономии затрат путем ухудшения качества товаров и услуг, применения некачественного сырья. Это серьезно противоречит интересам людей и общества. К противоречиям категории рентабельности экономики следует отнести и то, что прибыль не всегда ориентирует бизнес на улучшение общественного воспроизводства и потребления, поддержание оптимальных социально-экономических пропорций, структур и целей, преодоление тех или иных рыночных или государственных провалов. Например, в последнее время в российском обществе часто обсуждаются проблемы целесообразности расширения мегаполисов, делается вывод, что в такой большой по территории стране как Россия они не должны быть сверхбольшими, они должны быть более многочисленными и средних размеров. Однако эти, совершенно справедливые выводы, на практике игнорируются, что совершенно очевидно связано с интересами роста доходов и рентабельности, в том числе и строителей. В интересах оптимизации использования этой категории требуется серьезный прогресс и в части обоснования методики ее анализа и использования. Это очень непростая задача, ее можно решать только на основе выделения качественных и количественных зависимостей рентабельности от состояния факторов макро- и микроэкономики, экономики предприятий, рынков рабочей силы и мировых рынков. Их довольно много, основные из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные научно-технологические, экономические, социальные и институциональные факторы формирования рентабельности экономики

Многочисленность научно-технологических, экономических, социальных и институциональных факторов и интересов по поводу рентабельности экономики делают эту категорию крайне сложной, часто противоречивой, трудно поддающейся регулированию. Важным аспектом выяснения ее природы и роли в экономике является выделение ее форм, что необходимо для проведения ее анализа и планирования, создания методик расчетов и включения в экономический механизм предприятий, проектов, отраслей, регионов, стран, внутрихозяйственных звеньев, распределения и исполь-

зования прибыли. Обычно используются формы рентабельности, рассчитываемые на основе бухгалтерской или экономической прибыли, что позволяет выстраивать определенную систему ее распределения и использования, но как показывает опыт, этого мало, необходимы и другие формы рентабельности, которые бы учитывали не только использованные издержки, потери, возникающие при осуществлении тех или иных проектов, но и роль других многочисленных социально-экономических и природно-климатических факторов, влияющих на размеры прибыли и авансирование капитала, скорость оборота инвестиций и их инноваци-онность. К ним могут быть отнесены средняя прибыль, монопольная, инновационная, конъюнктурная, страховая, предпринимательская и другие.

Прежде всего важно выделять ту часть прибыли, которая связана с природной (земельной) рентой, она достаточно существенна по размерам, особенно в аграрной экономике, нефте- и газодобывающих отраслях, лесном и рыбном хозяйстве, отличается и отношениями, которые складываются по поводу ее распределения и использования. По своему характеру это часть прибыли по поводу которой возникают особые отношения присвоения и распределения, на нее претендуют владельцы этих ресурсов, в том числе государство, а также их пользователи.

Многие исследователи ренты считают, что эта часть дохода должна принадлежать собственнику природных ресурсов, так как она не является результатом его инновационной деятельности. Значительная часть дохода предприятий, регионов, стран формируется под влиянием уровня хозяйствования, инноваций, ее можно назвать инновационной прибылью. Особенности ее состоят в том, что она не ограничена в размерах, полезна для проведения политики модернизации и инновационного развития экономики, является очень солидным источником доходов и стимулирования научно-технического и социально-экологического прогресса. Ее необходимо исчислять и использовать для формирования механизма максимизации прибыли, снижения авансированного капитала и материально-технических затрат. Часть прибыли нередко формируется и на неправовой основе, за счет монополизации рынков, теневого и криминального характера деятельности субъектов рынка, эта прибыль является незаконной, она наносит обществу и рынку значительный ущерб, препятствует инновационному развитию и повышению социально-экономической эффективности общественного воспроизводства, развитию конкуренции. По ее поводу возникают отношения, которые требуют, чтобы она или использовалась исключительно в интересах общества, или полностью были бы ликвидированы условия для ее возникновения.

Исключительно большой интерес вызывает и та часть прибыли, которая возникает под воздействием различных погодных условий (осадки, освещение, тепло), она не являются заслугой хозяйствующих субъектов, заметно влияет на нестабильность экономики, поэтому может быть источником формирования страховой прибыли и резервных фондов, учитываться при определении объективных результатов производства. Формирование рентабельности экономики связано и с целым рядом других факторов - конкуренцией, государственным субсидированием экономики, недифференцированным изъятием определенной части доходов, возникновением незаконных источников доходов, мо-

нопольным удорожанием кредитов и цен на материальные ресурсы, чрезмерным повышением номинальной и реальной заработной платы, а также с уплатой налогов и оплатой кредитов. Отсюда следует, что рентабельность выступает в виде целой системы форм прибыли, которые не только отличаются факторами возникновения и размерами, но и экономической природой и ролью, а отсюда и механизмами ее распределения и использования. Поскольку рентабельность экономики имеет множество самых разных форм, то и механизмы их регулирования и стимулирования должны быть дифференцированными и композитивными.

Большое значение для повышения рентабельности экономики имеет выделение тенденций ее формирования, к ним можно отнести рост, связанный с развитием конкуренции, освоением межрегиональных и мировых рынков, с созданием рынков инновационной продукции. Исключительно большая роль в формировании рентабельности в современной российской экономике принадлежит и преодолению затяжных экономических кризисов и депрессий. В качестве объективной тенденции формирования рентабельности российской экономики следует указать и на усиление ее зависимости от внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональной и даже международной конкуренции. Среди факторов повышения рентабельности возрастает роль качеств человеческих ресурсов, менеджмента, компетентности, инвестиций, сокращения дифференциации уровней рентабельности между хозяйствами, отраслями и регионами. К тенденциям формирования рентабельности в нынешних условиях следует отнести и возрастание роли инновационной прибыли, а также сокращение различного рода криминальной, монопольной и коррупционной прибыли.

При всей очевидности значения выделенных факторов, форм и тенденций формирования рентабельности, сами по себе они не способны решать проблемы максимизации повышения рентабельности, для выполнения этих задач на всех уровнях экономики важно создание и использование адекватного им социально-экономического и институционального механизма. В соответствии с природой, функциями и формами рентабельности следует уточнить систему показателей, характеризующих ее уровень, абсолютные и относительные значения. В настоящее время для этого используются категории прибыли, авансированного капитала и производственных ресурсов. Совершенно очевидно, что может быть выделено нерентабельное производство или экономика, когда прибыль ниже нулевого значения, минимальное ее значение, когда норма рентабельности находится на уровне ссудного процента, представляет интерес величина средней прибыли, исчисляемой как отношение национальной массы прибыли к национальной массе авансированного капитала. Заслуживает внимания исчисление максимально высокой нормы рентабельности и факторов ее порождаемых, что важно для ее распределения и перераспределения. Они являются ориентирами для производственной и отраслевой полити-

ки, низкая рентабельность очень часто выступает основной причиной сокращения, а то и прекращения того или иного производства, или, наоборот, его расширения. Например, одним из негативных явлений в сегодняшней экономике России является кризис во многих отраслях молочного скотоводства, сокращение поголовья коров, объемов производства молока, что хозяйственники нередко объясняют низкой рентабельностью, большими убытками и, наоборот, расширение производства зерна, картофеля, подсолнечника, сахара, оценивают как следствие их высокой рентабельности. В действительности так оно и есть (таблица 1).

Данные таблицы 1 свидетельствуют о системной связи отраслевых объемов производства и отраслевой политики, в частности в молочном скотоводстве, зерновом хозяйстве от их рентабельности.

Привлекательность рентабельности экономики высокого уровня в том, что она позволяет сокращать государственные субсидии, увеличивать инновации, является источником выплат дивидендов, арендной платы, налогов на всех уровнях экономики, формирования накоплений для модернизации основного капитала, создания резервных и социальных фондов, она фактически определяет структуру экономики, территориальное размещение производства, стратегию развития структуры производства и отраслей. На практике часто на вопросы о причинах сокращения поголовья, в том числе коров, которые достаточно продуктивны, можно услышать, что они низкорентабельны и приносят хозяйству значительные суммы убытков - 10-15 млн. р., поэтому от них следует избавляться.

Важнейшей сферой отношений рентабельности в экономике является механизм ее формирования и регулирования. Многие исследователи рентабельности экономики социально-экономический и институциональный механизмы ее максимизации справедливо видят в снижении издержек производства и обращения, в повышении цен реализации, ускорении оборачиваемости капитала, более быстром росте производительности труда по сравнению с повышением оплаты труда. Несомненно, все эти пути повышения рентабельности актуальны и целесообразны, но одного их выделения в теории недостаточно, необходима и эффективная система объективных экономических, социальных и институциональных институтов по формам рентабельности, которые способствовали бы воплощению этих резервов в жизнь путем совершенствования распределения прибыли и ее форм, организации и стимулирования экономики, устранения всех проявлений, если они есть, ее теневого характера - закрытости, монополизма и, наоборот, стимулирования инновационного развития, перехода к инновационному типу производства, инновационной продукции и прибыли. Основные элементы такого механизма повышения рентабельности, на наш взгляд, могли бы иметь вид, представленный на рисунке 2.

Таблица 1 - Объемы зернового и молочного производства и их рентабельность в сельскохозяйственных предприятиях Курской области ________

Наименование показателя 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

1. Зерновое производство

Рентабельность, в % 11,7 29,6 7,0 10,5 20,4 53,8 36,5 35,9

Валовое производство, млн. т. 1,9 3,3 3,1 1,5 2,6 2,8 2,8 4,2

2. Молочное производство

Рентабельность, в % -0,7 0,1 -11,0 19,0 12,3 -0,9 6,1 21,1

Поголовье коров, тыс. голов 75,9 52,8 46,8 45,1 45,1 43,4 39,0 37,2

Разработка методик исчисления прибыли и всех ее форм, авансированного капитала и произ-водственныхресур-

СОВ

Выделение различных форм прибыли, их исчисление, распределение и использование в соответствии с их сущностью

Изъятие всех форм рентных доходов, а также доходов криминальных. монопольных и теневых

Государственное субсидирование общественно важных. но нерентабельных производств. отраслей, видов деятельности

Повышение нормы моршз; ции. введение амортизации не только по основному

капиталу. но и от стоимости всех видов капитала и ресурсов

Основные инструменты регулирования рентабельности в рыночной экономике

Оценка инновационных проектов по размерам инновационной рентабельности

и массы дохода за период амортизации

Развитие конкуренции. многообразия форм хозяйствования. преодоление монополизма и коррупции

Оишмизадня макроэкономической политики в финансово-кредитной сфере и сфере БЭС

И счи слени е и и сп оль-зовапие инновационной прибыли как основной формы с последующим использованием для инвестиций и стимулирования

Участие владельцев, работников, государства. предприятий, регионов в использовании инновационной прибыли для накопления и стимулирования

Рисунок 2 - Основные инструменты регулирования рентабельности в рыночной экономике

Из материалов рисунка 2 следует, что речь прежде всего должна идти об изъятии природной ренты, использовании инновационной прибыли для стимулирования инноваций, о создании резервных фондов за счет страховой прибыли. Необходимы и инструменты для изъятия части прибыли, формирующейся за счет монопольно высоких цен, незаконных сверхприбылей, неоправданных государственных субсидий и дотаций, коррупционных поступлений. Серьезным направлением создания совершенного механизма повышения рентабельности в современной российской экономике является и повышение роли государства в этой системе отношений за счет оказания отраслям и предприятиям разумной финансовой помощи, а также удешевления кредитов, заметного усиления роли внешних рынков, внешнеэкономических связей и конкуренции. На состояние рентабельности экономики большое влияние может оказать и свободное передвижение капи-

тала, в т.ч. и путем специализации и диверсификации экономики, концентрации производства, стимулирования проведения активной ассортиментной политики, повышения качества продукции, снижения издержек производства, сокращения потерь продукции. Изучение и использование передового опыта, повышение компетентности специалистов и работников массовых профессий способны позволить существенно преодолевать технологическую отсталость и бесхозяйственность, патологии и добиваться роста рентабельности. В современной экономике нельзя допускать снижения издержек за счет ухудшения качества продукции и услуг. Нежелательно стимулировать менеджеров и работников за счет рентных доходов, премии и выплаты дивидендов должны осуществляться исключительно за счет инновационного прогресса и инновационной прибыли. Только такие подходы к формированию социально-экономического и институционального механизма максимизации рентабельности способны дать высокие результаты.

Выводы. Рентабельность в рыночной экономике является важнейшим показателем ее эффективности, конкурентоспособности, реализации социально-экономических интересов, источником накоплений, уплаты налогов, ренты, дивидендов. Она мотивирует, информирует и обогащает бизнес и общество. Рентабельность зависит от множества факторов - качества труда, природных условий, инноваций, конкуренции, конъюнктуры, рисков, институциональных условий, имеет целый ряд форм. Рентабельность оказывает решающее влияние на эффективность экономики, поэтому необходим развитый, современный экономический механизм ее повышения. Он должен быть основан на изучении рынков, определении ее форм, их распределении и использовании, на ускорении научно-технического прогресса и повышении качества человеческих ресурсов. В рыночных условиях роль ее имеет тенденцию возрастания.

Список использованных источников

1. Сафронов В.В. Рентабельность агропромышленного комплекса: монография. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.

2. Терехов В.П. Повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий на основе совершенствования управления прибылью: дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. - Курск, 2009.

3. Терехов В.П., Переверзева Н.В. Композитивная парадигма социально-экономической природы прибыли в рыночном хозяйстве // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 9. - С. 3436.

List of sources used

1. Safronov V.V. Profitability of the agro-industrial complex: monograph. - Voronezh:Ed. VSU. 1985.

2. Terekhov V.P. Increase of efficiency of functioning of the agricultural enterprises on the basis of perfection of management by profit. Thesis for the degree of candidate of economic sciences. Kursk State Agricultural Academy, Kursk, 2009.

3. Terekhov VP, Pereverzeva N.V. Composite paradigm of the socio-economic nature of profit in the market economy // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2016. - № 9. - Pp. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.